Воспитательный потенциал художественной литературы на уроках чтения.
учебно-методический материал по чтению на тему
В данном материале даётся анализ учебников чтения для начальных классов коррекционных школ VIII вида с точки зрения формирования духовно - нравственных качеств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glavnaya_tsel_shkolnogo_obucheniya.docx | 25.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Бурдаева Елена Ивановна,
учитель русского языка
Кировской областной
государственной общеобразовательной
школы – интернат для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья
пгт Демьяново Подосиновского района
Кировской области
(КОГОБУ ШИ ОВЗ
школа-интернат пгт Демьяново)
На современное образование возложена ответственейшая задача – воспитание многогранной личности, способной ориентироваться на духовно – значимые нормы и ценности.
Проблема нравственного воспитания была актуальной всегда. Для разных людей в разные исторические эпохи и в разные периоды жизни на первый план выступают разные ценности. Ценностные ориентации формируются в течение всей жизни, однако наиболее важным для развития нравственных качеств является возраст 6 – 12 лет, в котором складываются интеллектуальные механизмы познания окружающего мира и самого себя.
В последнее время особенно популярной становится идея не просто воспитания детей, а воспитания через искусство, через литературу.
Обладая огромной силой психологического воздействия, художественная литература несёт в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал. Способствует формированию нравственного сознания, представлений о добре и зле, о месте и назначении человека в окружающем мире. Развивает высокие чувства, такие как: долг, совесть, свобода, ответственность, патриотизм, стыд, вера, чуткость и т. д. Расширяет жизненный опыт ребёнка. Также развивается познавательная сфера ребёнка, раскрываются эстетические, коммуникативные, информационные возможности книги.
Умение понимать и переживать не даётся человеку от рождения, его, как и всякую человеческую способность, необходимо развивать. Уроки чтения имеют для этого богатейшие возможности. Хорошо продуманный и подготовленный урок чтения вносит свой вклад в дело всестороннего развития и воспитания детей. Опираясь на произведения, подобранные в учебниках для чтения, учитель воспитывает в детях любовь Отечеству, своему народу, уважительное отношение к людям, к труду, прекрасному, к чужому мнению.
В учебники по чтению С. Ю. Ильиной А. К. Аксёновой, А. А. Богдановой и Л. В. Матвеевой включены произведения, адаптированные для восприятия обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), выдающихся детских писателей и поэтов К. Чуковского, Н. Сладкова, Е. Чарушина, С. Есенина, Г. Ладонщикова, Е. пермяка, Ф. Тютчева, А. Плещеева, Н. Носова, М. Пришвина, И. Крылова, Л. Толстого, В. Осеевой, А. Барто, В. Астафьева и т.д.
Содержание учебников построено так, что у учителя есть возможность обращаться к формированию тех или иных духовно – нравственных качеств в каждом классе, с учётом взросления детей, накопления ими жизненного опыта.
Важной особенностью выбора произведений является их соответствие возрастным и психофизическим особенностям школьников. Учебники дают возможность обратиться к произведениям устного народного творчества. Фольклор – источник знаний о принципах воспитания, сложившихся в культуре народа.
Сказки по своему сюжету и идее (борьба добра и зла) дают обширный материал в понятной и доступной детям форме для формирования таких качеств как трудолюбие, доброта, смелость, настойчивость, способность сопереживать, готовность прийти на помощь. Сказка – один из самых развитых и любимых детьми жанров фольклора. Она формирует высокие нравственные качества у своих читателей: добро почти всегда побеждает, злые силы терпят поражение. Положительные герои любят свою родину, держат данное слово, всегда приходят на помощь нуждающимся.
Творцы былин создали и закрепили в народном сознании высокопоэтичные образы богатырей, воплотивших народные идеалы силы, мужества, справедливости, любви к родной земле.
Огромную роль на уроках играют русские народные пословицы и поговорки. Они отражают богатство языка, отражают быт, обычаи и нравы народа, конкретные исторические события. Несут житейскую мудрость.
Изучение произведений о природе, о животных обогатит детей, сформирует убеждение в том, что красота природы, разнообразный животный и растительный мир – это богатство нашей страны, и это богатство надо беречь.
Изучая произведения Носова, Драгунского, Киселёвой, Пантелеева и др. писателей, развиваются такие важные качества, как дружба, верность, взаимоотношение друзей. Дети учатся доброте, человеческому отношению к другим. Обсуждают важные вопросы для себя: что даёт дружба, чего она требует от людей, как надо и как не надо общаться с друзьями, как проявлять чуткость, сострадание, заботу, быть вежливым. На основе знакомства с многообразными нравственными нормами, представленными в литературных произведениях, дети учатся оценивать персонажей, их поступки и действия.
Гуманизм, сердечность, великодушие, доброта | Мордовская сказка «Благодарный медведь», В. Голявкин «Коньки купили не напрасно», М. Пришвин «Лягушонок», В. Хомченко «Птица – синица», А. Седугин «Как Артёмка котёнка спас», В. Осеева «Самое страшное», Л. Воронкова «За кормом для птиц» |
Героизм, отвага, верность | И. Бутман «Трус», В. Осеева «Подвиг», |
Патриотизм | К. Ушинский «Наше Отечество», В. Воскобойникова «Боец бытового отряда», «Как Илья Муромец богатырём стал», |
Сплочённость, коллективизм | В. Сухомлинский «Вьюга», В. Хомченко «Михаськин сад», Б. Житков «Наводнение» |
Совесть, совестливость | Л. Толстой «Косточка», |
Долг, ответственность | Б. Заходер «Птичья школа», К. Ушинский «Всякой вещи своё место», В. Донникова «Канавка», Б. Житков «Наводнение», В .Хомченко «Обида» |
Трудолюбие | Г. Ладонщиков «Самокат», В. Голявкин «Подходящая вещь», литовская сказка «Старый мороз и молодой Морозец», грузинская сказка «Заработанный рубль», Э. Киселёва «Волшебный котелок», А. Потапова «Бабушка и внучка», В .Хомченко «Пуговица» |
Вежливость | Я. Длуголенский «Как подружились Вова и Боря», |
Д. Ушинский видел одну из задач школы в том, чтобы «приручить дитя к разумной беседе с книгой». Чтобы решить данную задачу, необходимо создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразных видов, методов, приёмов работы.
Задача учителя так организовать работу над текстом, чтобы сопереживая героям произведения, читая стихи, дети испытывали сильное эмоциональное воздействие художественного текста – волновались, радовались, огорчались, постигая нравственные уроки произведений. Данная задача решается с помощью проведения уроков в нестандартных формах, применения новых педагогических технологий: критического мышления, игровых, метод продуктивного чтения, приём «Корзина идей», чтение текста с остановками, по ролям, использование пословиц и поговорок, использование личного жизненного опыта детей.
Работа над литературным произведением не должна ограничиваться рамками вопросника после текста. Можно задать вопросы, которые помогут более пристально вглядеться и углубиться в художественное произведение, в картину жизни людей, всмотреться в окружающую жизнь, поставить себя на место героя, перенестись в ситуацию, описанную в произведении. Вот некоторые вопросы:
- Хотелось бы тебе дружить с героем?
- Как бы ты поступил на его месте?
- Как ты оцениваешь поведение героя? Согласен ли ты с ним?
- Что вынудило героя выбрать именно это решение?
- Тебе нравится его отношение к людям? И т.д.
Обучающихся необходимо научить находить главную мысль произведения, научить размышлять, почему именно так действуют герои рассказа или стихотворения, оценивать их поступки, сопоставлять со своими представлениями, своим жизненным опытом.
О нравственной воспитанности школьников свидетельствует способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, страданию, стыду и сочувствию. Она характеризуется способностью анализировать, судить о явлениях жизни с позиции нравственного идеала, давать оценку. Для выявления состояния уровня сформированности нравственного воспитания использовалась методика …
Таким образом, педагогическая практика подтверждает важность формирования духовно – нравственных ценностей, начиная с детского возраста. В. А. Сухомлинский говорил: «Больше чем когда бы то ни было мы обязаны думать сейчас о том, что вкладываем в душу маленького человека». Нравственное воспитание младших школьников является актуальным, т.к. именно в младшем возрасте закладывается фундамент формирования нравственных качеств личности. Задачи нравственного воспитания детей в процессе учебной деятельности эффективно реализуются на уроках литературного чтения. Уроки литературного чтения обладают наибольшим потенциалом в реализации этой задачи. Они помогают вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, успешно социализированных и адаптированных в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательный потенциал урока литературы в начальной школе
«Только книга и знания смогут сделать насдуховно сильными, честными, разумными людьми,которые способны искренне любить человека,уважать его труд и сердечно любоватьсяпрекрасными плодами его непрерывно...
Список художественной литературы для чтения летом для учащихся 1 класса
"Чтение- лучшее учение"...
Список художественной литературы для чтения летом во 2 классе
Книга- лучший друг!...
Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему "Разница бытового чтения и художественной литературы. Различение научного и художественного текстов. Задачи Г. Остера."
Предмет: Литературное чтениеКласс: 1-3Тема: «Разница бытового чтения и художественной литературы. Различение научного и художественного текстов. Задачи Г. Остера».Цель деятельности учителя: овладение ...
Конспект занятия по чтению художественной литературы «Чтение рассказа И.Туричина «Защитники».
Конспект непрерывной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (чтение художественной литературы) в старшей группе. Тема недел...
Список художественной литературы для чтения 1 класс
Список художественной литературы для чтения 1 класс...
Тексты художественной литературы для чтения и обсуждения с детьми
В данном материале собраны тексты детских авторов, на основе которых могут строиться воспитательные беседы с учащимися 1 класса...