Конспект урока чтения в 4 классе по теме "Русская народная сказка «Два Мороза». Знакомство с сюжетом, выявление основной мысли произведения"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Цель: дать элементарное понятие об устном народном творчестве;
учить детей выделять главную мысль литературного произведения;
продолжить работу над навыками правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения;
продолжить работу по обогащению и активизации словарного запаса учащихся;
воспитывать чувство уважения к трудолюбивым людям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_4_klass.docx | 21.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Русская народная сказка «Два Мороза». Знакомство с сюжетом, выявление основной мысли произведения.
Цель: дать элементарное понятие об устном народном творчестве;
учить детей выделять главную мысль литературного произведения;
продолжить работу над навыками правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения;
продолжить работу по обогащению и активизации словарного запаса учащихся;
воспитывать чувство уважения к трудолюбивым людям.
Оборудование: магнитная доска, магниты, словарные карточки;
предметы: колокольчики, бубенчики, искусственная ёлочка.
Ход урока.
- Организационная часть. Дыхательная и речевая гимнастика.
1. – Назовите дату сегодняшнего дня.
–Какое сейчас время года?
–Какая на улице погода? (Холодная, морозная).
2. Упражнение «Согреем руки».
(Имитируя согревание рук, дети глубоко вдыхают и выдыхают воздух).
3. Скороговорка (учитель выставляет искусственную ёлочку).
Иней лёг на ветки ели,
Иглы за ночь побелели.
- Проверка домашнего задания.
1.-Что было задано на дом?
(Читать и пересказывать рассказ «Знакомые следы», который написал Е.Пермяк).
–О ком этот рассказ?
-Чему учил дедушка внука Никишу?
2. – Что дедушка приговаривал, когда показывал следы внуку? Почитайте.
3. Чтение 2 части (На предыдущем уроке текст разделен на три части).
-Как вели себя ребята, когда поняли, что заблудились?
-Как вёл себя Никиша?
4. Пересказ 3 части.
-За что благодарил Никишу дедушка?
-В каком предложении содержится главная мысль этого рассказа?
-Чему учит рассказ? (Всегда слушать старших, хорошо учиться. Знания никогда не помешают, а только пригодятся в жизни).
- Работа над новым материалом.
Чтение и анализ русской народной сказки «Два Мороза».
1. Вступительная беседа.
а_ - Любите ли вы сказки?
-Какие сказки вы читали или слушали?
(Дети перечисляют знакомые сказки).
-Когда-то давно сказки только рассказывали вслух. А сочиняли их обыкновенные люди- народ ,который вкладывал в сказки свои заветные мечты о справедливости, о лучшей жизни, рассказывал о красоте, уме и трудолюбии простых людей.
Сказка обязательно чему-то учит людей, и выдуманный сказочный мир всегда несёт мудрую, умную мысль.
Недаром многие сказки имеют такую концовку: «Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок..».
(Ученики читают на доске пословицу).
-Как вы понимаете эти слова? (Не всё в сказке правда, но она подсказывает добрым молодцам, т.к. нам, делать хорошие дела, быть честным и добрым).
-Сегодня на уроке будем читать русскую народную сказку «Два Мороза», которая и нас чему-то хорошему научит.
б) Словарная работ.
-В сказке «Два Мороза» будут встречаться слова, которые нам незнакомы.
(Учитель вывешивает на доску карточки со словами и объясняет их лексическое значение).
крестьянин – живёт в деревне, занимается обработкой земли, беден;
купец – так раньше называли богатого человека, живущего в городе, который был хозяином магазина, нескольких магазинов или торговой лавки;
дровосек – человек, рубящий дрова;
колокольчик – металлический звонок с язычком, который издаёт мелодичные звуки (учитель демонстрирует колокольчик);
бубенчик – пустой металлический шарик с кусочком металла внутри, позванивающий при встряхивании (учитель демонстрирует бубенчики);
полено – кусок распиленного и расколотого бревна для топки.
2. Первичное знакомство со сказкой «Два Мороза».
(Учебники у учениковт закрыты. Учитель рассказывает сказку наизусть или читает).
а) Установочный вопрос перед чтением.
-Я сейчас буду читать текст, а вы слушайте, думайте, а потом ответьте, почему этот текст называется сказкой.
б) Беседа по вопросам после первичного знакомства со сказкой.
-А теперь докажите, что прослушанный вами текст – сказка.
(Морозы действуют как живые люди – бегают, свистят и др.)
-Итак, сказка о двух Морозах, двух братьях. Как звали их?
3. Повторное чтение сказки учителем.
-Будьте внимательны и после чтения ответьте: кого хотели заморозить два Мороза?
-Итак, кого хотели заморозить два Мороза?
-Да, в этой сказке четыре героя: Мороз – Красный нос, Мороз – Синий нос, крестьянин, который одет в старую, не очень тёплую одежду и едет в лес за дровами, и купец – богатый человек, одет в дорогую, тёплую шубу, он едет в город. Именно их должны заморозить братья Морозы.
-Сейчас будем читать сказу, но перед этим отдохнём.
4. Физминутка.
Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь.
Подойдёт ко мне мороз,
Тронет руку, тронет нос.
(Показать руку, нос).
Значит надо не зевать-
Прыгать, бегать и играть.
(Движение в такт словам)
5. Чтение сказки по частям и анализ её содержания (учащиеся).
а) Чтение начала сказки «Два Мороза» (1 часть, стр.109)
-Начало сказки прочитайте шёпотом.
-Где гуляли два Мороза?
-Что они задумали?
-А кто первый предложил позабавиться?
-Куда они побежали?
(Учитель объясняет лексическое значение слов: проезжую, авось)
б) Чтение второго смыслового отрывка и его анализ.
-Что услышали два Мороза?
-Кто ехал с колокольчиком?
-Кто ехал с бубенчиком?
в) Чтение следующего смыслового отрывка (3) и его анализ.
-За кем побежал младший брат?
-Как его зовут?
-Почему он сделал такой выбор? (Он решил, что крестьянина легче заморозить)
-За кем побежал Мороз – Синий нос?
(Учитель объясняет лексическое значение слов и выражений: Худая шуба, шапка, медвежья шуба, шапка лисья, сапоги волчьи, живо заморожу, с ним не сладить и др.)
г) Чтение 4 смыслового отрывка и его анализ.
-Прочитайте, как вёл себя Мороз – Синий нос во время новой встречи. Почему он вёл себя так? (Был доволен своей работой).
-Прочитайте, как вёл себя Мороз – Красный нос.
-А как вы думаете, почему он кряхтел и ёжился? (не справился с крестьянином)
-Почему не помогли купцу спастись от холода шуба, шапка и сапоги?
-Что нужнор было сделать купцу, чтобы не замёрзнуть? (Учитель объясняет лексическое значение слов и выражений: пробрал насквозь, подсмеивается)
д) Чтение 5 смыслового отрывка и его анализ.
-Почему Мороз – Красный нос не заморозил крестьянина на дороге?
-Почему дровосек не ехал, а бежал за санями?
-Почему Мороз – Красный нос не заморозил его на месте в лесу?
-Как вы понимаете слова: «еле ноги унёс»?
е) Чтение 6 отрывка и его анализ.
-Что сказал Мороз – Синий нос младшему брату?
Прочитайте ещё раз.
-Как вы понимаете выражение «топор лучше шубы греет»?
6.Итоговая беседа.
-Почему купцу не помогла спастись его тёплая шуба?
-Что ему нужно было сделать?
-Почему крестьянин одолел Мороза?
-Можно ли сказать, что ывсказывание «топор лучше шубы греет» содержит в себе главную мысль?
- Задание на дом: прочитать сказку, ответить на вопросы (1-3, стр.111)
- Итог урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока чтения.3 класс. "Мужик и медведь. Сказка".
конспект урока...
Урок литературного чтения 2 класс Тема Русская народная сказка "Два Мороза" УМК Школа России
Урок литературного чтения 2 класс Тема Русская народная сказка "Два Мороза" УМК Школа России...
Конспект урока чтения "В гостях у русской народной сказки"
Конспект урока чтения для обучающихся с тяжелыми множественными нарушения развития «В гостях у русской народной сказки»Цель урока: Закрепление знаний детей о русских народных сказках.Задач...
Технологическая карта урока .Литературное чтение. 2 класс.Тема: "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк», презентация "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»
Технологическая карта урока УМК : «Перспектива», авторы учебника: Л. Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. 2 класс.Пред...
Разработка урока чтения. 2 класс. Тема: «Русская народная сказка «Два Мороза». Характеристика героев»
Урок направлен на создание условия для формирования умения анализировать поступки главных героев с целью составления характеристики и выявления мотивов поступков; аргументировать сво...
Урок литературного чтения. 1 класс. Тема: Русская народная сказка "Петух и собака". Идея произведения.
Представлен конспект урока по литературному чтению в 1 классе. УМК "Школа России"....
Конспект урока. Хитрец и глупец в фольклорных (народных) сказках. Норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе» и русская народная сказка «Вершки и корешки»
Цель: развитие умений обобщать полученные знания, делать необходимые выводы; умений грамотно, четко и точно выражать свою мысль; развитие познавательного интереса. Воспитание положительного инте...