Открытый урок по литературному чтению.
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Технологическая карта урока.  Литературное чтение, 3 класс,  А.П. Чехов «Степь» (отрывок из повести).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie.docx31.33 КБ
Файл step_chehov_prezentatsiya_k_uroku.pptx1.54 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Аттестуемый педагог:  Муштукова Екатерина Вячеславовна

Предмет: литературное чтение        Класс: 3В

Тема урока: А.П. Чехов «Степь» (отрывок из повести).

Цель  урока: Формирование умения работать с текстом

Обучающие:

  • сформировать умения определять  тему, основную идею произведения, его структуру и языковые средства;

Развивающие:

  • развивать способность эмоционально откликаться на события, описанные автором произведения;
  • развивать умения обучающихся получать информацию, представленную в иллюстративной и текстовой формах, делать выводы на основе полученной информации;
  • содействовать развитию у школьников умений общаться.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство сопричастности и сопереживания;
  • расширять круг чтения младших школьников.

Формирование УУД:

Коммуникативные УУД:                                                                                                    

  • уметь выражать  собственное мнение;
  • ипользовать различные диалоговые приемы;
  • уметь организовывать общение друг с другом;
  • уметь слушать собеседника, договариваться, убеждать его.

Регулятивные УУД:

  • осуществлять действие по заданному правилу;
  • сохранять заданную цель;
  • видеть ошибку и исправлять ее;
  • контролировать свою деятельность по результату;
  • адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Познавательные УУД:

  • повышать степень познавательной активности, творчества и самостоятельности;
  • уметь работать в составе различных групп;

Личностные УУД:

  • уметь нести ответсвенность за свою деятельность;
  • уметь проводить рефлексию своей деятельности;
  • объективно оценивать собственную деятельность;
  • проявлять заинтересованность в данном учебном предмете. 

Формируемые УУД

Этапы работы

Содержание этапа

Деятельность учащихся

Коммуникативные

Организационный этап.

Приветствие детей учителем. Проверка готовности к уроку.

Приветствие учителя. Проверка рабочего места.

Коммуникативные

Актуализация знаний.

Литературная разминка

Вспомните  из каких произведений эти отрывки, кто их автор?

  1. Стоило ему только оступиться — и он бы вдребезги разбился о палубу. Да если б даже он и не оступился, а дошел до края перекладины и взял шляпу, то трудно было ему повернуться и дойти назад до мачты. Все молча смотрели на него и ждали, что будет.

                                               Л.Н.Толстой «Прыжок»

  1. Перед зарёй лёгкий ветерок стал колыхать море. И вода плескала в белую грудь лебедя. Лебедь открыл глаза. На востоке краснела заря, и месяц и звёзды стали бледнее. Лебедь вздохнул, вытянул шею и взмахнул крыльями, приподнялся и полетел, цепляя крыльями по воде. Он поднимался выше и выше и полетел один над тёмными всколыхавшимися волнами. 

                                                       Л.Н.Толстой «Лебеди»

  1. Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье.

       Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошёл к ней и понюхал её.

                               Л.Н.Толстой «Лев и собачка»

 

  1. Идет — по деревьям шагает,

Трещит по замерзлой воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде.

                              Н.А.Некрасов «Мороз – воевода»

  1. Славная осень! Морозный,ядреный

Воздух усталые силы бодрит...

                      Н.А.Некрасов «Славная осень!»

  1. Однажды, в студеную зимнюю пору
    Я из лесу вышел; был сильный мороз.
    Гляжу, поднимается медленно в гору
    Лошадка, везущая хворосту воз.

                      Н.А.Некрасов «Мужичок с ноготок»

Работа в группах

Таблица «Знаю. Хочу узнать. Узнал».

1. Сегодня мы начинаем знакомиться с творчеством автора, который вам уже известен. Попробуйте догадаться, кто это?  Показывает:

  1. Портрет А.П. Чехова. (слайд)
  2. Зачитывает отрывок из рассказа Каштанка.

Правильно. Это Антон Павлович Чехов.

Называют фамилию, имя и отчество писателя.

2. Чернявский Антон  вам приготовил небольшое выступление об Антоне Павловиче Чехове.

Выступление обучающегосяс показом презентации.

Коммуникативные

Целеполагание и мотивация

3. Итак, подведём итоги вашей работы. Мы «Знаем»: (слайд)

- писатель

- жанры его произведений

- темы его произведений

- круг его читателей

Это писатель.  Годы жизни…

Родился…  Он пишет рассказы и повести для детей и взрослых. Его произведения о людях, о животных, о природе. Мы читали его произведения:

«Каштанка».

4. Что мы «Хотим узнать»  сегодня на уроке? (слайд)

Где об этом можно узнать?

Формулируют цель урока:

«Хотим узнать  тему, жанр, особенности нового произведения, о ком или о чем это произведение». В учебнике, справочниках, спросить у учителя, интернет и другие.

Я предлагаю вам узнать, как называется это произведение, отгадав загадку:

Какая ширь здесь и приволье,
Куда ни глянь - полей раздолье,
Южнее полосы лесов
Лежит ковёр из трав, цветов.
Здесь простор ветрам и птицам,
Грызунам, волкам, синицам,
Здесь суховеи любят петь,
А зовётся это:
                    (слайд)

Степь.

Познавательные,

регулятивные,

коммуникативные

Первичное восприятие текста, словарная работа

Что такое степь?

Сейчас вы будете работать в группах. У вас на столах конверты. Прочитайте задания. В течение 2 – 3 минут найдите ответы на поставленные вопросы.

Сформулируйте вывод: что такое степь?

У каждой группы свои задания:

1 -  Прочитать статью в словаре. Вспомнить, какие растения и каких животных можно встретить  в степи?

2 – Описание степи у других писателей. С чем сравнивается степь?

3 – Найти изображение степи среди других пейзажей. Подобрать эпитеты. Какая она?

Устный связный ответ детей.

О чем будет это произведение?

Чтобы хорошо понять  это произведение, его нужно прочитать. Я буду читать произведение, а вы внимательно слушайте, а если значение некоторых слов будет непонятным, отмечайте их карандашом для последующего анализа.

Постарайтесь во время слушания мысленно нарисовать картины, о которых вы услышите.

Ответы детей.

Слушание, подчеркивание непонятных слов в тексте (маркировочное чтение), анализ слов.

Чтение отрывка учителем.

Какие картины вы нарисовали?

(Учитель фиксирует опорные слова на доске)

О чём же это произведение?

Почему же называется «Степь»?

Можем ли мы уже ответить на какой-либо вопрос, который задали себе в начале урока?

Ответы детей.

Ожидание грозы, молния, туча, ветер, темнота,  дождь и т.д.

О грозе.

Отрывок из повести. Действие происходит в степи.

Да. Это отрывок из повести.  Это художественное произведение.

Физминутка.

Физминутка «Гроза» (звуковой фрагмент). Попробуйте представить, что вы оказались в степи.  Вы слышите приближение грозы.  Изобразите сильный ветер, гром – хлопки в ладоши, покажите движением силу грозы.

Слушают звуковой фрагмент, выполняют движения.

Познавательные,

регулятивные,

коммуникативные,

личностные

Анализ произведения

Повторное чтение с углубленным анализом. (1-я часть, читают два ученика)

Что описывает автор в начале произведения?

Чьми глазами он смотрит на это явление природы?

Найдите в тексте слова, которые помогают нам ярче почувствовать приближение грозы?

Какие сравнения применяет автор для описания грозы?

Как же чувствует себя Егорушка в этот момент?

Докажите словами текста.

Какими словами можно озаглавить этот отрывок?

Приближение грозы.

Мальчик Егорушка.

Это глаголы: сверкнула, почернела, мигала, чиркнула, мелькнула, потухла, поворчала, осветила, надвигалась, громоздилась.

Сверкнула молния, точно отразившись в зеркале. Даль мигала бледным светом, как свечами. Как будто кто чиркнул по небу спичкой, мелькнула фосфорическая полоска.

Егорушка насторожен, ему неуютно в этой степи.

Приближение грозы

Повторное чтение с углубленным анализом. (2-я часть, читают два ученика)

Давайте проследим , как усиливается дыхание грозы?  Что помогает нам почувствовать силу грозы?

Найдите глаголы, которые помогают оценить силу ветра?

Что нес с собой ветер?

Какое чувство охватывает Егорушку, когда ветер перерастает в вихрь?  Докажите словами текста.

Яркая молния, страшная туча, нарастающий ветер. 

Ветер рванул, понесся, закружился, поднялся, дул.

Ветер нес ссобой дождь.

Чувство страха, он боится.

Повторное чтение с углубленным анализом. (3-я часть, читают два ученика)

Что описывает автор в 3 части?

Когда пошел дождь?

Давайте проследим, как начинается дождь.

С чем автор сравнивает дождь? Как называется литературный прием, который использует автор?

Этот прием сравнения помогает по особому увидеть это явление.

Итак, мы видим, природа сильна, особенно разгневанная. Но всегда ли она бывает таковой?

Представьте себе, что дождь закончился, выглянуло солнце. Какой вы увидите степь?  Можно  вспомнить слова А.П.Чехова: "Степь я люблю и чувствую себя в ней как дома".

Художник пишет  картину красками, а писатель …?.  Можно ли назвать это особенностью произведения?

Дождь, который начинается после того как стих ветер.

Дождь начинается после того, как ветер убежал куда-то. Чехов одушевляет ветер.

Одна капля -> другая поползла -> что-то посыпалось и застучало.

Дождь и рогожка, как две сороки...

 

Степь становится цветущей, спокойной.

Возвращаемся к иллюстрации степи.

Регулятивные,

коммуникативные

Определение основной мысли произведения, его особенности.

Давайте попробуем ответить на оставшиеся вопросы, которые были заданы  в начале урока?

Дети работаю в группах, отвечая на оставшиеся вопросы.

Коммуникативные, личностные

Итог урока. Рефлексия.

Итак, что же мы узнали о новом произведении А.П.Чехова?

Какая форма работы вам показалась особенно интересной?

Покажите цвет, которым вы можете оценить свое участие в уроке.

Связный ответ детей с опрой на таблицу.

Ответы детей.

Регулятивные,

коммуникативные

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение произведения «Степь».

Учебник, с. 162-165.

СТЕПЬ

Степь — равнина, поросшая травянистой растительностью, в умеренных и субтропических зонах северного и южного полушария.

Суслик, степной орел, ящерицы, богомол, тушканчики, хомяки, сайгаки, лошади;

Ковыль, «Перекати-поле». Некоторые травы при обильном ветвлении приобретают шаровидную форму. После созревания семян такой шар порывом ветра отламывается и, подгоняемый ветром, перекатывается по полю, рассеивая семена. Отсюда и название «перекати-поле»; тюльпаны.

 О протяженности, характере рельефа. Безбрежная, безграничная, бездорожная, бесконечная, бескрайняя, беспредельная, волнистая, глубокая, необозримая, необъятная, неоглядная, нескончаемая, огромная, открытая, плоская, просторная, раздольная (разг.), ровная, холмистая, широкая. О климате, цвете, запахе; о наличии воды, растительности, животного мира; о пригодности для жизни человека. Безводная, безжизненная, безлесная, безлюдная, бестравная, буранная, бурая, глухая, голая, голодная, голубая, горючая (устар.), густая, девственная, дикая, душная, дымчатая, желтая, заповедная, заснеженная, засушливая, зеленая, знойная, золотая, золотисто-бурая, коричневая, лиловая, мертвая, мокрая, нагая (устар.), пахучая, плодородная, полумертвая, пустынная, пышная, розовая, рыжая, светлая, сухая, темная, туманная, хлебородная, холодная, цветущая, черная. О впечатлении, психологическом восприятии. Беззвучная, безмолвная, безотрадная, безрадостная, бесприютная, благодатная, богатырская, былинная, веселая, вольная, враждебная, дремлющая, дремотная, мирная, молчаливая, мрачная, немая, неслышная, печальная, привольная, родная, сказочная, скучная, смирная, суровая, тихая, тоскливая, тревожная, угрюмая, унылая, хмурая. Запудренная, застуженная, косматая, смирная, сытая, тусклая. Горная, злаковая, ковыльная, кустарниковая, луговая, песчаная, полынная, целинная, черноземная, щебенная (устар.), щебневая и т. п.

Задание для группы № 2:

Прочитайте описание степи у других писателей.

С чем сравнивается степь у каждого писателя?

Н.В. Гоголь  

Степь чем дальше, тем становилась  прекраснее. …    Ничего в природе не могло быть лучше! …    Вся поверхность земли представлялась    зелено-золотым    океаном, по которому брызнули    миллионы разных цветов...  Воздух    был наполнен тысячью разных птичьих свистов.

А.П. Чехов

Между тем, перед глазами ехавших расстилалась уже  широкая,  бесконечная равнина, перехваченная цепью  холмов. Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются  в возвышенность,  которая тянется  вправо от  дороги до самого  горизонта  и  исчезает  в  лиловой  дали;  едешь-едешь  и  никак  не

разберешь, где она начинается и где кончается...

Задание для группы № 1:

Что означает слово «степь» в толковом словаре?

Вспомните, какие растения и животные встречаются в степи?

Задание для группы № 3:

Найдите изображения степи среди других пейзажей.

(Их может быть несколько.)

Подберите эпитеты. (Степь - какая она?)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Знаем Хотим узнать Узнали

Слайд 2

Антон Павлович Чехов

Слайд 3

Дом в Таганроге, где родился и вырос А.П. Чехов.

Слайд 4

Гимназия, в которой учился А.П. Чехов, сейчас – литературный музей имени Чехова.

Слайд 5

Антон Павлович Чехов – русский писатель, по профессии – врач.

Слайд 6

Знаем Хотим узнать Узнали Чехов – писатель. Пишет рассказы и повести для детей и взрослых. Его произведения о людях, о природе, о животных. Читали его произведение «Каштанка».

Слайд 7

Знаем Хотим узнать Узнали Чехов – писатель. Тему нового произведения . Пишет рассказы и повести для детей и взрослых. Жанр нового произведения. Его произведения о людях, о природе, о животных. О чем это произведение? Читали его произведение «Каштанка». Особенности нового произведения.

Слайд 8

Какая ширь здесь и приволье! Куда ни глянь - полей раздолье, Южнее полосы лесов Лежит ковёр из трав, цветов. Здесь простор ветрам и птицам Грызунам, волкам, синицам Здесь суховеи любят петь А зовётся это : степь

Слайд 10

Рогожа – грубая плетеная ткань.

Слайд 12

Знаем Хотим узнать Узнали Чехов – писатель. Тему нового произведения . Пишет рассказы и повести для детей и взрослых. Жанр нового произведения. Его произведения о людях, о природе, о животных. О чем это произведение? Читали его произведение «Каштанка». Особенности нового произведения. Гроза в степи Отрывок из повести. Художественное произведение. О действиях, которые происходят в степи . О чувствах маленького мальчика. Писатель словами, как художник красками, рисует картину грозы.

Слайд 13

Домашнее задание Уч . с . 134-136, выразительное чтение или Выучить наизусть понравившийся отрывок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению (с элементами технологии развития критического мышления через чтение) Л. Кассиль «У классной доски» 4 класс УМК «Гармония»

Тема моего открытого урока в 4 классе: Лев Кассиль «У классной доски» . 1) На стадии вызов важно было решить следующие задачи:- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. Урок проведен во 2 «б» классе 6 апреля 2010г.

Урок знакомит детей с понятием "заклички"как вид устного народного творчества Руси....

Открытый урок по литературному чтению "Чтение по ролям. В. Голявкин "Болтуны".

Открытый урок по литературному чтению для обучающихся 1 класса УМК "Гармония" в рамках Недели начальных классов по теме : "Чтение по ролям. В. Голявкин "Болтуны"....

Учебные материалы (конспект урока, презентация к уроку, приложение) к открытому уроку по литературному чтению в 4 классе на тему: "Сергей Есенин "Лебёдушка"".

В предоставленном материале содержатся: конспект урока, презентация, приложение к открытому уроку по литературному чтению в 4 классе на тему: "Сергей Есенин. Лебёдушка"....

Открытый урок по литературному чтению. Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Я и мои друзья»

Конспект открытого урока по литературному чтению. На уроке дети составляют проекты по разделу "Я и мои друзья".  В ходе урока у учащихся формируются информационные, коммуникативные, кре...