Методическая разработка по предмету «Литературное чтение» по теме «Каким должен быть учитель в школе?» (По рассказу Питера Рейнольдса «Точка»)
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Гунченко Лариса Витальевна

Тип урока: внеклассное чтение с использованием рефлексивно-позиционного подхода в организации работы с пониманием текста. 

Она представляет собой методические рекомендации по вопросам проведения урока на основе применения современных образовательных технологий деятельностного типа, технологическую карту урока с УУД в соответствии современного урока требованиям ФГОС НОО. Материалы, ресурсы и  включает все 4 группы читательских умений, направленных на формирование смыслового чтения. Работа учащихся предполагает три основные формы: парную, групповую, индивидуальную. Адресована широкому кругу преподавателей, прежде всего, учителям различных предметов всех ступеней школьного образования. А так же для практикантов и молодых учителей.  

Методическую разработку  апробировала в 2015-2016 учебном году и представила на Региональный конкурс методических разработок «Современный урок в начальной школе» в 2015 году, проводимом  КГИРО Ассоциаций учителей начальных классов Калужской области.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Современный урок в начальной школе»

Методическая разработка урока

ФИО учителя:  Гунченко Лариса Витальевна

Район, школа: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа  № 1», г. Малоярославец Малоярославецкого района

Калужской области

Класс: 2

Тип урока: внеклассное чтение с использованием рефлексивно-позиционного подхода в организации работы с пониманием текста  

Форма урока: в парах (1 этап), индивидуальная и в малых группах (5 этап)

Тема: Каким должен быть учитель в школе?  (По рассказу Питера Рейнольдса «Точка»)

Цель урока:

  • формировать  умение проводить диалог с автором текста в условиях рефлексивно-опережающего чтения;
  • формировать умение извлекать информацию из текстовых вопросов и иллюстраций; создать условия  для   применения  знаний  по анализу текста;
  • содействовать воспитанию нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые.

Задачи: формирование устойчивого интереса к  чтению;  формирование умения извлекать информацию из текстовых вопросов и иллюстраций;  формирование умения сопоставлять, сравнивать, обобщать и преобразовывать информацию из одной формы в другую, принимать самостоятельно решение и действовать в соответствии с поставленной задачей.

Личностные УУД:  развитие умения ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и героев произведения.

Метапредметные УУД (коммуникативные, регулятивные, познавательные)

Регулятивные УУД: развитие умения в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Коммуникативные УУД: развитие умений задавать вопросы, слушать и слышать других, принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Познавательные УУД: развитие умения вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; развитие умения вести диалог с автором через текст;  пользоваться словарями; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять таблицу).

Предметные УУД: формировать умения самостоятельно прогнозировать содержание текста по иллюстрации и заглавию; самостоятельно формулировать тему, основную мысль текста; находить в тексте материал для характеристики героя;  высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному.

Оборудование: 

интерактивная доска или экран;  раздаточные  листы с текстом Питера Рейнольдса; ноутбуки для интерактивной  игры «Пазлы»  в инфопространстве класса;   «Диафильм» в программе «PowerPoint; компьютер, любая операционная система, браузер для использования приложения, выполненного в программе Prezi   

Планируемые  результаты:

Предметные  самостоятельно формулировать тему, основную мысль текста, находить аргументы для характеристики героев, высказывать своё отношение к прочитанному;

Метапредметные – вычитывать все виды текстовой информации, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять таблицу), вырабатывать критерии оценки в диалоге с учителем, слышать других участников диалога, уметь принимать иную точку зрения и аргументировать свою;

личностные – ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и героев произведения.

Этапы урока

Задача

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Учебный материал

УУД, формируемые на каждом этапе

1  

Актуализация знаний

Мотивировать к восприятию нового

На первом этапе подготовка детей к восприятию нового материала путём воспроизведения ранее изученного, что является  жизненно необходимым для понимания темы урока.  Используется игровой приём, любимый детьми – составление пазлов  

Работают в парах на макбуках в инфопространстве класса.  Чтобы собрать картинку, отвечают на тестовые вопросы:

к названию изученных произведений   добавляют автора и героев этого произведения. (Например, «В стране невыученных уроков» - Виктор Перестукин - Лия Гераскина).

Изученные произведения раздела «Уроки и переменки»: «В стране невыученных уроков» Л. Гераскиной, «Как я влиял на Севку» и т. д.

Интерактивная игра в программе LearningApps в инфопространстве класса

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

2  

Антиципация.  Предвосхищение содержания, темы и проблемы  текста только на основе иллюстраций,  названия книги,  портрета писателя.

Создать проблемную ситуацию посредством визуальных образов, нацелить на понимание проблемы и её актуального смысла

Использование приёма: побуждающий диалог. Знакомо ли вам имя писателя? На что обратили внимание, разглядывая портрет, иллюстрацию на обложке книги? Можно ли сразу сказать,  о чём или о ком будет идти речь? Какой по настроению будет книжка? Какой вопрос хочет поставить автор перед читателем?  

Пояснения, почему на слайде присутствует картина С.Дали, как она связана с темой урока.  Сообщение о том, что руки матери охраняют дитя, защищая его от невзгод, мать выпускает ребёнка в широкий мир, надеясь, что там к нему  будут относиться  также  бережно и с любовью.                                  

Дети,  рассматривая портрет писателя и отвечая на вопросы, сразу определили, что он весёлый, добрый, а рассказ, наверное,  будет тоже весёлым, с юмором. Внимание привлекает картина С.Дали «Мадонна порта Льигата», сразу задают вопросы: почему руки прикрывают ребёнка, почему в его груди открытое окно?

Удивляет приведённый факт, что за небольшую книжку с кратким названием «Точка» писатель получил несколько престижных премий.

Коллаж: портрет писателя с детьми картина С. Дали, картина  П Пикассо.

Презентация в программе Prezi(1 слайд).

Материалы фрагментарного исследования (дом. задание к уроку): выяснить в словаре значение слова «точка» и  значение устойчивых выражений со словом «точка»

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

3 

Рефлексивно опережающее чтение в режиме «диалог с автором»

Понять развитие сюжетной и композиционной линии, понять мотивацию поступков героев, выявить основную проблему, затронутую автором

На этапе первичного чтения  работаем над умением  задавать вопросы автору, давать на них ответы, проверять  предположения, находя ответы в тексте. Стараюсь так провести диалог с автором,  учу детей задавать такие вопросы, чтобы  стало ясно о чём текст  (тема),  что хотел сказать автор(основная идея),  чтобы у детей появились аргументы  для выражения собственного мнения.

Читают текст в сопровождении вопросов к автору, размышляя по поводу случившегося, высказывают предположения, что произойдёт дальше, как может поступить учитель, что в ответ может сделать ученик. Происходит подтверждение или опровержение ожиданий после прочтения последующего эпизода.  Выявляют основную проблему.                                                                                                       

Печатный текст «Точка» Питера Рейнольдса у каждого ребёнка. На экране тот же текст с катинками (Диафильм, выполненный в программе Power Point)

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

Предметные УУД

4  

Работа с текстом после чтения (коллективное обсуждение прочитанного-смысловая беседа)

Понимание основного смысла, уточнение позиции автора

Подведение к пониманию основной темы и основной проблемы текста, превращение   беседы по содержанию в  анализ текста, подведение к пониманию смысла,  то есть к пониманию авторской позиции

На данном этапе  вырабатывается важное умение: разворачивать  мысль, продумывать способы её жизни за пределами текста, за пределами класса. (Как бы вы поступили на месте учительницы Вашти?  Кому нужны эти детские рисунки?) Подвести к новому пониманию  знакомой всем ситуации.  

Выделяют   героев  рассказа - учительница,  ученица, мальчик, вся школа.

Понимают проблему -  спорные вопросы, которые  затрагивает автор.  Утверждают, что   можно спорить о том, как правильно поступить с теми, кто по какой-либо причине не работает на уроке.   Дети спорят,  что лучше: находчивость учительницы,  терпение и доброта или нравоучения? Кто-то всё-таки так и не соглашается, утверждает, что учительница не должна прощать  нежелание работать на уроке.  Выходят за рамки рассказа и говорят, что им нравится, когда учителя не ругают, а вникают в ситуацию

Картины художников-пуантилистов Ж.Сёра,  Ю.Злотникова,  Н.Даутваит.

Иллюстрации и высказывания из произведений о школе и учениках: А.Жвалевский, Е Пастернак «Хочу в школу», С. Голицын «Сорок изыскателей»,

Презентация в программе Prezi(3-4 слайд)

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

Познавательные УУД

5  

Сборка (составление таблицы)

Систематизация, обобщение материала полученного в ходе работы с текстом

Организация самостоятельной работы каждой группы по составлению таблицы. Подведение детей к пониманию, что  у автора, когда он создавал свой рассказ, была определённая идея, мысли и чувства, подчиняясь которым он подобрал героев,

Каждая малая группа в своём фрагменте текста находит слова, словосочетания или предложения, которые показывают изменение душевного состояния девочки, отмечают, какую роль при этом сыграла учительница.

Раздаточные листы с выделенными  фрагментами текста для работы каждой группы

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

6  

Написание сочинения-миниатюры

Обнаружить понимание текста через решение творческой задачи

Подвести к выводу, что   основная роль учителя  -  раскрытие творческих способностей детей и  воспитание   чувства бережного отношения   друг к другу

Написание мини-сочинений

на тему: «На каком уроке мне  не скучно» или «Если бы я был учителем...»

Раздаточные листы для творческих работ

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

Предметные УУД

Авторская рефлексивная оценка: 

       На уроке формировалось  умение увидеть позицию автора текста, понять, что хотел сказать нам Питер Рейнгольдс. Формировалось умение выявлять свою позицию, определить, согласен ли я с автором?  Почему я думаю именно так?  

       На данном уроке дети научились: извлекать информацию (доступ к информации) работа с текстом, иллюстрациями на слайдах, раздаточных листах; интерпретировать и представлять информацию в другом виде (интегрирование информации) работа с текстом (анализирование); научились выносить своё суждение  в устной и письменной форме (преобразовывать информацию).

Достигнутые результаты:

Личностные УУД: дети анализировали  и высказывали свои мысли в устной форме.

Познавательные УУД: дети извлекали информацию из иллюстраций и текста,  интерпретировали  информацию и  делали  вывод  в письменной форме.

Коммуникативные УУД: дети учились  слушать и понимать других, совместно договариваться о правилах общения и поведения, помогать друг другу, работая в паре.

Регулятивные УУД: дети учились оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

         Урок внеклассного чтения  удался, мы пришли  к выводу, что не только учитель должен относиться к детям с уважением и бережно, но и дети друг к другу и вообще люди друг к другу. Цели, поставленные на уроке,  были  достигнуты. Позитивным  результатом урока можно  считать и  то,  что  каждый  ученик  получил   положительную оценку.

Конспект

Ход урока

  1. Организационно-мотивирующий этап. Актуализация знаний.

Начинаем урок! А знаете ли вы, что слово школа по-гречески значит досуг? Не правда ли, странно: школа – и вдруг досуг? (Свободное время.) Дело в том, что греки под досугом подразумевали не безделье, а свободные, на досуге, беседы мудрецов-философов со своими учениками о разных науках. Вначале проводились только беседы, но позднее появились самые настоящие занятия, где детям преподавали чтение, письмо, счёт, поэзию, ораторское искусство. Вот авторы учебника и хотят, чтобы школа стала интересным досугом для учеников, стараются сделать уроки разнообразными и увлекательными. А я сегодня предлагаю начать урок с интерактивной игры «Пазлы».  

          Чтобы  собрать картинку, вам придётся правильно ответить на тестовые вопросы. Готовы?   Входим в инфопространство  класса и  начинаем!

Содержание тестовой игры: К названию повести «В стране невыученных уроков» нужно выбрать героя (Виктор Перестукин) и автора  (Лия Гераскина). К повести «Как я влиял на Севку» - героев (Константин Горохов, Всеволод Мымриков), имя учительницы, жанр произведения, автора. К стихотвореме «Витамин роста» - автора, героев, жанр.

  1.  Антиципация.  (Предвосхищение, предугадывание содержания, темы)

Слайд 1.  Портрет П. Рейнольдса, обложка книги «Точка»  

Учитель. Ребята, посмотрите на портрет писателя, скажите, что сразу привлекает внимание?

Ученик.  Портрет необычный, сразу видно, что писатель – человек весёлый, любит детей.

Учитель. Знакомо ли вам имя писателя?   Можно ли сразу определить по иллюстрации, о  чём  или о ком будет идти речь в книжке?  Какой по настроению будет книжка?

Ученик. Имя писателя нам незнакомо. По иллюстрации можно предположить, что речь пойдёт о  детях, книжка, наверное, будет весёлая, с юмором.

Учитель.  Имя писателя Питер Рейнольдс, а за  небольшую  книжку с кратким названием «Точка»  писатель получил несколько престижных премий. Интересно узнать, о чём книга?  Но вначале выясним, какие  значения слова «точка» или устойчивые сочетания слов легли в название книжки.

(Домашним заданием было фрагментарное исследование значений слова «точка», устойчивых словосочетаний со словом «точка»).

Учитель. Какие, по-вашему,  значения слова точка будут соответствовать названию рассказа?

  • исходная точка, точка отсчёта  – начало какого-либо действия, старт;
  • точка – метка, след от укола чем-нибудь острым (кончиком пера, иглы);
  • точка – маленькое круглое пятнышко, крапинка;
  • точка – место, где сосредотачивается какое-либо действие, свойство, состояние;
  • точка зрения – взгляд на что-нибудь; особое отношение к чему-либо;
  • точка опоры – что-либо, являющееся исходной базой для каких-либо действий;
  • попасть в самую точку – говорить что-либо кстати, именно то, что надо было сказать;
  • бить в одну точку – последовательно и терпеливо направлять свои усилия на достижение поставленной цели, задачи;
  • в письменности: знак препинания, ставится  в конце речи, содержащей полный смысл;
  • дошли до точки – до конца.

     Предугадывание содержания по заголовку и иллюстрации обязательно настроит детей на восприятие самого текста.

  1. Этап.  Первичное чтение.   (20 мин.)

       (У каждого ребёнка печатный текст, на экране текст с картинками (диафильм). Читает  в режиме  «диалога с автором» учитель и хорошо читающий ребёнок.  И дети и учитель  задают вопросы автору, сами  отвечают на эти вопросы по ходу чтения).

Питер Рейнольдс  «Точка».

        Урок рисования закончился, но  Вашти осталась сидеть за партой, словно её приклеили.  (Какой вопрос можно задать автору?)   Что произошло? Обычно дети весело выбегают из класса или что-то дорисовывают. 

Примерный ответ:  Её обидели; она поссорилась со всеми;  её наказали …

       Её альбом был пуст. (Какой вопрос можно задать автору?)    Почему она не рисовала?

Примерный ответ:   Наверное,  было сложным задание? Не было настроения?  Забыла краски?

       Учительница склонилась над белым листом. (Какой вопрос можно задать автору?)    Что же сейчас произойдёт?

Примерный ответ:  Произойти может что угодно! Учительница может наказать – оставить после урока; может поставить двойку; может вызвать родителей…

        О, белый медведь в снежной буре!  — воскликнула она! Почему учительница не рассердилась? Так бывает?

Довольно неожиданно! Интересно!  Как   лётчик  в «Маленьком принце».  Нарисовал  коробку,  в которой маленький принц мог представить себе то, что хотел.    

  •  Очень смешно! — пробурчала Вашти — я не умею рисовать. Почему «пробурчала»? ведь учительница её не ругала?

Наверное, ещё не верит, что всё обойдётся, ещё не верит, что учительница говорит  искренне, хочет помочь. Или была недовольна собой.

 Учительница улыбнулась.  Просто оставь след карандашом и посмотри, что из этого получится.

    Вашти схватила остро заточенный карандаш и хорошенько ткнула им в бумагу. Почему Вашти только ткнула карандашом в бумагу? Действительно не умеет рисовать?

Нет, её всё-таки кто-то сильно обидел, а теперь она тоже обижает всех

  •  Вот!  

Как дальше поступит учительница? Попробуем предположить, что произойдёт дальше?

Учительница взяла листок и  внимательно на него посмотрела.

  •   Хм-м-м

 Она вернула листок Вашти и спокойно сказала:

  •  А теперь подпиши его.

 Станет ли девочка подписывать какую-то точку?  А может быть это розыгрыш?  Предположите,  что произойдёт дальше?

Наверное, это розыгрыш, учительница шутит и потом накажет девочку.

 Вашти подумала секундочку.

  • Ну да, рисовать я не умею, но уж имя своё написать СМОГУ.

 На следующий день, когда Вашти вошла в класс рисования, она была удивлена, увидев то, что висело над учительским столом.   Это была маленькая точка, которую она нарисовала,  —  её  точка!  В золотистой ажурной рамочке.   Для чего учительница сделала рамочку и повесила рисунок над столом?  Что хотела показать этим действием учительница?

Точка в рамочке это тоже красиво.  Девочка обрадуется. Поверит!

  •  Э-э-эй! Да я могу нарисовать точку и получше этой! Что же дальше произойдёт?

Вашти   будет благодарить учительницу.  Она будет радоваться.

 Она открыла свой никогда-раньше-не-использовавшийся  набор акварельных красок и принялась за работу. Почему Вашти вдруг захотела рисовать? Что изменилось?

Наверное, она умела рисовать только точки, думала, что это совсем не похоже на рисование?

     Вашти рисовала и рисовала.  Красную точку. Пурпурную точку.  Жёлтую точку.  Синюю точку.

     Синий смешала с жёлтым.

     Она обнаружила, что может нарисовать ЗЕЛЁНУЮ точку. Вашти продолжала экспериментировать.  Она нарисовала много маленьких разноцветных точек.

      Если я могу рисовать маленькие точки, то и большие тоже смогу изобразить!

      Вашти смешала цвета большой кисточкой на большом листе бумаги, чтобы нарисовать большие точки.

      Вашти даже изобразила точку, не рисуя точку. Что с ней случилось?   Почему вдруг она начала рисовать?

Поверила в себя.

      Несколько недель спустя на школьной выставке рисунков нарисованные Вашти точки вызвали настоящий взрыв.

      Вдруг Вашти заметила, что на неё уставился маленький мальчик. Почему мальчика заинтересовала  Вашти?

Понравились необычные  рисунки.

      Ты по-настоящему великий художник,—  сказал он,  — хотел бы и я так уметь рисовать. Как  может отреагировать Вашти на такое признание?

Вашти  научит и его рисовать точки.

  •  Могу поспорить, что ты умеешь,  —  ответила Вашти. Почему Вашти ответила так?

Она поступила как учительница.

  •  Я?   Нет!   Я даже с линейкой не могу прямую линию нарисовать!

      Вашти улыбнулась. Она протянула мальчику чистый лист бумаги.  Какое чувство позволило Вашти улыбнуться?   Почему она протянула мальчику чистый лист?

Вашти стала доброй, она тоже решила научить мальчика рисовать.

  •  Покажи-ка мне.

      Карандаш дрожал в руках мальчишки, пока он выводил линию.  Предположите, чем  может закончиться рассказ?

 Вашти посмотрела на закорючку, а потом сказала:

  •  Теперь подпиши.  Почему Вашти повторила слова учительницы?

Она запомнила, как бывает  хорошо, когда к тебе относятся с добром, с пониманием.

  1. Работа с текстом после чтения.  

 Учитель. О чём этот рассказ?

 Примерные ответы учащихся. О хорошем уроке учительницы (научила доброму, правильному поступку). О понимании. О  девочке, которая не умела рисовать, а потом научилась.  Об учительнице, которая любит детей и не ругает их.  О хорошем поступке учительницы…..О том, что точка тоже рисунок….

Учитель. Кто герои рассказа?

Примерные ответы учащихся. Герои рассказа - учительница, ученица, мальчик, вся школа.

Учитель. Какие спорные вопросы затрагивает автор?  О чём можно спорить?

Примерные ответы учащихся.  Можно спорить о том, как правильно поступить с теми, кто по какой-либо причине не работает на уроке.  Как должны  учителя и дети относиться друг к другу? Как дети должны относиться друг к другу?

Учитель.  Вернёмся к названию текста,  почему же «Точка»? Какой смысл вложил автор книги в это название? Какое значение слова объяснит этот смысл?

Дети рассказывают о предположениях, поясняют,  почему они  не подтвердились или подтвердились.

Примерные ответы.  Для Вашти учительница стала той опорой или той  точкой, с которой всё изменилось, а для мальчика такой же опорой стала Вашти.

Точка отсчёта.  С того момента, когда поверила учительнице, девочка стала художницей.

Попасть в самую точку.  Учительница поняла, что поддержкой, хорошим отношением от ребёнка можно добиться многого. И Вашти стала такой же точкой для мальчика.  Наше воображение может «дорисовать» картинку, как мальчик тоже увлечётся рисованием, совсем не точек, а чего-нибудь другого, и как он, возможно, тоже кого-нибудь поддержит.

Попала в точку. Учительница нашла подход (или немного подыграла) Вашти, чтобы раскрыть её  способности, о которых сама девочка не подозревала. Потом девочка таким же способом убедила ещё одного ребёнка в том, что он тоже талантлив.

 Как бы вы поступили на месте учительницы Вашти?    Что случилось бы, если  бы учительница  наказала девочку?

Примерные ответы. Если бы учительница наказала девочку, то она не стала бы рисовать, и не пожалела бы мальчика. Она бы тоже стала злой.

 Кто-нибудь из вас видел  что-нибудь нарисованное точками? (Знакомство с пуантилизмом Ж.Сёра, картинами Ю.Злотникова, Н. Даутваит)

  1. Этап сборки.

 Учитель. У автора, когда он создавал свой рассказ, была определённая идея, мысли и чувства, подчиняясь которым он подобрал героев, выстроил сюжет. Но за внешним содержанием он всё это  «спрятал», надеясь, что читатель их найдёт. В заглавии мы уже увидели авторскую идею,  уточнили её, выяснили, какое она нашла  воплощение в тексте.  Теперь поработаем с  отдельными  словами,  словосочетаниями, предложениями. Поработаем над смыслом текста,  отобрав в таблицу  только самые главные существенные моменты.  (Шесть групп собирают 6 строчек разноцветной таблицы.  (В таблице у каждой группы заполнен первый столбец. Второй и третий нужно заполнить, выбрав подходящие слова или предложения из отрывка текста такого же цвета). 

Основная  

фактуальная информация

Слова, словосочетания, предложения, помогающие понять отношение  героев рассказа к Вашти  (что делала учительница?)

Слова, словосочетания,  предложения, помогающие понять душевное состояние Вашти (что делала Вашти, какое чувство испытывала)

Конец урока, альбом  пуст.

(1 гр.)

учительница склонилась, воскликнула;

Пробурчала  (раздражена)

Учительница  придумывает выход  из затруднительного положения. (2гр.)

улыбнулась, предложила просто оставить след карандашом;

Схватила, ткнула карандашом в бумагу (всё ещё сердится)

Учительница продолжает «спасать» Вашти.  (3гр.)

взяла листок, внимательно посмотрела, спокойно сказала: «теперь подпиши»;

Вашти подумала секундочку, СМОГУ!  (появилась надежда)

Учительница находит способ удивить Вашти. (4гр.)

 сделала рамочку для рисунка Вашти;

Вашти удивлена! (появилось желание  творить)

Вашти открыла свой никогда-раньше-не-использовавшийся  набор акварельных красок. 5(гр.)

Вся школа увидела рисунки Вашти! (Точки вызвали взрыв!)

Я могу нарисовать и получше! (вдохновение)

Несколько недель спустя… (6гр.)

Ты настоящий художник!

Улыбнулась! «Теперь подпиши!»

(стала  щедрой, великодушной, способной оказать помощь другому)

Учитель. Теперь мы сможем ответить на вопрос: «Что волнует автора больше всего?»   Для чего Питер Рейнольдс написал этот рассказ?

Примерные ответы детей. Хорошо, когда учитель добрый и может понять ученика. Иногда нет настроения, потому что устал или болит голова, или кто-нибудь обидел. Хорошо, если учитель не ругает, а придумывает другие способы, чтобы захотелось учиться. Вот и дети тогда добрые.

Наверное,  автора  волнуют отношения детей и взрослых в школе. Он  хочет, чтобы и дети и взрослые относились друг к другу с пониманием, уважением, берегли друг  друга.

Учитель. Питер Рейнольдс не прочитал нам проповедь о том, что учитель не должен быть чёрствым и равнодушным к детям, он облёк свои мысли в образную форму и позволил нам  почувствовать то, что он чувствовал сам:  учитель может  помочь раскрыть способности,  если будет бережно относиться к ребёнку. Дети будут добрыми, если добрым будет учитель.

Самоопределение.  Рефлексия.

Учитель. Чем важен сегодняшний урок?  Какая роль учителя в школе? Что значит бережно относиться друг к другу ?  Напишите сочинение-миниатюру на одну из тем:

  1. Если бы я был учителем…
  2. На каком уроке мне не скучно?

 Хотите,  почувствовать  себя   учениками 5 класса и написать  настоящее сочинение?  Тогда  пишите синквейн.

 На первой строчке напишите  название  предмета, о котором идёт речь в рассказе. О чём этот рассказ?

Напишите слова, которые обозначают признак этого предмета. Какой предмет? Нужные слова можно найти в тексте   или на слайде.

Напишите три слова,  которые  отвечают на вопрос:  что делал  предмет?

 Как вы относитесь к тому, о чём написано в рассказе?  Можно ли одним словом выразить свою мысль, сказать о своём отношении к  прочитанному?  (Нет,  если говорить отдельным словом, то не сможешь ничего объяснить.  Нужно писать предложение, тогда будет понятно.)

Теперь вы можете написать  одно или два  предложения.  

Учитель. В любом, даже самом маленьком сочинении должен быть вывод.  Напишите,  самое главное слово, которое определяет всю  суть рассказа.  

Материалы и ресурсы, необходимые для урока:

раздаточные листы с текстом Питера Рейнгольдса «Точка», ноутбуки для интерактивной игры, экран, компьютер, любая опреционная система, браузер для использования приложения в программе Prezi.

http://www.babyblog.ru/community/post/kidslibrary/1710867  (текст и картинки)

Индивидуальная коллекция ЦОР

http://prezi.com/efvspayuzdbx/presentation        презентация в программе Prezi

http://learningapps.org/display?v=phojaxh6c     игра «Пазлы» в программе LearningApps

http://learningapps.org/display?v=pwq1k62b5   игра «Расставь картинки» в LearningApps

Диафильм в программе Power Point

      Домашнее задание к уроку: фрагментарное исследование значений слова «точка».

Продолжительность занятия — 45 мин

В начале занятия организационно-мотивирующий этап - интерактивная игра «Пазлы»  — 3 -5 мин.

Антиципация (предугадывание темы с помощью побуждающего диалога на основе домашнего задания) - 5 мин.

Чтение текста с картинками (диафильм) в основной части урока (рефлексивно-опережающее чтение в режиме «диалог с автором» — 10 мин.

 Концептуальная беседа после прочтения текста, подводящий диалог — 5-7 мин.

 Выборочное чтение и составление таблицы — 5 мин.

 Рассматривание картин художников-пуантилистов в конце занятия — 2 -3 мин.

 Написание творческой работы- 8-10 мин.

 Игра «Расставь картинки» - (по желанию) в качестве домашнего задания

   Межпредметные связи: компьютерные технологии (интерактивные игры), литературоведение (анализ текста), русский язык (лексика и фразеология), история искусства.

           Форма занятия: в парах (интерактивная игра), коллективная беседа по смысловому содержанию текста и в малых группах (составление таблицы). 

     Планируемые результаты: предметные – самостоятельно формулировать тему, основную мысль текста, находить аргументы для характеристики героев, высказывать своё отношение к прочитанному; метапредметные – вычитывать все виды текстовой информации, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять таблицу), вырабатывать критерии оценки в диалоге с учителем, слышать других участников диалога, уметь принимать иную точку зрения и аргументировать свою; личностные – ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и героев произведения.

  Оценивание. Оценке учителя предшествует самооценка ученика (при условии, что самооценке и саморефлексии ученик постоянно учится). Учитель  обнаружит понимание текста через решение творческой задачи (сочинение-миниатюра).

Литература:

Соболева О.В.  Беседы о чтении, или Как научить детей понимать текст, М.: БАЛАСС, 2013

Ковалёва Н.Б.    Принципы развития  творческой позиции и коммуникативной культуры личности в сложной гипертекстовой среде. [1].

Ресурсы Интернет:

http://rus.1september.ru/article.php?ID=200702305 Соболева О.В.№ 23/2007 газета "Русский язык" издательского дома "Первое сентября".

http://www.school2100.ru/upload/iblock/994/994fd00796202a54192fc321693f8bfa.pdf Обучение диалогу с текстом: взгляд психолога и взгляд учителя

http://vilka.by/author/rus/18/reynolds/ П.Рейнольдс

1 слайд.

http://vilka.by/images/cms/data/author/reynolds/peterportrait.jpg Питер Рейнольдс

http://www.papmambook.ru/images/upl/goods/259/64c3dd227e322a11fa1f8cb0b16ee6c1.jpg «Точка»

http://www.elitmoda.su/sites/default/files/imagecache/product_full/21.10.2011/1314621841848.jpg горошек

http://10kr.ru/images/catalog/main_full/odezhda_delyuks_dlya_kukly_46sm_plate_v_goroshek_tufli_koftochka_zakolka_1200x1200.jpg кукла 1

http://images.prom.ua/29953724_w640_h640_cid779152_pid10123913-9a2c62a8.png  кукла 2

http://webznanie.net/wp-content/uploads/2011/11/76722.jpg конфетти

http://www.ikleiner.ru/pic/dali22.jpg  мадонна        

 2 слайд

Сканы http://www.babyblog.ru/community/post/kidslibrary/1710867

3 слайд

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/3/27/462/27462373_de325a6d2f13349d726d216a99f1.jpg Сёра

http://uploads0.wikipaintings.org/images/georges-seurat/horse-cart-1884.jpg Сёра

http://lifeglobe.net/x/entry/0/different1-40.jpg  Никки,  Леннон точками

http://lifeglobe.net/x/entry/0/different4-32.jpg Никки,  глаз

http://smallbay.ru/images/dali32.jpg сферы  Дали

http://t1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQisKWugXGGj98ak6-uBlFiOGzo-IQqkX4cXYfg7ICxrUeGo65Vng Злотников Точки

http://www.echo.msk.ru/files/755265.jpg?1331546872 космос Злотников

4 слайд

http://funforkids.ru/pictures/reading/reading10.png  в книжном море

http://fs106.www.ex.ua/show/9760559/9760559.jpg?1600 Алексин

https://encrypted-tbn1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRihQApu1HO2wGK9syHoKN1DzKm_edO1s_ZikqUVWYl8f_l-6wHNw Голицын

http://www.libex.ru/dimg/1a061.jpg Айтматов

http://122012.imgbb.ru/user/82/829144/1/53e92d883759eef6c90f4e19bd8e0033.jpg Жвалевский

http://funforkids.ru/pictures/reading/reading10.png  в книжном море


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературному чтению на тему "Поэтические секреты"

          Тема данной методической разработки является неотъемлемой частью рабочей программы  «Литературное чтение» в 3 классе по системе Л.В.Занкова....

Методическая разработка урока по литературному чтению на тему "Поэтические секреты"

          Тема данной методической разработки является неотъемлемой частью рабочей программы  «Литературное чтение» в 3 классе по системе Л.В.Занкова....

Методическая разработка урока по литературному чтению на тему "Поэтические секреты"

          Тема данной методической разработки является неотъемлемой частью рабочей программы  «Литературное чтение» в 3 классе по системе Л.В.Занкова....

Материал из опыта работы методическая разработка урока по литературному чтению на тему: «Учимся уму-разуму Е. Ильина «Шум и шумок»Знакомство с буквой Л (л).1 класс по программе «Начальная школа XXI века»

Материал содержит описание урока и презентацию к уроку по программе «Начальная школа  XXI века»Цель: создать условия для знакомства  детей с буквами Л, л обозначающими согласные звуки...

Методическая разработка по предмету: литературное чтение В.П.Астафьева "Капалуха"

Методическая разработка по предмету:литературное чтение В.П.Астафьев "Капалуха"...

СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ: «КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ УЧИТЕЛЬ младших КЛАССОВ?»

Учителя начальных классов — особый народ в учительской среде. Они занимаются самой деликатной, важной и ответственной работой: буквально за ручку переводят детей через бурный поток школьной жизн...

Методическая разработка урока по литературному чтению на тему "В. Драгунский. Он живой и светится"

Методическая разработка урока по литературному чтению на тему "В. Драгунский. Он живой и светится" предназначена для использования на уроках чтения в начальных классах. урок построен в соотв...