Формирование контрольно-оценочной самостоятельности школьников как составная часть оценки качества образования
опыты и эксперименты (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Проблема оценивания и его объективности остро стоит и перед учителями в практике преподавания, и перед учениками для оценивания успешности своего обучения. Для учителя важно, как с помощью оценки не погасить интерес к предмету, а наоборот, стимулировать ученика к продвижениям по отношении к самому себе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kriterialnoe_otsenivanie.docx | 177.84 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование контрольно-оценочной самостоятельности школьников как составная часть оценки качества образования».
Думаю, я не ошибусь, если скажу, что наиболее обсуждаемый сегодня в образовательном сообществе вопрос – это качество образования: как его понимать, как улучшать и как оценивать.
Проблема оценивания и его объективности остро стоит и перед учителями в практике преподавания, и перед учениками для оценивания успешности своего обучения. Для учителя важно, как с помощью оценки не погасить интерес к предмету, а наоборот, стимулировать ученика к продвижениям по отношении к самому себе. Оценка должна стать инструментом в руках учителя, который направляет, открывает новые возможности ученику на пути познания. Особенно это важно на современном этапе, когда мы через изменение образовательной парадигмы переходим от модели, где учитель находится в центре учебного процесса к модели, где ученики созидают, а учитель лишь направляет.
Учебное действие оценки – важнейшее учебное действие. Его формирование должно опережать формирование других учебных действий. Оценка – это сигнал о том, как осуществляются другие учебные действия. Действие оценки – это и есть то действие, благодаря которому ученик оценивает свои возможности действовать; определяет, достаточно ли у него знаний для решения новой задачи, каких именно знаний недостает.
Обратимся к истокам слова «оценка».
Слово происходит от латинского глагола ‘assidere’ – «сидеть с». При оценивании мы сидим с учеником. Мы делаем это с ним и для него. А не просто применяем к ученикам процедуру.
А что значит «оценивать»?
Если провести ботанические аналогии и представить, что дети – цветы, то…
Традиционная система оценивания растений – это просто их измерение. Может быть, интересно сравнивать и анализировать результаты измерений, но это никак не влияет на рост растений.
Новая система оценивания - эквивалент уходу и поливу, соответствующему потребностям растений, что непосредственно влияет на их рост.
Основными функциями оценки представлены на слайде: (не читать)
- мотивационная – поощряет образовательную деятельность ученика и стимулирует её продолжение;
- диагностическая – указывает на причины тех или иных образовательных результатов ученика, выявляет индивидуальную динамику учебных достижений обучающихся;
- воспитательная – формирует самосознание и адекватную самооценку учебной деятельности школьника;
- информационная – свидетельствует о степени успешности ученика в достижении предметных, метапредметных результатов в соответствии с ФГОС, овладении знаниями, умениями и способами деятельности, развитии способностей.
ФГОС трактует свои требования к оцениванию:
- Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику.
- Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.
- Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
- Система оценивания выстраивается таким образом, что учащиеся включаются в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
На протяжении многих лет нас так оценивали, и мы так оцениваем используя метод вычитания. Т.е. когда ребенок приносит выполненную работу, мы как бы авансом ему ставим пять, а потом начинаем оттуда вычитать за ошибки. Т.е. мы ребенка наказываем за ошибки путем вычитания из пятибалльной отметки. В новом стандарте образования оговаривается, что оценивание должно осуществляться методом сложения, т.е. к базовому уровню достижения приплюсовываются. И это принципиально новый подход и очень важная вещь.
Центральной идеей, определяющей отношение к системе оценивания, является формирование действий контроля и оценки у учащихся, которые не должны ограничиваться только проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по предмету. Система оценивания должна ставить более важную социальную задачу: развить у школьников умение контролировать, прежде всего, самого себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки, пути их устранения, определять границу своего “знания – незнания”.
Контроль должен быть мотивирующим и диагностирующим, а оценка – рефлексивной и прогностической. Со способности рефлексировать, т.е. различать: “это я уже знаю и умею”, “а это я ещё совсем не знаю, надо узнать”, “я уже немного знаю это, но надо ещё получше разобраться” - начинается учебная самостоятельность школьника, переход от чисто исполнительского поведения к самосовершенствованию человека, умеющего учиться и учащегося всю жизнь. Действия оценки и контроля можно назвать стартовыми действиями в формировании учебной деятельности.
Обязательным компонентом системы оценивания является вырабатывание критериев. Поэтому эту систему можно назвать критериальное оценивание.
Еще одним крайне желательным обстоятельством является участие школьников в процессе оценивания во всех четырех доступных для этого формах: самооценивания, взаимного оценивания, участия в разработке критериев оценки и рефлексивного разбора результатов выполненных учебных действий.
Формирование самооценивания и самоконтроля как основы для постановки будущих учебных задач начинается с 1-го класса. Необходимо вооружить детей такими умениями, как:
∙ выделять критерии оценки,
∙ фиксировать их определённым образом,
∙ проводить пооперационный контроль,
∙ проводить самостоятельно коррекцию выявленных недостатков,
∙ высказывать свою точку зрения при оценке ответов товарищей и т. д.
Формирование контрольно – оценочной самостоятельности ребенка ведется с первых дней обучения, ведь основой ее построения является безотметочная система оценивания. Главным требованием его организации на первых порах является опора на успех. Начинаю оценочную деятельность с оценивания готовности детей к уроку, соблюдения ими правил школьной жизни, проявления навыков культурного общения и поведения. Очень важно говорить с детьми именно об их успехах, так как они помогают эмоциональному благополучию детей и позволяют лучше понять требования школьной жизни.
Уже на второй – третьей неделе обучения сфера оценочной деятельности расширяется. В нее включаются успехи в учебном труде маленьких учеников. Оцениванию уже подлежат правильность, аккуратность, старательность при выполнении работы, соответствие результатов труда образцу-эталону. Расширяя оценочную деятельность, каждый раз ввожу четкие критерии оценивания: что значит аккуратно, правильно... И только после усвоения критериев правильности и критериев соответствия требований детьми, я ввожу фиксацию трудностей ребенка (а вот над этим заданием еще нужно поработать), т.е в перспективе показываю, что именно и как ребенку надо сделать, тем самым вселяя в ребенка веру в то, что у него все обязательно получится.
Каждый шаг выполняется с опорой на успех, что реализует здоровьесберегающую, психологическую, динамическую функции контрольно-оценочной деятельности.
В повседневной педагогической практике объектом контроля является конечный результат. К сожалению, на этот путь педагогов толкают нормативные документы, требующие “освоить, изучить, сформировать…” Но моя задача - отследить и зафиксировать продвижение каждого ребенка.
Для самооценки детьми своего внутреннего состояния и самочувствия по отношению к выполняемым на уроке заданиям, применяю такие приемы: «Смайлики», «Лесенка успеха», «Светофор», прием «Эмоциональная оценка» – это «хорошие слова» или комплименты. Комплимент формирует у школьника уверенность в себе. Это важное качество помогает ему успешно учиться.
При оценке письменной работы отмечаю не только ошибки и погрешности в выполнении работы, но и все удачные места, делаю поощрительные записи.
Также самооценку дети проводят в виде следующих знаков:
! – Молодец!
+ - Хорошо.
- - Надо еще поработать.;
различные карты самоотчета, например,
«В ходе проекта я…»
После самооценки и взаимооценки наступает очередь оценки учителя.
Собрав тетради, ставлю свои знаки в тетради. Совпадения детской и учительской оценок (вне зависимости оттого, низко или высоко оценил свою работу ребенок) означает: “Молодец! Ты умеешь себя оценивать”. В случае завышенной, а тем более заниженной самооценки учеником своей работы, еще раз раскрываю ребенку критерии оценивания и прошу в следующий раз быть к себе добрее или строже.
Раскрыть динамику личностного развития каждого ученика, отследить результативность его деятельности, как в количественном, так и качественном плане позволяет портфолио достижений. В эту папку собираются все контрольные и творческие работы: сочинения, изложения, рисунки, поделки, зачетные работы и т.д.
Необходимо приучение ребенка к мысли, что человек может и должен оценивать себя сам, эта оценка самая важная, так как она позволяет двигаться дальше самостоятельно, а не оглядываться на окружающих: а что они скажут, как оценят мои действия.
В достижении этой цели поможет использование схемы самооценки и самоанализа (рефлексивная деятельность). (Отразить на слайде)
Оцени свою работу на уроке, отметь одно утверждение:
- Работал(а) очень хорошо.
- Работал(а) хорошо, почти все получилось.
- Старался (старалась), но не все получилось.
- Не очень доволен (довольна) своей работой.
Рефлексию применяю на каждом уроке, она проходит в различной форме. Отразить на слайде.
Со 2 класса в диалогах “учитель – ученик” использую следующие методические приемы формирования оценочной деятельности: в начале урока сообщаю детям, какие важные дела предстоит выполнить; подвожу детей к тому, чтобы они сами сформулировали тему урока, увидели проблему.
Применяю следующие инструменты оценочной деятельности- это:
шкала самооценки:
«+» - знаю и умею применять.
«!» - знаю, но не всегда могу применить.
«?» - не уверен в своих знаниях.
«--» - пока не знаю и не умею.
«Волшебная линеечка» – на полях тетрадей ученики чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа (внизу – не справился, посередине – выполнил, но допустил ошибку, вверху – справился без ошибок). При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше.
Символы – фиксация оценки производится следующим образом:
«+» – ученик хорошо знает материал, умеет использовать знания в нестандартной ситуации.
« – » – ученик не знает материал и не справляется с заданием.
«Волшебная лесенка» – ученики на ступеньках лесенки отмечают, как усвоили материал.
На слайде:
-нижняя ступенька – не понял,
-вторая ступенька – требуется небольшая помощь или коррекция,
-верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.
Так выглядит оценочный лист предметных результатов:
Оценочный лист предметных результатов:
за ____ четверть по предмету ________________
обучающегося ______ класса __________(ФИ)_____.
Критерии | Образец задания | Самооценка | Оценка задания | Итоговая оценка (зачтено – не зачтено) |
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. | ||||
5. | ||||
Дополнительный критерий |
Критериальное оценивание включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность и через взаимооценку.
Вот примеры критериальных таблиц по самооцениванию учащихся и оценке их работы группой.
Оцени работу одноклассников в группе. Напиши имена, чем понравилась их работа.
Критерий оценки от 0 до 5 баллов | Собственная оценка | Оценка группы | Оценка контролера |
Я активно участвовал(а) в работе группы | |||
Я готов(а) брать на себя ответственность за работу команды. | |||
Я отстаиваю свою точку зрения в корректной форме. | |||
Я готов(а) принимать другие мнения по теме. | |||
Я умею работать в команде. |
Утверждение : да - ( + ) нет – ( - ) | Утверждение группы |
Наша группа работала дружно. | |
Мы помогали друг другу. | |
В нашей группе выслушивают мнение каждого. | |
Мы обсуждали и принимали решение вместе. | |
Работа группы заслуживает высокой оценки |
Оценочные шкалы (2-4 класс).
Успешность освоения учебных программ обучающихся 2 – 4 классов в соответствии с ФГОС НОО оценивается по пятибалльной шкале.
Перевод отметки в пятибалльную шкалу осуществляется по следующей схеме:
Качество освоения программы | Уровень достижений | Отметка в балльной шкале |
90-100% 66-89% 50-65% меньше 50% | высокий повышенный средний ниже среднего | «5» «4» «3» «2» |
Применение критериального оценивания дает учителям ясность относительно стратегических целей и тактических задач обучения, а детям помогает понять, как учиться, чему учиться, а главное, зачем учиться.
Критериальный подход к оцениванию работ учащихся помогает осуществлять, прежде всего, обратную связь, позволяющую всем участникам процесса (и учителям, и ученикам, и родителям) понимать уровень освоения изучаемого материала. Чем более содержательной будет обратная связь, тем конструктивнее может быть реакция на нее.
Критериальное оценивание позволяет:
Учителям:
Разработать критерии, способствующие получению качественных результатов обучения;
Иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности;
Улучшить качество преподавания;
Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей;
Использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания;
Вносить предложения по совершенствованию содержания учебной программы.
Учащимся:
Использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для выражения своего понимания;
Знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования результата, осознавать критерии успеха;
Участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников;
Использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить.
Родителям:
Получать доказательства уровня обученности ребенка;
Отслеживать прогресс в обучении ребенка;
Обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения.
Дети приходят в школу очень разные, но все они получили установку на то, что в школе их ждут новые знания, открытия. И у каждого ребёнка продвижение по этому пути индивидуальное. Успешность школьников должна определяться не наличием пресловутых «5» и «4», а личной динамикой развития и желанием учиться. Если бы мы, взрослые, не сравнивали своих детей между собой, а сравнивали бы вчерашние результаты с сегодняшними достижениями, то в мире было бы гораздо больше счастливых детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогические средства по формированию контрольно-оценочной деятельности младших школьников в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.
Описаны педагогические средства по формированию контрольно-оценочной деятельности младших школьников в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова....
Формирование контрольно-оценочной самостоятельности школьника на разных уровнях школьного образования.
Современный учитель должен владеть различными методами и приемами, которые будут способствовать формированию орфографической зоркости, постоянно искать новые более э...
Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников в период безотметочного обучения
В период безотметочного обучения, формируется и развивается контрольно-оценочная самостоятельность младших школьников. Дети должны сами прийти к пониманию смысла тех оснований, по которому учитель выс...
презентация "Формирование контрольно -оценочной самостоятельности младших школьников"
В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса....
Формирование читательской культуры у школьников как составная часть учебно-воспитательного процесса
Составные понятия читательской культуры Читательский интерес ‒ это направленный интерес, проявляемый в активном отношении читателя к человеческому опыту, заключенному в книгах, и к своей способности ...
Формирование контрольно - оценочной деятельности младших школьников
Этапы построения контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников в оценке своих знаний и умений с первых дней пребывания ребёнка в школе.Некоторые педагогические приемы, которые...
Банк автоматизированных тестовых заданий по географии, как составная часть внутришкольной системы оценки качества образования
Обучение в современное время не столько задает вектор развития, сколько создает для этого всё необходимые условия. Для оценки учащимся собственных возможностей необходим инструмент, не зависящий от су...