Конспект урока чтения в 4 классе по теме "Русская народная сказка «Два Мороза». Знакомство с сюжетом, выявление основной мысли произведения"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Цель: дать элементарное понятие об устном народном творчестве;

учить детей выделять главную мысль литературного произведения;

продолжить работу над навыками правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения;

продолжить работу по обогащению и активизации словарного запаса учащихся;

воспитывать чувство уважения к трудолюбивым людям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_4_klass.docx21.24 КБ

Предварительный просмотр:

Тема  урока: Русская народная сказка «Два Мороза». Знакомство с сюжетом, выявление основной мысли произведения.

Цель: дать элементарное понятие об устном народном творчестве;

учить детей выделять главную мысль литературного произведения;

продолжить работу над навыками правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения;

продолжить работу по обогащению и активизации словарного запаса учащихся;

воспитывать чувство уважения к трудолюбивым людям.

Оборудование: магнитная доска, магниты, словарные карточки;

предметы: колокольчики, бубенчики, искусственная ёлочка.

Ход урока.

  1. Организационная часть. Дыхательная и речевая гимнастика.

1. – Назовите дату сегодняшнего дня.

–Какое сейчас время года?

–Какая на улице погода? (Холодная, морозная).

2. Упражнение «Согреем руки».

(Имитируя согревание рук, дети глубоко вдыхают и выдыхают воздух).

3. Скороговорка (учитель выставляет искусственную ёлочку).

Иней лёг на ветки ели,

Иглы за ночь побелели.

  1. Проверка домашнего задания.

1.-Что было задано на дом?

(Читать и пересказывать рассказ «Знакомые следы», который написал Е.Пермяк).

–О ком этот рассказ?

-Чему учил дедушка внука Никишу?

2. – Что дедушка приговаривал, когда показывал следы внуку? Почитайте.

3. Чтение 2 части (На предыдущем уроке текст разделен на три части).

-Как вели себя ребята, когда поняли, что заблудились?

-Как вёл себя Никиша?

4. Пересказ 3 части.

-За что благодарил Никишу дедушка?

-В каком предложении содержится главная мысль этого рассказа?

-Чему учит рассказ? (Всегда слушать старших, хорошо учиться. Знания никогда не помешают, а только пригодятся в жизни).

  1. Работа над новым материалом.

Чтение и анализ русской народной сказки «Два Мороза».

1. Вступительная беседа.

а_ - Любите ли вы сказки?

-Какие сказки вы читали или слушали?

(Дети перечисляют знакомые сказки).

-Когда-то давно сказки только рассказывали вслух. А сочиняли их обыкновенные люди- народ ,который вкладывал в сказки свои заветные мечты о справедливости, о лучшей жизни, рассказывал о красоте, уме и трудолюбии простых людей.

Сказка обязательно чему-то учит людей, и выдуманный сказочный мир всегда несёт мудрую, умную мысль.

Недаром многие сказки имеют такую концовку:  «Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок..».

(Ученики читают на доске пословицу).

-Как вы понимаете эти слова? (Не всё в сказке правда, но она подсказывает добрым молодцам, т.к. нам, делать хорошие дела, быть честным и добрым).

-Сегодня на уроке будем читать русскую народную сказку «Два Мороза», которая и нас чему-то хорошему научит.

б) Словарная работ.

-В сказке «Два Мороза» будут встречаться слова, которые нам незнакомы.

(Учитель вывешивает на доску  карточки со словами и объясняет их лексическое значение).

крестьянин – живёт в деревне, занимается обработкой земли, беден;

купец – так раньше называли богатого человека, живущего в городе, который был хозяином магазина, нескольких магазинов или торговой лавки;

дровосек – человек, рубящий дрова;

колокольчик – металлический звонок с язычком, который издаёт мелодичные звуки (учитель демонстрирует колокольчик);

бубенчик – пустой металлический шарик с кусочком металла внутри, позванивающий при встряхивании (учитель демонстрирует бубенчики);

полено – кусок распиленного и расколотого бревна для топки.

2. Первичное знакомство со сказкой «Два Мороза».

(Учебники у учениковт закрыты. Учитель рассказывает сказку наизусть или читает).

а) Установочный вопрос перед чтением.

-Я сейчас буду читать текст, а вы слушайте, думайте, а потом ответьте, почему этот текст называется сказкой.

б) Беседа по вопросам после первичного знакомства со сказкой.

-А теперь докажите, что прослушанный вами текст – сказка.

(Морозы действуют как живые люди – бегают, свистят и др.)

-Итак, сказка о двух Морозах, двух братьях. Как звали их?

3. Повторное чтение сказки учителем.

-Будьте внимательны и после чтения ответьте: кого хотели заморозить два Мороза?

-Итак, кого хотели заморозить два Мороза?

-Да, в этой сказке четыре героя: Мороз – Красный нос, Мороз – Синий нос, крестьянин, который одет в старую, не очень тёплую одежду и едет в лес за дровами, и купец – богатый человек, одет в дорогую, тёплую шубу, он едет в город. Именно их должны заморозить братья Морозы.

-Сейчас будем читать сказу, но перед этим отдохнём.

4. Физминутка.

Я мороза не боюсь,

С ним я крепко подружусь.

Подойдёт ко мне мороз,

Тронет руку, тронет нос.

(Показать руку, нос).

Значит надо не зевать-

Прыгать, бегать и играть.

(Движение в такт словам)

5. Чтение сказки по частям и анализ её содержания (учащиеся).

а) Чтение начала сказки «Два Мороза» (1 часть, стр.109)

-Начало сказки прочитайте шёпотом.

-Где гуляли два Мороза?

-Что они задумали?

-А кто первый предложил позабавиться?

-Куда они побежали?

(Учитель объясняет лексическое значение слов: проезжую, авось)

б) Чтение второго смыслового отрывка и его анализ.

-Что услышали два Мороза?

-Кто ехал с колокольчиком?

-Кто ехал с бубенчиком?

в) Чтение следующего смыслового отрывка (3) и его анализ.

-За кем побежал младший брат?

-Как его зовут?

-Почему он сделал такой выбор? (Он решил, что крестьянина легче заморозить)

-За кем побежал Мороз – Синий нос?

(Учитель объясняет лексическое значение слов и выражений: Худая шуба, шапка, медвежья шуба, шапка лисья, сапоги волчьи, живо заморожу, с ним не сладить и др.)

г) Чтение 4 смыслового отрывка и его анализ.

-Прочитайте, как вёл себя Мороз – Синий нос во время новой встречи. Почему он вёл себя так? (Был доволен своей работой).

-Прочитайте, как вёл себя Мороз – Красный нос.

-А как вы думаете, почему он кряхтел и ёжился? (не справился с крестьянином)

-Почему не помогли купцу спастись от холода шуба, шапка и сапоги?

-Что нужнор было сделать купцу, чтобы не замёрзнуть? (Учитель объясняет лексическое значение слов и выражений: пробрал насквозь, подсмеивается)

д) Чтение 5 смыслового отрывка и его анализ.

-Почему Мороз – Красный нос не заморозил крестьянина на дороге?

-Почему дровосек не ехал, а бежал за санями?

-Почему Мороз – Красный нос не заморозил его на месте в лесу?

-Как вы понимаете слова: «еле ноги унёс»?

е) Чтение 6 отрывка и его анализ.

-Что сказал Мороз – Синий нос младшему брату?

Прочитайте ещё раз.

-Как вы понимаете выражение «топор лучше шубы греет»?

6.Итоговая беседа.

-Почему купцу не помогла спастись его тёплая шуба?

-Что ему нужно было сделать?

-Почему крестьянин одолел Мороза?

-Можно ли сказать, что ывсказывание «топор лучше шубы греет» содержит в себе главную мысль?

  1. Задание на дом: прочитать сказку, ответить на вопросы (1-3, стр.111)
  2. Итог урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 2 класс Тема Русская народная сказка "Два Мороза" УМК Школа России

Урок литературного чтения 2 класс Тема  Русская народная сказка "Два Мороза" УМК Школа России...

Конспект урока чтения "В гостях у русской народной сказки"

Конспект урока чтения для обучающихся с тяжелыми множественными нарушения развития «В гостях у русской народной сказки»Цель урока: Закрепление знаний детей о русских народных сказках.Задач...

Технологическая карта урока .Литературное чтение. 2 класс.Тема: "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк», презентация "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»

     Технологическая карта урока        УМК : «Перспектива», авторы учебника: Л. Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. 2 класс.Пред...

Разработка урока чтения. 2 класс. Тема: «Русская народная сказка «Два Мороза». Характеристика героев»

Урок направлен на создание условия для формирования умения анализировать поступки главных героев  с целью составления  характеристики и выявления мотивов поступков; аргументировать сво...

Урок литературного чтения. 1 класс. Тема: Русская народная сказка "Петух и собака". Идея произведения.

Представлен конспект урока по литературному чтению в 1 классе. УМК "Школа России"....

Конспект урока. Хитрец и глупец в фольклорных (народных) сказках. Норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе» и русская народная сказка «Вершки и корешки»

Цель: развитие умений обобщать полученные знания, делать необходимые выводы; умений грамотно, четко и точно выражать свою мысль; развитие познавательного интереса. Воспитание положительного инте...