Конспект урока по обучению грамоте.
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

 

Тема: «Звук [в] и [в’]. Буквы  В в.

Цели: - познакомить учащихся с новыми звуками [в], [в’] и буквой В;

           - формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительного  

              чтения;

           - работать над развитием речи учащихся; обогащать словарный запас учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_obucheniyu_gramote1.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по обучению грамоте.

Тема: «Звук [в] и [в’]. Буквы  В в.

Цели: - познакомить учащихся с новыми звуками [в], [в’] и буквой В;

           - формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительного  

              чтения;

           - работать над развитием речи учащихся; обогащать словарный запас учащихся.

Оборудование: компьютер, схемы – слов, карандаши

Ход урока:

  1. Организация начала урока.

Прозвенел и смолк звонок,

Начинаем мы урок.

Улыбнулись, подтянулись,

Друг на друга посмотрели

И спокойно, тихо сели.

  - Ребята,  сегодня  у  нас   на уроке присутствуют гости, которые пришли посмотреть, как вы занимаетесь и чему  вы  уже научились. Поэтому, я  хочу, чтобы    сегодняшний   урок принёс нам радость общения друг с другом.

- Сегодня  мы с вами  совершим  путешествие в зимний лес и  украсим наши ёлочки  игрушками.

- Ребята, одна ёлочка для букв, а другая для звуков.  (На доске одна ёлочка)

- Почему мы видим одну ёлочку?    ( Потому что буквы мы можем взять)

- А почему нет другой ёлочки?

   ( Потому что звуки мы слышим и взять их нельзя)

  1. Повторение ранее изученных букв.

- Ребята игрушки у нас непростые, а с буквами.

- Называйте  букву и украшайте ею нашу ёлочку.

  ( Дети снимают игрушки с буквами и называют их, вешают на ёлочку.)

- Какие бывают буквы? ( гласные и согласные)

- Что вы знаете о гласных буквах?

- Ребята, что вы знаете о согласных буквах?

- А каких букв нет на нашей ёлке? ( Ь и Ы – их нет заглавных)

3. Формулирование темы и цели урока.

- С нами в путешествие отправятся домовёнок Витя и леший Вова.

- Проговорите имена «Витя» и «Вова». Найдите в них звуки, с которыми мы ещё не знакомы. Произнесите их. ([в], [в’])

- А теперь попытайтесь сами сформулировать тему урока, закончив предложение записанное на экране:

Буква … и звуки, которые она обозначает …

- Отталкиваясь от темы и опираясь на начало предложений записанных на экране, сформулируйте задачи урока:

Познакомиться со …

Учиться отличать …

Учиться читать …

4. Выделение звуков [в], [в’] и составление звуковых схем имён Вова и Витя. (Работа дублируется на доске.)

- Произнесите имя «Вова» и разделите его на слоги.

- С какого звука начинается 1 – ый слог? Назовите его. Дайте характеристику этому звуку. Какой он? Почему?

- Твёрдый или мягкий?

- Звонкий или глухой? Почему? Каким квадратиком мы его обозначим?

- Какой вы слышите второй звук? Какой он? Почему?

- Ударный или безударный?

- Как мы обозначим звук [о]?

- Произнесите третий звук. Какой он?

      - Произнесите последний звук. Какой он?

      - Произнесите слово «Витя» и разделите его на слоги. (Аналогичная работа)

      - Сравните в именах первые звуки. Что можете о них сказать?

     - Дайте полную характеристику новым звукам.

5. Ознакомление с буквами «В в»

.- У всех звуков есть одежда. Давайте оденем звук [в] в одежду.

- Твёрдый согласный звук [в] и мягкий согласный звук [в’] обозначается на письме одной буквой. Её называют буква «ВЭ». (Учитель показывает букву заглавную и строчную.)

- Для чего нужна заглавная буква?

- Вспомните и назовите ещё имена, которые начинаются со звуков [в], [в’]. (Ваня, Валя, Валера, Вася, Вера)

- Посмотрите на алфавит и скажите на каком месте стоит буква «ВЭ»? (Стоит на третьем месте алфавита)

- На что похожа буква В?

- Дети нашего класса приготовили стихи про букву В. (Дети выходят к доске и читают стихи.  На экране картинка о том, о чём говорится в стихотворении: трубка телефона, снеговик с метёлкой, единица и цифра 3.)

1.Словно букву В

Алёна

Держит

Трубку телефона.

2.Вот ведь горе у старушки:

На очках сломались дужки!

3.Снеговик,

А с ним метёлка

Буквой В

Стоят под ёлкой.

4.К единице три приставим …

Что за букву мы составим?

6. Физминутка.

- Вы, наверное, устали?

- Ну, тогда все дружно встали:

- Ножками потопали,

- Ручками похлопали.

- Покрутились, повертелись

И за парты  все уселись.

Глазки крепко закрываем,

 Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

- Давайте, чтобы наши пальчики запомнили как выглядит буква В выложим её из карандашей.

- Возьмите карандаши и выложите букву В.  (Дети выкладывают букву из карандашей на парте)

- Раньше эта буква носила название Веди. Что значит ведать, знать и владеть.

7. Работа по учебнику.

- Откройте учебники на странице 6 и 7. Нам нужно познакомиться с тем, что есть в учебнике.

- Назовите картинки, которые там изображены. (Вазы, вязы, вёдра, выдра). Вязы – у этого дерева очень вязкая древесина, его трудно колоть, щепать. За это свойство дерево и получило своё название.

- Назовите предметы,  которые начинаются со звука  [в] (вазы, выдра), а теперь со звуком [в’] (вязы, вёдра.)

- Что вы видите в центре учебника?  (В центре буква В)

-Что вы видите внизу страницы? (слоги - слияния)

(На экране слоги – слияния – дети сначала хором читают их, а потом по - одному.)

- Почему так подобраны столбики? (в первом столбике – слоги,  записанные в обратном порядке, на первом месте гласная, во втором столбике – все слоги – слияния – твёрдые, в третьем столбике – все слоги – слияния – мягкие.)

8. Физминутка ( зрительная разминка).

- Смотрите, на нашу ёлочку принесли свои игрушки звери: белка, заяц, медведь и лисичка.

            - зелёный               - жёлтый             -оранжевый                - белый

и приглашают вас немного отдохнуть.

а) Движение глаз по цветовым игрушкам:

зелёный - желтый – белый - оранжевый.

б) Красный – все сидят.

    Желтый – встают.

    Зелёный – бегут на месте.  

9. Чтение слогов и слов с буквой  В.

- Откройте страницу 6 и 8. (Чтение учителем, а потом дети повторяют за учителем.)

  А) Работа над сравнением пар слов по звучанию и значению.

- Чем отличаются слова в розовом цвете? 

  В)  Словарная работа над словом лесть. (Работа в словаре Ожегова.) (Лесть – это лицемерие, угодливое восхваление, похвала. Лицемерие – поведение, прикрывающее неискренность.)

- В центре учебника есть иллюстрация. Что можно сказать про эту иллюстрацию?

- Чем отличаются слова в синем цвете?

- Что за условное обозначение в  нижнем  левом углу? (Часы)

- Что оно означает? ( нужно прочесть в ускоренном темпе)

- Дома вы ещё раз прочтёте слова, которые мы читали на уроке.

10. Итог урока.

- Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Давайте подведём итог нашего урока.

 ( На экране слова: - Я познакомился …

                                 - Я узнал что …

                                 - Я смогу ….

                                 - Я научился …

- Ребята свои ответы начинайте со слов на экране.

- На партах у вас три снежинки. Если вам понравилось, как вы работали на уроке и у вас было отличное настроение, то прикрепите к ёлочке белую снежинку, если не очень – жёлтую, плохо – зелёную.

                                                         

Урок по обучению грамоте в 1 классе

по теме: «Звук [в] и [в’]. Буква В.»

Разработала

 учитель начальных классов

Токарева Татьяна Ильинична


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обучению грамоте "Современный урок в школе"

Данный урок проводится по программе "Гармония " в 1 классе...

Конспект урока по обучению грамоте Тема урока: Буквы С с. Закрепление.

Конспект урока по обучению грамотеТема урока: Буквы С с. Закрепление....

Конспект урока по обучению грамоте (развитию речи). Тема урока: « Знакомство со звуком [ч’] и буквой Ч, ч».

Тема урока:  «Знакомство со  звуком [ч’]  и буквой Ч, ч».Тип урока: Изучение нового материала.Цель: Создать условия для знакомства детей с согласным звуком [ч\'] и буквой «Чч», для форми...

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе . Тема урока: Гласная буква Ёё.

Я педлагаю учителям начальных классов разработанный мною конспект урока по обучению грамоте в 1 классе. Тема урока: Гласная буква Ёё....

Конспект урока по обучению грамоте на тему :"Звуки [й, э] и [‘э]. Буква Ее. Русская народная сказка."1 класс(конспект+презентация)

Конспект урока по обучению грамоте на тему :"Звуки [й, э] и [‘э]. Буква Ее. Русская народная сказка."1 класс...

Конспект урока по обучению грамоте 1 класс Тема урока: «Семейное чтение. Из старинных книг для чтения» УМК "Перспектива"

Конспект урока по обучению грамоте 1 класс Тема урока: «Семейное чтение. Из старинных книг для чтения» УМК "Перспектива"...