Рабочая программа по литературному чтению 3 класс
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Шилкова Марина Эдуардовна

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ЧАСТНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКАЯ ШКОЛА «КОСИНСКАЯ»

«СОГЛАСОВАНО»

Руководитель  МО

______________________

Протокол № 1

«30» августа 2016г.                        

«СОГЛАСОВАНО»

Зам.директора по УВР

____________________

Ганеева В.Н.

«30» августа 2016г.                        

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор ЦПШ «Косинская»

__________________________

Запорожченко Е.В.

«31» августа 2016г.                        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса «Литературное чтение»

3 класс

 2016-2017 учебный год

                                                    Составитель:

Шилкова Марина Эдуардовна,

                                                                            учитель начальных классов

Москва, 2016 год

            Раздел I. Пояснительная записка.

         Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования, Примерной  основной образовательной программы ОУ (Программы отдельных предметов: литературное чтение), рабочей программы  по литературному чтению     Л.Ф. Климановой  и  М.В. Бойкиной    (Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение: Рабочие программы: 1-4 классы – М.: Просвещение, 2011). 

        Рабочая  программа по литературному чтению представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; учебно-методические средства обучения; календарно-тематическое планирование.

Цели обучения:

 Изучение литературного чтения    направлено на достижение следующих целей:

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной           отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического           отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений           вести диалог, выразительно читать  и рассказывать, импровизировать;

овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге,           потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта   младших школьников, формирование представлений о добре и  зле, справедливости и честности,  развитие  нравственных   чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.

Реализация цели рабочей программы осуществляется в процессе выполнения следующих задач:

- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное  произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

- учить чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;

- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей;

- обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

-обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;

- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;

- работать с различными типами текстов;

- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

Программа направлена на формирование учебно-управленческих умений и навыков, учебно-коммуникативных, учебно-информационных умений и навыков, развитие логического мышления на основе формирования умений сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы, анализировать, сопоставлять.

          Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса Климановой Л.Ф., Бойкиной М.В.

УМК состоит из:

  1. учебник: Климанова Л.Ф. , Горецкий В.Г.,  Голованова М.В. Литературное чтение: Учебник:  3 класс: В 2ч. – М.: Просвещение 2012.
  2. рабочая тетрадь: Бойкина М. В., Виноаградская Л. А.Литературное чтение: Рабочая тетрадь: 3 класс – М.:Просвещение, 2014.
  3. программа: Климанова Л.Ф., Бойкина М.В.Литературное чтение: Рабочие программы: 1-4 классы – М.:Просвещение, 2011.
  4. Аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой: 3 класс.

Учебно-методический комплекс входит в федеральный перечень учебников на 2013/2014 учебный год и рекомендован (утвержден) МО РФ

   В основе построения программы лежат принципы единства, преемственности, вариативности, выделения понятийного ядра, деятельностного подхода, системности, что направлено на достижение целей начального образования.

         В соответствии с  учебным планом НОУ Церковно-приходская школа «Косинская» на изучение предмета литературное чтение в 3 классе отводится 3 часа в неделю, 102 часа в год.

Раздел II. Требования к уровню подготовки учащихся

Результаты изучения курса:

Предметные

Учащиеся научатся:

Виды речевой и читательской деятельности

  • осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания   о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников,  делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
  • употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему;
  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений,  выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
  • понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;
  • рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм
  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника).
  • осуществлять переход с  уровня событий  восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
  • задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
  • делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством  учителя план;
  • находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров;  делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;
  • пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать значимость великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения.
  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия), присущие практически всем российским гражданам; эстетически воспринимать произведения литературы, замечать красивое образное слово в поэтическом тексте,  понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий и неожиданный образ.
  • участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, иллюстрирующие образец нравственного поведения;
  • формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей  прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
  • делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план для пересказа,  продумывать связки для соединения частей.
  • домысливать образ, данный автором лишь намёком, набросанный некоторыми штрихами, создавать словесный портрет на основе авторского замысла.
  • выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.).
  • находить в произведениях средства художественной выразительности (сравнение, эпитет).
  • готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке; пользоваться предметным и систематическим каталогом в школьной библиотеке.

Учащиеся научатся:

Творческая деятельность

  • сочинять свои произведения  малых жанров устного народного творчества  в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
  • писать  небольшие по объему сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека, по пословице, по аналогии с прочитанным текстом – повествованием.
  • пересказывать содержание произведения  выборочно и сжато.
  • сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности русского человека, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план;  соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;
  • составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов).
  • подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки,  высказывания мудрецов, известных писателей, артистов, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему «Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.; участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящаемых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях.
  • писать отзыв на прочитанную книгу.

Учащиеся научатся:

Литературоведческая пропедевтика

  • понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
  • определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;
  • понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте.
  • осмыслять специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства различия и сходства.
  • находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
  • определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.

        

Метапредметные

Регулятивные УУД

  • Формулировать учебную задачу урока в минигруппе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей. Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.).
  • Составлять план работы по решению учебной задачи урока в минигруппе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока. Выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов. Оценивать свои достижения и результаты  сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.).
  • Определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме?Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока. Фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «-», «?»).
  • Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал  и знаковой системы («+» и «-», «?»).  Фиксировать причины неудач в устной форме в  группе или паре. Предлагать варианты устранения причин неудач на уроке. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

Познавательные УУД

  • Считывать информацию с новых, ещё неизвестных схем и моделей, толковать их, осознавать их необходимость для фиксации собственных знаний и умений.
  • Анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности.Замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах.Сравнивать  и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ).Сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника. Подбирать к тексту репродукции картин художника и фрагменты музыкальных произведений из дополнительных источников. Отбирать из ряда пословиц (поговорок) нужные для фиксации смысла произведения. Сравнивать мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива.Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7-8 предложений.
  • Осознавать сущность и   значение русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстова, Крылова  и др.) как часть русской национальной культуры.
  • Осознавать смысл межпредметных понятий: типы текстов (повествование, описание), авторский замысел, авторское отношение, автор-рассказчик, лирический герой, изобразительно-выразительные средства языка (сравнение и эпитет), художник-живописец, репродукция картины художника, композитор, музыкальное произведение, первые печатные книги на Руси, сказки народные и литературные.
  • Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий. Предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей.
  • Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Коммуникативные УУД

  • Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 7-8 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Осознавать цель своего высказывания. Пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией. Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы.
  • Строить связное высказывание из  7-8 предложений по выбранной теме. Оформлять 3-4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания.
  • Проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента. Объяснять сверстникам способы конструктивности и продуктивности бесконфликтной деятельности.
  • Отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения. Выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении. Опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий.
  • Формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции. Вырабатывать в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения). Оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям. Вырабатывать критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм. Руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения.
  • Объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации. Приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений.
  • Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет, периодику и СМИ.
  • Готовить небольшую презентацию (6-7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы,  модели и пр.). Озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.

Личностные

  • Понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, пословицах и поговорках.
  • Ценить и уважать писателей и поэтов, выражающих свои чувства к Родине через художественное слово, составлять рассказы о них, предавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним. Собирать о таких поэтах и писателях информацию, создавать свои  альбомы (проекты), посвящённые художникам слова, с гордостью пишущих о своей Родине.
  • Называть произведения, фамилии и имена писателей/поэтов (5-6), пишущих о своей Родине, в том числе и зарубежных.
  • Знать наизусть 2-3 стихотворения о Родине, красоте её природы, читать их выразительно, передавая самые позитивные чувства к своей Родине.
  • Предлагать формы и варианты проявления своих чувств по отношению к Родине (н-р, в стихах, в рассказах, в песнях, в поборе иллюстраций и фотографий и т.д.)
  • Находить произведения УНТ, произведения писателей и поэтов других народов, читать их, знакомить с ними слушателей (класс), находить общее с русской культурой, осознавать общность нравственных ценностей.
  • Делиться чувствами, в том числе и негативными в корректной форме, искать причины своих негативных чувств, объяснять, почему то или иное высказывание собеседника вызывает раздражение или агрессию. Предлагать способы выхода из конфликтных ситуаций.
  • Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников.
  • Посещать по своему желанию библиотеку (реальную или виртуальную) для подготовки к урокам литературного  чтения.
  • Предлагать варианты литературно-творческих работ (литературных проектов, тем для сочинений и др.).
  • Предлагать собственные правила работы в группе и на уроке в зависимости от формы урока, предлагать варианты санкций за нарушение правил работы в группе или коллективной работы на уроке.
  • Фиксировать собственные неудачи по выполнению правил, задумываться над причинами.
  • Пользоваться разнообразными формами самооценивания и взаимооценивания на уроке, понимать, что входит в критерии оценивания той или иной деятельности на уроке.
  • Осознавать, что свобода всегда связана с ответственностью за свои поступки, что быть свободным, это значит выбирать из многих альтернатив на основе морали и нравственных принципов.
  • Анализировать причины безответственного и несамостоятельного поведения литературных героев, делать на основе этого выводы, соотносить их с нормами морали и нравственности.
  • Переносить примеры ответственного и самостоятельного поведения в свой личный жизненный опыт, объяснять необходимость использования готовой модели поведения для своего самосовершенствования
  • Самостоятельно выполнять домашнее задание по литературному чтению.
  • Сознательно расширять свой личный читательский опыт в области поэзии, осознавая, что поэзия открывается лишь тому, кто её чувствует и понимает, часто к ней обращается.
  • Понимать назначение изобразительно-выразительных средств в литературных произведениях, в частности сравнений и эпитетов.
  • Осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств, автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений.
  • Находить необычные сравнительные обороты, необычные эпитеты, испытывать при этом чувство радости и удовольствия от того, что заметил, отличил, зафиксировал оригинальность автора, (по сути, сделал открытие в литературном произведении).
  • Осознавать эстетическую ценность каждого изучаемого произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения (взгляда на жизнь, на её проявления, события и пр.).
  • Применять морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносить с вариантом нравственного выбора, который делает литературный герой какого-либо произведения.
  • Строить морально-этическое суждение из 7-8 предложений на основе моральных понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения.
  • Предлагать свой альтернативный вариант решения морально-нравственной дилеммы.
  • Приводить примеры пословиц и поговорок, отражающих нравственные ценности своего народа.
  • Проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в спорах и дискуссиях. Знать правила ведения дискуссии, подбирать примеры из литературных произведений для доказательства продуктивности бесконфликтного поведения для решения общих задач.
  • Применять в своих высказываниях пословицы и поговорки, отражающие суть бесконфликтного поведения, показывать на их примерах  эффективность такой модели поведения.
  • Знать комплекс упражнений, снимающих напряжение с глаз и туловища, проводить его в классе по просьбе учителя.
  • Осознавать ценность здоровья для своего будущего, более успешного достижения учебных целей.
  • Находить примеры в литературных произведениях, в которых автор рассказывает о шутках, детских забавах и отдыхе ребят. Осознавать значение юмора для отдыха, находить подтверждение этому в литературных текстах. Проявлять стремление осуществлять активный отдых, чередовать виды деятельности.

Оценка знаний и умений обучающихся проводится в форме итоговой контрольной работы/ проекта.

Раздел III. Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование темы

Кол-во

часов

Из них

Проекты

Контрольные работы /тесты

1.

Введение. Самое великое чудо на свете

3

0

0

2.

Устное народное творчество

9

0

0

3.

Поэтическая тетрадь 1

10

1

1

4.

Великие русские писатели

17

0

0

5.

Поэтическая тетрадь 2

6

0

1

6.

Литературные сказки

9

0

1

7.

Были и небылицы

7

0

0

8.

Поэтическая тетрадь 1

4

0

0

9.

Люби живое

13

0

0

10.

Поэтическая тетрадь 2

6

0

1

11.

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок

9

0

0

12.

По страницам детских журналов

5

0

1

13.

Зарубежная литература

4

1

0

ИТОГО:

102

2

5

Раздел V. Учебно-методические средства обучения.

  1. Учебно-методическая литература.
  • Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1- 4 классы.
  • Климанова Л.Ф. , Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение: Учебник: 3 класс: В 2ч. – М.: Просвещение, 2012Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2 / (сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская).
  • Бойкина М. В., Виноградская Л. А. Литературное чтение: Рабочая тетрадь: 3 класс. – М.: Просвещение, 2014
  • Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение. Поурочные разработки. 3 класс.
  • Полозова Т.Д. Как сформировать читательскую активность.
  • Чутко Н.Г. Формирование познавательной активности у младшего школьника.

       2. Учебные и справочные пособия. Словари по русскому языку.

  • Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с программой по литературному чтению.
  • Детские книги разных типов из круга детского чтения. Портреты поэтов и писателей.

                  3. Перечень средств обучения (+ интернет-ресурсы)

  • Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.
  • Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).
  • Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).

Раздел IV. Содержание тем учебного курса.

ВВЕДЕНИЕ  

«САМОЕ ВЕЛИКОЕ ЧУДО НА СВЕТЕ»  

Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.

 знать:

- структуру учебника;

- приёмы ориентирования в       учебнике;

-историю создания книг;

-отличия рукописной и печатной книги.

уметь:

- различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, аннотации, иллюстрация);

- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

«УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

Русские народные песни.

Докучные сказки. Произведения прикладного искусства.

Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.

Иван – царевич и серый волк.

Сивка – бурка.

знать:

  • виды сказок и их структуру;
  • различные произведения устного народного творчества и прикладного искусства;

уметь:

  • приводить примеры произведений фольклора
  •  (пословицы, загадки, сказки);
  • читать осознанно текст;
  •  определять тему, главную мысль произведения;
  • пересказывать текст.

«ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 1»  

Ф.Тютчев «Весенняя гроза».

Ф.Тютчев «Листья».

А.Фет «Мама! Глянь – ка из окошка…».

И.Никитин «Степь моя»

И.Никитин «Встреча зимы».

И.Суриков «Детство».

И.Суриков «Зима».

знать:

- названия, основное содержание изученных литературных произведений;

- имена, фамилии их авторов;

 - основные литературоведческие понятия: рифм, рифма;

 - изобразительные художественные средства: сравнения, эпитеты.

уметь:

-читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

 - находить  в тексте слова и выражения для изображения

действующих лиц, природы и описания событий;

 - понимать образные выражения, используемые в произведениях.

«ВЕЛИКИЕ РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ»

А.Пушкин «Уж небо осенью дышало…»

А.Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер»

А.Пушкин «Сказка о царе Салтане».

И.Крылов «Мартышка и очки».

И.Крылов «Зеркало и обезьяна», «Мартышка и очки»

И.Крылов «Ворона и лисица».

М.Лермонтов «Горные вершины».

М.Лермонтов «На севере диком стоит одиноко…»

М.Лермонтов «Утес», «Осень».

Детство Л.Толстого.

Л.Толстой «Акула».

Л.Толстой «Прыжок».

Л.Толстой «Лев и собачка».

Л.Толстой «Какая бывает роса на траве».

знать:

- названия, основное содержание изученных литературных произведений;

- имена, фамилии их авторов;

 уметь:

- заучивать стихотворения с помощью иллюстрации и опорных слов;

- выразительно читать по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой);

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;

 - читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);  

-определять тему и главную мысль произведения;

-пересказывать текст;

- приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;

 -аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения.

«ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 2»  

Н.Некрасов «Славная осень!»

Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

К.Бальмонт «Золотое слово».

И.Бунин «Детство», «Полевые цветы».

знать:

- названия, основное содержание изученных литературных произведений;

- имена, фамилии их авторов;

 - основные литературоведческие понятия: рифм, рифма;

 - изобразительные художественные средства.

 уметь:

-отвечать на вопросы по содержанию произведения;

-характеризовать выразительные средства;

-читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

- заучивать стихотворение с помощью иллюстраций и опорных слов;

- выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой).

«ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ»

Д.Мамин – Сибиряк «Аленушкины сказки».

Д.Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца…»

В.Гаршин «Лягушка – путешественница».

В.Одоевский «Мороз Иванович».

знать:

-названия, основное содержание изученных литературных произведений;

- отличие литературной сказки от фольклорной;

- имена, фамилии их авторов;

уметь:

-составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

- оценивать события, героев произведения;

-создавать небольшой устный текст на заданную тему;

- различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня),

 сказки народные и литературные;

- восстанавливать  авторский  текст по опорным словам;

- соотносить пословицы с характеристикой  героя произведения 

«БЫЛИ – НЕБЫЛИЦЫ» 

М.Горький «Случай с Евсейкой».

К.Паустовский «Растрепанный воробей».

А.Куприн «Слон».

знать:

-названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

- отличие литературной сказки от фольклорной;

уметь:

-составлять небольшое монологическое высказывание с опорой

 на авторский текст;

- оценивать события, героев произведения

-воспринимать на слух и понимать художественные произведения

 разных жанров;

-передавать их содержание по вопросам;

- уметь различать жанры художественных произведений.

«ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 1»   

С.Черный «Воробей», «Слон».

А.Блок «Сны», «Ворона», Ветхая избушка».

С.Есенин «Черемуха

знать:

- названия, основное содержание изученных литературных произведений;

- имена, фамилии их авторов;

 - основные литературоведческие понятия: рифм, рифма;

 - изобразительные художественные средства.

 уметь:

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

 - читать вслух текст, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;

-читать стихотворные произведения наизусть.

«ЛЮБИ ЖИВОЕ» 

М.Пришвин «Моя Родина».

И.Соколов-Микитов «Листопадничек».

В.Белов «Малька провинилась», «Ещё раз про Мальку».

В.Бианки «Мышонок Пик».  

Б.Житков «Про обезьянку».

В.Дуров «Наша Жучка».

В.Астафьев «Капалуха».

В.Драгунский «Он живой и светится…»

знать:

-основное содержание текста, их авторов;

 - стили текстов, их различия.

уметь:

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);

- уметь пересказывать текст;

-составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

-создавать небольшой устный текст на заданную тему.

«ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 2» 

С.Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной…».

А.Барто «Разлука», «В театре».

С.Михалков «Если», «Рисунок».

Е. Благинина «Кукушечка», «Котенок».

знать:

-названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов

- имена, фамилии их авторов;

 - основные литературоведческие понятия: ритм, рифма;

 - изобразительные художественные средства.

уметь:

-  читать стихотворные произведения наизусть (по выбору)

- выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой).

«СОБИРАЙ ПО ЯГОДКЕ – НАБЕРЕШЬ КУЗОВОК»

Б.Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

А.Платонов «Цветок на земле».

М.Зощенко «Золотые слова».

М.Зощенко «Великие путешественники».

Н.Носов «Федина задача».

Н.Носов «Телефон».

В.Драгунский « Друг детства».

знать:

-названия, основное содержание изученных литературных  произведений, их авторов

- понимать эмоционально-нравственных переживания героев  произведений;

уметь:

-участвовать в диалоге при обсуждении произведения;

-строить небольшие монологические высказывания: рассказ о своих впечатлениях по прочитанному произведению (о героях, событиях)

- участвовать в литературных играх (инсценирование);

-оценивать события, героев произведения;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое произведения, событии).

«ПО СТРАНИЦАМ ДЕТСКИХ ЖУРНАЛОВ»

Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»

Ю.Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели».

Г.Остер «Вредные советы».

Г.Остер «Как получаются легенды».

Р.Сеф «Веселые стихи».

знать:

-названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

- названия нескольких детских периодических изданий;

- отличие журналов от книги.

уметь:

- читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;

-читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

-создавать небольшие письменные ответы на поставленный вопрос по прочитанному произведению;

- ориентироваться  в журналах.

«ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА»

Мифы Древней Греции

Г.-Х.Андерсен «Гадкий утенок»

знать:

-названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

уметь:

-самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова (выборочное чтение);

- инсценировать и пересказывать полюбившиеся эпизоды;

-проявлять артистичность, эмоциональность, выразительность при чтении и инсценировании зарубежной литературы;

- создавать письменные ответы на поставленные вопросы;

-выделять в тексте главное, анализировать, находить ответы на вопросы;

-четко, ясно, развернуто излагать свои мысли в устной и письменной форме.


Раздел VI.

Календарно-тематическое  планирование уроков  литературного чтения, 3 класс (3 часа в неделю, 102 часа в год)

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Практикум, виды контроля, измерители

Планируемые результаты освоения материала

Домашнее задание

Дата проведения

Примечание

План

Факт

Раздел 1. Самое великое чудо на свете (3 ч.)

1

1

Введение.

Рукописные книги Древней Руси. Составление рассказа по вопросам.

1

комбинированный

изучение нового материала, фронтальная

фронтальный, индивидуальный опрос

знать:

- структуру учебника;

- приёмы ориентирования в       учебнике;

-историю создания книг;

-отличия рукописной и печатной книги.

Вн/чт

  • структуру любой книги;
  • приемы ориентирования в любой книге.

уметь:

- различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, аннотации, иллюстрация);

- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

1).с.7, в.1,2;

2)подобрать доп.материал о первопечатнике Иване Фёдорове

02.09

2

2

Первопечатник Иван Фёдоров. Особенности ролевого чтения при передаче эмоционального состояния героя.

1

изучение нового материала

изучение нового материала, фронтальная

фронтальный, индивидуальный опрос

1).составление рассказа на основе иллюстраций с.8-9;

2).с.10-12, пересказ

04.09

3

3

Вн.чтение. Любимая книга, прочитанная летом. Организация выставки книг.

1

комбинированный

индивидуальная

фронтальный, индивидуальный опрос

Подобрать произведения устного народного творчества (разных видов)

07.09

Раздел 2. Устное народное творчество (9 ч.)

4

1

Устное народное творчество. Русские народные песни.

1

урок с использованием ТСО

изучение нового материала, фронтальная

фронтальный, индивидуальный опрос

знать:

  • виды сказок и их структуру;
  • различные произведения устного народного творчества.

уметь:

  • приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
  • читать осознанно текст;
  •  определять тему, главную мысль произведения;
  • пересказывать текст.

С.14-17, выуч. на выбор

09.09

5

2

Малые фольклорные жанры. Докучные сказки.

1

изучение нового материала

изучение нового материала, фронтальная

фронтальный, индивидуальный опрос

1).С.20-21, рассказ о народ.промыслах;

2) сочинить докучную сказку

11.09

6

3

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Обучение анализу сказки.

1

Урок

с использованием ТСО

изучение нового материала, фронтальная, индивидуальная

фронтальный, индивидуальный опрос

С.27, в.2,7

14.09

7

4

Вн.чтение. Устное народное творчество. Взаимосвязь фольклорных жанров.

1

комбинированный

фронтальная, индивидуальная

фронтальный, индивидуальный опрос

Русские народные сказки, иллюстрации к ним

16.09

8

5

Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк». Словесное составление портретов героев сказки.

1

Урок

с использованием ТСО

изучение нового материала, фронтальная

фронтальный, индивидуальный опрос

С.28-38, составить план, пересказ по плану

18.09

9

6

Вн.чтение. Русские народные сказки. Соотнесение иллюстраций с произведениями.

1

комбинированный

индивидуальная, фронтальная

фронтальный, индивидуальный опрос

Сказки народов мира (2-3)

21.09

10

7

Русская народная сказка «Сивка-бурка».

1

изучение нового материала

изучение нового материала, фронтальная

фронтальный, индивидуальный опрос

С.40-49, пересказ

22.09

11

8

 Вн.чтение. Сказки народов мира. Сравнительная характеристика русских и зарубежных народных сказок.

1

комбинированный

фронтальная, индивидуальная

фронтальный, индивидуальный опрос

Стихи русских поэтов, посвящённые осени

25.09

12

9

Обобщающий урок по теме: «Устное народное творчество». Урок – КВН.

1

обобщающий

обобщение изученного, групповая

фронтальный

1).С.56-57, сост.рассказ о старинных вещах и их предназначении;

2).С.58, сост.рассказ об одном из художников-иллюстраторов

28.09

Раздел 3. Поэтическая тетрадь № 1 (10 ч.)

13

1

Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза». Особенности поэтического языка. Образные средства.

1

Изучение нового материала

изучение нового материала, фронтальная

фронтальный, индивидуальный опрос

знать:

- названия, основное содержание изученных литературных произведений;

- имена, фамилии их авторов

 - основные литературоведческие понятия: рифм, рифма;

 - изобразительные художественные средства: сравнения, эпитеты.

уметь:

-читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

 - находить  в тексте слова и выражения для изображения действующих лиц, природы и описания событий;

 - понимать образные выражения, используемые в произведениях.

С.62, наизусть

29.09

14

2

Ф.И.Тютчев «Листья». Сравнительный анализ стихотворений.

1

Изучение нового материала

изучение нового материала, фронтальная, индивидуальная

фронтальный, индивидуальный опрос

1).С.63, выразит.чтение;

2).С.63, в.4,сост. творческий рассказ

02.10

15

3

Вн.чтение. Стихи русских поэтов об осени. Взаимосвязь поэзии, музыки и живописи.

1

комбинированный

индивидуальная

фронтальный, индивидуальный опрос

Стихи  для детей (С.Михалков, С.Маршак, Е.Благинина и др.)

05.10

16

4

А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь…». Образные средства языка: эпитеты, сравнения, метафоры.

1

Изучение нового материала

изучение нового материала, фронтальная

фронтальный, индивидуальный опрос

С.64-65, иллюстрация к стихотворению (по выбору)

06.10

17

5

И.С.Никитин «Полно, степь моя, спать…». Составление описания картин природы.

1

Изучение нового материала

изучение нового материала, фронтальная

фронтальный, индивидуальный опрос

С.66-67, выразит. чтение

09.10

18

6

И.С.Никитин «Встреча зимы». Создание динамичности картин при помощи поэтической речи.

1

Изучение нового материала

изучение нового материала, фронтальная

фронтальный, индивидуальный опрос

С. 68-71, в.5

12.10

19

7

Вн.чтение. Стихи поэтов-классиков для детей. Конкурс чтецов.

1

комбинированный

индивидуальная

фронтальный, индивидуальный опрос

Литературные стихи-сказки

13.10

20

8

И.З.Суриков «Детство». Работа над интонацией в зависимости от содержания стихотворного текста.

1

Изучение нового материала

изучение нового материала, фронтальная

фронтальный, индивидуальный опрос

С.72, отрывок наизусть

16.10

21

9

И.З.Суриков «Зима». Наблюдение над языковыми средствами выразительности языка.

1

Изучение нового материала

изучение нового материала, фронтальная, индивидуальная

фронтальный, индивидуальный опрос

С. 80, в.8, 10

19.10

22

10

Образ русской природы в произведениях поэтов. Обобщение изученного материала. Тест.

1

контрольно-обобщающий

обобщение изученного, контроль, индивидуальная

тест

подготовить литературные стихи сказки

20.10

Раздел 4. Великие русские писатели (17 ч.)

23

1

Вн.чтение. Литературные стихи-сказки.

1

комбинированный

индивидуальная

фронтальный, индивидуальный опрос

знать:

- названия, основное содержание изученных литературных произведений;

- имена, фамилии их авторов

 уметь:

- заучивать стихотворения с помощью иллюстрации и опорных слов;

- выразительно читать по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой);

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;

 - читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);  

-определять тему и главную мысль произведения;

-пересказывать текст;

- приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;

 -аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения.

А.С.Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»

23.10

24

2

А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета». Особенности поэтических образов русской природы.

1

Изучение нового материала

изучение нового материала, фронтальная

фронтальный, индивидуальный опрос

1).С.84-87, выразит.чтение;

2).найти другие стихотворения поэта об осени

26.10

25

3

А.С.Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер». Сравнительный анализ произведений.

1

Изучение нового материала

изучение нового материала, фронтальная

фронтальный, индивидуальный опрос

С.88-91, наизусть (по выбору)

27.10

26

4

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…».

1

Изучение нового материала

изучение нового материала, фронтальная

фронтальный, индивидуальный опрос

с. 229, отв. на вопр.

30.10

27

5

 Вн.чтение. Сказки А.С.Пушкина. Викторина «В гостях у сказки».

1

комбинированный

групповая, индивидуальная

фронтальный, индивидуальный опрос

 Стихи разных народов по разной тематике

09.11

28

6

И.А.Крылов «Мартышка и очки». Жанровые особенности басни.

1

урок с использованием ТСО

изучение нового материала, фронтальная

фронтальный, индивидуальный опрос

С.134, наизусть

10.11

29

7

Вн.чтение. «Что говорят стихи?» Урок - учебный диалог.

1

комбинированный

индивидуальная, групповая

фронтальный, индивидуальный опрос

Стихи о природе; подобрать совпадающие по настроению др.виды искусства (живопись, музыка, архитектура)

13.11

30

8

И.А.Крылов «Зеркало и обезьяна», «Ворона и Лисица». Сопоставление басни и произведений устного народного творчества (пословицы, сказки и др.)

1

урок с использованием ТСО

изучение нового материала, фронтальная

фронтальный, индивидуальный опрос

С.136-137, чтение в лицах

17.11

31

9

М.Ю.Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком…». Скрытый, переносный смысл произведений поэта.

1

Изучение нового материала

изучение нового материала, фронтальная

фронтальный, индивидуальный опрос

С.144, выразительное чтение

20.11

32

10

Вн.чтение. Взаимосвязь поэзии и  искусства (музыка, живопись, архитектура).

1

комбинированный

индивидуальная

фронтальный, индивидуальный опрос

Произведения Л.Н.Толстого для детей; краткий пересказ прочитанного

23.11

33

11

М.Ю.Лермонтов «Утёс», «Осень». Роль образных средств языка в поэзии.

1

Изучение нового материала

изучение нового материала, фронтальная

фронтальный, индивидуальный опрос

С.144-147, наизусть (по выбору)

24.11

34

12

Л.Н.Толстой «Детство». Анализ содержания произведения.

1

Изучение нового материала

изучение нового материала, фронтальная

фронтальный, индивидуальный опрос

С.150-151,

1).пересказ текста

2).пересказ от третьего лица

27.11

35

13

Л.Н.Толстой «Акула», «Прыжок». Особенности составления плана.

1

Изучение нового материала

изучение нового материала, фронтальная

фронтальный, индивидуальный опрос

С.152-159, пересказ по плану (на выбор); подготовка проектов к обобщающему уроку

30.11

36

14

Вн.чтение. Произведения Л.Н.Толстого для детей. Составление аннотаций к произведениям.

1

комбинированный

индивидуальная

фронтальный, индивидуальный опрос

Энциклопедии и справочная литература для детей, составление аннотаций к прочитанному

01.12

37

15

Л.Н.Толстой «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» Обоснование взаимосвязи главной мысли и концовки рассказа.

1

Изучение нового материала

изучение нового материала, фронтальная

фронтальный, индивидуальный опрос

 С.160-161, творческий пересказ с изменением концовки; подготовка проектов к обобщ.уроку

04.12

38

16

Вн.чтение. «Что? Где? Когда?». Справочная литература и энциклопедии для детей.

1

комбинированный

индивидуальная

фронтальный, индивидуальный опрос

 Е.Чарушин «Томкины сны» и др.

07.12

39

17

Обобщающий урок по теме: «Великие русские писатели». Урок – защита творческих проектов.

1

обобщающий

обобщение изученного материала, групповая

защита проектов

подготовить отчет о защите проектов

08.12

Раздел 5. Поэтическая тетрадь № 2 (6 ч.)

40

1

Н.А.Некрасов «Славная осень!», «Не ветер бушует над бором…». Работа над интонированием произведений.

1

Изучение нового материала

изучение нового материала, фронтальная

фронтальный, индивидуальный опрос

знать:

- названия, основное содержание изученных литературных произведений;

- имена, фамилии их авторов;

 - основные литературоведческие понятия: рифм, рифма;

 - изобразительные художественные средства.

 уметь:

-отвечать на вопросы по содержанию произведения;

-характеризовать выразительные средства;

-читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

- заучивать стихотворение с помощью иллюстраций и опорных слов;

- выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой).

С. 169, отрывок наизусть

11.12

41

2

Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». Обучение творческому пересказу (перевод поэтического текста в прозаический).

1

Изучение нового материала

изучение нового материала, фронтальная

фронтальный, индивидуальный опрос

С.170-172, творческий пересказ

14.12

42

3

 Вн.чтение. Произведения Е.Чарушина. Развитие наблюдательности в процессе работы над текстом.

1

комбинированный

индивидуальная

фронтальный, индивидуальный опрос

Сказки Д.Мамина-Сибиряка, С.Аксакова

15.12

43

4

К.Д.Бальмонт «Золотое слово». Работа над выразительным чтением.

1

Изучение нового материала

изучение нового материала, фронтальная

фронтальный, индивидуальный опрос

С.173, рисунки времён года (в олицетворении)

18.12

44

5

И.А.Бунин. «Детство», «Полевые цветы». Анализ лирических произведений.

1

Изучение нового материала

изучение нового материала, фронтальная

фронтальный, индивидуальный опрос

С.174-177, наизусть (по выбору)

21.12

45

6

Обобщение по теме: «Русская поэзия». Творческая мастерская. Тест.

1

контрольно-обобщающий

обобщение изученного материала, контроль

тест

1).подобрать рифмы к данным;

2).сочинить стихотворение о природе

22.12

Раздел 6. Литературные сказки (9 ч.)

46

1

Вн.чтение. Литературные сказки. Нравственные уроки произведений.

1

комбинированный

индивидуальный

фронтальный, индивидуальный опрос

знать:

-названия, основное содержание изученных литературных произведений;

- отличие литературной сказки от фольклорной;

- имена, фамилии их авторов;

уметь:

-составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

- оценивать события, героев произведения;

-создавать небольшой устный текст на заданную тему;

- различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), сказки народные и литературные;

- восстанавливать  авторский  текст по опорным словам;

- соотносить пословицы с характеристикой  героя произведения.

П.Бажов «Синюшкин колодец», «Огневушка-поскакушка»

25.12

47

2

Д.Н.Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки». Взаимосвязь литературной и народной сказки.

1

Изучение нового материала

изучение нового материала, фронтальная

фронтальный, индивидуальный опрос

С.183-187, знакомство с текстом

28.12

48

3

Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца…». Характеристика главных героев сказки.

1

Изучение нового материала

изучение нового материала, фронтальная

фронтальный, индивидуальный опрос

С.187, в.5, сост.рассказ о Зайце

29.12

49

4

В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница».

1

Изучение нового материала

изучение нового материала, фронтальная

фронтальный, индивидуальный опрос

С.188-195, 1).деление на части;

2).чтение в лицах

12.01

50

5

Вн.чтение. Литературные сказки. Самобытность сказок П.Бажова. Обучение умению рассказывать сказки.

1

комбинированный

индивидуальная

фронтальный, индивидуальный опрос

Стихи русских поэтов о зиме, 1 наизусть

15.01

51

6

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». Сопоставление с русской народной сказкой «Морозко».

1

Изучение нового материала

изучение нового материала, фронтальная

фронтальный, индивидуальный опрос

с. 208, отв. на вопр.

18.01

52

7*

Вн.чтение. Идёт красавица – Зима… Стихи русских поэтов о зиме. Экскурсия.

1

комбинированный

индивидуальная

фронтальный, индивидуальный опрос

К.Д.Паустовский «Дремучий медведь», «Кот-ворюга»

19.01

53

8

Обобщение и систематизация материала. Проверка навыков чтения.

1

контрольно-обобщающий

обобщение изученного материала, контроль

проверка навыков чтения

подготовить произведения К.Д. Паустовского

22.01

54

9

Вн.чтение. Произведения К.Д.Паустовского. Мир природы глазами писателя.

1

комбинированный

индивидуальная

фронтальный, индивидуальный опрос

Журналы для детей, составление аннотации

25.01

Раздел 7 . Были-небылицы (7 ч.)

55

1

М.Горький «Случай с Евсейкой». Характеристика главного героя.

1

Изучение нового материала

изучение нового материала, фронтальная

фронтальный, индивидуальный опрос

знать:

-названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

- отличие литературной сказки от фольклорной;

уметь:

-составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

- оценивать события, героев произведения

-воспринимать на слух и понимать художественные произведения разных жанров;

-передавать их содержание по вопросам;

- уметь различать жанры художественных произведений.

1).С.4-11, чтение в лицах;

2).С.11, в.3, сост.описание морских существ

26.01

56

2

К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей».

1

Изучение нового материала

изучение нового материала, фронтальная

фронтальный, индивидуальный опрос

С.18-24, чтение, в.2

29.01

57

3

Вн.чтение. Современные детские журналы. Экскурсия в библиотеку.

1

комбинированный

индивидуальная

фронтальный, индивидуальный опрос

Рассказы А.И.Куприна

01.02

58

4

А.И.Куприн «Слон». Тема и проблема произведения.

1

Изучение нового материала

изучение нового материала, фронтальная

фронтальный, индивидуальный опрос

С.33-40, выписать непонятные слова и найти их объяснение

02.02

59

5

Вн.чтение. Произведения А.И.Куприна. Обсуждение прочитанного.

1

комбинированный

индивидуальная

фронтальный, индивидуальный опрос

С.Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с гусями»

05.02

60

6

Обобщающий урок по теме: «Были-небылицы». Сочинительство мини-сказок.

1

обобщающий

обобщение изученного, практическая

творческая работа

подготовить сказку С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с гусями»

08.02

61

7

Вн.чтение. С.Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с гусями». Сказочное и реальное рядом.

1

комбинированный

индивидуальная

фронтальный, индивидуальный опрос

Стихи и рассказы о животных разных авторов, иллюстрация

09.02

Раздел 8. Поэтическая тетрадь № 3 (4 ч.)

62

1

С.Чёрный «Что ты тискаешь утёнка», «Воробей», «Слон». Работа над выразительным чтением.

1

Изучение нового материала

изучение нового материала, фронтальная

фронтальный, индивидуальный опрос

знать:

- названия, основное содержание изученных литературных произведений;

- имена, фамилии их авторов;

 - основные литературоведческие понятия: рифм, рифма;

 - изобразительные художественные средства.

 уметь:

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

 - читать вслух текст, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;

-читать стихотворные произведения наизусть.

1).С. 46-49, выразит.чтение;

2).с.49, в.3, сочинить историю или стихотворение

12.02

63

2

А.А.Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона». Особенности мелодики стиха.

1

Изучение нового материала

изучение нового материала, фронтальная

фронтальный, индивидуальный опрос

1).С.50-54, выразит.чтение;

2).наизусть (по выбору);

3).составить рассказ о вороне

15.02

64

3

Вн.чтение. Стихи и рассказы о животных. Организация стенда «Мы в ответе за тех, кого приручили».

1

комбинированный

индивидуальная, групповая

фронтальный, индивидуальный опрос

Рассказы М.Пришвина

16.02

65

   4

С.А.Есенин «Черёмуха». Словесное рисование на основе образных средств языка.

1

Изучение нового материала

изучение нового материала, фронтальная

фронтальный, индивидуальный опрос

С.55, наизусть

19.02

Раздел 9. Люби живое (13 ч.)

66

1

М.М.Пришвин «Моя Родина». Работа над главной мыслью рассказа.

1

Изучение нового материала

изучение нового материала, фронтальная

фронтальный, индивидуальный опрос

знать:

-основное содержание текста, их авторов;

 - стили текстов, их различия.

уметь:

-использовать приобретенные знания и умения в практической

деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных

суждений о прочитанном произведении (герое, событии)

- уметь пересказывать текст;

-составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

-создавать небольшой устный текст на заданную тему.

1).С.58-59, выразит.чтение;

2).нарисовать рисунок по теме «Моя Родина»

22.02

67

2

И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек». Составление портрета главного героя.

1

Изучение нового материала

изучение нового материала, фронтальная

фронтальный, индивидуальный опрос

1).С.60-66, чтение в лицах;

2).С.67, в.8, творческий пересказ

26.02

68

3

Вн.чтение. Рассказы М.Пришвина. Моделирование обложки произведения.

1

комбинированный

индивидуальная, групповая

фронтальный, индивидуальный опрос

В.Бианки «Оранжевое горлышко», «Мурзук» и др.

01.03

69

4

В.И.Белов «Малька провинилась», «Еще раз про Мальку». Образ главной героини.

1

Изучение нового материала

изучение нового материала, фронтальная

фронтальный, индивидуальный опрос

С.68-72, подробный пересказ на выбор

02.03

70

5

Вн.чтение. В.Бианки. Жанровое своеобразие произведений.

1

комбинированный

индивидуальная

фронтальный, индивидуальный опрос

Рассказы Б.Житкова

05.03

71

6

В.В.Бианки «Мышонок Пик».

1

Изучение нового материала

изучение нового материала, фронтальная

фронтальный, индивидуальный опрос

с. 82 вопросы

09.03

72

7

Б.С.Житков «Про обезьянку».

1

Изучение нового материала

изучение нового материала, фронтальная

фронтальный, индивидуальный опрос

С.97, в.9, сжатый пересказ

12.03

73

8

Вн.чтение. Рассказы Б.Житкова.

1

комбинированный

индивидуальная

фронтальный, индивидуальный опрос

1).Стихи и рассказы о маме (наизусть по желанию)

2).Составление презентации

15.03

74

9

В.Л.Дуров «Наша Жучка». Нравственные уроки произведения.

1

Изучение нового материала

изучение нового материала, фронтальная

фронтальный, индивидуальный опрос

1).С.98-100, выразит.чтение;

2).пересказ

16.03

75

10

Вн.чтение. Образ матери в литературных произведениях.

1

комбинированный

индивидуальная

фронтальный, индивидуальный опрос

Подобрать произведения к теме «Земля – наш общий дом», сост.формуляры

19.03

76

11

В.П.Астафьев «Капалуха». Смысловая нагрузка фраз в понимании ситуации происходящего.

1

Изучение нового материала

изучение нового материала, фронтальная

фронтальный, индивидуальный опрос

С.101-104, составление плана

29.03

77

12

В.Ю.Драгунский «Он живой и светится». Характеристика главного героя.

1

Изучение нового материала

изучение нового материала, фронтальная

фронтальный, индивидуальный опрос

С.105-108, чтение в лицах

30.03

78

13

Вн.чтение. «Земля – наш дом родной». Обучение самостоятельной работе с каталогом книг. Экскурсия в школьную библиотеку.

1

комбинированный

индивидуальная

фронтальный, индивидуальный опрос

Подготовить творческий проект по теме «Мой любимый поэт»

02.04

Раздел 10. Поэтическая тетрадь № 4 (6 ч.)

79

1

С.Я.Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…». Работа над выразительным чтением.

1

Изучение нового материала

изучение нового материала, фронтальная

фронтальный, индивидуальный опрос

знать:

-названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов

- имена, фамилии их авторов;

 - основные литературоведческие понятия: рифм, рифма;

 - изобразительные художественные средства.

уметь:

-  читать стихотворные произведения наизусть (по выбору)

- выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой)

С.112-113, 1).выразит.чтение;

2).рисунок на основе воспоминаний

05.04

80

2

А.Л.Барто «Разлука»,  «В театре». Составление рассказа на основе стихотворения.

1

Изучение нового материала

изучение нового материала, фронтальная

фронтальный, индивидуальный опрос

С.114-117, выразит.чтение

06.04

81

3

Вн.чтение. Любимые детские поэты. Защита творческих проектов.

1

комбинированный

индивидуальная, групповая

защита творческих проектов

Произведения о космонавтах и изучении космоса; придумать космический проект

09.04

82

4

С.Михалков «Если». Работа над соединением интонации, мимики и жестов в ходе выразительного чтения.

1

Изучение нового материала

изучение нового материала, фронтальная

фронтальный, индивидуальный опрос

С.118-119, пофантазировать на предложенную тему (сочинить рассказ или продолжение стихотворения)

12.04

83

5

Е.А.Благинина «Кукушка», «Котёнок». Передача настроения через осознание смысловой нагрузки произведений.

1

Изучение нового материала

изучение нового материала, фронтальная

фронтальный, индивидуальный опрос

С.120-121, иллюстрацию к строкам стихотворения

13.04

84

6

Обобщение и систематизация материала по изученному разделу. Сравнительная характеристика произведений. Тест.

1

контрольно-обобщающий

обобщение изученного, контроль

тест

подготовить сообщение о космонавтах

16.04

Раздел 11. Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (9 ч.)

85

1

Вн.чтение. Книги о космонавтах и космонавтике. Создание космических проектов.

1

комбинированный

групповая, индивидуальная

фронтальный, индивидуальный опрос

знать:

-названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов

- понимать эмоционально-нравственных переживания героев произведений;

- прозаические произведения.

 уметь:

-участвовать в диалоге при обсуждении произведения;

-строить небольшие монологические высказывания: рассказ о своих впечатлениях по прочитанному произведению (о героях, событиях)

- участвовать в литературных играх (инсценирование)

-оценивать события, героев произведения;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое произведения, событии)

 составление рассказа по содержанию

19.04

86

2

Б.В.Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Работа над пословицами.

1

Изучение нового материала

изучение нового материала, фронтальная

фронтальный, индивидуальный опрос

С. 124-128, чтение в лицах диалога

20.04

87

3

А.П.Платонов «Цветок на земле», «Ещё мама». Характеристика главных героев.

1

Изучение нового материала

изучение нового материала, фронтальная

фронтальный, индивидуальный опрос

С.136-143, выборочный пересказ фрагментов

23.04

88

4

М.Зощенко «Золотые слова».

1

Изучение нового материала

изучение нового материала, фронтальная

фронтальный, индивидуальный опрос

чтение в лицах

26.04

89

5

М.М.Зощенко «Великие путешественники». Взаимосвязь темы, заголовка и главной мысли произведения.

1

Изучение нового материала

изучение нового материала, фронтальная

фронтальный, индивидуальный опрос

С.153 - 163 чтение в лицах

27.04

90

6

Вн.чтение. Пробуждение природы глазами поэтов. Творческая мастерская.

1

комбинированный

индивидуальная

творческая работа

Н.Носов «Незнайка в Солнечном городе» и др.

30.04

91

7

Н.Н.Носов «Федина задача», «Телефон» Чтение в лицах.

1

Изучение нового материала

изучение нового материала, фронтальная

фронтальный, индивидуальный опрос

С.164-169, пересказ на выбор

03.05

92

 8

Вн.чтение. Рассказы Н.Носова. Юмор в произведениях для детей.

1

комбинированный

индивидуальная

фронтальный, индивидуальный опрос

сказки Г.Х. Андерсена

04.05

93

9

В.Ю.Драгунский «Друг детства». Обобщение изученного материала по разделу.

1

комбинированный

обобщение изученного, фронтальная

фронтальный, индивидуальный опрос

с. 176, вопросы

07.05

Раздел 12. По страницам детских журналов «Мурзилка», «Весёлые картинки» (5 ч.)

94

1

Ю.И.Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели». Сравнительный анализ произведений.

1

Изучение нового материала

изучение нового материала, фронтальная

фронтальный, индивидуальный опрос

знать:

-названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

- названия нескольких детских периодических изданий;

- отличие журналов от книги.

уметь:

- читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;

-читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

-создавать небольшие письменные ответы на поставленный вопрос по прочитанному произведению;

- ориентироваться  в журналах.

С.181-183,придумать вопросы

10.05

95

2

Г.Б.Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды». Творческая работа.

1

Изучение нового материала

изучение нового материала, фронтальная, индивидуальная

творческая работа

1).С.186, в.2, пересказ;

2).С.186, в.3, придумать легенду

11.05

96

3

Вн.чтение. Сказки Г.Х.Андерсена. Роль иллюстраций в восприятии произведения. Художники – иллюстраторы.

1

комбинированный

индивидуальная

фронтальный, индивидуальный опрос

нарисовать иллюстрацию к сказке

14.05

97

4

Р.Сеф «Весёлые стихи». Работа над выразительным чтением.

1

Изучение нового материала

изучение нового материала, фронтальная

фронтальный, индивидуальный опрос

1).С.186-188, выразит.чтение;

2).наизусть доучить

17.05

98

5

Обобщение и систематизация изученного материала по разделу. Проверка навыков чтения.

1

контрольно-обобщающий

обобщение изученного, контроль

проверка навыков чтения

придумать вопросы по разделу

18.05

Раздел 13. Зарубежная литература (4 ч.)

99

1

Мифы Древней Греции.  «Храбрый Персей». Жанровое своеобразие мифа.

1

Изучение нового материала

изучение нового материала, фронтальная

фронтальный, индивидуальный опрос

знать:

-названия, основное содержание изученных литературных произведений;

- Р.К. легенды и предания родного края

уметь:

- делить текст на смысловые части;

-составлять его простой план;

-последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления или получения ответа на поставленный вопрос.

С.190-199, выборочный пересказ

21.05

100

2

Вн.чтение. Самое большое чудо на свете! Экскурсия в библиотеку. Книги для чтения на лето.

1

комбинированный

индивидуальная

фронтальный, индивидуальный опрос

подобрать в библиотеке книги для чтения летом

24.05

101

3

Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок».

1

Изучение нового материала

изучение нового материала, фронтальная

фронтальный, индивидуальный опрос

С.200-214, иллюстрирование в цвете

25.05

102

4

Защита проектов «Книжкина страна». Обсуждение нравственных уроков литературных произведений.

1

Защита проектов

обобщение изученного

Защита проектов

Задание для летнего чтения

28.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.

рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...