Рабочая программа по литературному чтению для 1-4 класса
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) по теме
Литературное чтение - один из основных предметов в начальной школе, объединяет два основных направления в обучении, отраженные в его названии,- изучение литературно-художественных произведений и освоение речевых навыков и умений. Особая роль предмета связана с формирование коммуникативно-речевого навыка чтения. Чтение как общеучебный навык является основой развития всех остальных речевых умений, и от его качества зависит развитие ребенка и его успешность обучения по другим школьным дисциплинам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie.doc | 267 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Белореченская средняя общеобразовательная школа
Согласовано Руководитель ШМО ______ /Е.В. Петрочук/ Протокол № _5___ от «_07_» _06_2016 г. | Согласовано Зам. директора _________ /Т.В. Бобровская/ «__» ____2016 г. | Утверждаю Директор _______ /Л.П. Мамойко/ Приказ № 234___ от «25» ___08___2016 г. | ||
Рабочая учебная программа
Литературное чтение
1 - 4 классы
(наименование учебного предмета (курса), классы)
начальное общее образование
(уровень образования)
Федорова Надежда Викторовна
учителя начальных классов.
Рассмотрено на заседании
Методического совета
Протокол № 5 «_7_» июня 2016 г.
п. Белореченский
2016 – 2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 1-4 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой, Л.А.Виноградской, М.В.Бойкиной, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с примерной программой нет.
Литературное чтение - один из основных предметов в начальной школе, объединяет два основных направления в обучении, отраженные в его названии,- изучение литературно-художественных произведений и освоение речевых навыков и умений. Особая роль предмета связана с формирование коммуникативно-речевого навыка чтения. Чтение как общеучебный навык является основой развития всех остальных речевых умений, и от его качества зависит развитие ребенка и его успешность обучения по другим школьным дисциплинам.
Предмет «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы, пробуждает у начинающего читателя интерес к книге, воспитывает потребность в систематическом чтении, формирует понимание художественных произведений как искусство слова, развивает воображение и образное мышление, прививает художественный вкус. Благодаря чтению и осмыслению подлинно художественных классических произведений происходит преображение личности учащегося, формируется нравственно-эстетическое отношение к людям, происходит развитие его души, ума и сердца. Литературное чтение формирует читательскую компетенцию важное средство самообразования.
Общая характеристика учебного предмета
Основными целями начального обучения литературному чтению являются:
- развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений; формирование навыка чтения про себя; приобретение умения работать с разными видами информации;
-приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию ее как искусства слова; развитие эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений.
Задачи обучения литературному чтению:
- обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;
- введение учащихся в мир детской литературы; формирование у начинающего читателя интерес к книге, истории ее создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.
Литературное чтение как систематический курс идет параллельно с коммуникативно-речевым курсом русского языка, имеющим с ним тесную взаимосвязь. Общая с курсом «Русский язык» коммуникативно-познавательная основа накладывает своеобразный отпечаток на работу с произведением: чтение художественного произведения рассматривается в данном курсе как процесс воображаемого общения, как диалог ученика с автором произведения и его героями. Через приобщение в процесс чтения к духовно-нравственным ценностям автора учащиеся ведут диалог с героями, анализируют их поступки. Понимают смысл и значение происходящего. Понимание художественного произведение как искусство слова во многом обеспечено изучением слова как двусторонней единицы, как взаимосвязи значения слова и его звучания на уроках русского языка. Поэтому при анализе художественного произведения работа со словом не сводится к подбору сравнений, эпитетов, олицетворений. В курсе литературного чтения слово рассматривается как средство создания художественного образа (природы или человека), через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Учащиеся определяют позицию автора и свое отношение к героям и произведению в целом.
Основой составляющей содержание курса являются художественные произведения отечественных и зарубежных писателей, которые изучаются в сопоставлении с научно популярными произведениями, имеющими с ними общую тему, но разные способы осмысления мира (логические понятия и художественный образ). Сравнение произведений разного вида (художественных и научно-познавательных) создает условия для более глубокого понимания словесного искусства.
Отличительной особенностью курса является включение в содержание интегрирующего понятия «культура», которое нацеливает учащихся на изучение литературы в тесной взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурно-исторической ценности, развивает чувство сопричастности великой духовно-нравственной культуре России.
Содержание литературного чтения представлено в программе следующими разделами:
Виды речевой деятельности. Культура речевого общения.
Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность.
Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность.
Круг детского чтения. Культура читательской деятельности.
Первый раздел программы – «Виды речевой деятельности. Культура речевого общения» ориентирован на совершенствование всех видов коммуникативно-речевой деятельности: умение читать и писать, слушать и говорить, использовать различные виды речевой деятельности в разных ситуациях общения.
Программа предусматривает поэтапное формирование навыка чтения: от громко-речевой формы (чтение вслух) до чтения про себя, которое как умственное действие протекает во внутри плане. От плавного слогового чтения вслух учащиеся постепенно переходят к активному освоению приемов целостного (синтетического) чтения в пределах слова (чтение целыми словами). Затем они овладевают умение интонационно объединять слова в словосочетания и предложения, упражняются в темповом чтении, которое обеспечивает лучшее понимание прочитанного, осваивают смысловое чтение, наращивают скорость чтения (беглое чтение), овладевают чтением про себя. В программе указаны ориентировочные нормы скорости чтения, от которой зависит понимание прочитанного текста и. как следствие, успеваемость ребенка по всем другим предметам в начальной и средней школе. Учащиеся, окончившие начальную школу, должны читать 90-120 в минуту. Такая скорость позволит им чувствовать себя уверенно и комфортно, поможет извлекать смысловую информацию при самостоятельном чтении и работе с учебными текстами.
Содержание курса включает формирование умения слушать речь (высказывание), основой которого являются внимание к речи собеседника, способность ее анализировать, выделять главное, задавать уточняющие вопросы.
Развитие умения говорить (высказывать свое мнение, задавать вопросы и отвечать на них, вести диалог и строить монолог) обеспечивается включением в содержание литературного чтения материала о правилах речевого этикета, ситуациях и условиях общения (кто, что и кому говорить? Как и зачем?). учащиеся учатся ставить перед собой цели (что я хочу сказать?), корректировать и контролировать свое высказывание, оценивать его, терпеливо выслушивать других, проявляя уважение к мнению собеседника.
Большое внимание в программе уделяется развитию умения писать. На уроках литературного чтения учащиеся будут учиться создавать собственные тексты, писать изложение и небольшие сочинения на основе прочитанных текстов.
Программа обеспечивает развитие выразительности устной и письменной речи, совершенствование умений слушать и говорить, читать и писать на протяжении всех лет обучения в начальной школе.
Следующий раздел - «Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность».
Программа предусматривает освоение учащимися разнообразных речевых умений при работе с текстами произведений (деление текста на части, подбор к ним заглавий, составление плана, умение кратко и полно пересказать прочитанный текст, выделение главного и формулирование его своими словами), а также решение различных коммуникативно-речевых задач. Содержание данного раздела направлено на освоение различных видов текстов (текст-описание, текст-рассуждение, текст-повествование), формирование умений соотносить заглавие и содержание текста, различать учебные, научно-познавательные и художественные тексты, определять их роль в процессе общения. Учащиеся будут наблюдать. Как изменяются цели общения при создании художественного и познавательного текста (с помощью учителя).
Раздел «Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность» нацелен на развитие художественно-эстетической деятельности. Формирование нравственно-эстетических представлений и активизацию творческой деятельности учащихся средствами художественной литературы. Дети будут учиться различать способы изображения мира в художественных и познавательных текстах, понимать различия в познании мира с помощью научно-понятийного и художественно-образного мышления, осмысливать особенности художественного и научно-познавательного произведений, создавать собственные тексты.
Программа предусматривает знакомства детей не только с лучшими образцами художественной литературы, но и с произведениями других видов искусства.
Коммуникативно-речевые умения и навыки при работе с текстом произведения
1.Развитие навыка чтения.
—Способ чтения: беглое чтение словами, сочетаниями слов.
—Увеличение «поля» чтения путем овладения приемами целостного чтения: интонационное объединение слов в составе словосочетаний, предложений и фраз.
—Осознанное чтение про себя произведений различных жанров с последующим воспроизведением их содержания.
—Качества навыка чтения: сознательное, правильное и выразительное чтение с темпом 90-120 слов в минуту, умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению, передать через интонацию свое отношение к прочитанному.
2.Формирование речевых умений при работе с текстом произведения.
—Умение самостоятельно пересказать текст (подробно, выборочно, кратко) по опорным словам или самостоятельно составленному плану. Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения событий.
—Умение выделить основной смысл прочитанного текста и сформулировать его главную мысль своими словами.
—Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки и др.) и рассуждения; с заменой диалога повествованием.
—Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанными, включение в рассказ элементов описания, рассуждения.
3.Воспитание культуры речи и чтения.
—Культура общения с собеседником: точность выражения мысли; содержательность речи; умение слушать и понимать смысл речи собеседника, проявлять к нему внимание, поддерживая речевое общение репликами и вопросами, использование вежливых слов в общении, закрепление доброжелательного стиля общения с собеседником.
—Формирование выразительной стороны речи и чтения: работа над интонацией (темпом, ритмом, логическим ударением и паузой, мелодикой речи), умением произносить текст с различными смысловыми оттенками (подтекстом): похвалой, одобрением, насмешкой, осуждением и т. д.
—Ориентировка в учебной книге по ее оглавлению. Самостоятельное использование методического, ориентировочного и справочного материала книги, вопросов и заданий
к текстам, сносок. Ориентировка в таких понятиях, как: красная строка, абзац, заголовок, подзаголовок.
—Формирование умения самостоятельно выбрать и прочитать детскую книгу (художественную и научно-познавательную), ориентируясь на собственный интерес, рекомендованный список литературы.
Опыт эстетического восприятия и понимания художественных произведений.
Его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов искусств и наблюдений за окружающим миром
1.Опыт эстетического восприятия мира на основе наблюдений.
— Формирование умения видеть и открывать красоту окружающего мира, многообразие его форм. Сопоставление своих впечатлений с эстетическим восприятием мира художником слова, изобразительного искусства.
— Умение эмоционально откликаться на различное состояние природы и выражать свое настроение в слове, красках, музыке; выбирать произведения искусства, созвучные своему настроению.
— Развитие наблюдательности, умения находить необычное в обычном, сравнивать, сопоставлять предметы (приметы окружающего мира, явления), давать им эстетическую оценку.
— Наблюдение за настроением людей в различных ситуациях.
2. Слушание художественных произведений.
— Развитие интереса к слушанию рассказов, стихов, басен, стимулирование при их воспроизведении активности детей.
— Умение сопоставлять эмоциональное состояние при слушании литературных произведений и восприятии музыки, картин, объединенных общей темой, общим настроением.
— Заучивание стихотворений наизусть. Развитие поэтического слуха, наблюдение за мелодикой поэтической речи; воспитание эстетической отзывчивости на прочитанное.
— Слушание литературных произведений (по выбору учащихся).
3. Перечитывание художественного произведения и его анализ.
— Размышление над прочитанным произведением, выявление вопросов и проблем, интересных для обсуждения.
— Нахождение при самостоятельном чтении точных слов и выражений для описания героя, места действия, конфликтных ситуаций и т. д.
— Сравнение стихотворений различных авторов на одну и ту же тему и выявление художественных особенностей текста, настроения героев и авторского видения.
— Формирование своего отношения к прочитанному; определение главной мысли произведения; отношения автора к героям.
— Развитие наблюдательности при чтении поэтического текста, умение находить в нем с помощью учителя сравнения,
метафоры (без терминов), умение оценить выбор автором средств художественной выразительности.
— Устное рисование портрета героя с опорой на художественный текст.
— Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий, поведения героев.
— Умение воссоздавать различные эмоциональные состояния героя на основе слов, характеризующих его настроение.
4. Опыт творческой деятельности. Практическое знакомство с литературными жанрами и терминами.
— Драматизация прочитанных произведений (по выбору).
— Сравнение произведений с описанием одного и того же предмета (лилии, ромашки, щенка и т. д.). Самостоятельное описание предмета по аналогии с прочитанным, использование сравнений, олицетворений, эпитетов.
— Придумывание сказочных историй об окружающих предметах по аналогии со сказками Г. Х. Андерсена.
— Развитие умения переделывать рассказанную смешную историю в грустную и т. д.
— Развитие умения самостоятельно подбирать средства художественной выразительности для текстов с пропусками в художественном описании природы или какого-либо предмета.
— Формирование умения описывать события с точки зрения героя и автора, сравнивать их позиции.
— Различение жанров художественных произведений: рассказа, сказки, стихотворения, былины; выделение их характерных признаков.
Былина — героико-патриотическая песня, сказание об исторических событиях и богатырях Древней Руси. Былина жанр, имеющийся только в русском фольклоре.
Рассказ — небольшое прозаическое художественное повествование о каком-либо случае, эпизоде из жизни героя.
Стихотворение — небольшое художественное произведение, написанное стихами. Оно ритмически организовано, имеет рифму, отличается эмоциональностью и выразительностью, передает чувства, настроение и мысли человека (лирического героя).
— Умение сравнивать и объяснять разницу между народной и литературной сказкой.
— Совершенствование умения по созданию своего варианта сказки на известный сюжет.
— Развитие умения составлять загадки с использованием метафор; развитие творческого воображения учащихся.
— Формирование умения составлять собственные произведения с использованием различных типов текста: описания, повествования, рассуждения.
— Умение сравнивать произведения одного и того же автора, обобщать знания об особенностях стиля автора, выбора темы, описания событий, героев, их нравственно-этической оценки, видения мира, нравственной оценки изображенных событий; составление обобщенного представления об авторе произведения.
Описание места учебного предмета «Литературное чтение» в учебном плане
В 1 классе на изучение предмета «Литературное чтение» в 1 классе предусмотрено 132 ч, 16 часов отводится на реализацию межпредметного модуля «Первый раз в первый класс», таким образом, на реализацию учебного предмета отводится 116 часов.
Во 2 классе количество часов в год – 136 ч. (4 ч. в неделю, 34 учебные недели).
В 3 классе количество часов в год – 136 ч (4 ч. в неделю, 34 учебные недели).
В 4 классе классах по 102 ч (3 ч в неделю, 34 учебные недели).
Формы контроля и возможные варианты его проведения
1 класс
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов. Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка шепотного чтения проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.
2 класс
Устный опрос требует устного изложения учеником изученного материала, связного повествования о конкретном объекте окружающего мира. Такой опрос может строиться как беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, сообщение о наблюдении или опыте.
Устный опрос как диалог учителя с одним учащимся или со всем классом (ответы с места) проводится в основном на первых этапах обучения, когда требуются систематизация и уточнение знаний школьников, проверка того, что усвоено на этом этапе обучения, что требует дополнительного учебного времени или других способов учебной работы. Для учебного диалога очень важна продуманная система вопросов, которые проверяют не только (и не столько) способность учеников запомнить и воспроизвести информацию, но и осознанность усвоения, способность рассуждать, высказывать свое мнение, аргументировано строить ответ, активно участвовать в общей беседе, умение конкретизировать общие понятия.
Письменный опрос заключается в проведении различных самостоятельных и контрольных работ. Самостоятельная работа может проводиться фронтально, небольшими группами и индивидуально. Цель такого контроля определяется индивидуальными особенностями, темпом продвижения учащихся в усвоении знаний.
К стандартизированным методикам проверки успеваемости относятся тестовые задания. Они привлекают внимание, прежде всего тем, что дают точную количественную характеристику не только уровня достижений школьника по конкретному предмету, но также могут выявить уровень общего развития: умения применять знания в нестандартной ситуации, находить способ построения учебной задачи, сравнивать правильный и неправильный ответы и т.п.
Обобщение по разделам проводится в письменной форме в рабочих тетрадях в разделе «Проверь себя. Оцени свои достижения»
3 класс
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно шести знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуете соответствующей схемой.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:
- Ошибки:
-искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв слогов, слов);
-неправильная постановка ударений (более 2);
-чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
-непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
-неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
-неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
-нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
-нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
-монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
- Недочеты:
-не более двух неправильных ударений;
- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
-неточности при формулировке основной мысли произведения; нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
Критерии сформированности навыка чтения третьеклассников:
-умение читать текст бегло, выразительно;
-осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 80-90 слов в минуту (на конец года);
-умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев;
-безошибочность чтения.
К итоговому контролю относятся и комплексные работы. Структура контрольно-измерительных материалов соответствует структуре ЕГЭ. Данные работы позволяют быстро проверить усвоение материала у большого количества учащихся, объективно оценить результаты работы, повторить пройденный материал, углубить и систематизировать знания учащихся. На выполнение работы отводится 10-25 минут (в зависимости от уровня подготовленности класса).
К концу второго полугодия в третьем классе задания по работе с детской книгой входят в текущую и итоговую проверку начитанности и знания изученных произведений.
Общими критериями оценивания результативности обучения чтению являются следующие:
-индивидуальный прогресс в совершенствовании правильности, беглости и способов чтения (слоговое, плавное слоговое, целыми словами, плавное слитное);
- индивидуальный прогресс в понимании содержания прочитанного;
-индивидуальный прогресс в выразительности чтения (соблюдение знаков препинания, интонационная передача эмоционального тона, логических ударений, пауз и мелодики, темпа и громкости - в соответствии с характером текста);
-индивидуальный прогресс в навыках работы с текстом;
4 класс
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и проходит в устной форме.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты.
При выборе текста осуществляется подсчет количества слов. Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально.
Описание ценностных ориентиров содержания предмета
Ценность жизни - признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра - направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии - основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность - одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность труда и творчества. Труд - естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
1 класс
Личностные результаты:
- Осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
- Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений из «Русской Азбуки», «Русского языка»
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- Проговаривать последовательность действий на уроке;
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
- Учиться работать по предложенному учителем плану
- Средством формирования регулятивных ууд служит проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую
- Средством формирования познавательных ууд служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
- Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- Слушать и понимать речь других
- Умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
- Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
- Средством формирования коммуникативных ууд служит организация работы в парах и малых группах.
- Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
- Отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
- Осмысленно, правильно читать целыми словами;
- Отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
- Подробно пересказывать текст;
- Составлять устный рассказ по картинке;
- Называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;
- Определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);
- Обозначать мягкость согласных звуков на письме;
- Определять количество букв и звуков в слове;
- Писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;
- Ставить пунктуационные знаки конца предложения;
- Списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;
- Находить корень в группе доступных однокоренных слов.
2 класс
Личностные:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление ценностных ориентаций многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир;
3) воспитание художественно – эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково – символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств;
7) использование различных способов поиска учебной информации в дополнительной литературе;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления причинно – следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формировать представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, понятий о добре и зле, дружбе, честности, формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития;
4) использование разных видов чтения; умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов;
7) умение работать с разными видами текстов;
8) развитие художественно - творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин, иллюстраций, на основе личного опыта.
3 класс
Личностные:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление ценностных ориентаций многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир;
3) воспитание художественно – эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково – символических средств представления информации о книгах; 6) активное использование речевых средств;
7) использование различных способов поиска учебной информации в дополнительной литературе;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления причинно – следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формировать представлений Родине и её людях, окружающем мире, культуре, понятий о добре и зле, дружбе, честности, формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития;
4) использование разных видов чтения; умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов;
7) умение работать с разными видами текстов;
8) развитие художественно - творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин, иллюстраций, на основе личного опыта.
4 класс
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Содержание учебного предмета
Коммуникативно-речевые умения и навыки при работе с текстом произведения
1 класс
Добукварный период.
Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели. Обучение чтению.
Букварный период.
Различие гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Слог, как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения. Различие звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Послебукварный период.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Формирование навыка слогового чтения. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами) орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Стихи, рассказы и сказки, написанные В. Данько, И. Токмаковой, С. Черным, Ф. Кривиным, Т. Собакиным.
Сказки, загадки, небылицы.
Произведения устного народного творчества: песенки, загадки, потешки, небылицы и сказки. Отрывки из сказок А. Пушкина. Потешки, песенки из зарубежного фольклора.
Апрель, апрель! Звенит капель!
Стихи А. Майкова, А. Плещеева, С. Маршака, И. Токмаковой, Т. Белозерова, Е. Трутневой, В. Берестова, В. Лунина о русской природе.
И в шутку и всерьез.
Произведения Н. Артюховой, О. Григорьева, И. Токмаковой, М. Пляцковского, К. Чуковского, Г. Кружкова, И. Пивоваровой.
Я и мои друзья.
Рассказы и стихи, написанные Ю. Ермолаевым, Е. Благининой, В. Орловым, С. Михалковым, Р. Сефом и др. о детях, их взаимоотношениях, об умении общаться друг с другом и со взрослыми.
О братьях наших меньших .
Произведения о взаимоотношениях человека с природой, рассказы и стихи С. Михалкова, В. Осеевой, И. Токмаковой, М. Пляцковского и др.
2 класс
Вводный урок
Знакомство с учебником. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь.
Самое великое чудо на свете Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Книги, прочитанные летом. Проект «О чём может рассказать школьная библиотека». Старинные и современные книги. Сравнение книг.
Устное народное творчество
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Малые и большие жанры устного народного творчества. Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа. Русские народные песни. Потешки и прибаутки. Считалки и небылицы. Загадки. Сказки.
Люблю природу русскую. Осень
Знакомство с названием раздела. Картины осенней природы. Осенние загадки. Лирические стихотворения Ф.Тютчева, К.Бальмонта, А.Плещеева, А.Фета, А.Толстого, С.Есенина. Оценка достижений.
Русские писатели
Знакомство с названием раздела. А.С.Пушкин. И.А.Крылов. Басни .Л.А.Толстой. Басни. Оценка достижений.
О братьях наших меньших
Знакомство с названием раздела. Весёлые стихи о животных А.Шабаева, Б.Заходера, И.Пивоваровой, В.Берестова. Научно – популярный текст Н.Сладкова. Рассказы о животных М.Пришвина, Е.Чарушина, Б.Житкова, В.Бианки.
Из детских журналов
Знакомство с названием раздела. Произведения из детских журналов. Игра в стихи. Д.Хармс, Ю.Владимиров, А.Введенский. Проект «Мой любимый детский журнал».
Люблю природу русскую. Зима
Знакомство с названием раздела.Зимние загадки. Лирические стихотворения И.Бунина, К.Бальмонта, Я.Акима, Ф.Тютчева, С.Есенина, С.Дрожжина. Настроение стихотворения. Русская народная сказка. Два Мороза. Новогодняя быль С.Михалков. Особенности данного жанра. Весёлые стихи о зиме А.Барто, А.Прокофьева. Оценка достижений.
Писатели детям
Знакомство с названием раздела. К.Чуковский. Сказки. «Путаница», «Радость», «Федорино горе». Рифма. С.Я.Маршак «Кот и лодыри». С.В.Михалков «Мой секрет», «Сила воли». А.Л.Барто Стихи. Н.Н.Носов. Юмористические рассказы. Оценка достижений.
Я и мои друзья
Стихи о дружбе и друзья В.Берестова, Э.Мошковской, В.Лунина. Рассказы Н.Булгакова, Ю.Ериолаева, В.Осеевой. Оценка достижений.
Люблю природу русскую. Весна
Весенние загадки. Лирические стихотворения Ф.Тютчева, А.Плещеева, А.Блока, И.Бунина, С.Маршака, Е.Благининой, Э.Мошковской. Настроение стихотворения. Звукопись.
И в шутку и всерьёз
Весёлые стихи Б.Заходера, Э.Успенского, В.Берестова, И.Токмаковой. Ритм стихотворения. Инсценировка стихотворения. Весёлые рассказы для детей Э.Успенского, Г.Остера, В.Драгунского. Составление плана.Пересказ текста на основе плана. Оценка планируемых результатов.
Литература зарубежных стран
Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С.Маршака, В.Викторова, Л.Яхнина. Сравнение русских и зарубежных песенок. Ш.Перро.«Кот в сапогах». «Красная Шапочка». Г-Х. Андерсен «Принцесса на горошине».
Эни Хогарт. «Мафин и паук». Проект «Мой любимый писатель- сказочник». Оценка достижений.
3 класс
Вводный урок. Знакомство с учебником. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь.
Самое великое чудо на свете. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Фёдоров.
Устное народное творчество. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Русские народные песни. Лирические народные песни. Шуточные народные песни. Докучные сказки. Русские народные сказки.
Поэтическая тетрадь 1. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Русские поэты XIX – XX века. Лирические стихотворения Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, И.С.Никитина, И.З.Сурикова. Оценка достижений.
Великие русские писатели.Знакомство с названием раздела. А.С.Пушкин. И.А.Крылов. Ю.М.Лермонтов, Л.Н.Толстой. Оценка достижений.
Поэтическая тетрадь 2. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержание раздела. Н.А.Некрасов. Стихотворения о природе. К.Д.Бальмонт. И.А.Бунин. Оценка достижений.
Литературные сказки. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержание раздела. Д.Н. Мамин-Сибиряк, В.М.Гаршин, В.Ф.Одоевский. Оценка достижений.
Были-небылицы. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержание раздела. М.Горький, К.Г.Паустовский, А.И.Куприн. Оценка достижений.
Поэтическая тетрадь 3
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержание раздела. Саша Чёрный. Стихи о животных. А.А.Блок. Картины зимних забав. С.А.Есенин. Оценка достижений.
Люби живое. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержание раздела. М.Пришвин, И.С.Соколов-Микитов, В.В.Бианки, Б.С.Житков, В.П.Астафьев, В.Ю.Драгунский. Оценка достижений.
Поэтическая тетрадь 4. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержание раздела.
С.Я.Маршак, А.Л.Барто, С.В.Михалков, Е.А.Благинина. Проект «Праздник поэзии». Оценка достижений.
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержание раздела.. Б.В.Шергин, А.П.Платонов, М.М.Зощенко, Н.Н.Носов. Оценка достижений.
По страницам детских журналов. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержание раздела. «Мурзилка», «Весёлые картинки». Ю.Ермолаев, Г.Остер, Р.Сеф. Оценка достижений.
Зарубежная литература. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержание раздела. Древнегреческий миф. Храбрый Персей. Г.-Х.Андерсен.
4 класс
1. Развитие навыка чтения.
— Способ чтения: беглое чтение словами, сочетаниями слов.
— Увеличение «поля» чтения путем овладения приемами целостного чтения: интонационное объединение слов в составе словосочетаний, предложений и фраз.
— Осознанное чтение про себя произведений различных жанров с последующим воспроизведением их содержания.
— Качества навыка чтения: сознательное, правильное и выразительное чтение с темпом 80—90 слов в минуту, умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению, передать через интонацию свое отношение к прочитанному.
2. Формирование речевых умений при работе с текстом произведения.
— Умение самостоятельно пересказать текст (подробно, выборочно, кратко) по опорным словам или самостоятельно составленному плану. Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения событий.
— Умение выделить основной смысл прочитанного текста и сформулировать его главную мысль своими словами.
— Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки и др.) и рассуждения; с заменой диалога повествованием.
— Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанными, включение в рассказ элементов описания, рассуждения.
3. Воспитание культуры речи и чтения.
— Культура общения с собеседником: точность выражения мысли; содержательность речи; умение слушать и понимать смысл речи собеседника, проявлять к нему внимание, поддерживая речевое общение репликами и вопросами, использование вежливых слов в общении, закрепление доброжелательного стиля общения с собеседником.
— Формирование выразительной стороны речи и чтения: работа над интонацией (темпом, ритмом, логическим ударением и паузой, мелодикой речи), умением произносить текст с различными смысловыми оттенками (подтекстом): похвалой, одобрением, насмешкой, осуждением и т. д.
— Ориентировка в учебной книге по ее оглавлению. Самостоятельное использование методического, ориентировочного и справочного материала книги, вопросов и заданий
к текстам, сносок. Ориентировка в таких понятиях, как: красная строка, абзац, заголовок, подзаголовок.
— Формирование умения самостоятельно выбрать и прочитать детскую книгу (художественную и научно-познавательную), ориентируясь на собственный интерес, рекомендованный список литературы.
Опыт эстетического восприятия и понимания художественных произведений.
Его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов искусств и наблюдений за окружающим миром
1. Опыт эстетического восприятия мира на основе наблюдений.
— Формирование умения видеть и открывать красоту окружающего мира, многообразие его форм. Сопоставление своих впечатлений с эстетическим восприятием мира художником слова, изобразительного искусства.
— Умение эмоционально откликаться на различное состояние природы и выражать свое настроение в слове, красках, музыке; выбирать произведения искусства, созвучные своему настроению.
— Развитие наблюдательности, умения находить необычное в обычном, сравнивать, сопоставлять предметы (приметы окружающего мира, явления), давать им эстетическую оценку.
— Наблюдение за настроением людей в различных ситуациях.
2. Слушание художественных произведений.
— Развитие интереса к слушанию рассказов, стихов, басен, стимулирование при их воспроизведении активности детей.
— Умение сопоставлять эмоциональное состояние при слушании литературных произведений и восприятии музыки, картин, объединенных общей темой, общим настроением.
— Заучивание стихотворений наизусть. Развитие поэтического слуха, наблюдение за мелодикой поэтической речи; воспитание эстетической отзывчивости на прочитанное.
— Слушание литературных произведений (по выбору учащихся).
3. Перечитывание художественного произведения и его анализ.
— Размышление над прочитанным произведением, выявление вопросов и проблем, интересных для обсуждения.
— Нахождение при самостоятельном чтении точных слов и выражений для описания героя, места действия, конфликтных ситуаций и т. д.
— Сравнение стихотворений различных авторов на одну и ту же тему и выявление художественных особенностей текста, настроения героев и авторского видения.
— Формирование своего отношения к прочитанному; определение главной мысли произведения; отношения автора к героям.
— Развитие наблюдательности при чтении поэтического текста, умение находить в нем с помощью учителя сравнения,
метафоры (без терминов), умение оценить выбор автором средств художественной выразительности.
— Устное рисование портрета героя с опорой на художественный текст.
— Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий, поведения героев.
— Умение воссоздавать различные эмоциональные состояния героя на основе слов, характеризующих его настроение.
4. Опыт творческой деятельности. Практическое знакомство с литературными жанрами и терминами.
— Драматизация прочитанных произведений (по выбору).
— Сравнение произведений с описанием одного и того же предмета (лилии, ромашки, щенка и т. д.). Самостоятельное описание предмета по аналогии с прочитанным, использование сравнений, олицетворений, эпитетов.
— Придумывание сказочных историй об окружающих предметах по аналогии со сказками Г. Х. Андерсена.
— Развитие умения переделывать рассказанную смешную историю в грустную и т. д.
— Развитие умения самостоятельно подбирать средства художественной выразительности для текстов с пропусками в художественном описании природы или какого-либо предмета.
— Формирование умения описывать события с точки зрения героя и автора, сравнивать их позиции.
— Различение жанров художественных произведений: рассказа, сказки, стихотворения, былины; выделение их характерных признаков.
Былина — героико-патриотическая песня, сказание об исторических событиях и богатырях Древней Руси. Былина жанр, имеющийся только в русском фольклоре.
Рассказ — небольшое прозаическое художественное повествование о каком-либо случае, эпизоде из жизни героя.
Стихотворение — небольшое художественное произведение, написанное стихами. Оно ритмически организовано, имеет рифму, отличается эмоциональностью и выразительностью, передает чувства, настроение и мысли человека (лирического героя).
— Умение сравнивать и объяснять разницу между народной и литературной сказкой.
— Совершенствование умения по созданию своего варианта сказки на известный сюжет.
— Развитие умения составлять загадки с использованием метафор; развитие творческого воображения учащихся.
— Формирование умения составлять собственные произведения с использованием различных типов текста: описания, повествования, рассуждения.
— Умение сравнивать произведения одного и того же автора, обобщать знания об особенностях стиля автора, выбора темы, описания событий, героев, их нравственно-этической оценки, видения мира, нравственной оценки изображенных событий; составление обобщенного представления об авторе произведения.
Учебно-тематический план
1 класс
№ | Раздел | Количество часов | Практическая часть |
2 | Добукварный период | 11 | Тест, проверочная работа |
3 | Букварный период | 56 | Тест, проверочная работа |
4 | Послебукварный период | 17 | Тест, проверочная работа |
5 | Жили – были буквы | 5 | Тест, проверочная работа |
6 | Сказки, загадки, небылицы | 4 | Тест, проверочная работа, проекты |
7 | Апрель, апрель! Звенит капель… | 5 | Тест, проверочная работа, проекты |
8 | И в шутку и всерьёз | 5 | Тест, проверочная работа |
9 | «Я и мои друзья» | 7 | Тест, проверочная работа, проекты |
10 | «О братьях наших меньших» | 6 | Тест, проверочная работа, проекты |
2 класс
№ | Раздел | Количество часов | Практическая часть |
1 | Введение | 1 | |
2 | Самое великое чудо на свете. | 4 | Проектная деятельность |
3 | Устное народное творчество | 15 | Тест, проверочная работа |
4 | Люблю природу русскую. Осень. | 8 | Сочинение, проверочная работа |
5 | Русские писатели | 14 | Тест, проектная деятельность |
6 | О братьях наших меньших | 13 | Проверочная работа, тест |
7 | Из детских журналов | 10 | Проверочная работа, тест |
8 | Люблю природу русскую. Зима. | 9 | Проектная деятельность |
9 | Писатели – детям. | 17 | Проверочная работа, тест |
10 | Я и мои друзья. | 10 | Проектная деятельность |
11 | Люблю природу русскую. Весна. | 9 | Проверочная работа, тест |
12 | И в шутку и всерьёз. | 16 | Проверочная работа, тест |
13 | Литература зарубежных стран. | 11 | Проверочная работа, тест |
3 класс
№ | Раздел | Количество часов | Практическая часть |
1 | Введение | 1 | |
2 | Самое великое чудо на свете» | 4 | Проектная деятельность |
3 | Устное народное творчество | 13 | Тест, проверочная работа |
4 | Поэтическая тетрадь 1 | 12 | Сочинение, проверочная работа |
5 | Великие русские писатели | 24 | Тест, проектная деятельность |
6 | Поэтическая тетрадь 2 | 6 | Проверочная работа, тест |
7 | Литературные сказки | 8 | Проверочная работа, тест |
8 | Были-небылицы | 10 | Проектная деятельность |
9 | Поэтическая тетрадь 1 | 6 | Проверочная работа, тест |
10 | Люби живое | 16 | Проектная деятельность |
11 | Поэтическая тетрадь 2 | 8 | Проверочная работа, тест |
12 | Собирай по ягодке – наберёшь кузовок | 12 | Проверочная работа, тест |
13 | По страницам детских журналов | 8 | Проверочная работа, тест |
14 | Зарубежная литература | 8 | Проверочная работа, тест |
4 класс
№ | Раздел | Кол-во часов | Практическая часть |
1 | Летописи, былины, жития | 9 | Тест Проверка навыка чтения |
2 | Чудесный мир классики | 18 | Тест Проверим себя и оценим свои достижения |
3 | Поэтическая тетрадь | 9 | Тест Проверим себя и оценим свои достижения Проверка навыка чтения |
4 | Литературные сказки | 13 | Тест Диагностическая работа |
5 | Делу время - потехе час | 7 | Тест Проверим себя и оценим свои достижения |
6 | Страна детства | 6 | Тест Проверим себя и оценим свои достижения |
7 | Поэтическая тетрадь | 4 | Тест Проверим себя и оценим свои достижения |
8 | Природа и мы | 10 | Тест Проверим себя и оценим свои достижения Проверка техники чтения |
9 | Поэтическая тетрадь | 6 | Проверим себя и оценим свои достижения |
10 | Родина | 4 | Тест Проверим себя и оценим свои достижения |
11 | Страна Фантазия | 5 | Проверим себя и оценим свои достижения Проверка техники чтения |
12 | Зарубежная литература | 11 | Проверим себя и оценим свои достижения Итоговая диагностическая работа |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Примечания | |
Книгопечатная продукция | ||
Сборник рабочих программ «Школа России» , 1-4 классы.М.: Просвещение, 2011. | В программе определены цели и задачи курса. | |
Учебники | ||
В.Г. Горецкий. Азбука. Учебник 1 класс. В 2-х частях. Ч1. | ||
В.Г. Горецкий. Азбука. Учебник 1 класс. В 2-х частях. Ч2. | ||
М.В. Бойкина. Литературное чтение. Учебник. 1-4 класс. В 2 ч.Ч.1 | ||
М.В. Бойкина. Литературное чтение. Учебник 1-4 класс В 2 ч. Ч.2. | ||
Рабочие тетради | ||
М.В. Бойкина. Литературное чтение.. Рабочая тетрадь. 1-4 класс. В 2 ч. Ч 1. | ||
М.В. Бойкина. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 1-4 класс. В 2 ч. Ч 2. | ||
Компьютерные и информационно- коммуникативные средства | ||
Электронное приложение к учебнику «Литературное чтение» | ||
Технические средства | ||
Магнитная доска. | ||
Персональный компьютер. | ||
Проектор | ||
Учебно- практическое и учебно- лабораторное оборудование | ||
Портреты поэтов и писателей. | ||
Детские книги разных типов из круга детского чтения. | ||
Толковые словари |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению для 1-4 классов по программе "Перспектива"
Программа по литературному чтению для 1-4 классов разработана в соответствии:- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего...
Рабочая программа по литературному чтению для 1-4 классов, КТП для 1 класса. Программа "Начальная школа 21 века"
Пояснительная записка по литературному чтению составлена на весь курс (1-4классы), календарно-тематическое планирование составлено для 1 класса. Рабочая программа может быть использована учителями нац...
Рабочая программа по "Литературному чтению" для учащихся 2 класса по программе: "Планета знаний"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО КУРСУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» К КОНЦУ 2 КЛАССАСОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ» 2 КЛАСС (175Ч)...
Рабочая программа по литературному чтению, КИМы для 3 класса по программе "Школа России"
Рабочая программа составлена в соответст...
Рабочая программа по "Литературному чтению" для учащихся 3 класса по программе "Планета знаний"
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕКАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ...
Рабочая программа по литературному чтению для учащихся 3 класса по программе: "Планета знаний"
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение»Содержание учебного предметаТематическое планированиеКалендарно - тематическое планирование...
Рабочая программа по литературному чтению для ученицы 1 класса, обучающейся по адаптированной образовательной программе НОО для детей с ЗПР
Рабочая программа по литературному чтению для ученицы 1 класса, обучающейся по адаптированной образовательной программе НОО для детей с ЗПР...