Вид работы по чтению в рамках АОП для детей с РАС и интеллектуальными нарушениями
статья по чтению на тему
Успешность любого обучения зависит от того, насколько хорошо ученик справляется с задачами на обнаружение смысловых связей в предложении: понимает ли он, о ком или о чем говорится в тексте, умеет ли он выявить, что причина, а что следствие, что значимое, а что незначимое для понимания – то есть владеет ли он умением ориентироваться в тексте. Именно осознание смысла текстового материала и овладением им создает важную основу для дальнейшего обучения, в том числе, другим учебным дисциплинам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vid_raboty_po_chteniyu.docx | 22.74 КБ |
Предварительный просмотр:
«ВИД РАБОТЫ ПО ЧТЕНИЮ В РАМКАХ АОП ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАС И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ»
Важнейшим компонентом школьного обучения является работа с текстом. На материале литературного текста учителем диагностируется актуальный уровень понимания и усвоения письменного текста, и делается прогноз на «день завтрашний» - то есть прогноз тех возможностей, которые откроются для развития школьника при создании условий для его дальнейшего обучения. Открывая для ребенка «день завтрашний», мы расширяем его возможности не только в работе с литературным текстом, но и при изучении любого учебного предмета. Это согласуется с представлением К.Д.Ушинского о том, что "умение" вникать в смысл слов является универсальным познавательным средством.
Успешность любого обучения зависит от того, насколько хорошо ученик справляется с задачами на обнаружение смысловых связей в предложении: понимает ли он, о ком или о чем говорится в тексте, умеет ли он выявить, что причина, а что следствие, что значимое, а что незначимое для понимания – то есть владеет ли он умением ориентироваться в тексте. Именно осознание смысла текстового материала и овладением им создает важную основу для дальнейшего обучения, в том числе, другим учебным дисциплинам. В случае, когда у ребенка есть нарушения, связанные с аномальным психическим развитием, обнаруживаются затруднения в овладении им навыком работы с литературным текстом.
Осознание смысла текстового материала и овладением им предполагает развитие навыка оперирования понятиями. Здесь решающая роль принадлежит слову – ведь именно через речь ребенок осваивает новые связи и отношения, существующие в обобщенном понятии. В раннем возрасте понимание речи неразрывно связано с реальным ситуативным контекстом, что является необходимой предпосылкой для дальнейшего обучения. Речь формируется на основе субъективных, понятных ребенку ассоциативных связей. Позднее, по мере развития, ребенку становится доступно более адекватное и динамичное понимание слов. При аномалии психического развития, помимо других нарушений, страдает и развитие понятия – ассоциативные связи могут образовываться с любым латентным признаком, привлечение прошлого опыта происходит неадекватно и искаженно. Использование собственного опыта для дальнейшего понимания становится затрудненным, поскольку не происходит нужного обобщения. Возникают и затруднения в ориентировке в новых смысловых системах, таких как литературный текст – не имея речевой опоры (в виде адекватных обобщенных смысловых связей), ребенок не воспринимает текст целостно, теряет центральную линию в повествовании. Очевидно, что подобные нарушения в обобщающей и регулирующей функциях речи, существенным образом сказываются и на процессе обучения.
Опытные педагоги-дефектологи, обучающие детей с РАС и сопутствующими интеллектуальными нарушениями, регулярно сталкиваются с тем, что существующие в готовом виде учебники и рабочие тетради зачастую недоступны для понимания детьми. Перед педагогами стоит задача по адаптации учебного материала под образовательные потребности своих учеников. Особенно остро эта задача стоит при проведении предметов, в которых большую часть материала составляет материал текстовый. В своей работе с учениками с РАС и умственной отсталостью, я регулярно сталкиваюсь со следующими затруднениями:
-Неумение найти начало и конец текста, предложения;
-Неумение найти ответы на вопросы по тексту в самом тексте, в предложении;
-Сложности с нахождением ответа по картинкам. Например, ребенок читает предложение типа «Катя сделала укол ежику и дала ему лекарство». На вопрос «Кому сделали укол?», ученики испытывают трудности, так как им предлагают на выбор 4 изображения с игрушками;
-Сложности с восприятием сюжетных иллюстраций: характерно отсутствие восприятия целостности изображения, фрагментарность при восприятии. При задавании вопросов по картинке, ученики затрудняются в ответе, так как глагольный словарь страдает.
Учитывая все это, в работе со своим классом я решила использовать материалы учебника, первоначально ориентированного на дошкольников. Для этих целей очень хорошо подошел учебник Б.Д.Корсунской «Читаю сам» (Издательство: Владос, 2014 г.). Выбор именно данного учебника, не случаен: в нем представлены небольшие тексты – в пределах 10 коротких нераспространенных предложений. Рассказы представляют собой небольшие истории, без скрытого смысла. Это обусловлено тем, что у учеников есть трудности в понимании смысла слов в предложении, а, следовательно, затруднено понимание смысла и содержания как предложения, так и целого текста.
На изучение каждого текста, как правило, рассчитан один урок. Количество часов, затрачиваемых на текст, может варьироваться, в зависимости от сложности структуры дефекта ребенка. Работа над текстом адаптирована мною именно под категорию детей с РАС и умственной отсталостью (средней, умеренной). Если рассказ содержит больше 12 предложений (12-15), то он разбивается по частям (на это уходит 2-3 урока).
Среди текстов есть и стихотворения. Прежде чем их выучить, мы также разбираем каждую строчку, соотносим с иллюстрацией, прорабатываем каждое предложение по строчке, чтобы дети усвоили смысл содержания стихотворения.
В работе над текстами мною были предложены несколько вариантов заданий:
-Есть задания на соотнесение глаголов с картинками («Посидим в тишине»).
-Есть тексты, которые мы учимся пересказывать: мы разбираем рассказ на протяжении 2х часов, затем дома дети отрабатывают тот же материал. На следующем уроке, раскладывая картинки по принципу «сначала-потом», пересказываем текст.
- Тестовая форма: задания на нахождение нужного варианта из трех-четырех, выделение нужной иллюстрации к тексту или предложению, выделение «четвертого лишнего» в рамках прочитанного рассказа.
Во время работы по адаптации данного учебника, я комплектовала задания с учетом междисциплинарных связей с другими предметами: математика, окружающий мир и элементы СБО, русский язык, ИЗО. Например, русский язык: посчитать кол-во предложений, разделить слова на слоги и поставить ударение, выделить твердые и мягкие согл., Рассмотри еще раз картинку. Составь 3 предложения про каждого из детей. В каждом предложении обозначь начало и конец предложения; окружающий мир: Кому нужна вода?- Обведи картинку, Щенок – это чей ребёнок? – раскрась, Обведи осенний лист и подпиши под каждым листом время года. опиши признаки грозы; изо: нарисуй грозу, нарисуй мухомор, съедобный это гриб или нет; математика: «Маша нашла один гриб, затем выбросила его. Сколько осталось грибов у Маши? Реши задачу» , «Дима незаметно положил Маше три гриба. Оля тоже незаметно положила в Машину корзинку три гриба. Сколько стало у Маши грибов?» (необходимо написать решение и полный ответ)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция навыка чтения у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В материале представлены формы и приёмы работы с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), корригирующие навык чтения....
Рабочая программа по чтению. 1 класс коррекционной школы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа по чтению. 1 класс коррекционной школы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...
Рабочая программа по чтению для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класса (вариант 1)
рабочая программа...
«Формирование интереса к процессу чтения (с использованием приемов глобального чтения) у разных категорий детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Аннотация: Элементы глобального чтения, используемые в работе, выполняют роль средства, формирующего интерес ребенка к процессу чтения, ускоряющего овладение техникой чтения в условиях мыслительной не...
Примерные контрольные работы по чтению и письму для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями). Вариант 2.
Цель работы-представить учителю материал для проверки усвоения знаний. Исходя из особенностей программы, материал подобран, учитывая концентричность, т.е. повторяемость из года в год одних и тех же те...
Использование педагогических технологий на уроках чтения для привития интереса у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В настоящее время чтение находится на низшей ступени интересов. Как же добиться, чтобы чтение приносило ученикам удовольствие? Как добиться, чтобы школьники любили уроки чтения и с удовольствием готов...
Средства работы по развитию графо-моторных навыков у детей школьного возраста с интеллектуальными нарушениями
В работе представлены средства развития графо-моторных навыков у учащихся младших младших классов с ОВЗ...