конспекты уроков по литературному чтению 4 класс 1 полугодие Школа России
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему
конспекты уроков по литературному чтению в технологической карте 4 класс 1 полугодие "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pourochnye_plany_po_lit.cht_4_kl.zip | 892 КБ |
Предварительный просмотр:
Уроки 19–20. А. С. ПУШКИН
«СКАЗКА О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ»
Тип урока: освоение нового материала | ||
Педагогические задачи: создать условия для знакомства с произведением А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; проследить черты сходства и отличия «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина с народными и авторскими сказками, в которых есть сходные линии, отметить выразительность поэтических образов и красоту языка поэта | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: познакомятся с творчеством научатся: толковать значение слов литературной сказки, называть черты сходства и отличия «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина с народными и авторскими сказками, в которых есть сходные линии; отмечать выразительность поэтических образов и красоту языка поэта | Метапредметные: Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации в книге; ориентироваться в учебной и художественной литературе; выполнять самостоятельный и целенаправленный выбор книги на основе алфавитного и тематического каталогов; осуществлять поиск необходимой информации в произведении живописи (тема, главная мысль, композиция); наблюдать за словом в художественном тексте. Регулятивные: организовать работу по составлению плана урока (определить тему, цели и задачи урока); планировать действия по выполнению задач урока; оценивать выполненные действия, корректировать их. Коммуникативные: понимать правила взаимодействия в паре и группе | Личностные: проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в дискуссиях |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося | Формируемые способы деятельности учащегося |
I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Рассмотрите репродукции картин В. Поленова «Золотая осень» и И. Левитана «Вечерний звон». Какие выразительные средства используют художники, изображая осень? | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают стихотворения наизусть на оценку. – Удивительно сочно и емко переданы цвета и краски – волшебство проникло в плавные линии и изгибы водной глади, в небеса, нависающие над холмами, в лес и купол церквушки, оживляя и делая все это объемным и настоящим. Строгое великолепие окрестностей у берегов Оки притягивает взгляд – тепло последних осенних дней, кажется, стекает с полотна и разливается по залу. Солнечные зайчики и блики от воды заставляют щуриться и улыбаться, вспоминая такие же дни из своей жизни. Холмы, очерченные мягкими, текучими линиями, медленно исчезают, растворяются в безграничной дали. И только крохотная часть огромной равнины попадает в оттиск художника – и река, и деревья, и громады холмов, словно мазки какой-то большой, иной картины | Выделять существенную информацию. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта |
II. Сообщение темы урока. Определение целей | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова. – Какие виды сказок знаете? – Скажите, какая общая задача всех сказок? – К какой группе относится сказка, которую мы будем читать сегодня на уроке? – Что делает любую народную сказку поэтичной, похожей на поэтическое произведение? – А теперь поработаем над текстом авторской сказки и найдем ответ на такой вопрос: «В сказке А. С. Пушкина есть та поэтичность, которая идет из народного творчества, из народной сказки?» | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения. – Мы познакомимся со «Сказкой о мертвой царевне и о семи богатырях». – Сказки делятся на волшебные, о животных, бытовые. – Задача сказок – раскрыть и оценить характер, поступки, мысли и чувства человека. – Это авторская, волшебная сказка. – В народной сказке есть рифма, ритм, сюжет, особые речевые обороты, композиция, образные средства, волшебство превращения обычного в необычное, повторы | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Строить речевое высказывание в устной форме. Согласовывать усилия по решению учебной |
III. Чтение сказки по частям | Учитель и заранее подготовленные ученики читают текст сказки. Учитель проводит беседу по прочитанному произведению. – Объясните значения устаревших слов. – Каких главных героев в этой сказке можно выделить? Кто добрая героиня? Кто злая? – Как народная сказка представляет положительных и отрицательных героев? – Можем мы вместе представить главных героинь сказки А. С. Пушкина? – Что же вы можете сказать о царевне? Подтвердите свои слова примерами из текста. – Что можно сказать о царице-мачехе? – Ограничивается ли характеристика героинь только описанием их внешности? Говорит ли что-нибудь А. С. Пушкин об их характерах? – Пушкин представляет героинь одинаково красивыми, чтобы обратить наше внимание на их внутреннюю противоположность. – На карточках слова, значения которых мы сейчас повторим, они понадобятся нам для дальнейшей работы. – К какому типу народной сказки ближе эта сказка? – Прочитайте, что пишет А. С. Пушкин о волшебном зеркальце. – Здесь мы видим особый ритм, характерный для народной поэзии, который создается повтором речевых конструкций. Найдите в тексте композиционный повтор. – Кто отвел в лес молодую царевну? – Как Пушкин написал это слово? Почему, разве это имя? – Какую работу поручила выполнить царица Чернавке? – Какой бы краской вы обозначили это поручение? – Получается, что царица поручила Чернавке выполнить черную работу. А царевна верит в то, что Чернавка способна причинить ей зло? – Оправдались ли надежды царицы на Чернавку и подозрение царевны? – Почему же Чернавка не исполнила приказ? Есть ли у А. С. Пушкина ответ на этот вопрос? – Царевна была спасена. Почему? Какая сила помогла ей? – Дает ли А. С. Пушкин характеристику Чернавке? Есть ли в ней внешние и внутренние стороны? | Читают текст произведения. Отвечают Объясняют значения новых слов: Сочельник – канун дня рождения Иисуса Христа. Обедня – служба в церкви. Персты – пальцы. Своенравна – нрав, характер. Сенная девушка – служанка. Весть (что делать?) – увести. – Главные герои сказки – царица-мачеха и царевна. – В народной сказке положительные качества героя сочетаются с его красивой внешностью. Отрицательные качества сочетаются с безобразной. – Мы может представить героинь сказки. А. С. Пушкин описывает своих главных героинь: мачеха – высока, бела, царевна – белолица, черноброва. Обеих героинь поэт рисует одинаково красивыми. – Царевна молода, очень красива, скромна, добра, застенчива; она верна данному слову. – Царица-мачеха красивая, умная, ревнивая, упрямая, капризная; она поступает так, как хочется ей, и совсем не думает о других; еще она хочет всегда оставаться самой красивой – от этого полностью зависит ее настроение и вся ее жизнь. – Царица – отрицательная героиня, а царевна – положительная. Учащиеся подтверждают сказанное примерами из текста. Объясняют значения слов: Нрав – характер, душевные качества. Кроткий – незлобливый, покорный, смирный. Гордый – сознающий свое превосходство. Ломлива – от слова «ломаться», то есть кривляться, воображать о себе слишком много. Своенравный – упрямый, капризный, поступающий так, как вздумается. Ревнива – здесь: мучительно желающая быть лучшей. – Сказка относится к волшебным. Волшебный предмет – зеркальце. – «И царица хохотать… глядясь». Читают диалог царицы и зеркальца. – Чернавка – это служанка. Чернавка делает черную работу. – Слово «Чернавка» написано с большой буквы. Называя ее с большой буквы, А. С. Пушкин как бы намекает на значительность Чернавки. – Черной краской. – Царевна догадалась и «до смерти испугалась». – «Та в душе ее любя…» – Сила – любящая душа Чернавки помогла Царевне. – Внешнее описание – это работа Чернавки, внутренние – ее душа | Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату |
IV. Домашнее задание | Объясняет домашнее задание. Выполнить задание в рабочей тетради (с. 27). Составить кроссворд по произведению «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | Внимательно слушают, задают уточняющие | Принимать, сохранять учебные |
V. Итог урока. Рефлексия | Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения, подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам: – В поэтической сказке Пушкина есть ли та поэтичность, которая идет из народного творчества, народной сказки? Какой же вывод мы сделаем с вами? Какова главная мысль сказки? – Каких же героев – положительных или отрицательных – больше в сказке? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. – В сказке А. С. Пушкина есть рифма, ритм, характер, повтор речевых конструкций, композиционный повтор. – В сказке есть главные герои: царица и царевна; герои бывают положительные (добрые) и отрицательные (недобрые); в сказке добро борется со злом; добро всегда побеждает | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.
Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...
Конспект урока по литературному чтению УМК "Начальная школа 21 века" Тема урока: В. Драгунский "Он живой и светится"
Цель урока: познакомить с рассказом В. Драгунского "Он живой и светится", развивать навык осознанного, выразительного чтения, способствовать развитию познавательного интереса, уменияработать в коллект...
Конспект урока русского языка 2 класс УМК "Школа России". Урок-сказка.
Цели и задачи урока:Образовательные:- закрепить знания, умения, навыки учащихся о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. 2. Развивающие:- развивать...
Конспект урока .Обучение грамоте.1 класс .УМК "Школа России"Тема :" Чтение слов, предложений и текстов с буквой П . Логическое ударение. Диалог ."
quot; Чтение слов,предложений и текстов с буквой П"...
Конспект урока по литературному чтению "Буква ь" Школа России
Структура урока «Открытие нового знания» КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ...
Конспект урока по литературному чтению "Рукавичка" ("УМК "Школа России", 1 класс)
Конспект урока по литературному чтению "Рукавичка" ("УМК "Школа России", 1 класс)...