Открытый урок по литературному чтению во 2 классе (УМК «Начальная школа 21 века») с самоанализом
план-конспект занятия по чтению (2 класс) на тему

Шабалина Ольга Александровна

Открытый урок по литературному чтению во 2 классе (УМК «Начальная школа 21 века») с самоанализом рекомендован педагогам и методистам начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie_4.docx26.64 КБ

Предварительный просмотр:

Задание 4. Разработка методического обеспечения темы (урока) в котором реализована возможность дифференциации и индивидуализации образования.

Урок литературного чтения во 2  классе (УМК «Начальная школа 21 века»)

Тема урока: Русская народная сказка «Журавль и цапля»

Цель урока: познакомить с русской народной сказкой “Журавль и цапля”, её содержанием; продолжить работу над совершенствованием навыков чтения;

 развивать устную речь учащихся, образное мышление, умение анализировать, обобщать; 

воспитывать культуру общения через анализ содержания художественного произведения.

Оборудование: учебник «Литературное чтение», «Рабочая тетрадь», иллюстрации к сказке*, таблицы для анализа произведения**, карточки с заданиями для групповой и индивидуальной работы***, мультимедийный проектор.

Ход урока

Используемые 

* - иллюстрации

** - таблицы

*** - карточки

1. Оргмомент.

- Итак, друзья начнём урок! Затей у нас большой запас!

  А для кого они? Для вас! Давайте начнём работать.

2. Речевая разминка.

- Откройте Р.т. на с.17. Найдите задание 3. Прочитайте шёпотом 2-ую загадку, запишите отгадку. Кто это? (Это цапля)

- Давайте прочитаем эту загадку хором «на одном дыхании».

3. Проверка домашнего задания.

- Что было задано на дом? (Прочитать выразительно стихотворение Дудина «Тары-бары…» и выполнить задания в Р.т.)

1) Проверка заданий №1,2 в Р.т. с.13

- Поставьте «+», кто выполнил задание так же.

2) Чтение стихотворения по частям цепочкой.

4. Сообщение темы и целей урока.

- Вернёмся к заданию 3 в Р.т. на с.13 и прочитаем 1-ю загадку. 

  Кто это? (Это журавль)

- Какие слова помогли отгадать загадку? Прочитайте.

- Что вы знаете об этих животных? (Птицы, живут на болоте, питаются лягушками, имеют длинные ноги и клюв)

- Как вы думаете, о ком будет произведение, с которым мы сегодня познакомимся? (О журавле и цапле)

- Мы познакомимся с русской народной сказкой «Журавль и цапля».

  

5. Знакомство со сказкой «Журавль и цапля».

- Откройте учебник на с.23. Приготовьтесь слушать и читать сказку по частям.

1) Чтение присказки (читает учитель).

2) Чтение 2-ой части сказки (читают дети).

3) Словарная работа.

- Посмотрите на доску. Прочитайте словосочетания, слово, устойчивое выражение. Объясните их значения.

 **      ноги долги                         **   длинные ноги

           худо летать                               плохо летать

           долговязый                               высокий

           несолоно хлебавши                 остаться ни с чем

4) Чтение сказки до конца.

6. Беседа после чтения. Анализ сказки. Выборочное чтение.

1) - Улыбнитесь, если сказка понравилась.

7. Гимнастика для глаз.

    Откиньтесь на спинку стула. Сядьте свободно. Закройте глаза ладошками.

     Откройте правый глаз и посмотрите на цаплю. Закройте его.

     Откройте левый глаз и посмотрите на журавля. Закройте его.

     Откройте правый глаз и посмотрите на журавля. Закройте его.

     Откройте левый глаз и посмотрите на цаплю. Закройте его.

     Откройте глаза. Поморгайте.

2) - Чем необычно начало сказки? (Начинается с присказки)

- Что такое присказка? Найдите ответ на с.18.

- Зачем нужна присказка? (Привлекает наше внимание)

- Прочитайте присказку. Помните, присказка читается по-особому – скороговоркой. (Быстро, чётко, правильно)

- Какие слова повторяются?

3) – Как начинается сказка? Прочитайте.

     - Почему журавль решил жениться? Прочитайте.

     - Сколько раз сватался журавль к цапле? (2 раза)

     - Исполнилось ли его желание? Почему? (Не могут договориться, отказывают друг другу)

- Есть развязка у сказки? (Нет)

- Как закончилась сказка? Прочитайте.

4) Выполнение модели обложки.

- Выполните модель обложки. Покажите свои модели.

   Сравните свою модель с моделью на доске. Поднимите руки, у кого такая же модель обложки.

   Сделайте выводы:

   -название произведения…

   -жанр….

   -тема…

8. Физминутка.

     Очень трудно так стоять,

     Ножку на пол не спускать.

     И не падать, не качаться,

     За соседа не держаться.

 5) – Подумайте, какими изображены в сказке журавль и цапля, используя слова-признаки на доске.

       *** упрямый(ая)                        умный(ая)

              смешной(ая)                        несговорчивый(ая)

              капризный(ая)                    придирчивый(ая)

              нерешительный(ая)           хвастливый(ая)

              добрый(ая)                           четный(ая)

    - Вывод: журавль и цапля очень похожи. Оба нерешительны, не могут договориться, глупо и смешно выглядят со стороны.

9. Самостоятельная работа учащихся в группах и парах.

- Сейчас вы выполните задания, работая группами и в парах.

Карточка №1. Задание 1-ой группе.

Вспомните, что вы знаете о сказках. 

Какие слова потерялись в этом кластере. Напишите их.

                                           сказки

                          народные             _____?____

               _____?____     бытовые      ____?_____

Карточка №2. Задание 2-ой группе.

Составьте синквейн на тему «Журавль».

                       Журавль.

      (какой?)   ______________, _______________.

(что делает?) ______________, ______________, _______________.

                       __________  ________ ___________ _____________.

                       ____________.

Карточка №3. Задание 3-ей группе.

Представьте, что вы работаете над созданием книги «Журавль и цапля». Расположите иллюстрации в порядке следования событий.

Иллюстрации к сказке

Задание остальным учащимся.

- Поработайте в парах. Подготовьте чтение по ролям любого диалога журавля и цапли.

10. Итог урока. 

   – С каким произведением познакомились?

   - О ком эта сказка?

   - Могла ли эта история приключиться с людьми? (Да, могла.

   Люди часто не могут договориться между собой, не умеют решать проблемы, не думают о том, что говорят друг другу).

   - Чему учит эта сказка? (Сказка даёт возможность посмотреть на себя со стороны и увидеть свои недостатки)

11. Рефлексия.

    -  Возьмите яркие цветные карточки. 

     - Оцените свою работу и отношение к уроку. Выберите подходящее вашему состоянию утверждение и поставьте «галочку».

Отличное настроение, всё получалось, всё понравилось,  хотелось многое узнать.

Хорошее настроение, было интересно, но были трудности.

Было скучно, неинтересно, было много затруднений.

 - Поднимите руки, у кого…

 - Благодарю вас за хорошую работу на уроке.

Домашнее задание. 

Подробно пересказать сказку «Журавль и цапля» и выполнить задания 1,2 в рабочей тетради.

* цапля

* журавль

** «Журавль и   цапля»

** (устойчивые выражения и их значения)

** Модель обложки

**(слова- признаки)

***Карточка №1

***Карточка №2

***Карточка №3

* Иллюстрации к сказке (Приложение)

***Карточка для рефлексии

Д.з.

с.23-25, пересказ; Р.

Самоанализ открытого урока по литературному чтению

УМК «Начальная школа XXI века»

Класс: 2 «А»

Авторы учебника:Л.А.Ефросинина, 2 класс. М.: Вентана-Граф, 2011

Тема: Русская народная сказка «Журавль и цапля».

        На уроке была поставлена триединая дидактическая цель, которая реализовывалась через следующие аспекты:

-образовательный: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Журавль и цапля», продолжить работу над совершенствованием навыков чтения, активизировать вдумчивое чтение, продолжить обучение выразительному чтению произведений;

- развивающий: развивать устную речь учащихся, образное мышление, умение анализировать, обобщать;

- воспитательный: воспитывать культуру общения через анализ содержания художественного произведения, внимание к художественному слову, языку.

        На уроке были использованы основные принципы образования, положенные в основу работы с младшими школьниками:

  1. Принцип личностно-ориентированного подхода к ребёнку:

- дифференцированный подбор заданий при индивидуальном опросе;

-создание ребёнку ситуации успеха, формирование положительной установки к процессу обучения, заинтересованности;

- разнообразие форм и методов организации работы (пословица, частичное исследование, проблемные вопросы, работа в парах) позволяли раскрыть содержание произведений и расширить содержание субъективного опыта каждого ребёнка.

2.  Принцип индивидуального и личностного подхода:

- осознание своего «Я», максимальный учёт индивидуальных особенностей ребёнка.

3. Принцип гуманистичности:

- ребёнок активный, субъективный в совместной деятельности с педагогом, основанной на сотрудничестве, на взаимном уважении.

        В основе урока заложена единая современная концепция начального образования, связанная с гуманизацией процесса обучения:

- максимальный учёт психологических особенностей и возможностей младшего школьника;

- создание благополучного интеллектуального и эмоционального фона обучения, обеспечение высокого уровня психического и личностного развития школьника;

- обеспечение интеграции различных предметов в начальном обучении, цель которой – формирование учебной деятельности;

- построение дифференцированного учебного процесса, что даёт возможность учесть и своевременно скорректировать трудности в обучении.

        На уроке использовался учебник литературного чтения Л.А.Ефросининой «Литературное чтение», 2 часть для 2 класса, рабочая тетрадь «Литературное чтение №2», иллюстрации к сказке художественная книга «Журавль и цапля», карточки со словами-признаками мультимедийный проектор,  для повышения качества образования учащихся также использовались компьютерные средства. Время, отведённое на все этапы урока, было распределено рационально.

        На первом этапе урока была проведена проверка домашнего задания для того, чтобы установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания, устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы в заданиях. Формируемые универсально-учебные действия:

познавательные - произвольное и осознанное построение речевого высказывания (устно), поиск и выделение необходимой информации; коммуникативные – развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; регулятивные – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; личностные – установление учащимися значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, формировать чувство сопереживать героям.

        На этапе сообщения темы и целей урока, работы с текстом до чтения была организованна и направлена работа познавательной деятельности учащихся к цели урока, определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста; выделение его героев, актуализация читательского опыта. Формируемые универсально-учебные действия: познавательные - логическое предположение обще-учебных речевых высказываний; коммуникативные – речевая деятельность с целью получения информации; регулятивные – постановка цели; личностные – учебная мотивация.

        На этапе знакомства со сказкой применялось первичное целостное восприятие произведения, чтение, слушание текста. Также была проведена словарная работа над непонятными и устаревшими словами и словосочетаниями из текста. Формируемые универсально-учебные действия: познавательные – чтение, получение информации; коммуникативные – кооперация усилий; регулятивные – самоконтроль чтения, прогнозирование; личностные – нравственное, этическое ориентирование.

        На этапе анализа учащимся предлагались задания, побуждающие их к повторному чтению текста, лексико-синтетическому анализу каждой из его частей. Также на данном этапе использовалось словесное рисование, являющееся эффективным средством речевого развития учащихся, так как приучает тренировать воображение, обостряет внимание к слову, углубляет читательские впечатления. Формируемые универсально-учебные действия: познавательные – умение структурировать знания, анализ, синтез, самостоятельный поиск решений; регулятивные – целеполагание, самоконтроль, самооценка, коррекция; коммуникативные – обмен информации, взаимодействие, кооперация; личностные – развитие готовности к сотрудничеству. Также на данном этапе прослеживался яркий переход коммуникативных УУД в личностные. Учащиеся учились на основе трансформации сказки выделять реплики героев, этот способ им был очень удобен, так как задача уроков литературного чтения научить строить диалоги.

        На заключительном этапе урока были подведены итоги, прокомментирована деятельность учащихся, было предложено домашнее задание. Возможности кабинета были использованы полностью.

        Между всеми этапами урока прослеживалась логическая связь и завершённость каждого этапа. Выбранные формы и методы обучения способствовали созданию на уроке положительной психологической атмосферы. Общение учащихся и учителя было доброжелательным и доверительным. Урок прошёл на высоком эмоциональном уровне. Рефлексия показала эмоциональное восприятие и усвоение учебного материала.

        Здоровьесберегающая технология на уроке: использование гимнастики для глаз и физкультминутки.

        По моему мнению, урок прошёл успешно, все поставленные дидактические цели и задачи урока реализованы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературного чтения 1 класс УМК "Начальная школа 21 века". Звуковой анализ слов "кот", "кит".

Данная презентация поможет первоклассникам выполнить звуковой анализ слов....

Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс УМК "Начальная школа 21 века". Братья Гримм Сказка "Три брата"

Техннологическая карта урока с использованием ИКТ включает планируемые УУД, деятельность на уроке учителя и учеников (ФГОС)...

Н. Сладков "Эхо" (Урок литературного чтения 2 класс. УМК "Начальная школа 21 века" Презентация к уроку для интерактивной доски Smart).

Тема  урока: Н. Сладков "Эхо"Урок литературного чтения 2 класс. УМК "Начальная школа 21 века" Презентация к уроку для интерактивной доски Smart, выполнена  в  программе Notebook 10.К...

Урок по литературному чтению 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Тема  Л.Н.Толстой  «Лучше всех»Цели: знакомство с новым произведением и жанром; совершенствование навыков выразительного чтения; закрепление умения составлять модель обложки; привитие ...

Урок по литературному чтению 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Тема  Л.Н.Толстой  «Лучше всех»Цели: знакомство с новым произведением и жанром; совершенствование навыков выразительного чтения; закрепление умения составлять модель обложки; привитие ...

И.А.Крылов "Ворона и Лисица" конспект открытого урока по литературному чтению 3 класс по программе "Школа России"

Технологическая карта урока по литературному чтению по учебнику Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого с использованием новых современных технологий 3 класс...