2.Постановка учебной задачи и её решение Словесный: слово учителя.
Практический: выразительное чтение.
Словесный: ответы на вопросы | 5 мин | -Ребята, читаем вслух слова: лоза | ножки | дружок | коса | рожки | рожок |
- Можно ли сказать , что пары этих слов похожи? - Чем? - Вы только что назвали один из главных признаков стихотворения - Скажите, ребята, что такое рифма? - Посмотрим на экран и прочитаем строки из стихотворений, вы, наверняка, их знаете и легко сможете продолжить. Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом Точно серебром… -Кто не знает этих строк? Пожалуй, только тот, кто пока ещё не ходит в школу. Назовите автора?(Это строки Сергея Есенина) - ПОКАЗАТЬ ПОРТРЕТ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА (на доске) -Что вы знаете об этом поэте из прошлых уроков литературного чтения? Слайд ( цветущая черёмуха около дома) Рассмотрите следующий слайд, что особенно привлекает ваше внимание?(Черемуха) - Вы догадались какая будет тема нашего урока? - Именно так называется стихотворение С.А.Есенина, с которым мы сегодня познакомимся на уроке.(Тема записана на доске) -Какие цели поставим на урок? 1.Познакомиться с новым произведением. 2.Прочитаем его выразительно. |
Повторять изученный материал.
Читать выразительно.
Отвечать на вопросы.
Высказывать свои предположения.
Размышлять над темой урока
| Р: планируют свое действие в соответствии с задачей
П: осмысленно читают текст
П: структурирование знаний;
Р: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. |
Решение частных задач Словесный: слово учителя
Слуховой: прослушивание стихотворения.
Практический: самостоятельное чтение про себя
Работа с учебником: просмотр, чтение текста
Словесный: ответы на вопросы
Практический: анализ текста
Практический: работа с карточками
Практический: физические упражнения
Словесный: слово учителя Ответы на вопросы.
Практический: выборочное чтение.
Словесный.: монологические высказывания учащихся.
Практический: выразительное чтение. | 36 мин
3 мин | Слово об авторе. -Ребята, это первое напечатанное стихотворение Сергея Есенина,он считал «писать для детей-надо иметь особый дар» Поэтому «детских» стихов у него мало. С.А Есенин- русский народный поэт .Родился Сергей Александрович Есенин под Рязанью, в селе Константиново. Родители его были бедными крестьянами, они отдали сына на воспитание в семью деда (отца матери будущего поэта). В раннем детстве полюбил Сергей Есенин родную русскую природу - он чувствовал себя частью этой природы. Потому как-то особенно светлы, чисты, мелодичны его стихи о природе. А писать он начал рано - в девять лет. Тема Родины – главная в творчестве Сергея Есенина и она тесно переплетается с темой природы. Первичное чтение учителем. - Чтобы достичь наших целей, обратимся к стихотворению «Черёмуха» в учебнике. Я вам его прочитаю,а вы внимательно слушайте. - Понравилось вам это стихотворение? - О чём оно? -К какому жанру его можно отнести? ( лирическое стихотворение) - Какие чувства охватили поэта, когда он писал эти строки? - Ребята, мы увидели, что лирические стихи отражают душевное состояние поэта и его настроение. Вторичное чтение и первичный анализ Словарная работа. -Прочитайте самостоятельно стихотворение «Черемуха». И отметьте непонятные слова и задайте вопросы классу. - Роса медвяная (ароматная, с запахом мёда)
- Зелень пряная (с острым ароматным запахом)
- Проталина – место, где растаял снег, и оголилась земля.
- Волна гремучая – шумная, издающая громкие звуки
- Вкрадчиво – осторожно, доверительно.
- Под кручею – под обрывом.
- Чтобы лучше понять поэтический мир Есенина , мы проанализируем это стихотворение. -Что вы представили, читая стихотворение? (Ответы детей) - Какая черемуха? (большая, белая, вся в цвету). - Какой день? (ясный, солнечный). - Какой аромат почувствовали? (запах цветов, хочется вдыхать полной грудь). - А какие цветы? (белые, с желтыми тычинками, собраны в кисти, которые похожи на девичьи кудри). - Что значит “душистая”? (Ароматная, благоухающая, пахучая). - Что значит “ветки золотистые”? (От солнца, желтизны тычинок). - Какое настроение автора вы почувствовали: (ликующее; восторженное; шутливое; печальное; веселое; праздничное; радостное; спокойное; мечтательное; грустное) ? - Какие чувства возникли в вашем сердце: (изумление; радость; восторг; восхищение; грусть; спокойствие; сожаление; печаль; ликование). - Молодцы! - Ребята, обсудите в парах вопрос, с какой целью автор написал стихотворение «Черёмуха» и дайте свой ответ. Варианты ответов у вас записаны на карточках . 1.Чтобы сообщить о том, что расцвела черемуха. 2.Чтобы передать свою радость. 3.Чтобы привлечь читателя к красоте природы.
Физминутка -Ребята, а сейчас давайте немного подвигаемся под музыку, вставайте и повторяйте движения за мной.
-Ещё раз обратимся к содержанию стихотворения. - При помощи, каких слов автор предает свою радость от вида необыкновенной красоты? -Как называются слова: медвяная, душистая, золотистая? (Эпитеты) - Для чего нужны эпитеты? Выборочное чтение - Какие слова использует автор для описания образа черёмухи? - С чем сравниваются ветки дерева? - Автор нам представляет черемуху в образе красивой девушки (которая весной принарядилась) - Для чего автор использовал с стихотворении столько эпитетов и красивых сравнений? -Продолжим работу в парах: у вас на столе в конвертах цветные бумажные полоски -Мысленно разделим наше стихотворение на четверостишия. -Прочитайте его выразительно и закройте его тем цветом, которое соответствует вашему настроению, чувству. - Какие цвета у вас получились? - Почему в основном вы использовали яркие, сочные и светлые тона? -Ребята, это ещё раз подтверждает, что лирические стихи отражают не событие, а душевное переживание поэта, его настроение. Эту особенность лирических стихотворений обязательно запомните. - Мы с вами подробно разобрали стихотворение «Черёмуха». - Какое время года описал С.Есенин в этом стихотворение? - А упоминается ли в нём о погоде, которая стояла в дни цветения Черёмухи? - Вы правы, но согласитесь, мы легко о ней можем догадаться , попробуйте! -Зачитайте слова, которые помогают об этом догадаться?
Выразительное чтение - Ребята, кто хочет прочитать стихотворение выразительно? -Постарайтесь прочитать стихотворение так, чтобы передать настроение автора и одновременно свои чувства. -Молодцы, у вас хорошо поулчилось!
| Воспринимать речь, обращенную к учащемуся
Знакомиться с эпизодами из биографии Сергея Есенина.
Слушать стихотворение
Высказывать предположения.
Определять смысл понятий.
Высказывать предположения
Отвечать на вопросы.
Анализировать стихотворение.
Работать в парах. Выполнять задание.
Выполнять физические упражнения.
Выбирать необходимую информацию.
Отвечать на вопросы.
Выборочно читать.
Высказывать свое отношение к стихотворению.
Читать выразительно. | К: участвуют в учебном диалоге; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции.
П: осмысленно слушают текст
П: развитие умения анализировать лирическое стихотворение), выделять главное в тексте .
П: умение самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её;
П: строят речевое высказывание
К: ориентируются на партнера во взаимодействии
К: взаимодействие с учителем во фронтальном режиме, умение отображать предметное содержание в устной речи;
П: осмысленно читают текст
Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.
П: умение самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её;
|