М.М. Зощенко "Золотые слова"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Конспект урока литературного чтения в третьем классе (УМК Школа России)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya.docx | 29.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения
в 3 классе:
М.М. Зощенко «Золотые слова»
Учитель МОУ «СОШ № 2» г. о. Электросталь
Кузнецова Светлана Викторовна
Цель урока: развитие умения видеть в юмористических произведениях серьезное и делать выводы.
Задачи урока:
Образовательные:
- познакомить учащихся с биографией и творчеством М.М. Зощенко;
- создать условия для развития у них навыка вдумчивого чтения, формирования умения работать с текстом.
Развивающие:
- способствовать развитию интереса к чтению, способствовать развитию речи и обогащению словарного запаса детей;
- стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся на уроке.
Воспитательные:
- создать условия для воспитания культуры общения, доброжелательности и чувства доброты, заботливого отношения к другим людям;
- воспитывать любовь к книгам и чтению.
Планируемые результаты:
Предметные:
- ориентироваться в тексте произведения, быстро находить нужные эпизоды;
- воспроизводить события, описываемые в рассказе по необходимости, находить доказательства в тексте;
- характеризовать главных и второстепенных героев произведения.
Метапредметные:
- Регулятивные: формулировать учебную задачу урока; включаться в игру и в нужный момент перестраиваться на учебную деятельность; контролировать себя в процессе игры (не заигрываться); рефлексировать по поводу своих успехов и неуспехов.
- Познавательные: выбирать из текста нужные для анализа фрагменты, анализировать характеры и чувства героев, выделять основную мысль произведения, делать выводы и обобщения по итогам анализа.
- Коммуникативные: делиться своими размышлениями, впечатлениями, дослушивать товарищей по классу до конца, не перебивая, проявлять эмпатию по отношению к героям произведения и своим одноклассникам.
Личностные:
- осмыслить урок, преподнесённый родителями Лёли и Миньки, воспроизводить наизусть заповедь, которой всю жизнь придерживался писатель Зощенко, высказывать стремление пользоваться ею в своей жизни.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование к уроку: учебник «Литературное чтение. 3 класс. Часть 2», электронная доска, мульти-медиа-проектор, компьютер, карточки для работы в группах.
Ход урока:
I. Оргмомент.
Для ребят звенит звонок,
Начинается урок.
Он пойдет сегодня впрок.
Постарайтесь все понять,
Что-то новое узнать.
II. Проверка домашнего задания.
Какое продолжение рассказа «Ещё мама» вы придумали? Расскажите.
III. Речевая разминка.
Три сороки- тараторки тараторили на горке.
-Объясните смысл скороговорки? Почему именно сороки?
(Болтливого человека сравнивают с сорокой).
Прочитайте сначала медленно, затем увеличивая темп, затем с логическим ударением на разные слова, потом тихо, громко, грустно, весело.
IV. Актуализация опорных знаний.
На доске записаны два слова: этика, этикет.
-Что общего у этих слов? (однокоренные)
- Кто объяснит значения этих слов? (учащиеся пробуют объяснить)
- В толковом словаре В. Даля дано такое толкование слов.
/на доске появляются карточки /
Этикет – общие, одинаковые для всех правила, которые определяют поведение человека в повседневной жизни в общении с людьми.
Этика – это наука, которая определяет, диктует правила хорошего тона для тех, кто желает быть воспитанным человеком.
- Как называют человека, который всегда следует правилам этикета? (воспитанный человек)
- Верно, это воспитанный человек. Надеюсь, что большинство из вас хотят стать воспитанными людьми.
V. Подготовка к изучению нового материала.
/На экране появляется портрет писателя./
-Знаете ли вы этого писателя? Расшифруйте запись и назовите его:
ЛИАХИМ ЧИВОЛЙАХИМ ОКНЕЩОЗ
- Сегодня мы познакомимся с творчеством М.М. Зощенко.
-Прочитайте название рассказа, который мы будем сегодня читать? («Золотые слова»)
-Рассмотрите иллюстрации к нему. Каковы ваши предположения о содержании этого рассказа?
Рассказ о творчестве писателя.
- Родился писатель в семье художника (1894 – 1958 гг.). Окончил гимназию, поступил на юридический факультет университета. В начале Первой мировой войны студент Зощенко добровольцем пошёл на фронт, дослужился до штабс–капитана, был ранен (демобилизовался) был уволен из армии.
Новая война – гражданская – позвала добровольцем в Красную армию. После войны работал сапожником, телефонистом, агентом уголовного розыска, счетоводом, актёром … Но всю жизнь стремился к литературе. Особенно ему удавались детские характеры. Когда он писал свои юмористические рассказы для детей, то думал не о том, что над поступками непослушных девочек и мальчиков будут смеяться, а просто хотел научить юных читателей быть храбрыми и сильными, добрыми и умными.
Михаил Зощенко умел подмечать в нашей жизни комическое. Талант сатирика помогал ему показывать, «подлинную и неприкрытую жизнь живых людей с их желаниями, вкусом, мыслями». В Санкт – Петербурге находится музей М. Зощенко.
-Ребята, как вы думаете, в чем уникальность этого музея?
-Какие произведения М. Зощенко вы читали?
- На этот вопрос вам поможет ответить выставка книг. Писатель создал целые циклы рассказов адресованные детям: «Умные животные», «Смешные рассказы», «Лёля и Минька», «Рассказы о Минькином детстве», «Рассказы о войне»
VI. Сообщение темы, целей урока.
-Попробуйте определить тему урока (учащиеся высказывают предположения)
-Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством Михаила Михайловича Зощенко. Будем читать поучительное произведение, в котором будет говориться, о воспитанности.
- Перед знакомством с текстом хотелось бы обратить ваше внимание на некоторые слова.
Словарная работа.
На доске записаны слова. Дети стараются пояснить, если затрудняются, учитель зачитывает слова в контексте
Прельщала – стала заманчивой, приятной.
Угореть – отравиться угаром, потерять соображение.
Угоревший – отравился угаром.
Развязно – излишне свободно и непринуждённо в обращении с другими.
Раскаяться – сознавать, что поступил дурно, неправильно, ошибочно, начать испытывать сожаление об этом.
VII. Первичное чтение.
1.Читают учитель и хорошо читающие учащиеся.
(Прием «Чтение с остановками»). Текст разбит на смысловые части, каждая остановка предполагает дальнейшее размышление, прогнозирование.
1 остановка. (1 часть заканчивается предложением: «…И с тех пор мы два месяца не садились вместе со взрослыми».)
-От чего имени ведётся рассказ?
- Почему дети любили ужинать со взрослыми? (свои ответы можно подтверждать словами из текста)
- Как вы думаете, почему папин начальник злился весь ужин на детей?
- Как наказал отец Миньку и Лёлю?
- Расскажите как, нужно себя вести за столом во время еды.
- Как вы думаете, какое продолжение нас ждет в этом рассказе?
Лексическая работа.
- Объясните, как вы понимаете устойчивые словосочетания.
(Работа в группах по карточкам)
Тараторила без конца – говорила очень быстро без остановки.
Сидела как на иголках – сидеть в крайне волнении, в беспокойстве от ожидания.
Желала загладить происшествие - исправить положение
VIII.Физкультминутка (музыкальная)
IX. Продолжение чтения
- Когда прочитаем 2 отрывок, скажете, можно ли рассказ назвать юмористическим?
2 остановка. (2 часть заканчивается предложением: «… А некоторые с серьёзным и озабоченным видом стали рассматривать свои стаканы».)
-Можно ли этот рассказ назвать юмористическим? Почему?
-Какое условие поставил отец, разрешив детям снова сидеть за столом со взрослыми?
-Расскажите о том эпизоде, который вас заставил улыбнуться.
-Как изменилось поведение Лёли и Миньки? Почему это произошло?
-Как вы думаете, чем закончится рассказ?
Чтение до конца.
-Почему папа назвал их поведение глупым?
X. Рефлексия.
-Какие слова папа посоветовал «золотыми буквами записать в своём сердце »?
-В чем заключается основная мысль рассказа?
XI. Итог урока.
-Сегодня на уроке, мы говорили, обсуждали, кого можно назвать воспитанным человеком. Познакомившись с рассказом М. Зощенко, какой вывод вы сделали для себя?
-Конечно, нужно слушать советы, поучения взрослых. Все надо делать с учетом изменившейся обстановки.
-Закончите урок одним из предложений
-Урок привлек меня тем …
- Я задумался о …
- Хотелось бы поблагодарить …
XII. Домашнее задание.
Выразительное чтение по ролям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».
Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...
Урок русского языка во 2 классе «Сравнение слов-названий, слов-признаков, слов-действий со словами, которые выражают чувства »
Заранее класс разбивается на группы по 6 человек.Вся информация есть у каждого - учебник, тетрадь, карточки, задания - выдержать объём: можно по ходу регулировать.Опережающее знакомство в домашн...
Урок русского языка «Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия» 1 класс
Тема: Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия.На уроке передо мною стояла цель: научить детей различать предмет и слово как название предмета; опр...
«Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова»
Разработка...
: Знакомство с разными группами слов. Слова - названия предметов. Слова - признаки. Слова - действия.
Цель урока: формирование умения различать предмет и слово как название предмета, определение слов - названия предметов, признаки предметов, действия предметов....
Лексическое значение слова. Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Устаревшие слова.
Разработка урока...
Лексическое значение слова. Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Устаревшие слова.
Разработка урока по русскому языку...