Конспект урока по теме В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»
план-конспект урока по чтению на тему

Монахова Маргарита Саввовна

Задачи:

-  продолжить знакомство с произведениями русских писателей, в частности со сказкой В. Гаршина « Сказка о жабе и розе»;

- развивать умения и навыки работы с художественным текстом;

- работать над развитием речи, развивать воображение и наблюдательность;

- воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих одноклассников, давать оценку собственной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka_po_teme_v.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».

Цель: 

- помочь учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания;

        

Задачи:

-  продолжить знакомство с произведениями русских писателей, в частности со сказкой В. Гаршина « Сказка о жабе и розе»;

- развивать умения и навыки работы с художественным текстом;

- работать над развитием речи, развивать воображение и наблюдательность;

- воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих одноклассников, давать оценку собственной деятельности.

  1. Орг. момент – психологический настрой «Подари улыбку».

- Улыбка ничего не стоит, но много делает. Она обогащает тех, кто её получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается навсегда! Она создает атмосферу доброжелательности. Подарите улыбку нашим гостям, друг другу, мне. Улыбайтесь и вы будете нравиться людям!  Я желаю вам хорошей работы на уроке.

  1. Разминка:  а) В какой сказке девица говорит:                                                                                            «Я не выйду за седого,                                                                                                     Да, за старого такого…»;                                                                                                                    Кто её автор?

б) В какой сказке под снежной периной девочка увидела зеленую травку? Кто автор этой сказки?

      в) Из какой сказки выражение «Как аукнулось, так и откликнулось?» Кто ее автор?      

Проверим себя!    «Конек-горбунок» Петр Павлович .Ершов  «Мороз Иванович» Владимир Федорович Одоевский; Русская народная сказка «Лиса и журавль»  

                                             

- Что объединяет эти произведения? (это сказки)

- Попрошу исключить лишнюю. Какая это сказка и почему?  («Лиса и журавль» русская народная)

- Вход в тему урока:            

      -  Итак, речь идет о старых мудрых сказках. Что  такое сказка?  (ответ)  Какие бывают сказки?  ( Волшебные, бытовые, о животных)  (Сказка – это произведение, повествующее о чем-то необычном,  невероятном.  В сказке есть: вымышленные лица, события, предметы.)

Почему сказки называют «МУДРЫМИ»?  ( Они нас обязательно чему-то учат)  

ЭПИГРАФОМ  сегодняшнего урока будет высказывание:  «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

      3.  Проверка домашнего задания:  

– Ребята, давайте вспомним, о какой сказке мы с вами говорили на прошлом уроке?    Назовите ее жанр. (литературная сказка).    Вид (о животных)     Кто её автор?  Назовите годы его жизни. В каком веке он жил?    Слайд 4  

- Прокомментируйте понравившиеся и проиллюстрированные  вами эпизоды (вывешивают рисунки на доску)

     

 4. Цели и задачи урока: - Сегодня на уроке, мы продолжим знакомство со сказкой. Чем будем заниматься на уроке литературного чтения? (Будем читать, сравнивать, обсуждать, высказывать своё мнение и слушать чужое, спорить, делать выводы   т.е. учиться -  вывешиваю на магнитную доску)  

Наши задачи на уроке (читать  текст на слайде): -  … Добро и зло разоблачить.

-  Наша задача понять, что существует два мира – добра и зла, постараться в жизни  проявлять любовь ко всему, что нас окружает.

           Работа с текстом по заданию учителя:    

-  1 группа  найдите описание цветника,

- 2  группа найдите описание розы,

- 3 группа  найдите описание жабы.

5. Работа по восприятию текста:   Описывая жабу и розу, автор показывает своё отношение к героям. Подумайте, как Гаршин относится к своим героям?  Ответить нам поможет

6.  Электронная физ.минутка для глаз. Спасибо!  

   -  Мы  послушали прекрасную музыку, отдохнули,  мы счастливы!

      -  А в чем же заключается счастье для жабы? А для розы?   Найдите орфограммы в этих словах  (жи, безуд.гл. е)

-  Чего же хотела жаба больше всего?  (съесть розу)  

- Смогла ли жаба осуществить свой план? (нет)  Кто же помешал  ей  осуществить задуманное зло? (девочка).  

- Что заставило сестру выйти в сад? (просьба брата). Прочтем по ролям разговор сестры и брата. (до слов: «Да,  на столик мне хочется…»)

-  Значит, роза спаслась? (нет, ее срезали)

- Для кого была срезана роза? (для смертельно больного мальчика).

-  Как вы считаете, где самый напряженный момент сказки? (концовка).  Давайте прослушаем его. (звучит аудиозапись или читает  заранее подготовленный ученик  на стр.180).

- Сказка закончилась. Какое чувство она вызвала в вашей душе? (высказывания детей).

-  « Мальчик умер, роза завяла, и они навсегда ушли из жизни? Нет! Они будут жить в наших сердцах!  Обычно сказки имеют счастливый конец, поэтому мне очень хочется придумать продолжение этой сказки.     

Ведь недаром говорят, что добро побеждает зло. А еще я слышала такое выражение: «Красота спасет мир».  

7. Домашним заданием будет: 1) Придумать счастливый конец для этой сказки.

Знаете, ребята! А мне жаль жабу, в природе жабы очень полезны. Кто хочет выступить в защиту жабы, тому предлагаю:  2) Составить рассказ «Несколько слов в защиту жабы». 3) Составить план пересказа.

 

8. Итог урока. Вернемся к началу урока: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Чему же научила нас эта сказка? (Быть добрым, любить жизнь, помогать друг другу, жалеть друг друга,  т.е. быть милосердным - иметь доброе сердце).

Недаром говорят: «Делай людям добро, и оно вернется к тебе в 100-кратном размере».

9. Рефлексия.  Демонстрация розы в вазе и просьба:

 На том розовом кусте в запущенном садике распустилась еще одна роза. И я, срезав её, принесла в класс. Это волшебная роза. Она готова исполнить одно ваше желание. Закройте, пожалуйста, глаза! Подумайте о чем-то прекрасном, добром! Загадайте желание. Кто считает, что нельзя рассказывать о желании, а то оно не сбудется. Загадает его и промолчит.  Кто хочет поделиться загаданным желанием с нами?  (высказывания детей).

Благодарю за работу на уроке!

10. Выставление отметок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературному чтению на тему: В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе»

Урок по литературному чтению на тему:  В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе» Цель: продолжить работу над сказкой В.М.Гаршина «Сказка о жабе и розе»; повышение уровня восприятия литературного про...

Конспект урока литературного чтения по теме "В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе". 4-й класс

Урок литературного чтения по теме "В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе". 4-й класс Цель урока:  познакомить учащихся с произведением М. Гаршина "Сказка о жабе и розе".Презентаия к уроку прилаг...

Конспект урока литературного чтения по теме В.М.Гаршин "Сказка о жабе и розе"

Представлен первый урок по ознакомлению с произведением В,М. Гаршина "Сказка о жабе и розе" , УМК "Школа России"...

Урок литературного чтения в 4 классе (УМК «Школа России») Тема: В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе» (второй урок)

К моменту проведения урока по изучению произведения «Сказка о Жабе и Розе» ребята уже познакомились с творчеством Гаршина, читая и анализируя сказку ... -К...

Урок литературного чтения в 4 классе (УМК «ПНШ») Тема: В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе» (второй урок)

Урок разработан с использованием элементов метода многопланового анализа текста, с использованием методического приёма –приёмов постановки вопросов к тексту, словесного рисования, выбороч...

Конспект урока по литературному чтению по теме: В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» .

Технологическая карта урока разработана по всем требованиям ФГОС с использованием современных образовательных технологий....