УМК "Школа России".Формирование контрольно-оценочной самостоятельности при подготовке к ВПР.
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
При подготовке к ВПР в 4 классе большую роль играет формирование контрольно-оценочной самостоятельности у обучающихся. Умение планировать, выполнять работу за определённый промежуток времени, конролировать и оценивать свою работу - является важным регулятивным УУД. Данные конспекты уроков дают возможность увидеть, как используя одни и те же технологии и приёмы, можно формировать КОС младших школьников в урочное время.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МАОУ «Нижнемуллинская средняя школа»
Учитель начальных классов
Копытова Ирина Ивановна
Окружающий мир 4 класс
УМК «Школа России»
Тема: Водные богатства нашего края
Цель: Сформировать представления учащихся о водоёмах Пермского края их значении в жизни людей.
Планируемые результаты:
Предметные: умение читать карту, находить природные объекты.
Метапредметные:
регулятивные – формулирование учебной задачи урока, понимание её, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.
познавательные - извлекать информацию, описывать, сравнивать, классифицировать природные объекты с помощью учебника, книги, карты.
коммуникативные – уметь выражать свои мысли в устной и письменной форме, осмысление правил взаимодействия в группе - паре (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях).
личностные - формирование системы ценностей (экологически грамотное поведение в природной среде).
Оборудование: Учебник «Окружающий мир» 4 класс ч. 1, А.А.Плешаков, УМК «Школа России» - 2015 г.; Рабочая тетрадь «Окружающий мир» А.А.Плешаков 4 класс; Карта полушарий; карта Пермского края; сборник интегрированных заданий «Наш Пермский край» Боровская Л.А.
«Лист индивидуального учёта» по количеству обучающихся.
Ход урока
Список литературы
- Плешаков А.А., Окружающий мир 4 класс, ч. 1 УМК «Школа России», М.: Просвещение, 2015
- Плешаков А.А.. Рабочая тетрадь по окружающему миру 4 класс, М.: Просвещение , 2015
- Максимова Т.Н. Поурочные разработки по окружающему миру 4 класс, М.: ВАКО, 2016
- Демидова М.Ю. Готовимся к Всероссийской проверочной работе, Окружающий мир, рабочая тетрадь 4 класс, М.: Просвещение, 2016
- Боровская Л.А. Наш Пермский край: учебное пособие, Пермь ПГПУ, 2011.
Предварительный просмотр:
МАОУ «Нижнемуллинская средняя школа»
Учитель начальных классов
Копытова Ирина Ивановна
Литературное чтение 4 класс
УМК «Школа России»
Тема: С.Т.Аксаков «Аленький цветочек» (2 урок).
Цель: Продолжать знакомить с признаками литературной сказки; формировать умение давать характеристику героев.
Планируемые результаты:
Предметные: умение читать вслух, воспринимать на слух художественное произведение.
Метапредметные:
регулятивные – формулирование учебной задачи урока, понимание её, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.
познавательные - анализ художественного текста, поиск необходимой информации в книге.
коммуникативные - ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях).
личностные - формирование системы нравственных ценностей (красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность жизни).
Оборудование: Учебник «Литературное чтение ч. 1» М.В.Бойкина, УМК «Школа России» - 2015 г. ;
«Лист индивидуального учёта» по количеству обучающихся;
таблички «Признаками литературной сказки»;
Бусинки разного цвета (чёрные и белые).
Ход урока
Этап | Действия учителя | Действия обучающихся | Приёмы КОС | ||||||||||||||||||||||||
1.Актуалиация | -Продолжаем работать над сказкой «Аленький цветочек». -Проверим домашнее задание. Выставка рисунков к сказке. -Найдите эпизод, изображённый на рисунке Кати. Какой фразой из текста вы бы подписали рисунок Тани?.. (Учитель раздаёт фишки – бонусы за работу с текстом). -«Художники», оцените свою работу. Удалось ли ребятам найти подпись к вашему рисунку? | -Поиск соответствующих отрывков в тексте. | Обучающиеся оценивают свою работу на «Листах индивидуального учёта» Самооценка (выполнение дз) 1 балл. | ||||||||||||||||||||||||
2.Целеполагание | Сказка, которую мы прочитали, называется «Аленький цветочек», но имеет и другое название «Сказка ключницы Пелагеи». Как вы думаете эта сказка литературная или народная? Можем ли мы сразу ответить на этот вопрос? Сформулируйте цель урока. -Послушаем историю возникновения этой сказки. -Вспомним героев сказки. Поиграем в игру «змейка».
-Сравните ответы, нарисуйте «змейке» голову –смайлик. (Учитель раздаёт фишки – бонусы за ответы). | - Ответы детей. (Понять сказка «Аленький цветочек» литературная или народная). -Рассказ ученика о том, как была написана сказка «Аленький цветочек» (см. Приложение) -Рисуют «змейку»: + + + + - - - - - . | «Змейка». дети рисуют змейку. Если согласны с утверждением, то изгиб тела «змейки» идет ввверх, если нет, то вниз. После проверки учащиеся дорисовывают «змейке» голову – смайлик: Весёлый – всё верно; Серьёзный - 1,2 ошибки; Грустный – больше 2 ошибок. | ||||||||||||||||||||||||
3.Работа по теме урока | -Есть ли какие-то признаки, по которым можно отличить народную сказку от литературной? -Поработаем по группам. Группа мальчиков выберет признаки народной волшебной сказки, а группа девочек – литературной волшебной сказки. -Какие признаки вы отыскали? Поместим их на доску, избегайте повторов. 1.Автор (С.Т.Аксаков) 2.Два мира: волшебный и реальный 3.Волшебные числа, повторы, волшебный предмет. 4. Герой встречает препятствия. 5. Характер героев влияет на события. 6.Действия происходят в неопределённом прошлом. -Я не зря сказала, избегайте повторов, значит, есть что-то общее? Выбери то, что может быть общим для обеих сказок. Подчеркни нужный ряд чисел. | -Ответыдетей. -Дети делятся на две группы, ищут таблички (развешаны по классу, некоторые дублируются), на которых написаны соответствующие признаки сказок. -Обе группы вывешивают на доску таблички. - Выбирают и подчёркивают только один ряд чисел: 2, 3, 4, 6. 1, 2, 4, 6. 2, 4, 5, 6. | «В яблочко». Выбери правильный вариант ответа. | ||||||||||||||||||||||||
4.Работа по теме урока | -Какие признаки не вошли в группу «общие»? Как вы думаете, это признаки какой сказки? -Давайте посмотрим, так ли это. -Работаем по группам (деление групп предварительно, по жеребьёвке). Каждая группа получает задание: дать характеристику герою, подтверждая словами из текста. 1. группа:
2 группа: Любава (средняя дочь) 3 группа: Настенька (младшая дочь) 4 группа: Степан Тимофеевич (отец) -Как по-вашему, Чудище положительный герой или отрицательный? Попробуем это доказать, а поможет нам «Ожерелье истины». Мальчики ищут в тексте аргументы за «отрицательный герой», а девочки – «положительный герой». (Учитель раздаёт фишки – бонусы за работу с текстом). -Выслушав ваши выступления можно сделать вывод. Какой? -А.С.Пушкин сказал: «Сказка ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок!». Какой урок даёт эта сказка? Подумайте и выберите высказывание созвучное вашим мыслям: «Любовь вынесет все испытания», «Жадность и зависть не доводят до добра», «Доброта и любовь способны победить колдовские чары», «Надо всегда держать своё слово». | - Признаки литературной сказки (наличие автора, он наделяет своих героев характерами, которые влияют на ход событий в сказке) -Работают в группах по 4 человека. Дают характеристику герою по его имени, поступкам, заказанному подарку. Пытаются определить отношение автора к этому герою, аргументируя свои высказывания словами из текста. Представляют устно наработанный материал. -Высказывания детей. - Автор наделяет своих героев разными характерами. Поступки, которые совершают герои сказки, влияют на происходящие события. Мы понимаем, как автор относится к своим героям. В народной сказке не уделяется столько внимания поступкам героев, не раскрываются их характеры. Значит сказка «Аленький цветочек» - литературная. -Делают выбор. | Оценка работы в группе: 1 б - Активно участвует в обсуждении; 1 б - Ищет подтверждения в тексте; 2 б - Взял роль руководителя (распределил обязанности); 1 б - Взял роль оформителя (заполнял таблицу); 1 б - Участвовал в отчёте группы; «Ожерелье истины» - дети ищут аргументы «за» или «против», учитель нанизывает на нить бусины разного цвета (чёрные – белые), каких аргументов больше, та команда и установила истину. | ||||||||||||||||||||||||
5. Рефлексия | -Пришло время подвести итог, оценить свою работу на уроке. Сыграем в «Морской бой». Я называю координаты, а вы зачёркиваете нужный квадрат, посмотрим, что получится. 1 а – если вы стали участниками выставки рисунков или получили от учителя один бонус. 5 а – зачеркнут те, кому «змейка» улыбнулась; 2 б – закрашивают те, кто попал «в яблочко»; 4 б – зачеркивают те, кто за работу в группе получил не меньше 3 баллов; 3 в – разрешаю зачеркнуть тем, кто получил от учителя не меньше 3 бонусов. -Итак, что у вас получилось? Получилась «галочка» или римская цифра «5». Значит за урок – «5». Те, у кого зачёркнуто четыре клеточки – «4», и т.д. | - Заполняют. Лист индивидуального учёта
| «Морской бой» - учитель называет координаты, учащиеся закрашивают соответствующий квадрат поля. Если задание выполнено верно, то в поле получится какая-либо фигура, придуманная учителем. Это может быть «5», «!», «+» и т.д. | ||||||||||||||||||||||||
Д\з | *Приготовить к выразительному чтению понравившийся отрывок (по желанию) РТ стр. 49. |
Приложение 1
Сказку про «аленький цветочек» Аксаков услышал ещё в детстве во время своей болезни. Писатель так рассказывает об этом в повести «Детские годы Багрова – внука»:
«Скорому выздоровлению моему мешала бессонница… по совету тётушки позвали один раз ключницу Пелагею, которая была великая мастерица сказывать сказки и которую даже покойный дедушка любил слушать… пришла Пелагея, не молодая, но ещё белая, румяная…села у печки и начала рассказывать сказку.
Нужно ли говорить, что я не заснул до окончания сказки, что, напротив, я не спал долее обыкновенного? На другой же день выслушал я в другой раз повесть об аленьком цветочке. С тех пор, до самого моего выздоровления, Пелагея ежедневно рассказывала мне какую-нибудь из своих многочисленных сказок».
В последние годы жизни, работая над книгой «Детские годы Багрова-внука», Сергей Тимофеевич вспомнил ключницу Пелагею, её замечательную сказку про «аленький цветочек» и записал её по памяти. Впервые она была напечатана в 1858 году и с тех пор стала у детей любимой сказкой.
Список литературы
- Бойкина М.В., Литературное чтение ч. 1 УМК «Школа России», М.: Просвещение, 2015
- Бойкина М.В. Рабочая тетрадь по литературному чтению 4 класс, М.: Просвещение , 2015
- Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению 4 класс, М.: ВАКО, 2016
- Шаповалова О.А. Читательский дневник: Иду в 3 класс, Саратов: Лицей, 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование контрольно-оценочной самостоятельности в процессе реализации ФГОС
Ключевой компетенцией, определяющей новое качество образования, считается контрольно-оценочная самостоятельность учащихся. Базовым умением в осуществлении оценочной функции ребенка должна стать ...
Формирование контрольно-оценочной самостоятельности школьника на разных уровнях школьного образования.
Современный учитель должен владеть различными методами и приемами, которые будут способствовать формированию орфографической зоркости, постоянно искать новые более э...
Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников в период безотметочного обучения
В период безотметочного обучения, формируется и развивается контрольно-оценочная самостоятельность младших школьников. Дети должны сами прийти к пониманию смысла тех оснований, по которому учитель выс...
презентация "Формирование контрольно -оценочной самостоятельности младших школьников"
В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса....
Доклад с презентацией по теме "Проблема формирования контрольно-оценочной самостоятельности учащихся"
В докладе содержатся ключевые образовательные задачи основных этапов школьного обучения, этапы и фазы становления контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников. Описываются педагогические ...
Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников
Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников как основы учебной самостоятельности школьников...
Формирование контрольно-оценочной самостоятельности школьников как составная часть оценки качества образования
Проблема оценивания и его объективности остро стоит и перед учителями в практике преподавания, и перед учениками для оценивания успешности своего обучения. Для учителя важно, как с помощью оценки не п...