Рабочая программа по литературному чтению, 2 класс
рабочая программа по чтению (2 класс) на тему

Тимошенко Елена Александровна

Рабочая программа по литературному чтению предназначена для учеников 2 класса по программе "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu_2_klass.docx53.9 КБ

Предварительный просмотр:

«Школа России»

Литературное чтение

2 класс

Литературное чтение

2 класс

  1. Планируемые предметные результаты освоения предмета «Литературное чтение».

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

2 класс

 воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, обучающихся;

 осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

 понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

 делить текст на части, озаглавливать части;

 выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;

 подробно и выборочно пересказывать текст;

 составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;

 размышлять о характере и поступках героя;

относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;

находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;

 относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);

 соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих предметных результатов:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих начальную школу

2 класс

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Ученик научится:

  • отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;
  • определять тему, жанр и авторскую принадлежность произведения и книги, используя условно-символическое моделирование;
  • понимать и объяснять нравственно-этические правила поведения героев произведения и обогащать свой нравственный опыт;
  • находить в текстах произведений пословицы, сравнения и обращения;
  • читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 55–60 слов в минуту);
  • читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя;
  • читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;
  • пересказывать текс ты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмом подготовки пересказов;
  • группировать книги по жанрам, темам или авторской принадлежности.

Ученик может научиться:

  • понимать нравственные ценности и этику отношений в произведении, высказывать свое мнение о поступках героев;
  • пользоваться умением читать молча (про себя) произведения и книги по собственному выбору по изучаемому разделу (теме);
  • пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения;
  • постоянно читать детские журналы и находить в них произведения к изучаемым разделам или темам.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Ученик научится:

  • различать стихотворный и прозаический тексты;
  • определять особенности сказок, рассказов, стихотворений, загадок;
  • различать пословицы и загадки по темам;
  • использовать в речи литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения).

Ученик может научиться:

  • осознавать нравственные и этические ценности произведения;
  • выражать, свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;
  • уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для отбора книг по теме, жанру или авторской принадлежности.

Раздел «Творческая деятельность»

Ученик научится:

  • понимать  образы героев произведения, выбирать роль героя и читать по ролям;
  • инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;
  • моделировать «живые» картинки к отдельным эпизодам произведений;
  • рассказывать сказки с присказками;
  • создавать истории о героях произведений.

Ученик может научиться:

  • делать иллюстрации к изученным произведениям;
  • иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;
  • выполнять проекты индивидуально и в группе по темам «Народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных»;
  • инсценировать произведения в парах и группах, участвовать в конкурсах и литературных играх.

Раздел «Чтение: работа с информацией»

Ученик научится:

  • находить информацию о героях произведений;
  • работать с таблицами и схемами, использовать информацию из таблиц для характеристики произведения, книги, героев;
  • дополнять таблицы и схемы недостающей информацией.

Ученик может научиться:

  • самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;
  • находить информацию о книге в ее аппарате;
  • сравнивать таблицы, схемы, модели: дополнять, исправлять, уточнять.

произведений. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению. Произведения о природе. Связь произведений литературы с другими видами искусств.

  1. Содержание учебного предмета, курса;

Самое великое чудо на свете

Знакомство с учебником. Проект «О чем может рассказать школьная библиотека». Самое великое чудо на свете. Р. Сеф. «Читателю».  А.Толстой «Приключения Буратино или золотой ключик». Старинные и современные книги. Р. Сеф. «Читателю». «Стихи о школе, о школьных друзьях». Пересказ содержания научно-познавательных текстов Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения на основе статьи учебника. Первопечатник Иван Фёдоров. Фотографии, рисунки, текст - объекты для получения необходимой информации. Подготовка сообщения о первопечатнике Иване Фёдорове. Экскурсия «Нравится ли вам осень?». Внеклассное чтение- «Книги, прочитанные летом»).

              Устное народное творчество

Произведения устного народного творчества. Пословицы и поговорки. Русские народные песни. Потешки и прибаутки. Считалки и небылицы. Загадки. Русские народные сказки. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров. Различение малых фольклорных форм. Различение жанров произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Герои произведения. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. Иллюстрации в книге и их роль в понимании произведения.

Внеклассное чтение - А. Толстой «Приключения Буратино или золотой ключик». Считалки, скороговорки. Русские народные сказки. Животные сказки. В.Даль «Девочка Снегурочка»

Сказки разных народов. Украинская сказка «Рукавичка». Аксаков «Аленький цветочек».

Люблю природу русскую  

Осень

Люблю природу русскую. Осенние загадки. Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной». А.Плещеев «Осень наступила», А. Фет «Ласточки пропали».

Стихи об осени А.Толстого, С.Есенина, В.Брюсова, И.Токмаковой. В.Берестов «Хитрые грибы» М Пришвин «Осеннее утро». Обобщение по разделу.

Осознанное чтение произведения. Пересказ текста. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению. Произведения о природе. Связь произведений литературы с другими видами искусств.

Внеклассное чтение - Сказки разных народов. В.Бианки «Рассказы о природе».Д.Мамин-Сибиряк «Емеля-охотник». М.Пришвин «Разговор птиц и зверей».

Русские писатели  

Знакомство с названием раздела. Произведения выдающегося представителя русской литературы А. С. Пушкина. Олицетворение в стихах А. С. Пушкина о зиме. Народная мораль в сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Рассказ и мораль в басне И. А. Крылова «Лебедь, рак и щука», «Стрекоза и муравей». Л.Толстой «Старый дед и внучек». Л.Толстой «Филиппок». Л.Толстой «Правда, всего дороже», «Котёнок». Обобщение по разделу.

Из воспоминаний писателя. Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. Рассказы Л. Н. Толстого. Тема и главная мысль рассказа. Составление различных вариантов плана. Сравнение рассказов (тема, главная мысль, события, герои). Рассказ-описание. Особенности прозаического лирического текста. Средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Текст-рассуждение. Сравнение текста-рассуждения и текста -описания. Оценка достижений.

Внеклассное чтение- Сказки Пушкина. А.Пушкин Лирические стихи. Сказки русских писателей. Сказки В.Даля. С.Маршак «Детки вклетке». Сказки К. Ушинского. Сказки русских писателей о детях.

О братьях наших меньших

Знакомство с названием раздела. Весёлые стихи о животных А. Шибаева, Б. Заходера, И. Пивоваровой, В. Берестова. Заголовок стихотворения. Рассказы о животных М.Пришвина, Е. Чарушина, Б. Житкова, В. Бианки. Обобщение по разделу.

Внеклассное чтение - Н. Носов «Приключение Незнайки». Стихи-сказки К.Чуковского. Е.Чарушин Рассказы. Басни о животных

Из детских журналов

 Экскурсия в библиотеку. «Мурзилка» и «Веселые картинки» - самые старые детские журналы. По страницам журналов для детей. Д.Хармс «Игра», «Вы знаете?», «Веселые чижи». Веселые стихи Д.Хармса и Ю. Владимирова. Проект «Мой любимый детский журнал». Обобщение по разделу.

Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях событиях). Знакомство с произведениями о приключениях. Работа над пониманием содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность.

Внеклассное чтение- Современные детские журналы. Э.Успенский–рассказы. Э.Успенский-сказки. Веселые стихи Б.Заходера.

Люблю природу русскую.

          Зима  

Люблю природу русскую. Стихи о первом снеге И.Бунин, К.Бальмонт, Я.Аким. Произведения Ф. Тютчева о природе, зимнем времени года. Русская народная сказка «Два мороза». С.Михалков «Новогодняя быль». А.Барто «Дело было в январе». С.Дрожжин «Улицей гуляет…». Стихи о зиме. Обобщение по разделу.

Работа с иллюстрациями, музыкальными произведениями и содержанием стихотворения в комплексе; выявление связи произведений литературы с другими видами искусств. Создание устного сочинения повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Поэтическое изображение зимы.

Внеклассное чтение - Стихи русских поэтов о зиме. Стихи А.Барто, С.Михалкова. Рассказы и сказки Н.Носова. В.Бианки, Сладков, Е.Чарушин О животных.

Писатели – детям  

Знакомство с названием раздела. К. Чуковский. Сказки. «Путаница». «Радость». «Федорино горе». С. Я. Маршак. Герои произведений С. Маршака. «Кот и лодыри». Соотнесение смысла пословицы В.Михалков «Мой ceкpeт», «Сила воли». «Мой щенок». А. Л. Барто Стихи.

 Н. Н. Носов. Юмористические рассказы для детей. Обобщение по разделу.

Юмористические рассказы для детей. Герои юмористического рассказа. Авторское отношение к ним. Составление плана текста. Подробный пересказ на основе самостоятельно составленного плана. Подробный пересказ на основе картинного плана.

Внеклассное чтение- Стихи о животных. Рассказы о дрессированных животных и людях, которые их дрессируют. Пришвин «Разговор птиц и зверей». Стихи русских поэтов. Д.Родари «Чипполино». «Что? Где? Когда?».

Я и мои друзья  

 Стихи о дружбе и друзьях. Э.Берестов, Мошковская. В.Лунин «Я и Вовка». Н.Булгаков «Анна не грусти». Ю.Ермолаев «Два пирожных». В.Осеева «Волшебное слово», «Почему». Обобщение по разделу.

 Произведения о взаимоотношениях детей. Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения.  Внеклассное чтение - Твои защитники . Богатырские сказки.

        Люблю природу русскую

Весна

Экскурсия в парк «Весна». Лирические стихотворения Ф. Тютчева, А. Плещеева, А. Блока, И. Бунина, С. Маршака, Е. Благининой, С.Васильева. Проект. Обобщение по разделу.

Настроение стихотворений. Приём контраста в создании картин зимы и весны. Слово как средство создание весенней картины природы. Звукопись

      Внеклассное чтение - Стихи о весне. Д. Биссет «Сказки». Стихи о маме.

И в шутку и всерьез

Знакомство с названием раздела Весёлые рассказы для детей Э. Успенского, Г. Остера, ВДрагунского, Б.Заходера, И.Токмаковой. Обобщение по разделу.

Герои юмористических рассказов. Особое отношение к героям юмористического текста. Восстановление последовательности текста на основе вопросов. Составление плана. Пересказ текста на основе вопросов. Оценка планируемых достижений. Внеклассное чтение Творчество

Б. Заходера. Переводы С.Я.Маршака. Стихи Э. Мошковской. Ш.Перро.  Сказки братьев Гримм.

  Литература зарубежных стран

Экскурсия в библиотеку. Знакомство с названием раздела. Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С. Маршака, В. Викторова, Л. Яхнина. Ш. Перро «Кот в сапогах». «Красная Шапочка». Г.-Х. Андерсен «Принцесса на горошине». Э.Хогарт «Мафин и паук». Обобщение по разделу. Проект. Игра.

Нравственный смысл сказки. Создание рисунков к сказке. Подготовка сообщения о великом сказочнике, оценка достижений.

Внеклассное чтение - Сказки Х. Андерсена. Тута Карлсон. Сказочные повести. Стихи о родном крае. Природа нашего края в рассказах. Рассказы Л. Пантелеева

  1. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Содержание учебного предмета

Основные виды учебной деятельности

Основные виды учебной деятельности

урок

НУ в ауди тории

НУ вне аудито

рии

Мониторинг

Внеклассное чтение

ВМ

1.Самое великое чудо на свете (5 ч)

1

1

1 -экскурсия

1

1

Сравниватьтемы произведений авторов — народов России.

Анализировать нравственно - эстетические стороны и особенности фольклорных и художественных произведений разных народов (на примере сказок, рассказов о детях, семье, труде и др.) представителей разных.

Наблюдать: рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста: озаглавливать иллюстрации.

Анализироватьтекст: выделять опорные слова

для рассказа по иллюстрациям; составлять план.

Характеризоватькнигу: анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление).

Выбирать книгу в библиотеке (по рекомендованному списку); объяснять назначение каталожной карточки; составлять краткий отзыв о прочитанной

2.Устное народное творчество -15ч

8

3

-

4

Сравниватьмалые фольклорные жанры, жанры художественных произведений; называть жанры, характеризовать их особенности.

Сравнивать сказки разных народов по теме, жанровым особенностям, языку.

Ориентироватьсяв литературоведческих понятиях и терминах (в рамках изученного).

Наблюдать: выделять особенности разных жанров художественных произведений. Наблюдать: находить

в тексте сравнения, олицетворения, метафоры, гиперболы

3.Люблю природу русскую  -26ч

13

6

1 - экскурсия

6

Восприниматьна слух фольклорные произведения, поэтические и прозаические, художественные произведения (в исполнении учителя, учащихся, мастеров художественного слова); отвечать на вопросы по содержанию текста, отражать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции.

Восприниматьучебный текст: определять цель, конструировать(моделировать) алгоритм

выполнения учебного задания (выстраивать последовательность учебных действий), оценивать хи результат выполнения

задания.

Характеризоватьособенности прослушанного художественного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития

сюжета, описывать героев.

4.Русские писатели -14 ч  

8

3

-

3

Объяснять смысл заглавия произведения; выбирать заголовок произведения из предложенных учителем, учащимися класса._ Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, выделять опорные слова, определять главную мысль произведения(сначала с помощью учителя, затем самостоятельно).

Пересказывать текст художественного произведения: подробно (с учётом всех сюжетных линий); кратко(сжато, с выделением основных сюжетных линий); выборочно (отдельный фрагмент, описание героев

произведения).

5.О братьях наших меньших-12 ч

8

1

-

3

Характеризоватьособенности прослушанного художественного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев.

Сравнивать тексты  разных жанров.

6.Из детских журналов – 9 ч

3

3

1-экскурсия

2

Инсценироватьхудожественное произведение (его части): читать по ролям, участвовать в драматизации; передавать особенности героев, используя различные выразительные средства (тон, темп, тембр, интонация речи, мимика, жесты);намечать мизансцены.

Конструироватьустное сочинение: передавать замысел автора, главную мысль произведения, выразительные средства языка.

Презентовать устное сочинение

7.Писатели – детям -17 ч

11

2

-

4

Объяснятьсмысл заглавия произведения; выбирать заголовок произведения из предложенных учителем, учащимися класса. Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, выделять опорные слова, определять главную мысль произведения (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно).

Пересказывать текст художественного произведения: подробно (с учётом всех сюжетных линий); кратко (сжато, с выделением основных сюжетных линий); выборочно (отдельный фрагмент, описание героев произведения).

8.Я и мои друзья –

10 ч

6

1

-

1

3

Характеризовать понятия – «поступки героя», «абзац».

Прогнозировать текст по названию

9.И в шутку и всерьез -14ч

9

1

-

4

Воспроизводить  текст  по вопросам или по  картинному плану.

Понимать  слова  и выражения в контексте юмористического  произведения.

Характеризовать  понятие – «настроение  и чувства героя».

Литература зарубежных стран -14 ч

8

1

1экскурсия

4

Объяснятьсмысл заглавия произведения; выбирать заголовок произведения из предложенных учителем, учащимися класса._ Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, выделять опорные слова, определять главную мысль произведения (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно).

Пересказывать текст художественного произведения: подробно (с учётом всех сюжетных линий); кратко (сжато, с выделением основных сюжетных линий); выборочно (отдельный фрагмент, описание героев произведения).

Итого 136ч

76

22

4

2

34

Примечание: НУ-нестандартный урок, ВМ-внутрипредметный модуль

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Мин-во образования и науки РФ. —М.: Просвещение, 2011. — (Стандарты второго поколения).
  2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М.: Просвещение, 2011. — (Стандарты второго поколения).
  3. Алексеева Л. Л., Анащенкова С. В., Биболетова М. З. Планируемые результаты начального общего образования /Под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2010.
  4. Л.Ф.Климанова, М.В.Бойкина. Рабочие программы. Литературное чтение.- М.:Просвещение, 2011.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...