Конспект урока по литературному чтению по теме: В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» .
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Технологическая карта урока разработана по всем требованиям ФГОС с использованием современных образовательных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта для уроков литературного чтения. 4 класс | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по литературному чтению в 4 классе
Тема | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» |
Цель урока | Повышение уровня восприятия литературного произведения В.М.Гаршина «Сказка о жабе и розе» (помочь учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания –главная цель- стать хорошим человеком в обществе). |
Задачи урока | Образовательные: научить детей анализировать художественные произведения. Развивающие: развивать умение работать с текстом и анализировать прочитанное; развивать способность эмоционального выражения собственного отношения к поступкам героев. Воспитательные: воспитание положительной мотивации к процессу обучения через выполнение разнообразных заданий, воспитывать умения слушать и уважать своих товарищей в фронтальной и работе в парах; воспитание познавательной активности. |
Универсальные учебные действия | Личностные: Развитие высших психических функций - внимание, восприятие, логическое мышление. - Регулятивные: Принимать и сохранять задачу, поставленную на уроке; Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; Оценивать правильность выполнения действия; Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения. - Коммуникативные: Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе, не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. - Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; Строить речевые высказывания в устной и письменной форме. |
Планируемый результат | Предметные: Сформировать понятия «мир доброта», «мир зла»; способствовать формированию умения раскрывать и сравнивать образы героев, делать выводы, приводить примеры из жизни. Личностные: Воспитать позитивное отношение к живой природе, формировать единое понятие добра и зла, умение высказать свою точку зрения и выслушать чужую. Метапредметные: Умение слышать, слушать и понимать участника диалога, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнёра и самого себя. Умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. |
Понятия | Мир добра, мир зла. |
Межпредметные связи | окружающий мир( сообщения), ОРКСЭ 9понятия: (добро и зло), русский язык, технология (цветы из бумаги), музыка (видео), ИЗО (рисунки), русский язык (словари) |
Ресурсы | ИКТ |
Организация пространства | Фронтальная, работа в парах |
Методы и приемы | Словесно-эмоционального воздействия, словесно-наглядный, практический, проблемно-поисковый, фронтальная работа, работа в парах |
Форма проведения | Урок-исследование |
Оборудование | Мультимедийная презентация, иллюстрированный материал с изображением жабы, розы, портрет В.М.Гаршина, план описания, карточки |
Технологическая карта урока
Этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Деятельность обучающихся |
I. Организационный момент. Эмоц. настрой на учебн. деятельн. | - Прежде чем начать урок, создадим друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнёмся друг другу, гостям. Пусть хорошее настроение сохранится у нас на протяжении всего урока. Чтобы вы хотели пожелать друг другу на уроке и мне… А я хочу вам пожелать…. Слово это серьезное, главное, важное. То, что значит оно, очень нужно для каждого. В нем забота и ласка, тепло и любовь. В нем стремленье на помощь прийти вновь и вновь. Это качество в сердце у многих живет И о боли других позабыть не дает. И оно поважнее, чем лица красота. Догадались, что это? СЕРДЕЦ ДОБРОТА. | Дети получают положительный настрой. Активности, хорошо читать, отвечать, внимательности, дружбы…… | «Цепочка пожеланий» |
II.Актуализация знаний 1. Мотивация к деятельности 2.Постановка проблемы а) Создание проблемной ситуации | Сегодня, ребята, мы с вами продолжим знакомство с творчеством….. (портрет) Чем интересны произведения этого писателя? В произведении Гаршина кроется много загадок, чтобы их разгадать мы должны быть внимательны, вдумчивы, серьёзными. С каким произведением Гаршина мы познакомились? (название рассыпалось) -Как выдумаете: что хотел автор показать названием сказки? Я предлагаю сегодня ответить на этот вопрос и постараться разгадать загадки писателя. - У вас есть какие-нибудь предположение, что может символизировать роза, а что жаба? Предположим, что.. «Мир жабы злобен… Нам предстоит его раскрыть. А роза милое созданье , Она сотворена любить Задача наша на сегодня Добро и зло разобличить.» Какие понятия нам помогут на уроке? Где мы их разбирали? Вспомните определения- Добро и ЗЛО (СЛОВА – АНТОНИМЫ) | Всеволода (владеющий всем, всевластный) Мих. Гаршина. В его произведениях, как в басне, герои и события учат нас чему-то, но не говорят об этом прямо, а намекают, чтобы мы сами сделали вывод - «Сказка о жабе и розе» Выдвижение гипотезы - Роза-добро, жаба-зло Сообщения учащихся Роза – добро, Жаба- ЗЛО | Составляют название из слов и проговаривают начало сказки Составляют слова добро и зло |
б) Составление плана исследования. | - Давайте попытаемся понять причину поступков героев, почувствовать движение души, чтобы не просто осознать главную мысль сказки, но и извлечь из неё уроки мудрости и нравственности. Нам нужен план (на пару по1) План исследования: 1. Выделить в произведении сюжетные линии 2. Сравнить и раскрыть образы этих героев 3. Сделать вывод | Подтверждение темы Сравнить героев произведения | Работа в парах |
3.7. Открытие новых знаний Работа с текстом Релаксац. пауза | 1. Выделить в произведении сюжетные линии - Сколько в произведении сюжетных линий? (2)– Сколько действующих лиц? (4) И они тесно переплетаются. Давайте разберемся в них. - Первая сюжетная линия - Вторая - Что объединяло всех героев произведения? Описание цветника. - А теперь вернемся к первой сюжетной линии. – Что вы можете сказать об обычной розе? Какая она? (Картинка на доску - СООБЩЕНИЕ) Просмотр видео и чтение абзаца на .с.170 - Какой вы представляете себе обычную жабу? Какая она? (Картинка на доску) Чтение текста (абзаца) с.170 о жабе Вторая сюжетная линия. Герои – Мальчик и девочка 1.Фронтальный опрос 1. В какое время года в последний раз мальчик был в цветнике? 2.Что он делал в цветнике? 3. Кого он увидел в цветнике? 4. В какое время года мальчик не мое выйти в цветник? 6. Кто находился с ним всегда? 2. Чтение по ролям До этих пор сюжеты сказки развивались отдельно «роза-жаба», «мальчик-девочка», что происходит дальше (соединить на доске сюжетные линии, показать, как они пересекаются) - Кто спас розу от ужасной смерти? 3. Инсценирование. Роза и жаба 4. Чтение по ролям - Почему автор не позволил жабе погубить розу? - Почему автор говорит нам, что это было лучшим происшествием в жизни розы? (НЕТ) - Можно ли сказать, что мальчик умер, роза завяла, и они навсегда ушли из жизни Вывод: добрые дела и поступки не забываются и остаются в памяти людей на долгие годы | -1.Роза и жаба 2.. Мальчик и девочка, которые были братом и сестрой, жили вместе - Цветник - Цветник запущен, по нему разрослись сорные травы, … - (соединить на доске сюжетные линии, показать, как они пересекаются) Роза подарила улыбку мальчику в самые трудные его минуту. | Аня читает короткие предложения о цветнике (подчёркнутые) Альбина читает слова Вика,Ира составляют цветник (РИСУНКИ) Рисунок Розы Рисунок ЖАБЫ Рисунки на доску Работают в парах |
ФИЗМИНУТКА | - Слова, связанные с жабой - топаем, слова, связанные с розой – произвольные движения (Злость, красота, зависть, равнодушие, солнышко, счастье, лень, ненависть, мечта, доброта, жаба, роза) | Слова читают на карточках | |
Самостояте- льная работа (по учебнику) в парах | 2. Сравнить и раскрыть образы этих героев – задание на карточках На листочке каждый дает характеристику своего пункта 1.Окружающая обстановка - Роза: хорошее солнечное майское утро, голубое небо, кругом мирно и спокойно, пение соловья, птички, бабочки и пчелки летали вокруг. - Жаба: сырая земля, среди корней кустов, тень, розовый куст. 2.Внешний вид - Роза: душистое прекрасное создание в цветнике, нежный, роскошный, бледный цветок, лепестки ее были тонкие...) - Жаба: жирная, старая, грязно-серые, липкие, бородавчатые безобразные лапы, плоское брюхо, жабьи глаза, жабье сердце. 3.Действия - Роза: росла, красовалась, могла бы плакать не от горя, а от счастья жить, не могла говорить, а разливать ароматный запах, не может летать как бабочка, слушала пение соловья, срезали недаром - Жаба: ленилась, обжиралась, карабкалась, шлепнулась, поползла, захрипела, отлетела, что-то зашевелилось в жабьем сердце. 4.Отношение к жизни - Роза: испытывает душевные переживания, любит жизнь, все ее радует, ее тонкий аромат-это и слова, и слезы и молитва, была счастлива - Жаба: не умеет радоваться солнцу, не умеет проявлять свои чувства, мечтает погубить прекрасное, ненависть, злость - Положительный - Отрицательный - Ребята, вам нравится роза? Какой это образ – положительный или отрицательный? - Итак, какой нам показывает жабу автор? Образ жабы положительный или отрицательный? - А теперь каждый прочитает свою характеристику, по пунктам плана (1 мин) | Работают в парах – карточки (по учебнику) | Работают в парах – карточки (по учебнику) |
IV.Оценочно-рефлексивный этап 4.1 Вывод по результатам исследовательской работы. | -Что же спрятал автор под символами «Роза» и «Жаба» и чему учат символы? - Вспомните, с кем автор сравнивал розу? (4 абзац с. 172) - Может быть это и есть ключ к разгадке существования символов в творчестве писателя. - Всеволоду Михайловичу Гаршину принадлежит удивительная мысль: (Слайд 13) «Если ты оставил после себя след красоты души, то будь уверен, что выполнил свою миссию на земле…» К кому из героев подходят эти замечательные слова? - Вот мы подобрались к смыслу произведения и можем ответить на вопрос (фиксированные на доске), поставленные в начале урока. - Почему у автора возникла идея написания сказки с таким названием? - Однажды писатель был в гостях у своего друга – поэта Полонского в частном доме, где играл Антон Рубинштейн. Рубинштейн сидел и играл за роялем. Музыка была прекрасна. Прямо напротив музыканта уселся и пристально смотрел на него весьма неприятного вида, как казалось писателю, старик. Эта разница между прекрасной музыкой и неприятным стариком натолкнула писателя на мысль написать своё новое произведение. Он представил, что это жаба наблюдает за розой. Он понимал, что эти два образа несовместимы и хотел рассказать нам об этом в своей сказке. Он хотел показать, как он понимает красивое и безобразное, доброе и злое. | - Люди, которые делают добро, - прекрасны, жадные и ленивые – отвратительны, их никто не любит. Приноси добро и радость другим, и о тебе будут помнить. - С человеком. Розе. - Образы розы и жабы - символы добра и зла. - Да | Чтений стихотворений О розе и жабе |
4.4. Итоги урока. Рефлексия. Самооценка детьми собственной деятельности. | -Мы исследовали сказку и ответили на вопрос. С каким чувством уходите с урока? – Изменилось что-то в вас, ваших душах, сердцах после нашего урока? Чему научил вас рассказ? (Добрые поступки, дела никогда не забываются, а остаются в памяти других людей на долгие годы. Лучше делать добро людям). Что на уроке у вас хорошо получилось? (лист самооценки)Помогли пожелания Пригодятся ли знания, полученные на уроке, вам в жизни? Чему научил вас рассказ? (Добрые поступки, дела никогда не забываются, а остаются в памяти других людей на долгие годы. Лучше делать добро людям).С каким качеством? Сердец Доброта В окружающей нас действительности не все так спокойно и безоблачно, как нам, того бы хотелось. Если внимательно всмотреться, то можно увидеть, что кому - то живется очень нелегко. Если чутко прислушаться, можно услышать «безмолвный голос» существа ждущего помощи и очень важно не очерстветь и не стать равнодушными к чужой боли, к чужой беде. Вы ещё дети, но впереди вас ждет много славных дел. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми.. Ведь делать добро, творить добро - это здорово. Но вы уже молодцы, принимаете в участие в акциях «ДОБРО» | Оценивают свою работу | |
5. Домашнее задание | Но у меня остался один вопрос: А Жаба – она плохая или хорошая? (В этом произведении она воплощение зла, значит, плохая.) - Я хочу вам напомнить о том, что у Гаршина Жаба – это только символ - Как же ответить на вопрос: А Жаба – она плохая или хорошая? - Я предлагаю вам в качестве домашнего задания составить короткое устное сочинение: «Несколько слов в защиту Жабы». | - В этом произведении она воплощение зла, значит, плохая. - Она добрая и полезная, потому что помогала растениям в саду. - Надо смотреть по делам. Добрые дела – доброе мнение. В природе жаба полезна. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению по теме: В. М. Гаршин «Лягушка- путешественница»
Цель: Учить правильному, беглому, осознанному мышлению. Развивать мышление, оперативную память. Уточнить и расширять словарный запас. На основе сказки расширять представление о жизни животных....
Урок по литературному чтению на тему: В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе»
Урок по литературному чтению на тему: В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе» Цель: продолжить работу над сказкой В.М.Гаршина «Сказка о жабе и розе»; повышение уровня восприятия литературного про...
Презентация.Литературное чтение.4 класс. В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе".
Интересная и красочная презентация к произведению В.М. Гаршина "Сказка о жабе и розе " поможет учащимся лучше представить и понять учебный материал....
Конспект урока литературного чтения по теме "В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе". 4-й класс
Урок литературного чтения по теме "В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе". 4-й класс Цель урока: познакомить учащихся с произведением М. Гаршина "Сказка о жабе и розе".Презентаия к уроку прилаг...
Конспект урока литературного чтения по теме В.М.Гаршин "Сказка о жабе и розе"
Представлен первый урок по ознакомлению с произведением В,М. Гаршина "Сказка о жабе и розе" , УМК "Школа России"...
Литературное чтение 4 класс В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».
Предметные УУД: научатся читать выразительно, сравнивать свои переживания с переживаниями героя произведения; работать с текстом, иллюстрацией к данному произведению....
Открытый урок по литературному чтению в 4 классе. В. Гаршин "Сказка о жабе и розе"
Цель урока: знакомство с произведениями русских писателей, в частности со сказкой В.Гаршина "Сказка о жабе и розе", углубление знаний детей о жизни и творчестве писателя....