Тема доклада: Шпаргалка для детей. «Как быстро запомнить буквы и звуки».
статья по чтению (1 класс) на тему

Многие родители иногда сталкиваются с такой проблемой, что их дети ни как не могут запомнить алфавит. Я хочу рассказать Вам о том, как эту проблему решить. Существует несколько мнений о возрасте, в котором следует знакомить малыша с буквами. И в этом вопросе мнения психологов и педагогов разделились. Некоторые убеждены, что ребенка нужно начинать обучать буквам как можно раньше. Это позволит ему обогнать сверстников в развитии и усовершенствует его способности. Другая половина специалистов уверена, что такой подход вреден для психики ребенка и не приведет к хорошим результатам. Так как ребенок познает мир понемногу, то и учить его новым знаниям и умениям следует начинать в возрасте, когда психика для этого будет достаточно сформирована. Мир знаком со многими детьми-вундеркиндами, уже с младых лет обладающими невероятными способностями. Однако повзрослев, они редко когда добиваются каких-то значимых успехов и результатов. У деток, которых с ранних лет принуждали заниматься в различных секциях (музыкальных, спортивных, умственных и других), часто случаются неврозы, акцентируют внимание на этом сторонники второго мнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malyshevoye.a._gbou_sosh1p.g.t.suhodol.docx23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад подготовила учитель начальных классов Малышева Елена Анатольевна  ГБОУ СОШ№1 п.г.т. Суходол

Тема доклада: Шпаргалка  для  детей. «Как  быстро  запомнить  буквы  и звуки».    Малый пленум №2 " Модели выявления, комплексного сопровождения и развития одаренных детей: методы и формы работы"

Многие родители иногда сталкиваются с такой проблемой, что их дети ни как не могут запомнить алфавит. Я хочу рассказать Вам о том, как эту проблему решить. Существует несколько мнений о возрасте, в котором следует знакомить малыша с буквами. И в этом вопросе мнения психологов и педагогов разделились. Некоторые убеждены, что ребенка нужно начинать обучать буквам как можно раньше. Это позволит ему обогнать сверстников в развитии и усовершенствует его способности. Другая половина специалистов уверена, что такой подход вреден для психики ребенка и не приведет к хорошим результатам. Так как ребенок познает мир понемногу, то и учить его новым знаниям и умениям следует начинать в возрасте, когда психика для этого будет достаточно сформирована. Мир знаком со многими детьми-вундеркиндами, уже с младых лет обладающими невероятными способностями. Однако повзрослев, они редко когда добиваются каких-то значимых успехов и результатов. У деток, которых с ранних лет принуждали заниматься в различных секциях (музыкальных, спортивных, умственных и других), часто случаются неврозы, акцентируют внимание на этом сторонники второго мнения.

В развитии ребенка выделяют период, наиболее благоприятный для получения новых способностей и умений, их усвоению и расширению. В психологии этот период называют сензитивным. Возраст от пяти с половиной лет до семи с половиной считается именно таким периодом, благоприятно воздействующим на запоминание и изучение букв и грамоты. В основном к пяти годам ребенок уже умеет хорошо говорить, правильно слышать и понимать слова и их значения. Так же в этом возрасте он обычно больше заинтересован в умении читать, как это делают старшие. Именно по этой причине разработано много методических материалов, которые поясняют, как правильно учить ребенка буквам с возраста от четырех с половиной лет. Но это вовсе не значит, что в более раннем возрасте этого делать нельзя.

Разработанные специалистами методики основаны на том, каким образом малыши легче усваивают материал. По причине того, что детская психика достаточно слаба для систематических целенаправленных нагрузок, все обучение проходит только в форме игры. Детки познают окружающий мир, играя. Поэтому на ваш главный вопрос, касающийся обучения своего ребенка, есть только один ответ: «Учите его играя».

Маленькие детки воспринимают новую информацию буквально всем: глазами, ушами, прикосновениями и т.п. Чем больше органов чувств будет задействовано во время обучения, тем лучше и качественнее ребенок освоит информацию. Вы спросите, как правильно учить ребенка буквам, задействовав при этом органы его чувств? Отвечаем: во время знакомства с буквами постарайтесь дать возможность ребенку узнать их с различных сторон: рисуйте карандашами, лепите из пластилина, пойте алфавит, рассматривайте картинки с буквами. В общем, играйте, играйте и еще раз играйте, когда открываете ребенку мир грамоты.

Даже крохотный годовалый малыш может начать воспринимать буквы. Это не значит, что через пару месяцев он будет рассказывать вам алфавит или вообще начнет читать. Нет. Он сможет визуально запомнить звучание буквы, если вы, к примеру, развесите в детской пару изображений букв и будете напевать их произношение всякий раз, когда подходите с ребенком к этим изображениям. Главное, показывайте ему те буквы, которые он уже умеет произносить.

Для детей от двух лет рекомендуем показывать изображение буквы и как можно четче произносить ее звучание. Обыграйте изучение букв. Рисуйте ее на песке или снегу во время прогулки, на бумаге, когда рисуете, на столе, когда возитесь с мукой, а малыш сидит с вами рядышком. Это все только ускорит процесс и ребенок лучше и будет запоминать лучше и быстрее. Не нагружайте ребенка большим количеством букв. Достаточно начать с пары гласных, а потом по мере того, как малыш их запоминает, добавляйте новые. Важно сначала произносить звук, а затем закрепить

Советуем также тренировать не только память ребенка, но и внимание.  Продолжайте также рисовать, лепить и выкладывать из разных предметов буквы. Разнообразьте игры, которые помогут вашему малышу закрепить полученные знания.

Научить ребенка буквам не так-то сложно как может показаться на первый взгляд. В силу того, что маленькие дети очень неусидчивы и не могут сконцентрироваться на одном занятии дольше 5 минут, Вам нужно будет подготовить задания с буквами таким образом, чтобы у ребенка осталась заинтересованность и некоторая недосказанность, что впоследствии побудит его на дальнейшее изучение букв русского алфавита. Каждое Ваше занятие должно проходить в игре красочно ярко быстро и творчески, тогда ученик быстро научится буквам. И  У ребёнка интенсивно растет мозг, в этот период очень хорошо развита фотографическая память, таким образом, он может запомнить все как картинку, поэтому в этот период можно с легкостью обучить ребенка буквам.

Ошибка многих родителей, когда они начинают учить буквам, а стоит учить звуки (не Бэ, а звук Б и т.д.) Необходимо ребёнку это объяснить, что есть буква, а есть звук и звучание отличается. При чтении читаем с помощью звуков, пара звуков-это слог, который мы читаем: называем сначала отдельно звуки (БА -звуки Б и А,БА-а). Несколько тренировочных упражнений и ребёнок поймёт. Всё должно быть постепенно. Читать научится ребенок. Зачем нагружать ребенка.

Переходим к буквам. Показывая малышу букву, называйте не ее "официальное", алфавитное название, а тот звук, который она обозначает. Звук этот старайтесь петь, тянуть, как можно дольше, и при показе буквы, и при произнесении слов с этой буквой. Вводя букву, называйте как можно больше слов, которые начинаются с соответствующего звука. Давайте ребенку печатные образцы букв и письменные Он легче запомнит букву, если попробует ее нарисовать или выложит ее из палочек, начертит на снегу или песке.

Самое важное правило, строить обучение по принципу от звука к букве. Буква - это знак звука. Знакомство с буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребенок не знает, что именно им обозначается. Для того чтобы научиться читать и писать, ребенок должен открыть для себя, что любое слово состоит из звуков, а уже потом "разобраться в отношениях" звука и буквы. Но пусть обучение проходит в форме игры, а не "обязаловки", с выставлением оценок за успеваемость. Ученику должно нравиться разучивать звуки и буквы. И если вам удается удерживать тему игры десять-пятнадцать минут, это свидетельствует об эффективности ваших педагогических усилий.

Алгоритм выполнения «окошка» в «Нашей азбуки»

Предварительная работа

  • Знакомство со звуком.
  • Уточнение артикуляции звука.
  • Определение характеристик звука.
  • Выделение звука из ряда других звуков, слогов, слов.
  • Определение места звука в слове.
  • Показ    звуков «руками»

Последовательность работы

над звуком

  • Знакомство со звуком (выделение его на слух).
  • Определение характеристик звука (гласный или согласный), (глухой или звонкий).
  • Выделение на слуховом уровне из ряда других звуков.
  • Определение места звука в слове (с опорой на картинки).
  • Определение твердости - мягкости (согласных звуков) с опорой на картинки.
  • Составление слогов, слов из заданных звуков.

Последовательность работы

над буквой

  • Знакомство с буквой: рассматривание, сравнивание с предметами окружающей действительности (на что буква похожа).
  • Выделение ее элементов.
  • Прослушивание  стихотворения о букве.
  • Прорисовывание буквы пальцем в воздухе.
  • Прорисовывание буквы на листке по образцу.
  • Чтение слогов с изучаемой буквой (развитие слогового чтения).
  • Переходя к знакомству с буквой, целесообразно вспомнить, что звук мы слышим и произносим; на письме звук обозначается буквой; букву мы видим и пишем.

Основная работа

  • Определение гласный звук  или  согласный.
  • Отмечается  точками определённого  цвета.
  •  Запись печатных  и     письменных букв (больших и  маленьких,   заглавных и  строчных).
  • Звонкий звук обозначается  звоночком.
  •   Подбирается и рисуется  картинка. Слово, которое  начинается с изучаемого звука.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте (чтению) в 1 инклюзивном классе на тему: ФГОС НОО - «Гласный звук у. Буквы У, у.» ФГОС О У/О - «Звук и буква У, у.»

Урок обучения грамоте (чтению) в 1 инклюзивном классе на тему: ФГОС НОО - «Гласный звук у. Буквы У, у.»  ФГОС О У/О -  «Звук и буква У, у.»...

Конспект коррекционно-логопедического занятия по теме: "Дифференциация твердых согласных звуков [г-к] и мягких согласных звуков [г’-к’]" (4 класс VIII вид).

Конспект занятия будет полезен в работе учителю начальных классов, учителю-логопеду, воспитателю. Задачи занятия: Повторить с детьми звуки [г, г’] и [к,к’]. Развивать навыки фонематическог...

Конспект урока по русскому языку на тему: "Слово и слог. Звуки и буквы. Гласные звуки." учебник (УМК «Русский язык» 3 класс, Школа России)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о фонетическом явлении, при котором происходит несоответствие звука букве в произношении и на письме;совершенствование умений различать звуки и бу...