История фразеологизмов
план-конспект занятия по чтению (3 класс) на тему

Рудакова Инна Викторовна

Урок-исследование. Развитие речи учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока-исследования «История фразеологизмов»

Цель урока: определить происхождение различных фразеологизмов; продолжить работу по развитию речи.

Материалы к уроку: ключи для постановки исследовательских вопросов; бумажные вопросительные знаки; тексты; рабочий лист; листы с утверждениями; раздаточный игровой материал.

Планируемые результаты

Дети учатся:

  • Передавать содержание научно-познавательного текста;
  • Использовать исследовательские вопросы для организации исследования;
  • Целенаправленно пополнять активный словарный  запас;
  • Искать необходимую информацию об истории фразеологических оборотов в процессе самостоятельной работы  в малых группах;

Умения, характеризующие достижение этих результатов:

  • Иметь представление об истории возникновения в родном языке фразеологических оборотов;
  • Формулировать исследовательские вопросы;
  • Анализировать научно-познавательный текст, выделять факты с учетом поставленных исследовательских вопросов.

Ход урока (индуктивного типа)

  1. Организационный момент.

Методика «МЭНЭДЖ МЭТ»

Дети сидят малыми группами за столами по 4 человека.

Предложить поприветствовать партнера по плечу; партнера по лицу; четным номерам; нечетным номерам. Гостям тоже.

- Настроение? (ОТЛИЧНО)

  1. Мотивация

               Наш класс получил задание подготовить проект, связанный с темой     фразеологизмов. Поэтому необходимо  продолжить работу по их исследованию.

Давайте вспомним, что знаем о фразеологизмах.

Методика «ЭЙ АР ГАЙД»

Работа в таблице «УТВЕРЖДЕНИЯ»  в графе «ДО»

 

ДО

УТВЕРЖДЕНИЯ

ПОСЛЕ

Я знаю, что такое фразеологизмы

Я знаю, какую роль фразеологизмы играют в русской речи

Я знаю историю происхождения многих фразеологизмов

Я знаю, откуда пришли фразеологизмы в нашу речь

Методика «ВАЙ ФАЙ»

- КОНТАКТ!!!

 Инструктирую.

ПРОВЕРКА.

Кто поставил + утверждению №1? (Поднять руки)

Кто знает, какую роль играют фразеологизмы в нашей речи?

№ 3? № 4?

Методика «МИКС-ПЭА-ШЭА»

А теперь необходимо поделиться своими знаниями друг с другом. ДАЙТЕ ПЯТЬ партнеру по лицу.

Постройтесь в круг парами так, чтобы четные номера оказались во внутреннем круге, а нечетные – во внешнем.

ПОВЕРНИТЕСЬ НАЛЕВО. Идете по кругу, приветствуя каждого идущего навстречу. СЧИТАЕМ ДО ПЯТИ.

ВОПРОС: Что такое фразеологизмы? Отвечают   номера, стоящие во внутреннем круге. (Подхожу к 2-3 парам)

ПОБЛАГОДАРИМ за ответы. ОТЛИЧНО!!!

ВОПРОС: Какую роль играют фразеологизмы в нашей речи? Отвечают номера, стоящие во внешнем круге.

(Та же методика)

ПОБЛАГОДАРИМ за ответы. ОТЛИЧНО!!

Рассаживаются на места

Методика «ВАЙ ФАЙ»

- КОНТАКТ!!!

Проверим на практике знания о фразеологизмах.

Слайд 2. Прочитайте стихотворение. Найдите фразеологизмы.

Работаете командой.

Возьмите листок. Замените фразеологизмы обычными словами.

Команда «Выполнено!» (поднимают руки всей группой)

Проверка. (Выбрать то стихотворение, где, по мнению детей, более точно заменили фразеологизмы.)

Поблагодарим. (Отлично!)

СЛАЙДЫ 2-7 «Угадай по рисунку фразеологизм»

(проводится вместе с гостями)

  1.  Бить баклуши
  2. Лить как из ведра
  3. Как курица лапой
  4. Развесить уши
  5. Водить за нос
  6. Считать ворон

Каждый записывает на листе фразеологизм. Если не знает - ?

Взаимопроверка.

Подсчитывают общее количество правильных ответов.

- Какие еще знаете фразеологизмы? Приведите примеры.

- Все ли фразеологизмы вам понятны? (Выслушать ответы)

- Как поступить? (Ответы детей)

- А что вам хотелось бы еще узнать о фразеологизмах?

Помогут вам сформулировать вопросы КЛЮЧИ (в конвертах)

ДЕТИ ЗАПИСЫВАЮТ ВОПРОСЫ НА ЗНАКАХ.

Знаки вывешиваются на доске. За каждый сформулированный вопрос БЛАГОДАРЮ.

Формулируется цель исследования: найти информацию, которая поможет ответить на интересующие вопросы.

  1. Исследование в малых группах

Каждая рабочая группа получает для работы:

  • Текст об истории одного из фразеологических оборотов;
  • Рабочий лист;

Дети изучают подготовленный материал, фиксируют на рабочих листах найденные факты, готовят устное сообщение для учеников из других групп. Могут выполнить иллюстрацию.

  1. Обмен информацией, организация фактов

Дать возможность каждой группе представить собранные в ходе исследования материалы – выступить перед классом.

ВСЕ РАБОЧИЕ ЛИСТЫ ПРИКРЕПЛЯЮТСЯ  НА ДОСКЕ.

  1. Связывание информации, формулирование вывода

_ Что нового узнали о фразеологических оборотах?

Формулируется обобщение:  у каждого фразеологизма своя история появления (происхождения)

СЛАЙД 8

  1. Подведение итогов

- На какие поставленные вопросы мы получили ответы?

Выслушать ответы детей и снять соответствующие вопросительные знаки. Оставшиеся можно предложить для организации индивидуальной работы.

РАБОТА С УТВЕРЖДЕНИЯМИ «ПОСЛЕ»

  1. Задание на дом.

Выбрать один из проектов:

«Фразеологизмы, живущие в школе»

«Фразеологизмы, пришедшие из Библейских историй»

Собрать материал и создать лэпбук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фразеологизм. Значение фразеологизма в формировании интереса к родному языку.

Система работы учителя с устойчивыми выражениями во 1-3 класса начальной школы по программе "Начальная школа 21 века"...

"Фразеологизмы. Фразеологизм и слово".

Проводится наблюдение за устойчивыми сочетаниями слов - фразеологизмами. Учащиеся учатся сравнивать значения устойчивых и свободных сочетаний слов....

«Фразеологизмы. Фразеологизм и слово». Презентация к уроку.

Презентация к уроку русского языка 2 класс "Фразеологизм. Фразеологизм и слово".  УМК "Начальная школа 21 века"....

Урок-исследование по русскому языку на тему "История фразеологизмов"

Урок-исследование по русскому языку на тему "История фразеологизмов" ...

Урок-исследование "История фразеологизмов"

Урок-исследование истории фразеологизмов рекомендован для учащися 3-4 классов...

Тема: «Фразеологизмы-неделимые сочетания слов. Смысл фразеологизмов»

Фразеологизмы-неделимые сочетания слов. Смысл фразеологизмов»...

РУССКИЙ ЯЗЫК II КЛАСС Тема урока: «Фразеологизмы. Фразеологизм и слово».

РУССКИЙ ЯЗЫКII КЛАСС  Тема урока: «Фразеологизмы. Фразеологизм и слово»....