Календарный план по литературе .4 класс
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Календарно - тематическое планирование к программе:
Литературное чтение. Л.Ф. Климанова. 4 класс на 2015 - 2016 учебный год
Количество часов - 102ч, в неделю - 3ч.
№ п\п | Тема урока | Тип урока Кол. часов | Словарная работа | Элементы содержания урока | Планируемые результаты в соответствии с ФГОС | Дом задание | Дата | |||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||
1 четверть | ||||||||||||||
Летописи, былины, сказания, жития (8 часов) | ||||||||||||||
1 | Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» | ОНЗ 1 | Дань посол яство гривен присяга поволоки узорчье. | Произведения устного народного творчества. Различение жанров произведений | Знать жанр «летопись». Знать, что такое летопись; отвечать на вопросы учителя по тексту летописи; рассказывать об историческом событии на основе материала летописи. | Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание её, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. Познавательные: анализ научно-познавательного текста, выделение в нём основной мысли; определять на основе шмуцтитула учебные задачи раздела; Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; обсуждение в паре ответов на вопросы учебника, доказательство своей точки зрения. | Осознавать ценность летописи как источника исторических сведений о жизни своей родины; проявлять интерес к исторической литературе. | Стр.6-9, выразит читать, вопрос 6 | ||||||
2 | Летописи. «И вспомнил Олег коня своего». Сравнительный анализ летописи и стихотворения А.С. Пушкина | Урок - путешествие 1 | Княжа, волхв, кудесник запали, повелеть, конюх, укорить. | Выделение языковых средств выразительности. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Уметь ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. | Уметь проводить сравнительный анализ летописи и стихотворения. А.С. Пушкина; читать осознанно текст художественного произведения; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении | Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание её, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. Познавательные: определять учебные задачи урока, планировать их выполнение; анализ научно-познавательного текста, выделение в нём основной мысли. Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; обсуждение в паре ответов на вопросы учебника, доказательство своей точки зрения. | Проявлять интерес к чтению; осознавать ценность художественного произведения как части культуры. | Стр. 10-11, выразит читать, вопросы 4, 5 | ||||||
3 | Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки» | ОНЗ 1 | Дозор, застава, росстани, кремень, | Познакомить с былиной как историческим источником; научить сравнивать поэтический и прозаический тексты; научить составлять рассказ на основе иллюстрации. | Читать былину; находить информацию о событиях на основе поэтического и стихотворного текста; рассказывать о герое былинного текста. | Познавательные: анализ поэтического текста, выделение в нём основной мысли; сравнивать произведения различных жанров. Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание её, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; обсуждение в паре ответов на вопросы учебника, доказательство своей точки зрения. | Осознавать ценность летописи как источника исторических сведений о жизни своей родины; Проявлять интерес к исторической литературе. | Стр. 12-16, пересказать одну из частей былины | ||||||
4 | Былина «Три поездки Ильи Муромца» | Комбинированный 1 | Ходовиты щит, булатная броня. | Учить характеризовать героя былины; Учить составлять рассказ на основе иллюстрации. Учить определять учебную задачу урока, планировать её выполнение, осуществлять самоконтроль; Учить рассказывать о книге. | Рассказывать о герое былинного текста; сравнивать героев былинного и сказочного текстов, данные сравнения заносить в таблицу. | Познавательные: определять учебные задачи урока, планировать их выполнение. Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание её, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; обсуждение в паре ответов на вопросы учебника, доказательство своей точки зрения. | Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории. | Стр. 17-21, выразит читать, вопрос 8 | ||||||
5 | НРК Внеклассное чтение "Как нарт Саусырыко вернул людям огонь" | Комбинированный 1 | Знать жанр устного народного творчества "былина". Уметь определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, использовать приобретенные умения для самостоятельного чтения книг. | Рассказывать о сказочном герое текста; сравнивать героев былинного и сказочного текстов. | Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Познавательные: ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя. Коммуникативные: ставить вопросы к тексту учебника. Кратко передавать свои впечатления о прочитанном. | Проявлять интерес к чтению; осознавать ценность художественного произведения как части культуры. | Подготовиться к пересказу | |||||||
6 | «Житие Сергия Радонежского» - памятник древнерусской литературы | ОНЗ 1 | Житие, псалом, пророк, литургия, очи, чадо | Учить определять учебную задачу урока, планировать её выполнение, осуществлять самоконтроль; раскрыть образ Сергия Радонежского на основе скульптурной композиции, репродукций картин, житийной литературы. | Знать, что такое житийная литература, житие; знать особенности видов искусства – скульптуры, литературы, иконописи, живописи; читать «Житие Сергия Радонежского» | Познавательные: использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях. Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание её, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; обсуждение в паре ответов на вопросы учебника, доказательство своей точки зрения. | Осмысливать значимость произведений искусства – скульптуры, живописи, иконописи, житийной литературы – для русской культуры . Формировать собственные нравственные ценности на основе изучения жизни православных святых. | Стр. 22 - 25, выразит читать | ||||||
7 | «Житие Сергия Радонежского» - памятник древнерусской литературы | Комбинированный 1 | Часовня, панихида, летописецбылина. Тест. | Стр. 25-29, выразит читать | ||||||||||
8 | Обобщение по разделу «Летописи, былины, жития» | Урок систематизации новых знаний 1 | «Лента времени» | Осуществить контроль знаний по теме «Древнерусская литература»; Закрепить умение сравнивать учебные и художественные тексты; Продолжить обучение навыкам самооценки и самоконтроля. | Отвечать на вопросы индивидуально, в паре и в группе; Знать, что такое летопись, былина, житие; определять особенности каждого жанра; Характеризовать героя произведения в соответствии с составленным планом. | Познавательные: в соответствии с учебной задачей отражать результат своей работы в таблице; составлять план и на его основе готовить сообщение по предложенной теме. Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание её, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; обсуждение в паре ответов на вопросы учебника, доказательство своей точки зрения. | Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. | Стр. 30-31, переск отрывка | ||||||
ИКТ Проект « Создание календаря исторических событий». | Проект | Уметь находить информацию по теме в различных источниках, обрабатывать и пересказывать | Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Познавательные: ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя. Коммуникативные: ставить вопросы к тексту учебника. Кратко передавать свои впечатления о прочитанном. | Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории. | ||||||||||
Чудесный мир классики (15ч) | ||||||||||||||
9 | ИКТ Чудесный мир классики. П. Ершов «Конёк-Горбунок». | Комбинированный 1 | Сума, недалече, лубки, малахаи, присказка, зачин. | Различные виды чтения Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. | Знать понятие классическая литература; Знать имена писателей-классиков; Находить необходимый материал об авторе для создания текста; Слушать сказку в исполнении мастера художественного слова. | Познавательные: анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги. Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание её, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. Коммуникативные: осмысление правил взаимодействия в паре, группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях). | Проявлять интерес к чтению литературных и народных сказок, понимать, что в основе сказки лежит мечта народа о счастье, о лучшем будущем; формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность человеческой жизни). | Прочит. стр. 39 -49, выразит. читать | ||||||
. | ||||||||||||||
10 | НРК Внеклассное чтение "Батыр, сын медведя" | Комбинированный 1 | Различение жанров произведений, народная сказка (адыгейская). | Подготовиться к пересказу | ||||||||||
11 | ИКТ А. Пушкин. Стихи «Няне», «Туча», «Унылая пора!..» | Урок-исследование 1 | Чужбина, благовещенье, роптать. | Учить определять учебную задачу урока, планировать её выполнение, осуществлять самоконтроль; учить выразительно читать стихотворение и анализировать его. | Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); отвечать на вопросы по тексту | Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Работать в заданном темпе. Познавательные: строить рассуждения. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре. Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы. | Стр 66 -69 наизусть по выбору | ||||||
12 | А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» | ОНЗ 1 | Своенравна, ломлива, приданое, молва, изразец. | Учить определять учебную задачу урока, планировать её выполнение, осуществлять самоконтроль; познакомить со сказкой Пушкина. | Знать название и основное содержание изученного произведения. Уметь анализировать поведение героев | Познавательные: определять учебные задачи урока, планировать их выполнение; анализировать текст сказки, определять основные события, устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока; Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. | Проявлять интерес к поэзии, к жизни и творчеству А.С. Пушкина. Положительно воспринимать морально-этические нормы, лежащие в основе поступков героев сказок А.С. Пушкина. | Стр. 70 - 76, читать | ||||||
13 | А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» | Комбинированный 1 | Учить анализировать поэтический текст; знакомить с особенностями сказочного текста. | Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план; читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами. | Стр. 77 - 83, вопрос 7 | |||||||||
14 | ИКТ А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» | Комбинированный 1 | Учить анализировать поступки героев, учить сравнивать сказки народные и литературные, делить текст на части; учить различать положительных и отрицательных героев. | Уметь составлять монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев . | Стр. 84 - 91, выучить понравившийся отрывок наизусть | |||||||||
15 | М. Ю. Лермонтов. «Дары Терека» | ОНЗ 1 | Утёсистый, лукавый, журчит, приют | Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя | Знать название и основное содержание изученного произведения; творчество Лермонтова. | Познавательные: определять учебные задачи урока, планировать их выполнение; Осваивать элементы анализа художественного текста. Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. | Проявлять интерес к творчеству М.Ю. Лермонтова; с интересом читать сказки разных народов; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей. | Стр. 94-96, наизусть вопросы 1, 2 | ||||||
16-17 | М.Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб» . | ОНЗ 2 | Витязь Туркестана, зарок, посох, паша, высокий утёс, намаз. | Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Средства художественной выразительности, язык, сравнение в сказке М.Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб» | Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; делить текст на составные части, составлять его простой план. Сравнение мотивов русской и турецкой сказок. | Стр 97-103, читать переск Стр104 - 110, читать переск | ||||||||
18 | НРК Внеклассное чтение " Мудрая девушка" | Комбинированный 1 | Познакомить детей с адыгейскими сказками; формировать умение анализировать литературное произведение, аргументировать свой ответ, учить видеть скрытый смысл, заключённый в сказках. | Знать адыгейские сказки; называть особенности адыгейских сказок; анализировать образ-персонаж в художественном произведении. | Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Познавательные: ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя. Коммуникативные: ставить вопросы к тексту учебника. Кратко передавать свои впечатления о прочитанном. | Проявлять интерес к чтению; осознавать ценность художественного произведения как части культуры. | Подготовиться к пересказу | |||||||
19 | Л.Н. Толстого «Детство», «Как мужик убрал камень». | Комбинированный 1 | Лелеять, дремота, , грёзы, взор, восторг, отрадно, басня | Произведения классической литературы. Жанры литературных произведений. Учить определять жанровые особенности басни; формировать умение называть главную мысль произведения. Осознанное выразительное чтение текста. | Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему; читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами. Знать отличие рассказа от сказки. Уметь различать жанры художественной литературы; анализировать характеры героев | Познавательные: умение работать с текстом (осмысление структурных особенностей, характеристика героев произведения, понимание основной мысли), осуществлять поиск необходимой информации в книге. Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. | Проявлять интерес к творчеству Л.Н. Толстого; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей; понимать важность взаимоотношений в семье, уважать мать; отмечать лучшие стороны характера героя произведения (ум, благородство, находчивость). | Стр. 114-121, выразит. читать, | ||||||
20 | А.П. Чехова «Мальчики» | ОНЗ 1 | Визг, сюртук, передняя, угрюмый, бизон, пампасы. | Учить находить слова, которые позволяют определять настроение героев рассказа, чувства автора. | Читать и находить в тексте слова, позволяющие определять настроение героев, чувства автора; рассказывать о героях произведения, сравнивать их характеры и поступки | Познавательные: умение работать с текстом (осмысление структурных особенностей, характеристика героев произведения, понимание основной мысли), осуществлять поиск необходимой информации в книге. Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. Коммуникативные: осмысление правил взаимодействия в паре, группе. | Проявлять интерес к творчеству А.П. Чехова; осознавать ценность семьи, семейных взаимоотношений. | Стр. 122 -127, выразит. читать | ||||||
21 | А.П. Чехов «Мальчики» Составление плана | Комбинированный 1 | Москит, термит, чечевица, верста, флигель, порох. | Учить характеризовать мальчиков, сравнивать их характеры и поступки; учить читать текст по ролям. | Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план; читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами. | Стр. 128-133, пересказ по плану | ||||||||
22 | ИКТ Обобщение по разделу «Чудесный мир классики» Диагностика навыка чтения 1 | Урок обобщения и систематизации 1 | Произведение, рассказ. | Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения | Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов; основное содержание изученных литературных произведений. Уметь читать осознанно вслух тексты | Познавательные: определять учебную задачу урока по проверке знаний и умений; анализировать свою работу и определять возникшие затруднения. Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей Коммуникативные: осмысление правил взаимодействия в паре, группе. | Проявлять интерес к чтению; осознавать, какие книги вызывают наибольший интерес, объяснять почему. | Стр. 136, вопросы 6, 7 | ||||||
Поэтическая тетрадь (8 ч.) | ||||||||||||||
23 | ИКТ Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид…», «»Как неожиданно и ярко…» | Комбинированный 1 | Строфа Ритм стихотворения. | Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей. Связь литературы с музыкой и живописью. | Уметь читать стихи наизусть (по выбору); рисовать словесные картины. Знать произведения Ф. Тютчева, А. Фета Е. Баратынского, Н. Некрасова, И. Никитина, И Бунина. | Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Работать в заданном темпе. Познавательные: строить рассуждения. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре. Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы. | Стр. 138-140, наизусть по выбору вопросы 4, 5 | ||||||
24 | ИКТ А. Фет. Своеобразие ритма строк в стихотворениях «Бабочка», «Весенний дождь» | Комбинированный 1 | Очертаньебархат. | Образные языковые средства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Уметь читать стихи наизусть (по выбору); рисовать словесные картины. | Познавательные: анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги. Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание её, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. | Проявлять интерес к поэзии; получать эстетическое удовольствие от чтения стихов русских классиков. | Стр. 141-142, наизусть по выбору | ||||||
25 | Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шёпот…» | Комбинированный 1 | Древо, незримый, ветхий. | Связь произведений литературы с другими видами искусств. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Знать лирические произведения о весне. Уметь выделять образные языковые средства | Стр. 143-144, наизусть по выбору | ||||||||
26 | Картины сельского быта. А.Н. Плещеев «Дети и птичка» | Комбинированный 1 | Стужа. | Познакомить с жизнью и творчеством А.Н. Плещеева; учить анализировать поэтический текст; учить читать стихи выразительно. | Читать стихотворение выразительно, отражая настроение; находить средства художественной выразительности, помогающие увидеть картины, созданные автором; определять ритм стихотворения, порядок слов как средства передачи настроения. | Познавательные: умение работать с текстом (осмысление структурных особенностей, характеристика героев произведения, понимание основной мысли), осуществлять поиск необходимой информации в книге. Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. Коммуникативные: осмысление правил взаимодействия в паре, группе. | Проявлять интерес к поэзии; получать эстетическое удовольствие от чтения стихов русских классиков. | Стр. 145, выразит. читать | ||||||
2 четверть | ||||||||||||||
27 | ИКТ Тема любви к Родине. И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…» | Комбинированный 1 | Плотина, серп, ракита, верста, прихотливый. | Познакомить с жизнью и творчеством И.С. Никитина; учить анализировать поэтический текст; учить читать стихи выразительно. | Знать произведения о Родине. Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; отвечать на вопросы | Стр. 146, наизусть вопросы 1, 2 | ||||||||
28 | Тема детства в стихах Н.А. Некрасова «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…» | Комбинированный 1 | Поприще | Познакомить с жизнью и творчеством Н.А. Некрасова; учить анализировать поэтический текст; учить читать стихи выразительно. | Знать особенности поэтического текста: ритм, рифму, строфу; находить средства художественной выразительности, помогающие увидеть картины, созданные автором. | Познавательные: анализ поэтического текста, выделение в нём основной мысли; сравнивать произведения различных жанров. Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание её, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; обсуждение в паре ответов на вопросы учебника, доказательство своей точки зрения. | Осознавать ценность летописи как источника исторических сведений о жизни своей родины; Проявлять интерес к исторической литературе. | Стр. 147-149, наизусть по выбору | ||||||
29 | Образ Родины в стихотворении И.А. Бунина «Листопад» | Комбинированный 1 | Композиция. | Познакомить с жизнью и творчеством И.А. Бунина; учить анализировать поэтический текст; учить читать стихи выразительно. | Уметь читать стихи наизусть (по выбору); рисовать словесные картины; знать особенности поэтического текста: ритм, рифму, строфу. | Стр. 150-151, наизусть вопрос 6 | ||||||||
30 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» | Урок обобщения и систематизации 1 | Учить определять и выполнять учебную задачу урока; учить работать с текстом задания, отвечать на вопрос, выполнять задание, оценивать результат. | Устанавливать, какие специфико-предметные умения были сформированы в процессе работы по разделу; знать, какие специфико-предметные умения сформированы недостаточно, как их можно откорректировать | Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. Познавательные: сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. | Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. | Стр. 152-154, вопросы 3, 9 | |||||||
Литературные сказки (12ч) | ||||||||||||||
31 | ИКТ Научно-познавательная сказка. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» | ОНЗ 1 | Пядь, надзиратель, шатёр. | Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию . | Знать название и основное содержание изученных произведений. Уметь различать сказки народные и литературные; отвечать на вопросы по тексту. | Познавательные: размышление над нравственными ценностями (терпение, трудолюбие, забота о ближнем) литературных сказок русских и зарубежных писателей, знание и умение оперировать понятиями «литературная сказка», «авторская сказка», «добро побеждает зло». Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. | Проявлять интерес к чтению произведений русских классиков; Соотносить свои собственные поступки с поступками героев книг; Осознавать и принимать ценности и нормы поведения, рекомендуемые русской классикой. | Стр. 156-161, читать переск | ||||||
32 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» | Комбинированный 1 | Бахрома, механика бюро. | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. | Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план; пересказывать текст; анализировать характер героя | Стр. 161-167, вопросы 6, 7 | ||||||||
33 | НРК Внеклассное чтение "Сын слепого Ногая" | Комбинированный 1 | Познакомить детей с адыгейскими сказками; формировать умение анализировать литературное произведение, аргументировать свой ответ, учить видеть скрытый смысл, заключённый в сказках. | Знать адыгейские сказки; называть особенности адыгейских сказок; анализировать образ-персонаж в художественном произведении. | Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Познавательные: ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя. Коммуникативные: ставить вопросы к тексту учебника. Кратко передавать свои впечатления о прочитанном. | Проявлять интерес к чтению; осознавать ценность художественного произведения как части культуры. | Подготовиться к пересказу | |||||||
34 | ИКТ В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» | ОНЗ 1 | Брюхо. | Познакомить с произведением В.М. Гаршина; учить определять главную мысль произведения, понимать смысл красоты и содержании сказки. | Приводить доказательства жанровой специфики произведения; формулировать главную мысль произведения. | Познавательные: Вычитывать все виды все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную. Пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным. Регулятивные: Самостоятельно формулировать тему и цели урока; Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Коммуникативные: ставить вопросы к тексту учебника. Кратко передавать свои впечатления о прочитанном. | Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре. | Стр. 169 -173, выразит. читать переск | ||||||
35 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» | Комбинированный 1 | Учить рассказывать о героях произведения; учить определять главную мысль произведения, понимать смысл красоты и содержании сказки; учить писать отзыв о книге. | Уметь работать с иллюстрациями; пересказывать по плану; рассказывать о героях произведения на основе опорных слов, анализа поступков; определять главную мысль произведения. | Стр. 174 -178, выразит. читать, переск вопрос 8 | |||||||||
36 | Сказка П.П. Бажова «Серебряное копытце» | ОНЗ 1 | Сказ. Сирота, приказчик | Познакомить с жизнью и творчеством П.П. Бажова; учить описывать иллюстрации в книге. | Описывать иллюстрации в книге; знать особенности русской народной сказки; находить фольклорные мотивы в литературной сказке. | Познавательные: Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст – иллюстрация) Регулятивные: Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. Коммуникативные: Высказывать и обосновывать свою точку зрения; Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. | Проявлять интерес к творчеству П.П. Бажова; оценивать поступки героев; осознавать ценность семьи, доброго отношения к друг другу. | Стр. 180 -185, выразит.читать переск. отрывка | ||||||
37 | Сказка П.П. Бажова «Серебряное копытце» | Комбинированный 1 | Неподручно, попрекать. | Учить сравнивать литературную сказку с народной, находить фольклорные мотивы в литературной сказке; учить характеризовать героев произведения, выражать своё отношение к их поступкам. | Находить в тексте на основе выборочного чтения описание героев, их речевые характеристики; характеризовать героев произведения на основе составленного плана. | Стр. 186 -191, выразит.читать переск. отрывка | ||||||||
38 | НРК Внеклассное чтение "Шапка полная небылиц" | Комбинированный 1 | Познакомить детей с адыгейскими сказками; формировать умение анализировать литературное произведение, аргументировать свой ответ, учить видеть скрытый смысл, заключённый в сказках. | Знать адыгейские сказки; называть особенности адыгейских сказок; анализировать образ-персонаж в художественном произведении. | Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Познавательные: ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя. Коммуникативные: ставить вопросы к тексту учебника. Кратко передавать свои впечатления о прочитанном. | Проявлять интерес к чтению; осознавать ценность художественного произведения как части культуры. | Подготовиться к пересказу | |||||||
39 | ИКТ С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» | ОНЗ 1 | Купец, казна, вдовец. | Учить ориентироваться в содержании художественного произведения; учить сравнивать народную и литературную сказки; учить делать сравнительный анализ художественных произведений; учить характеризовать героев сказки; учить сравнивать героев разных сказок. | Ориентироваться в художественной книге; рассказывать о книге по составленному плану; высказывать впечатления о произведении; знать особенности литературной и народной сказок; сопоставлять события и героев народной и литературной сказок; называть положительных и отрицательных героев сказки; характеризовать героев сказки; сравнивать героев разных сказок. | Познавательные: вычитывать все виды все виды текстовой информации: фактуальную, под текстовую, концептуальную. пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным. Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Коммуникативные: Высказывать и обосновывать свою точку зрения; Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. | Проявлять интерес к творчеству С.Т. Аксакова; Понимать мотивы поступков героев, делать свой нравственный выбор. | Стр. 193-198, читать пересказ | ||||||
40 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» | Комбинированный 1 | Парча, венец, ожерелье тувалет. | Стр. 199-202, читать пересказ | ||||||||||
41 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» | Комбинированный 1 | Стр. 202-207, читать пересказ | |||||||||||
42 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» | Комбинированный 1 | Стр. 208 -214, читать пересказ | |||||||||||
43 | Обобщение по разделу «Литературные сказки» | Урок обобщения и систематизации 1 | Учить работать с тестовыми материалами, выполнять задания и отвечать на вопросы самостоятельно; учить оценивать результат работы над тестом. | Знать литературные сказки русских и адыгейских писателей; отличать литературные сказки от народных; делить текст на части, составлять план. | Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Познавательные: ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя. Коммуникативные: ставить вопросы к тексту учебника. Кратко передавать свои впечатления о прочитанном. | Проявлять интерес к чтению; осознавать ценность художественного произведения как части культуры. | ||||||||
Делу время – потехе час (7ч) | ||||||||||||||
44 | ИКТ Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» | ОНЗ 1 | Окладистая, ходики, полы. | Учить ценить время; учить создавать свой собственный текст на заданную тему. | Определять главную мысль произведения; соотносить произведение с пословицей, понимать и объяснять смысл пословиц; | Познавательные: определять учебные задачи урока, планировать их выполнение; Осваивать элементы анализа художественного текста. Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий | Осознавать ценность летописи как источника исторических сведений о жизни своей родины; Проявлять интерес к исторической литературе. | Стр.4-9, толкование слов | ||||||
45 | Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» | Комбинированный 1 | Керосиновая лампа. | Учить характеризовать героев художественного произведения; учить читать по ролям, отражая настроение и характер героя. | Уметь различать сказки народные и литературные; отвечать на вопросы; высказывать оценочные суждения о прочитанном. | Стр. 10 - 16, вопросы 5, 6 | ||||||||
46 | НРК Внеклассное чтение "Кан иныжа" | Комбинированный 1 | Познакомить детей с адыгейскими сказками; формировать умение анализировать литературное произведение, аргументировать свой ответ, учить видеть скрытый смысл, заключённый в сказках. | Знать адыгейские сказки; называть особенности адыгейских сказок; анализировать образ-персонаж в художественном произведении. | Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Познавательные: ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя. Коммуникативные: ставить вопросы к тексту учебника. Кратко передавать свои впечатления о прочитанном. | Проявлять интерес к чтению; осознавать ценность художественного произведения как части культуры. | Подготовиться к пересказу | |||||||
47 | ИКТ В.Ю. Драгунский «Главные реки» | ОНЗ 1 | Намалёвано, во всю прыть, чересчур. | Учить выделять особенности юмористических произведений; учить приводить примеры юмористических ситуаций. | Знать произведения В.Ю. Драгунского; рассказывать о книгах В.Ю. Драгунского; | Познавательные: размышление над нравственными ценностями (терпение, трудолюбие, забота о ближнем) литературных сказок русских и зарубежных писателей, знание и умение оперировать понятиями «литературная сказка», «авторская сказка», «добро побеждает зло». Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. | Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре. | Стр. 17-23, читать по ролям | ||||||
48 | В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка» | Комбинированный 1 | Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению. Выразительное чтение. | Знать особенности юмористических произведений; находить приёмы создания юмора в художественном произведении. | Стр. 24-28, читать по ролям | |||||||||
49 | ИКТ В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел» | ОНЗ 1 | кондуктор | Умение самостоятельно находить в тексте с определённой целью отрывки, эпизоды, выражения, слова. | Знать произведения В.В. Голявкина; Рассказывать о герое произведения на основе плана. отвечать на вопросы по прочитанному; работать с иллюстрациями. | Стр. 29-34, читать по ролям вопрос 5 | ||||||||
50 | Обобщение по разделу «Делу время – потехе час» | Урок обобщения и систематизации 1 | Потеха. | Умение составлять простейшие задания для викторины | Знать жанровые особенности рассказа; знать рассказы детских писателей; рассказывать об авторе произведения. | Проявлять интерес к чтению; понимать, что юмористические произведения заставляют задуматься над своими поступками. | Стр.36, вопрос 7 | |||||||
Страна далекого детства ( 6ч) | ||||||||||||||
51 | ИКТ Б.С. Житков «Как я ловил человечков» | ОНЗ 1 | Мачта, борт, корма, палуба, каюта, тайком | Понимание содержания литературного произведения | Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии) | Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Познавательные: ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя. Коммуникативные: ставить вопросы к тексту учебника. Кратко передавать свои впечатления о прочитанном. | Проявлять интерес к чтению; осознавать ценность художественного произведения как части культуры. | Стр. 38-46, читать вопрос 7 | ||||||
52 | НРК Внеклассное чтение "Батыр, сын медведя" | Комбинированный 1 | Познакомить детей с адыгейскими сказками; формировать умение анализировать литературное произведение, аргументировать свой ответ, учить видеть скрытый смысл, заключённый в сказках. | Знать адыгейские сказки; называть особенности адыгейских сказок; анализировать образ-персонаж в художественном произведении. | Подготовиться к пересказу | |||||||||
53 | ИКТ К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | ОНЗ 1 | Жилище дровосека благоуханием весны, портниха | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | Уметь пересказывать текст; различать жанры литературных произведений; отвечать на вопросы | Познавательные: Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст – иллюстрация) Регулятивные: Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. Коммуникативные: Высказывать и обосновывать свою точку зрения; Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. | Осознавать ценность летописи как источника исторических сведений о жизни своей родины; проявлять интерес к исторической литературе. | Стр. 47-52, читать переск | ||||||
54 | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | Комбинированный 1 | благоуханием весны, портниха | Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа | Уметь работать с текстом (определять главную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь, соотносить иллюстрацию с текстом, отбирать опорные слова). | Стр .53-58, читать переск | ||||||||
55 | М.М. Зощенко «Ёлка» | ОНЗ 1 | Пастилка церемониться, фарфор. | Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. | Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии); анализировать образные языковые средства | Стр. 59-64, вопрос 4 Стр.66, вопросы 9, 11 | ||||||||
56 | НРК Внеклассное чтение "Мудрый ёж" | Комбинированный 1 | Познакомить детей с адыгейскими сказками; формировать умение анализировать литературное произведение, аргументировать свой ответ, учить видеть скрытый смысл, заключённый в сказках. | Знать адыгейские сказки; называть особенности адыгейских сказок; анализировать образ-персонаж в художественном произведении. | Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Познавательные: ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя. Коммуникативные: ставить вопросы к тексту учебника. Кратко передавать свои впечатления о прочитанном. | Проявлять интерес к чтению; осознавать ценность художественного произведения как части культуры. | Подготовиться к пересказу | |||||||
Поэтическая тетрадь ( 4 ч.) | ||||||||||||||
57 | В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская» | ОНЗ 1 | Дебри, гиппопотам, утёс, племя, карлик | Декламация произведений. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Анализировать стихотворение по коллективно составленному плану; читать стихотворение выразительно; определять тему стихотворения и чувства лирического героя. | Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Познавательные: ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя. Коммуникативные: ставить вопросы к тексту учебника. Кратко передавать свои впечатления о прочитанном. | Проявлять интерес к чтению; осознавать ценность художественного произведения как части культуры. | Стр .68 - 70, вопрос 6 наизусть по выбору | ||||||
58 | С.А. Есенин «Бабушкины сказки» | ОНЗ 1 | Задворки разухабистый, гурьба, опостылил. | Умение выразительно читать по книге стихи перед аудиторией | Выразительно читать стихотворения; определять тему стихотворения и чувства лирического героя. | Познавательные: умение работать с текстом (осмысление структурных особенностей, характеристика героев произведения, понимание основной мысли), осуществлять поиск необходимой информации в книге. Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. Коммуникативные: осмысление правил взаимодействия в паре, группе. | Осознавать ценность летописи как источника исторических сведений о жизни своей родины; проявлять интерес к исторической литературе. | Стр.71, наизусть | ||||||
59 | М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства» | ОНЗ 1 | Учить анализировать стихотворение; учить читать стихи выразительно. | Определять тему стихотворения и чувства лирического героя. | Стр. 72 - 73, наизусть по выбору | |||||||||
60 | ИКТ Обобщение по разделу «Страна детства» | Урок обобщения и систематизации 1 | Учить определять на основе анкеты умения, которые были сформированы в процессе работы по разделу; учить оценивать результат работы над тестом. | Знать произведения темы; уметь характеризовать героев произведения; сравнивать сюжеты, героев, искать необходимую информацию в соответствии с заданием | Познавательные: анализировать вопросы, группировать их по разным основаниям; составлять на основе вопросов. Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в письменной форме с учётом речевой ситуации. | Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре. | Стр.74, вопрос 9 | |||||||
Природа и мы (11ч) | ||||||||||||||
61 | ИКТ Д.Н. Мамин - Сибиряк «Приёмыш» | ОНЗ 1 | Доспехи, протока, сайма. | Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения | Знать творчество Д.Н. Мамина-Сибиряка. Уметь определять тему и главную мысль произведения. | Познавательные: анализировать художественный текст на основе опорных слов; делать выборочный пересказ текста с элементами анализа на заданную тему. Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в письменной форме с учётом речевой ситуации. | Осознавать нравственный смысл рассказа; понимать и принимать такие нравственные ценности, как доброта, ответственность, любовь к природе. | Стр. 76 - 79, выразит. читать переск. | ||||||
62 | Д.Н. Мамин - Сибиряк «Приёмыш» | Комбинированный 1 | муштровать, муштра. | Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения. | Стр. 80 - 83, выразит. читать переск. | ||||||||
63 | ИКТ А.И. Куприн «Барбос и Жулька» | ОНЗ 1 | Приземистый, сталактит | Понимание содержания литературного произведения; учить рассказывать о герое и о событии на основе выборочного чтения. | Знать творчество А.И. Куприна. Уметь определять тему и главную мысль произведения. | Познавательные: умение работать с текстом (осмысление структурных особенностей, характеристика героев произведения, понимание основной мысли), осуществлять поиск необходимой информации в книге. Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. Коммуникативные: осмысление правил взаимодействия в паре, группе. | Проявлять интерес к чтению; осознавать ценность художественного произведения как части культуры. | Стр. 85-87, выразит. читать переск. | ||||||
64 | Тема самопожертвования в рассказе А.И. Куприна «Барбос и Жулька» | Комбинированный 1 | флирт, фестон, подпалина. | Рассказ о своих впечатлениях о произведении (героях, событиях). Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. | Рассказывать о герое произведения и о событии; объяснять лексическое значение слова с помощью толкового словаря. | Стр. 88-91, читать пересказ | ||||||||
65 | М.М. Пришвин «Выскочка» | ОНЗ 1 | Полено, выводок, срам | Учить составлять план подробного пересказа на основе иллюстраций, событий, деформированного плана. | Знать творчество М.М. Пришвина. Уметь определять тему и главную мысль произведения | Стр. 92 -95, выразит. читать переск. вопрос 5 | ||||||||
66 | НРК Внеклассное чтение "Сто и одна хитрость" | Комбинированный 1 | Познакомить детей с адыгейскими сказками; формировать умение анализировать литературное произведение, аргументировать свой ответ, учить видеть скрытый смысл, заключённый в сказках. | Знать адыгейские сказки; называть особенности адыгейских сказок; анализировать образ-персонаж в художественном произведении. | Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Познавательные: ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя. Коммуникативные: ставить вопросы к тексту учебника. Кратко передавать свои впечатления о прочитанном. | Проявлять интерес к чтению; осознавать ценность художественного произведения как части культуры. | Подготовиться к пересказу | |||||||
67 | Рассказ о животных Е.И. Чарушина «Кабан» | ОНЗ 1 | Мерцало, бесцеремонно, яр, гомон. | Учить составлять рассказ о писателе на основе опорных слов; учить рассказывать о герое и о событии на основе выборочного чтения. | Знать творчество Е.И. Чарушина. Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст. | Познавательные: анализировать художественный текст; сравнивать художественный и научно-познавательный тексты. Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. Коммуникативные: участвовать в работе группы; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. | Проявлять интерес к творчеству Е.И. Чарушина , В.П. Астафьева; осознавать, что побеждает в жизни тот, кто умеет быть заботливым и смелым. | Стр. 96-99, выразит. читать переск. | ||||||
68 | ИКТ В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип» | ОНЗ 1 | лепиться. | Учить восстанавливать сюжетную линию рассказа; учить сравнивать художественный и научно-познавательный тексты. | Рассказывать об авторе на основе прослушанного текста; восстанавливать сюжетную линию рассказа; характеризовать героев произведения. | Стр. 100-104, читать пересказ | ||||||||
69 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип» | Комбинированный 1 | Эпитеты, | Понимание содержания литературного произведения; умение последовательно перечитывать текст с целью переосмысления. | Уметь различать жанры художественной литературы; рассказывать о герое и о событии по плану. | Стр 105-109, читать пересказ | ||||||||
70 | НРК Внеклассное чтение "Приключение Тембота" | Комбинированный 1 | Познакомить детей с адыгейскими сказками; формировать умение анализировать литературное произведение, аргументировать свой ответ, учить видеть скрытый смысл, заключённый в сказках. | Знать адыгейские сказки; называть особенности адыгейских сказок; анализировать образ-персонаж в художественном произведении. | Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Познавательные: ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя. Коммуникативные: ставить вопросы к тексту учебника. Кратко передавать свои впечатления о прочитанном. | Проявлять интерес к чтению; осознавать ценность художественного произведения как части культуры. | Подготовиться к пересказу | |||||||
71 | Обобщение по разделу «Природа и мы» ИКТ Проект « Природа и мы». | Урок обобщения и систематизации 1 | Бюро, нарост, пещера. | Учить работать с научно-познавательным текстом, находить в нём необходимую информацию; учить сравнивать научно-познавательный и художественные тексты; учить оценивать свои знания, ставить учебные задачи. | Знать специфические особенности научно-познавательного текста и художественного текста; определять круг знаний и выявлять пробелы. | Познавательные: анализировать художественный текст; сравнивать художественный и научно-познавательный тексты; оценивать качество выполнения самостоятельной работы; планировать учебные задачи для работы со следующим разделом. Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. Коммуникативные: участвовать в работе группы; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. | Понимать и принимать такие нравственные ценности, как доброта, ответственность, любовь к природе. | |||||||
Поэтическая тетрадь. (6ч) | ||||||||||||||
72 | Б.Л. Пастернак «Золотая осень» | ОНЗ 1 | Чертог, каталог. | Учить определять настроение лирического героя; учить создавать тексты на основе опорных слов. | Рассказывать о герое произведения и о событии; объяснять лексическое значение слова с помощью толкового словаря. | Познавательные: размышление над нравственными ценностями (терпение, трудолюбие, забота о ближнем) литературных сказок русских и зарубежных писателей, знание и умение оперировать понятиями «литературная сказка», «авторская сказка», «добро побеждает зло». Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. | Проявлять интерес к чтению; осознавать ценность художественного произведения как части культуры. | Стр. 114-115, наизусть | ||||||
73 | С.А. Клычков «Весна в лесу» | Комбинированный 1 | Утренник, рудый, лом, никнуть, клохтать, сойка, свирелка. | Сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи; учить описывать картину; учить сравнивать стихотворение и картину на одну тему. | Читать стихотворение, отражая чувства лирического героя; описывать картину художника. | Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре. | Стр. 116-117, наизусть | |||||||
74 | Д.Б. Кедрин «Бабье лето» | Комбинированный 1 | Бабье лето, зябко. | Учить определять настроение лирического героя; учить читать стихотворение выразительно, выражая настроение и чувства. | Уметь определять тему и главную мысль произведения; Находить в тексте стихотворения слова, которые помогают представить описываемые картины, передать звуки. | Стр.118, наизусть | ||||||||
75 | Н.М. Рубцов «Сентябрь» | Комбинированный 1 | Поднебесный, багряный, | Умение выразительно читать наизусть стихи перед аудиторией. | Читать стихотворение, отражая чувства лирического героя; описывать картину художника. | Стр.119, наизусть | ||||||||
76 | С.А. Есенин «Лебёдушка» | Комбинированный 1 | Багровые, жемчуг, ватага, заводь, изумрудный. | Учить анализировать стихотворение, определять тему, настроение; учить выразительно читать стихотворение; | Рассказывать об авторе на основе прослушанного текста; восстанавливать сюжетную линию рассказа; характеризовать героев произведения. | Познавательные: анализ поэтического текста, выделение в нём основной мысли; сравнивать произведения различных жанров. Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание её, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; обсуждение в паре ответов на вопросы учебника, доказательство своей точки зрения. | Осознавать ценность летописи как источника исторических сведений о жизни своей родины; Проявлять интерес к исторической литературе. | Стр.120-125, выразит. читать, вопрос 4 | ||||||
77 | ИКТ Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» | урок обобщения и систематизации 1 | Учить работать с научно-познавательным текстом, находить в нём необходимую информацию; учить сравнивать научно-познавательный и художественные тексты; учить оценивать свои знания, ставить учебные задачи. | Знать поэзию XX века в объёме изученных произведений; владеть элементами анализа поэтического текста; выполнять контрольную работу. | Стр.126, вопрос 4 | |||||||||
4 четверть | ||||||||||||||
Родина (5ч) | ||||||||||||||
78 | ИКТ И.С. Никитин «Русь» | ОНЗ 1 | Шатёр, нивы, мурава, мгла, казна, курганы. | Учить рассказывать о Родине на основе опорных слов стихотворения, дополнительных сведений из истории России. | Уметь определять тему и главную мысль произведения; Находить в тексте стихотворения слова, которые помогают представить описываемые картины, передать звуки. | Познавательные находить в текстах конкретную информацию по заданной теме на основе выборочного чтения; анализировать текст, находить слова, которые помогают создать образ Родины. Регулятивные: определять учебные задачи урока, планировать их выполнение; выполнять её в соответствии с составленным планом, оценивать результат. Коммуникативные: участвовать в диалоге об отношении к своей Родине. | Осознавать свою гражданскую позицию; гордиться своей Родиной и людьми, которые воевали за своё Отечество; стремиться к чтению произведений о Родине. | Стр. 128-132, выразит. читать, (по жел.наизусть | ||||||
79 | С.Д. Дрожжин «Родине» | ОНЗ 1 | Чарующий, взор, восторг. | Умение последовательно перечитывать текст с целью переосмысления. Выразительное чтение. | Читать стихотворение, отражая настроение поэта; рассказывать о своей Родине, используя материал стихотворения и дополнительные источники. | Стр. 133-135, наизусть вопрос 3 | ||||||||
80 | А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…» | ОНЗ 1 | Декламация произведений. Связь произведений литературы с другими видами искусства. | Читать стихотворение, отражая чувства лирического героя; понимать и определять средства выражения авторской позиции. | Познавательные находить в текстах конкретную информацию по заданной теме на основе выборочного чтения; анализировать текст, находить слова, которые помогают создать образ Родины. Регулятивные: определять учебные задачи урока, планировать их выполнение; выполнять её в соответствии с составленным планом, оценивать результат. Коммуникативные: участвовать в диалоге об отношении к своей Родине. | Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре. | Стр.138, наизусть | |||||||
81 | НРК Внеклассное чтение "Три брата" | Комбинированный 1 | Познакомить детей с адыгейскими сказками; формировать умение анализировать литературное произведение, аргументировать свой ответ, учить видеть скрытый смысл, заключённый в сказках. | Знать адыгейские сказки; называть особенности адыгейских сказок; анализировать образ-персонаж в художественном произведении. | Подготовиться к пересказу | |||||||||
82 | Обобщение по разделу «Родина» ИКТ Проект « Они защищали Родину» Диагности-ка навыка чтения 2 | урок обобщения и систематизации Проект 1 | Учить работать с научно-познавательным текстом, находить в нём необходимую информацию; формировать навыки проектной деятельности; учить определять место и время исторического события, находить информацию, необходимую для создания проекта | Знать специфические особенности научно-познавательного текста и художественного текста; определять круг знаний и выявлять пробелы. Выполнять проект по заданной теме. | Познавательные: классифицировать вопросы по разным основаниям. Регулятивные: определять учебные задачи урока, планировать их выполнение. Коммуникативные: оценивать результат своей работы на уроке. | Стремиться к познавательной деятельности; уважать историческое прошлое России. | Стр. 139-141, Стр.142, Вопрос 7 | |||||||
Страна фантазия (5ч) | ||||||||||||||
83 | ИКТ Е.С. Велтистов «Приключения Электроника» | ОНЗ 1 | Электрониккибернетикконтрабас. | Различение жанров произведений. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Знать особенности фантастического жанра; находить информацию о событиях и о героях; рассказывать о героях и о событиях. | Познавательные: различать жанровые особенности художественных произведений. Регулятивные: определять учебные задачи урока, планировать их выполнение. Коммуникативные: слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. | Проявлять интерес к чтению фантастической литературы; осознавать, что фантастические произведения помогают претворить мечту в жизнь. | Стр. 144-149, читать пересказ | ||||||
84 | НРК Внеклассное чтение "Чудесная гармошка" | Комбинированный 1 | Фантастика | Познакомить детей с адыгейскими сказками; формировать умение анализировать литературное произведение, аргументировать свой ответ, учить видеть скрытый смысл, заключённый в сказках. | Знать адыгейские сказки; называть особенности адыгейских сказок; анализировать образ-персонаж в художественном произведении. | Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Познавательные: ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя. Коммуникативные: ставить вопросы к тексту учебника. Кратко передавать свои впечатления о прочитанном. | Проявлять интерес к чтению; осознавать ценность художественного произведения как части культуры. | Подготовиться к пересказу | ||||||
85 86 | ИКТ Кир Булычев «Путешествие Алисы» Кир Булычев «Путешествие Алисы» | ОНЗ 1 Комбинированный 1 | Ложбина, бархан, родник, изнанка, отсек. | Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению | Знать творчество писателя-фантаста К. Булычёва. Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст; | Познавательные: классифицировать вопросы по разным основаниям. Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание её, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.. Коммуникативные: ставить вопросы к тексту учебника. Кратко передавать свои впечатления о прочитанном. | Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. | Стр. 150-157, читать пересказ | ||||||
87 | Обобщение по разделу «Страна Фантазия» | урок обобщения и систематизации 1 | Пломбир, зазеркалье | Учить определять учебную задачу урока, оценивать результат работы; учить отвечать на вопросы, оценивать свои знания и выявлять пробелы. | Знать авторов и названия фантастических произведений; называть особенности произведений фантастического жанра. | Познавательные: классифицировать вопросы по разным основаниям. Регулятивные: определять учебные задачи урока, планировать их выполнение. Коммуникативные: оценивать результат своей работы на уроке. | Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. | Придум. историю (путеш. на друг. планету) | ||||||
Зарубежная литература (15ч) | ||||||||||||||
88 | ИКТ Д. Свифт «Путешествие Гулливера» | ОНЗ 1 | Лилипут, паж, колчан, зарубежная литература. | Учить пересказывать отдельные эпизоды; учить рассказывать о герое произведения, давать оценку его поступкам. | Знать содержание прочитанного произведения; рассказывать о герое произведения; давать оценку поступкам героя. | Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Познавательные: ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя. Коммуникативные: ставить вопросы к тексту учебника. Кратко передавать свои впечатления о прочитанном. | Проявлять интерес к чтению; осознавать ценность художественного произведения как части культуры. | Стр. 160-165, перечит. Придум. рассказ | ||||||
89 | НРК Внеклассное чтение "Золото Куйжия" | Комбинированный 1 | Познакомить детей с адыгейскими сказками; формировать умение анализировать литературное произведение, аргументировать свой ответ, учить видеть скрытый смысл, заключённый в сказках. | Знать адыгейские сказки; называть особенности адыгейских сказок; анализировать образ-персонаж в художественном произведении. | Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Познавательные: ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя. Коммуникативные: ставить вопросы к тексту учебника. Кратко передавать свои впечатления о прочитанном. | Проявлять интерес к чтению; осознавать ценность художественного произведения как части культуры. | Подготовиться к пересказу | |||||||
90 | ИКТ Г.Х. Андерсен «Русалочка». Персонажи сказки | ОНЗ 1 | Устрица, вельможа | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. | Знать творчество Г.Х-. Андерсена. Уметь определять тему и главную мысль произведения; отвечать на вопросы. | Познавательные: извлекать информацию из иллюстраций сказки; использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях; сравнивать героев сказок Ганса Христиана Андерсена. Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание её, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; обсуждение в паре ответов на вопросы учебника, доказательство своей точки зрения. | Осмысливать значимость произведений искусства – скульптуры, живописи, иконописи, житийной литературы – для русской культуры Формировать собственные нравственные ценности на основе изучения жизни православных святых. | Стр. 167-172, читать пересказ | ||||||
91 | Г.Х-. Андерсен «Русалочка». Персонажи сказки | Комбинированный 1 | трюм, валторна, полип. | Учить определять сюжетную линию сказки; учить составлять план сказки; учить пересказывать сказку на основе плана. | Рассказывать о героях сказки; определять тему и главную мысль произведения; отвечать на вопросы. | Стр. 172-178, читать пересказ . | ||||||||
92 | Г.Х-. Андерсен «Русалочка». Поступки, действия как средство изображения персонажей. | Комбинированный 1 | Учить находить информацию о героях сказки на основе выборочного чтения; учить составлять план рассказа о героях сказки. | Называть основные события сказки; соотносить иллюстрации и события сказочного текста; рассказывать сказку на основе иллюстраций. | Стр. 179-184, | |||||||||
93 | Г.Х-. Андерсен «Русалочка». Поступки, действия как средство изображения персонажей. | Комбинированный 1 | Учить определять главных и второстепенных героев сказки; учить находить в художественном тексте средства выразительности. | Находить в тексте слова и выражения, которые характеризуют героев сказки; называть качества героев; называть средства художественной выразительности. | Стр. 185-193, читать пересказ | |||||||||
94 | НРК Внеклассное чтение "Аслануко - сын львицы" | Комбинированный 1 | Познакомить детей с адыгейскими сказками; формировать умение анализировать литературное произведение, аргументировать свой ответ, учить видеть скрытый смысл, заключённый в сказках. | Знать адыгейские сказки; называть особенности адыгейских сказок; анализировать образ-персонаж в художественном произведении. | Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Познавательные: ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя. Коммуникативные: ставить вопросы к тексту учебника. Кратко передавать свои впечатления о прочитанном. | Проявлять интерес к чтению; осознавать ценность художественного произведения как части культуры. | Подготовиться к пересказу | |||||||
95 | ИКТ М. Твен «Приключение Тома Сойера». | ОНЗ 1 | Кафедра, рехнуться Грифельная | Учить находить информацию о героях рассказа на основе выборочного чтения; учить составлять план рассказа о героях сказки. Учить пересказывать отдельные эпизоды; учить рассказывать о герое произведения, давать оценку его поступкам. | Знать содержание книг Марка Твена о приключениях Тома Сойера и Гекельберри Финна; находить информацию о событиях и о героях; рассказывать о героях и о событиях. Уметь пересказывать текст; анализировать мотивы поведения героев; отвечать на вопросы | Познавательные: сравнивать художественное произведение с его экранизацией; извлекать информацию из иллюстраций сказки. Регулятивные: обоснование способов и приёмов действий при решении учебных задач; использование разных способов выполнения задания. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. | Формировать собственные нравственные ценности на основе изучения жизни православных святых | Стр. 194-200, выразит. читать Переск. от имени Тома | ||||||
96 | ИКТ С. Лагерлёф «Святая ночь» | ОНЗ 1 | Околоток, жбан, исподтишка, иуда, молитва. | Учить сопоставлять произведения живописи и литературы; учить рассказывать о герое художественного произведения. | Знать, какое событие положено в основу рассказа «Святая ночь»; характеризовать героев художественного произведения. | Познавательные: сравнивать произведения живописи и литературы; составлять высказывания на заданные темы на основе знания содержания изученных произведений. Регулятивные: обоснование способов и приёмов действий при решении учебных задач; использование разных способов выполнения задания. Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; обсуждение в паре ответов на вопросы учебника, доказательство своей точки зрения. | Проявлять интерес к чтению; осознавать ценность художественного произведения как части культуры. | Стр. 201-208, чит. выразит. переск. | ||||||
97 | С. Лагерлёф «Святая ночь» | Комбинированный 1 | Учить пересказывать отдельные эпизоды; учить рассказывать о герое произведения, давать оценку его поступкам. | Уметь определять тему и главную мысль произведения; работать с иллюстрациями. | Стр.201-208, чит. выразит. переск. от имени пастуха | |||||||||
98-99 | ИКТ Сказания о Христе. С. Лагерлёф «В Назарете» | ОНЗ 1 | Околоток, жбан, исподтишка, иуда, молитва. | Учить отвечать на вопросы в устной и письменной форме; учить рассказывать о героях произведения, сравнивать их, самостоятельно делать выводы. | Знать содержание изученных произведений зарубежной литературы. Понимать сюжетную основу изученных произведений; характеризовать героев художественного произведения. | Познавательные: определять учебные задачи урока, планировать их выполнение. Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание её, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. Коммуникативные: ставить вопросы к тексту учебника. Кратко передавать свои впечатления о прочитанном. | Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории. | Стр. 209-216, чит. выразит. вопросы 1, 2 | ||||||
100 | Обобщение по разделу «Зарубежная литература» Диагностика навыка чтения 3 | Урок обобщения и систематизации 1 | Зарубежная литература. | Учить определять круг своих знаний и выявлять пробелы. | Знать изученные литературные произведения и их авторов; основное содержание изученных литературных произведений | Познавательные: определять учебную задачу урока по проверке знаний и умений; анализировать свою работу и определять возникшие затруднения. Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей Коммуникативные: осмысление правил взаимодействия в паре, группе. | Проявлять интерес к чтению художественной литературы; стремиться к познавательной деятельности; понимать, что художественная литература формирует мировоззрение. | Принести любимые книги | ||||||
101 | НРК Внеклассное чтение "Кто нужнее?" | Комбинированный 1 | Познакомить детей с адыгейскими сказками; формировать умение анализировать литературное произведение, аргументировать свой ответ, учить видеть скрытый смысл, заключённый в сказках. | Знать адыгейские сказки; называть особенности адыгейских сказок; анализировать образ-персонаж в художественном произведении. | Подготовиться к пересказу | |||||||||
102 | Урок-отчёт за год. Книги, рекомендуемые для чтения летом | Урок-отчёт 1 | Учить определять круг своих знаний и выявлять пробелы; учить ставит учебные задачи на следующий учебный год. | Знать имена писателей и поэтов, названия произведений, изученных в 4-м классе. | Задание на лето | |||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарный план по математике 3 класс
календарный план по математике 3 класс...
Календарно- техническое планирование по литературе 6 класс.
в данном материале размещено календарно - тематическое планирование....
Календарно-тематическое планирование литература 2 класс ПЕРСПЕКТИВА
Отличительной особенностью курса русского языка является коммуникативно-познавательная основа, общая с курсом литературного чтения. Содержание этих двух курсов имеет ярко выраженную коммуникатив...
Календарный план воспитательной работы 2 класс
Календарный план воспитательной работы 2 классТематическое планирование классных часов...
Поурочные планы по литературе 2 класс
Поурочные планы по литературе 2 класс. Начальная школа 21 века....
Календарно-тематическое планирование по родному (русскому) языку и родной (русской) литературе (4 класс)
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 4 класса представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку, место предмета в учебном плане, планируемые результаты (лич...
Календарно-тематическое планирование по литературе 6 класс
УМК, учебник:Рабочая программа составлена в соответствии с обязательным минимумом содержания литературного образования для выпускников основной общеобразовательной школы, государственным стандартом по...