Литературное чтение, рабочая программа, 1 класс, УМК "Гармония"
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему
Рабочая программа по литературному чтению, 1 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkumatpoyasnitelnaya_zapiska_literaturnoe_chtenie.docx | 142.73 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к тематическому планированию
по обучению грамоте (литературное чтение)
Рабочая программа по обучению грамоте разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС). Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Фундаментального ядра содержания общего образования, планируемых результатов начального общего образования.
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса общеобразовательной школы разработана на основе программы начального общего образования (Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2010) и авторской программы М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко. Н.М.Бетенькова, О.Е.Курлыгина. (программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы 1–4. – Смоленск.: Ассоциация ХХI век, 2012). Учебники имеют гриф: «Рекомендовано Министерством образования и науки».
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Целями изучения предмета «Обучение грамоте» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного чтения, как показателя общей культуры человека.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Добуквенный период
Обучение речи (говорению, слушанию, поведению во время разговора). Речь как способ общения людей; понятность и вежливость как главные качества речи; правила речи и их практическое освоение в различных ситуациях общения, в том числе на уроке: говорить не всем одновременно, а по очереди; слушать собеседника; смотреть на него; не перебивать (или извиниться); не говорить слишком тихо или слишком громко; не указывать на присутствующего — «он, она», а называть по имени; молчать, когда жуёшь; выбирать способы приветствия и прощания в зависимости от адресата, пользоваться другими формулами вежливости. Виды речи: деловая и «картинная» (разговорно-художественная), устная и письменная; накопление детьми опыта разграничения этих видов речи и их практического использования. Наблюдения за темпом, силой, окраской голоса (интонацией), за мимикой и жестами как помощниками устной речи.
Первоначальное освоение языковых понятий. Предложение как способ выражения мысли; оформление предложений в устной и письменной речи, их вычленение на слух и составление; наблюдения за интонацией конца предложений и их квази-запись.
Слово как название чего-либо, разграничение слов и называемых ими явлений действительности; наблюдения за значениями слов, постановка вопросов к словам; раздельное написание слов, использование большой буквы в именах, фамилиях, кличках и т. д.
Слог как минимальная произносительная единица, выделение слогов с помощью приёма скандирования; деление слов на слоги и подбор слов заданной слоговой структуры.
Звуки речи: гласные и согласные, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, парные и непарные (общее представление), глухие и звонкие, парные и непарные по глухости-звонкости; приемы вычленения звуков и выяснения признаков каждого; характеристика отдельных звуков, а также выполнение полного звукового анализа целых слов из 3—5 звуков. Представление о слогообразующей роли гласных как основа обучения слоговому чтению. Смыслоразличительная роль звуков и ударения, формирование умения легко разграничивать (на слух) слова, отличающиеся отдельными звуками или ударением. Совершенствование орфоэпических умений.
Основной период
Обучение чтению. Совершенствование умения выполнять полный и частичный звуковой анализ. Знакомство с буквами как способом обозначения звуков в письменной речи. Поэтапное изучение букв:
- гласных звуков — Аа, Оо, ы, Ни, Уу, Ээ;
- непарных звонких согласных звуков — Лл, Мм, Нн, Рр;
- парных по глухости-звонкости согласных, большая часть которых обозначает глухие звуки, — Сс, Кк, Тт, Вв, Пп, Шш;
- обозначающих мягкость согласных — и, я, е, ё, ю, ъ;
- не изучавшейся буквы непарного звонкого — и;
- ещё не изученных букв из числа тех, которые обозначают парные по глухости-звонкости согласные, — Зз— Сс, Бб—Пп, Дд-Тт, Вв-Фф, Жж-Шш;
- обозначающих непарные по глухости-звонкости глухие согласные — Хх, Цц, Чч, Щщ;
8) Ее, Её, Юю, Яя в позиции, когда за ними скрывается звук [и'];
9) разделительных знаков — ъ и ъ.
Последовательное обучение ориентировке на буквы гласных при чтении прямых слогов и в целом становление механизма позиционного чтения. Обучение чтению слов с различными способами обозначения звука [и'].
Совершенствование слогового чтения с постепенным переходом к чтению целыми словами, повышение его правильности, беглости и сознательности, обучение выразительному чтению. Формирование умения самостоятельно подготовиться к чтению отдельных слов сложной слоговой структуры.
Развитие речи. Совершенствование умения говорить и слушать, соблюдать правила поведения при общении в различных ситуациях.
Формирование диалогической и монологической речи — как деловой, так и «картинной». Наблюдение за значением слов; расширение словарного запаса детей и обогащение их речи; работа над построением различных видов предложений, а также деловых сообщений (по моделям-опорам) и рассказов по картинкам на основе имеющихся у детей впечатлений, воспоминаний.
Обучение пониманию читаемых текстов, их озаглавливанию после уточнения темы и главной мысли (без терминов), участию в беседе по прочитанному.
Завершающий период
Обобщение о звуках и буквах русского языка. Систематизация сведений о звуках и обозначающих их буквах (на основе схемы-опоры и «ленты букв»). Знакомство с другой системой расположения букв — с алфавитом; освоение алфавита.
изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
МЕСТО КУРСА «ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение литературного чтение в начальной школе в 1 классе выделяется –95 часов; (4 часа в неделю, 33 учебные недели), из них на контрольные работы – 2 часа, на проверку навыков чтения – 2 часа.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование
всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо);
потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания;
читательской компетентности младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения и способами освоения прочитанного (прослушанного) произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности;
готовности обучающегося к использованию литературы для своего духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе читаемого.
Поскольку стандарты нового поколения опираются на деятельностную парадигму образования, постулирующую в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения им способов деятельности, данная программа ориентирована на реализацию коммуникативно-деятельностного подхода к обучению чтению.
Концептуальной особенностью данного курса является осознанная установка на дистанционное (посредством чтения текста) общение с писателем. Отсюда вытекают базовые позиции курса:
обеспечение мотивационной стороны (желание вступить в общение с писателем посредством чтения);
внимание к личности писателя;
бережное отношение к авторскому замыслу, реализовавшемуся в отборе, трактовке содержания и придании ему той или иной формы;
наличие ответного коммуникативного акта, выраженного в оценке и интерпретации полученной информации (эмоциональной, интеллектуальной, эстетической).
Для успешной реализации модели общения «АВТОР <=> ТЕКСТ <=> ЧИТАТЕЛЬ» необходимо решение комплекса личностных, метапредметных и предметных задач.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
1.Развитие фонематического слуха учащихся с использованием разнообразных заданий по звуковому анализу и моделированию речи.
2. Формирование первоначальных представлений о слове, наблюдение за словом с разных позиций и на разных уровнях: фонетическом, морфемном, морфологическом и лексическом.
3. Овладение всеми видами речевой деятельности: слушания, говорения, чтения.
4. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний.
7. Овладение учебными действиями на начальной ступени литературного образования:
-понимать содержание и главную мысль произведения;
-понимать поступки и мотивы поведения героев, выражать своё отношение к ним;
-извлекать из текстов интересную и полезную для себя информацию.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого
этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.[1]
СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В 1 классе домашние задания не задаются. Учитель планирует свою работу так, чтобы обеспечить полноценное усвоение каждым ребенком необходимых знаний, умений и навыков только на уроке.
В 1 классе используется только словесная оценка, критериями которой является соответствие или несоответствие требованиям программы. Не следует использовать в качестве оценки любую знаковую символику.
Оценки фиксируются и накапливаются в таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных) в и в портфолио.
Предметные контрольные работы (один раз в четверг обязательно).
В первом классе вместо бальных отметок допустимо использовать только положительную и не различаемую по уровням фиксацию.
Используется «Алгоритм самооценки»
В первом классе алгоритм состоит из 4 вопросов:
- Какое было дано задание? (Учимся вспоминать цель работы)
- Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью)
- Задание выполнено, верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки)
- Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс)
После проведения итоговых контрольных работ по предметам и диагностик метапредметных результатов используются таблицы результатов, в которые учитель выставляет отметка за каждое из заданий в таблицу результатов. Отметки в таблицы результатов выставляются в 1 классе в виде «+» (зачет, решение задачи, выполнение задания) или «-« ( задача не решена, задание не выполнено)
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Для учителя:
Печатные пособия:
- «Поурочные методические рекомендации к букварю и прописям» Смоленск. Ассоциация ХХI век». Пособие для учителя.
Видео-, аудиоматериалы:
- Интернет – ресурсы.
- Медиа- презентации
- Медиапроектор.
Цифровые ресурсы:
- Школьные диски.
Оборудование:
- Компьютер
- Смарт - доска
Для учеников:
- Букварь: «Мой первый учебник.» Букварь. 1 класс. В 2-х частях / М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко, Н. М. Бетенкова, О. Е. Курлыгина. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011год. Учебник соответствует ФГОС 2011 года и рекомендован Министерством образования и науки РФ.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
Добуквенный период | 20 ч. | |
Основной период обучения грамоте. | 71ч. | |
Итого: | 91 ч. | |
Звенит звонок – начинается урок. | 7 ч. | |
Час потехи. | 6 ч. | |
Что такое хорошо и что такое плохо» и что такое плохо. | 9 ч. | |
Там чудеса… | 14 ч. | |
Итого: | 36 ч. | |
Итого: | 128 ч. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к тематическому планированию по литературному чтению
Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» образовательной области «Филология» для 1 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по литературному чтению (Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2010) и авторской программы курса «Литературное чтение» для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений О. В. Кубасовой (Кубасова О.В. –Смоленск: Издательство «Ассоциация XXI век, 2012 г.). Программа соответствует учебникам, рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования по окружающему миру и авторской программой учебного курса. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам курса и последовательность изучения тем с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.
Целями изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма, как показателя общей культуры человека.
МЕСТО КУРСА «ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение учебного предмета отводится 128 часов,(4 часа в неделю, 33 учебные недели). Из них на проверку техники чтения – 1 час, на тестовые работы – 2 часа, на проверочные работы – 4 часа.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Обучение чтению по данной программе предполагает реализацию следующих задач:
1. Формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу. (Мотивационная сторона читательской деятельности.)
2. Совершенствование у детей навыка чтения: осмысленности, правильности, беглости, выразительности. (Техническая основа процесса чтения.)
З. Формирование способности к полноценному (адекватному и всестороннему) восприятию литературного текста. (Содержательная сторона чтения: непосредственный эмоциональный отклик, обдумывающее восприятие, постижение подтекста, авторского замысла и собственного отношения к тому, что и как написано.)
4. Усвоение различных способов творческой интерпретации художественного текста: выразительного чтения по книге и наизусть, драматизации, словесного рисования, творческого пересказа, музыкального иллюстрирования, составления диафильма и др.
5. Обучение практическим умениям преобразования текста: определению главного и второстепенного, нахождению опорных слов, выделению смысловых частей, озаглавливанию, составлению плана, пересказу и др. (Общеучебные умения работы с текстом, позволяющие логически перерабатывать и усваивать познавательную информацию.)
6. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой принадлежности, и на этой базе практическое освоение элементарных литературоведческих понятий. (Основы литературного развития.)
7. Овладение детьми умением пользоваться определенным программой набором средств внетекстовой информации (обложка, титульный лист и др.), превращающих текст в книгу и позволяющих ориентироваться в ней.
Для обучения и воспитания функционально грамотной личности важнейшую роль играют не столько предметные результаты, сколько личностные и метапредметные результаты деятельности школьников. Это обеспечивается целостной системой работы с учениками, как на уроках, так и вне учебного процесса.
На уроках «Литературного чтения» обеспечивается формирование коммуникативных универсальных учебных действий через обучение правильному и умелому пользованию речью в различных жизненных ситуациях, передаче другим своих мыслей и чувств, через организацию диалога с автором в процессе чтения текста и учебного диалога на этапе его обсуждения.
Выражение и отстаивание собственного мнения, способность выслущать другую позицию развивает регулятивные универсальные учебные действия.
Знакомство с «элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий» способствует формированию познавательных универсальных учебных действий.
Учебный материал книг для чтения подобран таким образом, чтобы наиболее полно раскрыть весь спектр литературы для детей в ее идейно-тематическом, видо-жанровом, эстетическом многообразии. Здесь собраны литературные произведения, соответствующие возрастным особенностям детей, способные заинтересовать их, побудить к организации собственной творческой деятельности на основе прочитанного. В учебные книги по чтению входит золотой фонд детской литературы: произведения русского и зарубежного фольклора, литературные сказки, басни, лирические и эпические стихотворения, рассказы и повести, произведения драматургической формы, познавательные статьи и очерки.
Программа литературного чтения для четырехлетней начальной школы включает разделы по каждому году обучения: «Круг чтения», «Читательские умения» (навык чтения, работа с текстом и книгой), «Литературоведческая пропедевтика», «Развитие творческих способностей».
Систематическое поурочное обучение литературному чтению начинается после изучения «Букваря».
Обучение чтению. Введение первоклассников в мир детских книг и мотивация дальнейшего самостоятельного чтения — рассматривание обложек книг, чтение отрывков, беседы о знакомых, любимых книгах, подведение к мысли: «Как хорошо уметь читать!»
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
Читательские умения
НАВЫК ЧТЕНИЯ
Осмысленность чтения:
- Работа над пониманием читаемого с помощью вопросов по содержанию;
- Смысловая работа по определению того, что из описанного в тексте соответствует действительности, что – нет (небылицы);
- Воссоздание литературного образа по совокупности его признаков (загадки);
- Уточнение темы произведения путём выбора более точного заголовка из предложенных учебником;
- Нахождение главной мысли, сформулированной в тексте;
- Уточнение идеи произведения при выборе из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;
- Сравнение произведений на основе их содержательно-тематических особенностей.
Правильность чтения:
- Работа над предупреждением искажения звукобуквенного состава слов (скороговорки, специальные упражнения);
- Обучение соблюдению орфоэпических норм;
- Формирование плавного слогового способа чтения.
Скорость чтения:
- К концу учебного года – 30-35 слов минуту (указан минимум для выставления учащимся высшей отметки)
Выразительность чтения:
- Формирование умения интонационно оформлять предложения разных типов;
- Работа над передачей основного эмоционального тона произведения;
- Освоение по ролям небольших произведений.
РАБОТА С ТЕКСТОМ И КНИГОЙ:
- Формирование умения осознавать тот факт, что читаемое создано кем-то (народом, конкретным человеком), что способствует преодолению «наивного реализма» в восприятии литературы;
- Озаглавливание прочитанного;
- Работа по восстановлению деформированного картинного плана;
- Составление картинного плана;
- Пересказ с опорой на картинный план;
- Обучение ориентировке в Содержании (оглавлении) книги;
- Формирование умения понимать характер книги по её обложке.
Литературоведческая пропедевтика
- Накопление, обобщение и систематизация жанровых и тематических литературных впечатлений;
- Осознание принадлежности литературного произведения к народному или авторскому творчеству;
- Выявление общности одножанровых народных и авторских текстов;
- Введение в активный словарь терминов: персонаж, загадка, считалка, небылица, скороговорка, пословица, басня.
Развитие творческих способностей
- Формирование основ воссоздающего и творческого воображения;
- Творческая интерпретация читаемого посредством интонационной выразительности;
- Освоение чтения по ролям;
- Элементарное словесное творчество по подобию.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Обучение чтению по данной программе предполагает реализацию следующих задач:
1. Формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу. (Мотивационная сторона читательской деятельности.)
2. Совершенствование у детей навыка чтения: осмысленности, правильности, беглости, выразительности. (Техническая основа процесса чтения.)
З. Формирование способности к полноценному (адекватному и всестороннему) восприятию литературного текста. (Содержательная сторона чтения: непосредственный эмоциональный отклик, обдумывающее восприятие, постижение подтекста, авторского замысла и собственного отношения к тому, что и как написано.)
4. Усвоение различных способов творческой интерпретации художественного текста: выразительного чтения по книге и наизусть, драматизации, словесного рисования, творческого пересказа, музыкального иллюстрирования, составления диафильма и др.
5. Обучение практическим умениям преобразования текста: определению главного и второстепенного, нахождению опорных слов, выделению смысловых частей, озаглавливанию, составлению плана, пересказу и др. (Общеучебные умения работы с текстом, позволяющие логически перерабатывать и усваивать познавательную информацию.)
6. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой принадлежности, и на этой базе практическое освоение элементарных литературоведческих понятий. (Основы литературного развития.)
7. Овладение детьми умением пользоваться определенным программой набором средств внетекстовой информации (обложка, титульный лист и др.), превращающих текст в книгу и позволяющих ориентироваться в ней.
Для обучения и воспитания функционально грамотной личности важнейшую роль играют не столько предметные результаты, сколько личностные и метапредметные результаты деятельности школьников. Это обеспечивается целостной системой работы с учениками, как на уроках, так и вне учебного процесса.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
На уроках «Литературного чтения» обеспечивается формирование коммуникативных универсальных учебных действий через обучение правильному и умелому пользованию речью в различных жизненных ситуациях, передаче другим своих мыслей и чувств, через организацию диалога с автором в процессе чтения текста и учебного диалога на этапе его обсуждения.
Выражение и отстаивание собственного мнения, способность выслущать другую позицию развивает регулятивные универсальные учебные действия.
Знакомство с «элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий» способствует формированию познавательных универсальных учебных действий.
Учебный материал книг для чтения подобран таким образом, чтобы наиболее полно раскрыть весь спектр литературы для детей в ее идейно-тематическом, видо-жанровом, эстетическом многообразии. Здесь собраны литературные произведения, соответствующие возрастным особенностям детей, способные заинтересовать их, побудить к организации собственной творческой деятельности на основе прочитанного. В учебные книги по чтению входит золотой фонд детской литературы: произведения русского и зарубежного фольклора, литературные сказки, басни, лирические и эпические стихотворения, рассказы и повести, произведения драматургической формы, познавательные статьи и очерки.
Программа литературного чтения для четырехлетней начальной школы включает разделы по каждому году обучения: «Круг чтения», «Читательские умения» (навык чтения, работа с текстом и книгой), «Литературоведческая пропедевтика», «Развитие творческих способностей».
Систематическое поурочное обучение литературному чтению начинается после изучения «Букваря».
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1 класс (36 часов)
Круг чтения
Первоклассники читают отечественные и иноязычные (переводные) произведения, фольклорные и литературные, от Эзопа до современных авторов. Отбор произведений подчинен в первую очередь принципам художественности, тематической актуальности и литературного разнообразия.
Звенит звонок — начинается урок (7 ч.)
Л. Дьяконов «Первоклассникам»; А. Барто «Стали грамотными»; Г. Новицкая «Книжки»* (звездочкой отмечены произведения, рекомендуемые для заучивания наизусть); Р. Сеф «Учись читать!..»; Л. Пантелеев «Ау»; С. Погореловский «Ох, и непорядки в Мишкиной тетрадке»; В. Голявкин «Болтуны»; С. Маршак «Угомон»; В. Орлов «Оправдался»; Э. Мошковская «Можно всему-всему научиться…».
«Час потехи» (6 ч.)
В. Смит «Потехе час» (перевод Б. Заходера); побасенки; загадки; С. Маршак «Загадки» (отрывки); Г. Цыферов «В среду решили они играть в прятки…»; В. Берестов «Искалочка»; считалки*; В. Берестов «За игрой»; скороговорки; С. Маршак «Я видел»; С. Михалков «С нами смех!»; И. Жуков «Черт и торт»; С. Маршак «Пудель».
«Что такое хорошо и что такое плохо» (9 ч.)
Л. Толстой «Правда всего дороже»; С. Прокофьева «Сказка про честные ушки»; В. Орлов «Кто первый»; Э. Мошковская «Не надо больше ссориться!..»; Л. Толстой «Кто прав?»; В. Осеева «Все вместе»; Е. Пермяк «Для чего руки нужны»; Эзоп «Собрался старик помирать»; Л. Толстой «Два раза не умирать»; Л. Толстой «Два товарища»; В. Росин «Друзья познаются в беде»; С. Михалков «Ошибка», «Прививка»*; Л. Яхнин «Силачи»; М. Пляцковский «Добрая лошадь».
«Там чудеса...» (14 ч.)
А. Шибаев «Сказки просят…»; русская народная сказка «Лиса и рак»; русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко»; ингушская сказка «Заяц и черепаха»; американская сказка «Вот он, вор!»; армянская сказка «Заказчик и мастер»; А. С. Пушкин «У лукоморья»*, «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (отрывки); Х. К. Андерсен «Принцесса на горошине»; В. Орлов «Абрикос в лесу»; А. Курляндский «Первое сентября попугая Кеши».
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
Читательские умения
НАВЫК ЧТЕНИЯ
Осмысленность чтения:
- Работа над пониманием читаемого с помощью вопросов по содержанию;
- Смысловая работа по определению того, что из описанного в тексте соответствует действительности, что – нет (небылицы);
- Воссоздание литературного образа по совокупности его признаков (загадки);
- Уточнение темы произведения путём выбора более точного заголовка из предложенных учебником;
- Нахождение главной мысли, сформулированной в тексте;
- Уточнение идеи произведения при выборе из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;
- Сравнение произведений на основе их содержательно-тематических особенностей.
Правильность чтения:
Работа над предупреждением искажения звуко-буквенного состава слов (скороговорки, специальные упражнения);
Обучение соблюдению орфоэпических норм;
Формирование плавного слогового способа чтения.
Скорость чтения:
К концу учебного года – 30-35 слов минуту (указан минимум для выставления учащимся высшей отметки)
Выразительность чтения:
Формирование умения интонационно оформлять предложения разных типов;
Работа над передачей основного эмоционального тона произведения;
Освоение по ролям небольших произведений.
РАБОТА С ТЕКСТОМ И КНИГОЙ:
Формирование умения осознавать тот факт, что читаемое создано кем-то (народом, конкретным человеком), что способствует преодолению «наивного реализма» в восприятии литературы;
Озаглавливание прочитанного;
Работа по восстановлению деформированного картинного плана;
Составление картинного плана;
Пересказ с опорой на картинный план;
Обучение ориентировке в Содержании (оглавлении) книги;
Формирование умения понимать характер книги по её обложке.
Литературоведческая пропедевтика
Накопление, обобщение и систематизация жанровых и тематических литературных впечатлений;
Осознание принадлежности литературного произведения к народному или авторскому творчеству;
Выявление общности одножанровых народных и авторских текстов;
Введение в активный словарь терминов: персонаж, загадка, считалка, небылица, скороговорка, пословица, басня.
Развитие творческих способностей
Формирование основ воссоздающего и творческого воображения;
Творческая интерпретация читаемого посредством интонационной выразительности;
Освоение чтения по ролям;
Элементарное словесное творчество по подобию.
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Для учителя:
Печатные пособия:
- «Литературное чтение». Методические рекомендации «Учим читать» Кубасова О, В. Издательство «Ассоциация ХХI век».2012 г.
Видео-, аудиоматериалы:
- Интернет – ресурсы.
- Медиа- презентации
- Медиапроектор.
Цифровые ресурсы:
- Школьные диски.
Оборудование:
- Компьютер
- Смарт - доска
Для учеников:
- Учебник: Кубасова О.В. «Литературное чтение» Учебник 1 класс Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2012 год.
Календарно-тематическое планирование
обучение грамоте.
УИПЗЗ – урок изучения и первичного закрепления знаний
УЗНЗВУ – урок закрепления новых знаний и выработка умений
УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний
УКИЗ – урок комплексного использования знаний
УПОКЗ – урок проверки, оценки и контроля знаний
КУ – комбинированный урок
№ урока | Тема урока (тип урока) | Планируемые результаты | Характеристика деятельности учащихся | Вид контроля | Дидактическое обеспечение/ оборудование | Дата проведения | ||||||||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | план | факт | ||||||||||||||||
Подготовительный период обучения грамоте 20 ч. | ||||||||||||||||||||
Знакомство с учителем, одноклассниками, первым учебником. УИПЗЗ | Восприятие и понимание звучащей речи | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. | Знать, зачем нужна речь | Знакомиться с одноклассниками, рассматривать условные обозначения букваря, находить их на страницах, понимать смысл. Слушать речь учителя, отвечать на его вопросы, выполнять рекомендации | Текущий | фишки-звуки. | 1.09 | |||||||||||||
Как мы здороваемся и прощаемся? УИПЗЗ | Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание) | Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, | Знать: – правила хорошей речи; – нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание) | Правило оформления границ предложения на письме Понимать информацию , представленную картинками букваря, | Текущий | щитки с буквами | 2.09 | |||||||||||||
Зачем нужна речь? УКИЗ | Развитие фонематического слуха учащихся с использованием разнообразных заданий по звуковому анализу и моделированию речи. | Использование знаково-символических средств представления информации. | Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; | Чтение схем, обозначение звуков в схемах | Текущий | щитки с буквами | 3.09 | |||||||||||||
Правила хорошей речи. УКИЗ | Формирование первоначальных представлений о слове, наблюдение за словом с разных позиций и на разных уровнях: фонетическом, морфемном, морфологическом и лексическом. | Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач. | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. | Анализировать модель речи, вы водить главные правила речи, схематически изображать их. | Текущий | щитки с буквами | 5.09 | |||||||||||||
Об одном и том же по-разному. УЗНЗВУ | Овладение всеми видами речевой деятельности: слушания, говорения, чтения. | Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. | Уметь делать звуковой анализ слов: последовательное выделение всех звуков в слове, их характеристика и обозначение на схеме условными знаками | Чтение схем, обозначение звуков в схемах | Текущий | карточки с изображением животных | 8.09 | |||||||||||||
Речь устная и письменная. Об одном и том же по-разному. УИПЗЗ | Овладение всеми видами речевой деятельности: слушания, говорения, чтения. | Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. | Уметь делать звуковой анализ слов: последовательное выделение всех звуков в слове, их характеристика и обозначение на схеме условными знаками | Чтение схем, обозначение звуков в схемах | Текущий | звуковые схемы слов | 9.09 | |||||||||||||
Предложение. УИПЗЗ, УЗНЗВУ | Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи | Общее представление о речи, её функциях в жизни людей, её формах, помощниках | Знать, почему речь необходима, правила общения. Уметь объяснить, какой должна быть речь человека | Заполнение звуковых схем слов знаками звуков | Текущий | сигнальные карточки (синие, зеленые), | 10.09 | |||||||||||||
Слово. УИПЗЗ, УЗНЗВУ | Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, | Правило оформления границ предложения на письме | Уметь графически оформлять предложение и слово | Деление слов на слоги дугами | Текущий | мультимедийный проектор, | 12.09 | |||||||||||||
Слог. УИПЗЗ, УЗНЗВУ | Овладение учебными действиями на начальной ступени литературного образования: -понимать содержание и главную мысль произведения | .Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание | . Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. | Деление слов на слоги и выделение ударного. Звуковой анализ | Текущий | компьютер | 15.09 | |||||||||||||
Звуки вокруг нас, закрепление понятий «предложение», «слово» УИПЗЗ, УЗНЗВУ | Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, | Уметь: – отличить гласные и согласные звуки; – определить согласные звуки твёрдые и мягкие; – определить согласные звуки звонкие и глухие | Разыгрывать речевые ситуации. Скандировать слова, «озвучивая» картинки букваря, воспроизводить действия учителя. | Текущий | экран | 16.09 | ||||||||||||||
Звуки вокруг нас, закрепление понятий «предложение», «слово» УИПЗЗ, УЗНЗВУ | Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, | Уметь: – отличить гласные и согласные звуки; – определить согласные звуки твёрдые и мягкие; – определить согласные звуки звонкие и глухие | Текущий | презентация | 17.09 | |||||||||||||||
Совершенствование умения выделять звуки речи. УИПЗЗ, УЗНЗВУ | Звуки гласные, буквы, их обозначающие. Звуки согласные, буквы, их обозначающие. Различение слова и предложения. Разграничение речевых и неречевых звуков. | Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль | Знать: – слогообразующую роль гласных; – смыслоразличительную роль ударения. Уметь: – делить слово на слоги; – определять ударные звуки на слух | Понимать информацию, представленную в рисунках, передавать её словесно. Слушать звуки окружающего мира и объяснять отличие от них звуков речи. Сравнивать звуки и значения слов, вы являть и называть смыслоразличительные звуки; | Текущий | интерактивная доска | 19.09 | |||||||||||||
Звуки гласные и согласные. УИПЗЗ, УЗНЗВУ | Готовность конструктивно разрешать конфликт | Чтение схем | Текущий | карточки с заданиями для групповой работы | 22.09 | |||||||||||||||
Звуки гласные и согласные: закрепление. УИПЗЗ, УЗНЗВУ | Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, | Осознавать звуки речи как предмет наблюдения. Понимать задания букваря, представленные в модельном виде | Текущий (самопроверка) | 23.09 | ||||||||||||||||
Ударение. Ударные и безударные гласные звуки. УИПЗЗ, УЗНЗВУ | Готовность слушать собеседника и вести диалог, | Чтение схем | Текущий | презентация по теме урока | 24.09 | |||||||||||||||
Ударные и безударные гласные звуки: закрепление. | Произношение звуков | Текущий | 26.09 | |||||||||||||||||
Согласные звуки: твёрдые и мягкие УИПЗЗ, УЗНЗВУ | Слушать описание ситуации, изображённой на картинке букваря, предполагать и «озвучивать» вопрос мальчика. | предметные картинки | 29.09 | |||||||||||||||||
Твёрдые и мягкие согласные звуки: закрепление. УИПЗЗ, УЗНЗВУ | Чтение схем | Текущий | 30.09 | |||||||||||||||||
Ударные и безударные гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки: закрепление. УИПЗЗ, УЗНЗВУ | Соотносить изображения предметов и слова как их названия. | 1.10 | ||||||||||||||||||
Гласные и согласные звуки: обобщение. УИПЗЗ, УОСЗ | Деление слов на слоги. Постановка ударения. Смыслоразличительная роль ударения в словах | Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. | «Озвучивание» схем; деление слов на слоги, выделение ударного слог | Текущий | 3.10 | |||||||||||||||
Основной период обучения грамоте. 71 ч. | ||||||||||||||||||||
Согласные звуки: глухие и звонкие. УИПЗЗ, УОСЗ | Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Различение согласных звонких и глухих, твёрдых и мягких. Различение согласных парных и непарных. Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Правописание парных звонких и глухих согласных | Знать механизм слияния звуков прямого слога в речи. Уметь: – находить и называть гласные звуки; – отличать печатную букву от рукописной; – находить и называть согласные звуки и буквы; – перенести этот способ с акта речи на акт чтения | Создавать и слушать высказывания о книгах, чтении на основе картинки букваря. О сознавать желание научиться читать. Анализировать звуковой состав слов. | Текущий | опорная схема | 6.10 | ||||||||||||||
Глухие и звонкие согласные звуки: закрепление. УОСЗ | Текущий | карточки с дифференцированными заданиями | 7.10 | |||||||||||||||||
Звуки речи: обобщение. Повторение. УИПЗЗ | Звуковой анализ слов | Текущий | жетоны с изображением Солнышка | 8.10 | ||||||||||||||||
Буквы А а – О о. УИПЗЗ | Аудиопроигрыватель. | 10.10 | ||||||||||||||||||
Буквы И и – ы. | Звуковой анализ слова; деление слов на слоги | Текущий | Персональный компьютер. | 13.10 | ||||||||||||||||
Буквы У у – Э э. УИПЗЗ | Русский алфавит. Произведения устного народного творчества | Знать роль букв а, я в обозначении твёрдости и мягкости согласных звуков | Текущий | Мультимедийный проектор. | 14.10 | |||||||||||||||
Закрепление. УЗНЗВУ | Обозначение гласного [а] буквами а, я | Текущий | интерактивная доска | 15.10 | ||||||||||||||||
Буквы Л л – М м. УИПЗЗ | Стихи и загадки о буквах. Чтение слов с изученными буквами | Знать роль букв о, ё в обозначении твёрдости и мягкости согласных звуков | Слышать звуки слова и вы д ел ять их в указанной позиции. | презентация, | 17.10 | |||||||||||||||
Закрепление. УИПЗЗ | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | Чтение слогов | Текущий | карточки. | 20.10 | |||||||||||||||
Буквы Н н. УИПЗЗ, УЗНЗВУ | Произведения выдающихся представителей русской литературы (А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой); классиков детской литературы | Знать: – роль букв у, ю, э, е в обозначении твёрдости и мягкости согласных звуков; | Музыкальный центр. | 21.10 | ||||||||||||||||
Буквы Р р. УИПЗЗ, УЗНЗВУ | Чтение слогов и слов с этими буквами | Текущий | кружки для самооценки работы детей на уроке и рефлексии | 22.10 | ||||||||||||||||
Буквы С с. УИПЗЗ, УЗНЗВУ | Иллюстрация в книге и её роль в понимании произведений | – буквы ы, и как ориентиры для чтения; – буквы л и м, обозначающие твёрдость и мягкость согласных. Уметь: – проводить звуковой анализ слов; – различать на слух звуки [н], [н’], [р], [р’] и обозначать их буквами Нн, Рр; | Тематический (самопроверка) | интерактивная доска. | 24.10 | |||||||||||||||
Буквы К к. УИПЗЗ, УЗНЗВУ | Текущий | слайды с заданиями | 27.10 | |||||||||||||||||
Буквы Т т. УИПЗЗ, УЗНЗВУ | Текущий | Листы с заданиями | 28.10 | |||||||||||||||||
Буквы В в. УЗНЗВУ | Чтение звуковых схем. Звукобуквенный анализ | Текущий | Презентация к уроку | 29.10 | ||||||||||||||||
Буквы П п. УИПЗЗ, УЗНЗВУ | Текущий | карточки с индивидуальными заданиями | 31.10 | |||||||||||||||||
Буквы Ш ш. УИПЗЗ, УЗНЗВУ | Артикулярные упражнения. Обозначение звуков в схеме | Текущий | алгоритм самооценки. | 10.11 | ||||||||||||||||
Звуки [и], [ы] и их обозначение буквами Ии, ы. Гласные звуки УИПЗЗ, УЗНЗВУ | – правильно произносить и выделять согласный [й’] в слабой позиции (после гласных), различать гласный звук [и] и согласный [й’] на слух, обозначать звук [й’] буквой й | План – карта путешествия | 11.11 | |||||||||||||||||
Буквы А а – я. Гласные звуки УИПЗЗ, УЗНЗВУ | Чтение звуковых схем, слогов, слов. Упражнения в написании букв | Текущий | интерактивная доска | 12.11 | ||||||||||||||||
Буквы Э э –е. УИПЗЗ, УЗНЗВУ | Слышать звуки слова и выдел ять их в указанной позиции. | ,цветные карандаши | 14.11 | |||||||||||||||||
Упражнение в чтении. УИПЗЗ, УЗНЗВУ | презентация к уроку | 17.11 | ||||||||||||||||||
Буквы О о – ё. УИПЗЗ, УЗНЗВУ | раздаточный материал | 18.11 | ||||||||||||||||||
Буквы У у – ю. УИПЗЗ, УЗНЗВУ | Звукобуквенный анализ | Текущий | Комплект наглядных пособий | 19.11 | ||||||||||||||||
Закрепление навыков чтения. УИПЗЗ, УЗНЗВУ | Чтение слов с буквой x. Чтение веселых стихотворений «Петух», «Лягушка» И. Лопухиной | Уметь: – различать глухие согласные звуки [х], [х’] и обозначать их буквой х; – читать слова и предложения с изученными буквами | Рассказывать о звуках и буквах по опорным моделям, воспроизводить правила чтения, осознавать . | мультимедийный проектор | 21.11 | |||||||||||||||
Буква ь. УИПЗЗ, УЗНЗВУ | Звукобуквенный анализ | Текущий | компьютер | 24.11 | ||||||||||||||||
Упражнение в чтении. УИПЗЗ, УЗНЗВУ | Упражнение в чтении. Лексическая работа. Работа с текстом сказки «Кот, петух и лиса» | Уметь различать на слух звуки [с], [с’], [з], [з’] и обозначать их буквами с, з | презентация | 25.11 | ||||||||||||||||
Упражнение в чтении. УИПЗЗ, УЗНЗВУ | Чтение слогов, слов. Составление предложений по рисункам | Текущий | звуковые схемы слов | 26.11 | ||||||||||||||||
Закрепление навыков чтения. УПОКЗ | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. | Итоговый (тест, проверка навыков чтения) | сигнальные карточки (синие, зеленые), | 28.11 | ||||||||||||||||
Буквы Й й. КУ | Упражнение в чтении. Первоначальное понятие диалога | Уметь воспринимать текст, понимать его содержание | Текущий | индивидуальный дидактический материал; | 1.12 | |||||||||||||||
Упражнение в чтении. КУ | Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров | Текущий | алфавит | 2.12 | ||||||||||||||||
Закрепление и обобщение. КУ | Характеристика звуков [к–к’], [г–г’]. Упражнение в чтении | Уметь работать с текстами, отвечать на вопросы Уметь различать на слух звуки [к], [г’], [к], [к’] и обозначать их буквами г, к | Задания для списывания, письмо под диктовку | лента букв | 3.12 | |||||||||||||||
Буквы З з – С с. КУ | Замена букв в словах | Текущий | Азбука | 5.12 | ||||||||||||||||
Буквы Б б – П п. УИПЗЗ | Упражнение в чтении. Работа с текстом. Определение содержания текста по рисункам | Уметь различать на слух звуки [т], [т’], [д], [д’] и обозначать их буквами т, д | Черный ящик» с предметами | 8.12 | ||||||||||||||||
Закрепление навыков чтения. УИПЗЗ | Чтение с заменой согласных букв. Копирование слов, разделение на слоги, выделение ударения | Текущий | фишки для обозначения звуков | 9.12 | ||||||||||||||||
Упражнение в чтении. УИПЗЗ, УЗНЗВУ | Закрепление знаний о заглавной букве. Упражнение в чтении слов с буквами в, ф | Ответы на вопросы по тексту «Сорока и медведь» Н. Сладкова | Текущий | образцы печатных букв | 10.12 | |||||||||||||||
Буквы Г г – К к. УИПЗЗ, УЗНЗВУ | Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям | Постановка ударения в словах | Текущий | карточки с изображением животных | 12.12 | |||||||||||||||
Буквы Д д – Т т. УИПЗЗ, УЗНЗВУ | Чтение по сигналу значка; чтение столбиков; письмо букв Пп | Текущий | карточки с изображением животных | 15.12 | ||||||||||||||||
Закрепление навыков чтения. УИПЗЗ, УЗНЗВУ | Уметь различать на слух звуки [ш], [ж], обозначать их буквами ш, ж | Упражнение в чтении: «Шишка и Мишка», «Женя ошибся» Л. Успенской | Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям | щитки с буквами | 16.12 | |||||||||||||||
Закрепление навыков чтения. УИПЗЗ, УЗНЗВУ | Правило написания «опасного» места – сочетания жи–ши | Текущий | шаблоны печатных букв | 17.12 | ||||||||||||||||
Буквы В в – Ф ф. УИПЗЗ, УЗНЗВУ | Правило написания «опасного» места – сочетания жи–ши | Текущий | фишки-звуки | 19.12 | ||||||||||||||||
Буквы Ж ж – Ш ш. УИПЗЗ, УЗНЗВУ | Работа мягкого знака в словах. Упражнение в чтении | Работа мягкого знака в словах. Упражнение в чтении | Знать, почему важен мягкий знак. Уметь выделять голосом ударный звук | карточки с индивидуальными заданиями | 22.12 | |||||||||||||||
Закрепление навыков чтения. УИПЗЗ, УЗНЗВУ | Звуковой анализ | Текущий | алгоритм самооценки. | 23.12 | ||||||||||||||||
Сочетания жи – ши. УИПЗЗ, УЗНЗВУ | Отработка техники чтения | План – карта путешествия | 24.12 | |||||||||||||||||
Упражнение в чтении. УИПЗЗ, УЗНЗВУ | Текущий | интерактивная доска | 26.12 | |||||||||||||||||
Повторение изученного. УИПЗЗ, УЗНЗВУ | Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, | Чтение слогов и слов | цветные карандаши | 29.12 | ||||||||||||||||
Читаем и рассказываем. УИПЗЗ, УЗНЗВУ | Текущий | презентация к уроку | 30.12 | |||||||||||||||||
Повторение изученного. УИПЗЗ, УЗНЗВУ | Чтение предложений. | раздаточный материал | 12.01 | |||||||||||||||||
Буквы Х х. УИПЗЗ, УЗНЗВУ | Упражнение в чтении слов с буквами з, с | Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат. | Текущий | Комплект наглядных пособий | 13.01 | |||||||||||||||
Закрепление навыков чтения. УИПЗЗ, УЗНЗВУ | Чтение предложений. | Текущий | мультимедийный проектор | 14.01 | ||||||||||||||||
Буквы Ц ц. УИПЗЗ, УЗНЗВУ | Плавное слоговое чтение. Наблюдение над парными звонкими и глухими звуками и их буквами. | Знать признаки «опасных» мест для парных по звонкости – глухости согласных. | Составление предложений из рассыпанных слов | Текущий | Компьютер | 16.01 | ||||||||||||||
Буквы ч ч. уипзз, узнзву | Понятие о родственной связи слов | Презентация | 19.01 | |||||||||||||||||
Буквы Щ щ. УИПЗЗ, УЗНЗВУ | Чтение предложений. | Текущий | звуковые схемы слов | 20.01 | ||||||||||||||||
Закрепление: жи – ши, ча – ща, чу – щу. УИПЗЗ, УКИЗ | Рассказ о буквах . Упражнение в чтении | Уметь объяснять выбор букв ф, в | Чтение предложений. | Текущий | сигнальные карточки | 21.01 | ||||||||||||||
Буквы Е е, Ё ё, Ю ю, Я я в начале слова. УИПЗЗ, УКИЗ | Наблюдение за звуками и их буквами е, ё, ю, я, | Уметь читать слова с буквами ж, ш | Чтение предложений. | Текущий | 23.01 | |||||||||||||||
Буквы е, ё, ю, я после букв гласных. УИПЗЗ, УЗНЗВУ | Упражнение в чтении. Многозначные слова | Уметь читать слова, выделять ударный слог | Текущий | Алфавит | 26.01 | |||||||||||||||
Закрепление навыков чтения. УИПЗЗ, УЗНЗВУ | Отработка правильной постановки ударения | Знать непарные мягкие согласные. | Текущий | лента букв | 27.01 | |||||||||||||||
Обобщение: «работа» букв гласных. УИПЗЗ | Чтение слов | Текущий | Азбука | 28.01 | ||||||||||||||||
Буква Ъ (разделительный) УЗНЗВУ | Упражнение в чтении слов с ъ и ь | Знать работу ъ и ь. Уметь читать слова с ъ и ь | Черный ящик» с предметами | 30.01 | ||||||||||||||||
Читаем, наблюдаем, всё повторяем. УИПЗЗ, УЗНЗВУ | Установка на постепенное увеличение скорости чтения. Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений | Знать алфавит. Уметь отличить поговорки от пословиц | Текущий (проверка навыков чтения) | фишки для обозначения звуков | 2.02 | |||||||||||||||
Упражнение в чтении и письме УОСЗ | Чтение | Итоговый (самопроверка) | образцы печатных букв | 3.02 | ||||||||||||||||
Сравниваем «работу» букв й,е,ё,ю,я. | Плавное слоговое чтение. Наблюдение над парными звонкими и глухими звуками и их буквами. Совпадение и несовпадение того, что слышим и что пишем | Текущий | Алфавит | 4.02 | ||||||||||||||||
Разделительный ъ | Чтение | Текущий | лента букв | 6.02 | ||||||||||||||||
Упражнение в чтении и письме. | Чтение предложений. | Текущий | Азбука | 9.02 | ||||||||||||||||
«Работа» букв ь и ъ. | Чтение | Текущий | Презентация | 10.02 | ||||||||||||||||
Алфавит | Чтение текста. | Текущий | звуковые схемы | 11.02 | ||||||||||||||||
Как хорошо уметь читать! | Чтение текста. | Текущий | сигнальные карточки | 13.02 | ||||||||||||||||
Упражнение в чтении. | Чтение текста. | Текущий | звуковые схемы | 24.02 | ||||||||||||||||
Упражнение в чтении. | Чтение текста. | Текущий | сигнальные карточки | 25.02 | ||||||||||||||||
Упражнение в чтении. | Текущий | Текущий | 27.02 | |||||||||||||||||
Упражнение в чтении. | Текущий | Текущий | 3.03 | |||||||||||||||||
Праздник Букваря. | Презентация | 4.03 | ||||||||||||||||||
Итого: 91час. |
Календарно-тематическое планирование
литературное чтение.
№п\п урока | Тема урока (тип урока) | Планируемые результаты | Характеристика деятельности учащихся | Вид контроля план | Дидактическое обеспечение/ оборудование факт | Дата проведения | |||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | план | факт | |||||||
Звенит звонок – начинается урок. 7 часов. | |||||||||||
Л.Дьяконов «Первоклассникам», А. Барто . «Стали мы грамотными»; Г.Новицкая «Книжки*». УИПЗЗ | 1. Формирование положительной мотивации к чтению. | Формирование мотивации к самосовершенствованию, в том числе, положительного отношения к обучению. | Личностные. Формировать положительную мотивацию к обучению. Развивать рефлексию. | Знакомятся с элементами книги. Учатся ориентироваться в учебнике. Воспринимают на слух художественное произведение | Самостоятельное чтение | алгоритм самооценки. | 6.03 | ||||
Р.Сеф «Учись читать!...» ; Л. Пантелеев «Ау!» УИПЗЗ | Создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения художественной литературы. | Приобщение детей к основам отечественной и мировой культуры, к духовному и нравственному опыту человечества. | Формировать положительную мотивацию к чтению. Развивать рефлексию. | Воспринимают на слух стихотворные произведения в исполнении учителя и учащихся. Читают вслух плавно по слогам или целыми слова | Наизусть | алгоритм самооценки | 10.03 | ||||
С. Погореловский «Ох, и непорядки в Мишкиной тетрадке». УИПЗЗ | План – карта путешествия | 11.03 | |||||||||
В. Голявкин «Болтуны»; | Развитие воссоздающего воображения. |
Формирование уважения к ценностям иных культур, мировоззрений и цивилизаций. | Формировать положительную мотивацию к чтению. Развивать рефлексию. | Воспринимают на слух стихотворные произведения в исполнении учителя и учащихся. | Самостоятельное чтение | алгоритм самооценки | 13.03 | ||||
С.Маршак «Угомон». УЗНЗВУ | Обучение адекватному восприятию читаемого. | Формирование целостного мировосприятия на основе взаимодействия литературного чтения с другими школьными предметами. | Осваивать нравственно-этические правила поведения в школе. | Выразительно читают литературные произведения, обращая внимание на передачу логического ударения. Обмениваются мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений и школьной жизни | Осмысление цели чтения | интерактивная доска | 16.03 | ||||
В. Орлов «Оправдался». | Обучение адекватному восприятию читаемого. | Формирование целостного мировосприятия на основе взаимодействия литературного чтения с другими школьными предметами. | Осваивать нравственно-этические правила поведения в школе. | Обмениваются мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений и школьной жизни | Осмысление цели чтения | алгоритм самооценки | 17.03 | ||||
Э. Мошковская « Можно всему - всему научиться…»; пословицы;. | Обучение адекватному восприятию читаемого. | Формирование целостного мировосприятия на основе взаимодействия литературного чтения с другими школьными предметами. | Осваивать нравственно-этические правила поведения в школе. | Обмениваются мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений и школьной жизни | Осмысление цели чтения | алгоритм самооценки | 18.03 | ||||
Час потехи.6 часов. | |||||||||||
В.Смит «Час потехи». Потешки. Колыбельные песни. УПОКЗ | Развитие способности к осознанию и словесному выражению своего отношения к тому, о чем и как написано литературное произведение. | Обучение навыкам и умениям общеучебного характера, в том числе, ориентировке в книжном пространстве. | Приобщаться к национальной культуре. | Читают выразительно. Составляют картинный план. Выбирают книги по заданной учителем теме. Озаглавливают выставку книг. | Инсценирование содержания текста | компьютер | 20.03 | ||||
Побасенки. Русские народные сказки; С. Маршак «Загадки» (отрывки) УИПЗЗ | Обучение основам литературного анализа художественных произведений разной видо-жанровой принадлежности. | Выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении, письме | Приобщаться к национальной культуре. | Воспринимают на слух произведения малых фольклорных жанров в исполнении учителя и учащихся. Читают вслух плавно по слогам или целыми словами | Презентация | 30.03 | |||||
Г. Цыферов «В среду решили они играть в прятки…», В.Берестов «Искалочка». УИПЗЗ | Изучение элементарных литературоведческих понятий, позволяющих ориентироваться в доступном круге чтения. | Приобщаться к национальной культуре. Усваивать нравственно-этические ориентиры. | Воспринимают на слух произведения малых фольклорных жанров в исполнении учителя и учащихся Читают вслух плавно по слогам или целыми словами | карточки с индивидуальными заданиями | 31.03 | ||||||
Русские народные считалки; В.Берестов «За игрой». Словесные игры; скороговорки, небылицы УИПЗЗ | Формирование умения определять художественную ценность литературного произведения и анализировать средства выразительности (на доступном уровне). | Обучение навыкам и умениям общеучебного характера, в том числе, ориентировке в книжном пространстве | Приобщаться к национальной культуре. | Воспринимают на слух произведения малых фольклорных жанров в исполнении учителя и учащихся Читают вслух плавно по слогам или целыми словами. Читают текст выразительно, соблюдая знаки препинания и передавая эмоциональное своеобразие. | алгоритм самооценки. | 1.04 | |||||
С.Маршак «Я видел». А.Босев «Снами Смех!»; УИПЗЗ | Обучение умению различать художественный и познавательный тексты и адекватно читать литературное произведение в соответствии с его особенностями. | Выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении, письме | Развивать рефлексию. | Читают вслух плавно по слогам или целыми словами. Читают текст выразительно, соблюдая знаки препинания и передавая эмоциональное своеобрази | Составление картинного плана | План – карта путешествия | 3.04 | ||||
А.Усачев «Если вы собрались в гости». УИПЗЗ | Освоение приемов изучающего чтения литературы познавательного характера. | Обучение навыкам и умениям общеучебного характера, в том числе, ориентировке в книжном пространстве | Развивать дружеские отношения в игровой и учебной деятельности. | Воспринимают на слух произведения малых фольклорных жанров в исполнении учителя и учащихся (считалок) | Текущий (тест) | интерактивная доска | 6.04 | ||||
«Что такое хорошо и что такое плохо» 9 часов. | |||||||||||
Л. Толстой «Правда всего дороже С. Прокофьев «Сказка про честные ушки».»; УИПЗЗ | Развитие литературных способностей. | Формировать нравственную позицию, а также личностное качество – честность. Вырабатывать способность к нравственной оценке поступка. Развивать рефлексию. | Читают вслух и молча плавно по слогам или целыми словами. Знакомятся с разными литературными произведениями общей нравственной тематики. Характеризует персонажей. Сравнивают персонажей разных произведений, объединенных общей темой | Подробный пересказ текста | Комплект наглядных пособий | 7.04 | |||||
В. Орлов «Кто первый», Э Мошковская «Не надо больше ссориться!...», Л.Н.Толстой «Кто прав?». УИПЗЗ | Читают вслух и молча плавно по слогам или целыми словами. | 8.04 | |||||||||
В. Орлов «Кто первый», УИПЗЗ | Формирование умения находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, в Интернете. | Выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении, письме | Формировать нравственную позицию, а также личностное качество – дружелюбие. Вырабатывать способность к нравственной оценке поступка. | Читают вслух и молча плавно по слогам или целыми словами. Читают текст выразительно, соблюдая знаки препинания и передавая эмоциональное своеобразие. Читают по ролям. | Пересказ текста | мультимедийный проектор | 10.04 | ||||
Л.Н. Толстой «Два раза не умирать», «Два товарища». УИПЗЗ | Обучение навыкам и умениям общеучебного характера, в том числе, ориентировке в книжном пространстве | Формировать нравственную позицию. Вырабатывать способность к нравственной оценке. | Читают вслух и молча плавно по слогам или целыми словами. Осваивают орфоэпические нормы. | текущий | Компьютер | 13.04 | |||||
В.Росин «Друзья познаются в беде». УИПЗЗ | нравственную позицию, а также личностные качества – смелость. Вырабатывать способность к нравственной оценке поведения. | Определяют свое отношение к персонажам. Озаглавливают текст и рисунок. | текущий | Презентация | 14.04 | ||||||
С.Михалков «Ошибка». УИПЗЗ | Формирование умения находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, в Интернете. | Выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении, письме | Формировать жизненные ориентиры, а также личностное качество – трудолюбие. нравственную позицию, а также личностные качества Формировать– дружелюбие, взаимовыручку. Развивать рефлексию. Вырабатывать способность к нравственной оценке поступка | Читают вслух и молча плавно по слогам или целыми словами. Прогнозируют читаемое. Рассуждают, отвечая на вопросы к произведениям. Определяют главную мысль текста. Читают по ролям. | Создают книжечку с пословицами. Коллективное панно | индивидуальный дидактический материал; | 15.04 | ||||
С.Михалков «Прививка». УИПЗЗ | карточки с индивидуальными заданиями | 17.04 | |||||||||
С.Михалков «Прививка». УИПЗЗ | Формирование умения находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, в Интернете. | Выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении, письме | алгоритм самооценки. | 20.04 | |||||||
С.Михалков «Прививка». УИПЗЗ | Формирование умения находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, в Интернете. | Обучение навыкам и умениям общеучебного характера, в том числе, ориентировке в книжном пространстве | Формировать нравственную позицию, а также личностные качества – смелость, преданность, взаимовыручку. Вырабатывать способность к нравственной оценке поступка. | Воспринимают на слух басню в исполнении учителя. Читают вслух и молча плавно по слогам или целыми словами. Читают выборочно. Читают выразительно. Характеризуют персонажей. Рассуждают на заданную нравственную тему. | Чтение басни наизусть Текущий | План – карта путешествия | 21.04 | ||||
«Там чудеса…» 14 часов. | |||||||||||
А. Шибаев» Сказки просят». УИПЗЗ | Формирование умения находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, в Интернете. | Приобщаться к национальной культуре. | Читают вслух выразительно целыми словами. Актуализируют ранее приобретенный читательский опыт. | Взаимоконтроль | цветные карандаши | 22.04 | |||||
Русская народная сказка «Лиса и рак». УЗНЗВУ | Выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении, письме | Приобщаться к национальной культуре | Читают вслух и молча плавно по слогам или целыми словами. Определяют тему произведения | Текущий | интерактивная доска | 24.04 | |||||
25 26 | Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко». | Приобщаться к национальной культуре | Читают выразительно вслух. Отвечают на вопросы текста. | 27.04 28.04 | |||||||
27 | Ингушская сказка «Заяц и черепаха». УЗНЗВУ | Развивать склонность к толерантности. | Читают вслух и молча плавно по слогам или целыми словами. | Словесный портрет | цветные карандаши | 29.04 | |||||
28 | Американская сказка «Вот он вор». УЗНЗВУ | Формировать нравственно-этическую позицию. | Читают выразительно вслух | интерактивная доска | 5.05 | ||||||
29 | Армянская сказка « заказчик и мастер». УЗНЗВУ | Формирование умения находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, в Интернете. | Выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении, письме | Развивать склонность к толерантности. Формировать нравственно-этическую позицию. | Воспринимают на слух чтение учителя. | План – карта путешествия | 6.05 | ||||
30 | Сказки А.С.Пушкина УКИЗ | Приобщаться к мировой культуре. | Читают выразительно. Работают с опорными словами. | Литературная викторина. | карточки с индивидуальными заданиями | 8.05 | |||||
31 | Сказки А.С.Пушкина УКИЗ | Прививать стремление к толерантности. Развивать рефлексию. | Воспринимают на слух чтение учителя. Читают выразительно | Литературная игра | 12.05 | ||||||
32 | Сказки А.С.Пушкина УКИЗ | раздаточный материал | 13.05 | ||||||||
33 | Сказки А.С.Пушкина . УКИЗ | Формировать положительную мотивацию к обучению в школе. Развивать рефлексию. | Читают выразительно. Читают выборочно. Читают по ролям. Определяют эмоциональный характер произведения | текущий | презентация к уроку | 15.05 | |||||
34 | А.Курляндский «Первое сентября попугая Кеши». Чтение сказки. УОСЗ | Формирование умения находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, в Интернете. | Выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении, письме | викторина | Комплект наглядных пособий | 18.05 | |||||
35 | А.Курляндский «Первое сентября попугая Кеши». анализ сказки. УОСЗ | Обучение навыкам и умениям общеучебного характера, в том числе, | Рисунки сюжетные | мультимедийный проектор | 19.05 | ||||||
36 | Обобщающий урок. УОСЗ | Формировать интерес к чтению. Развивать рефлексию. | Читают вслух и молча. Создают высказывание, являющееся продолжением прочитанного. | Тематический (письменная работа). | Компьютер | 20.05. | |||||
37 | Урок - праздник УОСЗ | Итоговый за 1 класс | презентация | 22.05 | |||||||
Итого: 37 ч. |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического совета Заместитель директора по УВР
МБОУ ЕСОШ №7 им. О.Казанского Воронченко Н.В.
от _________________ 2014 года № ____ подпись
Кривошеева Т.Н. _____ __________2014 года
подпись руководителя дата
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение. Рабочая программа
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Голова...
УМК "Школа России",литературное чтение, рабочая программа 3 класс
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС и учебником «Литературное чтение» 3 класс (авт. Л. Ф. Климанова и др.), М.: Просвещение, 2012....
Литературное чтение Рабочая программа для 4 класса
Рабочая программа для 4 класса Школа "2100"....
Литературное чтение (рабочая программа для 2 класса)
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана данная рабочая программаРабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ...
Литературное чтение. Рабочая программа «Развитие речи», Школа России, 2 класс
Литературное чтение. Начальной школа. Рабочая программа «Развитие речи», Школа России, 2 класс Программа рассчитана на 34 часа обучения в год, по одному занятию в неделю, п...
Литературное чтение Рабочая программа + КТП 4 класс Школа России
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Федерального образовательного государственного стандарта для 4 класса общеобразовательной школы, Концепции духовно-нравственного ра...