Е.Шварц "Два брата"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
УМК "Школа 2100"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Класс: 4 |
Студентка: Елькина А.Е.45 гр. |
Конспект урока литературного чтения
Тема: Живой мир и мир вечного покоя (Е. Шварц «Два брата», гл. 1–4)
Цели деятельности учителя: • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Планируемые результаты:
-личностные: Учатся пользоваться элементарными приемами убеждения; проявляют терпимость к альтернативному мнению, не допускают агрессивного поведения, предлагают компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента;
-предметные: познакомятся с произведением Е.Шварц «Два брата» , читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно; учатся задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; осуществляют переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли.
Тип урока: открытие нового знания;
Оборудование: Учебник «Литературное чтение» 4 класс Школа 2100, презентация.
Этап урока, методы и приемы | Время | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся | УУД |
Мотивационный Словесный: Эмоциональный настрой на работу. | 1 мин. | Прозвенел звонок. Начался урок. Стали ровно, тихо сели. На меня все посмотрели. | Приветствовать учителя; Настраиваться на работу | Л : Учиться уважать себя, сверстников и старших. |
Мотивационный Словесный: Слово учителя. Словес: ответы на вопросы | 9 мин. | Проверка домашнего задания. Актуализация знаний и представлений учащихся. – Что общего между «Ежом», «Чижом», «Воробьём»? (Всё это – журналы для детей, издававшиеся в начале XX века.) – Соберите известных вам писателей «вокруг Маршака». | Слушать рассказ учителя; отвечать на вопросы; | Р: принимать и сохранять уч. задачу П: осуществлять подвед. под понятие П: строить речевое высказывание Р: принимают и сохраняют уч. задачу |
Решение частных задач Практический: Работа с текстом Словес: слово учителя Словес: ответы на вопросы Практич: комментированное чтение Словес:беседа по тексту Практич: выборочное чтение Практич: беседа после прочтения текста | 12 мин. | Работа с текстом до чтения. 1) – Найдите на фотографиях (с. 58, 61, 81) Е. Шварца. Говорят, что он был большим, весёлым, остроумным и жизнерадостным. – А каким видите его вы? – Шварц долгие годы был не просто «вокруг Маршака», а вместе с ним работал в Ленинграде, на Киевском проспекте, на 6-м этаже Дома книги в Детском отделе Государственного издательства, т.е. там, где издавались «Ёж» и «Чиж», где весёлая жизнь кипела и бурлила, где обэриуты «ходили» на четвереньках. Что добавляет эта информация к вашему представлению о Шварце? 2) Работа с ключевыми словами. Мир произведений Е. Шварца населяют короли, свинопасы, принцессы, трубочисты, драконы, рыцари. – Что же писал Шварц для детей? – О чём его сказки? О чём говорит название «Два брата»? – Знаете ли другие сказки с таким названием? Работа с текстом во время чтения. 1) Комментированное чтение глав 1–4 сказки «Два брата», ведение детьми диалога с автором. 2) Беседа и повторное выборочное чтение. 1-я глава. – Можно ли начало сказки назвать сказочным? – Что веселило лесничего, а что его огорчало? – Что заставило Старшего дать честное слово? – Почему Старшему не хотелось играть с Младшим? – Что страшного в словах «оставь меня в покое!»? – Можно ли Старшего назвать жестоким человеком? Докажите свою точку зрения. – Отчего поседел отец? – Каким бы вы назвали решение отца: жестоким? справедливым? мудрым? – Почему два брата носят такие необычные имена – Старший и Младший? 2-я глава. – Что нового мы узнаём о Старшем? – Зачем сказочник второй раз называет количество его лет (12)? – Красив ли ледяной лес? – А какое впечатление производит на вас эта красота? – Как переплетаются в сказке реальность и фантастика? (На примере этой главы.) 3-я глава. – Почему у старика тоненький звонкий голос? (Он насквозь промёрз.) – «Не доброе и не злое лицо», «спокойно», «повторил отчётливо, гладко» – о чём это говорит? – Почему так страшно (раздельно) говорит Мороз? – Кого напоминает вам Прадедушка Мороз? – Что страшного во дворце Мороза? (Его бесконечность, неизменность, чёрное ледяное пламя в белой печи.) – Как понимает покой Мороз? А как понимал это слово Старший, отгоняя Младшего (задание II.1 в тетради)? – Что огорчило и потрясло Старшего? – Почему он подчинился Морозу и стал «успокаивать» птиц? – Исполнит ли Мороз свою угрозу, если мальчик его ослушается? – Что больше всего поразило вас в поступках Мороза? 4-я глава. – Какое впечатление рождают слова «завтрак № 1», «полка № 9»? – На какой промысел отправляется Мороз? – Почему он разрешает Старшему передвигаться как угодно? – Легко ли будет спасти брата? – Что помогает Старшему выдержать такую «ледяную» жизнь? Работа с текстом после чтения. 1) Обобщающая беседа. – В чём необычность сказки Е. Шварца? (В ней сплетаются реальность и волшебство.) Где реальная жизнь, а где сказка? Вопрос 4 учебника (с. 81). 2) Словесное рисование. (Два мира есть в сказке Шварца: мёртвый мир вечного покоя и мир живой – мир леса, семьи мальчиков, поэтому для рисования можно предложить две темы – «Лес в начале сказки» и «Ледяной лес» или «В доме лесничего» и «Во дворце Мороза».) | Работать с текстом. Слушать учителя Отвечать на вопросы (Читали сказку Л.Н. Толстого.) Отвечать на вопросы Отвечать на вопросы | П: строят речевое высказывания Р: Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника Р: Оценивание и сравнение своих ответов с ответами одноклассников К: высказывать свою точку зрения; П: Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях К:Развиваем умение слушать и понимать речь других. К: Выразительно читать и пересказывать текст. К: Оформлять свои мысли Л: Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. |
Рефлексия Словесный: ответы на вопросы, самоанализ | 5 мин. | – Как бы вы оценили свою работу на уроке? Красный кружок Синий кружок Зеленый кружок | Оценивать свои достижения. | П: строят речевое высказывание П: осуществляют синтез |
Предварительный просмотр:
Класс: 4 |
Студентка: Елькина А.Е.45 гр. |
Конспект урока литературного чтения
Тема: Мудрость сказки Е. Шварца «Два брата» (обобщение)
Цели деятельности учителя: • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили
Планируемые результаты:
-личностные: проявляют терпимость к альтернативному мнению, не допускают агрессивного поведения, предлагают компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента;
-предметные: читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно; учатся задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; осуществляют переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: Учебник «Литературное чтение» 4 класс Школа 2100, презентация.
Этап урока, методы и приемы | Время | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся | УУД |
Мотивационный Словесный: Эмоциональный настрой на работу. | Парта это не кровать | Приветствовать учителя; Настраиваться на работу | Л : Учиться уважать себя, сверстников и старших. | |
Мотивационный Практич: литературный диктант | -Откройте тетради задание II.3 – Вспомните содержание сказки и составьте словосочетания: Тонкий (голос), белая (печь), чёрный (огонь), седая (борода), дубовая (дверь), живой (лес), весеннее (солнышко), берёзовый (клей). Составив словосочетания, ребята «разворачивают» смысл каждого, пересказывая соответствующие фрагменты текста | Слушать рассказ учителя; отвечать на вопросы; | Р: принимать и сохранять уч. задачу Р: принимают и сохраняют уч. задачу | |
Решение частных задач Практический: Составление плана Словес: ответы на вопросы Словес:беседа по тексту Практич: составление сказки Практич: задание в раб.тетради | Работа с текстом после чтения. Составление цитатного плана сказки (задание II.4 в тетради). Например: а) «Где твой младший брат?» б) «А Старший шагал, шагал, шагал...» в) «Ты останешься здесь навеки». г) «Так и пошли дни за днями». д) «Завтра начнём сначала!» е) «Все его друзья собрались». ё) «И Старший обнял его». ж) «Братья жили теперь дружно». Обобщающая беседа. – Почему Прадедушка Мороз называл Старшего «мой юный ученик», «мой юный друг»? – Насколько серьёзными были у него основания рассчитывать на то, что Старший станет его учеником и последователем? – Когда Старший по-настоящему понял, что он натворил? – Какие обстоятельства изменили его характер? – Можно ли Прадедушку Мороза назвать жестоким? – Что он символизирует в сказке? (Смерть, омертвление души.) – Насколько сильно зло в сказке? – Смог бы Старший один вернуть брата? – Почему Шварц так часто называет героев-помощников друзьями Старшего? – В чём жизненная мудрость этой сказки? 2. Сопоставление сказки Е. Шварца с произведениями других авторов. 1) Сопоставление сказки с народными сказками. – В каких сказках вы встречались с таким героем, как Мороз? – «А я вот сказочник» – такими словами начинается одна из сказок Шварца. Что сказочного в прочитанном вами произведении? – А чем непохожа сказка Шварца на народные сказки? В чём главное отличие? (В фольклорных сказках совершенно иной смысл.) – Знаете ли вы народные сказки о ценности дружбы, о необходимости ценить семейное счастье, о чуткости и внимании к ближнему? 2) Сопоставление сказки с литературными произведениями. – Какие литературные произведения из прочитанных вами поднимают подобные проблемы? – Приведите примеры произведений разных жанров, решающих эти проблемы. 3) Творческие задания. – Сравните два текста с одним названием – «Два брата» Л.Н. Толстого и Е. Шварца. Кратко перескажите содержание и сформулируйте главное. Л.Н. Толстой: Два брата пошли в жизни разными дорогами. Встретившись через много лет, они увидели, что каждый счастлив по-своему. Главное: у каждого в жизни свой путь. Е. Шварц: Старший брат не ценил дружбу с Младшим и всегда гнал его от себя. Только с помощью друзей, пройдя немало испытаний в ледяном дворце Прадедушки Мороза, он сумел вернуть Младшего. Главное: будь внимателен к ближним, живи дружно. – Придумайте свою историю о взаимоотношениях (задание III.5 в тетради). | Составлять план Отвечать на вопросы Отвечать на вопросы Работать в раб.тетрадях | П: строят речевое высказывания Р: Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника Р: Оценивание и сравнение своих ответов с ответами одноклассников К: высказывать свою точку зрения; П: Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях К:Развиваем умение слушать и понимать речь других. К: Выразительно читать и пересказывать текст. К: Оформлять свои мысли Л: Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. | |
Рефлексия Словесный: ответы на вопросы, самоанализ | 5 мин. | – Как бы вы оценили свою работу на уроке? Красный кружок Синий кружок Зеленый кружок | Оценивать свои достижения. | П: строят речевое высказывание П: осуществляют синтез |
Предварительный просмотр:
Класс: 4 |
Студентка: Елькина А.Е.45 гр. |
Конспект урока литературного чтения
Тема: Спасение Младшего – победа живого мира (Е. Шварц «Два брата», гл. 5–8)
Цели деятельности учителя: • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Планируемые результаты:
-личностные: Учатся пользоваться элементарными приемами убеждения; проявляют терпимость к альтернативному мнению, не допускают агрессивного поведения, предлагают компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента;
-предметные: читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно; учатся задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; осуществляют переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли.
Тип урока:комбинированный
Оборудование: Учебник «Литературное чтение» 4 класс Школа 2100, презентация.
Этап урока, методы и приемы | Время | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся | УУД |
Мотивационный Словесный: Эмоциональный настрой на работу. | Заливистый школьный звонок Позвал нас опять на урок. | Приветствовать учителя; Настраиваться на работу | Л : Учиться уважать себя, сверстников и старших. | |
Мотивационный Словесный: Слово учителя. Словес: ответы на вопросы | Проверка домашнего задания. Беседа с учащимися. – С какими чувствами вы читали окончание сказки? – За кого из братьев переживали особенно? Почему? – Какие страницы хотели бы перечитать сегодня в классе? | Слушать рассказ учителя; отвечать на вопросы; | Р: принимать и сохранять уч. задачу Р: принимают и сохраняют уч. задачу | |
Решение частных задач Практический: Работа с текстом Словес: слово учителя Словес: ответы на вопросы Практич: комментированное чтение Словес:беседа по тексту Практич: беседа после прочтения текста | Определение главного смысла сказки (задание II.2 в тетради, уроки 88–90). – Прочитайте мечту о будущем Е. Шварца, высказанную одним из самых нежно любимых им героев (Дон-Кихотом): «Обман, коварство и лукавство не посмеют примешиваться к правде и откровенности. Мир, дружба и согласие воцарятся во всём свете, справедливость уничтожит корысть и пристрастие». – Какое из этих трёх предложений напрямую относится к сказке «Два брата»? Работа с текстом во время чтения. 1) Комментированное чтение глав 5–8. 5-я глава. – Можно ли мальчика назвать благодарным и внимательным слушателем? – Легко ли открыть дубовую дверь? – Зачем мальчик отогревал птиц и зверей? – Понимали ли его птицы, белки и зайцы? – Почему Мороз на этот раз простил мальчика? 6-я глава. – Что помогает мальчику и зверям понимать друг друга? – Какие цифры обыгрывает в сказке Щварц? (7, 49.) Есть ли в них какая-то магия, особая сила? – Отчего дрожит мальчик, входя в зал? – Что в первую очередь он заметил, разглядывая младшего брата? 7-я глава. – Что впервые появляется в сказке? (Солнце.) – Почему вдруг Старший почувствовал холод? – Что придавало мужества зайцам? – Что символизируют слёзы Мороза? – Уверен ли Старший, что отец оживит Младшего? (Не до конца: он понимает, что должен будет сделать это сам.) – Зачем он теперь торопился и «мчался, как вихрь», ведь Мороз остался позади? – Почему в этой сцене автор особенно часто начинает предложения с союза «и»? Прочитайте отрывок вслух (с. 78) и вслушайтесь в звучание. – Обратите внимание на эту сцену спасения Младшего птицами и белками. Посмотрите, как строятся предложения. – Так кто же всё-таки спас Младшего: звери или старший брат? 8-я глава. – Почему родители сидят у открытого окна? – Сколько времени прошло с момента ухода братьев? – Как бежали по лесу Старший и Младший? – Что помогло отцу помолодеть? – Вы заметили, что автор не выдерживает и прямо высказывает свои мысли? Вопрос после чтения: – Какими словами (на каком предложении) закончилась бы обыкновенная сказка? А как закончилась сказка Шварца? Почему? (Автор уточняет: жить счастливо можно, если живёшь дружно.) 2) Выразительное чтение самых сказочных фрагментов сказки (самых реальных, самых поучительных, шварцевских – и т.д., по выбору учителя и учащихся). Работа с текстом после чтения. 1) Обобщающая беседа. Вопросы 1 и 2 учебника (с. 81). 2) Определение главного смысла текста, возвращение к заданию в тетради. – Проверьте, правильно ли вы выделили главное предложение в словах героя, раскрывающее мечту Шварца. | Работать с текстом. Отвечать на вопросы (Читали сказку Л.Н. Толстого.) Отвечать на вопросы Отвечать на вопросы | П: строят речевое высказывания Р: Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника Р: Оценивание и сравнение своих ответов с ответами одноклассников К: высказывать свою точку зрения; П: Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях К:Развиваем умение слушать и понимать речь других. К: Выразительно читать и пересказывать текст. К: Оформлять свои мысли Л: Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. | |
Рефлексия Словесный: ответы на вопросы, самоанализ | 5 мин. | – Как бы вы оценили свою работу на уроке? Красный кружок Синий кружок Зеленый кружок | Оценивать свои достижения. | П: строят речевое высказывание П: осуществляют синтез |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения. Л. Н. Толстой "Два брата"
Урок литературного чтения (4 класс). Тема урока: Л.Н. Толстой "Два брата"(сказка).Представлена подробная разработка материала урока литературного чтения....
урок литературного чтения по сказке братьев Гримм "Заяц и еж"
Урок построен по технологии развития критического мышления...
Урок литературного чтения. Братья Гримм. "Бременские музыканты" (с презентацией)
Урок литературного чтения во 2 классе УМК "Начальная школа 21 века". На изучение произведения отводится 2 часа. Это первый урок - знакомство с биографией авторов и сказкой....
Урок - обобщение по теме "О братьях наших меньших"
Урок - обобщение по теме "О братьях наших меньших" Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе. Обоб...
"Братья наши меньшие"
Классный час о собаках....
Дорогой сказок братьев Гримм
Презентация для начальных классов даёт представление о Братьях Гримм и их творчестве....
Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс УМК "Начальная школа 21 века". Братья Гримм Сказка "Три брата"
Техннологическая карта урока с использованием ИКТ включает планируемые УУД, деятельность на уроке учителя и учеников (ФГОС)...