Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа 21 века"
рабочая программа по чтению (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системе
начального общего образования, закладывающим основы интеллектуального, речевого эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устным и письменным литературным языком. Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных УУД, предметных и метапредметных результатов освоения программы литературного чтения, а также успешность изучения других предметов в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_literatura_2015.doc | 310 КБ |
Предварительный просмотр:
Краснодарский край, Апшеронский район, пгт Нефтегорск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 20
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 28.08. 2015 года протокол № 1
Председатель ________ С. А. Аипова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению
Уровень образования (класс) начальное общее образование 1 - 4 класс
Количество часов 523
Учитель Иващенко Елена Викторовна
Программа разработана на основе примерных программ по учебным предметам. Начальная школа. В 2 частях. Ч. 1. –М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения) и авторской программы Ефросининой Л.А., Омороковой М.И. УМК «Начальная школа XXI в.» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. – Москва: Издательский центр «Вентана-Граф», 2012 г
1.Пояснительная записка
Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системе
начального общего образования, закладывающим основы интеллектуального, речевого эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устным и письменным литературным языком. Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных УУД, предметных и метапредметных результатов освоения программы литературного чтения, а также успешность изучения других предметов в школе.
Рабочая программа по учебному курсу «Литературное чтение» для 1- 4 классов разработана на основе:
- примерной программы по литературному чтению федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 6 октября 2009 года «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования»;
- примерных программ по учебным предметам. Начальная школа. В 2 частях. –М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения);
- авторской программы по литературному чтению для 1 – 4 классов Ефросининой Л.А., Омороковой М.И. - Москва: Издательский центр «Вентана - Граф», 2012;
- УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. – Москва: Издательский центр «Вентана - Граф», 2012;
-планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования МБОУСОШ № 20;
-программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования МБОУСОШ № 20.
За основу рабочей программы по предмету «Литературное чтение» взят вариант примерного тематического планирования программы по литературному чтению и авторской программы курса УМК «Начальная школа XXI века».
При составлении рабочей программы для 1-3 классов произведена (введена) корректировка авторской программы в плане изменения числа тем, последовательности их изложения и перераспределения часов. Данные изменения вызваны выбором УМК «Начальная школа XXI века» и учебника «Литературное чтение», автор Л.А. Ефросинина.
Авторская программа Ефросининой Л.А., Омороковой М.И. рассчитана на 132 часа в 1 классе и по136 часов во 2 - 4 классах. В 4 классе было уменьшено количество часов, отводимых на литературное чтение, т. к. в учебный план включён предмет «Основы религиозных культур и светской этики». В программу внесены изменения в соответствии с приказом министерства образования и науки Краснодарского края от 17.07.2013 № 3793 «О примерных учебных планах для общеобразовательных учреждений Краснодарского края» и письмом министерства образования и науки Краснодарского края от 22.07.2013 № 47-10635/13-14 «Об учебных планах образовательных учреждений, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты общего образования». Согласно образовательному плану образовательных учреждений РФ на изучение литературного чтения в 4 классе выделяется 119 часов (3 часа в 1 полугодии, 4 часа во 2 полугодии. 34 недели).
2. Общая характеристика предмета
Литературное чтение – один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно – нравственному воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:
- изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма);
- в результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, а также универсальные учебные действия;
- дифференцированное обучение обеспечивает учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Литературное чтение – один из основных предметов в системе начального общего образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно – нравственному воспитанию ребёнка.
Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- Овладению осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
- Развитие художественно - творческих способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно – познавательными текстами;
- Обогащение нравственного опыта школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.
Среди предметов, входящих в учебный план начальной школы, курс «Литературное чтение» в особой мере влияет на решение следующих задач:
- Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.
- Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
- Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.
- Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
Изучение литературного чтения в 1 классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте». Его продолжительность примерно 23 учебных недели, по 9 ч в неделю. После обучения грамоте начинается раздельное изучение литературного чтения и русского языка.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменной речи), а так же работу с разными видами текста. Эта работа предполагает формирование аналитических умений.
В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.
Раздел «Творческая деятельность учащихся» является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования.
Раздел «Чтение: работа с информацией» включает в себя сбор информации о книге, произведении, авторе произведения или книги; умение пользоваться справочниками и словарями, находить информацию о героях, произведениях, книгах; оформление информации в виде моделей, схем, таблиц; использование готовых таблиц с информацией для характеристики героев, книг, произведений.
- Описание места учебного предмета в учебном плане
Изучение литературного чтения в 1 классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте», продолжительность которого зависит от уровня готовности класса, темпа обучения, профессиональной подготовки учителя и средств обучения, соответствующих программе. В этот период объединяются часы учебного плана по русскому языку и литературному чтению, всего 9 часов в неделю. На обучение грамоте отводится 4 часа, на письмо — 4 часа и 1 час на литературное слушание. После периода обучения грамоте идет раздельное изучение литературного чтения и русского языка, которые входят в образовательную область «Филология».
Согласно базисному (общеобразовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение литературного чтения в начальной школе выделяется 523 ч, из них в 1 классе 132 ч (4 часа в неделю, 33 учебные недели); во 2 - 3 классах по 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебные недели в каждом классе); в 4 классе 119 часов (3 часа в 1 полугодии, 4 часа во 2 полугодии, 34 учебные недели).
- Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. Данный предмет знакомит учащихся с нравственно – эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно – нравственного воспитания и развития формирует личностные качества учащегося: понимание и усвоение моральных норм и нравственных ценностей, принятых в семье, в народе, в обществе (любовь к семье, к своему народу, Родине, уважительное отношение к другой культуре и мнению и т. п.)
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение»
Курс литературного чтения в начальной школе закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО:
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметной области «филология», включающей в себя предмет «литературное чтение» должны отражать:
- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
- понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации».
6. Содержание учебного предмета «Литературное чтение»
1. Виды речевой и читательской деятельности
1.1 Аудирование (слушание)
Восприятие на слух звучащей речи, адекватное понимание содержание звучащего текста, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения; определение последовательности развития сюжетного действия, особенностей поведения героев и описание их автором; определение жанра художественному произведению.
1.2 Чтение
Чтение вслух
Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух; скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения; постепенное увеличение скорости чтения; орфоэпически и интонационно верное прочтение предложений при смысловом понимании разных по виду и типу текстов; интонирование простого предложения на основе знаков препинания. Чтение художественного произведения с переходом на постепенное выразительное исполнение: чтение с выделением смысловых пауз, интонации.
Чтение про себя
Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста
Виды текста: художественные, учебные, научно – популярные. Практическое сравнение различных видов текста. Подробный и краткий пересказ учебного и научно – популярного текста. Особенности фольклорного текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений; выделение способов организации текста: заголовок, абзац, автор. Прогнозировать содержание книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы текста, главной мысли, структуры текста; деление на смысловые части, их озаглавливание. Понимание заглавия произведения; адекватное соотнесение с его характером.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя художественный текст. Привлечение справочных иллюстрировано – изобразительных материалов.
Виды текста: художественные, учебные, научно – популярные. Практическое сравнение различных видов текста. Подробный и краткий пересказ учебного и научно – популярного текста.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).
Типы книг: книга – произведение, книга – сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания. Виды информации: научная, художественная. Выходные данные; структура книги: автор, заглавие, подзаголовок, оглавление, аннотация, предисловие и послесловие; иллюстрации.
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.
Работа с текстом художественного произведения
Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.
Понимание нравственного понимания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примера народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов.
Самостоятельное воспроизведение сюжета с использованием художественно – выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики по вопросам учителя, пересказ, рассказ по иллюстрациям. Высказывание своего отношения к художественному произведению.
Характеристика героя произведения с использованием художественно – выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ причины поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе имени, авторских помет.
Характеристика героя по предложенному плану. Оценивание поступка героя с опорой на личный опыт.
Подробный пересказ текста. Самостоятельное свободное использование выборочного пересказа по заданному фрагменту, по собственному выбору: характеристика героя произведения, описание места действия. Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраски, характеру поступков героев.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение его с содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые и опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
1.3 Говорение (культура речевого общения)
Диалог, особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению. Нормы и формы речевого общения.
Монолог как форма речевого высказывания: отбор и использование изобразительно – выразительных средств языка для создания собственного высказывания; воплощение своих жизненных впечатлений в словесном образе; самостоятельное построение композиции собственного высказывания; анализ авторского замысла; передача основной мысли текста в высказывании.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам, на заданную тему.
1.4 Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.
2. Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества. Произведения классиков отечественной литературы XIX – XX веков, классиков детской литературы. Произведений современной отечественной и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников. Историческая, приключенческая литература, фантастика. Научно – популярная, справочно – энциклопедическая литература. Детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: произведения о Родине, природе, детях, животных, добре и зле, юмористические и др.
- Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол. Выделение их в тексте, определение значения в художественной речи.
Литературные понятия: художественное произведение, художественныйобраз, искусство слова, автор, сюжет, тема. Герой произведения: его портрет, речь поступки, мысли. Отношение к герою, рассказчик.
Композиционные формы речи: повествование, описание, монолог героя, диалог героев.
Прозаическая и стихотворная речь. Основы стихосложения: ритм, рифма.
Историко – литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения.
Жанровое разнообразие произведений для чтения УНТ.
Литературная сказка. Художественные особенности сказок: лексика, структура.
Рассказы, пьесы, повести, стихотворения, басни, очерки, статьи детской периодики – произведения классиков отечественной и зарубежной литературы XIX – XX веков.
- Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)
Освоение различных позиций в тексте: постановка живых картин, чтение по ролям, инсценирование, драматизация. Создание различных форм интерпретации текста: устное словесное рисование, разные формы пересказа, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе собственного опыта).
- Чтение: работа с информацией
Информация: книга, произведение, автор произведения, жанр, тема.
Сбор информации с опорой на аппарат книги (титульный лист, аннотация, предисловия «Об авторе», «От автора»). Составление таблиц (имена героев, действия, позиция автора, мнение читателя). Чтение данных в таблице и использование их характеристики героев, произведений, книг. Заполнение и дополнение схем об авторах, жанрах, темах, типах книг; оформление информации в виде моделей, схем, таблиц; использование готовых таблиц с информацией для характеристики героев, книг, произведений.
Содержание курса
На начальном этапе (в 1 и 2 классах) используются тематический и жанрово-тематический принципы систематизации материала, информация об изучаемых произведениях (детском фольклоре, сказке, стихотворной и прозаической речи), об их авторах.
На основном этапе (3–4 классы) произведения группируются по жанровому и авторскому принципу. В учебники включены произведения, вошедшие в «золотой фонд» классической детской литературы, а также произведения народного творчества, современных детских отечественных и зарубежных писателей.
Использование жанрового и авторского принципов позволяет сравнить произведения одного жанра, но разных авторов; произведения разных жанров одного автора. Например, разделы, посвященные творчеству Л.Н. Толстого помогут детям увидеть, насколько богата палитра писателя: художественные сюжетные рассказы, рассказы-описания природы, рассказы о животных, сказки, былины, басни, научно-популярные произведения, а жанровый раздел «Басни» поможет понять особенности басен разных авторов, в том числе со схожим сюжетом.
В программе заложены принципы эмоционально-эстетического восприятия произведения и духовно-нравственного воспитания. Они реализуются в том, что произведение (книга) воздействует на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развивает у него эмоциональную отзывчивость на литературное произведение (переживания, эмоции и чувства), формирует представления о нравственности. Кроме указанных принципов, учтены и общепедагогические принципы построения процесса обучения: системности, преемственности, перспективности.
Как осуществляется процесс обучения литературному чтению в 1–4 классах? В первом полугодии 1 класса на уроках обучения грамоте дети учатся читать, на уроках литературного слушания — слушать и воспринимать художественные произведения. Во втором полугодии проводятся уроки литературного чтения и слушания. Первоклассники знакомятся с детскими книгами, получают начальные представления о литературоведческих понятиях (жанр, тема, фамилия автора, заголовок, сказка, рассказ, стихотворение, произведение).
Во 2 классе ученики уже умеют читать вслух целыми словами, воспринимать содержание читаемого произведения, различают доступные им жанры, знают имена детских писателей, авторов книг и отдельных произведений.
В 3 классе формирование читателя продолжается уже на более сложных (но доступных) текстах, углубляются литературные познания ученика, обогащается его читательский опыт. Читательское развитие школьника приобретает большую глубину, а чтение становится более самостоятельным. Между учеником, книгой, автором складываются определенные отношения, вызывающие у третьеклассников личные симпатии и предпочтения. Дети знакомятся с новыми литературоведческими понятиями (средства выразительности), выделяют особенности жанров.
В 4 классе расширяется круг детского чтения. Учащиеся знакомятся с новыми жанрами, новыми именами писателей и поэтов. Продолжается работа над структурой художественного произведения (компонентами сюжета) и сравнением произведений разных жанров. Усложняются сами произведения и способы работы с ними.
Особенностью данного курса являются уроки литературного слушания и условно-символическое моделирование. С первого по четвертый класс проводятся уроки литературного слушания и обучения работе с книгой (учебной, художественной, справочной) в рамках каждого изучаемого раздела. С 1 по 4 класс проводятся уроки литературного слушания и обучения работы с книгой (учебной, художественной, справочной) в рамках каждого изучаемого раздела.
7.Тематическое планирование учебного предмета с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ п\п | Раздел учебного предмета | Содержание учебного предмета | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | ||||||
примерная | рабочая | 1 кл | 2 кл | 3 кл | 4 кл | |||||
540 | 523 | 132 | 136 | 136 | 119 | |||||
1 | Виды речевой и читательской деятельности | |||||||||
1.1 | Аудирование (слушание) | Восприятие на слух звучащей речи, адекватное понима-ние содержания звучащего текста, умение отвечать на вопросы по содер-жанию услышан-ного произведения; определение после-довательности раз-вития сюжетного действия, особен-ностей поведения героев и описание их автором; опре-деление жанра ху-дожественных про-изведений. | 30-40 | 58 | 17 | 8 | 24 | 9 | Воспринимать на слух фоль-клорные произведения, поэтические и прозаические, художественные произведения (в исполнении учите-ля, учащихся, мастеров художест-венного слова); отвечать на вопросы по содержанию текста, отражать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции. Воспринимать учебный текст: определять цель, конструировать алгоритм выполнения учебного задания, оценивать ход и результат выполнения задания. Характеризовать особенности прослушанного произведения: опре-делять жанр, раскрывать последова-тельность развития сюжета, описы-вать героев. Сравнивать свои ответы с ответа-ми одноклассников и оценивать своё и чужое высказывание по пово-ду художественного произведения. Различать на слух речь родного и иностранного языков. | |
1.2 | Чтение | 190-225 | 190 | 51 | 39 | 54 | 46 | |||
1.2.1 Чтение вслух | Чтение вслух целыми словами в темпе, со-ответствующем ин-диивидуальным воз-можностям учащих-ся. Упражнения по отработке темпа чте-ния, необходимого для понимания со-держания произведе-ний. Усвоение орфо-эпических норм. Ин-тонация в соответ-ствии со знаками препинания (запятая, точка, вопроситель-ный и восклицатель-ный знаки, многото-чие). Чтение смысло-вых частей текста, абзацев. | 14 | 5 | 10 | Читать вслух слоги, слова предложения; плавно читать целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. Читать выразительно литера-турные произведения, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями текста. Читать художественное произведение по ролям. | |||||
1.2.2 Чтение про себя | Чтение молча (про себя) отрывков, аб-зацев, смысловых частей (без рече-движения). Чтение молча небольших по объёму произве-дений разных жан-ров (загадки, песен-ки, сказки, рассказы) и понимание их содержания. Практи-ческое освоение ознакомительного, изучающего, поис-кового и просмот-рового видов чтения. | - | 5 | 7 | Читать про себя: осознавать прочитанный текст, выделять в тексте основные логические части; отвечать на вопросы, используя текст. | |||||
1.2.3 Работа с разными видами текста. | Виды текста: худо-жественные, учеб-ные, научно – попу-лярные. Практичес-кое сравнение раз-личных видов текста. Подробный и крат-кий пересказ учебно-го и научно – популярного текста. | 7 | 10 | 4 | Характеризовать текст: пред-ставлять, предполагать текст по заголовку, теме, иллюстрациям; определять тему, главную мысль произведения; находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Сравнивать тексты: определять жанр, выделять особенности, ана-лизировать структуру, образные средства. Сравнивать произведения разных жанров. Объяснять смысл заглавия про-изведения; выбирать заголовок произведения из предложенных учителем, учащимися класса. | |||||
1.2.4 Библиографическая культура | Типы книг: книга – произведение, книга – сборник, собрание сочинений, периоди-ческая печать, спра-вочные издания. Ви-ды информации: на-учная, художествен-ная. Выходные дан-ные; структура кни-ги: автор, заглавие, подзаголовок, огла-вление, аннотация, предисловие и после-словие;иллюстрации. | - | 1 | 9 | Характеризовать книгу: анали-зировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление). Выбирать книгу в библиотеке; объяснять назначение каталожной карточки; составлять краткий отзыв о прочитанной книге. | |||||
1.2.5 Работа с текстом художественного произведения | Определение осо-бенностей художест-венного текста: сво-еобразие выразитель-ных средств языка. Характеристика ге-роя произведения: слова, выражения из текста, характеризу-ющие героя произ-ведения. Анализ при-чины поступка персонажа. | 10 | 28 | 10 | Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, выделять главную мысль произведения. Пересказывать текст художествен-ного произведения: подробно; кратко; выборочно. Сравнивать темы произведений авторов – представителей разных народов России. Анализировать нравственно – эстетические стороны и особенности фольклорных и художественных произведений разных народов. Наблюдать: рассматривать иллюстрации, соотносить и сюжет с соответствующим фрагментом текста: озаглавливать иллюстрации. Анализировать текст: выделять опорные слова для рассказа по иллюстрациям; составлять план. | |||||
1.2.6 Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами | Понимание заглавия произведения, аде-кватное соотношение его с содержанием. Определение особен-ностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Зна-комство с простей-шими приемами анализа различных видов текста: уста-новление причинно-следственных связей. | - | 3 | 6 | Выделять особенности научно-по-пулярных текстов: правдивое и точ-ное описание предметов, явлений, событий. Самостоятельно работать с текстами научно-популярных произ-ведений (очерки, воспоминания, рассказы и сказки). Сравнивать художественные и на-учно-популярные произведения раз-ных авторов по теме и авторской принадлежности. Пересказывать подробно научно-популярный текст (описание фак-тов, предметов, явлений).Кратко излагать факты, описывать детали, передавать точную информацию. Пользоваться универсальным уме-нием работать с учебными и спра-вочными текстами. Находить в тексте конкретные факты и сведения, представленные в явном виде. | |||||
1.3 | Говорение (культура речевого общения) | Диалог, особенности диалогического об-щения. Монолог как форма речевого высказывания: отбор и использование изо-бразительно – выра-зительных средств языка для создания собственного выска-зывания. Устное сочинение как про-должение прочитан-ного произведения, отдельных его сю-жетных линий, ко-роткий рассказ по рисункам, на за-данную тему. | 100-110 | 26 | 5 | 14 | 1 | 6 | Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого этикета. Учитывать в диалоге уровень владения собеседниками русским языком. Брать на себя роль помощника детям другой национальности в выполнении речевых заданий на русском языке. Формулировать вопросительные предложения с использованием вопросительного слова, адекватного ситуации. Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему): логично и последовательно строить высказывание, формулировать главную мысль, отбирать доказа-тельства. Создавать (устно) текст с учётом особенностей слушателей. | |
1.4 | Письмо (культура письменной речи) | Нормы письменной речи: соответствие содержания заголо-вку (отражение темы, места действия, ха-рактеров героев), ис-пользование в пись-менной речи вырази-тельных средств язы-ка (синонимы, анто-нимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, опи-сание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв. | 20-25 | 22 | 15 | - | 1 | 6 | Восприятие художественных произведений как образцов письменной речи. Знакомство с особенностями стихотворной и прозаической форм записи художественного текста. Поиск в текстах произведений описаний, повествований и рас-суждений, а также средств худо-жественной выразительности: эпи-тетов, сравнений, антонимов, сино-нимов. Выполнение письменных упра-жнений: поиск в тексте нужного аб-заца и списывание его; поиск в тек-сте произведения эпитетов, сравне-ний, обращений, имён героев и за-пись их в тетрадь. Написание небольших по объёму творческих работ: письменный рас-сказ о герое, описание портрета героя, отзыв о произведении или книге | |
2 | Круг детского чтения | 192 | 60 | 57 | 42 | 33 | ||||
2.1 | Фольклор | Произведения устно-го народного творче-ства русского и дру-гих народов России. Малые формы УНТ: песенки, загадки, считалки, пословицы и поговорки. Боль-шие формы УНТ: сказки, былины. | 24 | 5 | 11 | 3 | 5 | Сравнивать произведения фолькло-ра по жанрам и темам, выделять особенности народных сказок. Определять ведущие идеи, объе-диняющие произведения фольклора разных народов. Соотносить главную мысль произведения с предложенными пословицами, под-бирать самостоятельно пословицы к произведению для характеристики поступков героев. | ||
2.2 | Басни | Произведения класс-сиков отечественной литературы XIX – XX веков. | 5 | - | 1 | 2 | 2 | Называть жанровые признаки бас-ни, сравнивать сюжеты басен, ана-лизировать форму, структуру, объяснять мораль и подбирать пос-ловицы, соответствующие морали басен. Сравнивать басни со схожим сюжетом по форме, выделять особенности авторского языка. | ||
2.3 | Стихотворе-ния | Произведения класс-сиков о Родине, при-роде, детях, живот-ных, добре и зле | 86 | 25 | 27 | 19 | 15 | Изучать и дополнительно читать произведения отечественных поэ-тов, определять и уточнять темы и подтемы, различать прозаические и стихотворные произведения. | ||
2.4 | Проза | Произведения класс-сиков отечественной литературы XIX – XX веков, классиков детской литературы. | 39 | 22 | 6 | 3 | 8 | Сравнивать произведения и книги отечественных и зарубежных писа-телей по темам и жанрам. Классифицировать произведения и книги по темам, жанрам, темам и жанрам, темам и авторской принадлежности. | ||
2.5 | Авторские сказки | Произведения клас-сиков детской лите-ратуры. | 38 | 8 | 12 | 15 | 3 | Различать фольклорные и авторские произведения; расширять свои представления о творчестве отечественных и зарубежных писателей-классиков. | ||
3 | Литературоведческая пропедевтика | |||||||||
Средства вырази-тельности: сравне-ние, звукопись, оли-цетворение, метафо-ра, гипербола, пов-тор. Выделение их в тексте, определение значения в художест-венной речи. Лите-ратурные понятия: художественное про-изведение, художест-венный образ, ис-кусство слова, автор, сюжет, тема. Герой произведения: его портрет, речь пос-тупки, мысли. Отно-шение к герою, рас-сказчик. Композици-онные формы речи: повествование, опи-сание, монолог героя, диалог героев. Проза-ическая и стихотвор-ная речь. Основы стихосложения: ритм, рифма. Исто-рико – литературные понятия: фольклор и авторские художест-венные произведе-ния. Жанровое разно-образие произведе-ний для чтения УНТ. Литературная сказка. Художественные особенности сказок: лексика, структура. Рассказы, пьесы, повести, стихотворе-ния, басни, очерки, статьи детской пери-одики – произведе-ния классиков отече-ственной и зарубеж-ной литературы XIX – XX веков. | 39 | 8 | 8 | 11 | 12 | Сравнивать малые фольклорные жанры произведений; называть жанры, характеризовать их особенности. Сравнивать сказки разных народов по теме, жанровым особенностям, языку. Ориентироваться в литературоведческих понятиях и терминах. Наблюдать: выделять особенности разных жанров художественных произведений. Наблюдать: находить в тексте сравнения, олицетворения, метафоры, гиперболы. | ||||
4 | Творческая деятельность учащихся | |||||||||
Освоение различных позиций в тексте: по-становка живых кар-тин, чтение по ролям, инсценирование, драмматизация. Соз-дание различных форм интерпретации текста: устное слове-сное рисование, раз-ные формы пере-сказа, создание соб-ственного текста на основе художествен-ного произведения. | 22 | - | 10 | 5 | 7 | Инсценировать художественное произведение: читать по ролям, участвовать в драматизации; пере-давать особенности героев, исполь-зуя различные выразительные сред-ства; намечать мизансцены. Конструировать устное сочинение: передавать замысел автора, главную мысль произведения, выразитель-ные средства языка. Презентовать устное сочинение. | ||||
5 | Чтение: работа с информацией | |||||||||
Сбор информации с опорой на аппарат книги (титульный лист, аннотация, предисловия «Об ав-торе», «От автора»). Составление таблиц (имена героев, дей-ствия, позиция авто-ра, мнение читателя). Чтение данных в таблице и исполь-зование их характе-ристики героев, про-изведений, книг. Заполнение и допол-нение схем об авто-рах, жанрах, темах, типах книг. | 14 | - | - | 10 | 4 | Искать, находить и выделять нужную информацию о героях и их поступках, о произведении или книге; Слушать ответы одноклассников на вопросы по изучаемому произведению; дополнять и уточнять их ответы, подтверждая информацией из текста произведения; Понимать информацию, данную в тексте, и на её основе дополнять таблицы и схемы недостающей информацией |
Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате изучения курса выпускник, освоивший основную образовательную программу начального общего образования:
• осознает значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам, у него будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
- научится полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника;
- получит возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями классиков российской и советской детской литературы о природе, истории России, о судьбах людей, осмыслить этические представления о понятиях «добро», «зло», «справедливость», «отзывчивость», «честность», «ответственность», «норма», «идеал» и т. д., на основе чего у обучающегося начнётся формирование системы духовно-нравственных ценностей;
- начнёт понимать значимость в своей жизни родственных, семейных, добрососедских и дружественных отношений, получит возможность осмыслить понятия «дружба», «взаимопонимание», «уважение», «взаимопомощь», «любовь» и познакомится с правилами и способами общения и выражения своих чувств к взрослым и сверстникам, на основе чего у обучающегося будет формироваться умение соотносить свои поступки и поступки героев литературных произведений с нравственно-этическими нормами;
- освоит восприятие художественного произведения как особого вида искусства, научится соотносить его с другими видами искусства;
- полюбит чтение художественных произведений, которые помогут ему сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор;
- приобретёт первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, научится находить и использовать информацию для практической работы.
К завершению обучения на ступени начального общего образования будет обеспечена готовность детей к дальнейшему обучению, достигнут необходимый уровень читательской компетентности (чтение и понимание текста), речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы.
Выпускники овладеют техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать интересующую их литературу» пользоваться словарями и справочниками, включая компьютерные, осознают себя как грамотных читателей, способных к творческой деятельности.
Обучающиеся научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Выпускники научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, аудио- и видео иллюстрации, видеосюжеты и анимации и др.).
Выпускники научатся приёмам поиска нужной информации, овладеют алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), научатся высказывать и пояснять свою точку зрения, познакомятся с правилами и способами взаимодействия с окружающим миром, получат представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе.
Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности (в том числе с использованием средств телекоммуникации), на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.
8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Наименование и средств материально – технического обеспечения | Количество | Примечание | |
Библиотечный фонд. | |||
1. | УМК 1-4 классы «Начальная школа 21 века». Научный руководитель Н.Ф.Виноградова. | К | |
2. | Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. –М.: Просвещение, 2011.- (Стандарты второго поколения) | 1 | |
3. | Литературное чтение: программа: 1-4 классы/ Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова. – М.: Вентана – Граф, 2012 | 1 | |
4. | Журова Л.Е, Евдокимова А.О. Букварь. Части №1, 2 | К | |
5. | Л. А. Ефросинина. Литературное чтение. Учебник. Части №1, 2 (1-4 класс) | К | |
Печатные пособия | |||
6. | М.М.Безруких, М.И.Кузнецова. Прописи №1,2,3 (1 класс) | К | |
7. | Л. А. Ефросинина. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. Части №1, 2 (1-4 класс) | К | |
Технические средства обучения | |||
8. | Компьютер | 8 | |
9. | Мультимедийный проектор | 8 | |
10. | Интерактивная доска | 8 | |
11. | Документ-камера | 2 | |
12. | Колонки | 8 К | |
Экранно-звуковые пособия | |||
13. | Презентации по темам | К |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов МБОУСОШ № 20 от 27.08. 2015 года № 1 ________ Выприцкая Т. А. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________ Уханева Е. В. 28.08. 2015 года |
Тематическое распределение количества часов
№п/п | Разделы темы | Количество часов | |||||
Примерная программа | Рабочая программа | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | ||
1 класс | |||||||
1 | Обучение грамоте | 64 | 64 | 64 | |||
Предложение и слово | 5 | 5 | |||||
Звуковой анализ | 15 | 15 | |||||
Позиционный способ обозначения звуков буквами | 6 | 6 | |||||
Чтение | 38 | 38 | |||||
2 | Литературное чтение | 53 | 51 | 51 | |||
3 | Уроки слушания | 15 | 17 | 17 | |||
Читаем сказки, загадки, скороговорки | 6 | 6 | |||||
Учимся уму-разуму | 18 | 21 | |||||
Читаем о родной природе | 19 | 12 | |||||
О наших друзьях – животных | 18 | 18 | |||||
Читаем сказки, пословицы, считалки | 7 | 11 | |||||
Итого | 132 | 132 | 132 | ||||
2 класс | |||||||
1 | О нашей Родине | 5 | 5 | ||||
2 | Народная мудрость | 5 | 5 | ||||
3 | О детях и для детей | 20 | 20 | ||||
4 | «Уж небо осенью дышало…» | 6 | 6 | ||||
5 | «Снежок порхает, кружится…» | 19 | 19 | ||||
6 | Здравствуй, праздник новогодний | 9 | 9 | ||||
7 | Произведения о животных (о братьях наших меньших) | 15 | 15 | ||||
8 | Зарубежные сказки | 11 | 11 | ||||
9 | Рассказы, стихи, сказки о семье (семья и я) | 14 | 14 | ||||
10 | Весна, весна красная | 24 | 24 | ||||
11 | Волшебные сказки («Там чудеса…») | 8 | 8 | ||||
Итого | 136 | 136 | 136 | ||||
3 класс | |||||||
1 | Устное народное творчество | 16 | 16 | ||||
2 | Басни | 5 | 5 | ||||
3 | Произведения А.С. Пушкина | 10 | 10 | ||||
4 | Стихи русских поэтов | 5 | 5 | ||||
5 | Произведения Л.Н. Толстого | 11 | 11 | ||||
6 | Произведения Н. А. Некрасова | 7 | 7 | ||||
7 | Произведения А. П. Чехова | 6 | 6 | ||||
8 | Сказки зарубежных писателей | 4 | 4 | ||||
9 | Стихи русских поэтов | 7 | 7 | ||||
10 | Произведения Д. Н. Мамина - Сибиряка | 6 | 6 | ||||
11 | Произведения А.И. Куприна | 8 | 8 | ||||
12 | Стихи С. А. Есенина | 7 | 7 | ||||
13 | Произведения К. Д. Паустовского | 12 | 12 | ||||
14 | Произведения С. Я. Маршака | 4 | 4 | ||||
15 | Произведения Л. Пантелеева | 6 | 6 | ||||
16 | Произведения А. П. Гайдара | 6 | 6 | ||||
17 | Произведения М. М. Пришвина | 6 | 6 | ||||
18 | Произведения зарубежных писателей | 10 | 10 | ||||
Итого | 136 | 136 | 136 | 136 | |||
4 класс | |||||||
1 | Произведения фольклора. Сказки, былины, легенды, героические песни | 10 | 8 | 8 | |||
2 | Басни. Русские баснописцы | 6 | 6 | 6 | |||
3 | Произведения В.А. Жуковского | 6 | 3 | 3 | |||
4 | Произведения А.С. Пушкина | 5 | 3 | 3 | |||
5 | Произведения М. Ю. Лермонтова | 5 | 3 | 3 | |||
6 | Произведения П. П. Ершова | 4 | 3 | 3 | |||
7 | Произведения В.М. Гаршина | 4 | 4 | 4 | |||
8 | Произведения русских писателей о детях | 6 | 4 | 4 | |||
9 | Произведения зарубежных писателей | 11 | 10 | 10 | |||
10 | В мире книг | 7 | 6 | 6 | |||
11 | Произведения Л.Н. Толстого | 10 | 7 | 7 | |||
12 | Стихи А. А. Блока | 3 | 3 | 3 | |||
13 | Стихи К.Д. Бальмонта | 7 | 6 | 6 | |||
14 | Произведения А.И. Куприна | 6 | 4 | 4 | |||
15 | Стихи И. А. Бунина | 4 | 4 | 4 | |||
16 | Произведения С.Я. Маршака | 10 | 10 | 10 | |||
17 | Произведения Н.А. Заболоцкого | 3 | 3 | 3 | |||
18 | Произведения о детях войны | 5 | 2 | 2 | |||
19 | Стихи Н.М. Рубцова | 4 | 4 | 4 | |||
20 | Произведения С.В. Михалкова | 3 | 6 | 6 | |||
21 | Юмористические произведения | 3 | 4 | 4 | |||
22 | Очерки | 6 | 6 | 6 | |||
23 | Путешествия, приключения, фантастика | 8 | 10 | 10 | |||
Итого | 136 | 119 | 119 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по литературному чтению во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века"...
рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе Начальная школа 21 века
Рабочая программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю), что полностью соответствует авторской программе Л. А. Ефросининой....
рабочая программа по литературному чтению, 4 класс, программа "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа + развернутое тематичекое планирование...
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса по программе "Начальная школа XXI века"
В данном файле представлены материалы по литературному чтению...
Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. По программе "Начальная школа XXI века".
Рабочая программа по литературному чтению включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование. Соответствует ФГОС....
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс по программе "начальная школа 21 века"
Рабочая программа по математике 3 класс по программе "Начальная школа 21 века" в соответствии с ФГОС, содержит календарно-тематическое планирование с УУД...
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...