Введение в тему урока | - Ребята, сегодня я приглашаю вас в «Литературную гостиную». Вспомните значение слова «гостиная»?
- Значит, мы пойдем в гости. А к кому – угадайте. С творчеством какого писателя мы знакомились на прошлых уроках?
-Правильно. Мы пойдем в гости к Сергею Михалкову.
Эпиграфом нашего урока будут слова: «Ребята! К вам обращаюсь я снова, Возьмите в руки книги Михалкова. Герои его из прошлого века Нам говорят: «Будь человеком!». | - Гостиная – комната для приема гостей.
-С.В.Михалков.
Один из учеников читает со слайда. |
|
Актуализация знаний. | Освежим память и вспомним, какие произведения Михалкова мы уже изучили на протяжении 4 лет. Викторина: - Сколько частей в поэме С.Михалкова «Дядя Степа»?
- Какая фамилия у Дяди Степы?
- Вспомните, о каком лекарстве идет речь в стихотворении «Чудесные таблетки»?
- О каком дне идет речь в стихотворении «Важный день»?
- Каких животных не было у мальчиков из стихотворения «Мы с приятелем»?
- Каких животных в стихотворении Михалкова звали Раз. Два, Три, Четыре, Пять?
- Как зовут мальчика из одноименного стихотворения Михалкова?
- Что же так боялся мальчик из стихотворения С.Михалков?
-Ребята, что вы можете сказать о С.Михалкове? Русский писатель, поэт, баснописец, драматург, автор текстов гимнов Советского союза и Российской Федерации. Наибольшую известность Михалкову принесли его произведения для детей. Способности к поэзии у Сергея появились уже в девять лет. Автор эпитафии на могиле Неизвестного солдата у кремлевской стены: «Имя твое неизвестно, подвиг его бессмертен».
|
-4
-Степанов
-лекарство от лени
- о 1 сентябре
-ершей
-Котят
-Фома
-Прививки
Родился 13 марта 1913 года.
-драматург-писатель, пишущий драматические произведения.
-эпитафия- надгробная надпись | Познавательные УУД: Умение структурировать знания.
Коммуникативные УУД: Умение воспринимать информацию на слух, понимать его.
|
Первичное чтение | Выразительное чтение учителем. Вопросы по сказке: - Знаком ли вам сюжет? - Понравилось ли вам это произведение, или нет? Почему? -К какому жанру вы бы его отнесли?
Словарная работа: - Как вы понимаете выражение «никто за корову цены не давал» ? -Что значит «рука у тебя нелегка» ? -Как понять «покупатель с тугим кошельком» ? -Что значит «наживаться», «Авось» ?
-Как вы понимаете выражение «вернуть бы свое»
-Кто такие мазуры?
-что значит «мрачит»?
Перечитываем сказку Михалкова.
-Откройте учебник на странице 180 №2. Прочитайте задание.
-Кто из героев вам нравятся?
-Какими показаны эти герои?
Открываем рабочую тетрадь на странице 79. Вы видите табличку. Заполняем ее.
Как еще можно сравнить эти две сказки, по какому критерию?
Прочитайте задание №1 стр. 78 -Что нужно сделать?
- Ребята, как вы понимаете слова находчивый?
-Какие еще прилагательные вы можете подобрать к каждому герою? |
-Никто не покупал
-значит, не везет
-богатый человек
-получать большую прибыль, обогащаться. -может быть, станется, сбудется, с выражением желания и надежды.
- вернуть то, что было потрачено.
Юля читает русскую народную сказку. -потомки польских поселенцев -кажется
«Сравните сказку Михалкова и русскую народную сказку «Как старик корову продавал»: какими показаны герои. Кто из героев вам нравится».
- старик, паренек, корова.
- старик- смышленный, угрюмый, уставший -мазуры- хитрые, наглые
название | Сказка Михалкова | Русская народная | герои | Старик и паренек | Старик, мазуры | Форма записи | стихотворная | прозаическая |
-по сюжету
- Указать стрелочкой, какими показаны старик и паренек.
Паренек – умный, смелый, веселый, находчивый Старик- скучный, глупый
-находчивый- сообразительный, легко находящий выход из трудного положения.
-паренек: сообразительный, хитрый, смекалистый, оптимистичный -Старик: хмурый, пессимистичный | Регулятивные УУД: формирование умения высказывать своё предположение на основе с прослушанным материалом.
Познавательные УУД: Осмысление текста: умение выделить главное. |
Отработка выразительного чтения | Прочитаем сказку хором.
Вопросы после прочтения: - Чем занимался старик? - Сколько времени старик занимался этим делом? -подумайте, когда старик приобрел корову? -Каким тогда хозяином он был, если корова дошла до такого состояния?
-Почему паренек пожалел старика?
- Как вы думаете, почему изменилась характеристика коровы в устах этого человека?
- Вы бы хотели приобрести такую корову? -Найдите, как старик называет корову? -Как вы понимаете толкование слова «скотина»?
-Почему автор использует эти слова? -Почему старик не предал свою корову? -У кого есть домашние животные? Что вы будете чувствовать, если вам придется расстаться с ними? Также и старик понял, что любит свою корову и без нее ему будет плохо.
Чтение по ролям
-Сколько человек надо для того, чтобы прочитать эту сказку? -С какой интонацией должен читать каждый из героев?
Почему интонация должна быть для каждого героя разной?
-прочитайте слова старика -прочитайте слова паренька -прочитайте слова богатого покупателя (с разной интонацией) |
-продавал корову -весь день
-возможно когда она была еще теленком - Плохим, ненаблюдательным, ленивым…
- потому что у старика целый день не получалось ее продать и парень решил помочь; решил доказать старику, что корова у него хорошая и надо беречь и любить свое животное.
- возможно паренек понимает что такое расставаться в любимым животным, и понимает как плохо корове будет без старика и старику без нее.
-да/нет
- проклятая, корова, Буренка, скотина. -сельскохозяйственное животное
-потому что он понял, что любит ее.
-пять
-старик-тихо, но с энтузиазмом, робко, грустно; паренек- смело, уверенно; богатый покупатель- важно, не торопясь
-потому что, каждый из них по своему играет роль в этой сказке. |
Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать, построение речевых высказываний, умение отвечать на вопросы; умение рассуждать.
Общеучебные УУД: работа с текстом, умение рассуждать, отвечать на вопросы.
.
|