Рабочая программа по литературному чтению для 3-его класса УМК "Планета знаний"
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему
Рабочая программа по литературному чтению для 3-его класса УМК "Планета знаний"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_rabochaya_programma_3_klass_planeta_znaniy.docx | 71.29 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ города Москвы «ШКОЛА № 2057»
143390 г. Москва, поселение Кокошкино, пос. Кокошкино, Дачная ул. Дом 3а
тел/факс (8495)847-85-57, E-mail: 2057@edu.mos.ru
ОКПО 06045146, ОРГН 1025003750628, ИНН/КПП 5030032182/775101001
_________________________________________________________________________________________________________________
Согласовано Заместитель директора по содержанию образования Плужникова Т.Ю. ________________ «24» августа 2016 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ Школа № 2057 ______________________ Приказ № от «26» августа 2016 г. |
Рабочая программа
по предмету: «Литературное чтение»
базовый уровень, 3 А класс
Составитель: Взнуздаева Н.А., учитель начальных классов
ГБОУ Школа № 2057,
первая категория
Москва
2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена на основе нормативно-правовой базы:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273 – ФЗ)
- Федеральный государственный общеобразовательный стандарт содержания начального образования II поколения
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования, рекомендованная Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС, 2011 год
- Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 186 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-1 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального, общего и среднего общего образования»
- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
- Примерная программа по предмету «Литературное чтение», рекомендованная Министерством образования РФ, Э. Э. Кац.
- Учебный план школы на 2016 – 2017 учебный год.
Основными целями изучения курса литературного чтения являются:
- Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
- овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
- воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Для эффективного достижения целей предусматривается в процессе обучения решение следующих задач:
- формирование навыка чтения вслух и про себя, интереса и потребности чтения;
- формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, умения пользоваться справочным аппаратом учебника, словарями, справочниками, энциклопедиями;
- развитие устной и письменной речи, умения участвовать в диалоге, строить монологические высказывания, сопоставлять и описывать различные объекты и процессы; формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;
- формирование эстетического чувства, художественного вкуса, умения анализировать средства выразительности, находить сходство и различие разных жанров, сравнивать искусство слова с другими видами искусства;
- развитие воображения, творческих способностей;
- формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки;
- обогащение представлений об окружающем мире.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Важную роль в обучении литературного чтения играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников универсальных учебных действий (УУД), которые обеспечивают осмысленную, творческую деятельность, освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия учащихся. Важнейшей функцией восприятия художественной литературы является трансляция духовного нравственного опыта общества через коммуникацию системы социальных «личностных смыслов», раскрывающих нравственное значение поступков «героев» литературных произведений.
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Содержание и построение этого курса определяются возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения.
В программу включены художественные произведения разных жанров русских и зарубежных авторов. Они объединены в блоки, «скреплённые» сквозными темами и определёнными нравственно-эстетическими проблемами. Место конкретного блока в курсе и отдельного произведения внутри блока определяется содержанием имеющихся у школьников знаний о мире, психологическим состоянием детей на определённом этапе обучения, сложившейся у них установкой, то есть предрасположенностью к восприятию определённого материала. Установка обеспечивает интерес ребёнка к деятельности в нужном направлении, рассмотрение определённой проблемы, переживание эмоционального состояния.
На каждом этапе обучения на первое место выдвигаются определённые психолого-педагогические и нравственно-эстетические задачи. Во втором классе повышенное внимание уделяется выявлению авторской позиции в художественном произведении, у детей появляются первые представления об авторской индивидуальности, формируется начальное представление о литературном жанре, обогащаются знания школьников о психологическом состоянии человека и способах его выражения в художественном произведении. Открывается близость нравственно-эстетических проблем, волнующих разные народы мира.
Программа литературного чтения опирается на психологическую теорию искусства, которая выделяет в процессе взаимодействия читателя с художественным произведением ряд психологических действий: интеллектуальное познание и самопознание, художественную оценку и самооценку, творческое преобразование слова-знака в живой образ и эмоциональное преобразование самого себя, переосмысление читательских переживаний и перенос эстетических, нравственных открытий в жизненный опыт.
Сложные интеллектуальные и эмоциональные процессы, сопровождающие изучение художественной литературы, способствуют формированию у учеников разнообразных знаний и умений. Это во многом определяет связь курса литературного чтения с другими учебными дисциплинами.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ
- формирование духовно-нравственного воспитания и развитие учащихся начальных классов;
- знакомство учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества, способствующее формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям;
- развитие техники чтения, совершенствование качеств чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведение, ребенок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т.д.;
- формирование эмоциональной грамотности;
- формирование личных качеств человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Процесс изучения курса определяется разработанным календарно-тематическим планированием, которое представляет собой вариант структурированного учебного процесса в условиях реализации программы курса, рассчитанного на 4 часа в неделю. Расширение программы до 4 часов в неделю обусловлено необходимостью проведения уроков внеклассного чтения, на которых дети приносят выбранные ими самостоятельно книги, презентуют и рекомендуют их для чтения одноклассникам. Также 4 часа в неделю дают возможность работать с научно-популярными статьями, разделами «Картинная галерея» (формирование художественного вкуса и развитие речи учащихся, включая элементы письменной речи). Развитие навыков самостоятельно чтения с последующей проверкой и отработкой навыков внимательного, осознанного чтения.
Календарно-тематическое планирование по объёму соответствует Федеральному государственному общеобразовательному стандарту содержания начального образования II поколения и требованиям, предъявляемым к уровню подготовки выпускников начальной школы.
На реализацию программы по русскому языку в федеральном базисном учебном плане предусмотрено 136 часов (4 часа в неделю):
1 модуль – 41 час
2 модуль – 44 часа
3 модуль – 46 часов
Учебный материал каждого года обучения выстроен по тематическому принципу – он поделен на несколько крупных разделов, которые, в свою очередь, подразделяется на несколько тем, последовательность и количество часов изучения программного материала регулируются тематическим планом, разделы которого даются в соответствие с учебником.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
- чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности;
- представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;
- ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;
- регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;
- эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;
- эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой;
- познавательная мотивация учения;
- ориентация на понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности.
У учащихся могут быть сформированы:
- чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;
- устойчивое желание следовать в поведении моральным нормам;
- толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;
- выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
- вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.
Учащиеся получат возможность научиться:
- ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;
- самостоятельно оценивать правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведенной работы;
- планировать собственную читательскую деятельность.
Познавательные:
Учащиеся научатся:
- находить нужную информацию, используя словари, помещенные в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);
- выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;
- устанавливать аналогии.
Учащиеся получат возможность научиться:
- осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;
- сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации;
- строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;
- работать с учебной статьей (выделять узловые мысли, составлять план статьи).
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- работая в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
- аргументировать собственную позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке решения;
- точно и последовательно передавать партнеру необходимую информацию;
- оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
- владеть диалогической формой речи;
- корректно строить речь при решении коммуникативных задач.
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;
- задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Речевая и читательская деятельность
Учащиеся научатся:
- читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного (вслух — примерно 60-70 слов в минуту, про себя — примерно 90 слов в минуту);
- читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного;
- прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;
- находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать ее своими словами;
- объяснять смысл заглавия, его связь с содержанием произведения;
- определять тему и главную мысль произведения;
- ставить вопросы к тексту и пересказывать его (творчески, выборочно);
- составлять план произведения, рассказ о героях от лица героев;
- сопоставлять разных героев, схожие по сюжету произведения;
- определять свое отношение к произведению и героям, обосновывать его;
- выявлять отношение автора к персонажам;
- делать подборку книг определенного автора, представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие;
- создавать словесные иллюстрации к художественному тексту;
- читать текст по ролям, участвовать в инсценировках;
- различать литературные произведения по жанрам (сказка, рассказ, басня, стихотворение), объясняя различия;
- различать малые фольклорные жанры (пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, колыбельные и т. п. );
- находить в тексте метафоры, олицетворения;
- выделять портрет героя, его поступки, речь, описание природы, интерьера;
- различать последовательность событий и последовательность их изложения;
- выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям;
- пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений, творчески (с добавлением личных представлений о неописанных автором поступках и мыслях героев);
- обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке;
- ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах;
- соотносить поступки героев с нравственными нормами;
- ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию.
Учащиеся получат возможность научиться:
- составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;
- высказывать свое суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста;
- высказывать свое отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме;
- создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме;
- составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Уж небо осенью дышало... »
К. Паустовский «Барсучий нос», «Подарок»; М. Пришвин из книги «Дорога к другу»; И. Бунин «Листопад»; Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки...»
Самостоятельное чтение. М. Пришвин из книги «Лесная капель»; А. Фет «Осенняя роза»; А.Жигулин «Загорелась листва на березах...»
Народные сказки
Русские сказки: «Семь Симеонов», «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»; литовская сказка «Жаба-королева»; таджикская сказка «Птица Кахна»; китайская сказка «Как юноша любимую искал».
Самостоятельное чтение. Русская сказка «Царевна-лягушка»; казахская сказка «Мастер Али».
Поэтические страницы
А. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый...»; Ю. Мориц «Песенка про сказку»; немецкая баллада «Маленький скрипач»; Г. Сапгир «Сны».
Самостоятельное чтение. К. Бальмонт «У чудищ»; С. Островой «Сказки».
О мужестве и любви
В. Белов «Верный и Малька», «Малька провинилась», «Еще про Мальку»; И. Тургенев «Воробей»; Н. Гарин-Михайловский «Тема и Жучка»; Л. Толстой «Прыжок».
Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Белогрудка»; Е. Винокуров «Со мной в одной роте».
«Зимы ждала, ждала природа... »
В. Есенин «Разгулялась вьюга»; А. Пушкин «В тот год осенняя погода...», «Зимнее утро», «Зимняя дорога»; Ф. Тютчев «Чародейкою зимою».
Самостоятельное чтение. И. Бунин «Первый снег»; А. Твардовский «Утро»; М. Пришвин из книги «Глаза земли».
Авторские сказки
А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; X.-К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»; Л. Толстой «Царь и рубашка».
Самостоятельное чтение. Х.-К. Андерсен «Штопальная игла»; С. Седов «Король красуется».
Басни
О. Мандельштам «Муха»; Эзоп «Мухи», «Кошка и мыши»; Л. Толстой «Отец и сыновья», «Лгун»; И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська», «Две Бочки».
Пословицы.
Самостоятельное чтение. Федр «Лягушка и мышь»; Л. Толстой «Комар и лев»; И. Крылов «Мышь и Крыса».
Братья наши меньшие
А. Чехов «Белолобый»; М. Пришвин «Лимон»; Л. Толстой «Лев и собачка»; К. Паустовский «Кот Ворюга».
Самостоятельное чтение. Саша Черный «Осленок»; А. Куприн «Завирайка».
О совести и долге
Ю. Яковлев «Полосатая палка»; А. Платонов «Разноцветная бабочка»; А. Кешоков «Мне больно, мальчики»; К. Паустовский «Теплый хлеб».
Самостоятельное чтение. К. Ушинский «Слепая лошадь»; Р. Сеф «Добрый человек».
Весна пришла
Русские народные песни: «Жаворонушки», «Березонька»; А. Фет «Весенний дождь», «Рыбка»; К. Бальмонт «Золотая рыбка»; М. Пришвин «Лесная капель».
Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Весенний остров»; О. Дриз «Как сделать утро волшебным».
И в шутку, и всерьез
Шутки-прибаутки; русская сказка «Болтливая баба»; А. Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу»; С. Маршак «Про двух соседей», «Старуха, дверь закрой!»; М. Зощенко «Великие путешественники».
Самостоятельное чтение. А. Усачев «На чем держится Земля»; А. Дорофеев «Укушенные».
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа обеспечивается учебно-методическими комплектами.
Программа курса «Литературное чтение» (автор – Э. Э. Кац.). –М.: АСТ: Астрель, 2012.
Учебники и учебные пособия:
Э. Э. Кац. Литературное чтение. 3 класс. Учебник. — М., ACT, Астрель, 2013.
Э. Э. Кац. Литературное чтение. 3 класс. Рабочие тетради № 1, № 2. — М., ACT, Астрель, 2014.
Э.Э. Кац, Н.А. Миронова Литературное чтение. Проверочные и диагностические работы 3 класс. М., ACT, Астрель, 2014
Методические пособия для учителя:
Э. Э. Кац. Обучение в 3 классе по учебнику «Литературное чтение». Методическое пособие. — М., ACT, Астрель, 2013.
Обеспечение ИКТ:
Сайт «Планета знаний»: http://planetaznaniy.astrel.ru
Интерактивная доска ActivBoard с видеопроектором
Компакт-диск к учебнику Э.Э. Кац «Электронный учебник. Литературное чтение" 3 класс
Раздел «Литературное чтение» на сайте «Началка семинфо» http://nachalka.seminfo.ru/course/view.php?id=24243
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА В 3-ЕМ КЛАССЕ
№ урока | № урока | Тема урока | Страницы учебника, рабочей тетради, проверочных работ | Разделы, темы. Цели и задачи урока | Характеристика учебной деятельности учащихся | Дата проведения |
1 модуль: ОСЕНЬ (41 час) | ||||||
УЖ НЕБО ОСЕНЬЮ ДЫШАЛО (14 часов) | ||||||
1 | 1 | Знакомство с учебником. К.Г. Паустовский «Барсучий нос». | Часть 1 с.4-9 | Знакомство с понятием «синоним». Формирование умения пользоваться словарем синонимов. Развитие внимания к авторской позиции, умения выделять способы ее выражения. Формирование умения определять собственное отношение к прочитанному. Закрепление умения использовать различные приемы для выразительного чтения. Формирование умения вести творческий пересказ произведения. | Выразительно читать, передавать нужную интонацию. Пересказывать близко к тексту, кратко, от лица персонажей. Рассказывать по предложенному или самостоятельно составленному плану. Привлекать читательский и жизненный опыт для решения поставленной задачи. Передавать впечатления, полученные при восприятии разных родов искусства. Подбирать синонимы к предложенным словам и словосочетаниям. Определять и оценивать позиции литературных героев. Выявлять главную мысль произведения. Находить сравнения в тексте произведения. Сочинять устные и письменные рассказы по заданной теме. Сравнивать настроение, выраженное в разных произведениях. Различать сказку и рассказ. Составлять план рассказа. Пользоваться словарем синонимов и справочником в конце учебника, школьным толковым словарем. Анализировать композицию картины и изобразительные средства, используемые художником. Подбирать художественные произведения и репродукции картин на заданную тему. | |
2 | 2 | |||||
3 | 3 | К.Г. Паустовский «Барсучий нос». Самостоятельная работа с текстом. | с.4-9 | |||
4 | 4 | Научно-популярная статья «Барсук». | с.118 | Знакомство с понятием «научно-популярная статья». Формирование умения внимательно читать научно-популярные тексты, находить в них научную информацию. | ||
5 | 5 | И.А. Бунин «Листопад». | с.10-12 | Развитие внимания к эмоциональной окрашенности лирического произведения. Закрепление умения пользоваться различными приемами для выразительного чтения. Закрепление знаний о сравнении и рифме. Формирование умения вести рассказ по теме, используя предложенные вопросы и сочиняя собственные. | ||
6 | 6 | М.М. Пришвин «Хрустальный день», «Капитан паук», «Недосмотренные грибы». | с.13-15 | Знакомство с понятием «метафора». Формирование умения подбирать синонимы к предложенным словам и словосочетаниям. Формирование умений пересказывать произведения близко к тексту | ||
7 | 7 | Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки». | с.16-17 | Формирование умений выразительно читать лирическое произведение, сравнивать настроение, выраженное в разных произведениях. | ||
8 | 8 | К.Г. Паустовский «Подарок». | с.18-23 | Формирование умений передавать и оценивать позиции литературных героев, определять главную мысль произведения; составлять план пересказа и творческого рассказа. Формирование умения передавать впечатления от произведений изобразительного искусства. | ||
9 | 9 | |||||
10 | 10 | |||||
11 | 11 | Внеклассное чтение. Осень в произведениях русских писателей. | с.26-27 книги из библиотеки | Формирование умений самостоятельно работать с книгой, соотносить впечатления, полученные при восприятии произведений разных родов искусств. | ||
12 | 12 | Научно-популярная статья «О живописи». | Формирование умения внимательно читать научно-популярные тексты, находить в них научную информацию. | |||
13 | 13 | Проверочная работа №1. | тетр. стр. 3 – 11 | Проверка знаний учащихся. | ||
14 | 14 | Картинная галерея И. И. Левитан «Лесное озеро». | с.24-25 | Развитие интереса к творчеству конкретного художника. | ||
НАРОДНЫЕ СКАЗКИ (13 часов) | ||||||
15 | 15 | Народные сказки. Русская народная сказка «Семь симеонов». | с.28-37 | Знакомство с особенностями языка и композиции народных сказок. Закрепление умения пересказывать фрагменты произведений близко к тексту. Формирование умений выявлять особенности литературных героев и сравнивать их, определять главную мысль произведения, сопоставлять сюжеты, основные мысли прочитанных произведений. | Выразительно читать. Читать по ролям. Пересказывать фрагменты произведения близко к тексту. Определять главную мысль произведения. Сопоставлять героев, идеи разных произведений. Продолжать сюжет произведения. Составлять план рассказа. Находить нужные книги в библиотеке. Ориентироваться в сборниках произведений. | |
16 | 16 | |||||
17 | 17 | |||||
18 | 18 | Русская народная сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». | с.37-45 | Формирование интереса и уважения к культуре разных народов. Сопоставление нравственных позиций героев в разных сказках. Формирование образа мира как единства разных культур. | ||
19 | 19 | |||||
20 | 20 | |||||
21 | 21 | Литовская народная сказка «Жаба-королева». | с.47-49 | |||
22 | 22 | Таджикская народная сказка «Птица Кахна». | с.50-53 | |||
23 | 23 | Китайская народная сказка «Как юноша любимую искал». | с.54-61 | |||
24 | 24 | |||||
25 | 25 | Внеклассное чтение. Народные сказки. | с. 46, с.61, с.64-69; книги из библиотеки | Формирование умения работать с книгой. Сопоставление вариантов сказок в разном переложении. | ||
26 | 26 | Проверочная работа №2. | тетр. стр. 12 – 22 | Проверка знаний учащихся. | ||
27 | 27 | Картинная галерея В.М. Васнецов «Иван-царевич на сером волке». | с.62-63 | Формирование интереса к личности художника. Формирование умения соотносить произведение изобразительного искусства с литературным текстом. Развитие внимания к деталям, позволяющим определить настроение, выраженное в картине. | ||
ПОЭТИЧЕСКИЕ СТРАНИЦЫ (5 часов) | ||||||
28 | 28 | А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный». | с.82-83 | Формирование умения выразительно читать лирическое произведение. Развитие внимания к авторской позиции и собственным впечатлениям от прочитанного. | Выразительно читать лирическое произведение. Привлекать читательский опыт. Определять свое впечатление от прочитанного. Выявлять авторскую позицию. Отвечать на вопросы по тексту, аргументировать свою позицию. Подбирать эпитеты, синонимы и антонимы к словам. Формировать представления о нравственных категориях (добре и зле). | |
29 | 29 | Ю. Мориц «Песенка про сказку». | с.84-85 | Развитие интереса к другим родам искусства — музыке, живописи. Актуализация собственных переживаний, вызванных разными родами искусства | ||
30 | 30 | Немецкая народная баллада «Маленький скрипач». | с.86-87 | |||
31 | 31 | Г. Сапгир «Сны». | с.88-89 | |||
32 | 32 | К.Д. Бальмонт «У чудищ», С.О. Сказки». | с.90 | |||
О МУЖЕСТВЕ И ЛЮБВИ (9 часов) | ||||||
33 | 33 | В. Белов «Верный и Малька», «Малька провинился». | с.91-93 | Формирование умений давать характеристику литературному герою, определять свое и авторское отношение к нему, объяснять внутреннее состояние литературных героев, рассказывать по плану. Развитие внимания и уважения к животным. | Выразительно читать. Отвечать на вопросы по тексту, находить нужные фрагменты текста для подтверждения своей позиции. Определять свое и авторское отношение к героям. Рассказывать по плану, от лица персонажа. Создавать устные и письменные рассказы на заданную тему. Формировать представления о нравственных категориях. Бережно относиться к животным. Находить нужные источники информации. Сопоставлять литературные произведения с произведениями других родов искусств (кино, театр). | |
34 | 34 | В. Белов «Ещё про Мальку». Самостоятельная работа с текстом. | с.94-96 | |||
35 | 35 | Научно-популярная статья «Больше, чем просто собака. | с.121 | |||
36 | 36 | И.С. Тургенев «Воробей». | с.97-98 | |||
37 | 37 | Н.Г. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка». | с.99-108 | |||
38 | 38 | Л.Н. Толстой «Прыжок». | с. 109-112 | |||
39 | 39 | |||||
40 | 40 | Внеклассное чтение. Сказки Е. Шварца, В. Каверина. | с.112-117, книги из библиотеки | Формирование умения давать нравственную оценку поступкам литературных героев. | ||
41 | 41 | Проверочная работа №3. | тетр. стр. 23 – 30 | Проверка знаний учащихся. | ||
2 модуль: ЗИМА (44 часа) | ||||||
ЗИМЫ ЖДАЛА, ЖДАЛА ПРИРОДА (9 часов) | ||||||
42 | 1 | Научно-популярная статья «Ледяное дыхание Арктики». | Часть 2 с.118 | Знакомство с понятием «олицетворение». Развитие внимания к слову в контексте литературного произведения, Формирование умений подбирать синонимы и антонимы, сопоставлять эмоциональную окрашенность разных литературных произведений. Формирование умения литературно грамотно воспроизводить собственные зрительные, слуховые, тактильные ощущения от «соприкосновения» с различными произведениями искусства. | Выразительно читать. Заучивать наизусть. Объяснять значение слова в контексте произведения. Подбирать синонимы, антонимы. Подбирать эпитеты. Находить олицетворения в тексте. Сопоставлять переживания, выраженные в разных произведениях. Привлекать собственный жизненный опыт. Воспроизводить впечатление, полученное при чтении произведения, объяснять его. Анализировать собственные переживания и находить их причины. причины. Извлекать информацию из произведения изобразительного искусства. Находить в библиотеке книги заданной тематики. | |
43 | 2 | А.С. Пушкин «В тот год осенняя погода…», «Зимнее утро», «Зимняя дорога». | с.6-11 | |||
44 | 3 | |||||
45 | 4 | Ф.И. Тютчев «Чародейкою Зимою…» | с.12 | |||
46 | 5 | С. Есенин «Разгулялась вьюга…» | с.4-5 | |||
47 | 6 | Внеклассное чтение. Зима в произведениях разных жанров. | с.16-18, книги из библиотеки | |||
48 | 7 | Самостоятельная работа с текстом. | Развитие навыков самостоятельной работы учащихся. | |||
49 | 8 | Проверочная работа №4. | тетр. стр. 31 – 39 | Проверка знаний учащихся. | ||
50 | 9 | Картинная галерея Н. Крылов «Зима». | с.14-15 | Обогащение знаний об особенностях народного быта | ||
АВТОРСКИЕ СКАЗКИ (12 часов) | ||||||
51 | 10 | А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». | с.19-47 | . Формирование умений объяснять поведение и описывать внутреннее состояние литературных героев, выявлять авторское отношение к персонажам и связь литературного произведения с фольклором, оценивать иллюстрации к произведениям. Формирование умений составлять план рассказа по предложенной теме, определять тему, главную мысль произведения и отношение автора к героям. Формирование умения воспроизводить сюжет с позиции одного из героев. | Составлять план рассказа по теме. Определять тему и главную мысль произведения. Творчески пересказывать сюжет произведения. Сопоставлять сюжет с сюжетами народных сказок. Характеризовать героя. Выявлять отношение автора к персонажам. Читать по ролям. Ставить вопросы к тексту произведения. Формировать нравственное чувство и нравственное сознание. Придумывать вопросы к произведению. Характеризовать внутреннее состояние героев. Определять отношение автора к персонажам. Привлекать жизненный опыт в процессе осмысления художественного произведения. Пользоваться словарем синонимов и справочником в конце учебника, школьным толковым словарем. Находить нужную книгу в библиотеке. Рассказывать о прочитанной книге. Внимательно относиться к переживаниям других людей. | |
52 | 11 | |||||
53 | 12 | |||||
54 | 13 | |||||
55 | 14 | |||||
56 | 15 | Х.К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик». | с.48-56 | |||
57 | 16 | |||||
58 | 17 | |||||
59 | 18 | Л.Н. Толстой «Царь и рубашка». | с.57-58 | |||
60 | 19 | Внеклассное чтение. Х.К. Андерсен, С. Седов «Карусель красуется». | с.59-65 | Формирование умения рекомендовать понравившуюся книгу. | ||
61 | 20 | Внеклассное чтение. Авторские сказки. | книги из библиотеки | |||
62 | 21 | Проверочная работа №5. | тетр. стр. 40 – 52 | Проверка знаний учащихся. | ||
БАСНИ (10 часов) | ||||||
63 | 22 | О. Мандельштам «Муха», Эзоп «Мухи», «Кошка и мыши». | с.67-68 | Знакомство с особенностями басни как жанра. Формирование умений постигать авторское отношение к персонажам и способы его выражения, сопоставлять характеры, поступки и взаимоотношения персонажей басни. Формирование умения связывать смысл морали басни с собственным жизненным опытом. | Выразительно читать басню. Определять авторское отношение к персонажам и способы его выражения. Сопоставлять персонажей. Определять главную мысль произведения. Делать обобщающие выводы, привлекая читательский и жизненный опыт. Различать басню и стихотворение. Сочинять рассказы, произведения других жанров. Формировать представления о нравственных и безнравственных поступках. Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Басни», сотрудничать со сверстниками и взрослыми, распределять роли. | |
64 | 23 | Л.Н. Толстой «Лгун». | с.68 | |||
65 | 24 | Л.Н. Толстой «Отец и сыновья». | с.69-70 | |||
66 | 25 | И.А. Крылов «Лебедь, щука и рак». | с.71 | |||
67 | 26 | И.А. Крылов «Слон и моська». | с.72-73 | |||
68 | 27 | И.А. Крылов «Две Бочки». | с.74-75 | |||
69 | 28 | Пословицы. | с.75 | Формирование умений понимать смысл пословиц; использовать их для выражения сути жизненной ситуации, в качестве морали басни; сочинять истории, раскрывающие главную мысль пословиц | ||
70 | 29 | Федр «Лягушка и мышь», Л.Н. Толстой «Комар и лев»,И.А. Крылов «Мышь и крыса». | с.76-77 | |||
71 | 30 | Внеклассное чтение. Басни. | книги из библиотеки | Формирование умения рекомендовать понравившуюся книгу. | ||
72 | 31 | Проверочная работа №6. | тетр. стр. 53 – 60 | Проверка знаний учащихся. | ||
БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ (13 часов) | ||||||
73 | 32 | А.П. Чехов «Белолобый | с.80-87 | Формирование умений объяснять свое отношение к прочитанному; выделять приемы, использованные писателем для создания литературных персонажей; выявлять авторское отношение к ним; составлять план рассказа по предложенной теме; объяснять внутреннее состояние героев, оценивать их, обосновывать сделанные выводы; определять тему и главную мысль произведения. Обогащение словаря, определяющего внутреннее состояние человека. | Выразительно читать. Выделять нужные для ответа на вопрос фрагменты текста. Определять идею и тему произведения. Составлять план рассказа по теме. Определять приемы, использованные писателем для создания персонажа произведения. Оценивать поступки героев, аргументировать свою позицию. Различать сказку о животных и рассказ. Находить в библиотеке книги заданной тематики. Внимательно и бережно относиться к живой природе | |
74 | 33 | |||||
75 | 34 | |||||
76 | 35 | М.М. Пришвин. «Лимон». | с. 88-93 | |||
77 | 36 | Л.Н. Толстой «Лев и собачка». | с.94-95 | |||
78 | 37 | К.Г. Паустовский «Кот-ворюга». | с.96-101 | |||
79 | 38 | |||||
80 | 39 | Самостоятельная работа с текстом. | Развитие навыков самостоятельной работы учащихся. | |||
81 | 40 | Научно-популярная статья «Кошка». | с.119 | Формирование умения внимательно читать научно-популярные тексты, находить в них научную информацию. | ||
82 | 41 | Внеклассное чтение. С. Чёрный «Ослёнок», А. Куприн «Завирайка». | с.103-107 | Развитие внимания и интереса к поведению и состоянию животных, чувства понимания и любви к живой природе. | ||
83 | 42 | Внеклассное чтение. Книги о животных. | книги из библиотеки | |||
84 | 43 | Проверочная работа №7. | тетр. стр. 61 – 68 | Проверка знаний учащихся. | ||
85 | 44 | Картинная галерея Б. Мурильо «Мальчик с собакой». | с. 108-109 | Обучение созданию рассказа о персонажах картины. Формирование умения характеризовать отношения между персонажами | ||
3 модуль: ВЕСНА (46 часов) | ||||||
О СОВЕСТИ И ДОЛГЕ (17 часов) | ||||||
86 | 1 | Ю.Яковлев «Полосатая палка» (в сокращении). | с.110-117 | Развитие внимания к смыслу слова в контексте литературного произведения. Формирование нравственных представлений. Формирование умений составлять план произведения, определять его главную мысль, объяснять поведение персонажей, определять их внутреннее состояние, передавать сюжет произведения от лица одного из персонажей. Развитие интереса к позиции других людей. Развитие письменного творчества учащихся. Формирование умения заучивать наизусть прозаический текст. | Пересказывать сюжет кратко, от лица персонажа. Составлять план произведения. Определять главную мысль. Создавать письменные творческие работы. Заучивать наизусть фрагменты прозаического текста. Определять внутреннее состояние персонажей, отношение автора к ним. Рекомендовать понравившееся произведение, обосновывать свое отношение к нему. Формировать представления о нравственных и безнравственных поступках. Использовать разные источники информации. Работать с аппаратом книги. Участвовать в диалоге. | |
87 | 2 | |||||
88 | 3 | |||||
89 | 4 | Самостоятельная работа с текстом. | Развитие навыков самостоятельной работы учащихся. | |||
90 | 5 | А. Платонов «Разноцветная бабочка». | Часть 3 с. 4-15 | Развитие внимания к смыслу слова в контексте литературного произведения. Формирование нравственных представлений. | ||
91 | 6 | |||||
92 | 7 | |||||
93 | 8 | Научно-популярная статья «Бабочки рядом с человеком». | с.87 | Формирование умения внимательно читать научно-популярные тексты, находить в них научную информацию. | ||
94 | 9 | А. Кешоков «Мне больно, мальчики». | с.16 | Развитие внимания к смыслу слова в контексте литературного произведения. Формирование нравственных представлений. Формирование умений составлять план произведения, определять его главную мысль, объяснять поведение персонажей, определять их внутреннее состояние, передавать сюжет произведения от лица одного из персонажей. Развитие интереса к позиции других людей | ||
95 | 10 | К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб». | с.17-29 | |||
96 | 11 | |||||
97 | 12 | |||||
98 | 13 | |||||
99 | 14 | Научно-популярная статья «Лошадь». | с.89 | Формирование умения внимательно читать научно-популярные тексты, находить в них научную информацию. | ||
100 | 15 | Внеклассное чтение. Сказки К.Г. Паустовского. | с.29 | Формирование умения рекомендовать понравившуюся книгу. | ||
101 | 16 | Внеклассное чтение. К.Д Ушинский «Слепая лошадь». | с.30-34 | |||
102 | 17 | Проверочная работа №8. | тетр. стр. 69 – 77 | Проверка знаний учащихся. | ||
ВЕСНА ПРИШЛА (10 часов) | ||||||
103 | 18 | Народные песни «Жаворонушки», «Берёзонька». | с.35-36 | Развитие интереса к устному народному творчеству. Развитие внимания к собственным переживаниям, вызванным произведением искусства. Привлечение жизненного опыта при чтении художественного произведения. | Выразительно читать лирическое произведение. Участвовать в инсценировании. Привлекать жизненный опыт при чтении и анализе произведения. Создавать устно и письменно произведения разных жанров. Анализировать собственные переживания, вызванные разными родами искусств. Выражать свое отношение к явлениям природы в устной речи и в рисунках | |
104 | 19 | Научно-популярная статья «Изменение погоды». | с.90 | Формирование умения внимательно читать научно-популярные тексты, находить в них научную информацию. | ||
105 | 20 | А.А. Фет «Весенний дождь». | с.37 | Развитие внимания к смыслу слова в контексте литературного произведения. Формирование нравственных представлений. Формирование умений составлять план произведения, определять его главную мысль, объяснять поведение персонажей, определять их внутреннее состояние, передавать сюжет произведения от лица одного из персонажей. Развитие интереса к позиции других людей. Развитие письменного творчества учащихся. Формирование умения заучивать наизусть прозаический текст. | ||
106 | 21 | М.М. Пришвин «Лесная капель». | с.38-39 | |||
107 | 22 | К.Д. Бальмонт «Золотая рыбка». | с.40-41 | |||
108 | 23 | А.А. Фет «Рыбка» | с.42 | |||
109 | 24 | Самостоятельная работа с текстом. | Развитие навыков самостоятельной работы учащихся. | |||
110 | 25 | Внеклассное чтение. В. Астафьев «Весенний остров», О.Дриз «Как сделать утро волшебным». | с.30-34 | Формирование умения рекомендовать понравившуюся книгу. | ||
111 | 26 | Внеклассное чтение. Произведения о весне. | книги из библиотеки | |||
112 | 27 | Проверочная работа №9. | тетр. стр. 78 – 85 | Проверка знаний учащихся. | ||
И В ШУТКУ, И В СЕРЬЁЗ (10 часов) | ||||||
113 | 28 | Шутки-брибаутки. | с.46-47 | Развитие умения определять главную мысль произведения, понимать внутреннее состояние персонажа и рассказывать о событиях от его лица. Развитие внимания к выбору точного слова для характеристики состояния литературного героя, собственного отношения к нем. | Определять главную мысль произведения. Пересказывать сжато от лица персонажа. Задавать вопросы. Составлять план по теме. Определять свое отношение к персонажу, обосновывать его фрагментами текста, рассуждениями. Работать со словарями и другими источниками информации. Делиться впечатлениями о произведении изобразительного искусства. Знакомиться с детской периодической литературой | |
114 | 29 | Русская народная сказка «Болтливая баба». | с.48-53 | |||
115 | 30 | |||||
116 | 31 | А. Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу». | с.54-61 | |||
117 | 32 | |||||
118 | 33 | |||||
119 | 34 | С. Маршак «Про двух соседей». | с.62-63 | |||
120 | 35 | С. Маршак «Старуха, закрой дверь!» | с.64-65 | |||
121 | 36 | М. Зощенко «Великие путешественники». | с.66-75 | |||
122 | 37 | |||||
123 | 38 | |||||
124 | 39 | |||||
125 | 40 | Проверочная работа №10. | тетр. стр. 86 – 93 | Проверка знаний учащихся. | ||
126 | 41 | Картинная галерея З. Серебрякова «За обедом». | с. 76-77 | Развитие интереса к творчеству конкретного художника | ||
127 | 42 | Самостоятельная работа с текстом. | Развитие навыков самостоятельной работы учащихся. | |||
128 | 43 | Внеклассное чтение. А. Усачёв «На чём держится земля». | с.78-80 | Формирование умения работать с книгой. Обучение самостоятельной работе с детской периодической литературой | ||
129 | 44 | Внеклассное чтение. А. Дорофеев «Укушенные». | с.81-83 | |||
130 | 45 | Внеклассное чтение. Детская периодическая литература. | книги из библиотеки | |||
131 | 46 | Наш конкурс. Итоги года. | с.84-86 | Подведение итогов года. Обобщение и систематизация полученных знаний. | ||
132-136 | 47-52 | Резерв. | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по литературному чтению в период букваря (УМК"планета знаний) 1 класс
рабочая программа по литературному чтению в период букваря (УМК"планета знаний) 1 класс...
Рабочая программа по литературному чтению для 1-4 классов по программе "Перспектива"
Программа по литературному чтению для 1-4 классов разработана в соответствии:- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего...
Рабочая программа по литературному чтению для 2-ого класса УМК "Планета знаний"
Рабочая программа по литературному чтению для 2-ого класса УМК "Планета знаний"...
Рабочая программа по литературному чтению для 4-ого класса УМК "Планета знаний"
Рабочая программа по литературному чтению для 4-ого класса УМК "Планета знаний"...
Рабочая программа по "Литературному чтению" для учащихся 2 класса по программе: "Планета знаний"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО КУРСУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» К КОНЦУ 2 КЛАССАСОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ» 2 КЛАСС (175Ч)...
Рабочая программа по "Литературному чтению" для учащихся 3 класса по программе "Планета знаний"
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕКАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ...
Рабочая программа по литературному чтению для учащихся 3 класса по программе: "Планета знаний"
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение»Содержание учебного предметаТематическое планированиеКалендарно - тематическое планирование...