Конспект урока по литературному чтению с использованием ИКТ. Н Носов "Заплатка"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Рысаева Фаина Сергеевна

Конспект урока для молодых учителей с использованием ИКТ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок  по литературному чтению

с использованием ИКТ.

Тема: Н.Носов «Заплатка»

2  класс

       Рысаева Фаина

       Сергеевна,

       учитель начальных классов

                                                                     высшей квалификационной

                                                                     категории

                                        Педагогическое эссе

 открытого урока по литературе, 2-класс

учителя начальной школы:

Рысаевой Фаины Сергеевны

.

Своё видение модернизации Российского образования, я излагаю на своём уроке литературы. Ориентация на гуманизацию процесса образования является в наше время самым актуальным. Мы испытываем дефицит морали, потерю человеческих ценностей, но мне хочется, чтобы искра любознательности, доверчивость детских душ не угасала. Я хочу, чтобы уроки литературы учили детей добру, воспитывали чувство уважения к людям старшего поколения, трудолюбию, скромности. Современный учитель должен идти в ногу со временем, владеть современными технологиями. Я стараюсь учить детей самостоятельно добывать знания, свободно общаться друг с другом, высказывать свою точку зрения, помогать при необходимости. В этом мне помогает технология развивающего обучения  Л.В.Занкова.

Урок, построенный по его технологии, носит творческий характер, приносит положительные результаты: дети свободно общаются, более самостоятельны в приобретении знаний,  оказывают помощь друг другу. Я часто обращаюсь к современным формам урока – это нестандартные формы урока: урок-КВН, урок- путешествие, урок – игра и т.д. Основная масса ребят владеют компьютером, поэтому по возможности на уроках использую компьютер.      

Данный урок литературы посвящён рассказу Н.Н.Носова «Заплатка». Этот урок расширяет знания учащихся о писателе, обогащает их словарный запас, прививает интерес к чтению, развивает познавательный интерес, воспитывает скромность, трудолюбие, учит доводить начатое дело до конца. Дети работают с разными жанрами литературы: сказкой, пословицами, фразеологизмами, народными песнями, загадками ,скороговорками, поскольку интерес к УНТ не угасает – это  наша история. Ещё наши предки использовали в своей речи: пословицы,  крылатые выражения. На данном уроке дети учатся подбирать соответствующие к рассказу пословицы, фразеологизмы. На разных этапах урока используются компьютерная технология, что делает урок наиболее интересным и современным. Работа по содержанию рассказа носит творческий характер. Дети не просто читают рассказ по ролям, выборочно, а учатся мыслить, дают оценку поведения героев, выполняют словесное рисование портрета героя, пересказ от имени главного героя.

          Моя задача – научить детей добывать знания, совершенствовать себя, учить работать творчески. Современным детям должно быть интересно на уроке.

          Я считаю, что для современных детей урок должен быть на современном уровне, а именно – носить творческий характер и применяться современные технологии.

 Конспект

            Урок по рассказу Н.Н. Носова расширяет знания учащихся о писателе, обогащает их словарный запас, прививает интерес к чтению, развивает познавательную компетенцию учащихся, воспитывает скромность, трудолюбие.

Тема: Н. Н. Носов. Рассказ « Заплатка».

Цель:   продолжить знакомство с биографией и творчеством талантливого детского писателя Н.Н.Носова; познакомить детей с идейным смыслом рассказа «Заплатка», работать над  совершенствованием навыка чтения: правильностью, беглостью;

            развивать познавательный интерес, устную речь учащихся;

            воспитывать трудолюбие, взаимопомощь, дружелюбие, интерес к миру детской  литературы.

Оборудование:  Учебник В.Ю.Свиридова, портрет писателя, выставка книг писателя, слайды с записью пословиц, рисунки по произведениям Н.Н.Носова, компьютерная презентация: слайды с отрывками из произведений (жанры), листочки для скорочтения.

ТСО:   компьютер, проектор, экран.

Оформление доски;  портрет писателя, выставка книг, рисунки ребят.

        

                                   ХОД  УРОКА:

.

  1. Организационный момент. Приветствие.

Сообщение темы и цели урока.

  1. Повторение

А). Скорочтение.

                      а) вместе с учителем; (хоровое чтение )

   ( текст на листочках у каждого на столе).

                           б) индивидуально, самостоятельно ( жужжащее чтение;)

                           в)  работа в парах; (чтение вполголоса)

                           г) дикторы телевидения.(ролевое чтение)

Б) Игра «Угадай жанр произведения». (выводится на экран компьютера)

 (фронтальная работа)

В некотором царстве, в некотором государстве

был купец; жена у него умерла, остался один сын Иван…

Баю- бай! Васик - бай!

Ты, собачка, не лай!

Ты, бычок, не мычи!

Ты, медведь, не рычи…

     Белая берёза

     Моим окном

     Прикрывалась снегом,

     Точно серебром

     Что, опускаясь вниз, поёт,

А, поднимаясь, слёзы льёт?

- Что это?

Проворонила  ворона  воронёнка.

- Что это? (скороговорка)

  Что такое скороговорка?

-Прочитайте с разной интонацией.

- Прочитайте с осуждением.

-Прочитайте с сожалением.

  1. Объяснение нового материала.

А) Беседа.

- Ребята, обратите внимание на рисунки и выставку книг. С автором этих книг мы знакомы. ( краткий обзор книг)

- Кто назовёт автора этих книг?

- Каким произведениям эти рисунки?

- Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Н.Н.Носова «Заплатка».

 

     Б) Индивидуальная работа.

- Прежде чем мы начнём работать над произведением, послушаем небольшие сообщения ребят.

(дети рассказывают биографию писателя) Оценка.

(на экране портрет писателя)

В) Работа над рассказом.

-А теперь приступаем к чтению рассказа «Заплатка». Во время моего чтения постарайтесь понять, о чём этот рассказ, и кто его главные герои. Этот рассказ есть не только в учебнике, но и в книге.(показ «Мишкина каша»)

(дети следят с карандашом )

Г) Проверка прочитанного.

-К какому жанру относится это произведение?

-Кто автор рассказа?

     -Что особенно понравилось в рассказе?

-Кто главный герой этого произведения?

-Какие непонятные слова встретились в рассказе?

Д) Физминутка.  Игра «Светофор». Красный круг – молчание

                                                              Жёлтый – хлопают

                                                              Зелёный – топают.

                                 «Бабочка»                Утром бабочка проснулась,

                                                                   Улыбнулась, потянулась.

                                                                    Раз – росой она умылась,

                                                                   Два – изящно покружилась,

                                                                   Три – нагнулась и присела,

                                                                   На четыре – полетела.

Е) Чтение и анализ произведения.

а) чтение по частям;

б) анализ произведения;

- Чему завидовали дети Бобке?

-Что случилось с Бобкой? Прочитайте отрывок.

-Найдите в рассказе отрывок, который соответствует рисунку на странице 20.

- Что заставило его взяться за работу?

- Найдите разговор Бобки с мамой .Прочитайте по ролям.

- Почему Бобка решил поставить заплатку?

-Какие чувства вызывает в нас Бобка? (сначала - жалость, а потом -уважение)

- Прочитайте отношение к Бобке в начале рассказа. А в конце?

(смех – похвала)

-Как вы считаете, чему научила история с заплаткой?

Ж) Работа с пословицами. ( на экране компьютера)

Поспешишь  - людей насмешишь.

Старый друг лучше новых двух.

Сделал дело - гуляй смело.

Дело мастера боится.

-  Какая пословица наиболее соответствует его главной мысли?

-Докажите свой выбор.

  1. Закрепление.  Работа по рядам с заданиями.

( задания выводятся на экран )

Дифференцированная работа.

1 ряд – найдите отрывок -  разговор Бобки и ребят. Подготовьте чтение по ролям. В начале рассказа и в конце рассказа.

2 ряд – Найдите отрывок, где говорится о том,  как трудился Бобка. Прочитайте.

3 ряд – подготовьте краткий пересказ текста от имени Бобки.

5. Работа с фразеологизмами

- Ребята, подберите к рассказу соответствующие фразеологизмы. Обоснуйте.

- задирать нос;

- всей души;

- спустя рукава;

- поднимать на смех.

6. Итог урока.

  а)    -_С творчеством  какого писателя мы продолжили сегодня знакомство?

-Было ли вам интересно на уроке.

-Кого бы вы хотели похвалить из одноклассников?

 -Чему нас научил рассказ Носова «Заплатка»?

б)   Выставление оценок. Похвала.

  1. Домашнее задание.

 Разделите текст на 3 части и озаглавьте  части.

 Сделайте рисунки  к  рассказу.            

(Слайды смотри ниже)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе с использованием технологии развития критического мышления.

Технология развития критического мышления предлагает путь, который помогает усилить рефлексивные механизмы не только в совместном решении проблем, но и в учебной деятельности в целом. В качестве приме...

План-конспект урока по литературному чтению 2 класс К.И. Чуковский "Путаница", "Радость" с использованием презентации.

План-конспект урока по литературному чтению 2 класс по учебнику Л.Ф. Климановой с применением презентации. Презентация позволяет ввести детей в мир произведений К.И.Чуковского....

Конспект урока по литературному чтению с использованием технологии развития критического мышления Ю.Я.Яковлев "Цветок хлеба"

Технология: чтение и письмо для развития критического мышлениястратегия: "Дерево предсказаний"...

Конспект урока по литературному чтению с использованием технологии проектов. 2 класс. Русская народная сказка "Гуси-лебеди"

Урок с мультимедийным сопровождением. На этапе изучения нового материала используются мини-проекты, подготовленные учащимися....

Конспект урока по литературному чтению 2 класс. С использованием здоровьесберегающих, игровых, ИКТ-технологий Тема: «Загадки»

Конспект урока по литературному чтению 2 класс. С использованием здоровьесберегающих, игровых, ИКТ-технологий. Тема: «Загадки» ...

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе, с использованием проблемных ситуаций.

Переход к обновленной системе начального образования требует от современного учителя умения помочь ученику самому открыть новое знание, а не давать новый материал в готовом виде.  В связи с этим ...

Конспект урока по литературному чтению для 3 класса с использованием приёма «Чтение с остановками» по теме: «В.П. Астафьев. «Капалуха».

Данный конспект урока содержит один из приёмов технологии критического мышеления "Чтение с остановками"...