Этапы Методы и приёмы | t, мин | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Орг. момент Словесный: слово учителя | 1 мин | Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку А проверь-ка-ты, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте? Всё ль в порядке? Ручка, книжка и тетрадка? Будьте все внимательны, А ещё старательны. Сегодня у нас необычный урок, На нём подведём мы работы итог. Тут затеи и задачи, Игры, шутки, всё для вас! Пожелаем вам удачи – За работу, в добрый час! | Приветствие. Положительный эмоциональный настрой | Л: самоорганизация |
Мотивационный этап | 2 мин | – Найдите в шифре слова, которые относятся к теме нашего урока. крыписателищюм мтркндрузьятарки гдрыижздетямфр
– С произведениями каких авторов мы познакомились, изучая этот раздел? – Почему авторы учебника эти произведения поместили в один раздел? | Отгадывают шифр | П: выявлять существенное: осознавать познавательную задачу; устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы |
Постановка темы и цели урока Словесный: учебный диалог Наглядный: учебная презентация | 1 мин | – Сегодняшний урок у нас будет необычным. Мы проведём интеллектуальную игру "Что? Где? Когда?" За правильные ответы вы будите получать жетоны. В конце игры мы их посчитаем и выставим оценки. Сформулируйте тему урока Закончите цель: Повторить…. | Принимают и сохраняют учебную задачу | Р: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. |
Речевая разминка | 2 мин | Упражнения для развития артикуляционного аппарата. Работа со скороговоркой: Вез корабль карамель, Наскочил корабль на мель, И матросы три недели карамель на мели ели. - Читаем один раз медленно про себя. - Читаем второй раз вслух в медленном темпе. - Читаем в убыстренном темпе, в парах, индивидуально. | Проводят речевую разминку по выделенным ориентирам учителя |
|
Основной этап Словесный: учебный диалог Наглядный: учебная презентация Практический: парное задание по карточкам на соответствие типов названия пр-я и автора | 10 мин | Приступим к первому этапу нашей интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» «Угадай портрет». Давайте вспомним, произведения, каких писателей мы изучали. Я буду показывать портрет, а вы назовёте его фамилию, имя и отчество. - Корней Иванович Чуковский
- Самуил Яковлевич Маршак
- Сергей Владимирович Михалков
- Агния Львовна Барто
- Николай Николаевич Носов
Игра «Путаница». Необходимо соединить название произведения и его автора. Робота в парах. «В школу» «Верёвочка» «Вовка – добрая душа» «Живая шляпа» «Затейники» «Кот и лодыри» «Мой секрет» «Мой щенок» «Мы не заметили жука» «На горке» «Путаница» «Радость» «Сила воли» «Федорино горе» |
К. И. Чуковский С. Я. Маршак С. В. Михалков А. Л. Барто Н. Н. Носов |
Вопросы: - Как вы думаете, почему произведения этих авторов объединены в один раздел? Что сближает этих авторов? (Ответы: пишут интересно, весело; ругают детей; радуются хорошим детским поступкам; помогают избавиться от недостатков; подшучивают над плохими детьми; учат добру.)
- В каких произведениях предметы показаны как живые? Зачем это понадобилось писателям? (Ответы: «Федорино горе»)
- На самом ли деле шляпа из рассказа Н. Носова была живая? Почему писатель именно так озаглавил рассказ?
«Угадай автора и произведение». Вспомни названия следующих произведений и назови их авторов. - Я сегодня сбилась с ног –
У меня пропал щенок. Два часа его звала, Два часа его ждала. За уроки не садилась И обедать не могла. («Мой щенок» С. Михалков) - Тут прохожим не пройти:
Тут веревка на пути. Хором девочки считают Десять раз по десяти. Это с нашего двора Чемпионы, мастера. Носят прыгалки в кармане, Скачут с самого утра. («Веревочка» А. Барто) - Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз? Потому что он сегодня Поступает в первый класс. Он теперь не просто мальчик, А теперь он новичок, У него на новой куртке Отложной воротничок. («В школу» А. Барто) - Один раз мы читали сказку «Три поросёнка». А потом стали играть. Сначала мы бегали по комнате, прыгали и кричали:
—Нам не страшен серый волк! Потом мама ушла в магазин, а Валя сказала: —Давай, Петя, сделаем себе домик, как у тех поросят, что в сказке. Мы стащили с кровати одеяло и завесили им стол. Вот и получился дом. Мы залезли в него, а там темно-темно! («Затейники». Н.Носов) - Котёнок Васька сидел на полу возле комода и ловил мух. А на комоде, на самом краю, лежала шляпа. И вот Васька увидел, что одна муха села на шляпу. Он как подпрыгнет — и уцепился когтями за шляпу. Шляпа соскользнула с комода, Васька сорвался и как полетит на пол! А шляпа — бух! — и накрыла его сверху. А в комнате сидели Володя и Вадик. Они раскрашивали картинки и не видели, как Васька попал под шляпу. Они только услышали, как позади что-то плюхнулось — упало на пол. («Живая шляпа». Н. Носов)
- А Котька Чижов из шестой квартиры хитрый какой! Он горку не строил. Сидит дома да смотрит в окно, как другие трудятся. Ему ребята кричат, чтоб шёл горку строить, а он только руками за окном разводит да головой мотает, — как будто нельзя ему. А когда ребята ушли, он быстро оделся, нацепил коньки и выскочил во двор. Чирк коньками по снегу, чирк! И кататься-то как следует не умеет! («На горке». Н.Носов)
|
Отгадывают ФИО писателя по портрету.
Работа в парах, по карточкам. Соединить название произведений с фамилией писателя
Фронтальная проверка
Фронтальный опрос. Отвечают на вопросы учителя.
Угадывают название произведения и автора
| П: осознавать познавательную задачу; осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации; устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;
|
Словесный: слово учителя; учебный диалог Наглядный: учебная презентация Практический: составление плана сочинения; устный анализ по содержанию текста | 6 мин | «Кто сказал?» Назови героя, которому принадлежат слова. - «Кому велено чирикать –
Не мурлыкайте! Кому велено мурлыкать – Не чирикайте! Не бывать вороне коровою, Не летать лягушатам под облаком!» (Заинька. «Путаница») - «Ой, вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои! Вы пойдите-ка, немытые, домой, Я водою вас умою ключевой. Я почищу вас песочком, Окачу вас кипяточком, И вы будете опять, Словно солнышко, сиять. А поганых тараканов я повыведу, Прусаков и пауков я повымету!» (Федора. «Федорино горе») - «А теперь без грамоты пропадёшь,
Далеко без грамоты не уйдёшь. Ни попить без грамоты, ни поесть, На воротах номера не прочесть!» (Кот. «Кот и лодыри») - «Я и прямо, я и боком,
С поворотом, и с прискоком, И с разбега, и на месте, И двумя ногами вместе… Доскакала до угла. - Я б не так ещё могла!» (Лида. «Верёвочка») - «-Вот и хорошо, что у нас свой дом! Мы всегда будем здесь жить и никого к себе не пустим, а если серый волк придёт, мы его прогоним». (Валя. «Затейники»)
- «- Шляпы бо-боюсь. Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила». (Володя. «Живая шляпа»)
- «- Нет, я не видал. Это я сам посыпал, потому что она была скользкая и я не мог на неё взобраться.» (Котька. «На горке»)
| Отгадывают название героя по отрывку произведения | К: адекватно использовать речевые, средства для решения различных коммуникативных задач.
Р: осуществление выбора (будет активен или пассивен) умение действовать по плану и планировать свою деятельность |
Физминутка Наглядный: ТСО Практический: выполнение физических упражнений | 3 мин | - Я назову вам несколько утверждений. Если они верные, ответ ДА – встаньте на носочки и потяните ручки вверх, если утверждение неверное, присядьте. Будьте внимательны, предложения читаются только 1 раз! - Чуковского зовут Корней Павлович (Иванович)
- Тараканише, Мойдодыр, Приключения Незнайки - сказки К. И. Чуковского. (Незнайка — Н. Носова.)
- В «Путанице» К. Чуковского только заинька был паинька.
- В стихотворении «Радость» от радости на березах вырастали апельсины. (Розы)
- Блюдца, ножи, самовар, стол - это посуда, убежавшая от Федоры в сказке «Федорино горе». (Стол - мебель)
- Когда от Федоры ушла вся посуда, в доме остались только ее коты. (Тараканы)
- Стихи «Верёвочка», «Мы не заметили жука» и «Вовка – добрая душа» написал С. Я. Маршак. (А. Л. Барто)
- Щенка из стихотворения «Мой щенок» покусали дворовые собаки. (Пчелы)
- Детей из рассказа «Затейники» звали Петя и Валя.
10. Котенка из рассказа «Живая шляпа» звали Пушок. (Васька) Вы очень внимательные ребята, молодцы! | Выполнение упражнений |
|
Самостоятельная работа Словесный: слово учителя Практический: самостоятельная работа по карточкам | 12 мин | - Кто такой К. Чуковский?
- композитор 3) художник
- ученый 4) писатель
- Какому времени года радуются все в стихотворении «Веревочка»?
- зиме 3) лету
- весне 4) осени
- Кто написал стихотворения «В школу»?
- С. Маршак 3) С. Михалков
- А. Барто 4) Н. Носов
- Какое стихотворение учит преодолевать страх?
- «Мой щенок» 3) «Сила воли»
- «Мой секрет» 4) «Кот и лодыри»
- Какому стихотворению соответствует пословица?
Заботливый дела ищет, а ленивый от дела рыщет. - «Сила воли» 3) «Кот и лодыри»
- «Путаница» 4) «Федорино горе»
- Какое произведение Н. Носова тебе понравилось больше всего? Почему?_______________________________________________
- Каким не был Вовка из стихотворения А. Барто?
- добрым 3) неунывающим
- приветливым 4) надоедливым
- Подбери синоним к слову «лодырь»?
- Хулиган 3) весельчак
- Болтун 4) лентяй
- Выбери выражение, которое отражает главную мысль стихотворения «Мой щенок»?
- Щенок и девочка 3) Как я люблю своего щенка!
- О щенке 4) Пропажа щенка
- Восстанови последовательность событий. Запишите высказывания по порядку цифрами.
1.А с горки-то кататься нельзя! 2.Дружная работа ребят. 3.Ох, и скользко! 4.Положение надо спасать. ___________ Время вышло, карточки положите на край своей парты. | Самостоятельна работа
Выполняют операции синтеза сравнения и классификации | Р:контролировать процесс и результаты своей деятельности |
Итог урока Словесный: слово учителя. | 2 мин | Выставление отметок (кол – во жетонов) | подводят итог урока совместно с учителем; | Л: учувствовать в подведении итогов урока |
Рефлексия Словесный: слово учителя; оценка эмоционального состояния | 1 мин | - В этом квадрате есть повторяющиеся буквы. Зачеркните их парами. Из оставшихся букв сложите слово, и получите оценку за урок. Ответ: «Умницы». | проводят самооценку своей деятельности | П: рефлексия и оценка процесса и результатов деятельности |