Литературное чтение А. П. Чехов " Мальчики"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Семенова Наталья Петровна

Урок литературного чтения 4 класс на тему "А.П. Чехов Маличики". Этот урок разработан в соответсвии с ФГОС.  Методика проведения урока предусматривает  активное и осознанное участие школьников в уроке, мобилизацию их внимания, развития мышления, обогащение словарного запаса и мыслительной  деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie-otkr_urok.docx40.73 КБ
Файл malchiki.rar517.01 КБ

Предварительный просмотр:

                   Муниципальное казенное учреждение

       Венгеровская средняя общеобразовательная школа №1


                           Литературное чтение.  4 КЛАСС

                           Тема: А. П. Чехов «Мальчики»

                                                        Учитель: Семенова Н.П.

                                              Венгерово 2017


Цель: анализ художественного произведения, характеристика  героев

 Задачи урока:

Образовательные: продолжить знакомство с рассказом А.П.Чехова “Мальчики”; формировать умения раскрывать смысл произведения, выделять главное, существенное в изучаемом материале.отрабатывать навыки осознанного, выразительного, беглого чтения.

Развивающие: развивать аналитико-синтезирующее мышление, артикуляционный аппарат учащихся, антипацию (смысловую догадку) детей, произвольную память; расширять оперативное поле чтения; усиливать коммуникативные свойства речи (выразительность).

Воспитательные: воспитывать чувство ответственности перед окружающими людьми, внимание, веру в свои силы, стремление к самостоятельной деятельности.

Оборудование:  лист самооценки,  карточки для работы в группах, рисунки учащихся к тексту. Презентация.

                                        Ход урока.
   1.
Проверка готовности к уроку   слайд №1

 - Каким бы вы хотели видеть  сегодня урок  литературного   чтения?

-Чтобы получился урок таким, недостаточно действий одного учителя, необходима и ваша помощь.
- Какими должны быть на уроке вы- учен

 Открывается презентация: слайд№2.

                         Урок                                          Ученики

интересный          активные
познавательный                                                       думающие
развивающий                                                           внимательные
плодотворный                                                         сообразительными
творческий                                                                дисциплинированные  -                                            

2.Речевая     разминка(Чтение  высказываний  по цепочке)со слайда №3

  1. «Человека делают счастливым три вещи: любовь, интересная работа и возможность путешествовать
  2. «Ничто так не открывает глаза на мир и не расширяет кругозор, как длительные путешествия
  3. «Мир — это книга. И кто не путешествовал по нему — прочитал в ней только одну страницу.»

- Что общего  в этих высказываниях?

-  Есть ли связь этих высказываний с произведением,    которое мы читали на  прошлом уроке?

  3. Постановка цели.

Сегодня мы продолжим работу по произведению А П Чехова

 « Мальчики»- постараемся ответить  на вопросы:

-О каких  человеческих  качествах заставляет  задуматься  автор?

-Какие качества необходимы, чтобы стать целеустремленным человеком.

 Возьмите  свою карту успеха и поставьте на полях карточки оценку, которую хотели бы получить на уроке. В конце урока сравним ваши результаты с желаемой оценкой.

-Кто главные герои рассказа? (Мальчики-гимназисты 2-го класса)

-Кто из этих героев вам больше понравился,  вызвал у вас  наибольшую  симпатию,?

4.Выход к учебной проблеме.

-Когда вы отзываетесь о том или ином человеке, говорите что он хороший или плохой  чем вы подкрепляете свои слова? (примерами его поступков, слов, чертами характера и т.д.)

-Чтобы принять одну из сторон в нашей беседе, что нужно сделать?

(как можно больше узнать о мальчиках)

5. Поставим цель  урока   слайд №4

  Анали з художественного произведения, характеристика  героев 6.Проверка дом зад(по тестам на листочках)            

  Тест.

Имя одного из главных героев:

А) Чибисов; Б) Черепицын; В) Чечевицын.

2.  Мальчиков встречали:

А) 4 человека и пёс; Б) 6 человек; В) 7 человек и пёс.

3. Розвальни это:

А) широкие сани; Б) неповоротливые люди; В)развалины избы.

4. События рассказа происходят накануне:

А) Пасхи; Б)Рождества; В)Крещения.

5. В Калифорнии вместо чая пьют:

А)компот; Б)кофе; В)джин

6. Мальчики решили сбежать в :

А)Африку; Б)Америку; В)Австралию.

7. Пампасы это:

А)Южноамериканские степи; Б) местное население; В)плоды дерева.

8. В путешествии мальчикам придётся:

А)сражаться с тиграми; Б)поступать в морские разбойники; В) жениться на красавицах.

9. По мнению Маши это нужно кушать в пост:

А)манную кашу; Б)горох и чечевицу; В)ничего.

10. Урядник это:

А)нарядно одетый человек; Б)управляющий хозяйством;

В)полицейский чин.

Самопроверка по образцу. Фиксация результатов.

слайд-5-6

-Оцените свою работу в оценочных листах.  Слайд №5

7. Решение учебных задач.

а)- На доске  план  рассказа, который  мы составили   на прошлом уроке. Последовательно ли расставлены его части?

 Укажите правильное  расположение частей.

Примерный план рассказа:

1.Бурная встреча Володи.
2.Странное поведение мальчиков.
3.Подготовка к Новому году.
4.Побег
5. Заговор
6.Маленький гость.
7.Возвращение детей.

в)- Найдите первую часть рассказа и   прочтите ее на мак.  скорости  с  помощью закладки     вполголоса .

-Выберите и назовите из текста слова, которые описывают как встречали Володю дома(встречает вся семья, бросились к окнам, целовать, обнимать, подняли визг)

-Какими словами вы бы охарактеризовали обстановку в семье Королевых? Выберите  слова  на карточке №1 и подчеркните их.

  ( работа в парах)       слайд№7                        мир

                                                                            любовь

                                                                            согласие

                                                                            тревога

                                                                            непонимание

 оцените работу  в оценочном  листе

-С каким настроением нужно прочить эту часть  (радостно и весело , с настроением)

 Читают по частям 2 ученика.

Оцените их  работу.

Работа по  3 части плана

 Прочитайте пословицу

Кто любит трудиться, тому без  дела не сидится

 Какую из частей плана нашего рассказа можно соотнести с этой пословицей Докажите  подтвердите свои ответы предлож из  текста.

(  Выборочное чтение предложений)

Можно ли сказать, что подготовка к Рождеству в семье Королевых была радостным, веселым событием?  (бинарное чтение-вдвоем)

8. Инсценировка рассказа «Мальчики»

                                           Входят 2 мальчика.

Первый: Мы пришли со страниц рассказа Антона Павловича Чехова. Я – Володя Королев. Это, честь имею представить, мой товарищ Чечевицын, ученик второго класса… Я привез его с собой погостить у нас…

Второй: Знаете кто я?

Учитель: Господин Чечевицын!

Второй: Нет! Я Монтигомо Ястребиный Коготь: вождь непобедимых.

(Оба мальчика подходят к столу; Володя садится с одной стороны на стул, они внимательно рассматривают карту).

Чечевицын: (тихо) Сначала в Пермь, Оттуда в Тюмень…потом Томск…потом…потом в Камчатку. Оттуда самоеды перевезут на лодках через Берингов пролив. (Опасливо озираясь) Вот тебе и Америка… Тут много пушных зверей.

Володя: А Калифорния?

Чечевицын: Калифорния ниже… Лишь бы в Америку попасть, а Калифорния не за горами. Добывать же себе пропитание можно охотой и грабежом. (Внимательно рассматривают карту).

Учитель: Ребята, давайте вспомним, какими трудностями пугает Володю Чечевицын? Что они встретят в Америке?

 Выборочное чтение стр 129

 (Пройти пешком несколько километров, встретится с тиграми и дикарями, добывать золото и слоновую кость, убивать врагов, поступить в морские разбойники, пить джин, жениться на красавицах и обрабатывать плантации.)

Чечевицын : (сердито ) Так ты не поедешь? Говори: не поедешь?

Володя: (плача ) Господи! Как же я поеду? Мне маму жалко!

Чечевицын: Бледнолицый брат мой, я прошу тебя, поедем! Ты же уверял, что поедешь, сам меня сманивал, а как ехать, так струсил.

Володя: Я…я не струсил, а мне… мне маму жалко.

Чечевицын: Ты говори: поедешь или нет?

Володя: Я поеду, только… только погоди. Мне хочется дома пожить.

Чечевицын:(решительно) В таком случае, я сам поеду: и без тебя обойдусь. А еще тоже хотел охотиться на тигров, сражаться! Тогда так, отдай мои пистоны! ( Володя плача).

Так ты поедешь?

Володя: По…еду!

Чечевицын: Так одевайся! (Мальчики складывают карту и осторожно уходят).

Учитель: Молодцы ребята, проходите на свои места.

   9 .Беседа

-- Удалось ли ребятам передать образы наших главных героев?

- Почему Володя Королёв всё же решился бежать в Америку?» (Напористая сила Чечевицына победила нерешительность Володи.)

- Каким  был Чечевицын ?

-А его друг Володя?

- Различаются ли они по внешнему виду? Какова их речевая характеристика? Ответить на эти вопрсы вам предстоит, работая в группах

 10. Работа в группах.

Обсуждение в группах и презентация своих ответов.

Вывод: Чечевицын – по натуре лидер, целеустремленный человек. Любым способом: убеждением, уговорами и шантажом – он воплощает мечты. Описание его внешности начинается краткими прилагательными, описание напряженное, подчеркивает желание быть первым. Он называет себя Монтигомо Ястребиный Коготь

Володя:       Речь и поведение Володи не соответствует портретной характеристике. Существует раздвоение между тем,  какой Володя на самом деле, и как он должен вести себя рядом с таким другом. Такое поведение Володи, будто маска, за которой он прячет мягкую, добрую, покладистую душу, привязанность к родителям.

-Для чего ему нужна эта маска? (Маска нужна ему, чтобы воплотить мечты в жизнь и соответствовать своему другу).  

-И вот мы снова возвращаемся к членам семьи Королевых часть6. Прочитайте как искали мальчиков. Восстановив слова( Работа по карточкам индивидуально)

-Как вы думаете, почему их обнаружили достаточно быстро?

-А теперь прочитайте заключительный эпизод  7 часть( второй приезд Володи)Бинарное чтение

Какие чувства мы испытываем к мальчикам? (сочувствуем).

- Почему? (Мы видим, что планы мальчиков заранее были обречены на пров   Во всех произведениях Чехова прослеживается тонкий юмор. Ирассказ «Мальчики» не исключение. Заметьте, что фамилии часто на Ч начинаются. В данном рассказе феномен встречается ( Чечевицын, Чибисов)

-Но этот рассказ читается легко. Почему? Серьезное или юмористическое это произведение?

-Найдите смешные моменты в рассказе.

Творческое воспроизведение.

-Какие бы вы задали классу вопросы, на что бы обратили наше внимание, чтобы точнее понять характеры мальчиков? (какие чувства испытывал Володя?  Как произошла встреча Чечевицина с его матерью?)

11.  Подведение  итогов.

-Чехов сначала дал рассказу подзаголовок «Сценка». В первом варианте другая концовка: мальчики никуда не убежали, а решили отложить бегство в Америку до более удобного случая.

  • Какой вариант вам нравится больше? Почему?

-О  каких  человеческих  качествах  заставляет  задуматься  автор?

                

-Какое качество необходимо, чтобы стать целеустремленным?

        Стать целеустремленным        

  • 12. Итог.
  •  Могли ли сбыться их мечты?
  • Чем закончился побег мальчиков? (Постыдным возвращением.)
  • Как вы считаете, могло ли их путешествие закончиться иначе?
  • Как можно назвать действие мальчиков по отношению к своим близким? (Безответственным.)
  • Как вы думаете, кто из мальчиков испытывал чувство беспокойства за свой поступок перед своей семьёй? Почему?
  • Раскаялся ли Чечевицын в содеянном? О ком он думал? (Нет,он думал только о себе,эгоист.)
  • – Чему нас учит рассказ А.П.Чехова «Мальчики»?
  • (Ставить перед собой цели реальные и выполнимые.
  • Беречь родителей и близких людей.
  • Не подвергать свою жизнь опасности.
  • Уметь отвечать за свои поступки.)

-Итак, изменилась ваша точка зрения, по сравнению с началом урока, или вы укрепились в своем мнении?

-Теперь вы можете  рассказать об одном из героев. Спустя 20 лет Это и будет домашним зад.

И  мы, взрослые, хотим, чтобы вы выросли именно такими: добрыми, честными, трудолюбивыми людьми. Но зачатки этих положительных качеств должны формироваться еще в детстве. - Почему А.П.Чехов назвал свой рассказ «Мальчики»? (большинство мальчиков такие)

       Именно из таких смелых, отважных, целеустремленных, решительных, даже безрассудных людей и вырастают настоящие герои: путешественники, спасатели, космонавты, олимпийские чемпионы. Однако не надо забывать о тех, кто нам дорог, кто помогает нам.

-Кого я имею в виду? (родителей)

 13. Рефлексия.

- Наш класс – это наша семья, где вместе живут и мальчики, и девочки. И чтобы не забывать об этом, давайте вместе сфотографируемся. И пусть эта общая фотография станет напоминанием всем, как бережно нужно относиться друг к другу.



Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семенова Наталья Петровна учитель начальных классов МКОУ Венгеровская СОШ №1

Слайд 2

Наш урок должен быть Интересный Познавательный Развивающий Плодотворный Творческий

Слайд 3

Ученики должны быть: Активные Думающие Внимательные Сообразительные Дисциплинированные

Слайд 4

«Человека делают счастливым три вещи: любовь, интересная работа и возможность путешествовать.» «Ничто так не открывает глаза на мир и не расширяет кругозор, как длительные путешествия.» «Мир – это книга. И кто не путешествует по нему – прочитал в ней только одну страницу.»

Слайд 5

ЦЕЛЬ УРОКА: АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ СОСТАВЛЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГЛАВНЫХ ГЕРОВ

Слайд 6

Проверь 1. Чечевицын 2. 7человек и пёс 3. широкие сани 4. Рождество 5. джин 6. Америка

Слайд 7

7. южноамериканские степи 8. сражаться с тиграми, поступать в морские разбойники, жениться на красавицах. 9. горох и чечевицу 10. полицейский чин

Слайд 8

Характеристика семьи Мир Любовь Согласие Тревога Непонимание Грубость Дружба Равнодушие

Слайд 10

Человеческие качества уважение честность доброта совесть взаимопонимание сострадание ответственность

Слайд 11

Стать целеустремленным Вера в успех Знания Цель Желание Взаимовыручка Ответственность

Слайд 12

Как мы работали м - много о – отлично л – логично О – откровенно д –дружно ц –целеустремленно ы – б Ы стро

Слайд 13

Притча Путешественник увидел трех рабочих, которые толкали тяжело нагруженные тачки, и спросил каждого, что он делает. Первый ответил : “Толкаю эту тяжелую тачку, будь она проклята”. Второй сказал : “Зарабатываю на хлеб для своей семьи”. А третий гордо произнес : “Я строю прекрасный храм”.

Слайд 14

Синквейн Школа Просторная, шумная Учит, воспитывает, удивляет Я люблю свою школу Друзья.

Слайд 15

Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но в своей презентации вы должны указать источник шаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/

Слайд 16

Интернет – ресурсы: http://img-fotki.yandex.ru/get/4706/28257045.5ec/0_6f5cf_5329c14_XL.png фон http://img-fotki.yandex.ru/get/5634/136487634.a3b/0_d5b7c_44e066c2_XL.png перо, чернильница, тетрадь http://img-fotki.yandex.ru/get/4706/113882196.8e/0_60321_5cca8fd5_XL http://www.ailona.ru/_ph/97/250733085.png перья http://img-fotki.yandex.ru/get/6214/66124276.8d/0_760aa_c67ee5b0_XXL.png свиток http://s3.uploads.ru/5o8gm.png рамка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературного чтения. А.П. Чехов "Мальчики" 4 класс

Данная презентация содержит подробный план работы на уроке, с заданиями различного назначения....

Урок литературного чтения "А. П. Чехов «Ванька». Литературный портрет"

Урок литературного чтения в 3 классе по программе "Начальная школа 21 века"...

Технологическая карта урока литературного чтения А.П.Чехов "Мальчики"

Технологическая карта урока литературного чтения разработана  для учащихся 5 класса (начальной школы, для детей с нарушениями слуха)  по теме «А.П. Чехов «Мальчики»»,...

Самоанализ урока литературного чтения А.П. Чехов "Мальчики"

Данный урок представлен в разделе «Чудесный мир классики». Это 4 урок по теме, который является связующим звеном между предыдущими уроками....

Презентация к уроку литературного чтения А.П. Чехов "Мальчики"

Прзентация подготовлена к уроку литературного чтения по творчеству А.П. Чехова "Мальчики"...

Ментальная карта по литературному чтению А.П. Чехов " Мальчики"

Ментальная карта к урока создана в программе Popplet - этот сервис удобно использовать, когда учащиеся  работают над одной картой в парах или тройках. Карты создаются очень просто,...