А.Н.Толстой "Кот сметанный рот"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Класс: 4 |
Студентка: Елькина А.Е.45 гр. |
Конспект урока литературного чтения
Тема: Удалось ли А.Н. Толстому «превратиться» в детского писателя?
(А.Н. Толстой «Кот сметанный рот»)
Цели деятельности учителя:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Планируемые результаты:
-личностные: Учатся пользоваться элементарными приемами убеждения; проявляют терпимость к альтернативному мнению, не допускают агрессивного поведения, предлагают компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента;
-предметные: читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно; учатся задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; осуществляют переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли.
Тип урока: открытие нового знания;
Оборудование: Учебник «Литературное чтение» 4 класс Школа 2100, презентация.
Этап урока, методы и приемы | Время | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся | УУД |
Мотивационный Словесный: Эмоциональный настрой на работу. | 1 мин. | Ребята, послушайте, какая тишина! Это в школе начались уроки. Мы не будем тратить время зря, И приступим все к работе. | Приветствовать учителя; Настраиваться на работу | Л : Учиться уважать себя, сверстников и старших. |
Мотивационный Словесный: Слово учителя. Словес: ответы на вопросы | 9 мин. | Проверка домашнего задания. Рассказы ребят о воображаемых героях. – Легко ли фантазировать? – Кому это лучше удаётся, внимательному человеку или безразличному, кто не замечает в окружающем ничего интересного? – Можно ли А.Н. Толстого назвать внимательным писателем? – К кому? (Он внимателен и к своим героям, и к читателям – об этом рассказал Б. Галанов.) – А читателю обязательно быть внимательным? | Слушать рассказ учителя; отвечать на вопросы; | Р: принимать и сохранять уч. задачу П: осуществлять подвед. под понятие П: строить речевое высказывание Р: принимают и сохраняют уч. задачу |
Решение частных задач Практический: Работа с текстом Словес: слово учителя Словес: ответы на вопросы Практич: комментированное чтение Словес:беседа по тексту Практич: выборочное чтение | 12 мин. | Работа с текстом. Работа с текстом до чтения. Творческое задание (задание III.2 в тетради, уроки 92–93). – Послушайте два предложения из известной вам сказки А.Н. Толстого. «От приличного сидения за столом у него по всему телу ползли мурашки. Наконец мучительный завтрак окончился». Вот какой рассказ по этим предложениям придумал один мальчик. «Жила-была одна семья. Отец в ней был очень строгим и такие же установил порядки. Однажды к ним с утра пришли гости, и поэтому завтрак затянулся. Особенно плохо пришлось младшему сыну: он боялся пошевелиться, устал сидеть в одной позе и замёрз, по телу даже мурашки поползли. Да и еда была невкусная, каша какая-то. В общем, не завтрак, а мученье». – Найдите ошибки в его рассказе: что он нашёл и «расшифровал» в тексте, а что принёс в текст из жизни? – Как вы «расшифруете» эти предложения? (Приличное сидение – сидение в соответствии с правилами приличия. Герой явно не привык так сидеть, поэтому по телу у него ползли мурашки. Кто-то следил за его поведением, поэтому завтрак показался мучительным и долгим.) – Кто узнал героя, не привыкшего правильно сидеть за столом и слушаться других? (Конечно, это Буратино.) – Что значит быть внимательным читателем? (Не пропускать ничего в тексте и не придумывать того, чего в нём вообще нет.) – Прокомментируйте название стихотворения А.Н. Толстого «Кот – сметанный рот» как внимательные читатели. Работа с текстом во время чтения. 1) Самостоятельное чтение стихотворения. – Каким бы вы назвали это стихотворение? – Кто на сей раз вышел победителем в поединке котов и мышей? 2) Подготовка к ролевому чтению стихотворения. – Сколько голосов вы слышите в стихотворении? (Голос кота, мышей, автора. Причём голос героя не всегда отделён от голоса автора. Например, «Кот, ты спишь?» – вопрос, наверняка заданный мышами.) – Найдите границы голосов в тексте, обозначьте их. – Какой кот в изображении А. Толстого? (Старый, беззубый, много спит и мечтает, глуповатый и т.д.) – А мыши? – Как в стихотворении переплетаются сон кота и явь? 3) Выразительное чтение стихотворения по ролям. Работа с текстом после чтения. 1) Обобщающая беседа. – Понравились ли вам сказки и стихи А.Н. Толстого? Чем? – В чём их необычность? – Какие открытия о писателе А.Н. Толстом вы для себя сделали? Так удалось ли С.Я. Маршаку «превратить», а А.Н. Толстому – «превратиться» в детского писателя? 2) Творческое задание (задание III.3 в тетради). – Прочитайте начало стихотворения и допишите недостающую строку. Раз у нашего Степана Караулил кот сметану, А когда настал обед, .................................. (Кот сидит – сметаны нет.) – Похож ли этот кот на кота из стихотворения А.Н. Толстого? Почему? – Что общего между Базилио, котом – сметанным ртом и Василь Васильичем? (Все трое – коты, герои книг А.Н. Толстого.) – Кому бы из них больше всего понравилась сказка «Фофка»? (Василь Васильичу, это кот из «Детства Никиты» – настоящий хищник, гроза мышей и птиц.) | Работать с текстом. Слушать учителя Отвечать на вопросы (Это научно-популярный текст.) Отвечать на вопросы | П: строят речевое высказывания Р: Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника Р: Оценивание и сравнение своих ответов с ответами одноклассников К: высказывать свою точку зрения; П: Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях К:Развиваем умение слушать и понимать речь других. |
Рефлексия Словесный: ответы на вопросы, самоанализ | 5 мин. | – Как бы вы оценили свою работу на уроке? Красный кружок Синий кружок Зеленый кружок | Оценивать свои достижения. | П: строят речевое высказывание П: осуществляют синтез |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра - практикум. Сметание мусора на полу в определённое место
Составлена для обучающихся 3 класса с ТМНР АООП (вариант 2)Цели: закрепление и расширение умения и навыков регулярной уборки помещения.Задачи:Коррекционно –образовательные: - Обучать приёма...
Удалось ли А.Н. Толстому «превратиться» в детского писателя? (А.Н. Толстой «Кот сметанный рот»)
Конспект урока по литературному чтению на тему: " Удалось ли А.Н. Толстому «превратиться» в детского писателя? (А.Н. Толстой «Кот сметанный рот»)" для 4 к...