Сказки авторские и народные. Сказки А.С. Пушкина.
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Цель урока: познакомить учащихся с творчеством А.Пушкина; прививать интерес и любовь к поэзии; дать представление о народных и авторских сказках; совершенствовать навыки чтения; упражнять в выразительном чтении; развивать память, речь, воображение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazki_a.s._pushkina.docx | 27.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Сказки авторские и народные. Сказки А.С.Пушкина.
Цель: познакомить учащихся с творчеством А.Пушкина; прививать интерес и любовь к поэзии; дать представление о народных и авторских сказках; совершенствовать навыки чтения; упражнять в выразительном чтении; развивать память, речь, воображение.
Планируемые результаты:
- умение строить ассоциативные ряды;
- выделять при выполнении занятия полезную информацию;
- отвечать на вопросы;
- умение работать в группе и парах;
- оценивать результаты своей работы;
Оборудование урока:
- учебник «Литературное чтение» авторы Л.В. Климанова и В.Г. Горецкий и
др. (1 часть);
- интерактивная доска (ИД) ;
- презентация к уроку;
- выставка книг А.С. Пушкина;
- карточки для работы в парах и группах;
- таблица и картинки для работы в группах.
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент.
Ребята, вы у меня замечательные, улыбнитесь друг другу. Проверьте вашу готовность к уроку. Не волнуйтесь, у нас с вами все получится. Садитесь. Начинаем наш урок. ( ИД. Стр. 1- звучит песня «Приходи сказка»)
II. Мотивация познавательной деятельности.
Ребята, куда приглашает нас песня? (В страну сказок). Обратите внимание на нашу выставку книг. Какие книги вы принесли на урок? Как можно ее назвать? (Наши любимые сказки).
III. Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока.
На какие две группы делятся сказки? (на доске схема и картинки)
- Поработаем в группах (Приложение 1).
«ПОМОГИТЕ СКАЗКАМ НАЙТИ СВОЙ ДОМИК».
Возьмите конверты и распределите картинки к сказкам по группам (дети приклеивают картинки, по окончании работы прикрепляет таблички к магнитной доске).
- Выходят ученики от каждой группы и объясняют выбор.
- Почему сказки называются народными?
- Почему сказки называются авторскими?
- (ИД.стр.2) (ученики выходят и распределяют картинки по местам): Какие сказки вы расселили в домик «НАРОДНЫЕ»?
Какие сказки вы расселили в домик «АВТОРСКИЕ»?
- С картинками сказок, какого автора вы сейчас работали? (А.С. Пушкина).
- Кто догадался, какова тема нашего урока? (Изучаем сказки А. Пушкина)
- Сегодня на уроке мы будем учиться читать, думать, рассуждать, красиво говорить.
IV. Мотивация учебной деятельности.
- Учитель: А. С. Пушкин родился 6 июня в 1799 году в Москве. Маленький Саша рано научился читать. В детстве он в совершенстве изучил французский язык, много читал по-французски, но особая любовь была у мальчика к русской речи.
(ИД. стр.3) Бабушка поэта Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна были самыми близкими его сердцу людьми. Они и привили ему любовь к родному языку. Талантливая сказительница Арина Родионовна первая познакомила Сашу Пушкина с русской поэзией. Её песни и сказки запомнились ему на всю жизнь.
VI. Физминутка.
- Сейчас Серафим прочитает отрывок из сказки А.С.Пушкина, а мы попробуем догадаться из какой сказки строки.
«Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась - и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого
И жених сыскался ей,
Королевич Елисей…»
- Кто узнал строки? Из какой они сказки ? («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)
V. Работа по теме урока.
1. (Стр. 52учебника) Послушайте отрывок из этой сказки (чтение отрывка учителем);
- отрывок читают ученики.
2. Как вы уже заметили, что сказки А.С.Пушкина написаны в стихах?
Существует большое число отличающихся друг от друга определений термина «стихотворение». В разных источниках приведены такие определения (учитель показывает словари):
Толковый словарь русского языка Ушакова: стихотворение — небольшое поэтическое произведение, написанное ритмизованной речью.
Большая Советская Энциклопедия: стихотворение — написанное стихами художественное произведение.
3. Давайте вспомним, чем стихотворная речь отличается от прозаической? (Стихотворная речь ритмичная, напевная, рифмованная.)
- Что такое рифма? (Рифма - это созвучие концов стихотворных строк).
4. ( Учебник стр. 52).
Давайте найдем созвучие слов в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина (Дети называют слова).
VII. Продолжение работы по теме урока.
1. Вика, прочитает свой отрывок:
В синем небе звезды блещут
В синем море волны плещут,
Туча по небу идет,
Бочка по мору плывет.
Словно горькая вдовица
Плачет, бьется в ней царица ...»
Из какой сказки строки, прочитанные Викой? («Сказка о царе Салтане….»)
2. (Стр. 53) Лексическая работа.
Прежде чем читать следующий отрывок самостоятельно, познакомимся со значением слова (ИД стр. 5) «ИЗУМРУД - камень. Изумрудный цвет – это оттенок всеми любимого зеленого.
3. (Стр. 53.) Чтение детьми отрывков из «Сказка о царе Салтане….».
4. Работа в парах.
- Ребята, я предлагаю вам на некоторое мгновение стать поэтами. Согласны? Тогда подберите к данным словам на карточке рифмующие слова. Попробуйте, используя их, составить четверостишие.
1 ряд – комар, пар, удар,…
2 ряд – муха, ухо, пуха,…
3 ряд – шмель, капель, трель …
- Проверяем, что получилось.
VIII. Физминутка.
IX. Рефлексия.
Учитель: В сказках всегда происходит волшебство. Ребята, пока мы с вами отдыхали, злой волшебник спрятал слова в сказках Пушкина, которые мы читали. Нужно вернуть слова на свои места и назвать к какой сказке относится отрывок.
2. Работа в группах (Приложение2)
1. Ветер по морю…………………………
И кораблик ……………………………..,
Он бежит себе в……………………….
На раздутых…………………………….
2. Час обеда…………………………,
Топот по двору …………………..:
Входят семь ………………………,
Семь румяных……………………..
3. Белка песенки……………………..
И орешки все…………………….,
А орешки не ……………………..,
Все скорлупки …………………....
3. Ученики читают, что у них получилось.
IX. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Чьи стихи мы сегодня изучали?
- Какие задания больше всего понравилось выполнять?
- Как вы оцените свою работу на уроке?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Сказки авторские и народные. Е. И. Чарушин "Теремок"
Урок литературного чтения по УМК "Школа России".Цели деятельности педагога: создать условия для формирования позитивного отношения к слушанию и чтению книг; учить пересказу; научить различать народные...
Урок литературного чтения в 3 классе по теме: " Сходство авторской и русской народной сказки А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
Предмет, класс, автор учебника - литературное чтение, 3 «Б» класс, Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В.Голованова, Л.А. Виноградская, М. В Бойкина.Тема урока. Сходство авторской и русской народно...
Открытый урок по литературному чтению "Сказки авторские и народные. Русская народная сказка «Рукавичка».
Открытый урок по литературному чтению, в котором прослеживается связь авторских и народных сказок....
Технологическая карта урока по литературному чтению "Обобщение знаний об авторской и народной сказке"
Технологическая карта урока по литературному чтению "Обобщение знаний об авторской и народной сказке"...
Технологическая карта урока литерного чтения на тему: Сказки авторские и народные «Курочка Ряба». Е. Чарушин «Теремок» 1 класс УМК «Школа России»
Цели деятельности учителя: ознакомление со сказками «Курочка Ряба». Е. Чарушина «Теремок»; формирование умения определять тип сказки, ее главную мысль, характер героев....
Сказки авторские и народные
Презентация по литературному чтению для 2 класса....
Конспект урока литературного чтения по теме: От сказки народной к авторской. Русская народная сказка «Морозко». В. Одоевский «Мороз Иванович».(2 класс)
Цели урока: создать условия для раскрытия особенностей литературной сказки В.Ф. Одоевского в сопоставлении с народной сказкой «Морозко»; научить различать народную и авторскую сказки; рабо...