Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа 21 века"
рабочая программа по чтению (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Иващенко Елена Викторовна

Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системе

начального общего образования, закладывающим основы интеллектуального, речевого эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устным и письменным литературным языком. Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных УУД, предметных и метапредметных результатов освоения программы литературного чтения, а также успешность изучения других предметов в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_literatura_2015.doc310 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский край, Апшеронский район, пгт Нефтегорск

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная  школа  № 20

                                                                                                       УТВЕРЖДЕНО

                                                                                                                                                  решением педагогического совета

от 28.08. 2015 года протокол № 1

Председатель ________    С. А. Аипова

               

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по   литературному чтению

Уровень образования (класс) начальное общее  образование 1 - 4 класс   

Количество часов 523               

Учитель    Иващенко Елена Викторовна

Программа разработана на основе примерных программ по учебным предметам. Начальная школа. В 2 частях. Ч. 1. –М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения) и авторской программы Ефросининой Л.А., Омороковой М.И.  УМК «Начальная школа XXI в.» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. – Москва: Издательский центр «Вентана-Граф», 2012 г

1.Пояснительная записка

Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системе

начального общего образования, закладывающим основы интеллектуального, речевого эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устным и письменным литературным языком. Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных УУД, предметных и метапредметных результатов освоения программы литературного чтения, а также успешность изучения других предметов в школе.

            Рабочая программа по учебному курсу «Литературное чтение» для 1- 4 классов разработана на основе:

         - примерной программы по литературному чтению федерального государственного образовательного стандарта общего  начального образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 6 октября 2009 года «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования»;

          -     примерных программ по учебным предметам. Начальная школа. В 2 частях. –М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения);

-  авторской программы по литературному чтению для 1 – 4 классов Ефросининой Л.А., Омороковой М.И. -  Москва: Издательский центр «Вентана - Граф», 2012;

- УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. – Москва: Издательский центр «Вентана - Граф», 2012;

-планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования МБОУСОШ № 20;

-программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования МБОУСОШ № 20.

За основу рабочей программы по предмету «Литературное чтение» взят вариант примерного тематического планирования программы по литературному чтению и авторской программы курса УМК «Начальная школа XXI века».

При составлении рабочей программы для 1-3 классов произведена (введена) корректировка авторской программы в плане изменения числа тем, последовательности их изложения и перераспределения часов. Данные изменения вызваны выбором УМК «Начальная школа XXI века» и учебника «Литературное чтение», автор Л.А. Ефросинина.

          Авторская программа Ефросининой Л.А., Омороковой М.И. рассчитана на 132 часа в 1 классе и по136 часов во 2 - 4 классах. В 4 классе было уменьшено количество часов, отводимых на литературное чтение, т. к. в учебный план включён предмет «Основы религиозных культур и светской этики». В программу внесены изменения в соответствии с приказом министерства образования и науки Краснодарского края от 17.07.2013 № 3793 «О примерных учебных планах для общеобразовательных учреждений Краснодарского края» и письмом министерства образования и науки Краснодарского края от 22.07.2013 № 47-10635/13-14 «Об учебных планах образовательных учреждений, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты общего образования». Согласно образовательному плану образовательных учреждений РФ на изучение литературного чтения в 4 классе выделяется 119 часов (3 часа в 1 полугодии, 4 часа во 2 полугодии. 34 недели).

2. Общая характеристика предмета

       Литературное чтение – один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно – нравственному воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

      Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:

 - изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма);

- в результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, а также универсальные учебные действия;

- дифференцированное обучение обеспечивает учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.

      Литературное чтение – один из основных предметов в системе начального общего образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно – нравственному воспитанию ребёнка.

Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • Овладению осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
  • Развитие художественно -  творческих способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно – познавательными текстами;
  • Обогащение нравственного опыта школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.

Среди предметов, входящих в учебный план начальной школы, курс «Литературное чтение» в особой мере влияет на решение следующих задач:

  1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.
  2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
  3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.
  4. Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

       Изучение литературного чтения в 1 классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте». Его продолжительность примерно 23 учебных недели, по 9 ч в неделю. После обучения грамоте начинается раздельное изучение литературного чтения и русского языка.

         Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменной речи), а так же работу с разными видами текста. Эта работа предполагает формирование аналитических умений.

         В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы.

          Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.

         Раздел «Творческая деятельность учащихся» является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования.

         Раздел «Чтение: работа с информацией» включает в себя сбор информации о книге, произведении, авторе произведения или книги; умение пользоваться справочниками и словарями, находить информацию о героях, произведениях, книгах; оформление информации в виде моделей, схем, таблиц; использование готовых таблиц с информацией для характеристики героев, книг, произведений.

  1. Описание места учебного предмета в учебном плане

        Изучение литературного чтения в 1 классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте», продолжительность которого зависит от уровня готовности класса, темпа обучения, профессиональной подготовки учителя и средств обучения, соответствующих программе. В этот период объединяются часы учебного плана по русскому языку и литературному чтению, всего 9 часов в неделю. На обучение грамоте отводится 4 часа, на письмо — 4 часа и 1 час на литературное слушание. После периода обучения грамоте идет раздельное изучение литературного чтения и русского языка, которые входят в образовательную область «Филология».  

      Согласно базисному (общеобразовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение литературного чтения в начальной школе выделяется 523 ч, из них в 1 классе 132 ч (4 часа в неделю, 33 учебные недели); во 2 - 3 классах по 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебные недели в каждом классе); в 4 классе 119 часов (3 часа в 1 полугодии, 4 часа во 2 полугодии, 34 учебные недели). 

  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

        Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. Данный предмет знакомит учащихся с нравственно – эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

       На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно – нравственного воспитания и развития формирует личностные качества учащегося: понимание и усвоение моральных норм и нравственных ценностей, принятых в семье, в народе, в обществе (любовь к семье, к своему народу, Родине, уважительное отношение к другой культуре и мнению и т. п.)

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение»

          Курс литературного чтения в начальной школе закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО:

        Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  1. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  2. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  1. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  2. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  1. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  2. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

          Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  6. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  7. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  1. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  2. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  3. определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  4. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
  1. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
  2. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  3. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

        Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметной области «филология», включающей в себя предмет «литературное чтение» должны отражать:

  1. понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  2. осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
  3. понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  4. достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
  5. умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации».

6. Содержание учебного предмета «Литературное чтение»

   1. Виды речевой и читательской деятельности  

1.1 Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи, адекватное понимание содержание звучащего текста, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения; определение последовательности развития сюжетного действия, особенностей поведения героев и описание их автором; определение жанра художественному произведению.

1.2 Чтение

Чтение вслух

       Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух; скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения; постепенное увеличение скорости чтения; орфоэпически и интонационно верное прочтение предложений при смысловом понимании разных по виду и типу текстов; интонирование простого предложения на основе знаков препинания. Чтение художественного произведения с переходом на постепенное выразительное исполнение: чтение с выделением смысловых пауз, интонации.

Чтение про себя

       Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста

        Виды текста: художественные, учебные, научно – популярные. Практическое сравнение различных видов текста. Подробный и краткий пересказ учебного и научно – популярного текста. Особенности фольклорного текста.

        Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений; выделение способов организации текста: заголовок, абзац, автор. Прогнозировать содержание книги по её названию и оформлению.

       Самостоятельное определение темы текста, главной мысли, структуры текста; деление на смысловые части, их озаглавливание. Понимание заглавия произведения; адекватное соотнесение с его характером.

       Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя художественный текст. Привлечение справочных иллюстрировано – изобразительных материалов.

Виды текста: художественные, учебные, научно – популярные. Практическое сравнение различных видов текста. Подробный и краткий пересказ учебного и научно – популярного текста.

Библиографическая культура

      Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).

      Типы книг: книга – произведение, книга – сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания. Виды информации: научная, художественная. Выходные данные; структура книги: автор, заглавие, подзаголовок, оглавление, аннотация, предисловие и послесловие; иллюстрации.

     Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.

Работа с текстом художественного произведения

       Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.

       Понимание нравственного понимания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примера народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов.

       Самостоятельное воспроизведение сюжета с использованием художественно – выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики по вопросам учителя, пересказ, рассказ по иллюстрациям. Высказывание своего отношения к художественному произведению.

       Характеристика героя произведения с использованием художественно – выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ причины поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе имени, авторских помет.

      Характеристика героя по предложенному плану. Оценивание поступка героя с опорой на личный опыт.

      Подробный пересказ текста. Самостоятельное свободное использование выборочного пересказа по заданному фрагменту, по собственному выбору: характеристика героя произведения, описание места действия. Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраски, характеру поступков героев.

      Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами

        Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение его с содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые и опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

1.3 Говорение (культура речевого общения)

        Диалог, особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению. Нормы и формы речевого  общения.

        Монолог как форма речевого высказывания: отбор и использование изобразительно – выразительных средств языка для создания собственного высказывания; воплощение своих жизненных впечатлений в словесном образе; самостоятельное построение композиции собственного высказывания; анализ авторского замысла; передача основной мысли текста в высказывании.

        Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам, на заданную тему.

1.4 Письмо (культура письменной речи)

      Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.

2. Круг детского чтения

      Произведения устного народного творчества. Произведения классиков отечественной литературы XIX – XX веков, классиков детской литературы. Произведений современной отечественной и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников. Историческая, приключенческая литература, фантастика. Научно – популярная, справочно – энциклопедическая литература. Детские периодические издания.

      Основные темы детского чтения: произведения о Родине, природе, детях, животных, добре и зле, юмористические и др.

  1. Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол. Выделение их в тексте, определение значения в художественной речи.

       Литературные понятия: художественное произведение, художественныйобраз, искусство слова, автор, сюжет, тема. Герой произведения: его портрет, речь поступки, мысли. Отношение к герою, рассказчик.

       Композиционные формы речи: повествование, описание, монолог героя, диалог героев.

       Прозаическая и стихотворная речь. Основы стихосложения: ритм, рифма.

       Историко – литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения.

      Жанровое разнообразие произведений для чтения УНТ.

     Литературная сказка. Художественные особенности сказок: лексика, структура.

      Рассказы, пьесы, повести, стихотворения, басни, очерки, статьи детской периодики – произведения классиков отечественной и зарубежной литературы XIX – XX веков.

  1. Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)

       Освоение различных позиций в тексте: постановка живых картин, чтение по ролям, инсценирование, драматизация. Создание различных форм интерпретации текста: устное словесное рисование, разные формы пересказа, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе собственного опыта).

  1. Чтение: работа с информацией

       Информация: книга, произведение, автор произведения, жанр, тема.        

       Сбор информации с опорой на аппарат книги (титульный лист, аннотация, предисловия «Об авторе», «От автора»). Составление таблиц (имена героев, действия, позиция автора, мнение читателя). Чтение данных в таблице и использование их характеристики героев, произведений, книг. Заполнение и дополнение схем об авторах, жанрах, темах, типах книг; оформление информации в виде моделей, схем, таблиц; использование готовых таблиц с информацией для характеристики героев, книг, произведений.

Содержание курса

На начальном этапе (в 1 и 2 классах) используются тематический и жанрово-тематический принципы систематизации материала, информация об изучаемых произведениях (детском фольклоре, сказке, стихотворной и прозаической речи), об их авторах.

На основном этапе (3–4 классы) произведения группируются по жанровому и авторскому принципу. В учебники включены произведения, вошедшие в «золотой фонд» классической детской литературы, а также произведения народного творчества, современных детских отечественных и зарубежных писателей.

Использование жанрового и авторского принципов позволяет сравнить произведения одного жанра, но разных авторов; произведения разных жанров одного автора. Например, разделы, посвященные творчеству Л.Н. Толстого помогут детям увидеть, насколько богата палитра писателя: художественные сюжетные рассказы, рассказы-описания природы, рассказы о животных, сказки, былины, басни, научно-популярные произведения, а жанровый раздел «Басни» поможет понять особенности басен разных авторов, в том числе со схожим сюжетом.

В программе заложены принципы эмоционально-эстетического восприятия произведения и духовно-нравственного воспитания. Они реализуются в том, что произведение (книга) воздействует на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развивает у него эмоциональную отзывчивость на литературное произведение (переживания, эмоции и чувства), формирует представления о нравственности. Кроме указанных принципов, учтены и общепедагогические принципы построения процесса обучения: системности, преемственности, перспективности.

Как осуществляется процесс обучения литературному чтению в 1–4 классах? В первом полугодии 1 класса на уроках обучения грамоте дети учатся читать, на уроках литературного слушания — слушать и воспринимать художественные произведения. Во втором полугодии проводятся уроки литературного чтения и слушания. Первоклассники знакомятся с детскими книгами, получают начальные представления о литературоведческих понятиях (жанр, тема, фамилия автора, заголовок, сказка, рассказ, стихотворение, произведение).

Во 2 классе ученики уже умеют читать вслух целыми словами, воспринимать содержание читаемого произведения, различают доступные им жанры, знают имена детских писателей, авторов книг и отдельных произведений.

В 3 классе формирование читателя продолжается уже на более сложных (но доступных) текстах, углубляются литературные познания ученика, обогащается его читательский опыт. Читательское развитие школьника приобретает большую глубину, а чтение становится более самостоятельным. Между учеником, книгой, автором складываются определенные отношения, вызывающие у третьеклассников личные симпатии и предпочтения. Дети знакомятся с новыми литературоведческими понятиями (средства выразительности), выделяют особенности жанров.

В 4 классе расширяется круг детского чтения. Учащиеся знакомятся с новыми жанрами, новыми именами писателей и поэтов. Продолжается работа над структурой художественного произведения (компонентами сюжета) и сравнением произведений разных жанров. Усложняются сами произведения и способы работы с ними.

Особенностью данного курса являются уроки литературного слушания и условно-символическое моделирование. С первого по четвертый класс проводятся уроки литературного слушания и обучения работе с книгой (учебной, художественной, справочной) в рамках каждого изучаемого раздела. С 1 по 4 класс проводятся уроки литературного слушания и обучения работы с книгой (учебной, художественной, справочной) в рамках каждого изучаемого раздела.

7.Тематическое планирование учебного предмета с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

№ п\п

Раздел учебного предмета

Содержание

учебного

предмета

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

примерная

рабочая

1 кл

2 кл

3 кл

4 кл

540

523

132

136

136

119

1

Виды речевой и читательской деятельности

1.1

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи, адекватное понима-ние содержания звучащего текста, умение отвечать на вопросы по содер-жанию услышан-ного произведения; определение после-довательности раз-вития сюжетного действия, особен-ностей поведения героев и описание их автором; опре-деление жанра ху-дожественных про-изведений.

30-40

58

17

8

24

9

Воспринимать на слух фоль-клорные произведения, поэтические и прозаические, художественные произведения (в исполнении учите-ля, учащихся, мастеров художест-венного слова); отвечать на вопросы по содержанию текста, отражать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции.

Воспринимать учебный текст: определять цель, конструировать алгоритм выполнения учебного задания, оценивать ход и результат выполнения задания.

Характеризовать особенности прослушанного произведения: опре-делять жанр, раскрывать последова-тельность развития сюжета, описы-вать героев.

Сравнивать свои ответы с ответа-ми одноклассников и оценивать своё и чужое высказывание по пово-ду художественного произведения.

Различать на слух речь родного и иностранного языков.

1.2

    Чтение

190-225

190

51

39

54

46

1.2.1 Чтение вслух

Чтение вслух целыми словами в темпе, со-ответствующем ин-диивидуальным воз-можностям учащих-ся. Упражнения по отработке темпа чте-ния, необходимого для понимания со-держания произведе-ний. Усвоение орфо-эпических норм. Ин-тонация в соответ-ствии со знаками препинания (запятая, точка, вопроситель-ный и восклицатель-ный знаки, многото-чие). Чтение смысло-вых частей текста, абзацев.

14

5

10

Читать вслух слоги, слова предложения; плавно читать целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания.

Читать выразительно литера-турные произведения, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями текста. Читать художественное произведение по ролям.

1.2.2 Чтение про себя

Чтение молча (про себя) отрывков, аб-зацев, смысловых частей (без рече-движения). Чтение молча небольших по объёму произве-дений разных жан-ров (загадки, песен-ки, сказки, рассказы) и понимание их содержания. Практи-ческое освоение ознакомительного, изучающего, поис-кового и просмот-рового видов чтения.

-

5

7

Читать про себя: осознавать прочитанный текст, выделять в тексте основные логические части; отвечать на вопросы, используя текст.

1.2.3 Работа с разными видами текста.

Виды текста: худо-жественные, учеб-ные, научно – попу-лярные. Практичес-кое сравнение раз-личных видов текста. Подробный и крат-кий пересказ учебно-го и научно – популярного текста.

7

10

4

Характеризовать текст: пред-ставлять, предполагать текст по заголовку, теме, иллюстрациям; определять тему, главную мысль произведения; находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора.

Сравнивать тексты: определять жанр, выделять особенности, ана-лизировать структуру, образные средства. Сравнивать произведения разных жанров.

Объяснять смысл заглавия про-изведения; выбирать заголовок произведения из предложенных учителем, учащимися класса.

1.2.4

Библиографическая культура 

Типы книг: книга – произведение, книга – сборник, собрание сочинений, периоди-ческая печать, спра-вочные издания. Ви-ды информации: на-учная, художествен-ная. Выходные дан-ные; структура кни-ги: автор, заглавие, подзаголовок, огла-вление, аннотация, предисловие и после-словие;иллюстрации.

-

1

9

Характеризовать книгу: анали-зировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление).

Выбирать книгу в библиотеке; объяснять назначение каталожной карточки; составлять краткий отзыв о прочитанной книге.

1.2.5 Работа с текстом художественного произведения

Определение осо-бенностей художест-венного текста: сво-еобразие выразитель-ных средств языка. Характеристика ге-роя произведения: слова, выражения из текста, характеризу-ющие героя произ-ведения. Анализ при-чины поступка персонажа.

10

28

10

Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, выделять главную мысль произведения.

Пересказывать текст художествен-ного произведения: подробно; кратко; выборочно.

Сравнивать темы произведений авторов – представителей разных народов России. Анализировать нравственно – эстетические стороны и особенности фольклорных и художественных произведений разных народов.

Наблюдать: рассматривать иллюстрации, соотносить и сюжет с соответствующим фрагментом текста:  озаглавливать иллюстрации.

Анализировать текст: выделять опорные слова для рассказа по иллюстрациям; составлять план.

1.2.6   Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами

Понимание заглавия произведения, аде-кватное соотношение его с содержанием. Определение особен-ностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Зна-комство с простей-шими приемами анализа различных видов текста: уста-новление причинно-следственных связей.

-

3

6

Выделять особенности научно-по-пулярных текстов: правдивое и точ-ное описание предметов, явлений, событий. Самостоятельно работать с текстами научно-популярных произ-ведений (очерки, воспоминания, рассказы и сказки).

Сравнивать художественные и на-учно-популярные произведения раз-ных авторов по теме и авторской принадлежности.

Пересказывать подробно научно-популярный текст (описание фак-тов, предметов, явлений).Кратко излагать факты, описывать детали, передавать точную информацию.

Пользоваться универсальным уме-нием работать с учебными и спра-вочными текстами.

Находить в тексте конкретные факты и сведения, представленные в явном виде.

1.3

Говорение (культура речевого общения)

Диалог, особенности диалогического об-щения. Монолог как форма речевого высказывания: отбор и использование изо-бразительно – выра-зительных средств языка для создания собственного выска-зывания.        Устное сочинение как про-должение прочитан-ного произведения, отдельных его сю-жетных линий, ко-роткий рассказ по рисункам, на за-данную тему.

100-110

26

5

14

1

6

Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого этикета. Учитывать в диалоге уровень владения собеседниками русским языком. Брать на себя роль помощника детям другой национальности в выполнении речевых заданий на русском языке.

Формулировать вопросительные предложения с использованием вопросительного слова, адекватного ситуации.

Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему): логично и последовательно строить высказывание, формулировать главную мысль, отбирать доказа-тельства.

Создавать (устно) текст с учётом особенностей слушателей.

1.4

Письмо (культура письменной речи)

  Нормы письменной речи: соответствие содержания заголо-вку (отражение темы, места действия, ха-рактеров героев), ис-пользование в пись-менной речи вырази-тельных средств язы-ка (синонимы, анто-нимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, опи-сание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.

20-25

22

15

-

1

6

Восприятие художественных произведений как образцов письменной речи. Знакомство с особенностями стихотворной и прозаической форм записи художественного текста.

Поиск в текстах произведений описаний, повествований и рас-суждений, а также средств худо-жественной выразительности: эпи-тетов, сравнений, антонимов, сино-нимов.

Выполнение письменных упра-жнений: поиск в тексте нужного аб-заца и списывание его; поиск в тек-сте произведения эпитетов, сравне-ний, обращений, имён героев и за-пись их в тетрадь.

Написание небольших по объёму творческих работ: письменный рас-сказ о герое, описание портрета героя, отзыв о произведении или книге

2

Круг детского чтения

192

60

57

42

33

2.1

Фольклор

Произведения устно-го народного творче-ства русского и дру-гих народов России. Малые формы УНТ: песенки, загадки, считалки, пословицы и поговорки. Боль-шие формы УНТ: сказки, былины.

24

5

11

3

5

Сравнивать произведения фолькло-ра по жанрам и темам, выделять особенности народных сказок. Определять ведущие идеи, объе-диняющие произведения фольклора разных народов. Соотносить главную мысль произведения с предложенными пословицами, под-бирать самостоятельно пословицы к произведению для характеристики поступков героев.

2.2

Басни

Произведения класс-сиков отечественной литературы XIX – XX веков.

5

-

1

2

2

Называть жанровые признаки бас-ни, сравнивать сюжеты басен, ана-лизировать форму, структуру, объяснять мораль и подбирать пос-ловицы, соответствующие морали басен. Сравнивать басни со схожим сюжетом по форме, выделять особенности авторского языка.

2.3

Стихотворе-ния

Произведения класс-сиков о Родине, при-роде, детях, живот-ных, добре и зле

86

25

27

19

15

Изучать и дополнительно читать произведения отечественных поэ-тов, определять и уточнять темы и подтемы, различать прозаические и стихотворные произведения.

2.4

Проза

Произведения класс-сиков отечественной литературы XIX – XX веков, классиков детской литературы.

39

22

6

3

8

Сравнивать произведения и книги отечественных и зарубежных писа-телей по темам и жанрам.

Классифицировать произведения и книги по темам, жанрам, темам и жанрам, темам и авторской принадлежности.

2.5

Авторские сказки

Произведения клас-сиков детской лите-ратуры.

38

8

12

15

3

Различать фольклорные и авторские произведения; расширять свои представления о творчестве отечественных и зарубежных писателей-классиков.

3

Литературоведческая пропедевтика

Средства вырази-тельности: сравне-ние, звукопись, оли-цетворение, метафо-ра, гипербола, пов-тор. Выделение их в тексте, определение значения в художест-венной речи. Лите-ратурные понятия: художественное про-изведение, художест-венный образ, ис-кусство слова, автор, сюжет, тема. Герой произведения: его портрет, речь пос-тупки, мысли. Отно-шение к герою, рас-сказчик. Композици-онные формы речи: повествование, опи-сание, монолог героя, диалог героев. Проза-ическая и стихотвор-ная речь. Основы стихосложения: ритм, рифма. Исто-рико – литературные понятия: фольклор и авторские художест-венные произведе-ния. Жанровое разно-образие произведе-ний для чтения УНТ.

Литературная сказка. Художественные особенности сказок: лексика, структура.

Рассказы, пьесы, повести, стихотворе-ния, басни, очерки, статьи детской пери-одики – произведе-ния классиков отече-ственной и зарубеж-ной литературы XIX – XX веков.

39

8

8

11

12

Сравнивать малые фольклорные жанры произведений; называть жанры, характеризовать их особенности.

Сравнивать сказки разных народов по теме, жанровым особенностям, языку.

Ориентироваться в литературоведческих понятиях и терминах.

Наблюдать: выделять особенности разных жанров художественных произведений.

Наблюдать: находить в тексте сравнения, олицетворения, метафоры, гиперболы.

4

Творческая деятельность учащихся

Освоение различных позиций в тексте: по-становка живых кар-тин, чтение по ролям, инсценирование, драмматизация. Соз-дание различных форм интерпретации текста: устное слове-сное рисование, раз-ные формы пере-сказа, создание соб-ственного текста на основе художествен-ного произведения.

22

-

10

5

7

Инсценировать художественное произведение: читать по ролям, участвовать в драматизации; пере-давать особенности героев, исполь-зуя различные выразительные сред-ства; намечать мизансцены.

Конструировать устное сочинение: передавать замысел автора, главную мысль произведения, выразитель-ные средства языка.

Презентовать устное сочинение.

5

Чтение: работа с информацией

Сбор информации с опорой на аппарат книги (титульный лист, аннотация, предисловия «Об ав-торе», «От автора»). Составление таблиц (имена героев, дей-ствия, позиция авто-ра, мнение читателя). Чтение данных в таблице и исполь-зование их характе-ристики героев, про-изведений, книг. Заполнение и допол-нение схем об авто-рах, жанрах, темах, типах книг.

14

-

-

10

4

Искать, находить и выделять нужную информацию о героях и их поступках, о произведении или книге;

Слушать ответы одноклассников на вопросы по изучаемому произведению; дополнять и уточнять их ответы, подтверждая информацией из текста произведения;

Понимать информацию, данную в тексте, и на её основе дополнять таблицы и схемы недостающей информацией

 

Планируемые результаты изучения учебного предмета

В результате изучения курса выпускник, освоивший основную образовательную программу начального общего образования:

• осознает значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам, у него будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;

  • научится полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника;
  • получит возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями классиков российской и советской детской литературы о природе, истории России, о судьбах людей, осмыслить этические представления о понятиях «добро», «зло», «справедливость», «отзывчивость», «честность», «ответственность», «норма», «идеал» и т. д., на основе чего у обучающегося начнётся формирование системы духовно-нравственных ценностей;
  • начнёт понимать значимость в своей жизни родственных, семейных, добрососедских и дружественных отношений, получит возможность осмыслить понятия «дружба», «взаимопонимание», «уважение», «взаимопомощь», «любовь» и познакомится с правилами и способами общения и выражения своих чувств к взрослым и сверстникам, на основе чего у обучающегося будет формироваться умение соотносить свои поступки и поступки героев литературных произведений с нравственно-этическими нормами;
  • освоит восприятие художественного произведения как особого вида искусства, научится соотносить его с другими видами искусства;
  • полюбит чтение художественных произведений, которые помогут ему сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор;
  • приобретёт первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, научится находить и использовать информацию для практической работы.

К завершению обучения на ступени начального общего образования будет обеспечена готовность детей к дальнейшему обучению, достигнут необходимый уровень читательской компетентности (чтение и понимание текста), речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы.

Выпускники овладеют техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать интересующую их литературу» пользоваться словарями и справочниками, включая компьютерные, осознают себя как грамотных читателей, способных к творческой деятельности.

Обучающиеся научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Выпускники научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, аудио- и видео иллюстрации, видеосюжеты и анимации и др.).

Выпускники научатся приёмам поиска нужной информации, овладеют алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), научатся высказывать и пояснять свою точку зрения, познакомятся с правилами и способами взаимодействия с окружающим миром, получат представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе.

Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности (в том числе с использованием средств телекоммуникации), на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.

8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Наименование и средств материально – технического обеспечения

Количество

Примечание

Библиотечный фонд.

1.

УМК 1-4 классы «Начальная школа 21 века». Научный руководитель Н.Ф.Виноградова.

К

2.

Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. –М.: Просвещение, 2011.- (Стандарты второго поколения)

1

3.

Литературное чтение: программа: 1-4 классы/ Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова. – М.: Вентана – Граф, 2012

1

4.

Журова Л.Е, Евдокимова А.О.  Букварь.  Части №1, 2

К

5.

Л. А. Ефросинина. Литературное чтение. Учебник. Части №1, 2 (1-4 класс)

К

Печатные пособия

6.

М.М.Безруких, М.И.Кузнецова.

Прописи №1,2,3 (1 класс)

К

7.

Л. А. Ефросинина. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. Части №1, 2 (1-4 класс)

К

Технические средства обучения

8.

Компьютер

8

9.

Мультимедийный проектор

8

10.

Интерактивная доска

8

11.

Документ-камера

2

12.

Колонки

8 К

Экранно-звуковые пособия

13.

Презентации по темам

К

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов МБОУСОШ № 20

от 27.08. 2015 года № 1

________    Выприцкая Т. А.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

   __________        Уханева Е. В.

28.08. 2015 года

Тематическое распределение количества часов

№п/п

Разделы темы

Количество часов

Примерная программа

Рабочая программа

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1 класс

1

Обучение грамоте

64

64

64

Предложение и слово

5

5

Звуковой анализ

15

15

Позиционный способ обозначения звуков буквами  

6

6

Чтение

38

38

2

Литературное чтение

53

51

51

3

Уроки слушания

15

17

17

Читаем сказки, загадки, скороговорки

6

6

Учимся уму-разуму

18

21

Читаем о родной природе

19

12

О наших друзьях – животных

18

18

Читаем сказки, пословицы, считалки

7

11

Итого

132

132

132

2 класс

1

О нашей Родине

5

5

2

Народная мудрость

5

5

3

О детях и для детей

20

20

4

 «Уж небо осенью дышало…»

6

6

5

«Снежок порхает, кружится…»

19

19

6

Здравствуй, праздник новогодний

9

9

7

Произведения о животных (о братьях наших меньших)

15

15

8

Зарубежные сказки

11

11

9

Рассказы, стихи, сказки о семье (семья и я)

14

14

10

Весна, весна красная

24

24

11

Волшебные сказки («Там чудеса…»)

8

8

Итого

136

136

136

3 класс

1

Устное народное творчество

16

16

2

Басни

5

5

3

 Произведения А.С. Пушкина

10

10

4

Стихи русских поэтов

5

5

5

Произведения Л.Н. Толстого

11

11

6

Произведения Н. А. Некрасова

7

7

7

Произведения А. П. Чехова  

6

6

8

Сказки зарубежных писателей

4

4

9

Стихи русских поэтов

7

7

10

Произведения Д. Н. Мамина - Сибиряка

6

6

11

Произведения А.И. Куприна

8

8

12

Стихи С. А. Есенина

7

7

13

Произведения К. Д. Паустовского

12

12

14

Произведения С. Я. Маршака

4

4

15

Произведения Л. Пантелеева

6

6

16

Произведения А. П. Гайдара

6

6

17

Произведения М. М. Пришвина

6

6

18

Произведения зарубежных писателей

10

10

Итого

136

136

136

136

4 класс

1

Произведения фольклора.

Сказки, былины, легенды, героические песни

10

8

8

2

Басни. Русские баснописцы

6

6

6

3

Произведения В.А. Жуковского

6

3

3

4

Произведения А.С. Пушкина

5

3

3

5

Произведения М. Ю. Лермонтова

5

3

3

6

Произведения П. П. Ершова

4

3

3

7

Произведения В.М. Гаршина

4

4

4

8

Произведения русских писателей о детях

6

4

4

9

Произведения зарубежных писателей

11

10

10

10

В мире книг

7

6

6

11

Произведения Л.Н. Толстого

10

7

7

12

Стихи А. А. Блока

3

3

3

13

Стихи К.Д. Бальмонта

7

6

6

14

Произведения А.И. Куприна

6

4

4

15

Стихи И. А. Бунина

4

4

4

16

Произведения С.Я. Маршака

10

10

10

17

Произведения Н.А. Заболоцкого

3

3

3

18

Произведения о детях войны

5

2

2

19

Стихи Н.М. Рубцова

4

4

4

20

Произведения С.В. Михалкова

3

6

6

21

Юмористические произведения

3

4

4

22

Очерки

6

6

6

23

Путешествия, приключения, фантастика

8

10

10

Итого

136

119

119


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по литературному чтению во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века"...

рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе Начальная школа 21 века

 Рабочая программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю), что полностью соответствует авторской программе Л. А. Ефросининой....

рабочая программа по литературному чтению, 4 класс, программа "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа + развернутое тематичекое планирование...

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса по программе "Начальная школа XXI века"

В данном файле представлены материалы по литературному чтению...

Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. По программе "Начальная школа XXI века".

Рабочая программа по литературному чтению включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование. Соответствует ФГОС....

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс по программе "начальная школа 21 века"

Рабочая программа по математике 3 класс по программе "Начальная школа 21 века" в соответствии с ФГОС, содержит календарно-тематическое планирование с УУД...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...