"Медведко" 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Литературное чтение
Тема: У каждого – своё место в природе (рассказ Д. Мамина-Сибиряка «Медведко»)
Цели:
• развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
• развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
• развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Оргмомент. Ι. Актуализация знаний. | -Ребята, какой сегодня замечательный день. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. От наших улыбок в классе стало тепло и уютно! Я желаю, чтобы хорошее настроение не покидало вас на протяжении всего урока. От наших улыбок в классе стало тепло и уютно! Пятиминутное чтение. 1. Проверка домашнего задания. Выразительное чтение стихотворений наизусть. Работа над скороговоркой Испугались медвежонка Ёж с ежихой и ежонком, Чиж с чижихой и чижонком, Стриж с стрижихой и стрижонком. 1.Прочитайте про себя одними глазками. 2.Читаем медленно, шепотом, чётко проговаривая все звуки. 3.Прочитайте скороговорку с -испугом -восторгом -сочувствием -Из какой сказки эти строчки и кто автор: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» . -Как вы их понимаете? - Они и станут эпиграфом нашего урока. - Как называется раздел, который мы начали изучать. (Животные в нашем доме) - Как называют этих животных? (домашние) - Можно ли назвать домашних животных нашими друзьями? - Чем жизнь диких животных отличается от домашних? -Что объединяет писателей: Игра «Фотоглаз» В. Бианки Д. Мамин – Сибиряк. В. Берестов - Как вы думаете с произведением какого писателя мы сегодня познакомимся? Показываю портрет Биографию Д. Мамина –Сибиряка рассказывает Самаркина В. Рассмотрите выставку книг. - Какие книги вы видите на выставке? - О ком писал Д. Мамин –Сибиряк? (о животных) -Как вы думаете, каким должен быть человек, чтобы написать такие интересные книги? (добрым, внимательным, любить природу) - О ком будем читать сегодня, мы узнаем вместе. Работа в группах Какое слово получилось у 1 группы? ( медведь) Какие однокоренные слова подобрали? ( медведица, медвежонок) Какие сказки вспомнили про медведей? («Маша и Медведь», «Медведь Волк и Лиса». «Три медведя» и т. д.) Как люди называют медведей в сказках? ( Михайло Потапыч, Михаил Иванович) - Расшифруйте шифрограмму и узнаете название произведения, с которым сегодня познакомимся. | Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на развороте учебника. 4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. |
II. Развитие умений. | 2 4 2 2 4 1. Чтение рассказа Д. Мамина-Сибиряка «Медведко». 1. Работа с текстом до чтения. Работа с заглавием и иллюстрацией. – Рассмотрите иллюстрацию, прочитайте название рассказа. Вы догадались, кого так зовут – Медведко? (На иллюстрации есть маленький медвежонок) Как вы думаете, почему автор выбрал такое заглавие: не «Медведь», не «Медвежонок», а «Медведко»? (Детские и юношеские годы Д. Мамина-Сибиряка прошли на Урале. Медвежонка часто там называют медведко. Прислушайтесь к звучанию этого слова. В нём – трогательность, мягкость, доброта.) - Что произошло с медвежонком в рассказе и почему это произведение оказалось в разделе « Животные в нашем доме» нам предстоит узнать, прочитав рассказ. Словарная работа Барин-. богатый, знатный человек Кучер- тот, кто правит лошадьми в экипаже. Таращил глазёнки – удивленно смотрел. Комическая важность – смешная, неуклюжая. Уездный город – обозначающее провинциальный, захолустный город. Гимназисты – ученик гимназии Увалень – неуклюжий и неповоротливый человек. 2. Работа с текстом во время чтения. 1 ч. Прослушивание в записи, половина текста читаю сама. -Как медвежонок оказался в доме писателя? -Как выглядел медвежонок? -С чем сравнивает Мамин-Сибиряк маленького медвежонка (живая рукавица, замурлыкал как котенок, как маленький ребёнок) -Как вёл себя зверь в новом месте? -Как автор относится к малышу? -Как отнеслись к нему гимназисты? -Почему автор решился оставить медвежонка у себя? -Понравился медвежонок и взрослым, и детям! Действительно, чудесный малыш. Прогнозирование сюжета. - Как вы считаете, что дальше произойдет с медвежонком? Часть 2 дети читают вслух. Чем занялся медведко в столовой? ( залез в буфет, стал греметь тарелками) - Понравилось ли медвежонку, что ему мешали? ( нет, он начал сердиться и кусаться) Обратит внимание, что в 1-м абзаце трижды встречается слово забавно: медвежонок действительно весь день всех развлекал. А когда рассказчик был разбужен во второй раз, он уже называет медвежонка «упрямый зверь», а в конце 2-й части читаем: «Эта возня начинала мне надоедать». – Как вы думаете, удастся ли рассказчику выспаться этой ночью? – А Медведко приживётся в доме? Слованая работа. Ларь – большой деревянный ящик для муки. Квартирант - временный житель. Кухарка-прислуга на кухне, готовящая пищу Физкультминутка Часть 3 могут (чтение за диктором, половина самостоятельно) -Удалось ли выспаться рассказчику? ( нет, т.к. он устраивал везде шум) - С кем подрался медвежонок в гостиной? ( собакой) - Как назвал его кучер? ( зверина) - Куда перенесли медвежонка потом? (к гимназистам) - Чем занимался медведко?( стащил клеёнку со стола) - Как назвали его теперь? (разбойник) - Куда поместили медвежонка на 2 ночь? (чулан) - Как назвала кухарка медвежонка? ( поганый зверь) - Почему? - Что чувствовал рассказчик? Радуется он медвежонку или негодует? - Он возмущен поведением медвежонка. – Как вы думаете, как теперь поступит рассказчик? Словарная работа. Накуролесил – натворил дел, нахулиганил. Экипаж – лёгкая повозка, коляска. Бросилась стремглав – побежала быстро. Отказался наотрез – категорично. Взмолился – просил о пощаде. Часть 4 читает учитель (комментированное чтение). 4 Признаться сказать, я очень раскаивался, что взял медвежонка (раскаивался – т.е. признал свою вину, понял, что совершил ошибку), и очень был рад, когда нашёлся знакомый, который его взял. – Помилуйте, какой милый зверь! – восхищался он. – Дети будут рады. Для них – это настоящий праздник. Право, какой милый. (Мы уже знаем, что ждёт новых хозяев «милого зверя»? Вы обратили внимание: знакомый рассказчика повторяет его ошибку. Какую? Берёт для развлечения, чтобы порадовать детей, дикого зверя в дом.) – Да, милый... – соглашался я. Мы все вздохнули свободно, когда наконец избавились от этого милого зверя и когда весь дом пришёл в прежний порядок. Но наше счастье продолжалось недолго (можно предположить почему?), потому что мой знакомый возвратил медвежонка на другой же день. Милый зверь накуролесил на новом месте ещё больше, чем у меня. (Накуролесил – то есть… набезобразничал. Интересно, что же он натворил? Забрался в экипаж, заложенный (запряжённый) молодой лошадью, зарычал. Лошадь, конечно, бросилась стремглав и сломала экипаж. Мы попробовали вернуть медвежонка на первое место, откуда его принёс мой кучер, но там отказались принять его наотрез. (Наотрез – то есть… не соглашались ни в какую. Догадались, почему Медведко попал к нашему рассказчику?) – Что же мы будем с ним делать? – взмолился я, обращаясь к кучеру. – Я готов даже заплатить, только бы избавиться. На наше счастье, нашёлся какой-то охотник, который взял его с удовольствием. -Кому пытались отдать медвежонка? ( знакомому) - Сколько времени он прожил на новом месте? ( 1 день) - Почему? - Кому в конце концов отдали медвежонка? (охотнику) - Почему медвежонок не смог жить у барина и почему у охотника ему будет лучше? ( лесные звери должны жить в лесу) 3. Обобщающая беседа. в) – В чём раскаивается рассказчик? Работа в группе.
г) – Прочитайте формулировку темы нашего урока. (Учитель открывает запись на доске.) У каждого – своё место в природе. -Вы согласны? - А Д. Мамин –Сибиряк? -Какие животные уживаются рядом с человеком? -Каких животных нельзя никогда держать дома? - Были случаи, когда заводили совершенно необдуманно в квартирах львов, тигров. Животные набрасывались на людей, происходили трагедии. -Но, в противовес, хочу вспомнить и о добрых людях, которые подбирают бездомных животных, кормят их, заботятся о них. - Я хочу, чтобы вы поняли, что животные дома - это не только радость, украшение, но и огромная ответственность и много знаний. И самое главное, не сделать животному больно. Мне хотелось, что бы вы, мои ученики, необдуманно не брали в дом животных. Я буду очень рада, если в сердце у вас после нашего урока, остался уголок, в котором уместились бы чувства глубокого отношения к животным. Так давайте будем добры и милосердны и к животным, и друг к другу. – Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? Цифровой диктант:
Прочитаем полученное число: 100 101 | Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. |
ΙΙΙ. Итог. | – Что вам показалось на уроке самым интересным? | |
ΙV. Домашнее задание. Рефлексия. | 1. Подготовить пересказ текста от 3-го лица (например, от лица кучера Андрея, или кухарки, или одного из гимназистов). или написать отзыв о том, как вы относитесь к поступку барина, т.е. вспомните, для чего барин взял медвежонка и к чему это привело. И пофантазируйте, что дальше произойдет с этим медвежонком. Выберите фразеологизм, который характеризуют вашу работу сегодня: Шевелить мозгами. Краем уха. Хлопать ушами. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку внеклассного чтения: Д.Н. Мамин-Сибиряк "Медведко"
Презентация к уроку внеклассного чтения....
Урок литературного чтения " У каждого своё место в природе. Мамин - Сибиряк "Медведко" 3 класс.
Урок литературного чтения в 3 классе построен в соответствии с ФГОС. Урок развивающий, используется технология правильной читательской деятельности....
"Д. Мамин-Сибиряк. Медведко"
Урок литературного чтения. Образовательная система "Школа 2100". 3 класс...
Конспект урока по теме: У каждого - своё место в природе ( рассказ Д. Мамина-Сибиряка "Медведко").
Конспект урока с презентацией....
Презентация к уроку литературного чтения по теме: У каждого-своё место в природе (Д. Мамин-Сибиряк "Медведко").
Презентация к рассказу Д. Мамина-Сибиряка "Медведко". 3 класс....
Урок литературного чтения по Д.Мамину-Сибиряку "Медведко" 3 класс.
3 класс, урок литературного чтения по Д Мамину-Сибиряку "Медведко"....
Урок по литературному чтению в 3 классе. У каждого свое место в природе. (Д.Мамин-Сибиряк "Медведко")
Презентация к урокам 2-3 из раздела "Животные в нашем доме" (Д.Мамин-Сибиряк "Медведко")...