В. Осеева "Волшебное слово"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
открытый урок 2класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnoe_slovo_v._oseeva_2kl_otkrytyy_urok_langolf_t.v.docx | 25.84 КБ |
Предварительный просмотр:
урок литературного чтения во 2 классе «а» Лангольф Т.В.
Тема: В. Осеева «Волшебное слово»
Цель: научить детей давать нравственную самооценку поступкам; добиться уяснения учениками, что лишь внимательный человек может понять нужды другого человека, помочь ему.
Задачи:
Обучающие:
1. Учить детей анализировать литературное произведение.
2. Учить подтверждать свои высказывания цитатами из текста.
3. Формировать умение осознанно, грамотно, выразительно читать рассказ.
Развивающие:
1. Развивать умение давать нравственную оценку ситуации, поведению и поступкам окружающих.
2. Способствовать развитию познавательных интересов, целостного восприятия учениками изучаемого материала.
3. Развивать коммуникативные умения учащихся: монологическую и диалогическую речь, умение работать с информацией.
4. Сопоставлять факты, анализировать, отстаивать свою точку зрения.
Воспитательные:
1. Воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим.
2. Развивать культуру речи, взаимоотношения и речевой этикет.
Форма урока:
проблемный урок с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
Форма работы: индивидуальная, групповая, работа в парах, коллективная.
Приемы: корзина моих мыслей, синквейн, чтение с остановками, журнал предсказаний, кластер.
Оборудование: маленькие сердечки розового, и белого цветов; большое красное сердце; разрезанные пословицы; презентация, экран, проектор, ноутбук.
Ход урока.
Орг. момент. Психологический настрой.
Всем, всем – добрый день!
Прочь с дороги, злая лень!
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Все расселись по местам,
Никому не тесно,
По секрету скажем вам:
«Будет интересно!
2.Актуализация знаний.
-На карточке у вас в два столбика записаны слова, обозначающие название предметов и слова, обозначающие признак предмета.
сказка деревянная
палочка красивый
лампа интересная
слово настольная
цветок волшебное
-Стрелкой соедините слова, связанные по смыслу.
-Давайте проверим правильность выполнения задания. (Слайд 3)
-Какое словосочетание здесь лишнее? Почему? (Слайд 4)
- Можем ли мы употребить слово «волшебное» с другими словами из первого столбика? Что у вас получилось?
- Предположите, какое из этих словосочетаний будет темой нашего урока.
-Составьте кластер «Волшебные слова» ( Слайд 5)
-Как слово может действовать на поведение человека? Запишите свои мысли и поместите их в корзину моих мыслей (дети работают в группах).
А каким людям подойдут вежливые слова? (Добрым, воспитанным.)
-Каких людей вы встречаете чаще: хороших или плохих?
-На доске зашифровано имя и фамилия автора этого произведения. Назовите его.
(zвdалwеvнjтgиYнRа ; DоFсgеvеsвgа) (Слайды 6,7)
1. Ребята, сегодня мы начинаем знакомиться с произведениями Валентины Александровны Осеевой.
А сейчас ребята, которым было дано дополнительное задание, расскажут нам о биографии Валентины Александровны.
Биография автора.
Валентина Александровна Осеева родилась в городе Киеве в 1902 году. В юные годы она мечтала стать актрисой, но её мечта не сбылась и она стала педагогом. Работала в детских домах и колониях для малолетних правонарушителей. Став детской писательницей, В. Осеева в своих произведениях продолжала решать воспитательные задачи.
Она хотела, чтобы у ребят было радостное детство, и придумывала для них разные истории, сказки, стихи, игры.
В своих книгах она рассказывала детям о том "что такое хорошо, и что такое плохо". Первый рассказ - "Гришка". Первая книга - "Рыжий кот". А за книгу "Васёк Трубачёв и его товарищи" получила государственную премию.
Книги писательницы пользуются большим успехом у школьников. Юные читатели равняются на её героев. Ведь В. Осеева – талантливый педагог, человек большого сердца и чуткой души.
А еще я хочу добавить:
1. Книги Осеевой были переведены на ряд языков народов СССР.
2. Большой успех выпал на долю повести "Динка"(1959), имеющей автобиографический характер. Позже по ней снимут фильмы "Найди меня, Леня" (1971) и "Раннее, раннее утро..."
3. Призы и награды
Награждена медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."
4. Похоронена писательница в Москве на Ваганьковском кладбище.
А у Ярослава было задание организовать для нас выставку книг В.Осеевой (с чем он успешно справился).
II. Знакомство с новой темой.
- Словарная работа
- Прежде, чем знакомиться с содержанием рассказа, давайте выясним смысл некоторых слов, встречающихся в тексте.
Чуть не поддал хорошенько - чуть не ударил.
Стряпала - готовила пищу.
Противень - тонкий металлический лист с загнутыми краями.
1. Чтение рассказа с остановками, используя метод маркировки (1 часть – до слов «Он вскочил побежал домой»)
-Читать рассказ будем с остановками. Свое отношение к поведению героев, отмечайте знаками на листе текста:
+ - нравится поведение героя, - - не нравится поведение героя.
- Поведение какого героя вам понравилось и почему?
- Найдите в тексте, как выглядел старичок.
-Кого он вам напомнил? (Волшебника)
-Почему? (Он говорит о волшебном слове)
-А что вы можете сказать о Павлике? Почему?
- Найдите в тексте (1 часть) слова, подтверждающие вашу точку зрения.
2. Составление сравнительных характеристик. (Слайд 8) Работа над образом героя
- На доске сделайте запись в первом столбике, описав действия мальчика. (на доске)
Присел
Покосился
Буркнул
сжал кулаки
засопел от обиды,
стукнул кулаком
3. Самостоятельное чтение 2 части рассказа (до слов: - Лена, дай мне одну краску… пожалуйста…)
-Предположите, какое слово мог подарить старичок Павлику?
- Давайте узнаем, правильно ли вы думаете?
- Как только вы найдете это слово, остановитесь.
- Какое же это слово? (Это слово «пожалуйста»).
4. Наши предсказания.(Слайд 9) записывают приглашенные учителя
5. Самостоятельное чтения рассказа до конца.
- Дочитайте рассказ.
-Оправдались ли ваши предположения? (обращение к древу предсказаний)
Работа над образом героя.
1. Продолжение работы с характеристиками. (Слайд 10)
Запишите во 2-ом столбике, как менялось поведение Павлика, после того, как он узнал волшебное слово.
говорил тихим голосом,
смотрел в глаза,
думал о волшебном слове,
подпрыгнул от радости,
прошептал,
глядя в глаза,
прислушивался,
сидел тихо,
положил руку на плечо,
попросил тихо
- Как автор показывает, что Павлик изменился, стал думать о других людях?
-Почему Павлик, узнав волшебное слово, убежал, ничего не сказав старику, а в конце рассказа возвращается в сад?
-Сравните свои записи. (Павлик стал вежлив с бабушкой, с Леной, с братом, но при этом он хочет получить что – то для себя: взять краску, съесть пирожок, покататься на лодке. В сад же он бежит не за тем, чтобы получить, а за тем, чтобы «отдать»: поблагодарить старика, сделать приятное другому человеку).
III. Рефлексия.
1.
-Давайте вернемся к нашим предсказаниям и проверим ваши предположения. Оправдались ли они?
- Как слово может действовать на поведение человека?
- Что вы предполагали в начале урока?
-Что нового узнали?
-Какой вывод вы можете теперь сделать?
2. Физминутка. Игра на внимание «Пожалуйста»
-Вы выполняете упражнение только тогда, когда услышите слово «пожалуйста».
-Встаньте, пожалуйста!
-Руки вверх!
-Пожалуйста, руки вверх!
-В стороны!
-Пожалуйста, в стороны!
-Пожалуйста вниз!
-Руки на пояс!
-Пожалуйста, руки на пояс!
-Наклоны туловища вправо и влево, начинай!
-Пожалуйста, начинай!
-Закончить упражнение!
-Пожалуйста, закончите упражнение!
-Пожалуйста, садитесь!
3. Творческая работа. Работа группами.
Задание 1. Синквейн.
-Заканчивая разговор о волшебном слове, я предлагаю каждой группе написать синквейн.
-Давайте вспомни, что такое синквейн и как он строится. (Слайд 11)
(Примерные синквейны:
1 группа:
1. Слово
2. Волшебное, доброе.
3. Произносится, помогает, радует.
4. Волшебное слово действует!
5. Радость.
2 группа:
1. Мальчик
2. Сердитый, грубый.
3. Слушает, проверяет, изменяется.
4. Помогло! Опять помогло!
5. Спасибо!
3 группа:
1.Старик.
2. Добрый , мудрый.
3.Наблюдает, спрашивает, советует.
4. Это волшебное слово!
5. Волшебник.
Задание 2. «Соберите пословицы»
1. Доброе слово, путь к сердцу откроет.
2. Вежливость украшает человека.
3. Доброе слово для человека, что дождь в засуху.
Задание 3. «Сердечко чувств».
- У меня на столе сердечки двух цветов: розовый – меня взволновало, я сопереживаю;
белый – мне было безразлично.
-Выберите нужное сердечко для себя и наклейте на большое сердце на доске.
-Пусть в вашем маленьком сердечке всегда найдется место для волшебных слов. Будьте добрыми, внимательными и чуткими друг к другу. (Слайд 12)
- Прочитайте пословицы и определите, какая из них выражает главную мысль рассказа: ( слайд )
- «Добрый человек добру и учит».
-« Под лежачий камень вода не течёт».
- « Волшебное слово всегда помочь готово».
Домашнее задание. (Мини – сочинение)
Возможно, в вашей жизни были случаи, когда вам помогло волшебное слово. Попробуйте себя дома в роли автора, и напишите об этой истории.
Выразительное чтение рассказа.
Оценки.
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».
Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...
Урок русского языка во 2 классе «Сравнение слов-названий, слов-признаков, слов-действий со словами, которые выражают чувства »
Заранее класс разбивается на группы по 6 человек.Вся информация есть у каждого - учебник, тетрадь, карточки, задания - выдержать объём: можно по ходу регулировать.Опережающее знакомство в домашн...
Урок русского языка «Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия» 1 класс
Тема: Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия.На уроке передо мною стояла цель: научить детей различать предмет и слово как название предмета; опр...
«Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова»
Разработка...
: Знакомство с разными группами слов. Слова - названия предметов. Слова - признаки. Слова - действия.
Цель урока: формирование умения различать предмет и слово как название предмета, определение слов - названия предметов, признаки предметов, действия предметов....
Лексическое значение слова. Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Устаревшие слова.
Разработка урока...
Лексическое значение слова. Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Устаревшие слова.
Разработка урока по русскому языку...