Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс.
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса. Программа "Планета знаний".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu.doc | 276 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение 3 б Соловьева Елена Николаевна
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Литературное чтение»
(программа «Планета знаний»)
3 «Б» класс
2014 – 2015 учебный год
Соловьева Елена Николаевна
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе авторской программы автор Э. Э. Кац в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и учебного плана ГОУ гимназия 1592 № на 2014 – 2015 учебный год.
Задачи курса:
— формирование навыка чтения вслух и про себя, интереса и потребности чтения;
— формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, умения пользоваться справочным аппаратом учебника, словарями, справочниками, энциклопедиями;
— развитие устной и письменной речи, умения участвовать в диалоге, строить монологические высказывания, сопоставлять и описывать различные объекты и процессы;
— формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;
— формирование эстетического чувства, художественного вкуса, умения анализировать средства выразительности, находить сходство и различие разных жанров, сравнивать искусство слова с другими видами искусства;
— развитие воображения, творческих способностей;
— формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки;
— обогащение представлений об окружающем мире.
В программу включены художественные произведения разных жанров русских и зарубежных авторов. Они объединены в блоки, «скреплённые» сквозными темами и определёнными нравственно-эстетическими проблемами. Место конкретного блока в курсе и отдельного произведения внутри блока определяется содержанием имеющихся у школьников знаний о мире, психологическим состоянием детей на определённом этапе обучения, сложившейся у них установкой, то есть предрасположенностью к восприятию определённого материала. Установка обеспечивает интерес ребёнка к деятельности в нужном направлении, рассмотрение определённой проблемы, переживание эмоционального состояния.
Необходимы литературоведческие знания, которые помогут проникнуть в многозначный мир художественного произведения. Количество специальных терминов невелико, они вводятся прежде всего для ознакомления и подготовки учащихся к углублённой работе по теории литературы в средних и старших классах.
Полноценное освоение художественного текста предполагает овладение навыком, культурой чтения. Понятие «техника чтения» должно предполагать спокойное, осмысленное чтение. Скорочтение противопоказано общению с художественной литературой.
Необходимо «расшифровать» для детей словосочетание «выразительное чтение», которое предполагает понимание того, что надо выразить и как это сделать.
Программа обращает внимание на технологию выразительного чтения: умение выдерживать паузу, изменять темп чтения, силу и высоту голоса, интонацию.
Программой предусмотрено развитие самостоятельного творческого опыта младших школьников. Литературное творчество помогает ребёнку оценить художественное произведение, понять позицию писателя, значение художественных средств, использованных им. В процессе этой деятельности ученик учится пристальнее вглядываться и вслушиваться в мир живой и неживой природы, переносить собственные внутренние состояния на другие объекты, чувствовать состояние окружающих. В соответствии с пережитым и осмысленным он начинает преобразовывать мир с помощью воображения. Личный творческий опыт убеждает учащегося в необходимости литературоведческих знаний, полученных на уроках, так как они помогают ему выразить чувства и мысли в собственном произведении.
Программа литературного чтения опирается на психологическую теорию искусства, которая выделяет в процессе взаимодействия читателя с художественным произведением ряд психологических действий: интеллектуальное познание и самопознание, художественную оценку и самооценку, творческое преобразование слова-знака в живой образ и эмоциональное преобразование самого себя, переосмысление читательских переживаний и перенос эстетических, нравственных открытий в жизненный опыт.
Сложные интеллектуальные и эмоциональные процессы, сопровождающие изучение художественной литературы, способствуют формированию у учеников разнообразных знаний и умений. Это во многом определяет связь курса литературного чтения с другими учебными дисциплинами.
Программа обеспечивается следующим комплектом учебных и методических пособий.
Э. Э. Кац. Литературное чтение. 3 класс. Учебник. В 2 ч.
Э. Э. Кац. Литературное чтение. 3 класс. Рабочие тетради № 1, № 2.
Э. Э. Кац. Обучение в 3 классе по учебнику «Литературное чтение». Методическое пособие.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3 класс (136 ч)
Круг чтения
«Уж небо осенью дышало…» (13 ч)
К. Паустовский «Барсучий нос», «Подарок»; М. Пришвин из книги «Дорога к другу»; И. Бунин «Листопад»; Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки…»
Самостоятельное чтение. М. Пришвин из книги «Лесная капель»; А. Фет «Осенняя роза»; А. Жигулин «Загорелась листва на березах…»
Народные сказки (18 ч)
Русские сказки: «Семь Симеонов», «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»; литовская сказка «Жаба-королева»; таджикская сказка «Птица Кахна»; китайская сказка «Как юноша любимую искал».
Самостоятельное чтение. Русская сказка «Царевна- лягушка»; казахская сказка «Мастер Али».
Поэтические страницы (5 ч)
А. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…»; Ю. Мориц «Песенка про сказку»; немецкая баллада «Маленький скрипач»; Г. Сапгир «Сны».
Самостоятельное чтение. К. Бальмонт «У чудищ»; С. Островой «Сказки».
О мужестве и любви (10 ч)
В. Белов «Верный и Малька», «Малька провинилась», «Ещё про Мальку»; И. Тургенев «Воробей»; Н. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка»; Л. Толстой «Прыжок».
Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Белогрудка»; Е. Винокуров «Со мной в одной роте».
«Зимы ждала, ждала природа…» (8 ч)
С. Есенин «Разгулялась вьюга»; А. Пушкин «В тот год осенняя погода…», «Зимнее утро», «Зимняя дорога»; Ф. Тютчев «Чародейкою зимою».
Самостоятельное чтение. И. Бунин «Первый снег»; А. Твардовский «Утро»; М. Пришвин из книги «Глаза земли».
Авторские сказки (13 ч)
А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; Х. К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»; Л. Толстой «Царь и рубашка».
Самостоятельное чтение. Х. К. Андерсен «Штопальная игла»; С. Седов «Король красуется».
Басни (8 ч)
О. Мандельштам «Муха»; Эзоп «Мухи», «Кошка и мыши»; Л. Толстой «Отец и сыновья», «Лгун»; И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська», «Две Бочки».
Пословицы.
Самостоятельное чтение. Федр «Лягушка и мышь»; Л. Толстой «Комар и лев»; И. Крылов «Мышь и Крыса».
Братья наши меньшие (15 ч)
А. Чехов «Белолобый»; М. Пришвин «Лимон»; Л. Толстой «Лев и собачка»; К. Паустовский «Кот Ворюга».
Самостоятельное чтение. Саша Чёрный «Ослёнок»; А. Куприн «Завирайка».
О совести и долге (16 ч)
Ю. Яковлев «Полосатая палка»; А. Платонов «Разноцветная бабочка»; А. Кешоков «Мне больно, мальчики»; К. Паустовский «Тёплый хлеб».
Самостоятельное чтение. К. Ушинский «Слепая лошадь»; Р. Сеф «Добрый человек».
Весна пришла (9 ч)
Русские народные песни: «Жаворонушки», «Берёзонька»; А. Фет «Весенний дождь», «Рыбка»; К. Бальмонт «Золотая рыбка»; М. Пришвин «Лесная капель».
Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Весенний остров»; О. Дриз «Как сделать утро волшебным».
И в шутку, и всерьёз (19 ч)
Шутки-прибаутки; русская сказка «Болтливая баба»; А. Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу»; С. Маршак «Про двух соседей», «Старуха, дверь закрой!»; М. Зощенко «Великие путешественники».
Самостоятельное чтение. А. Усачёв «На чём держится Земля»; А. Дорофеев «Укушенные».
Навык и культура чтения
Формирование навыка зрительного целостного восприятия слова. Сознательное, выразительное чтение целыми словами.
Использование при чтении пауз между предложениями, внутри сложных предложений, между частями текста, логических ударений.
Работа с текстом и книгой
Развитие умения понимать смысл заглавия, его связь с содержанием произведения.
Формирование умения выявлять взаимосвязь описываемых в произведении событий, определять тему и главную мысль изучаемого произведения.
Формирование умений определять особенности учебного и научно-популярного текстов, выделять ключевые слова.
Обучение постановке вопросов к прочитанному, развитие умения пересказывать небольшой текст подробно, выборочно, творчески (от лица героя).
Обучение составлению плана произведения (в виде простых повествовательных или вопросительных предложений).
Дальнейшее развитие умения давать характеристику герою с опорой на текст, сопоставлять героев одного и нескольких произведений.
Развитие внимания к внутренней жизни других людей и к своим переживаниям, умение соотносить внутреннее состояние с его внешними проявлениями.
Формирование умения высказывать личное отношение к произведению, объясняя свою позицию.
Развитие внимания к позиции автора и его отношению к героям произведения, формирование умения определять с помощью учителя средства выражения этого отношения.
Формирование внимания к предисловию и послесловию книги; развитие умения делать подборку книг определённого автора и жанра; представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие.
Формирование умения пользоваться словарём синонимов, помещённым в учебнике, детским толковым словарём.
Развитие воображения, речевой творческой деятельности
Развитие умения читать по ролям, инсценировать фрагменты и небольшие тексты, самостоятельно работать над выразительным чтением стихотворений и прозаических фрагментов произведений для чтения их перед группой учащихся.
Формирование умения создавать словесные иллюстрации к художественному произведению.
Развитие умения вести рассказ от лица героя, помещать его в новую ситуацию.
Формирование умения писать сочинение на заданную тему по плану, составленному с помощью учителя, создавать описания-миниатюры.
Развитие умения сочинять сказки, рассказы, стихотворения.
Литературоведческая пропедевтика
Знакомство с художественными особенностями сказок, их лексикой, композицией.
Расширение и углубление представления о сказке, рассказе. Знакомство с новым жанром — басней — через сравнение со сказкой, стихотворением.
Знакомство с изобразительными средствами языка: метафорой, олицетворением. Формирование умения выделять их в тексте, определять с помощью учителя их значение в художественной речи.
Закрепление и развитие на новом литературном материале представлений о литературоведческих понятиях, введённых во втором классе.
Планируемые результаты освоения
программы по литературному чтению
к концу 3 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
- умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;
- ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей;
- умение оценивать свое отношение к учебе;
- уважение к культуре разных народов.
У учащихся могут быть сформированы:
- представление об общих нравственных категориях у разных народов;
- нравственное чувство и чувственное сознание;
- умение анализировать свои переживания и поступки;
- способность к самооценке;
- эмпатия, способность к сопереживанию другим людям;
- бережное отношение к живой природе;
- эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдениями за природой.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Речевая и читательская деятельность
Учащиеся научатся:
- правильно выбирать нужную интонацию, темп и громкость прочтения, определять место логического ударения;
- пересказывать произведение близко к тексту, кратко, от лица персонажа;
- рассказывать по предложенному или самостоятельно составленному плану;
- привлекать читательский и жизненный опыт для анализа конкретного произведения, поставленной проблемы;
- определять и оценивать позиции литературных героев;
- выявлять тему и главную мысль произведения;
- сопоставлять героев, идеи разных произведений;
- составлять план рассказа;
- определять свое и авторское отношение к героям;
- формулировать вопросы к тексту, составлять план текста.
Учащиеся получат возможность научиться:
- составлять личное мнение о произведении, выражать его на доступном уровне;
- ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте;
- делать подборку книг определенного автора, представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
- читать по ролям художественное произведение;
- продолжать сюжет произведения, историю героя;
- участвовать в инсценировании произведения.
Учащиеся получат возможность научиться:
- создавать устно и письменно произведения разных жанров по аналогии с прочитанным, на заданную тему, по репродукции картины, серии иллюстраций, по результатам наблюдений;
- выражать свое отношение к литературным произведениям, явлениям природы в устной и письменной форме, рисунках.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
- различать жанры (фольклор, басню, стихотворение, рассказ);
- выделять слова автора, действующих лиц, описание их внешности, поступков, бытовой обстановки, природы;
- находить в тексте сравнения, эпитеты, олицетворения, подбирать синонимы, антонимы к предложенным словам.
Учащиеся получат возможность научиться:
- определять приемы, использованные писателем для создания литературного персонажа и выражения, своего отношения к нему.
- использовать изученные выразительные средства в собственных творческих работах.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- соотносить свои действия с поставленной целью;
- выполнять учебные действия в устной и письменной форме.
Учащиеся получат возможность научиться:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;
- планировать свои учебные действия;
- анализировать результаты своей деятельности, вносить необходимые поправки;
- составлять план научно-популярной статьи, использовать его при пересказе;
- планировать свою читательскую деятельность;
- планировать свою деятельность при реализации проекта.
Познавательные
Учащиеся научатся:
- сравнивать произведения и героев;
- устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;
- свободно ориентироваться в аппарате учебника;
- находить нужную информацию в словарях и справочниках в конце учебника.
Учащиеся получат возможность научиться:
- сравнивать и классифицировать жизненные явления;
- выявлять аналогии между героями, произведениями, жизненными явлениями;
- находить нужную информацию в школьном толковом словаре, детской энциклопедии;
- сопоставлять информацию, полученную из научно-популярной статьи, с художественным произведением;
- ориентироваться в аппарате книжного издания (название, автор, предисловие, оглавление, выходные сведения);
- находить в библиотеке книги по заданной тематике, ориентироваться в сборниках произведений;
- извлекать информацию из произведений изобразительного искусства;
- знакомиться с детской периодической литературой.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- участвовать в коллективном обсуждении художественных произведений;
- сотрудничать с одноклассниками в ходе проектной деятельности.
Учащиеся получат возможность научиться:
- работая в паре, аргументировать свою позицию, учитывать мнение партнера;
- осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе;
- овладевать диалогической формой речи;
- формулировать и задавать вопросы, необходимые для достижения конкретных результатов при работе в группе.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Ттематическое планирование изучения учебного материала
3 класс
136 ч (4 ч в неделю)
№ урока | Тема урока, страницы учебника | Характеристика деятельности учащихся | Дата | Информационные (электронные) образовательные ресурсы | ||
1-е полугодие(64 ч.) 1-ая четверть (36 ч.) | ||||||
УЖ НЕБО ОСЕНЬЮ ДЫШАЛО … (13 ч) | ||||||
1 2 3 | Водный урок. Знакомство с учебником. Синонимы. Словарь синонимов. К. Г. Паустовский «Барсучий нос» Собственное отношение к прочитанному. К. Г. Паустовский «Барсучий нос» Часть 1 С. 3—9, Т с. 3-4 Знакомство с понятием «синоним». Формирование умения пользоваться словарем синонимов. Развитие внимания к авторской позиции, умения выделять способы ее выражения. Формирование умения определять собственное отношение к прочитанному. Закрепление умения использовать различные приемы для выразительного чтения. Формирование умения вести творческий пересказ произведения | Выразительно читать, передавать нужную интонацию. Пересказывать близко к тексту, кратко, от лица персонажей. Рассказывать по предложенному или самостоятельно составленному плану. Привлекать читательский и жизненный опыт для решения поставленной задачи. Передавать впечатления, полученные при восприятии разных родов искусства. Подбирать синонимы к предложенным словам и словосочетаниям. Определять и оценивать позиции литературных героев. Выявлять главную мысль произведения. Находить сравнения в тексте произведения. Сочинять устные и письменные рассказы по заданной теме. Сравнивать настроение, выраженное в разных произведениях. Различать сказку и рассказ. ✶✶✶ Составлять план рассказа. Пользоваться словарем синонимов и справочником в конце учебника, школьным толковым словарем. Анализировать композицию картины и изобразительные средства, используемые художником. Подбирать художественные произведения и репродукции картин на заданную тему | 1 неделя 01.09-05.09. | |||
4 | Работа с научно-популярным текстом. «Барсук» С.18 – 19, Т с.5 | |||||
5 | Эмоциональная окрашенность лирического произведения. И. А. Бунин «Листопад» С. 10—12, Т с. 5-7 Развитие внимания к эмоциональной окрашенности лирического произведения. Закрепление умения пользоваться различными приемами для выразительного чтения. Закрепление знаний о сравнении и рифме. Формирование умения вести рассказ по теме, используя предложенные вопросы и сочиняя собственные | 2 неделя 08.09-12.09 | ||||
6 | Метафора. М. М. Пришвин «Хрустальный день», «Капитан-паук», «Недосмотренные грибы» С. 13—15 , Т с. 8-9 Знакомство с понятием «метафора». Формирование умения подбирать синонимы к предложенным словам и словосочетаниям. Формирование умений пересказывать произведения близко к тексту | |||||
7 | Сравнение, рифма. Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки» С. 16—17, Т с. 9-10 Формирование умений выразительно читать лирическое произведение, сравнивать настроение, выраженное в разных произведениях | |||||
8 9 | Характеристика литературных героев рассказа К.Паустовского «Подарок» Творческий рассказ. Золотая осень в живописи. С. 18—23 Формирование умений передавать и оценивать позиции литературных героев, определять главную мысль произведения; составлять план пересказа и творческого рассказа. Формирование умения передавать впечатления от произведений изобразительного искусства | 3 неделя 15.09-19.09 | ||||
10 | Внеклассное чтение[1]. Осень в произведениях русских писателей Формирование умений самостоятельно работать с книгой, соотносить впечатления, полученные при восприятии произведений разных родов искусств | |||||
11 | Осень в произведениях русских поэтов. С.Есенин, Ф.Тютчев С. 26—29 Формирование умений самостоятельно работать с книгой, соотносить впечатления, полученные при восприятии произведений разных родов искусств | |||||
12 | Картинная галерея. И. И. Левитан «Лесное озеро» С. 24—25 Развитие интереса к творчеству конкретного художника | |||||
13 | Работа с научно-популярным текстом. «О живописи» | 4 неделя 22.09-26.09 | ||||
НАРОДНЫЕ СКАЗКИ (18 ч) | ||||||
14 15 16 | Вхождение в мир русской сказки. «Семь Симеонов» (рус.нар.сказка) Язык и композиция нар.сказки «Семь Симеонов» Сравнительная характеристика героев сказки «Семь Симеонов» С. 30—39, Т с. 14-17 Знакомство с особенностями языка и композиции народных сказок. Закрепление умения пересказывать фрагменты произведений близко к тексту. Формирование умений выявлять особенности литературных героев и сравнивать их, определять главную мысль произведения, сопоставлять сюжеты, основные мысли прочитанных произведений | Выразительно читать. Читать по ролям. Пересказывать фрагменты произведения близко к тексту. Определять главную мысль произведения. Сопоставлять героев, идеи разных произведений. Продолжать сюжет произведения. ✶✶✶ Составлять план рассказа. Находить нужные книги в библиотеке. Ориентироваться в сборниках произведений. Сравнивать иллюстрации к сказкам в разных сборниках. Уважать культуру разных народов. Анализировать произведение изобразительного искусства по предложенному плану. Подбирать репродукции картин на заданную тему. Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Народные сказки», сотрудничать со сверстниками и взрослыми, распределять роли | ||||
17 18 19 | Сюжет сказки. «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» (русская народная сказка) Чтение по ролям рус.нар.сказки «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» Сопоставление героев разных сказок С. 40—49, Т с. 17-18 Знакомство с особенностями языка и композиции народных сказок. Закрепление умения пересказывать фрагменты произведений близко к тексту. Формирование умений выявлять особенности литературных героев и сравнивать их, определять главную мысль произведения, сопоставлять сюжеты, основные мысли прочитанных произведений | 5 неделя 29.09-03.10 | ||||
20 21 22 | Особенность волшебной сказки. «Царевна-Лягушка» (рус.нар.сказка) Характеристика героев сказки «Царевна-Лягушка» Язык и композиция рус.нар.сказки «Царевна-Лягушка» С. 64-65 Формирование умений выявлять особенности литературных героев и сравнивать их, определять главную мысль произведения, сопоставлять сюжеты, основные мысли прочитанных произведений | 6 неделя 06.10-10.10 | ||||
23 | Внеклассное чтение. Русские народные сказки Т с. 18-19 Формирование умения работать с книгой. Сопоставление вариантов сказок в разном переложении | |||||
24 | Картинная галерея. В. М. Васнецов «Иван-царевич на сером волке» С. 66—67 Формирование интереса к личности художника. Формирование умения соотносить произведение изобразительного искусства с литературным текстом. Развитие внимания к деталям, позволяющим определить настроение, выраженное в картине | |||||
25 | Сказки других народов. «Жаба-королева» (литовская народная сказка) С. 51—53, Т с. 19-20 Формирование интереса и уважения к культуре разных народов. Сопоставление нравственных позиций героев в разных сказках. Формирование образа мира как единства разных культур | 7 неделя 13.10-17.10 | ||||
26 | Сравнение сказок разных народов. «Птица Кахна» (таджикская народная сказка) С. 54—57, Т с. 20-21 | |||||
27 28 | Анализ китайской нар.сказки «Как юноша любимую искал» Сопоставление нравственных позиций героев разных сказок С. 58—65, Т с. 22-23 Формирование интереса и уважения к культуре разных народов. Сопоставление нравственных позиций героев в разных сказках. Формирование образа мира как единства разных культур | |||||
29 | Характеристика героев казахской нар.сказки «Мастер Али» С. 76-79 | 8 неделя 20.10-24.10 | ||||
30 | Внеклассное чтение. Сказки народов мира Т с. 23-24 | |||||
31 | Проект «Народные сказки» С. 80-81 | |||||
ПОЭТИЧЕСКИЕ СТРАНИЦЫ (5 ч) | ||||||
32 | Поэтическая страничка. А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный..» С. 82—83, Т с. 28-29 Формирование умения выразительно читать лирическое произведение. Развитие внимания к авторской позиции и собственным впечатлениям от прочитанного | Выразительно читать лирическое произведение. Привлекать читательский опыт. Определять свое впечатление от прочитанного. Выявлять авторскую позицию. Отвечать на вопросы по тексту, аргументировать свою позицию. ✶✶✶ Подбирать эпитеты, синонимы и антонимы к словам. Формировать представления о нравственных категориях (добре и зле) | ||||
33 | Выразительное чтение лирического призведения. Ю. Мориц «Песенка про сказку», «Маленький скрипач» (немецкая народная баллада) С. 84—87, Т с. 29-32 Развитие интереса к другим родам искусства — музыке, живописи. Актуализация собственных переживаний, вызванных разными родами искусства | 9 неделя 27.10-31.10 | ||||
34 | Эпитеты, синонимы, антонимы. Г. Сапгир «Сны» С. 88—89, Т с.32-33 | |||||
35 | Проверочная работа №1 | |||||
36 | Театрализованная игра «В мире есть такое чудо» (урок-праздник) | |||||
2-ая четверть (28 ч.) О МУЖЕСТВЕ И ЛЮБВИ (10 ч) | ||||||
37.1 38.2. | Внутреннее состояние литературных героев в рассказах В. Белова «Верный и Малька», «Малька провинилась», «Еще про Мальку» Авторское отношение к герою рассказов С. 91—96, Т с. 34-36 Формирование умений давать характеристику литературному герою, определять свое и авторское отношение к нему, объяснять внутреннее состояние литературных героев, рассказывать по плану. Развитие внимания и уважения к животным | Выразительно читать. Отвечать на вопросы по тексту, находить нужные фрагменты текста для подтверждения своей позиции. Определять свое и авторское отношение к героям. Рассказывать по плану, от лица персонажа. Создавать устные и письменные рассказы на заданную тему. ✶✶✶ Формировать представления о нравственных категориях. Бережно относиться к животным. Находить нужные источники информации. Сопоставлять литературные произведения с произведениями других родов искусств (кино, театр) | 1 неделя 10.11-14.11 | |||
39.3 | Художественный анализ произведения И. С. Тургенева «Воробей» С. 97—98, Т с. 36-37 | |||||
40.4 41.5 42.6 | Композиция рассказа Н. Г. Гарина-Михайловского «Тёма и Жучка» Способы выражения чувств, переживаний героя произведения Н. Г. Гарина-Михайловского «Тёма и Жучка» Нравственные уроки произведения Н. Г. Гарина-Михайловского «Тёма и Жучка» С. 99—108, Т с. 38-40 | 2 неделя 17.11-21.11 | ||||
43.7 | Работа с научно-популярным текстом. «Больше, чем просто собака» С. 121 – 122, Т с. 40-42 | |||||
44.8 | Нравственные испытания героя произведения Л. Н. Толстого «Прыжок» С. 109—112, Т с. 42-45 | |||||
45.9 | Нравственная оценка поступкам героев рассказа В.Астафьева «Белогрудка» С. 113 - 117 | 3 неделя 24.11-28.11 | ||||
46.10 | Внеклассное чтение. Сказки Е. Шварца, В. Каверина Т с. 45-46. Формирование умения давать нравственную оценку поступкам литературных героев | |||||
ЗИМЫ ЖДАЛА, ЖДАЛА ПРИРОДА … (8 ч) | ||||||
47.11 | Олицетворение. С. Есенин «Разгулялась вьюга...» Ч.2 С. 4—5, Т с. 3-4 Знакомство с понятием «олицетворение». Развитие внимания к слову в контексте литературного произведения, Формирование умений подбирать синонимы и антонимы, сопоставлять эмоциональную окрашенность разных литературных произведений. Формирование умения литературно грамотно воспроизводить собственные зрительные, слуховые, тактильные ощущения от «соприкосновения» с различными произведениями искусства. | Выразительно читать. Заучивать наизусть. Объяснять значение слова в контексте произведения. Подбирать синонимы, антонимы. Подбирать эпитеты. Находить олицетворения в тексте. Сопоставлять переживания, выраженные в разных произведениях. Привлекать собственный жизненный опыт. Воспроизводить впечатление, полученное при чтении произведения, объяснять его. ✶✶✶ Анализировать собственные переживания и находить их причины. Извлекать информацию из произведения изобразительного искусства. Находить в библиотеке книги заданной тематики | ||||
48.12 49.13 | Изображение зимы в искусстве. А. С. Пушкин «В тот год осенняя погода...» (отрывок), Эмоциональная окраска стихотворений А.С.Пушкина «Зимнее утро» и «Зимняя дорога» (отрывок) С. 6—11, Т с. 4-8 | 4 неделя 1.12-5.12 | ||||
50.14 | Работа с научно-популярным текстом. «Ледяное дыхание Арктики» С. 18 – 19, Т с. 9 | |||||
51.15 | Зимние картины природы в поэтическом произведении Ф. И. Тютчева «Чародейкою Зимою... С. 12, Т с. 9-11 | |||||
52.16 | Картинная галерея. Н Крылов «Зима» С. 14—15 Обогащение знаний об особенностях народного быта | |||||
53.17 | Картины зимы в разных видах искусств С. 16 – 18 | 5 неделя 8.12-12.12 | ||||
54.18 | Внеклассное чтение. Зима в произведениях разных жанров Развитие внимания к деталям описания природы в художественном тексте. Развитие эстетического чувства при восприятии живой природы | |||||
АВТОРСКИЕ СКАЗКИ (13 ч.) | ||||||
55.19 56.20 57.21 58.22 59.23 | Авторская сказка. А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Выразительное чтение сказки А.С.Пушкина Художественный анализ сказки А.С.Пушкина Авторское отношение к героям произведения Нравственные уроки произведения А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» С. 19—47, Т с. 12-14 Формирование умений объяснять поведение и описывать внутреннее состояние литературных героев, выявлять авторское отношение к персонажам и связь литературного произведения с фольклором, оценивать иллюстрации к произведениям | Составлять план рассказа по теме. Определять тему и главную мысль произведения. Творчески пересказывать сюжет произведения. Сопоставлять сюжет с сюжетами народных сказок. Характеризовать героя. Выявлять отношение автора к персонажам. Читать по ролям. Ставить вопросы к тексту произведения. ✶✶✶ Формировать нравственное чувство и нравственное сознание | 6 неделя 15.12-19.12 | |||
60.24 61.25 | Авторское отношение к персонажам сказки Х.-К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» Характеристика внутреннего состояния героя сказки | Придумывать вопросы к произведению. | 7 неделя 22.12-26.12 | |||
62.26 | Сочетание чудесного и реального в сказке Х.-К. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» С. 48 – 56 | Характеризовать внутреннее состояние героев. Определять отношение автора к персонажам. | ||||
Формирование умений составлять план рассказа по предложенной теме, определять тему, главную мысль произведения и отношение автора к героям. Формирование умения воспроизводить сюжет с позиции одного из героев. | Привлекать жизненный опыт в процессе осмысления художественного произведения. ✶✶✶ Пользоваться словарем синонимов и справочником в конце учебника, школьным толковым словарем. Находить нужную книгу в библиотеке. Рассказывать о прочитанной книге. Внимательно относиться к переживаниям других людей | |||||
63.27 | Проверочная работа №2 | |||||
64.28 | Жизненный опыт в процессе осмысления худ.произведения. Х.-К. Андерсен «Штопальная игла» С. 59 – 63 | |||||
2-ое полугодие (72 ч.) 3-ья четверть (40 ч.) | ||||||
65.1 | Внеклассное чтение. Х.-К. Андерсен «Сказки» Формирование умения рекомендовать понравившуюся книгу. | 1 неделя 12.01-16.01 | ||||
66.2 | Собственное отношение к герою сказки С.Седова «Король красуется» С. 64 – 65 | |||||
67.3 | Воспроизведение сюжета с позиции одного из героев. Л. Н. Толстой «Царь и рубашка» С. 57 | |||||
68.4 | БАСНИ (8 ч) Басня как жанр. О. Мандельштам «Муха», Эзоп «Мухи», «Кошка и мыши» С. 66 – 68, Т с. 20-22 Знакомство с особенностями басни как жанра. Формирование умений постигать авторское отношение к персонажам и способы его выражения, сопоставлять характеры, поступки и взаимоотношения персонажей басни. Формирование умения связывать смысл морали басни с собственным жизненным опытом | Выразительно читать басню. Определять авторское отношение к персонажам и способы его выражения. Сопоставлять персонажей. Определять главную мысль произведения. Делать обобщающие выводы, привлекая читательский и жизненный опыт. Различать басню и стихотворение. Сочинять рассказы, произведения других жанров. ✶✶✶ Формировать представления о нравственных и безнравственных поступках. Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Басни», сотрудничать со сверстниками и взрослыми, распределять роли | ||||
69.5 | Нравственные уроки произведений Л. Н. Толстого «Отец и сыновья», «Лгун» С. 69—70, Т с. 23-25 | 2 неделя 19.01-23.01 | ||||
70.6 71.7 72.8 | Мораль басни И. А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак» Сопоставление персонажей басни И.А.Крылова «Слон и Моська» Мораль басни И.А.Крылова «Две Бочки» С. 71—75, Т с. 25-29 | |||||
73.9 | Басни современных авторов С. 76 – 77 | 3 неделя 26.01-30.01 | ||||
74.10 | Пословицы С. 77, Т с. 30-31 Формирование умений понимать смысл пословиц; использовать их для выражения сути жизненной ситуации, в качестве морали басни; сочинять истории, раскрывающие главную мысль пословиц | |||||
75.11 | Проект «Басни» С. 78 – 79 | |||||
БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ (15 ч) | ||||||
76.12 77.13 78.14 79.15 | Анализ произведения А. П. Чехова «Белолобый» Авторское отношение к героям рассказа. А. П. Чехов «Белолобый» План рассказа А. П. Чехова «Белолобый» Внутреннее состояния героев произведения А. П. Чехова «Белолобый» С. 80—87, Т с. 32-33 Формирование умений объяснять свое отношение к прочитанному; выделять приемы, использованные писателем для создания литературных персонажей; выявлять авторское отношение к ним; составлять план рассказа по предложенной теме; объяснять внутреннее состояние героев, оценивать их, обосновывать сделанные выводы; определять тему и главную мысль произведения. Обогащение словаря, определяющего внутреннее состояние человека. | Выразительно читать. Выделять нужные для ответа на вопрос фрагменты текста. Определять идею и тему произведения. Составлять план рассказа по теме. Определять приемы, использованные писателем для создания персонажа произведения. Оценивать поступки героев, аргументировать свою позицию. Различать сказку о животных и рассказ. ✶✶✶ Находить в библиотеке книги заданной тематики. Внимательно и бережно относиться к живой природе | 4неделя 2.02-6.02 | |||
80.16 81.17 82.18 | Идея и тема произведения М. М. Пришвина «Лимон» Композиция рассказа М. М. Пришвина «Лимон» Собственное отношение к героям произведения М. М. Пришвина «Лимон» С. 88—93, Т с. 34-37 | 5 неделя 9.02-13.02 | ||||
83.19 | Нравственные уроки произведения Л. Н. Толстого «Лев и собачка» С. 94—95, Т с 38-39 | |||||
84.20 85.21 | Всепобеждающая сила доброты в рассказе К. Г. Паустовского «Кот Ворюга» Характеристика главного героя рассказа и анализ его поступков С. 96—101, Т с. 40-41 | 6 неделя 16.02-20.02 | ||||
86.22 | Работа с научно-популярным текстом «Кошка» С. 119 | |||||
87.23 | Поэтическая страничка Саша Чёрный «Оленёнок» С. 103 – 104 | |||||
88.24 | Авторская оценка поступков героев в рассказе А.Куприна «Завирайка» С. 104 – 107 | |||||
89.25 | Внеклассное чтение Книги о животных Развитие внимания и интереса к поведению и состоянию животных, чувства понимания и любви к живой природе | 7 неделя 23.02, 24.02-27.02 | ||||
90.26 | Картинная галерея Б. Мурильо «Мальчик с собакой» С. 108—109, Т с. 44 Обучение созданию рассказа о персонажах картины. Формирование умения характеризовать отношения между персонажами |
О СОВЕСТИ И ДОЛГЕ (16 ч) | |||||
91.27 92.28 93.29 94.30 | Смысл слова в контексте литературного произведения. Ю. Яковлев «Полосатая палка» (в сокращении) Нравственные испытания героя произведения Ю. Яковлева «Полосатая палка» Композиция рассказа Ю. Яковлева «Полосатая палка» Эволюция развития главного героя рассказа Ю. Яковлева «Полосатая палка» С. 110—117, Т с. 45-46 Развитие внимания к смыслу слова в контексте литературного произведения. Формирование нравственных представлений. Формирование умений составлять план произведения, определять его главную мысль, объяснять поведение персонажей, определять их внутреннее состояние, передавать сюжет произведения от лица одного из персонажей. Развитие интереса к позиции других людей. Развитие письменного творчества учащихся. Формирование умения заучивать наизусть прозаический текст | Пересказывать сюжет кратко, от лица персонажа. Составлять план произведения. Определять главную мысль. Создавать письменные творческие работы. Заучивать наизусть фрагменты прозаического текста. Определять внутреннее состояние персонажей, отношение автора к ним. Рекомендовать понравившееся произведение, обосновывать свое отношение к нему. ✶✶✶ Формировать представления о нравственных и безнравственных поступках. Использовать разные источники информации. Работать с аппаратом книги. Участвовать в диалоге. | 8 неделя 2.03-6.03 | ||
95.31 96.32 97.33 | Составление плана легенды А. Платонова «Разноцветная бабочка» Пересказ сюжета легенды от лица персонажа Наизусть фрагмент прозаического текста Ч. 3, С. 4—15, Т с. 3-6 | 9 неделя 9.03, 10.03-13.03 | |||
98.34 | Работа с научно-популярным текстом «Бабочки рядом с человеком» С. 87 – 88, Т с. 6-7 | ||||
99.35 | О совести. А. Кешоков «Мне больно, мальчики» С. 16, Т с.8-9 | ||||
100.36 101.37 102.38 | Художественный анализ произведения. К. Г. Паустовский «Теплый хлеб» Авторское отношение к персонажам сказки «Тёплый хлеб» Нравственные уроки сказки К. Г. Паустовский «Теплый хлеб» С. 17—29, Т с. 9-12 | ||||
10 неделя 16.03-20.03 | |||||
103.39 | Проверочная работа №3 | ||||
104.40 | Внеклассное чтение Сказки К. Г. Паустовского Т с. 14 | ||||
4-ая четверть ( 3- ч.) | |||||
105.1 | Читальный зал. К.Д.Ушинский «Слепая лошадь» С. 30 – 31 | 1 неделя 30.03-3.04 | |||
106.2 | Работа с научно-популярным текстом «Лошадь» С. 89 – 90, Т с. 13 | ||||
ВЕСНА ПРИШЛА (9 ч.) | |||||
107.3 | Устное народное творчество. Народные песни С. 35 – 36, Т с. 15 Развитие интереса к устному народному творчеству. Развитие внимания к собственным переживаниям, вызванным произведением искусства. Привлечение жизненного опыта при чтении художественного произведения | Выразительно читать лирическое произведение. Участвовать в инсценировании. Привлекать жизненный опыт при чтении и анализе произведения. Создавать устно и письменно произведения разных жанров. ✶✶✶ Анализировать собственные переживания, вызванные разными родами искусств. Выражать свое отношение к явлениям природы в устной речи и в рисунках | |||
108.4 | Анализ лирического произведения. А. А. Фет «Весенний дождь» С. 37, Т с. 16-17 Закрепление знаний о понятиях «сравнение», «метафора», «олицетворение» Развитие устного и письменного творчества учащихся | ||||
109.5 | Изображение весны с помощью разных художественных средств. М. М. Пришвин «Лесная капель» С. 38 – 39, Т с. 18-21 | 2 неделя 6.04-10.04 | |||
110.6 | Работа с научно-популярным текстом «Изменения погоды» С. 90, Т с.22 | ||||
111.7 | Собственное отношение к изменениям в природе. К. Д. Бальмонт «Золотая рыбка» С. 40 – 41 , Т с. 23-26 | ||||
112.8 | Сравнение и метафоры в стихах. А. А. Фет «Рыбка» С. 42, Т с. 27-28 | ||||
113.9 | Читальный зал. В.Астафьев «Весенний остров» С. 43-44 | 3 неделя 13.04-17.04 | |||
114.10 | Изображение весны в искусстве. О.Дриз «Как сделать утро волшебным» С. 45 | ||||
115.11 | Внеклассное чтение Народные песни | ||||
И В ШУТКУ И ВСЕРЬЕЗ (19 ч) | |||||
116.12 | Шутки-прибаутки С. 46—47 Развитие умения определять главную мысль произведения, понимать внутреннее состояние персонажа и рассказывать о событиях от его лица. Развитие внимания к выбору точного слова для характеристики состояния литературного героя, собственного отношения к нему | Определять главную мысль произведения. Пересказывать сжато от лица персонажа. Задавать вопросы. Составлять план по теме. Определять свое отношение к персонажу, обосновывать его фрагментами текста, рассуждениями. ✶✶✶ Работать со словарями и другими источниками информации. Делиться впечатлениями о произведении изобразительного искусства. Знакомиться с детской периодической литературой | |||
117.13 118.14 | Главная мысль рус.нар. сказки «Болтливая баба» Характеристика персонажа сказки «Болтливая баба» С. 48—53, Т с. 29-31 | 4 неделя 20.04-24.04 | |||
119.15 120.16 121.17 | Композиция произведения А. Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу» Собственное отношение к герою произведении А.Лингрен Воспроизведение сюжета с позиции главного героя произведения С. 54—61, Т с. 31-33 | ||||
5 неделя 27.04-1.05 | |||||
122.18 | Внеклассное чтение А. Линдгрен «Приключения Эмиля из Лённеберги» Т с. 34-35 | ||||
123.19 124.20 | Юмористические стихи С. Маршака Секреты юмористических стихов С. 62—65, Т с. 35-39 | ||||
125.21 126.22 127.23 128.24 | Анализ произведения М. Зощенко «Великие путешественники» Характеристика главных героев рассказа М. Зощенко «Великие путешественники» Авторское отношение к персонажам произведения Свое отношение к героям М.Зощенко С. 66—75, Т с. 40-43 | ||||
6 неделя 4.05-8.05 | |||||
129.25 | Проверочная работа №4 | 7 неделя 11.05-15.05 | |||
130.26 | Картинная галерея З. Серебрякова «За обедом» С. 148—149 Развитие интереса к творчеству конкретного художника | ||||
131.27 | Детская периодическая литература Т с. 43-44 | ||||
132.28 133.29 | Читальный зал. А Усачёв «На чём держится Земля» С. 78 - 80 Читальный зал. А.Дорофеев «Укушенные» С. 81 – 83 | 8 неделя 18.05-22.05 | |||
134.30. | Итоговая проверочная работа | ||||
135.31 | Наш конкурс | ||||
136.32 | Научно-популярные статьи. «Бабаочки рядом с человеком», «Лошадь» | ||||
33. | |||||
34. | |||||
35. | |||||
36. |
[1] Уроки внеклассного чтения строятся на материале библиотечных книг и произведений рубрики «Читальный зал».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.
рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...