Урок литературного чтения "А. П. Чехов «Ванька». Литературный портрет"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Урок литературного чтения в 3 классе по программе "Начальная школа 21 века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a._p._chehov_vanka.docx | 46.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: А. П. Чехов «Ванька». Литературный портрет.
Цель урока:
обеспечить условия для усвоения учащимися средств создания образа литературного героя на примере образа Ваньки по рассказу А. П. Чехова «Ванька».
Задачи:
- создать условия для развития у школьников культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции; образного, аналитического и критического мышления, литературно-творческих способностей;
- совершенствовать умение анализировать литературное произведение как художественное целое в его историко-литературной обусловленности с использованием понятийного языка литературоведения;
- воспитывать духовно-нравственные качества личности обучающихся, формировать гуманистическое мировоззрение, гражданскую позицию, любовь и уважение к литературе.
Компетенции/УУД
учебно-познавательная, информационная, коммуникативная
Личностные УУД:
- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебники разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; управляют поведением партнера, осуществляют контроль, коррекцию и оценку его действий, формулировать собственное мнение и позицию
Оборудование: памятки-инструкции, учебник «Литературное чтение» 3 класс Л. А. Ефросинина, ноутбук, ММ-проектор, ИД MIMIO, система голосования MIMIO
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши сердца добрыми чувствами.
- Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.
Какое произведение вы прочитали дома? (Рассказ А.П. Чехова «Ванька»). (слайд 1)
Рассказ "Ванька" А.П. Чехова известен, кажется, всей читающей России. Написанный в 1886 году, он с начала прошлого века (именно с 1900 года) входит в многочисленные "Книги для чтения" и школьные учебники. У Чехова нет специальных, “детских” произведений. Он говорил: “Писать для детей вообще не умею”. Но произведения Чехова понятны детям потому, что писатель хорошо знал жизнь и умел о ней увлекательно рассказывать. (слайд 2)
Какую работу необходимо было выполнить после прочтения? (ответить на вопросы).Сейчас мы поработаем с вопросами, на которые вы отвечали дома. (слайд3)
1.Как вы относитесь к истории жизни Ваньки? Объясни свой ответ.
2. Как автор рассказывает о жизни мальчика? Что сообщает о нем? Найдите ответы в тексте.
3. Почему Ванька тосковал в городе? Найдите и прочитайте, как мальчик рассказывает о Москве.
А теперь я предлагаю поработать всем. У вас лежат листочки с тестами, ответьте на вопросы теста.
1. К кому в учение был отдан Ванька?
а) к сапожнику Алёхину;
б) Осипу Абрамовичу;
в) кривому Егорке;
г) сапожнику Аляхину;
2. Куда писал письмо Ванька Жуков?
а) в Лапландию;
б) в Кремль;
в) на деревню;
г) в город;
3. Кому писал письмо герой Ванька Жуков?
а) бабушке;
б) дедушке;
в) папе;
г) Чехову;
4. Кто научил Ваньку грамоте?
а) мать Пелагея;
б) барышня Ольга Игнатьевна;
в) сапожник Аляхин;
г) подпасок Федька.
5. Накануне какого праздника Ванька писал письмо?
а) Рождество
б) Пасха
в) Крещение
г) Новый год
Поменяйтесь ответами и проверьте их, ответы на слайде. (слайд 4-5)
Оцените работу друг друга. (спросить о результатах теста. Если будут не очень хорошие результаты, учитель может спросить «Почему такие результаты? Что нужно, чтобы исправить оценку?)
- Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи.
Сегодня мы продолжим работу над этим рассказом. У нас урок-знакомство. Что такое знакомство? (слайд 6: постепенно появляются слова-характеристики)
Это когда люди хотят узнать друг о друге больше; знакомятся друг с другом; узнают что-то друг о друге…
Давайте посмотрим друг на друга так, как - будто вы в первый раз увиделись и хотите познакомиться. Когда вы смотрели друг на друга, на что вы обращали внимание?
На внешность, одежду, жесты, мимику …
Скажите, чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков? Нет.
Обсудите в паре: на что ещё необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать человека?
На поступки, речь, поведение, отношение к другим, увлечения, род занятий, обязанности.
Вы назвали основные признаки, по которым можно судить о человеке. Для чего нужно обращать внимание на всё это?
Чтобы не ошибиться в человеке; чтобы принять его или нет; сделать выбор: будет другом или нет…
У вас создаётся определённый образ, мнение о человеке. Сегодня работая на уроке, мы тоже продолжим знакомиться, потому что будем видеть друг друга, будем общаться. А чтобы состоялось общение, что необходимо?
Необходима тема.
Мы начали знакомиться с творчеством писателя А. П. Чехова и историей создания произведения «Ванька», разобрали непонятные слова, говорили о трудном детстве детей того времени. Как вы думаете, а сегодня на уроке мы знакомимся ближе с кем?
С героем рассказа – Ванькой.
Давайте попробуем сформулировать тему урока. (слайд 7)
А.П.Чехов «Ванька». Литературный портрет героя.
Я хочу добавить к теме нашего урока цитату из текста «Сирота несчастная…» (слайд 8)
Как вы понимаете эти слова? Сирота – ребёнок или подросток у которого умерли один или оба родителя. Несчастный – испытывающий несчастье, переживший много бед, скиталец.
Давайте уточним лексическое значение этих слов по толковому словарю. Работа с толковым словарём. Учащиеся зачитывают значение слов.
* Как вы думаете, какова главная задача нашего урока?
Научиться анализировать образ героя.
Внешность, одежда, походка, жесты можно объединить в портрет. Что такое литературный портрет? (слайд 9 – появляется определение)
(Работа с термином «литературный портрет» по словарю «Книгочей»)
Портрет – изображение внешности героя: лица, фигуры, одежды, манеры поведения.
Портрет, Обязанности, Обстановка, Чувства, Поступки - все эти пункты помогут раскрыть образ героя. Всё это средства создания литературного героя.
Перед вами репродукция картины Н.П. Чехова, знаменитого художника. Но еще он знаменит тем, что приходится родным братом писателю Антону Павловичу Чехову. Великие родственники любили друг друга трепетной любовью. Наверное, поэтому Николай Павлович часто создавал портреты своего знаменитого брата или писал картины к его произведениям. Одной из таких работ является картина «Крестьянский мальчик», созданная по рассказу А.П. Чехова «Ванька». (слайд 10 появляется репродукция картины и имя автора)
- Физминутка.(презентация)
- Работа по теме урока. Составление портрета литературного героя.
А теперь работу проведём в малых группах. Распределитесь на 3 групп (и подготовьте небольшой рассказ о Ваньке.
Внимательно прочитайте памятку-инструкцию и приступайте к работе. Время ограничено – 7-10 минут. Если возникнут вопросы, можно воспользоваться моей помощью.
(слайд 11)
Памятка – инструкция № 1
(для групповой работы)
Портрет Ваньки.
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.
* Каким вы представляете Ваньку?
* Сколько ему лет?
* Какова его внешность?
* Как одет Ванька?
* Наблюдателен и сообразителен ли Ванька?
* Какова речь Ваньки?
3. Старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.
4. Сделайте выводы о качествах Ваньки.
5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
6. Спасибо за работу!
Памятка – инструкция № 2
(для групповой работы)
Обязанности Ваньки.
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.
* Из чего состоит «ученье» Ваньки?
* Чем занимается Ванька в городе?
* Какие обязанности были у Ваньки в доме сапожника Аляхина?
* Как Ванька выполнял свои обязанности?
3. Старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.
4. Сделайте выводы о качествах Ваньки.
5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
6. Спасибо за работу!
Памятка – инструкция № 3
(для групповой работы)
Интерьер (обстановка, где жил Ванька). Чувства Ваньки
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.
* Где жил Ванька?
* Что из мебели было в комнате?
* Где спит Ванька?
* Какие условия его жизни?
* Почему Ваньке не нравилась жизнь в городе?
* В чём причины его страданий?
* Что чувствовал герой?
* Почему у Ваньки «жизнь пропащая»?
3. Старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.
4. Сделайте выводы о качествах Ваньки.
5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
6. Спасибо за работу!
(Работа в группе: - обмен мнениями; работа с учебником, нахождение цитат; работа с рисунками; выводы)
Итак, что вы узнали о Ваньке? Какой он?
Оцени свою работу в группе.
Лист самооценки работы в группе
ФИ ученика_________________
Критерии оценки | Оцениваю себя сам |
1. Активно работал в группе |
|
2. Выполнял свои обязанности |
|
3. Соблюдал культуру общения |
|
| ++ у меня всё получилось -+ были затруднения, но я справился - у меня не получилось работать в группе |
4.Оценка работы группы (поставить знак +) | |
Мы работали слаженно и у нас всё получилось. | У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно. |
Примерные (ожидаемые) ответы:
Ванька Жуков - смышленый мальчик. На вид ему лет десять-двенадцать. У него светлые русые волосы, спрятанные под большой картуз. Он великоват мальчику и явно принадлежал кому-то из старших. Оттопыренные уши, курносый нос, пухлые губы – все это такое по-детски невинное и трогательное. Одет Ванька Жуков в простую рубаху-косоворотку и пиджак, тоже с чужого плеча: настолько он ему большой. В его внешности нет неопрятности. Все чистое и аккуратное. Лишь волосы непослушно торчат из-под картуза в разные стороны.
Ясные глаза мальчика смотрят открыто и доверчиво. Можно увидеть в его взгляде какую-то недетскую грусть. Слегка опущенные веки говорят о его задумчивости. Наверное, он думает о том, как трудно живется ему в чужом доме, сколько страданий ему приходится испытать, чтобы получить профессию, способную дать возможность зарабатывать на жизнь.
Или, быть может, он только что поговорил со взрослыми, которые рассказали о том, как можно отправить письмо. И теперь он обдумывает, как напишет о своих страданиях дедушке, как тот приедет и заберет его обратно в деревню. Или его тревожит мысль о том, сможет ли он написать письмо тайком, чтобы хозяин или хозяйка не застали его за этим занятием. Иначе не избежать очередной трепки.
6. Самостоятельная работа в тетради .Задание №1,2
7. Рефлексия.
Мы познакомились с главным героем рассказа Ванькой, используя разнообразные средства создания литературного образа, выделили его основные черты. Можно ли все эти черты отнести к одному определению «сирота несчастная …»? Сумел ли автор показать, что герой его несчастный? (В рассказе А.П. Чехова изображен не забитый горем и страданиями мальчик. Он умен и сообразителен. В нем чувствуется сила и решительность. Его облик заставляет зрителя с надеждой смотреть на будущее маленького человека. Он переживет все невзгоды и сможет найти свое место в жизни).
Из предложенных пословиц подберите те, которые подходят к теме нашего урока. (на слайде 12 появляются пословицы) Объясните свой выбор.
В сиротстве жить - только слезы лить.
Добро по миру не рекой течет, а семьей живет.
Сердце матери лучше солнца согреет.
Вернитесь к цели урока, которую мы ставили в начале урока *. Достигли вы её или нет?
Какие чувства у вас возникли во время чтения? (Жалость, сострадание…)
Почему? (Ванька, он действительно несчастный; скорей всего без адреса письмо не дойдёт до дедушки)
Каким пунктуационным знаком заканчивается рассказ? (Многоточием)
Почему? (Недосказанность, ожидается продолжение)
Автор заканчивает рассказ сном героя. Для Ваньки всё хорошо пока он спит. И мы с ним тоже как будто надеемся на лучшее.
А теперь заполните листы самооценки.
Лист самооценки
ФИ ученика_________________
1. На уроке я работал
| активно | пассивно |
2. своей работой на уроке я … | доволен | не доволен |
3. урок для меня показался | коротким | длинным |
4. за урок я | устал | не устал |
5. мое настроение | стало лучше | стало хуже |
6. материал урока мне был | понятен полезен интересен | не понятен бесполезен скучен |
7. домашнее задание мне кажется | легким интересным | трудным не интересным |
8. Домашнее задание (слайд 14)Оценка учащихся
- Мне хотелось бы, чтобы кто-то из вас высказал свои мысли по теме нашего урока, написав небольшой рассказ, маленькое сочинение «Ответ деда» на листочке.
- Именно в светлый праздник Рождества Христова загорается звезда самых заветных желаний. Чудеса сбываются. Давайте и мы представим такой поворот событий. Завершите рассказ (устно) так, чтобы у него было позитивное окончание.
- Подготовить краткий пересказ о Ваньке Жукову по плану, стр.173 вопрос 4
Если вы переживаете за таких детей, если вас тронула их судьба до глубины души, близкие по тематике произведения вы можете взять в библиотеке и прочитать. Все они на одну тему: показывают тяжелую жизнь детей России, ваших ровесников, которые жили в 18 - 19 веках.
Стихотворение «Сирота» (на фоне музыкального фрагмента – по щелчку на значок «аудио»)
Жизнь сироты – удел жестокий.
Затрещины, побои, чёрствый хлеб, вода.
Насмешки челяди, труд рабский
Весь день и ночь, до самого утра.
Ещё ребёнок, но в душе старичок,
Он вспоминает жизнь свою былую,
Забившись в угол, как сверчок,
Молясь на образа, тоскуя.
И маленькое прошлое его, как чудо
Там мама есть, там видел он добро,
Учился грамоте и танцы знал не худо,
И получал подарки в Рождество.
Теперь полуребёнок – полустаричок
Лишь на бумаге изливает душу.
Какие б муки не терпел – всегда молчок,
Сиротских слёз работой тяжкой не иссушишь.
Терпеть, надеяться, молчать и ждать
То чудо, что когда-нибудь произойдёт.
Быть может, возвратиться он домой.
Конец его страданиям придёт.
И замирая сердцем, чудь дыша,
Поспешно, как – то воровато,
Письмо он пишет помощи прося,
Оглядываясь на иконы виновато,
Уже письмо в его руке,
Конверт подписан: «На деревню. Деду»
Ямщик подвыпивший в своём возке
Покатит с ним по белу свету.
А мальчику на побегушках ждать и ждать.
Терпеть пинки, издёвки, тумаки и голод.
Надежда будет душу согревать,
Как пламя очага в суровый холод.
Лист самооценки работы в группе
ФИ ученика_________________
Критерии оценки | Оцениваю себя сам |
1. Активно работал в группе |
|
2. Выполнял свои обязанности |
|
3. Соблюдал культуру общения |
|
| ++ у меня всё получилось -+ были затруднения, но я справился - у меня не получилось работать в группе |
4.Оценка работы группы (поставить знак +) | |
Мы работали слаженно и у нас всё получилось. | У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно. |
Лист самооценки работы в группе
ФИ ученика_________________
Критерии оценки | Оцениваю себя сам |
1. Активно работал в группе |
|
2. Выполнял свои обязанности |
|
3. Соблюдал культуру общения |
|
| ++ у меня всё получилось -+ были затруднения, но я справился - у меня не получилось работать в группе |
4.Оценка работы группы (поставить знак +) | |
Мы работали слаженно и у нас всё получилось. | У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно. |
Лист самооценки работы в группе
ФИ ученика_________________
Критерии оценки | Оцениваю себя сам |
1. Активно работал в группе |
|
2. Выполнял свои обязанности |
|
3. Соблюдал культуру общения |
|
| ++ у меня всё получилось -+ были затруднения, но я справился - у меня не получилось работать в группе |
4.Оценка работы группы (поставить знак +) | |
Мы работали слаженно и у нас всё получилось. | У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно. |
Лист самооценки
ФИ ученика_________________
1. На уроке я работал
| активно | пассивно |
2. своей работой на уроке я … | доволен | не доволен |
3. урок для меня показался | коротким | длинным |
4. за урок я | устал | не устал |
5. мое настроение | стало лучше | стало хуже |
6. материал урока мне был | понятен полезен интересен | не понятен бесполезен скучен |
7. домашнее задание мне кажется | легким интересным | трудным не интересным |
Лист самооценки
ФИ ученика_________________
1. На уроке я работал
| активно | пассивно |
2. своей работой на уроке я … | доволен | не доволен |
3. урок для меня показался | коротким | длинным |
4. за урок я | устал | не устал |
5. мое настроение | стало лучше | стало хуже |
6. материал урока мне был | понятен полезен интересен | не понятен бесполезен скучен |
7. домашнее задание мне кажется | легким интересным | трудным не интересным |
Лист самооценки
ФИ ученика_________________
1. На уроке я работал
| активно | пассивно |
2. своей работой на уроке я … | доволен | не доволен |
3. урок для меня показался | коротким | длинным |
4. за урок я | устал | не устал |
5. мое настроение | стало лучше | стало хуже |
6. материал урока мне был | понятен полезен интересен | не понятен бесполезен скучен |
7. домашнее задание мне кажется | легким интересным | трудным не интересным |
Памятка – инструкция № 1
(для групповой работы)
Портрет Ваньки.
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.
* Каким вы представляете Ваньку?
* Сколько ему лет?
* Какова его внешность?
* Как одет Ванька?
* Наблюдателен и сообразителен ли Ванька?
* Какова речь Ваньки?
3. Старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.
4. Сделайте выводы о качествах Ваньки.
5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
6. Спасибо за работу!
Памятка – инструкция № 2
(для групповой работы)
Обязанности Ваньки.
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.
* Из чего состоит «ученье» Ваньки?
* Чем занимается Ванька в городе?
* Какие обязанности были у Ваньки в доме сапожника Аляхина?
* Как Ванька выполнял свои обязанности?
3. Старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.
4. Сделайте выводы о качествах Ваньки.
5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
6. Спасибо за работу!
Памятка – инструкция № 3
(для групповой работы)
Интерьер (обстановка, где жил Ванька). Чувства Ваньки
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.
* Где жил Ванька?
* Что из мебели было в комнате?
* Где спит Ванька?
* Какие условия его жизни?
* Почему Ваньке не нравилась жизнь в городе?
* В чём причины его страданий?
* Что чувствовал герой?
* Почему у Ваньки «жизнь пропащая»?
3. Старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.
4. Сделайте выводы о качествах Ваньки.
5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
6. Спасибо за работу!
Ф.И.______________________________________
1. К кому в учение был отдан Ванька?
а) к сапожнику Алёхину;
б) Осипу Абрамовичу;
в) кривому Егорке;
г) сапожнику Аляхину;
2. Куда писал письмо Ванька Жуков?
а) в Лапландию;
б) в Кремль;
в) на деревню;
г) в город;
3. Кому писал письмо герой Ванька Жуков?
а) бабушке;
б) дедушке;
в) папе;
г) Чехову;
4. Кто научил Ваньку грамоте?
а) мать Пелагея;
б) барышня Ольга Игнатьевна;
в) сапожник Аляхин;
г) подпасок Федька.
5. Накануне какого праздника Ванька писал письмо?
а) Рождество
б) Пасха
в) Крещение
г) Новый год
Ф.И.______________________________________
1. К кому в учение был отдан Ванька?
а) к сапожнику Алёхину;
б) Осипу Абрамовичу;
в) кривому Егорке;
г) сапожнику Аляхину;
2. Куда писал письмо Ванька Жуков?
а) в Лапландию;
б) в Кремль;
в) на деревню;
г) в город;
3. Кому писал письмо герой Ванька Жуков?
а) бабушке;
б) дедушке;
в) папе;
г) Чехову;
4. Кто научил Ваньку грамоте?
а) мать Пелагея;
б) барышня Ольга Игнатьевна;
в) сапожник Аляхин;
г) подпасок Федька.
5. Накануне какого праздника Ванька писал письмо?
а) Рождество
б) Пасха
в) Крещение
г) Новый год
Сирота – ребёнок или подросток у которого умерли один или оба родителя.
Несчастный – испытывающий несчастье, переживший много бед, скиталец.
Сирота – ребёнок или подросток у которого умерли один или оба родителя.
Несчастный – испытывающий несчастье, переживший много бед, скиталец.
Сирота – ребёнок или подросток у которого умерли один или оба родителя.
Несчастный – испытывающий несчастье, переживший много бед, скиталец.
Сирота – ребёнок или подросток у которого умерли один или оба родителя.
Несчастный – испытывающий несчастье, переживший много бед, скиталец.
Сирота – ребёнок или подросток у которого умерли один или оба родителя.
Несчастный – испытывающий несчастье, переживший много бед, скиталец.
Сирота – ребёнок или подросток у которого умерли один или оба родителя.
Несчастный – испытывающий несчастье, переживший много бед, скиталец.
Сирота – ребёнок или подросток у которого умерли один или оба родителя.
Несчастный – испытывающий несчастье, переживший много бед, скиталец.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок литературного чтения. А.П.Чехов. Ванька
Урок литературного чтения по системе Л.В.Занкова...
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ А.П.ЧЕХОВ "ВАНЬКА"
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ А.П.ЧЕХОВ "ВАНЬКА"...
урок чтения А. П. Чехов «Ванька»
ЧтениеУрок №31Тема: А. П. Чехов «Ванька»Цель: создать условия для знакомства с творчеством А.П. Чехова, с особенностями произведения «Ванька»;Задачи:-формировать навыки осознанного, правильного,...
урок чтения А. П. Чехов «Ванька»
Урок №31Тема: А. П. Чехов «Ванька»Цель: создать условия для знакомства с творчеством А.П. Чехова, с особенностями произведения «Ванька»;Задачи:-формировать навыки осознанного, правильного, выраз...
Фрагмент интегрированного урока «Литературного чтения» с уроком «Развития речи» с использованием ТРКМ. 4 класс Тема урока: «А. Чехов. Ванька. Написание письма».
Систематическое проведение интегрированных уроков с применением ИКТ обеспечивает повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, ...
Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе "А.П. Чехов «Ванька». Два мира Ваньки Жукова"по УМК "Перспективная начальная школа"
Данный урок литературного чтения (УМК «Перспективная начальная школа) по теме «А.П.Чехов «Ванька». Два мира Ваньки Жукова » проводится в 4 классе во второй четверти.Урок разработан на основании ...
Разработка урока по литературному чтению А.Чехов "Ванька"
Урок - деловая игра по литературному чтению...