УМК "Школа России".Формирование контрольно-оценочной самостоятельности при подготовке к ВПР.
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Копытова Ирина Ивановна

При подготовке к ВПР в 4 классе  большую роль играет формирование контрольно-оценочной самостоятельности  у обучающихся. Умение планировать,  выполнять работу за определённый промежуток времени, конролировать и оценивать свою работу - является важным регулятивным УУД.  Данные конспекты уроков дают возможность увидеть, как используя одни и те же технологии и приёмы, можно формировать  КОС младших школьников в урочное время.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ «Нижнемуллинская средняя школа»

Учитель начальных классов

Копытова Ирина Ивановна

Окружающий мир 4 класс

УМК «Школа России»

Тема: Водные богатства нашего края

Цель: Сформировать представления  учащихся о водоёмах Пермского края их значении   в жизни людей.

Планируемые результаты:

Предметные: умение читать карту, находить природные объекты.

Метапредметные:

 регулятивные – формулирование учебной задачи урока, понимание её, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

познавательные -  извлекать информацию, описывать, сравнивать, классифицировать природные объекты с помощью учебника, книги, карты.

коммуникативные – уметь выражать свои мысли в устной и письменной форме, осмысление правил взаимодействия в  группе - паре (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях).

личностные - формирование системы  ценностей (экологически грамотное поведение в природной среде).

Оборудование: Учебник «Окружающий мир» 4 класс   ч. 1,   А.А.Плешаков, УМК «Школа России» - 2015 г.;  Рабочая тетрадь «Окружающий мир»  А.А.Плешаков 4 класс;   Карта полушарий;   карта Пермского края;  сборник интегрированных заданий «Наш Пермский край» Боровская Л.А.

 «Лист индивидуального учёта» по количеству обучающихся.

Ход  урока

Этап

Действия учителя

Действия обучающихся

                Приёмы КОС

1.Актуалиация

- О чём шла речь на прошлом уроке?

Проверим, что усвоили. Поиграем в «Змейку».

1)Формы земной поверхности – это равнины и горы.

2)Возвышенность, высота которой более 1000 м – холм.

3)Терриконы – это горы, созданные природой.

4)Старый заброшенный карьер – это рана на поверхности Земли.

5)Строители, закончив строить дом, весь мусор закопали в землю, привезли грунт и разбили небольшой сквер. Они поступили правильно?

6)Овраги и балки украшают поверхность родного края.

 

-Ответы детей.

-Рисуют  «змейку»:

+          +   +                  

    -   -                -  

Обучающиеся  оценивают свою работу на «Листах индивидуального  учёта»

«Змейка».  Дети рисуют змейку. Если согласны с утверждением, то изгиб  тела «змейки» идет ввверх, если нет, то вниз. После  проверки учащиеся дорисовывают «змейке» голову – смайлик:

 Весёлый – всё верно;

Серьёзный -  1,2 ошибки;

Грустный – больше 2 ошибок.

 

2.Самоопределение к деятельности.

 На доске «Карта полушарий»?  Материки отмечены буквами Южная Америка – А,

Северная Америка – Б,  Евразия – В,

Африка – Г,  Австралия – Д,  Антарктида – Е.

Используя карту, запиши буквой название материка, на  котором:                                                                                         1) расположено самое глубокое озеро в мире.

2)  солёное озеро – море.

3) есть и чёрное и белое море.

4)расположена страна, на территории которой более 2 млн. рек.

-Я утверждаю, что ответом на все вопросы будет буква «В».  Те, кто согласен поставьте себе 1 балл.

-О каких географических объектах шла речь?

-На территории какого государства эти объекты?

-Как назвать одним словом ?

-Тема урока звучит так «Водные богатства нашего края»

-Какие вопросы вы бы задали исходя из темы урока?  Посмотрите на карту Пермского края, сформулируйте и  запишите 2 вопроса по теме урока.

-Кто желает озвучить свой вопрос? (записывает несколько вопросов на доске).  Чтобы ответить на них, что нужно сделать?

-Выясним, какие водные объекты находятся на территории нашего  края,  и составим их список.

(По ходу урока Учитель раздаёт фишки – бонусы за ответы).

 Дети отвечают в  «Листе»

  1. В    2) В   3) В    4) В

 

 

-Озеро Байкал, Каспийское озеро, Белое и Черное море, реки.

-Российской Федерации.

-Водоёмы.

-Дети записывают в «Лист». Например, сколько рек в нашем крае?  Какая река самая большая?

-Ответы детей.

 «В яблочко»  выбери правильный ответ.

Самопроверка

3.Работа по теме урока

- Работа в группах (деление на группы предварительно по жеребьёвке).

1 группа: самые крупные реки Пермского края

2 группа: малые реки Пермского края.

3 группа: схема – конструктор  «Схема реки»

4 группа: значение водоёмов в жизни людей нашего края

- Исходя из рассказа 4 группы, мы поняли, что водоёмы играют огромную роль в жизни жителей Пермского края. Но всегда ли мы  по-хозяйски относимся к водным ресурсам? И что значит быть хозяином? Существуют ли экологические проблемы?

Обратимся к РТ стр. 70, задание 3.

-Какие экологические проблемы отражены на этих рисунках, запиши.

-Какие меры по охране природы  могут решить эти проблемы? Что можем сделать мы?

 - Составим памятку «Правила поведения у водоёма».

Подумайте, обсудите в паре и запишите одно правило.

- Обсудим ваши правила, самые лучшие возьмём  и составим общую памятку.  

- В результате работы  в группах получается список водных объектов Пермского края, который они записывают в РТ на стр. 68.

-Представляют отчёт группы в устной форме.

 --Свободные высказывания.

-Примерные ответы:

1.Сточные воды и различный мусор попадают в водоём и загрязняют его.

2.Люди, приезжающие отдыхать на водоёмы, оставляют мусор, тем самым загрязняют его.

3.Люди применяют удобрения или ядохимикаты для повышения урожайности.

4.Водители моют автомобили в реке…

-Творческая работа в паре.

Оценка работы в группе:

1 б - Активно участвует в обсуждении;

1 б - Ищет подтверждения в тексте;

2 б - Взял роль руководителя (распределил обязанности);

1 б - Взял роль оформителя;

1 б - Участвовал в отчёте группы;

«В яблочко» - соотнеси свои ответы с ответами учителя.

 

4. Рефлексия

-На все ли поставленные вопросы нам удалось ответить?

-Что на уроке у вас хорошо получилось?

-Пришло время подвести итог, оценить свою работу на уроке.  Сыграем в «Морской бой». Я называю координаты, а вы зачёркиваете нужный квадрат, посмотрим, что получится.

1 а – зачеркнут те, кому «змейка» улыбнулась;

5 а – закрашивают те, кто попал «в яблочко»;

2 б – зачеркнут те, кто задал вопрос и в течение урока получил на него ответ;

4 б –  зачеркивают те, кто за работу в группе получил не меньше 3 баллов;

3 в – разрешаю зачеркнуть тем,  кто определил все  4 экологические проблемы.  

-Итак, что у вас получилось?  Получилась «галочка» или буква «V» - виктория, победа или  римская цифра «5». Значит, всё у вас получилось и   за урок – «5». Те, у кого зачёркнуто четыре клеточки – «4», и т.д.

- Заполняют.

         Лист  индивидуального учёта

  1.  «Змейка» ____
  2. «В яблочко»_______
  3.  Мой вопрос: ____________________
  4. Работа в группе: _________баллов
  5. «В яблочко»: _________
  6. «Морской бой»

1

2

3

4

5

а

б

в

«Морской бой» - учитель называет координаты, учащиеся закрашивают соответствующий квадрат поля. Если задание выполнено верно, то в поле получится какая-либо фигура, придуманная учителем. Это может быть «5», «!», «+» и т.д.

Д\з

 Прочитать текст на стр. 145 – 148.

РТ стр. 70 № 4.

*Составить кроссворд «Реки Пермского края».

 

 

Список литературы

  1.   Плешаков А.А.,  Окружающий мир  4 класс,  ч. 1 УМК «Школа России», М.: Просвещение, 2015
  2.   Плешаков А.А.. Рабочая тетрадь  по окружающему миру  4 класс, М.: Просвещение , 2015
  3.   Максимова Т.Н. Поурочные разработки по окружающему миру  4 класс, М.: ВАКО, 2016
  4. Демидова М.Ю. Готовимся к Всероссийской проверочной работе, Окружающий мир, рабочая тетрадь  4 класс, М.: Просвещение, 2016
  5. Боровская Л.А. Наш Пермский край: учебное пособие,  Пермь ПГПУ, 2011.


Предварительный просмотр:

МАОУ «Нижнемуллинская средняя школа»

Учитель начальных классов

Копытова Ирина Ивановна

Литературное чтение 4 класс

УМК «Школа России»

Тема: С.Т.Аксаков «Аленький цветочек» (2 урок).

Цель: Продолжать знакомить с признаками литературной сказки;   формировать умение давать характеристику героев.

Планируемые результаты:

Предметные: умение читать вслух, воспринимать на слух художественное произведение.

Метапредметные:

 регулятивные – формулирование учебной задачи урока, понимание её, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

познавательные -  анализ художественного текста,  поиск необходимой информации в книге.

коммуникативные - ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в  группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях).

личностные - формирование системы нравственных ценностей (красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность жизни).

Оборудование: Учебник «Литературное чтение ч. 1»  М.В.Бойкина, УМК «Школа России» - 2015 г. ;

 «Лист индивидуального учёта» по количеству обучающихся;

 таблички «Признаками  литературной сказки»;

Бусинки разного цвета (чёрные и белые).

Ход  урока

Этап

Действия учителя

Действия обучающихся

                Приёмы КОС

1.Актуалиация

-Продолжаем  работать над сказкой «Аленький цветочек».

-Проверим домашнее задание.

Выставка рисунков к сказке.

-Найдите эпизод, изображённый на рисунке Кати. Какой фразой из текста вы бы подписали рисунок Тани?..

(Учитель раздаёт фишки – бонусы за работу с текстом).

-«Художники», оцените свою работу. Удалось ли ребятам найти подпись к вашему рисунку?

-Поиск  соответствующих отрывков в тексте.

Обучающиеся  оценивают свою работу на «Листах индивидуального  учёта»

Самооценка (выполнение дз) 1 балл. 

2.Целеполагание

Сказка, которую мы прочитали,  называется «Аленький цветочек», но имеет и другое название «Сказка ключницы Пелагеи».  Как вы думаете эта сказка  литературная или народная?  Можем ли мы сразу ответить на этот вопрос?

Сформулируйте цель урока.

-Послушаем историю возникновения этой сказки.

-Вспомним  героев сказки. Поиграем в игру  «змейка».

  1. Купец  отправился по торговым делам.
  2. Любава (средняя дочь) попросила привезти аленький цветочек.
  3. Отец сорвал цветочек в таинственном лесу.
  4. Чудище приказал отдать вместо купца одну из дочерей.
  5. Настенька (младшая дочь) задумала недоброе дело.
  6. Гордея (старшая сестра) надела волшебный перстень.
  7. Чудище отправился навестить родных.
  8. Настенька привыкла к чудищу.
  9. Купец превратился в принца.

-Сравните ответы, нарисуйте «змейке» голову –смайлик.

(Учитель раздаёт фишки – бонусы за ответы).

- Ответы детей.

(Понять сказка «Аленький цветочек» литературная или народная).

-Рассказ ученика о том, как была написана сказка «Аленький цветочек»  (см. Приложение)

-Рисуют  «змейку»:

+       +   +                 +

    -              -    -    -         -  

.

«Змейка».  дети рисуют змейку. Если согласны с утверждением, то изгиб  тела «змейки» идет ввверх, если нет, то вниз. После  проверки учащиеся дорисовывают «змейке» голову – смайлик: Весёлый – всё верно;

Серьёзный -  1,2 ошибки;

Грустный – больше 2 ошибок.

3.Работа по теме урока

-Есть ли какие-то признаки, по которым можно отличить народную сказку от литературной?  

-Поработаем по группам. Группа мальчиков выберет признаки народной волшебной сказки, а группа девочек – литературной волшебной сказки.

-Какие признаки вы отыскали? Поместим их на доску, избегайте повторов.

1.Автор (С.Т.Аксаков)

2.Два мира: волшебный и реальный

3.Волшебные числа, повторы, волшебный предмет.

4. Герой встречает препятствия.

5. Характер героев влияет на события.

6.Действия  происходят в неопределённом прошлом.

-Я не зря сказала, избегайте повторов, значит, есть что-то общее? Выбери то, что может быть  общим для обеих сказок. Подчеркни нужный ряд чисел.

-Ответыдетей.

-Дети делятся на две группы, ищут таблички (развешаны по классу, некоторые дублируются), на которых написаны соответствующие признаки сказок.

-Обе группы вывешивают на доску таблички.

-  Выбирают и подчёркивают только один ряд чисел:

2, 3, 4, 6.  

             1, 2,  4, 6.

              2, 4, 5, 6.

«В яблочко».  Выбери правильный вариант ответа.

4.Работа по теме урока

-Какие признаки не вошли в группу «общие»? Как вы думаете, это признаки какой сказки?

-Давайте посмотрим, так ли это.

-Работаем по группам (деление групп предварительно, по жеребьёвке). Каждая группа получает задание: дать характеристику герою, подтверждая словами из текста.

1. группа:

Гордея (старшая дочь)

Подарок

Поступки героини

Отношение автора

Оценка участникам группы:

1.Акимова Карина

2. Иванова Таня…

2 группа: Любава (средняя дочь)

3 группа: Настенька (младшая дочь)

4 группа: Степан Тимофеевич (отец)

-Как по-вашему, Чудище положительный герой или отрицательный?  Попробуем это доказать, а поможет нам «Ожерелье истины».  Мальчики ищут в тексте аргументы за «отрицательный герой», а девочки – «положительный герой».

(Учитель раздаёт фишки – бонусы за работу с текстом).

-Выслушав ваши выступления можно сделать вывод. Какой?

-А.С.Пушкин сказал: «Сказка ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок!».  Какой урок даёт эта сказка?  Подумайте и выберите высказывание созвучное вашим мыслям:

«Любовь вынесет все испытания»,    «Жадность и зависть не доводят до добра»,  «Доброта и любовь способны победить колдовские чары»,  «Надо всегда держать своё слово».

- Признаки литературной сказки (наличие автора, он наделяет своих героев характерами, которые  влияют на ход событий в сказке)

-Работают в группах по 4 человека. Дают характеристику герою по его имени, поступкам, заказанному подарку. Пытаются определить отношение автора к этому герою, аргументируя свои высказывания словами из текста. Представляют устно наработанный материал.  

-Высказывания детей.

- Автор наделяет своих героев разными характерами. Поступки, которые совершают герои сказки,  влияют на происходящие события. Мы понимаем,  как автор относится к своим героям.  В народной сказке  не уделяется столько внимания поступкам героев, не раскрываются их характеры. Значит сказка «Аленький цветочек» - литературная.

-Делают выбор.

Оценка работы в группе:

1 б - Активно участвует в обсуждении;

1 б - Ищет подтверждения в тексте;

2 б - Взял роль руководителя (распределил обязанности);

1 б - Взял роль оформителя (заполнял таблицу);

1 б - Участвовал в отчёте группы;

«Ожерелье истины» - дети ищут аргументы «за» или «против», учитель нанизывает на нить бусины разного цвета (чёрные – белые),  каких аргументов больше, та команда и установила истину.

5. Рефлексия

-Пришло время подвести итог, оценить свою работу на уроке.  Сыграем в «Морской бой». Я называю координаты, а вы зачёркиваете нужный квадрат, посмотрим, что получится.

1 а – если вы стали участниками выставки рисунков или получили от учителя один бонус.

5 а – зачеркнут те, кому «змейка» улыбнулась;

2 б – закрашивают те, кто попал «в яблочко»;

4 б – зачеркивают те, кто за работу в группе получил не меньше 3 баллов;

3 в – разрешаю зачеркнуть тем, кто получил от учителя не меньше 3 бонусов.

-Итак, что у вас получилось?  Получилась «галочка» или римская цифра «5». Значит за урок – «5». Те, у кого зачёркнуто четыре клеточки – «4», и т.д.

- Заполняют.

         Лист  индивидуального учёта

  1.  Домашнее задание (самооценка): ____
  2. «Змейка»  
  3. «В яблочко»  1, 2, 4, 6;         2, 3, 4, 6 ;       2, 4, 5, 6.
  4. Работа в группе: _________баллов
  5. Бонус от учителя: _________
  6. «Морской бой»

1

2

3

4

5

а

б

в

«Морской бой» - учитель называет координаты, учащиеся закрашивают соответствующий квадрат поля. Если задание выполнено верно, то в поле получится какая-либо фигура, придуманная учителем. Это может быть «5», «!», «+» и т.д.

Д\з

*Приготовить к выразительному чтению понравившийся отрывок (по желанию)

РТ стр. 49.

Приложение 1

         Сказку про «аленький цветочек»   Аксаков услышал  ещё в детстве во время своей болезни.  Писатель так рассказывает об этом в повести «Детские годы   Багрова – внука»:

       «Скорому выздоровлению моему мешала бессонница…  по совету тётушки позвали один раз ключницу Пелагею, которая была великая мастерица сказывать сказки и которую даже покойный дедушка любил слушать…  пришла Пелагея, не молодая, но ещё белая, румяная…села у печки и начала рассказывать сказку.

        Нужно ли говорить, что я не заснул до окончания сказки, что, напротив, я не спал долее обыкновенного? На другой же день  выслушал я в другой раз повесть об аленьком цветочке. С тех пор, до самого моего выздоровления, Пелагея ежедневно рассказывала мне какую-нибудь из своих многочисленных сказок».

        В последние годы жизни, работая над книгой «Детские годы Багрова-внука», Сергей Тимофеевич вспомнил ключницу Пелагею, её замечательную сказку  про «аленький цветочек» и записал её по памяти. Впервые она была напечатана в 1858 году и с тех пор стала у детей любимой сказкой.

Список литературы

  1.   Бойкина М.В.,  Литературное чтение  ч. 1 УМК «Школа России», М.: Просвещение, 2015
  2.   Бойкина М.В. Рабочая тетрадь  по литературному чтению 4 класс, М.: Просвещение , 2015
  3.   Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению 4 класс, М.: ВАКО, 2016
  4. Шаповалова О.А. Читательский дневник: Иду в 3 класс, Саратов: Лицей, 2013

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование контрольно-оценочной самостоятельности в процессе реализации ФГОС

Ключевой компетенцией, определяющей новое качество образования, считается контрольно-оценочная самостоятельность учащихся. Базовым умением в осуществлении оценочной функции ребенка должна стать ...

Формирование контрольно-оценочной самостоятельности школьника на разных уровнях школьного образования.

        Современный учитель должен владеть различными методами и приемами, которые будут способствовать формированию орфографической зоркости, постоянно искать новые более э...

Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников в период безотметочного обучения

В период безотметочного обучения, формируется и развивается контрольно-оценочная самостоятельность младших школьников. Дети должны сами прийти к пониманию смысла тех оснований, по которому учитель выс...

презентация "Формирование контрольно -оценочной самостоятельности младших школьников"

В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса....

Доклад с презентацией по теме "Проблема формирования контрольно-оценочной самостоятельности учащихся"

В докладе содержатся ключевые образовательные задачи основных этапов школьного обучения, этапы и фазы становления контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников. Описываются педагогические ...

Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников

Формирование  контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников как основы учебной самостоятельности школьников...

Формирование контрольно-оценочной самостоятельности школьников как составная часть оценки качества образования

Проблема оценивания и его объективности остро стоит и перед учителями в практике преподавания, и перед учениками для оценивания успешности своего обучения. Для учителя важно, как с помощью оценки не п...