Сказка как жанр устного народного творчества
проект по чтению (1 класс) на тему

Литература как искусство и литература как школьный предмет несёт не только знания и умения, она формирует убеждения, определяет качества личности, направленность интересов на всю дальнейшую жизнь. Во многоликом мире литературных тем устное народное творчество занимает особое место

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сказки2.84 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сказка как жанр устного народного творчества

Слайд 2

Характерным признаком сказки является поэтический вымысел, а обязательным элементом – фантастичность.

Слайд 3

Это проявляется в волшебных сказках. «Сказка - ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!" - сказал А.С. Пушкин, а чтобы разгадать этот намек, нужно потрудиться - почувствовать сказку всей душой.

Слайд 4

«Скоро сказка сказывается…» ─ отсюда и возникло название «сказка», что значит устный рассказ. В стародавние времена сказку называли « басень ». От глагола «баять» ─ говорить.

Слайд 5

Сказочников называли « бахари », иногда « баутчики », «баяны». Ходили по Руси бахари , ходили скоморохи, носили по земле сказки.

Слайд 6

Иван Грозный и тот не обходился без сказки: три слепых старика бахаря неотлучно были у царской постели.

Слайд 7

Главными и самыми искусными сказочниками остались крестьяне. Древняя сказка жила в крестьянской избе; отец дарил её сыну, бабушка ─ внучке

Слайд 8

Актуальность проекта:

Слайд 9

На сегодняшний день все чаще сталкиваемся с тем, что наши дети не читают никаких книг. Это вызывает тревогу не только в учителя, но и в родителей. Нужны такие методы и формы работы, которые смогли бы вызвать интерес у ребят к чтению. Очень хорошо подходит как раз метод проектов. В нашем проекте мы работаем со сказками.

Слайд 10

Сказка – это один из основных жанров фольклора, популярный жанр устного народного и авторского творчества с установкой на вымысел

Слайд 11

Объект исследования: сказки. Предметом исследования: поступки героев русских народных сказок, литературных сказок, а также мнение учащихся и взрослых нашей школы. Герои сказок – это обычные люди и животные. Характерная черта любой сказки – счастливый финал. Сказки бывают о животных, волшебные и социально-бытовые

Слайд 12

Гипотеза: Проект даст возможность учащимся познакомиться с традициями и обычаями русского народа, со старославянскими словами и поговорками, с незнакомыми сказками, несущими ценность. И это будет способствовать развитию личности ребенка и воспитанию интереса к предмету литературного чтения и русской национальной культуре.

Слайд 13

Изучение русских народных сказок позволит обучающимся начальной школы в игровой форме познакомиться с традициями и обычаями русского народа, расширит их кругозор, будет способствовать развитию личности ребенка, развитию его творческих, исследовательских и коммуникативных навыков.

Слайд 14

Цели учебного проекта: Ознакомиться с историей происхождения русской народной сказки, с разными видами сказок, уметь их различать, глубже изучить сказки о животных, дать художественный анализ героям сказок о животных; развивать творческий потенциал активной, самостоятельной, эмоционально – отзывчивой, социально – компетентной и развивающейся личности как субъекта деятельности через знакомство с русскими народными сказками; расширять читательский и культурный кругозор учащихся; планировать и реализовывать проектную деятельность в школе;

Слайд 15

Методические задачи учебного проекта: Обучающие: Научить школьников различать виды русских народных сказок; познакомить учащихся с основными сказочными героями русских народных сказок. Развивающие: Развивать у учащихся познавательный интерес; развивать творческие способности учащихся; совершенствовать словарный запас учащихся. Воспитательные: Воспитывать добро, справедливость, любовь к родной культуре через русские народные сказки; совершенствовать навыки работы в коллективе, добрые отношения в группах, сотрудничество .

Слайд 16

Русские народные сказки появились давно. Много веков назад. Никто не может определить время возникновения первых сказок. Предполагают, что они появились тогда, когда люди научились писать

Слайд 17

П ервые сказки были посвящены явлениям природы, и их главными персонажами были Солнце, Ветер и Месяц. Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом

Слайд 18

Х озяин воды — это дедушка Водяной, а Баба Яга — это не просто злая ведьма, а хозяйка леса и лесных зверей.

Слайд 19

Наши предки верили, что каждый род и племя происходит от конкретного животного, которое было покровителем рода (тотемом). Именно поэтому часто в русских сказках действуют Ворон Воронович , Сокол или Орел.

Слайд 20

Народные сказки — это фантастика, созданная коллективными творческими усилиями многих поколений нашего народа. В них, как в зеркале, отразился весь характер наших предков и образ их жизни.

Слайд 21

Классификация сказок. Выделяются сказки, посвященные животным, сказки о необычных и сверхъестественных событиях, приключенческие сказки, социально-бытовые, сказки-анекдоты, сказки-перевертыши и другие. Складываясь веками, народная сказка стала настоящей энциклопедией народного быта и всей жизни наших предков.

Слайд 22

Сказки о животных. Изображая животных, сказка придает им человеческие черты, но в то же время фиксирует и характеризует повадки, "образ жизни" и т.д. На сегодняшний день принята следующая классификация русских народных сказок: 1. Сказки о животных; 2. Волшебные сказки; 3. Бытовые сказки.

Слайд 23

В сказках о животных действуют рыбы, звери, птицы, они разговаривают друг с другом, объявляют друг другу войну, мирятся. В основе таких сказок лежит тотемизм (вера в тотемного зверя, покровителя рода), вылившийся в культ животного.

Слайд 24

Сказки о животных выделяются в особую группу по характеру действующих лиц. Подразделяются они по типам животных. Сюда примыкают и сказки о растениях, неживой природе (мороз, солнце, ветер), о предметах (пузырь, соломинка, лапоть). В сказках о животных человек: 1) играет второстепенную роль (старик из сказки "Лиса крадёт рыбу из воза"); 2) занимает положение, равноценное животному (мужик из сказки "Старая хлеб-соль забывается").

Слайд 25

Возможная классификация сказки о животных является классификации по признаку целевой аудитории. Выделяют сказки о животных на: 1. Детские сказки. - Сказки, рассказанные для детей. - Сказки, рассказанные детьми. Волшебные сказки. Сказки волшебного типа включают в себя волшебные, приключенческие, героические. В основе таких сказок лежит чудесный мир. Чудесный мир – это предметный, фантастический, неограниченный мир

Слайд 26

В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников. В экспозиции сказки присутствуют стабильно 2 поколения - старшее(царь с царицей и т.д.) и младшее - Иван с братьями или сёстрами. Также в экспозиции присутствует отлучка старшего поколения Волшебная сказка имеет в своей основе сложную композицию, которая имеет экспозицию, завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку.

Слайд 27

Развитие сюжета — это поиск потерянного или недостающего. Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её (эквивалент сражения — разгадывание трудных задач, которые всегда разгадываются). Усиленная форма отлучки - смерть родителей. Завязка сказки состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу или же здесь присутствую мотивы запрета, нарушения запрета и последующая беда. Здесь начало противодействия, т.е. отправка героя из дома.

Слайд 28

Развязка — это преодоление потери, или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце "воцаряется" — то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.

Слайд 29

Бытовые сказки. Характерной приметой бытовых сказок становится воспроизведение в них обыденной жизни. Конфликт бытовой сказки часто состоит в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоит тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое неприятие (жадность, злоба, зависть). Сказки расширяют кругозор, пробуждают интерес к жизни и творчеству народов, воспитывают чувство доверия ко всем обитателям нашей Земли, занятым честным трудом.

Слайд 30

7. Структура сказки: Сказка состоит из небольших эпизодов ─ частей, связанных между собой. Исследователь русской сказки В.Я. Пропп разработал схему построения сюжета: зачин («В некотором царстве, в некотором государстве…» существование запрета, нарушение запрета, наказание, отправление в путь (испытания героя), чудесные помощники, достижение цели (битва, схватка), погоня (использование чудесных элементов), приезд домой (предательство, не узнавание), признание героя, концовка

Слайд 31

Присказка ─ это шутливое вступление или концовка сказки. Начиная рассказывать длинную сказку, сказитель приговаривал: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «Это ещё не сказка, а только присказка. Сказка будет впереди, после обеда, поевши мягкого хлеба», «На море, на океяне , на острове Буяне, стоит дерево ─ золотые маковки. Это ещё не сказка, а присказка, а сказка вся впереди»

Слайд 32

Излюбленным героем русских сказочных историй о животных сделалась лиса – Лиса Патрикеевна, лисица – маслена губица , лиса – кукумушка , Лисафья . 8. Художественный анализ героев сказок о животных: История « животной » сказки как художественного явления началась с момента, когда прежние рассказы стаи терять связи с мифическими представлениями. Мир животных в сказке стал восприниматься как иносказательное представление человеческого. Животные олицетворяли реальных носителей тех нравов, которые были чужды народу и осуждалось им.

Слайд 33

Сказка прививает добро. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми. Ведь если злодеи в сказках всегда бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания - не быть злодеем. Как пел мультяшный сказочный герой кот Леопольд: "Если добрый ты, то всегда легко, а когда наоборот-трудно ". 9. Показ поступков сказочных героев: Через сказку воспринимаются первые и главные понятия нравственности: что такое "хорошо" и что такое "плохо". Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие

Слайд 34

Сказка«Репка». Сказка«Колобок».

Слайд 35

Сказка «Гуси–лебеди» Сказка «Кот, лиса и петух».

Слайд 36

Сказка «Заяц-хвастун» . Сказка «Теремок». Сказка «Курочка Ряба».

Слайд 37

Выводы: Сказка учит человека быть патриотом своего государства, иметь представления о настоящей любви и дружбе, внушает уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом, помогает детям ориентироваться в окружающем мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Былины - жанр устного народного творчества. "Ильины три поездочки"

Урок литературного чтения в 4 классе, автор Л.Ф. Климанова, УМК  "Школа России"...

Урок литературного чтения 1 класс ( программа "Перспективная начальная школа")Тема: «Малые жанры устного народного творчества» (использование проектной технологии обучения)

“Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. ...

Урок литературного чтения "Малые жанры устного народного творчества"

Урок литературного чтения для учащихся 2 класса является итоговыммероприятием в работе над проектом "Создадим книги сами"....

Тест по литературному чтению "Малые жанры устного народного творчества".2 класс.

Данный материал можно использовать в качестве закрепления или проверочной работы по литературному чтению по теме "Устное народное творчество"....

Урок литературного чтения "Богатырская сказка - жанр устного народного творчества"

Урок литературного чтения для обучающихся 2 класса. Можно использовать как учебное занятие, так и внеклассное мероприятие по предмету....