Литературное чтение А. П. Чехов " Мальчики"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Урок литературного чтения 4 класс на тему "А.П. Чехов Маличики". Этот урок разработан в соответсвии с ФГОС. Методика проведения урока предусматривает активное и осознанное участие школьников в уроке, мобилизацию их внимания, развития мышления, обогащение словарного запаса и мыслительной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie-otkr_urok.docx | 40.73 КБ |
malchiki.rar | 517.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение
Венгеровская средняя общеобразовательная школа №1
Литературное чтение. 4 КЛАСС
Тема: А. П. Чехов «Мальчики»
Учитель: Семенова Н.П.
Венгерово 2017
Цель: анализ художественного произведения, характеристика героев
Задачи урока:
Образовательные: продолжить знакомство с рассказом А.П.Чехова “Мальчики”; формировать умения раскрывать смысл произведения, выделять главное, существенное в изучаемом материале.отрабатывать навыки осознанного, выразительного, беглого чтения.
Развивающие: развивать аналитико-синтезирующее мышление, артикуляционный аппарат учащихся, антипацию (смысловую догадку) детей, произвольную память; расширять оперативное поле чтения; усиливать коммуникативные свойства речи (выразительность).
Воспитательные: воспитывать чувство ответственности перед окружающими людьми, внимание, веру в свои силы, стремление к самостоятельной деятельности.
Оборудование: лист самооценки, карточки для работы в группах, рисунки учащихся к тексту. Презентация.
Ход урока.
1.Проверка готовности к уроку слайд №1
- Каким бы вы хотели видеть сегодня урок литературного чтения?
-Чтобы получился урок таким, недостаточно действий одного учителя, необходима и ваша помощь.
- Какими должны быть на уроке вы- учен
Открывается презентация: слайд№2.
Урок Ученики
интересный активные
познавательный думающие
развивающий внимательные
плодотворный сообразительными
творческий дисциплинированные -
2.Речевая разминка(Чтение высказываний по цепочке)со слайда №3
- «Человека делают счастливым три вещи: любовь, интересная работа и возможность путешествовать.»
- «Ничто так не открывает глаза на мир и не расширяет кругозор, как длительные путешествия.»
- «Мир — это книга. И кто не путешествовал по нему — прочитал в ней только одну страницу.»
- Что общего в этих высказываниях?
- Есть ли связь этих высказываний с произведением, которое мы читали на прошлом уроке?
3. Постановка цели.
Сегодня мы продолжим работу по произведению А П Чехова
« Мальчики»- постараемся ответить на вопросы:
-О каких человеческих качествах заставляет задуматься автор?
-Какие качества необходимы, чтобы стать целеустремленным человеком.
Возьмите свою карту успеха и поставьте на полях карточки оценку, которую хотели бы получить на уроке. В конце урока сравним ваши результаты с желаемой оценкой.
-Кто главные герои рассказа? (Мальчики-гимназисты 2-го класса)
-Кто из этих героев вам больше понравился, вызвал у вас наибольшую симпатию,?
4.Выход к учебной проблеме.
-Когда вы отзываетесь о том или ином человеке, говорите что он хороший или плохой чем вы подкрепляете свои слова? (примерами его поступков, слов, чертами характера и т.д.)
-Чтобы принять одну из сторон в нашей беседе, что нужно сделать?
(как можно больше узнать о мальчиках)
5. Поставим цель урока слайд №4
Анали з художественного произведения, характеристика героев 6.Проверка дом зад(по тестам на листочках)
Тест.
Имя одного из главных героев:
А) Чибисов; Б) Черепицын; В) Чечевицын.
2. Мальчиков встречали:
А) 4 человека и пёс; Б) 6 человек; В) 7 человек и пёс.
3. Розвальни это:
А) широкие сани; Б) неповоротливые люди; В)развалины избы.
4. События рассказа происходят накануне:
А) Пасхи; Б)Рождества; В)Крещения.
5. В Калифорнии вместо чая пьют:
А)компот; Б)кофе; В)джин
6. Мальчики решили сбежать в :
А)Африку; Б)Америку; В)Австралию.
7. Пампасы это:
А)Южноамериканские степи; Б) местное население; В)плоды дерева.
8. В путешествии мальчикам придётся:
А)сражаться с тиграми; Б)поступать в морские разбойники; В) жениться на красавицах.
9. По мнению Маши это нужно кушать в пост:
А)манную кашу; Б)горох и чечевицу; В)ничего.
10. Урядник это:
А)нарядно одетый человек; Б)управляющий хозяйством;
В)полицейский чин.
Самопроверка по образцу. Фиксация результатов.
слайд-5-6
-Оцените свою работу в оценочных листах. Слайд №5
7. Решение учебных задач.
а)- На доске план рассказа, который мы составили на прошлом уроке. Последовательно ли расставлены его части?
Укажите правильное расположение частей.
Примерный план рассказа:
1.Бурная встреча Володи.
2.Странное поведение мальчиков.
3.Подготовка к Новому году.
4.Побег
5. Заговор
6.Маленький гость.
7.Возвращение детей.
в)- Найдите первую часть рассказа и прочтите ее на мак. скорости с помощью закладки вполголоса .
-Выберите и назовите из текста слова, которые описывают как встречали Володю дома(встречает вся семья, бросились к окнам, целовать, обнимать, подняли визг)
-Какими словами вы бы охарактеризовали обстановку в семье Королевых? Выберите слова на карточке №1 и подчеркните их.
( работа в парах) слайд№7 мир
любовь
согласие
тревога
непонимание
оцените работу в оценочном листе
-С каким настроением нужно прочить эту часть (радостно и весело , с настроением)
Читают по частям 2 ученика.
Оцените их работу.
Работа по 3 части плана
Прочитайте пословицу
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится
Какую из частей плана нашего рассказа можно соотнести с этой пословицей Докажите подтвердите свои ответы предлож из текста.
( Выборочное чтение предложений)
Можно ли сказать, что подготовка к Рождеству в семье Королевых была радостным, веселым событием? (бинарное чтение-вдвоем)
8. Инсценировка рассказа «Мальчики»
Входят 2 мальчика.
Первый: Мы пришли со страниц рассказа Антона Павловича Чехова. Я – Володя Королев. Это, честь имею представить, мой товарищ Чечевицын, ученик второго класса… Я привез его с собой погостить у нас…
Второй: Знаете кто я?
Учитель: Господин Чечевицын!
Второй: Нет! Я Монтигомо Ястребиный Коготь: вождь непобедимых.
(Оба мальчика подходят к столу; Володя садится с одной стороны на стул, они внимательно рассматривают карту).
Чечевицын: (тихо) Сначала в Пермь, Оттуда в Тюмень…потом Томск…потом…потом в Камчатку. Оттуда самоеды перевезут на лодках через Берингов пролив. (Опасливо озираясь) Вот тебе и Америка… Тут много пушных зверей.
Володя: А Калифорния?
Чечевицын: Калифорния ниже… Лишь бы в Америку попасть, а Калифорния не за горами. Добывать же себе пропитание можно охотой и грабежом. (Внимательно рассматривают карту).
Учитель: Ребята, давайте вспомним, какими трудностями пугает Володю Чечевицын? Что они встретят в Америке?
Выборочное чтение стр 129
(Пройти пешком несколько километров, встретится с тиграми и дикарями, добывать золото и слоновую кость, убивать врагов, поступить в морские разбойники, пить джин, жениться на красавицах и обрабатывать плантации.)
Чечевицын : (сердито ) Так ты не поедешь? Говори: не поедешь?
Володя: (плача ) Господи! Как же я поеду? Мне маму жалко!
Чечевицын: Бледнолицый брат мой, я прошу тебя, поедем! Ты же уверял, что поедешь, сам меня сманивал, а как ехать, так струсил.
Володя: Я…я не струсил, а мне… мне маму жалко.
Чечевицын: Ты говори: поедешь или нет?
Володя: Я поеду, только… только погоди. Мне хочется дома пожить.
Чечевицын:(решительно) В таком случае, я сам поеду: и без тебя обойдусь. А еще тоже хотел охотиться на тигров, сражаться! Тогда так, отдай мои пистоны! ( Володя плача).
Так ты поедешь?
Володя: По…еду!
Чечевицын: Так одевайся! (Мальчики складывают карту и осторожно уходят).
Учитель: Молодцы ребята, проходите на свои места.
9 .Беседа
-- Удалось ли ребятам передать образы наших главных героев?
- Почему Володя Королёв всё же решился бежать в Америку?» (Напористая сила Чечевицына победила нерешительность Володи.)
- Каким был Чечевицын ?
-А его друг Володя?
- Различаются ли они по внешнему виду? Какова их речевая характеристика? Ответить на эти вопрсы вам предстоит, работая в группах
10. Работа в группах.
Обсуждение в группах и презентация своих ответов.
Вывод: Чечевицын – по натуре лидер, целеустремленный человек. Любым способом: убеждением, уговорами и шантажом – он воплощает мечты. Описание его внешности начинается краткими прилагательными, описание напряженное, подчеркивает желание быть первым. Он называет себя Монтигомо Ястребиный Коготь
Володя: Речь и поведение Володи не соответствует портретной характеристике. Существует раздвоение между тем, какой Володя на самом деле, и как он должен вести себя рядом с таким другом. Такое поведение Володи, будто маска, за которой он прячет мягкую, добрую, покладистую душу, привязанность к родителям.
-Для чего ему нужна эта маска? (Маска нужна ему, чтобы воплотить мечты в жизнь и соответствовать своему другу).
-И вот мы снова возвращаемся к членам семьи Королевых часть6. Прочитайте как искали мальчиков. Восстановив слова( Работа по карточкам индивидуально)
-Как вы думаете, почему их обнаружили достаточно быстро?
-А теперь прочитайте заключительный эпизод 7 часть( второй приезд Володи)Бинарное чтение
Какие чувства мы испытываем к мальчикам? (сочувствуем).
- Почему? (Мы видим, что планы мальчиков заранее были обречены на пров Во всех произведениях Чехова прослеживается тонкий юмор. Ирассказ «Мальчики» не исключение. Заметьте, что фамилии часто на Ч начинаются. В данном рассказе феномен встречается ( Чечевицын, Чибисов)
-Но этот рассказ читается легко. Почему? Серьезное или юмористическое это произведение?
-Найдите смешные моменты в рассказе.
Творческое воспроизведение.
-Какие бы вы задали классу вопросы, на что бы обратили наше внимание, чтобы точнее понять характеры мальчиков? (какие чувства испытывал Володя? Как произошла встреча Чечевицина с его матерью?)
11. Подведение итогов.
-Чехов сначала дал рассказу подзаголовок «Сценка». В первом варианте другая концовка: мальчики никуда не убежали, а решили отложить бегство в Америку до более удобного случая.
- Какой вариант вам нравится больше? Почему?
-О каких человеческих качествах заставляет задуматься автор?
-Какое качество необходимо, чтобы стать целеустремленным?
Стать целеустремленным
- 12. Итог.
- Могли ли сбыться их мечты?
- Чем закончился побег мальчиков? (Постыдным возвращением.)
- Как вы считаете, могло ли их путешествие закончиться иначе?
- Как можно назвать действие мальчиков по отношению к своим близким? (Безответственным.)
- Как вы думаете, кто из мальчиков испытывал чувство беспокойства за свой поступок перед своей семьёй? Почему?
- Раскаялся ли Чечевицын в содеянном? О ком он думал? (Нет,он думал только о себе,эгоист.)
- – Чему нас учит рассказ А.П.Чехова «Мальчики»?
- (Ставить перед собой цели реальные и выполнимые.
- Беречь родителей и близких людей.
- Не подвергать свою жизнь опасности.
- Уметь отвечать за свои поступки.)
-Итак, изменилась ваша точка зрения, по сравнению с началом урока, или вы укрепились в своем мнении?
-Теперь вы можете рассказать об одном из героев. Спустя 20 лет Это и будет домашним зад.
И мы, взрослые, хотим, чтобы вы выросли именно такими: добрыми, честными, трудолюбивыми людьми. Но зачатки этих положительных качеств должны формироваться еще в детстве. - Почему А.П.Чехов назвал свой рассказ «Мальчики»? (большинство мальчиков такие)
Именно из таких смелых, отважных, целеустремленных, решительных, даже безрассудных людей и вырастают настоящие герои: путешественники, спасатели, космонавты, олимпийские чемпионы. Однако не надо забывать о тех, кто нам дорог, кто помогает нам.
-Кого я имею в виду? (родителей)
13. Рефлексия.
- Наш класс – это наша семья, где вместе живут и мальчики, и девочки. И чтобы не забывать об этом, давайте вместе сфотографируемся. И пусть эта общая фотография станет напоминанием всем, как бережно нужно относиться друг к другу.
Подписи к слайдам:
Наш урок должен быть Интересный Познавательный Развивающий Плодотворный Творческий
Ученики должны быть: Активные Думающие Внимательные Сообразительные Дисциплинированные
«Человека делают счастливым три вещи: любовь, интересная работа и возможность путешествовать.» «Ничто так не открывает глаза на мир и не расширяет кругозор, как длительные путешествия.» «Мир – это книга. И кто не путешествует по нему – прочитал в ней только одну страницу.»
ЦЕЛЬ УРОКА: АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ СОСТАВЛЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГЛАВНЫХ ГЕРОВ
Проверь 1. Чечевицын 2. 7человек и пёс 3. широкие сани 4. Рождество 5. джин 6. Америка
7. южноамериканские степи 8. сражаться с тиграми, поступать в морские разбойники, жениться на красавицах. 9. горох и чечевицу 10. полицейский чин
Характеристика семьи Мир Любовь Согласие Тревога Непонимание Грубость Дружба Равнодушие
Человеческие качества уважение честность доброта совесть взаимопонимание сострадание ответственность
Стать целеустремленным Вера в успех Знания Цель Желание Взаимовыручка Ответственность
Как мы работали м - много о – отлично л – логично О – откровенно д –дружно ц –целеустремленно ы – б Ы стро
Притча Путешественник увидел трех рабочих, которые толкали тяжело нагруженные тачки, и спросил каждого, что он делает. Первый ответил : “Толкаю эту тяжелую тачку, будь она проклята”. Второй сказал : “Зарабатываю на хлеб для своей семьи”. А третий гордо произнес : “Я строю прекрасный храм”.
Синквейн Школа Просторная, шумная Учит, воспитывает, удивляет Я люблю свою школу Друзья.
Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но в своей презентации вы должны указать источник шаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/
Интернет – ресурсы: http://img-fotki.yandex.ru/get/4706/28257045.5ec/0_6f5cf_5329c14_XL.png фон http://img-fotki.yandex.ru/get/5634/136487634.a3b/0_d5b7c_44e066c2_XL.png перо, чернильница, тетрадь http://img-fotki.yandex.ru/get/4706/113882196.8e/0_60321_5cca8fd5_XL http://www.ailona.ru/_ph/97/250733085.png перья http://img-fotki.yandex.ru/get/6214/66124276.8d/0_760aa_c67ee5b0_XXL.png свиток http://s3.uploads.ru/5o8gm.png рамка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературного чтения. А.П. Чехов "Мальчики" 4 класс
Данная презентация содержит подробный план работы на уроке, с заданиями различного назначения....
Урок литературного чтения "А. П. Чехов «Ванька». Литературный портрет"
Урок литературного чтения в 3 классе по программе "Начальная школа 21 века"...
Технологическая карта урока литературного чтения А.П.Чехов "Мальчики"
Технологическая карта урока литературного чтения разработана для учащихся 5 класса (начальной школы, для детей с нарушениями слуха) по теме «А.П. Чехов «Мальчики»»,...
Самоанализ урока литературного чтения А.П. Чехов "Мальчики"
Данный урок представлен в разделе «Чудесный мир классики». Это 4 урок по теме, который является связующим звеном между предыдущими уроками....
Презентация к уроку литературного чтения А.П. Чехов "Мальчики"
Прзентация подготовлена к уроку литературного чтения по творчеству А.П. Чехова "Мальчики"...
Ментальная карта по литературному чтению А.П. Чехов " Мальчики"
Ментальная карта к урока создана в программе Popplet - этот сервис удобно использовать, когда учащиеся работают над одной картой в парах или тройках. Карты создаются очень просто,...
Конспект урока по литературному чтению А.П. Чехов "Мальчики"
УМК "Школа России" 4 класс...