Методическая разработка урока по литературному чтению В. Драгунский "Бы..."
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему

Методическая разработка урока по литературному чтению В. Драгунский "Бы..." 3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon by_dragunskiy_urok_po_literaturnomu_chteniyu.doc168 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по литературному чтению в 3 классе на тему:

В. Драгунский «...Бы».

Цепова Инна Андреевна, учитель начальных классов  ГБОУ шк. 5 Центрального района г. Санкт-Петербурга

Предмет:  литературное чтение

Класс: 3.

Тема урока: В.Драгунский «...Бы».

Цель урока: Создать условия для развития умения анализировать произведение.

Задачи  урока: Познакомить с текстом произведения В.Драгунского «…Бы».

Планируемые результаты.

                      Предметные

                   Метопредметные

                      Личностные

  • Читать правильно, бегло, сознательно, выразительно.
  • Уметь работать с текстом
  • Уметь ставить цель и удерживать в течение урока
  • Уметь анализировать поступки героев, прогнозировать текст
  • Уметь обобщать и классифицировать
  • Уметь логично и аргументированно излагать свои мысли во время устной речи.
  • Уметь работать в паре, слушать и понимать точку зрения другого.
  • Проводить самооценку и взаимооценку.
  • Воспитывать любовь и уважение к своим родителям.
  •  Воспитывать взаимовыручку и взаимоуважение

Тип урока: открытие новых знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная, работа  в паре, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер; презентация; портрет писателя;  книги В. Драгунского; толковый словарь; учебник литературного  чтение 3 класс, карточки с заданиями №1.2, для групповой и дифференцированной  работы, разрезной материал (составь пословицу).

Структура и ход  урока:

Этап урока

Действия учителя

Действия учащихся

УУД

Замечания

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности).

Учитель проверяет готовность детей к уроку

-Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Вы готовы слушать и слышать, спрашивать и отвечать.

-А чтобы урок наш прошел интересным и полезным, мы должны  дополнить девиз нашего  урока  универсальными учебными действиями

Тексты будем мы ……..,

Информацию  из  текста …

Точку  зрения…

 На вопросы ……………,

И, конечно, без сомненья,

Речь при этом …………..!

(Слова-подсказки:  читать,  отвечать,  извлекать, высказывать, развивать.) (слайд)

Включаются в урок, во взаимодействие с учителем.

Коммуникативные (умение включиться в урок, во взаимодействие с учителем)

2. Актуализация знаний и фиксация

  затруднения в деятельности

Работа с портретами писателей.

-Начинает работать. Что вы видите на доске? (портреты писателей)

-Каких писателей вы узнали? (Виктора Драгунского, Павел Бажов, Виктора Бианки)

-А как вы думаете, кто лишний? (Драгунский – писал о детях и для детей, Бианки и Пришвин – писали рассказы о природе).

-Что вы знаете о Викторе Драгунском? Высказывания детей).

- Настя Истягина и Настя Богослова расскажут о Драгунском.

- Что нового вы узнали? (используются сигналы).

-Какие произведения вы читали? (сигналы)

-Назовите имя и фамилию писателя, произведения которого мы будем изучать?

-Прочитайте надпись на доске(карточка).

-Предположите что это? Почему?

-Что необычного вы заметили? (многоточие

- Что оно означает? (пропущенное слово)

- Какое слово может быть пропущено? Предположите?

- О чем пойдет речь в тексте. Предположите? Что бы вы хотели узнать?

Вспоминают и отвечают на поставленный воп-рос. Формулируют  тему и цель урока. Самостоятельно работают с карточками «Биография Виктора Драгунского». При чтении биографии карандашом выстав-ляют пометки на полях. 

Дают  ответы, доказы-вая  словами  из  текста.

Комментируют  слайды.

Регулятивные(умение самостоятельно  формулировать тему и цели деятельности на уроке)

Познавательные (умение извлекать информацию).

Личностные (умение сотрудничать в совместном решении проблемы.)

Коммуникативные (умение слушать и понимать других, высказывать своё мнение и аргументировать свой ответ)

Познавательные (умение  добывать новые знания  из  предложенной  информации)

3. Построение

проекта выхода

из затруднения и его реализация

- Сформулируйте тему урока.

- А какую цель и задачи мы поставим для урока?

- Я думаю, что у вас появилось желание прочитать это произведение. Откройте учебник на с.106.

- Рассмотрите иллюстрацию. Что могло произойти?

Знакомство с текстом.

- Прочитайте начало текста. (молча засекает время 1 мин)

- Дочитайте до точки. О чем успели узнать в отрывке, который прочитали? (о том, что Дениска захотел стать взрослым и командовать родителями, как они им?)

- А как вы думаете, что будет дальше?

- Давайте узнаем.  Читаем внимательно, правильно, соблюдаем знаки препинания. Со 2 абзаца.(Читают дети по цепочке)

-Понравился вам рассказ? Верными были наши предположения о содержании текста?

-От чьего лица идет повествование? ( от лица персонажа)

-Назовите жанр текста. Согласны?(сигналы) Докажите.

-Какой это рассказ по настроению? (веселый, смешной)

- Как называются такие рассказы? (юмористические рассказы)

-Почему автор выбрал такое странное название?

Обучающиеся  строят  предположения.

Фронтальная  работа.

Продолжают  чтение  хорошо  читающие  дети

Учитель комментирует чтение детей.

Познавательные (выдвижение предположений, их обоснование.)

Словарная работа.

- Какие слова в рассказе были непонятны?

Для работы со словами используем групповую работу.

-Назовите правила работы в группе.

-Объединитесь в группы.

-Возьмите карточку № 1.. Прочитайте задание и выполните его

 -Как называются устойчивые словосочетания, придающие языку яркую эмоциональную окраску. (фразеологизмы) Соедините слова или словосочетания с их значениями.

-Какие словари нам понадобились? (Толковый словарь и словарь фразеологизмов).

- Прочитайте ответы. (ответы детей. 6 групп по 1 ответу. Остальные группы используют сигналы)

Предполагают, обсуждают.

Обучающиеся  работают в группе, высказывают свои предположения, объясняют свой выбор.

Дают    ответы.

Дети высказывают свои мнения, аргументируют  их.

 

Коммуникативные (умение в совместной деятельности договариваться, при-ходить к общему решению).  

4. Физминутка.  

Учитель  предлагает  отдохнуть:

- Сегодня мы читаем рассказ о семье Дениски.

-Мы  с  вами тоже  школьная  семья.  Давайте  проверим,    как  мы  понимаем  друг  друга.

(игра «Класс!»)

Обучающиеся выполняют двигательные упражнения

Коммуникативные (осуществление совместной двигательной деятельности ).

5. Решение проблемной ситуации

Проверяет  понимание  учащимися  текста.

 Первичное закрепление.

- О чём мечтал  мальчик?

- Зачем он хотел быть взрослым? (Хотел  быть главным, командовать, не нравилось, что взрослые им командуют, отомстить им).
- Какие фантастические картины рисовал в своём воображении Дениска? Как разговаривает мальчик с родителями (приказы, команды)                                                                  

- В какой  последовательности  Дениска примерял  на себя роли  родителей?

- Возьмите на своей парте карточку № 2. Прочитайте задание.

Выполняем.

-Давайте проверим.

-Прочитайте задание

1 ряд -Найди и прочитай слова, которые хотел адресовать Денис маме. Научись читать правильно и выразительно.(каждый, сидящий на ряду сигнализирует о правильности)

2 ряд – слова, которые хотел адресовать Денис папе.

3 ряд – слова, которые хотел адресовать Денис бабушке.  

Итог:

-Вы правильно нашли и прочитали слова достаточно выразительно.

Высказывают свои предположения.

Дают    ответы.

Зачитывают  отрывки.

Дети зачитывают только слова мальчика.    

Отвечают  на  вопросы,  а  затем  зачитывают.  

Работа в парах.

 

Личностные (учиться высказывать свою точку зрения, понимать  и  принимать  точку зрения другого.)

Коммуникативные (умение  слушать, осмысливать).  

Личностные (формирование интереса к чтению, потребности в чтении).

Коммуникативные (умение слушать и понимать других, высказывать своё мнение и аргументировать свой ответ)

Познавательные (умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник).

6. Обобщение.

- Почему мальчик именно в таком тоне обращается к родителям?

Где он слышал такие слова и интонации? (потому что они к нему так обращаются, у родителей)Зачитайте.

-Как вы думаете любят ли Дениску родители?

-А почему тогда ворчат на него? (потому что тревожатся, заботятся, переживают за него)

-А чего же не хватает Дениске, если его все-таки любят родители? (уважения, понимания)

-А давайте попробуем перефразировать команды, которые мы сейчас прочитали, так, чтобы их можно было воспринять без обид.

-Легко ли вам было перефразировать эти жесткие обращения? (легко. Трудно)

-А вообще, легко ли быть взрослым?

-Дениске кажется, что взрослым все можно, а как кажется вам? (не очень легко. Ответственность за детей, пропитание, жилье, пожилых родителей и т.д.)

-Понимает ли Дениска это?

-А родители всегда ли понимают Дениску?

-Чего не хватает в отношениях между Дениской и родителями, бабушкой? (взаимопонимания)

-Ребята. а всегда ли вас понимали родители? Ответьте сигналами.

-Подумайте, что можно сделать, чтобы достичь понимания и взаимопонимания в семье.

-Какова же главная мысль этого рассказа Драгунского?

- Возьмите на парте задание. Скрепленное скрепкой. Составьте предложение. У доски составит предложение…

 (Кто родителей почитает, тот вовек не погибает)

- Как вы ее понимаете? (Когда человек почитает своих родителей, т он прислушивается к их советам, что помогает ему прожить без бед. Почитать – значит, помогать и слушаться маму, не огорчать ее своим поведением, хорошо учиться, у мамы на душе будет спокойно, ее сердечко не болит.)

-Эта пословица подходит к сегодняшнему уроку? Докажите.

- Итак, какой рассказ мы читали сегодня? Кто автор? В чем особенность этого рассказа?

Дают  ответ, аргументируя  и  доказывая   свою  точку  зрения.            

Делают  вывод.

Решают  проблему,  поставленную  в  начале  урока.                      

При наличии резервного времени

 (умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения)

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке

-Имеем мы право обижаться на своих родителей?   (сигналы) Все  ли  вы  делаете  для  того  чтобы  вас  мама  с  папой  поняли? (сигналы) К  какому  выводу  вы  пришли?                      

 -Молодцы! Вы  понимаете  своих  родителей  и  уважаете их!  Пусть  в ваших  семьях  царит  любовь  и взаимопонимание!

                                                                                   

 - Оцените свою работу на уроке:  

Мне было интересно…                                                                                                                     Я сегодня узнал …                                                                                                                          Мне было трудно…

Оцените свою работу на уроке сигналами.

+ доволен своей работой

- не доволен

Отвечают на вопросы учителя.

Ответы детей.

Делают вывод.

Определяют меру своего продвижения вперёд.

 Осуществляют самооценку усвоения  материала   и  работы на уроке в  целом; формулируют конечный результат.

Регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию)

Регулятивные (умение оценивать учебные действия  в  соответст-вии  с поставленной задачей)

Регулятивные (подведение  итогов своей познавательной, учебной, практической деятельности).

8.Домашнее  задание.

Поясняет  домашнее  задание

1.Протать  текст. Подготовиться к чтению по ролям.

2.По желанию: составить  рассказ  на  тему  «Если бы  я  был  взрослый, то…»

Записывают  в дневник

         

     

Список литературы.

  •  О .  В .  Кубасова.   Литературное   чтение  «Любимые страницы»  3   класс  (1,2, 3 ,4 части) – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010
  • С.И. Ожегов.  Словарь  русского  языка     Под  редакцией Н.Ю. Шведовой.-23  изд..испр.-М:Рус.яз,.1991
  •  О . В .  Кубасова  Методические  рекомендации к учебнику «Любимые страницы  3   класс » - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2010
  • Н.Н.Дорогинина. Поурочные планы по учебнику  О . В . Кубасовой  «Любимые страницы  3   класс » - Волгоград: «Учитель», 2010

1-ый ученик:

Пришла война. Драгунский рвался на фронт, врачи из-за болезни не разрешили,  но он не сдался и поступил в ополчение.
Ополчение – это войска, которые создаются во время войны в помощь основной армии из добровольцев.

Ополченцы рыли глубокие траншеи, окопы, устанавливали противотанковые заграждения. Работа была изнурительная, тяжелая.

        Немцы неумолимо наступали под Москвой. Часть ополченцев была убита, Драгунский спасся чудом.

        Потом вместе с театром он выступал  с концертами перед бойцами, которые направлялись на фронт, перед раненными в госпиталях.

После войны Драгунский неожиданно для всех бросает театр и уходит в цирк. Работать  рыжим клоуном!   Особенно любил Драгунский выступать перед детьми. Для него не было большего наслаждения, чем следить за маленькими зрителями, которые во время его представлений просто сползали со стульев от смеха.

2-ой ученик:

Виктор Драгунский писал:

«Смех – это радость. Я даю его двумя руками.

Карманы моих   клоунских штанов набиты смехом.

Дети должны жить,  они должны радоваться…

и я должен приносить радость детям»

Свою первую книжку Виктор Драгунский выпустил в  48лет. Называлась она «Он живой и светится».  Но самое любимое, самое читаемое у писателя – это «Денискины рассказы», героем которых стал не какой-нибудь выдуманный мальчик, а его сын Денис. Когда Денис Драгунский вырос, он стал журналистом, а дочь Виктора Драгунского Ксения – детским писателем.

Все рассказы  Виктора Драгунского разные: над одними смеешься до слез, над другими задумываешься, порой грустишь и огорчаешься.

Когда читаешь эти рассказы, замечаешь, что Дениска похож на каждого из нас. Он любит то, что любим мы.

Прочитайте. Соедините слова с их значением.

узнать почём фунт лиха                                        характеристика очень худого человека

завела моду                                                    испытать на себе какие-то трудности, лишения, узнать сполна горе.

сидели как шелковые                                          усвоить какую-либо определенную привычку

вылитый Кащей                                                послушные, кроткие

хлюпать носом                                                 вход, выход, предназначенный для бытовых нужд

                                         

черный ход                                                        делать втягивающие движения при насморке

                                                                        

Прочитайте. Соедините слова с их значением.

узнать почём фунт лиха                                        характеристика очень худого человека

завела моду                                                    испытать на себе какие-то трудности, лишения, узнать сполна горе.

сидели как шелковые                                          усвоить какую-либо определенную привычку

вылитый Кащей                                                послушные, кроткие

хлюпать носом                                                 вход, выход, предназначенный для бытовых нужд

                                         

черный ход                                                        делать втягивающие движения при насморке        

                                                        

                                

                                        

                

Кто родителей почитает,

тот во век не погибает.

ответственность

любовь

забота

родители

дети


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников «Школа XXI века». Тема урока: М.Пришвин «Ёжик».

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме М.Пришвин "Ёжик". УМК "Начальная школа 21 века". Цель урока: создать условия для приобретения опыта самостоятельной читательс...

Методическая разработка урока по литературному чтению !Уроки этики в авторском произведении. Л. Муур «Крошка Енот».

Данная методическая разработка представляет собой пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии о бучения и воспитания прим...

Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников «Школа XXI века». Тема урока: М.Пришвин «Ёжик».

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме М.Пришвин "Ёжик". УМК "Начальная школа 21 века". Цель урока: создать условия для приобретения опыта самостоятельной читательс...

Методическая разработка урока по литературному чтению. Тема урока: "Александр Раскин «Как папа охотился на тигра»"

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА-МАСТЕРСКОЙ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В 3 КЛАССЕ...

Методическая разработка урока по литературному чтению 3 класс тема урока: А. С. Пушкин «Зимний вечер» УМК Школа XXI Века

Методическая разработка урока по литературному чтению 3 класс тема урока: А. С. Пушкин  «Зимний вечер» УМК Школа XXI Века...