конспекты уроков по литературному чтению 4 класс 1 полугодие Школа России
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему

конспекты уроков по литературному чтению в технологической карте 4 класс 1 полугодие "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon pourochnye_plany_po_lit.cht_4_kl.zip892 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки 19–20. А. С. ПУШКИН
«СКАЗКА О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ»
 

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: создать условия для знакомства с произведением А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; проследить черты сходства и отличия «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина с народными и авторскими сказками, в которых есть сходные линии, отметить выразительность поэтических образов и красоту языка поэта

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с творчеством
А. С. Пушкина и содержанием «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»;

научатся: толковать значение слов литературной сказки, называть черты сходства и отличия «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина с народными и авторскими сказками, в которых есть сходные линии; отмечать выразительность поэтических образов и красоту языка поэта

Метапредметные:

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации в книге; ориентироваться в учебной и художественной литературе; выполнять самостоятельный и целенаправленный выбор книги на основе алфавитного и тематического каталогов; осуществлять поиск необходимой информации в произведении живописи (тема, главная мысль, композиция); наблюдать за словом в художественном тексте.

Регулятивные: организовать работу по составлению плана урока (определить тему, цели и задачи урока); планировать действия по выполнению задач урока; оценивать выполненные действия, корректировать их.

Коммуникативные: понимать правила взаимодействия в паре и группе
(распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях)

Личностные: проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в дискуссиях

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности учащегося

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

– Рассмотрите репродукции картин В. Поленова «Золотая осень» и И. Левитана «Вечерний звон». Какие выразительные средства используют художники, изображая осень?

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают стихотворения наизусть на оценку.

– Удивительно сочно и емко переданы цвета и краски – волшебство проникло в плавные линии и изгибы водной глади, в небеса, нависающие над холмами, в лес и купол церквушки, оживляя и делая все это объемным и настоящим. Строгое великолепие окрестностей у берегов Оки притягивает взгляд – тепло последних осенних дней, кажется, стекает с полотна и разливается по залу. Солнечные зайчики и блики от воды заставляют щуриться и улыбаться, вспоминая такие же дни из своей жизни. Холмы, очерченные мягкими, текучими линиями, медленно исчезают, растворяются в безграничной дали. И только крохотная часть огромной равнины попадает в оттиск художника – и река, и деревья, и громады холмов, словно мазки какой-то большой, иной картины

Выделять существенную информацию. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

II. Сообщение темы урока. Определение целей
урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Прочитайте тему урока.

– Определите цели урока, используя опорные слова.

– Какие виды сказок знаете?

– Скажите, какая общая задача всех сказок?

– К какой группе относится сказка, которую мы будем читать сегодня на уроке?

– Что делает любую народную сказку поэтичной, похожей на поэтическое произведение?

– А теперь поработаем над текстом авторской сказки и найдем ответ на такой вопрос: «В сказке А. С. Пушкина есть та поэтичность, которая идет из народного творчества, из народной сказки?»

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения.

– Мы познакомимся со «Сказкой о мертвой царевне и о семи богатырях».

– Сказки делятся на волшебные, о животных, бытовые.

– Задача сказок – раскрыть и оценить характер, поступки, мысли и чувства человека.

– Это авторская, волшебная сказка.

– В народной сказке есть рифма, ритм, сюжет, особые речевые обороты, композиция, образные средства, волшебство превращения обычного в необычное, повторы

Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Строить речевое высказывание в устной форме. Согласовывать усилия по решению учебной
задачи

III. Чтение сказки по частям

Учитель и заранее подготовленные ученики читают текст сказки.

Учитель проводит беседу по прочитанному произведению.

– Объясните значения устаревших слов.

– Каких главных героев в этой сказке можно выделить? Кто добрая героиня? Кто злая?

– Как народная сказка представляет положительных и отрицательных героев?

– Можем мы вместе представить главных героинь сказки А. С. Пушкина?

– Что же вы можете сказать о царевне? Подтвердите свои слова примерами из текста.

– Что можно сказать о царице-мачехе?

– Ограничивается ли характеристика героинь только описанием их внешности? Говорит ли что-нибудь А. С. Пушкин об их характерах?

– Пушкин представляет героинь одинаково красивыми, чтобы обратить наше внимание на их внутреннюю противоположность.

– На карточках слова, значения которых мы сейчас повторим, они понадобятся нам для дальнейшей работы.

– К какому типу народной сказки ближе эта сказка?

– Прочитайте, что пишет А. С. Пушкин о волшебном зеркальце.

– Здесь мы видим особый ритм, характерный для народной поэзии, который создается повтором речевых конструкций. Найдите в тексте композиционный повтор.

– Кто отвел в лес молодую царевну?

– Как Пушкин написал это слово? Почему, разве это имя?

– Какую работу поручила выполнить царица Чернавке?

– Какой бы краской вы обозначили это поручение?

– Получается, что царица поручила Чернавке выполнить черную работу. А царевна верит в то, что Чернавка способна причинить ей зло?

– Оправдались ли надежды царицы на Чернавку и подозрение царевны?

– Почему же Чернавка не исполнила приказ? Есть ли у А. С. Пушкина ответ на этот вопрос?

– Царевна была спасена. Почему? Какая сила помогла ей?

– Дает ли А. С. Пушкин характеристику Чернавке? Есть ли в ней внешние и внутренние стороны?

Читают текст произведения. Отвечают
на вопросы.

Объясняют значения новых слов:

Сочельник – канун дня рождения Иисуса Христа.

Обедня – служба в церкви.

Персты – пальцы.

Своенравна – нрав, характер.

Сенная девушка – служанка.

Весть (что делать?) – увести.

– Главные герои сказки – царица-мачеха и царевна.

– В народной сказке положительные качества героя сочетаются с его красивой внешностью. Отрицательные качества сочетаются с безобразной.

– Мы может представить героинь сказки. А. С. Пушкин описывает своих главных героинь: мачеха – высока, бела, царевна – белолица, черноброва. Обеих героинь поэт рисует одинаково красивыми.

– Царевна молода, очень красива, скромна, добра, застенчива; она верна данному слову.

– Царица-мачеха красивая, умная, ревнивая, упрямая, капризная; она поступает так, как хочется ей, и совсем не думает о других; еще она хочет всегда оставаться самой красивой – от этого полностью зависит ее настроение и вся ее жизнь.

– Царица – отрицательная героиня, а царевна – положительная.

Учащиеся подтверждают сказанное примерами из текста.

Объясняют значения слов:

Нрав – характер, душевные качества.

Кроткий – незлобливый, покорный, смирный.

Гордый – сознающий свое превосходство.

Ломлива – от слова «ломаться», то есть кривляться, воображать о себе слишком много.

Своенравный – упрямый, капризный, поступающий так, как вздумается.

Ревнива – здесь: мучительно желающая быть лучшей.

– Сказка относится к волшебным. Волшебный предмет – зеркальце.

– «И царица хохотать… глядясь».

Читают диалог царицы и зеркальца.

– Чернавка – это служанка. Чернавка делает черную работу.

– Слово «Чернавка» написано с большой буквы. Называя ее с большой буквы, А. С. Пушкин как бы намекает на значительность Чернавки.

– Черной краской.

– Царевна догадалась и «до смерти испугалась».

– «Та в душе ее любя…»

– Сила – любящая душа Чернавки помогла Царевне.

– Внешнее описание – это работа Чернавки, внутренние – ее душа

Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату

IV. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание. 

Выполнить задание в рабочей тетради (с. 27). Составить кроссворд по произведению «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Внимательно слушают, задают уточняющие
вопросы

Принимать, сохранять учебные
задачи

V. Итог урока. Рефлексия

Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения, подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам:

– В поэтической сказке Пушкина есть ли та поэтичность, которая идет из народного творчества, народной сказки? Какой же вывод мы сделаем с вами? Какова главная мысль сказки?

– Каких же героев – положительных или отрицательных – больше в сказке?

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

– В сказке А. С. Пушкина есть рифма, ритм, характер, повтор речевых конструкций, композиционный повтор.

– В сказке есть главные герои: царица и царевна; герои бывают положительные (добрые) и отрицательные (недобрые); в сказке добро борется со злом; добро всегда побеждает

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

Конспект урока по литературному чтению УМК "Начальная школа 21 века" Тема урока: В. Драгунский "Он живой и светится"

Цель урока: познакомить с рассказом В. Драгунского "Он живой и светится", развивать навык осознанного, выразительного чтения, способствовать развитию познавательного интереса, уменияработать в коллект...

Конспект урока русского языка 2 класс УМК "Школа России". Урок-сказка.

Цели и задачи урока:Образовательные:- закрепить знания, умения, навыки учащихся о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.     2. Развивающие:- развивать...

Конспект урока по литературному чтению "Буква ь" Школа России

Структура урока «Открытие нового знания»                   КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ...

Конспект урока по литературному чтению "Рукавичка" ("УМК "Школа России", 1 класс)

Конспект урока по литературному чтению "Рукавичка" ("УМК "Школа России", 1 класс)...