Рабочая программа по литературному чтению, 1 класс
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему
Рабочая программа составлена к учебнику Бунеевых
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2._rp_lit.chtenie_1_klass_krylova.doc | 294 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение » для 1 класса составлена в соответствии с требованиями:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г., № 373.
- Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
- Авторской программы Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной, откорректированной в соотвествии с учебным планом гимназии № 25.
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Гимназия №25» НМР РТ.
- Учебного плана образовательного учреждения на 2016-2017 учебный год.
- Положение о рабочей программе педагога МБОУ «Гимназии № 25» НМР РТ.
Для реализации программного содержания используется УМК по образовательной системе «Школа 2100»:
1. Бунеев, Р.Н. Букварь: учебник по обучению грамоте и чтению/ Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина. – М.: Баласс: Школьный дом 2012.
2. Бунеева Е.В. Уроки обучения грамоте по учебнику «Букварь» и прописям «Мои волшебные пальчики»: методические рекомендации для учителя/ Е.В. Бунеева [и др.]; под науч. ред Е.В.Бунеевой. – М.: Баласс, 2009.
3. Бунеев, Р.Н. Литературное чтение. 1 класс («Капельки солнца»)/ Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. – М.: Баласс: Школьный дом, 2011.
Уровень программы: базовый
Цель:
формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определятся владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
Задачи:
1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной куль- турой; развитие творческих способностей детей;
4) приобщение детей к литературе как искусству слова, к понима- нию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.
Первоклассник познает себя и мир вокруг: людей, их взаимоотношения, природу; усваивает нормы отношения к этому миру и поведения, действий в нем – через стихи и маленькие рассказы современных детских писателей. В 1-м классе дети читают об игрушках и играх, о друзьях, родителях и детях, о животных и природе, узнают, что человек может делать интересные открытия, если научится вглядываться в окружающий его мир.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного пред- мета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Место предмета в учебном плане. В федеральном базисном учебном плане РФ и авторской программе на изучение литературного чтения отводится 4 часа в неделю, всего 132 часа. Из них обучение грамоте – 78 часов, литературное чтение – 54 часа. В связи с введением национально - регионального компонента в РТ в школьном учебном плане на изучение литературного чтения отводится 2 часа в неделю. Всего 66 часов. Из них обучение грамоте – 42 часа, литературное чтение – 24 часа.
Уплотнена программа следующим образом: объединены произведения одного автора, рекомендованы для самостоятельного чтения, объединены произведения близкие по тематике.
Планируемые результаты
Личностные универсальные учебные действия
У учащегося будут сформированы:
- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; - оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- положительно относиться к школе, проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, осваивать роль «хорошего ученика»;
- иметь представление о себе и своих возможностях; объяснять самому себе, что делает с удовольствием, с интересом, что получается хорошо, а что – нет.
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
-выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
-эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Учащийся получит возможность для формирования:
- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:
– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
– понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
– этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты, диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Учащийся научится:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками;
- обнаруживать и формулировать учебную проблему в диалоге с учителем и одноклассниками;
- выделять, фиксировать и проговаривать последовательность операций предметного способа действия с учителем и одноклассниками;
- высказывать своё предположение, пытаться предлагать способ её проверки;
- работать по инструкции, по предложенному учителем плану;
- определять совпадение, сходство и различие своих действий с образцом, учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- оценивать свою работу по заданным учителем критериям, используя оценочные шкалы, знаки;
- проводить пошаговый, пооперационный взаимоконтроль и самоконтроль действий, состоящих из нескольких операций;
-принимать и сохранять учебную задачу;
Учащийся получит возможность научиться:
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке
Познавательные УУД:
Учащийся научится;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать неизвестное от уже известного в способе действия с помощью учителя и одноклассников;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике;
- понимать необходимость дополнительной информации для решения задач с неопределёнными условиями («ловушки») в один «шаг»;
- добывать новые знания: задавать вопросы, находить на них ответы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы.
-использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
Учащийся получит возможность научиться:
-строить сообщения в устной и письменной форме;
-осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
-устанавливать аналогии;
Познавательные УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
Учащийся научится:
- оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
- слушать и понимать речь других;
- выделать в тексте ключевые слова для ответов на вопросы;
- договариваться с одноклассниками и отвечать на их обращения в ходе общеклассной дискуссии или групповой работы;
- работать в паре по операциям, чередуя роли и исполнителя и контролёра, выполнять различные роли в группе.
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
Учащийся получит возможность научиться:
-формулировать собственное мнение и позицию;
-учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
– самостоятельно находить ключевые слова;
– самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
– формулировать основную мысль текста;
– составлять простой и сложный план текста;
– писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;
– аргументированно высказывать свое отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
– понимать и формулировать свое отношение к авторской манере письма;
– иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;
– самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою).
Содержание тем учебного курса
Круг детского чтения.
«Попрыгать, поиграть…» (8 ч.)
Стихи и маленькие рассказы А. Барто, Я. Акима, С. Маршака, И. Демьянова, В. Берестова, Ю. Мориц, И. Токмановой, В. Драгунского, Э. Успенского, Е. Чарушина, Н. Носова об играх, игрушках, увлекательных занятиях.
Наш дом.(6 ч.)
Стихи и маленькие рассказы А. Барто, Я. Акима, Г. Граубина, Б. Заходера, О. Григорьева, В. Бирюкова, М. Зощенко, В Драгунского, М.Коршунова о детях и родителях, их взаимоотношениях, любви, и взаимопонимании, младших сестрёнках и братишках и отношении к ним.
Ребятам о зверятах.(6 ч.)
Стихи и маленькие рассказы Б. Заходера, С. Михалкова, Г. Граубина, Ю. Мориц, М. Пришвина, Е. Чарушина, М. Коршунова, Ю. Коваля о дружбе людей и животных, взгляде взрослого и ребёнка на мир природы.
Маленькие открытия. (4 ч.)
Стихи и маленькие рассказы о мире природы, его красоте, маленьких открытиях, которые делает человек, умеющий вглядываться и вслушиваться. Произведения Э. Успенского, Г. Граубина, В. Бирюкова, Т. Золотухиной, И. Токмаковой, В. Лапина, В. Пескова, Н. Сладкова.
Внеклассное чтение:
В. Катаев «Цветик -семицветик», В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница», Сказки Н.П. Вагнера, О. Тихомиров «Наша Родина - Россия».
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание). Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий. Чтение вслух. Чтение про себя. Формирование навыков чтения. Работа над чтением с соблюдением орфоэпических норм. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру текстов). Умение находить в тексте необходимую информацию.
Говорение (культура речевого общения). Письмо (культура письменной речи). Диалогическое общение: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению. Освоение норм речевого этикета.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Передача впечатлений из повседневной жизни в рассказе (описание). Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Умение работать с разными видами информации.
Библиографическая культура. Книга как источник знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Первое знакомство с книгой. Название произведения (заголовок). Автор в литературном произведении (поэт, писатель). Определение примерного содержания книги по заглавию, автору и иллюстрациям. Общее представление о стихотворной и прозаической речи. Начальные навыки ориентирования в книге по заглавию, оглавлению, иллюстрациям. Литература вокруг нас. Широкий мир книг и чтения. Книга учебная, художественная, справочная. Создание условий для выхода младших школьников за рамки учебника: привлечение текстов хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотеки к работе на уроках.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Чтение и литература. Что такое литература. Бытовой текст (вывеска, этикетка, записка) и литература. Литература художественная и научная. Что делает писатель, а что ученый (сравнение на основе наблюдения за текстами в книге для чтения, в учебниках по математике и естествознанию, в словарях и энциклопедиях).
Стихи и проза. Общее представление о стихотворном и прозаическом произведении в литературе. Практическое ознакомление с рифмой. Название произведения (заголовок), автор (поэт, писатель), персонажи (действующие лица), герои (главные действующие лица). Понятие о монологе и диалоге в литературе.
Литература и устное народное творчество (фольклор). Устное народное творчество и литература. Общее представление о фольклоре. Отсутствие автора в народном произведении. Устная передача, вариативность текста, работа собирателей фольклора, литературная обработка. Обзорное знакомство с малыми фольклорными жанрами: колыбельная песня, потешка, прибаутка, побасенка, небылица, считалка, загадка, пословица, поговорка, скороговорка, частушка. Практическое назначение малых жанров фольклора, определяющее особенности их формы. Практическое освоение жанра загадки. Знакомство с жанром кумулятивной сказки (сказки-цепочки).
Жанр художественного произведения. Общее представление о жанрах: сказка, рассказ, стихотворение. Практическое различение.
Рассказ. Герой или система героев (главные и второстепенные персонажи). Сравнительный анализ героев. Сравнение позиции автора и его героя. Нахождение средств выражения авторской оценки изображаемого. Смысл заглавия.
Стихотворение. Особенности поэтического взгляда на мир. Практическое ознакомление с ритмом и рифмой. Нахождение рифмующихся слов. Проговаривание ритма. Сочинение рифмовок. Подбор рифм, сочинение стихов по заданным рифмам.
Сказка. Постоянная композиция сказки. Традиционные герои русских народных сказок. Постоянные эпитеты для характеристики героев, событий, природы. Виды сказок (о животных, волшебные, бытовые). Что делает сказкой сказку без волшебства. Волшебные предметы. Особенности чтения и рассказывания сказок. Сочинение сказок в соответствии с начальными представлениями о законах жанра.
Средства художественной выразительности (способы выражения авторского отношения к изображаемому). Название произведения. Система героев (главные действующие лица). Второстепенные персонажи. Характеристика героев. Портрет. Речь. Понятие о монологе и диалоге в литературе. Сюжет. Наблюдение за развитием сюжета: завязка, кульминация, развязка событий.
Обнаружение приемов выразительности в процессе анализа текста. Первичные представления о сравнении как основополагающем приеме. Практическое освоение понятий (без обязательного употребления терминов): эпитет, олицетворение, антитеза (противопоставление, контраст), повтор, звукопись.
Подбор синонимов, антонимов к словам из текста. Наблюдение за изменением смысла высказывания. Использование в устной речи образных выражений из текста. Умение самостоятельно подбирать точные сравнения для характеристики предметов и явлений. Сочинение загадок.
Сюжет. Наблюдение за развитием сюжета: завязка, кульминация, развязка. Эмоциональное восприятие событий произведения. Эмоциональная передача событий. Домысливание текста. Придумывание интересной завязки, развязки.
Герой и его характер. Характеристика персонажей, оценка их поступков. Подбор слов-определений для характеристики героев. Построение доказательного высказывания. Применение выразительных средств при передаче своего отношения к персонажам. Рассказывание от первого и третьего лица о литературном герое.
Эмоциональный тон произведения. Понимание общего характера произведения, его тональности. Сочинение противоположных по эмоциональному настрою частей текста.
Соответствие эмоционального отклика читателя замыслу писателя (поэта). Эмоциональная передача характера произведения при чтении вслух, наизусть, при рассказе о нем.Определение общего характера произведения.
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)
Чтение по ролям. Инсценирование произведения со свободным использованием текста. Игра в театр. Устное словесное рисование с опорой на картину, по иллюстрации к произведению или на основе личного опыта. Знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий).
Навык чтения.
Осознанное, правильное, плавное слоговое чтение отдельных слов, предложений, маленьких текстов. Постепенный переход к чтению целыми словами.
Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.
Развитие умения разъяснять заглавие текста. Обучение прогнозированию содержания текста по заглавию, иллюстрациям, ключевым словам.
Работа над пониманием значения каждого отдельного слова, словосочетания; семантизация незнакомых слов.
Развитие внимания к оттенкам лексического значения слов.
Обучение ответам на вопросы учителя по содержанию прочитанного и прослушанного текста.
Обучение озаглавливанию небольших частей текста, составлению простого плана, пересказу прочитанного с опорой на план из картинок.
Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.
Создание необходимых условий для эмоционального «проживания» текста детьми, для выражения эмоций. Учитель показывает особенности авторского употребления слов, выражений; красоту, яркость и точность слова в художественном тексте (например, различные случаи употребления слов в переносном значении). Дети наблюдают. Как поэты и писатели видят и рисуют словами мир.
Учитель показывает, что свои мысли и чувства писатель передаёт через героев – их характеры, поступки, чувства и переживания – и через главную мысль произведения (это то, что хотел сказать читателям автор, для чего написал это произведение). Результатом понимания характеров и поступков героев является формулирование главной мысли с помощью учителя. Дети высказывают своё отношение к прочитанному.
Литературоведческая пропедевтика.
На уроках учитель знакомит детей со следующими понятиями: стихотворение, рифма, ритм и настроение в стихотворении; рассказ, герои рассказа, рассказчик и автор.
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.
Развитие устной речи:
- обучение ответам на вопросы по содержанию текста (формулирование ответов, подбор наиболее подходящих слов);
- обучение подробному пересказу по вопросам и картинкам, составление устных рассказов по картинкам (комиксам);
- работа над грамматически правильным построением устного высказывания;
- показ способов заучивания наизусть стихотворений, обучение выразительному чтению с соблюдением соответствующей интонации, громкости речи, темпа речи.
Творческие работы: иллюстрации к прочитанному, инсценирование.
Учебно-тематический план
Четверть | Всего часов | Итоговая комплексная работа |
1 | 16 | |
2 | 14 | |
3 | 18 | |
4 | 18 | 1 |
Итого | 66 | 1 |
Раздел | По плану РФ (по авторской программе) | По плану РТ (по рабочей программе) |
Обучение грамоте | 78 ч | 42 ч |
Слова-названия, знакомство с предложением и текстом. Слогообразующая роль гласных звуков, слог, ударение, гласный звук. Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р, ы, о, а, н, у; чтение слогов с изучаемыми буквами; разграничение понятий «звук» - «буква» | 23 ч | 11 ч |
Звуки, обозначаемые буквами с, л, м, ш, д, в; буквы е, ё (йотированные), их особые функции; корень, однокоренные слова, знаки препинания в конце предложения | 26 ч | 13 ч |
Звуки обозначаемые буквами б, з, х, ж, ч, ц, щ, э, буквы я, ю; буквы, не обозначающие звуки (ь, ъ). | 29 ч | 18 ч |
Литературное чтение | 54 ч | 24 ч |
«Попрыгать, поиграть…» | 18 ч | 8 ч |
Наш дом | 13 ч | 6 ч |
Ребятам о зверятах | 13 ч | 6 ч |
Маленькие открытия | 10 ч | 4 ч |
Итого | 132ч | 66ч |
Формы организации образовательного процесса: урок, урок – игра, урок – путешествие.
Календарно-тематический план
№ п/п | Дата | Раздел/тема | Виды учебной деятельности | |
план | факт | |||
Обучение грамоте | ||||
Слова-названия, знакомство с предложением и текстом. Слогообразующая роль гласных звуков, слог, ударение, гласный звук. Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р, ы, о, а, н, у; чтение слогов с изучаемыми буквами; разграничение понятий «звук» - «буква» (11 часов) | ||||
1 | 5.09 | Вводный урок. Календарь и календарные праздники. Животные и растения вокруг нас. Слова-названия. | – не смешивать понятия звук и буква; – делить слова на слоги, ставить ударение; – составлять короткие рассказы на заданную тему. Добывать новые знания: задавать вопросы, находить на них ответы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке | |
2 | 7.09 | Природа вокруг нас. Летом в деревне (на даче). Кто помогает человеку в саду и в огороде? Знакомство с предложением. Знакомство с текстом. Составление предложений. | ||
3 | 12.09 | Звуки речевые и неречевые. Установление числа и последовательности звуков в слове. Составление рассказа по сюжетным картинкам. Подбор тематических групп слов. | ||
4 | 14.09 | Гласные звуки. Деление слова на слоги, ударный и безударные слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Ударение. Определение места ударения. | – составлять предложения по картинке. Обнаруживать и формулировать учебную проблему в диалоге с учителем и одноклассниками | |
5 | 19.09 | Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р. Знакомство с согласными звуками. Различие звука и буквы: буква как знак звука. | - ориентироваться в своей системе знаний: отличать неизвестное от уже известного в способе действия с помощью учителя и одноклассников; | |
6 | 21.09 | Гласный звук [о]. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. | – называть звуки, из которых состоит слово (гласные: ударные, безударные; согласные: звонкие, глухие, парные, непарные, твердые, мягкие); – определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки по мягкости и твердости; – обозначать мягкость согласных звуков на письме; – определять количество букв и звуков в слове; – писать прописную букву в начале предложения, именах и фамилиях; – списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильное начертание букв, соединения; – читать плавным слоговым чтением; – находить корень в группе доступных однокоренных слов Знать местоимения он, она, оно, они | |
7 | 26.09 | Гласный звук [а], буква а. Гласный звук [ы], буква ы. Понятие о словах в единственном и множественном числе. | ||
8 | 28.09 | Заглавные буквы Г, П, Т, Р,И. Заглавная буква в географических названиях. Упражнение в чтении слогов и слов. | ||
9 | 3.10 | Согласные звуки [н], [нґ], буква н. | ||
10 | 5.10 | Согласные звуки [k], [kґ], буква к. Знакомство с местоимениями он, она, оно, они. | ||
11 | 10.10 | Гласный звук [у], буквы У, у. Формирование навыка слогового чтения. | обозначать звуки (цветными точками) | |
Звуки, обозначаемые буквами с, л, м, ш, д, в; буквы е, ё (йотированные), их особые функции; корень, однокоренные слова, знаки препинания в конце предложения (13 часов) | ||||
12 | 12.10 | Звуки [с], [сґ], буква с. Работа над интонацией. | - работать в паре по операциям, чередуя роли и исполнителя и контролёра, выполнять различные роли в группе. | |
13 | 17.10 | Упражнение в чтении слов, предложений, текста с изученными буквами. Знакомство с предлогами и словами, которые отвечают на вопрос как? | Составлять рассказы по рисунку. Обнаруживать и формулировать учебную проблему в диалоге с учителем и одноклассниками | |
14 | 19.10 | Согласные звуки [л], [лґ], [м], [мґ], буквы л, м. | -высказывать своё предположение, пытаться предлагать способ её проверки; | |
15 | 24.10 | Заглавные буквы Л, М. Упражнение в чтении и письме. | Подбирать и записывать однокоренные слова по образцу, выделять корень, ставить ударение, подчеркивать безударные гласные, находить проверочные слова (устно) | |
16 | 26.10 | Урок развития речи. Упражнение в чтении и анализе текста. | - совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. | |
17 | 7.11 | Заглавные буквы К, Н, С. Упражнение в чтении. Употребление заглавной буквы в географических названиях. Наблюдение над однокоренными словами. | Читать маленькие тексты, устно продолжать истории. Выделять, фиксировать и проговаривать последовательность операций предметного способа действия с учителем и одноклассниками. | |
18 | 9.11 | Согласный звук [ш], буквы ш, Ш. Употребление заглавной буквы Ш в именах людей, кличках животных. | Придумывать слова с буквой ш, объяснять лексическое значение слова шапито | |
19 | 14.11 | Формирование навыка различения звуков [с] и [ш] при чтении. Заглавная буква А. | Читать предложения с четким проговариванием слов со звуками [с], [ш]. Положительно относиться к школе, проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, осваивать роль «хорошего ученика». | |
20 | 16.11 | Согласные звуки [д],[дґ],буквы д, Д. Парные согласные д-т. Практическое знакомство с суффиксами на примере суффиксов -ушк-, -инк- | Составлять и записывать слоги с буквой д, т, в, читать однокоренные слова, выделять корень и находить суффиксы -инк-, -ушк- | |
21 | 21.11 | Согласные звуки [в], [вґ], буквы в,В. Корень, однокоренные слова. Наблюдение над словами с безударной гласной в корне. Продолжение знакомства с суффиксами. | Применять правило написания слов с безударной гласной в корне. Писать заглавную В, исправлять ошибки в ее написании | |
22 | 23.11 | Гласная буква е. Упражнение в чтении. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. | Выполнять графический анализ буквы е, сравнивать с другими, писать. Работать в паре по операциям, чередуя роли и исполнителя и контролёра, выполнять различные роли в группе. | |
23 | 28.11 | Гласная буква ё. Повторение и закрепление введенных понятий. | Различать написание слов лес, лис, леса, лиса, сравнивать, анализировать и писать букву ё | |
24 | 30.11 | Заглавные буквы Е и Ё. Упражнение в чтении. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. | Применять правила списывания, графику буквы Е. Читать и писать слоги с этой буквой | |
Звуки обозначаемые буквами б, з, х, ж, ч, ц, щ, э, буквы я, ю; буквы, не обозначающие звуки (ь, ъ) (18 часов) | ||||
25 | 5.12 | Упражнение в чтении. Знакомство с приставкой. Внеклассное чтение | Записывать предложения по памяти, анализировать звуки, буквы. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать неизвестное от уже известного в способе действия с помощью учителя и одноклассников. | |
26 | 7.12 | Согласные звуки [б], [бґ], буква б. | различать звуки [б] – [д] и букв б – д. | |
27 | 12.12 | Заглавная буква Б. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. | Соотносить клички животных с рисунками, составлять предложения. | |
28 | 14.12 | Согласные звуки [з], [зґ], буква з. Строчная буква з. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). | Писать букву з, сравнивать, анализировать, находить общие элементы с другими буквами | |
29 | 19.12 | Заглавная буква З. Повторение парных звонких и глухих согласных. Гласная буква я и ее звуки. | Применять правила о заглавных буквах | |
30 | 21.11 | Заглавная буква Я. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка | Применять правило о заглавных буквах. Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. | |
31 | 9.01 | Согласные звуки [х], [хґ], буква х. Слова-междометия. Согласный звук [ж]. | Подбирать слова – названия профессий | |
32 | 11.01 | Согласный звук [ж], буква ж. Заглавные буквы Х и Ж. Развитие речи. Работа с текстом. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок. | Выполнять звукобуквенный анализ слов; графически обозначать неясные гласные и согласные. Работать в паре по операциям, чередуя роли и исполнителя и контролёра, выполнять различные роли в группе. | |
33 | 16.01 | Буквы й, Й. Слова, которые отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие? Согласный звук [ч], буква ч. | Применять правило переноса слов с буквой й в середине. Находить суффиксы -ушк-, -ок-, -оник- | |
34 | 18.01 | Заглавная буква Ч.Правописание буквосочетаний ча, чу. Слова, отвечающие на вопросы: кто? что? | Применять правописание буквосочетаний ча, чу, ЧК. Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке | |
35 | 23.01 | Согласные звуки [ц], [щ], буквы ц, щ. Строчные буквы ц, щ. Слова, отвечающие на вопросы: кто? что? | Сравнивать и записывать буквы ц, щ, слова с этими буквами | |
36 | 25.01 | Заглавные буквы Ц и Щ, буквосочетания ща, щу . | Находить слова с сочетаниями чу-щу, ча-ща с проговариванием и объяснением. | |
37 | 30.01 | Согласные звуки [ф], [ф], буквы ф, Ф. | Находить пары [ф]-[в] по глухости – звонкости, составлять слова с этими звуками | |
38 | 1.02 | Гласный звук [э], буквы э, Э. Внеклассное чтение. В. Катаев «Цветик -семицветик». | Находить слова-междометия (эй, эх) | |
39 | 6.02 | Гласные буквы ю, Ю. | Выполнять звукобуквенный анализ слов с буквой ю | |
40 | 8.02 | Буква ь. Разделительный ь (мягкий знак). | Уметь выполнять звукобуквенный анализ слов с ь, с ъ | |
41 | 20.02 | Буква ъ. Разделительный ъ (твердый знак). Алфавит. Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. | Составлять азбуку из разрезных букв, располагать слова – названия животных в алфавитном порядке | |
42 | 22.02 | Праздник «Спасибо, Азбука!» | ||
Литературное чтение (24 ч) | ||||
№ п/п | Раздел/тема | Виды учебной деятельности | ||
факт | ||||
Попрыгать, поиграть… (8 часов) | ||||
1 | 27.02 | Знакомство с новой книгой для чтения. Книга как источник необходимых знаний. Первый урок вежливости. А. Барто «Я выросла». Я. Аким «Мой конь». Саша Чёрный «Про девочку, которая нашла своего мишку» | Различать элементы книги (учебника): обложка, оглавление, титульный лист, и Воспринимать на слух стихотворения и рассказы в исполнении учителя, учащихся, отвечать на вопросы по содержанию текста, оценивать свои эмоциональные реакции. | |
2 | 1.03 | Настоящие друзья детства. В. Драгунский «Друг детства». В. Берестов «Про машину». Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух. | Читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); различать элементы | |
3 | 6.03 | А. Барто «С утра на лужайку», «Кукла». С. Маршак «Цирк шапито». Необычная красная Шапочка. Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья». Накопление опыта чтения вслух. | Читать и комментировать прочитанное, отвечать на вопросы по прочитанному тексту | |
4 | 8.03 | 10.03 | Второй урок вежливости. «Как нужно играть».Ю. Мориц «Попрыгать, поиграть». А. Барто «Игра в слова». Адекватное понимание содержания звучащей речи. | Строить рассказ по опорным картинкам, находить в тексте логически законченные части |
5 | 13.03 | Третий урок вежливости Во что играют дети? «Как надо дарить подарки». И. Демьянов «Скакалочка». А. Барто «Малыши среди двора…». Е. Чарушин «Никита-охотник» | Работа со стихотворным текстом, лексическая работа, умение выразительно читать, находить ответы в тексте | |
6 | 15.03 | И. Токмакова «Плим», «Динь-дон». С. Маршак «Вот маленький». Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. | Работать с иллюстрациями, читать с комментированием, находить рифмы к словам, отвечать на вопросы | |
7 | 29.03 | Э. Успенский «Удивительное дело». Почему Незнайка не стал поэтом? Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей». Умение находить в тексте необходимую информацию. | Читать и комментировать прочитанное, пересказывать, читать по ролям, лексическая работа. Работать в паре по операциям, чередуя роли и исполнителя и контролёра, выполнять различные роли в группе. | |
8 | 3.04 | Как найти настоящих друзей? Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья». Осознание смысла произведения при чтении про себя. Внеклассное чтение. В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница» | Строить рассказ по опорным картинкам, уметь находить в тексте логически законченные части | |
Наш дом (6 часов) | ||||
9 | 5.04 | Что можно увидеть в обычном дворе? Г. Цыферов «Что у нас во дворе?». Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, смотровое, выборочное). | Формулировать и высказывать своё мнение о прочитанном по плану. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике | |
10 | 10.04 | О младших сестрёнках и братишках. В. Драгунский «Сестра моя Ксения». Прогнозирование содержание книги по её названию и оформлению. Внеклассное чтение. Сказки Н.П. Вагнера. | Составлять план, анализировать героя, отвечать на вопросы по тексту. Договариваться с одноклассниками и отвечать на их обращения в ходе общеклассной дискуссии или групповой работы. | |
11 | 12.04 | О детях и их родителях. Э. Мошковская «Трудный путь». Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. | Читать текст про себя; уметь выразительно читать с передачей настроения, уметь высказывать своё мнение | |
12 | 17.04 | Четвёртый урок вежливости «Правила гигиены». И. Демьянов «Руки-то у Вани…», «Замарашка рук не мыл» | Приобретение опыта положительного отклика на чувства, поступки других людей. | |
13 | 19.04 | Дружат взрослые и дети. М. Коршунов «Дом в Черёмушках». Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. | Читать и работать с текстом, составлять устный рассказ по картинкам | |
14 | 24.04 | М. Коршунов «Дом в Черёмушках» Итоговая комплексная работа. | Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. | |
Ребятам о зверятах (6 часов) | ||||
15 | 26.04 | Очень разные животные. Б. Заходер «Мохнатая азбука». Чтение предложений с интонационным выделением норм чтения. | Выразительно читать (отработка тона, интонации), анализировать чтение | |
16 | 1.05 | Пятый урок вежливости «Как вести себя в гостях у природы». Так какой же он – медведь? М. Пришвин «Медведь». | Выразительно читать стихотворение, читать по ролям, устанавливать соответствие иллюстрации содержанию; уметь делать выводы из прочитанного. Понимать нравственное содержание прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. | |
17 | 3.05 | Какие сны снятся щенкам? Е. Чарушин «Томкины сны». Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. | Приобретение опыта положительного отклика на чувства, поступки других людей, осознание себя. | |
18 | 8.05 | Проделки любимого щенка. С. Михалков «Щенок». Работа сл словом (распознавать прямое и переносное значение слов), целенаправленное пополнение словарного запаса. | Читать стихотворение по строфам, производить лексическую работу с непонятными словами | |
19 | 10.05 | «Любитель» живой природы. М. Коршунов «Рисунок с натуры». «Дом в Черёмушках» | Анализировать рассказ, находить его тему; уметь читать по строфам | |
20 | 15.05 | Стихи о кошках и котятах. Д. Хармс «Удивительная кошка». И. Токмакова «Котята» | Анализировать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту | |
«Маленькие открытия». Рефлексия. Подведение итогов учебного года (4 часа) | ||||
21 | 17.05 | Маленькие открытия поэтов в стихах об осени. Г. Граубин «Сон», «Шишкопад». Т. Золотухина «Лужи-зеваки». В. Бирюков «Сентябрь». В. Песков «Листья падают с клёнов». И. Токмакова «Туман», «Осень» | Создавать словесную картину, уметь читать стихотворение по строфам, выбирать и обосновывать нужную информацию | |
22 | 22.05 | Каким увидел ноябрь писатель Н. Сладков. Н. Сладков «Почему ноябрь пегий». Звуки и краски зимы. Е. Благинина «Улетают, улетели». Т. Золотухина «Метель» | Соотносить содержание с иллюстрацией и заглавием; озаглавливать части текста, выразительно читать. Понимать заглавие произведения, адекватное соотношение его с содержанием. | |
23 | 23.05 | Внеклассное чтение. О. Тихомиров «Наша Родина - Россия». | По иллюстрации и названию предполагать, о чем рассказ; уметь объяснять непонятные слова | |
24 | 24.05 | «Эту чудную картину я увидел из окна». Ю. Мориц «Что над чем». С. Козлов, Г. Цыферов из книги «Где живёт солнце» | Выразительно читать, находить главную мысль, определять тему, строить монологическое высказывание. |
Учебно-методическое и информационное обеспечение
1. Учебные пособия:
1. Бунеев, Р.Н. Букварь: учебник по обучению грамоте и чтению/ Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина. – М.: Баласс: Школьный дом 2012.
2. Бунеева Е.В. Уроки обучения грамоте по учебнику «Букварь» и прописям «Мои волшебные пальчики»: методические рекомендации для учителя/ Е.В. Бунеева [и др.]; под науч. ред Е.В.Бунеевой. – М.: Баласс, 2009.
3. Бунеев, Р.Н. Литературное чтение. 1 класс («Капельки солнца»)/ Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. – М.: Баласс: Школьный дом, 2012.
2. Интернет-ресурсы:
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://schoolcollection.edu.ru
2. Официальный сайт «Школа 2000». – Режим доступа: http://www.sch2000.ru
3. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
4. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа: www.km.ru/ed
5. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.festival.1september.ru
3. Наглядные пособия.
1. Таблицы «Портреты писателей»
2. Картинки сказочных героев.
3. Глобус, физическая карта России..
4. Специализированная мебель.
Компьютерный стол.
5. Технические средства обучения.
1. DVD-плеер.
2. Компьютер.
3. Интерактивная доска.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.
рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...