Методические рекомендации для учителей начальных классов пo организации работы с читательским дневником на уроках литературного чтения
материал по чтению

Татьяна Владимировна Романенкова

Методические рекомендации для учителей начальных классов пo организации работы с читательским дневником на уроках литературного чтения, которые помогут педагогу в формировании умений работать с информацией у детей младшего школьного возраста:

1. Дневник с иллюстрациями. Младшие школьники любят рисовать. С помощью рисунка можно выразить то, чего не передать словами: эмоции, впечатления, ассоциации. Занимаясь любимым делом, ребенок погружается в размышления и переживания, связанные с художественным текстом. Создается целостный эмоциональный образ, который запоминается надолго. Пятиминутки рисования (желательно с музыкальным сопровождением) можно устраивать на уроке. Пока дети рисуют, можно почитать им вслух самые яркие фрагменты произведения.

2. Дневник эмоций и впечатлений. Свести воедино личный опыт и читательский дневник - отличная идея. Это результат работы «чтения с погружением», когда школьник соотносит прочитанное с личным опытом и учится рефлексировать. Выразить впечатление о прочитанном можно разными способами: рисунком; аппликацией; письмом герою; рецензией; собственным эссе.

3. Дневник-майндкарта. Интеллект-карты хороши  для использования на уроках. Это привычные схемы и диаграммы, которые мы рисуем на доске или выводим на экран с помощью проектора. Способы визуализации содержания книг: пирамида потребностей Евгения Онегина или просто нарисованный букет шариков с мечтами ослика Иа.

4. Дневник в виде краткого пересказа. Под краткостью подразумеваются 3 предложения, но такие, чтобы прочитав их, можно было понять, о каком произведении идет речь.

5. Дневник в виде цитат. Выписать 10 цитат из произведения и обязательно объяснить, почему именно они больше всего запомнились и понравились.

6. Дневник-анкета с традиционными вопросами (заполняется от лица литературных героев).

7. Дневник-викторина. По каждому из прочитанных произведений школьник записывает 7 -10 вопросов «с подвохом»; можно обмениваться с друг с другом и устраивать турниры.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literat.chteniemicrosoft_word.docx16.11 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для учителей начальных классов пo организации работы с читательским дневником на уроках литературного чтения как средства формирования у детей младшего школьного возраста умений работать с информацией:

1. Дневник с иллюстрациями. Младшие школьники любят рисовать. С помощью рисунка можно выразить то, чего не передать словами: эмоции, впечатления, ассоциации. Занимаясь любимым делом, ребенок погружается в размышления и переживания, связанные с художественным текстом. Создается целостный эмоциональный образ, который запоминается надолго. Пятиминутки рисования (желательно с музыкальным сопровождением) можно устраивать на уроке. Пока дети рисуют, можно почитать им вслух самые яркие фрагменты произведения.

Формат иллюстрированного дневника (много картинок и минимум текста) научит школьника выделять главное, откликаться на прочитанное душой. Рисунки могут быть выполнены красками, карандашами, мелками, с использованием разных текстур.

2. Дневник эмоций и впечатлений. Свести воедино личный опыт и читательский дневник - отличная идея. Это результат работы «чтения с погружением», когда школьник соотносит прочитанное с личным опытом и учится рефлексировать. Выразить впечатление о прочитанном можно разными способами: рисунком; аппликацией; письмом герою; рецензией; собственным эссе.

Например, с рассказом Чехова «Ванька» можно поработать. Что было бы, если бы дедушка получил Ванькино письмо? Предложите ребятам написать ответ от дедушки. Задача дневника эмоций - дать выход переживаниям детей, отработать проблему, озвученную в тексте, научиться лучше понимать школьников.

3. Дневник-майндкарта. Интеллект-карты хороши для использования на уроках. Это привычные схемы и диаграммы, которые мы рисуем на доске или выводим на экран с помощью проектора. Способы визуализации содержания книг: пирамида потребностей Евгения Онегина или просто нарисованный букет шариков с мечтами ослика Иа.

Объяснив, как можно структурировать мысли, полезно предложить школьникам домашнее задание по составлению дневника-майндкарты. Записывать имена героев, располагая их на ветках елочки или на лепестках ромашки. По желанию детей это могут быть: вагончики, блоки, облака, треугольники, ступени. Наклейки и стикеры; распечатанные и вклеенные в тетрадь цитаты; выделение заголовков и подзаголовков маркерами сделают записи разнообразнее.

4. Дневник в виде краткого пересказа. Под краткостью подразумеваются 3 предложения, но такие, чтобы, прочитав их, можно было понять, о каком произведении идет речь.

5. Дневник в виде цитат. Выписать 10 цитат из произведения и обязательно объяснить, почему именно они больше всего запомнились и понравились.

6. Дневник-анкета с традиционными вопросами (заполняется от лица литературных героев).

7. Дневник-викторина. По каждому из прочитанных произведений школьник записывает 7 -10 вопросов «с подвохом»; можно обмениваться с друг с другом и устраивать турниры.

Таким образом, разработаны методические рекомендации по организации работы с читательским дневником на уроках литературного чтения с целью помощи педагогу в формировании умений работать с информацией у детей младшего школьного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для учителей начальных классов по теме "Использование речевых игр на уроках русского языка".

В материале даются описание речевых игр, которые можно испьзовать на уроках русского языка....

Методические рекомендации для учителя начальных классов на тему «Организация формирования коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе»

1. Анкета для учителей начальных классов Цель: выяснить использует ли учитель начальных классов в педагогическом процессе проектные задачи по формированию коммуникативных универсальных учебных де...

Методическая рекомендация для учителей начальных классов «Работа над ошибками на уроках русского языка» (из опыта работы)

Методическая рекомендация для учителей начальных классов«Работа над ошибками на уроках русского языка» (из опыта работы) Туаева Зарина Михайловна,МБОУ «Средняя общеобразовательн...

Методические рекомендации для учителей русского языка по теме "Работа над словарными словами на уроках русского языка и чтения"

Данный материал рекомендован для использования кна уроках русского языка и чтения при работе с обучающимися с легкой степенью умственной отсталости....

Разработка методических рекомендаций для учителей начальных классов по использованию ИКТ в реализации ФГОС НОО на уроках русского языка

Разработка методических рекомендаций для учителей начальных классов по использованию ИКТ в реализации ФГОС НОО на уроках русского языкаЗа последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места пер...

Методика работы над Читательским дневником на уроках литературного чтения в начальных классах

Обобщен опыт работы с Читательским дневником на уроках литературного чтения....