Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса по ФГОС УМК "Школа России"
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему

Глуховская Татьяна Петровна

Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для 1 а класса МБОУ Сещинской СОШ  на 2016-2017 учебный год разработана в соответствии с Положением  о рабочей программе учебного предмета  в условиях реализации ФГОС (утв. приказом от 01.09.2016г. № 26-3) на основании Примерной программы учебного предмета «Литературное чтение» //Примерная основная образовательная программа начального общего образования (протокол  от 8 апреля 2015 г. № 1/15).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_literaturnomu_chteniyu.docx111.96 КБ

Предварительный просмотр:

                     

  АДМИНИСТРАЦИЯ ДУБРОВСКОГО РАЙОНА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СЕЩИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА /МБОУ Сещинская СОШ/

242760 Брянская область, Дубровский район, п.Сеща, ул.Военный городок, д.30

ОКПО 478801.03, ОГРН 1023201737492, ИНН/КПП 3210003331/321001001

Е-mail: Shkola201010@rambler.ru. Тел./Факс: 8-48332-9-72-12, 8-48332-9-72-62

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО  

учителей начальных классов

Протокол № 1

от «26» 08. 2016г.                              Руководитель ШМО

   _______Е.Г. Коваленко

«СОГЛАСОВАНО»

Замдиректора по УВР  

МБОУ Сещинской СОШ

 

__________О.М.Минина.

                  28.08.2016 г.

ПРИНЯТО

на заседании    педагогического совета  

МБОУ Сещинской СОШ

Протокол №1  

от  30.08.16 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Приказ № 26-3

от  01.09.2016 г.

Директор МБОУ

Сещинской СОШ

_________С.В.Романов

Рабочая программа  предмета

«Литературное чтение»

для 1 а класса

 МБОУ Сещинской СОШ

на 2016-2017 учебный год.

Составитель:

                  учитель начальных классов

                МБОУ  Сещинской  СОШ

                                                                          Глуховская Т.П.

п. Сеща,  2016 г.

  Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для 1 а класса МБОУ Сещинской СОШ  на 2016-2017 учебный год разработана в соответствии с Положением  о рабочей программе учебного предмета  в условиях реализации ФГОС (утв. приказом от 01.09.2016г. № 26-3) на основании Примерной программы учебного предмета «Литературное чтение» //Примерная основная образовательная программа начального общего образования (протокол  от 8 апреля 2015 г. № 1/15).- http://fgosreestr.ru/

             Рабочая программа обеспечена УМК:

  1.  Азбука. 1 класс. Учеб. для общеобразоват.учреждений с прил.на электрон.носителе. В 2 ч. Ч.1 /В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина. .-2-е изд.-М.:Просвещение,2011.-127с.:ил.- (Школа России).

      Азбука. 1 класс. . Учеб. для общеобразоват.учреждений с прил.на электрон.носителе.В 2 ч. Ч.2  

      /В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина. .-2-е изд.-

      М.:Просвещение,2011.-127с.:ил.- (Школа России).

             Литературное чтение. 1 класс. . Учеб. для общеобразоват.учреждений В 2 ч. Ч.1 / Л.Ф.  

             Климанова,В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др . М.:Просвещение,2011.-80.:ил.-(Школа

             России).

             Литературное чтение. 1 класс. . Учеб. для общеобразоват.учреждений В 2 ч. Ч.2 / Л.Ф.

             Климанова,В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др . М.:Просвещение,2011.-80.:ил.-(Школа

             России).

  1. Авторская программа   Климанова Л.Ф.  Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы:/Климанова Л.Ф.  , Бойкина М.В. - М.: Просвещение, 2014.
  2.  Рабочая тетрадь: Литературное чтение. Рабочая тетрадь.1 класс. Пособие для учащ. общеобразоват.учреждений. В 2 ч. М.:Просвещение,2016.

Рабочая программа  рассчитана на 132 часа (4 часа в неделю).

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литературное чтение»

Личностные результаты:

У обучающегося будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;
  • учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • способность к оценке своей учебной деятельности;
  • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  • установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Метапредметные   результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливать аналогии;
  • владеть рядом общих приемов решения задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;
  • произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.

                           Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнера;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные результаты:

                   Чтение. Работа с текстом .

В результате изучения всех без исключения учебных предметов на при получении  начального общего образования обучающиеся приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно­познавательных текстов, инструкций. Обучающиеся научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Обучающиеся овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.

У обучающихся будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.

Обучающиеся получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Обучающийся научится:

  • находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
  • определять тему и главную мысль текста;
  • делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
  • вычленять содержащиеся в тексте основные события и
    устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
  • сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;
  • понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
  • понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
  • понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
  • использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
  • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • использовать формальные элементы текста (например,
    подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
  • работать с несколькими источниками информации;
  • сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Обучающийся научится:

  • пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
  • соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
  • формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
  • сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
  • составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования;
  • составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

Работа с текстом: оценка информации

Обучающийся научится:

  • высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
  • оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
  • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
  • участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • сопоставлять различные точки зрения;
  • соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
  • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

                   

Обучающиеся начальной школы осознáют значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам на основе осознания и развития дошкольного и внешкольного опыта, связанного с художественной литературой. У обучающихся будет формироваться потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. Младшие школьники будут с интересом читать художественные, научно-популярные и учебные тексты, которые помогут им сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор.

Учащиеся получат возможность познакомиться с культурно-историческим наследием России и общечеловеческими ценностями для развития этических чувств и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать художественную литературу, воспроизводить в воображении словесные художественные образы, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они получат возможность воспринимать художественное произведение как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства как источниками формирования эстетических потребностей и чувств, познакомятся с некоторыми коммуникативными и эстетическими возможностями родного языка, используемыми в художественных произведениях, научатся соотносить собственный жизненный опыт с художественными впечатлениями.

К концу обучения в начальной школе дети будут готовы к дальнейшему обучению и систематическому изучению литературы в средней школе, будет достигнут необходимый уровень читательской компетентности, речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы, основы элементарной оценочной деятельности.

Обучающиеся овладеют техникой чтения (правильным плавным чтением, приближающимся к темпу нормальной речи), приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приемами анализа, интерпретации и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и справочниками, осознают себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Школьники научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях); устно передавать содержание текста по плану; составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Обучающиеся научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).

Обучающиеся начальной школы приобретут первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, будут находить и использовать информацию для практической работы.

Обучающиеся овладеют основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.

Виды речевой и читательской деятельности

Обучающийся научится:

осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;

прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;

читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;

различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;

читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;

использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);

ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):

 для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:

для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;

для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;

использовать различные формы интерпретации содержания текстов:

для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа;интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;

для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;

ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);

различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);

передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);

участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).

Обучающийся получит возможность научиться:

осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;

осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;

устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;

составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).

Круг детского чтения (для всех видов текстов)

Обучающийся научится:

осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;

вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;

составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.

Обучающийся получит возможность научиться:

работать с тематическим каталогом;

работать с детской периодикой;

самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).

Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)

Обучающийся научится:

распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);

отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры  прозаических и стихотворных текстов;

различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;

находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).

Обучающийся получит возможность научиться:

воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;

сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);

определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.

Творческая деятельность (только для художественных текстов)

Обучающийся научится:

создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;

восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;

составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;

составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).

Обучающийся получит возможность научиться:

вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;

писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;

создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;

создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;

работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.

Чтение

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.

Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Говорение (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.

Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.

Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

Содержание  учебного предмета  «Литературное чтение»

Название раздела

Кол-во часов

Проекты

1.

Добукварный период

«Азбука» — первая учебная книга.

Речь устная и письменная. Предложение.

Слово и предложение.

Слог как минимальная произносительная единица языка.

Ударение.  Ударный слог.

Звуки в окружающем мире и в речи.

Гласные и согласные звуки в словах.

Слог-слияние.

Гласные и согласные звуки в словах. Слог-слияние.

Гласный звук [а], буквы А, а. 

Гласный звук [о], буквы О, о.  

Гласный звук [и], буквы И, и. 

Гласный звук [ы], буква ы.

Гласный звук [у], буквы У, у. 

17

2.

Букварный период

Согласные звуки [н], [н’], буквы Н, н.

Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с.

Согласные звуки [к], [к’], буквы К, к. 

Согласные звуки [т], [т], буквы Т, т. 

Согласные звуки [л], [л], буквы Л, л. 

Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р.

Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в. 

Звуки  [й ’э], [’э]. Буквы Е,е. На реке. Речные обитатели.

Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п. 

Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м. 

Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з.

Сопоставление слогов и слов с буквами з и с.

Согласные звуки [б], [б’], буквы Б,б

Сопоставление слогов и слов с буквами б и п.

Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д. 

Сопоставление слогов и слов с буквами д и т.

Звуки  [й’а], [’а].  

 Буквы Я, я. Двойная роль букв Я, я. 

Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г.

Сопоставление слогов и слов с буквами г и к.

 Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч.

 Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков.

Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши.

Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш].

Звуки  [й’о], [’о]. Буквы Ё, ё.

Звук [j’], буквы Й, й.

Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х.

Звуки  [й’у], [’у]. Буквы Ю, ю.

Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц.

Гласный звук [э], буквы Э, э.

Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ.

Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф.

Мягкий и твёрдый разделительные знаки.

56

3.

Послебукварный период

Русский алфавит.  

Как хорошо уметь читать. В.Д. Берестов. «Читалочка».

Е.И. Чарушин. «Как мальчик Женя научился говорить букву «р».

 Одна у человека мать; одна и родина.

К. Д. Ушинский. «Наше Отечество». 

История славянской азбуки. В. Н. Крупин. «Первоучители словенские».

В. Н. Крупин. «Первый букварь».  

А.С. Пушкин. Сказки.  

Л.Н. Толстой. Рассказы для детей.

К.Д. Ушинский. Поучительные рассказы для детей.

К.И. Чуковский. Сказка «Телефон».  

К.И. Чуковский. «Путаница». Небылица.  

В.В. Бианки. «Первая охота».

С.Я. Маршак. «Угомон». «Дважды два».

М.М. Пришвин. «Предмайское утро». «Глоток молока».

А.Л. Барто. «Помощница». «Зайка». «Игра в слова».

С.В. Михалков. «Котята».  Б. В. Заходер. «Два и три». 

В. Д.  Берестов. «Пёсья песня». «Прощание с другом».  

Подготовка к проекту «Живая Азбука».

Планируемые результаты. Наши достижения.

Защита проектов «Живая Азбука».

Урок-концерт «Прощай, Азбука!»

19

4.

Жили – были буквы

Знакомство с учебником по литературному чтению.

Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь.

В. Данько «Загадочные буквы»

И. Токмакова  «Аля, Кляксич и буква «А».

С. Черный «Живая азбука», Ф. Кривин «Почему «А» поётся, а «б» нет».

Стихотворения Г. Сапгира, М. Бородицкой, И. Гамазковой, Е. Григорьевой. Заголовок. Рифма.

С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть».

Обобщение по теме «Жили – были буквы».

Проектная деятельность. «Создаём город букв», «Буквы — герои сказок».

8

1

5.

Сказки, загадки, небылицы

Сказки авторские и народные. Е. Чарушин «Теремок»

Русская народная сказка «Рукавичка».

Загадки. Сочинение загадок. Песенки.

 Русские народные потешки. Английские народные песенки.

Сказки А. С. Пушкина. Главная мысль сказки. Герои сказки.

Русские народные сказки «Петух и собака» и «Гуси- Лебеди».

Обобщение по теме «Сказки, загадки, небылицы».

Защита проектов «Буквы – герои сказок».

7

6.

Апрель, апрель. Звенит капель!

Лирические стихотворения А. Майкова, А. Плещеева.

Лирические стихотворения Т. Белозёрова, С. Маршака.

Литературная загадка. Стихи – загадки И. Токмаковой, Л. Ульяницкой, Л. Яхнина, Е. Трутневой.

Проект: «Составляем сборник загадок».

Обобщение по теме «Апрель, апрель. 3венит капель!».

Защита проектов.

5

1

7.

И в шутку и в серьёз

Весёлые стихи и рассказы И. Токмаковой «Мы играли в хохотушки», Г. Кружкова «Ррры!», Я. Тайца «Волк».

Н. Артюхова «Саша – дразнилка». Заголовок — «входная дверь» в текст.

Весёлые стихи для детей К. Чуковского, О. Дриза, О. Григорьева.

Весёлые стихи для детей И. Токмаковой, И. Пивоваровой, К. Чуковского.

М. Пляцковский «Помощник». Герой юмористического рассказа.

Обобщение по теме «И в шутку и всерьёз».

6

8.

Я и мои друзья

Рассказы и стихи  о детях.  Ю. Ермолаева «Лучший друг»,

Е. Благинина «Подарок».

Стихотворения В. Орлова «Кто первый?», С. Михалкова «Бараны».

Стихотворения Р. Сефа, В. Берестова, И. Пивоваровой, Я. Акима.  

Проект: «Наш класс — дружная семья». Создание летописи класса.

Обобщение по теме «Я и мои друзья».  Защита проектов.

5

1

9.

О братьях наших меньших

Стихотворения о животных С. Михалкова «Трезор», Р. Сефа «Кто любит собак…». Рассказ В. Осеевой «Собака яростно лаяла».

Сравнение художественного и научно-популярного текстов. И. Токмаковой «Купите собаку» и текст о собаках.

Сравнение художественного и научно-популярного текстов.

М. Пляцковский «Цап Царапыч», Г. Сапгир «Кошка» и текст о кошках. В, Берестов «Лягушата» и  текст о лягушках

В. Лунин «Никого не обижай», С. Михалков «Важный совет»,

Д. Хармс «Храбрый Ёж», Н. Сладков Лисица и Ёж».

Обобщение по теме «О братьях наших меньших».

Итоговая комплексная работа на межпредметной основе.

Резерв.

6

3

В адаптационный период  5  уроков проходятся в нетрадиционной форме.


Тематическое планирование по литературному чтению (обучение чтению)

№ урока

№ урока

в теме

Дата проведения

Наименование разделов и

тем отдельных уроков

Ко-во часов

Примечания

по плану

фактически

Добукварный период

17 ч.

1

1

02.09.

 «Азбука» — первая учебная книга.

1

Урок-знакомство. (с.2 – 3)

Условные обозначения «Азбуки» и элементы учебной книги (обложка, титульный лист, иллюстрации, форзац). Правила поведения на уроке. Правила работы с учебной.

2

2

05.09.

Речь устная и письменная. Предложение.

1

Урок-сказка. (с. 4 – 5)

Первые школьные впечатления. Пословицы и поговорки об учении. Правила работы в группе.

Речевой этикет в ситуациях учебного общения: приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой.

Роль знаний в жизни человека.

3

3

06.09.

Слово и предложение.

1

Урок загадок. (с. 6-7).

Выделение слов из предложения. Различение слова и предложения.

Различение слова и обозначаемого им предмета. Значение слова. Графическое изображение слова в составе предложения. Пословицы о труде и трудолюбии.

4

4

07.09.

Слог как минимальная произносительная единица языка.

1

Урок-соревнование. (с. 8-9).

Деление слов на слоги. Определение количества слогов в словах. Графическое изображение слова, разделённого на слоги. Составление небольших рассказов по сюжетным картинкам, по материалам собственных наблюдений. Дикие и домашние животные. Забота о животных.

5

5

09.09.

Ударение.  Ударный слог.

1

Урок-игра. (с.10-11).

Определение ударного слога в слове. Обозначение ударения на модели слова (слогоударные схемы).

Составление небольших рассказов повествовательного характера по сюжетным картинкам, по материалам собственных наблюдений. Семья. Взаимоотношения в дружной семье.

6

6

12.09.

Звуки в окружающем мире и в речи.

1

(с. 12-13).    Упражнения в произнесении и слышании изолированных звуков. Составление небольших рассказов повествовательного характера по сюжетным картинкам, по материалам собственных игр, занятий,

наблюдений. Игры и забавы детей.

7

7

13.09.

Гласные и согласные звуки в словах.

1

(с. 14-15).   Интонационное выделение звука на фоне слова. Единство звукового состава слова и его значения. Звуковой анализ слова. Сопоставление слов, различающихся одним звуком. Гласные и согласные звуки, их особенности. Слогообразующая функция гласных звуков. Моделирование звукового состава слова. Составление небольших рассказов повествовательного характера по сюжетным картинкам, по материалам собственных наблюдений.  Природа родного края.

8

8

14.09.

Слог-слияние.

1

(с. 16-17).      Выделение слияния согласного звука с гласным, согласного звука за пределами слияния. Графическое изображение слога-слияния. Работа с моделями слов, содержащими слог-слияние, согласный звук за пределами слияния. Составление небольших рассказов повествовательного характера по сюжетным картинкам, по материалам собственных наблюдений.

Правила безопасного поведения в быту.

9

9

16.09.

Гласные и согласные звуки в словах. Слог-слияние.

1

(с. 18-19).  Слого-звуковой анализ слов.

Работа со схемами-моделями. Любимые сказки.

10

11

10

11

19.09.

20.09.

Гласный звук [а], буквы А, а. 

2

(с. 20—23).   Особенности произнесения звука [а]. Характеристика звука [а]. Буквы А, а как знак звука [а]. Печатные и письменные буквы. Буквы заглавные (большие) и строчные (маленькие). Знакомство с «лентой букв». Составление небольших рассказов повествовательного характера по сюжетным картинкам.

Русские народные и литературные сказки. Пословицы и поговорки об азбуке и пользе чтения.

12

13

12

13

21.09.

23.09.

Гласный звук [о], буквы О, о.  

2

(с. 24—27).   Особенности произнесения звука, его характеристика. Буквы О, о как знаки звука [о].

Составление небольших рассказов повествовательного характера по сюжетным картинкам, по материалам собственных игр, занятий, наблюдений. Взаимопомощь.

14

14

26.09.

Гласный звук [и], буквы И, и. 

1

(с. 28-31).   Особенности произнесения звука, его характеристика. Наблюдение над значением слов.

Включение слов в предложения. Дружба и взаимоотношения между друзьями.

15

15

27.09.

Гласный звук [ы], буква ы.

1

(с. 32—35).  Особенности произнесения нового звука. Характеристика нового звука.

Буква ы как знак звука [ы]. Особенности буквы ы.

Наблюдения за изменением формы слова (единственное и множественное число).

Наблюдения за смыслоразличительной ролью звуков. Сопоставление слов, различающихся одним звуком. Единство звукового состава слова и его значения.

Учение — это труд. Обязанности ученика.

16

17

16

17

28.09.

30.09.

Гласный звук [у], буквы У, у. 

2

(с. 36—39).   Особенности произнесения нового звука. Характеристика нового звука.

Повторение гласных звуков [а], [о], [и], [ы].

Ученье — путь к уменью. Качества прилежного ученика

Обучение чтению

56 ч.

18

19

1

2

03.10.

04.10.

Согласные звуки [н], [н’], буквы Н, н.

2

(с. 40—43).   Твёрдость и мягкость согласных звуков. Смыслоразличительная функция твёрдых и мягких согласных звуков. Обозначение твёрдых и мягких согласных на схеме-модели слова. Функция букв, обозначающих гласный звук в открытом слоге.

Способ чтения прямого слога (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Чтение слияний согласного с гласным в слогах. Знакомство с двумя видами чтения —орфографическим и орфоэпическим.

Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Любовь к Родине.

20

21

3

4

05.10.

07.10.

Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с.

2

(с. 44—47).   Особенности артикуляции новых звуков.

Формирование навыка слогового чтения. Чтение слогов с новой буквой. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и короткого текста. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Наблюдение над родственными словами.

В осеннем лесу. Бережное отношение к природе.

22

23

5

6

10.10.

11.10.

Согласные звуки [к], [к’], буквы К, к. 

2

(с. 48-51).   Формирование навыка плавного слогового чтения. Чтение слогов с новой буквой. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и короткого текста.

Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Сельскохозяйственные работы. Труженики села.

24

25

7

8

12.10.

14.10.

Согласные звуки [т], [т], буквы Т, т. 

2

(с. 52—57).   Формирование навыка плавного слогового чтения. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и короткого текста. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Животные и растения в сказках, рассказах и на картинах художников.

26

27

9

10

17.10.

18.10.

Согласные звуки [л], [л], буквы Л, л. 

2

(c. 58—63).   Звонкие и глухие согласные.

Формирование навыка плавного слогового чтения.

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и короткого текста. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

Досуг первоклассников: чтение, прогулки, игры на свежем воздухе. Правила поведения в гостях.

Практическое овладение диалогической формой речи.

Работа над речевым этикетом: приветствие, прощание, благодарность, обращение с просьбой.

28

29

11

12

19.10.

21.10.

Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р.

2

(с. 64—67). Особенности артикуляции звуков [р], [р’].

Формирование навыка плавного слогового чтения.

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

Уход за комнатными растениями.

30

31

13

14

24.10.

25.10.

Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в. 

2

(с. 68—71).   Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Физкультура. Спортивные игры. Роль физкультуры и спорта в укреплении здоровья.

32

33

15

16

26.10.

28.10.

Звуки  [й ’э], [’э]. Буквы Е,е. На реке. Речные обитатели.

2

(с. 72 —77).  Буква е в начале слов и после гласных в середине и на конце слов. Буква е — показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии.

Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами.

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

В лесу. Растительный и животный мир леса.

34

35

17

18

07.11.

08.11.

Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п. 

2

(с. 78—83).   Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Профессии родителей.

36

37

19

20

09.11.

11.11.

Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м. 

2

(с. 84—89).   Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Москва — столица России.

38

39

21

22

14.11.

15.11.

Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з.

Сопоставление слогов и слов с буквами з и с.

2

(с. 90—95).   Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. В зоопарке.

40

41

23

24

16.11.

18.11.

Согласные звуки [б], [б’], буквы Б,б

Сопоставление слогов и слов с буквами б и п.

2

(с. 96 – 103).   Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

42

25

21.11.

Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д. 

1

(с. 104 – 106). Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

43

26

22.11.

Сопоставление слогов и слов с буквами д и т.

1

(с. 108 – 109).   Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

44

45

27

28

23.11.

25.11.

Звуки  [й’а], [’а].  

 Буквы Я, я. Двойная роль букв Я, я. 

2

(с. 110—112).   Буква я в начале слов и после гласных в середине и на конце слов.

(с. 113—117).   Буква я — показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии.

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

46

47

29

30

28.11.

29.11.

Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г.

Сопоставление слогов и слов с буквами г и к.

2

(с. 118—123).   Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

48

49

31

32

30.11.

02.12.

 Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч.

2

(с. 4—9).   Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

50

51

33

34

05.12.

06.12.

 Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков.

2

(с. 10—15).   Обозначение буквой ь мягкости согласных на конце и в середине слова. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.

Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

52

53

35

36

07.12.

09.12.

Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши.

2

(с. 16—23).  Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

54

55

37

38

12.12.

13.12.

Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш].

2

(с. 24—29).   Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.  Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

56

57

39

40

14.12.

16.12.

Звуки  [й’о], [’о]. Буквы Ё, ё.

2

(с. 30—33).   Буква ё в начале слов и после гласных в середине и на конце слов. Буква ё — показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.  

58

59

41

42

19.12.

20.12.

Звук [j’], буквы Й, й.

2

(с. 34—37).   Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

60

61

43

44

21.12.

23.12.

Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х.

2

(с. 38—45).   Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

62

63

45

46

26.12.

27.12.

Звуки  [й’у], [’у]. Буквы Ю, ю.

2

(с. 46—49).   Буква ё в начале слов и после гласных в середине и на конце слов. Буква ё — показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

64

65

47

48

09.01.

10.01.

Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц.

2

(с. 50—55).  Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Отработка техники чтения. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

66

67

49

50

11.01.

13.01.

Гласный звук [э], буквы Э, э.

2

(с. 56—61).   Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Отработка техники чтения. Развитие осознанности и выразительности чтения.

68

69

51

52

16.01.

17.01.

Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ.

2

(с. 62—69). Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Отработка техники чтения.

Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

70

71

53

54

18.01.

20.01.

Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф.

2

(с. 70—73).   Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Отработка техники чтения. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворения.

72

73

55

56

23.01.

24.01.

Мягкий и твёрдый разделительные знаки.

2

(с. 74—78). Развитие осознанности и выразительности чтения на материале стихотворений.

Отработка техники чтения.

Послебукварный период

19 ч.

74

1

25.01.

Русский алфавит.  

1

(с. 79—82).   Правильное называние букв русского алфавита. Алфавитный порядок слов. Отработка техники чтения. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

75

2

27.01.

Как хорошо уметь читать. В.Д. Берестов. «Читалочка».

Е.И. Чарушин. «Как мальчик Женя научился говорить букву «р».

 

1

(с. 83 – 85).   Герои произведения. Чтение по ролям.

76

3

30.01.

Одна у человека мать; одна и родина.

К. Д. Ушинский. «Наше Отечество». 

1

(с. 86 – 87).   Анализ содержания текста. Определение главной мысли текста. Активизация и расширение словарного запаса. Наблюдения над значением слов. Пословицы и поговорки о Родине.

77

4

31.01.

История славянской азбуки. В. Н. Крупин. «Первоучители словенские».

1

(с. 88 – 89).   Развитие осознанности и выразительности чтения на материале познавательного текста

Поиск информации в тексте и на основе иллюстрации.

78

5

01.02.

В. Н. Крупин. «Первый букварь».  

1

(с. 90 – 91).   Поиск информации в тексте и на основе иллюстрации. Знакомство со старинной азбукой. Создание азбуки.

79

6

03.02.

А.С. Пушкин. Сказки.  

1

(с. 92 – 93).   Выставка книг.

80

7

06.02.

Л.Н. Толстой. Рассказы для детей.

1

(с. 94).   Нравственный смысл поступка.

81

8

07.02.

К.Д. Ушинский. Поучительные рассказы для детей.

1

(с. 95).

82

9

08.02.

К.И. Чуковский. Сказка «Телефон».  

1

(с. 96).   Инсценирование стихотворения. Выставка книг К. Чуковского для детей. 

83

10

10.02.

К.И. Чуковский. «Путаница». Небылица.  

1

(с. 97).   Особенности стихотворения — небылицы

84

11

20.02.

В.В. Бианки. «Первая охота».

1

(с. 98 – 99).   Самостоятельное озаглавливание текста рассказа. Составление плана.

85

12

21.02.

С.Я. Маршак. «Угомон». «Дважды два».

1

(с. 100 – 101).   Приёмы заучивания стихотворений наизусть.

86

13

22.02.

М.М. Пришвин. «Предмайское утро». «Глоток молока».

1

(с. 102 – 103).   Знакомство с текстом описанием. Дополнение текста — описания. Герой рассказа. Рассказ о герое рассказа.

87

14

24.02.

А.Л. Барто. «Помощница». «Зайка». «Игра в слова».

1

(с.104 – 105).   Сравнение стихотворений.

88

15

27.02.

С.В. Михалков. «Котята».  Б. В. Заходер. «Два и три». 

В. Д.  Берестов. «Пёсья песня». «Прощание с другом».  

1

(с.106 – 108).   Выразительное чтение стихотворений.

89

16

28.02.

Подготовка к проекту «Живая Азбука».

1

Проект

90

17

01.03.

Планируемые результаты. Наши достижения.

1

91

18

03.03.

Защита проектов «Живая Азбука».

1

92

19

06.03.

Урок-концерт «Прощай, Азбука!»

1

Тематическое планирование по литературному чтению  (40ч.)

п/п

урока в теме

Дата проведения

Наименование разделов и  тем отдельных уроков

Кол-во часов

Примечание

по плану

фактически

1

1

07.03.

Знакомство с учебником по литературному чтению.

Система условных обозначений. Содержание

учебника. Словарь.

Жили-были буквы.

2

1

08.03.

В. Данько «Загадочные буквы»

1

3

2

10.03.

И. Токмакова  «Аля, Кляксич и буква «А».

1

4

3

13.03.

С. Черный «Живая азбука», Ф. Кривин «Почему «А» поётся, а «б» нет».

1

5

4

14.03.

Стихотворения Г. Сапгира, М. Бородицкой, И. Гамазковой, Е. Григорьевой. Заголовок. Рифма.

1

Наизусть

6

5

15.03.

С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть».

1

7

6

17.03.

Обобщение по теме «Жили – были буквы».

1

8

7

29.03.

Проектная деятельность. «Создаём город букв», «Буквы — герои сказок».

1

Проект

Сказки, загадки, небылицы

9

1

31.03.

Сказки авторские и народные. Е. Чарушин «Теремок»

1

10

2

03.04.

Русская народная сказка «Рукавичка».

1

11

3

04.04.

Загадки. Сочинение загадок. Песенки.

1

12

4

05.04.

 Русские народные потешки. Английские народные песенки.

1

Наизусть

13

5

07.04.

Сказки А. С. Пушкина. Главная мысль сказки. Герои сказки.

1

14

6

10.04.

Русские народные сказки «Петух и собака» и «Гуси- Лебеди».

1

15

7

11.04.

Обобщение по теме «Сказки, загадки, небылицы».

Защита проектов «Буквы – герои сказок».

1

Защита проекта

Апрель, апрель. 3венит капель!

5 ч

16

1

12.04.

Лирические стихотворения А. Майкова, А. Плещеева.

1

17

2

14.04.

Лирические стихотворения Т. Белозёрова, С. Маршака.

1

18

3

17.04.

Литературная загадка. Стихи – загадки И. Токмаковой, Л. Ульяницкой, Л. Яхнина, Е. Трутневой.

1

Сочинение загадок.

19

4

18.04.

Проект: «Составляем сборник загадок».

1

Проект.

20

5

19.04.

Обобщение по теме «Апрель, апрель. 3венит капель!».

Защита проектов.

1

Защита проекта

И в шутку и всерьёз.

21

1

21.04.

 Весёлые стихи и рассказы И. Токмаковой «Мы играли в хохотушки», Г. Кружкова «Ррры!», Я. Тайца «Волк».

1

22

2

24.04.

Н. Артюхова «Саша – дразнилка». Заголовок — «входная дверь» в текст.

1

23

3

25.04.

Весёлые стихи для детей К. Чуковского, О. Дриза, О. Григорьева.

1

24

4

26.04.

Весёлые стихи для детей И. Токмаковой, И. Пивоваровой, К. Чуковского.

1

25

5

28.04.

М. Пляцковский «Помощник». Герой юмористического рассказа.

1

26

6

01.05.

Обобщение по теме «И в шутку и всерьёз».

1

Я и мои друзья

27

1

02.05.

Рассказы и стихи  о детях.  Ю. Ермолаева «Лучший друг»,

Е. Благинина «Подарок».

1

28

2

03.05.

Стихотворения В. Орлова «Кто первый?», С. Михалкова «Бараны».

1

29

3

05.05.

Стихотворения Р. Сефа, В. Берестова, И. Пивоваровой, Я. Акима.  

1

30

4

08.05.

Проект: «Наш класс — дружная семья». Создание летописи класса.

1

Проект.

31

5

09.05.

Обобщение по теме «Я и мои друзья».  Защита проектов.

1

Защита проектов.

О братьях наших меньших

32

1

10.05.

Стихотворения о животных С. Михалкова «Трезор», Р. Сефа «Кто любит собак…». Рассказ В. Осеевой «Собака яростно лаяла».

1

33

2

12.05.

Итоговая комплексная работа на межпредметной основе.

1

34

3

15.05.

Сравнение художественного и научно-популярного текстов.

М. Пляцковский «Цап Царапыч», Г. Сапгир «Кошка» и текст о кошках. В, Берестов «Лягушата» и  текст о лягушках

1

35

4

16.05.

В. Лунин «Никого не обижай», С. Михалков «Важный совет»,

Д. Хармс «Храбрый Ёж», Н. Сладков Лисица и Ёж».

1

36

5

17.05.

Обобщение по теме «О братьях наших меньших».

1

37

1

19.05.

Сравнение художественного и научно-популярного текстов. И. Токмаковой «Купите собаку» и текст о собаках.

1

Резерв

3 ч

38

39

40

1

2

3

22.05.

23.05.

24.05.

1

1

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс Гармония Фгос

Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе авторской программы Кубасовой О. В.  и  требований ФГОС. Программа содержит подробное тематическое планирование с указанием вид...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс ПНШ ФГОС

Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с требованиями стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у школьника...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 4 КЛАСС ПО ФГОС ПО ПРОГРАММЕ "ГАРМОНИЯ"

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ГОД ПО ЧТЕНИЮ В 4КЛАССЕ ПО ПРОГРАММЕ "ГАРМОНИЯ"...

Рабочая программа по литературному чтению 1-4 кл. ФГОС "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению 1,2,3,4 кл....

Рабочая программа по литературному чтению 1 - 4 кл. ФГОС "Школа России"

Программа по литературному чтению для начальных классом  по новым стандартам по программе "Школа России"...

программа по литературному чтению 2 класс по ФГОС " Школа России"

Программа по илтературному чтению 2 класс по ФГОС "Школа России" 3 часа в неделю, 102 часа...

программа по литературному чтению 3 класс по ФГОС " Школа России"

Рабочая программа по чтению 3 класс, Школа России, календарно-тематическое планирование, приложение с КИМ...