Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса программа "Гармония"
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему
Представлена рабочая программа по литературному чтению для 1 класса по программе "Гармония"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_1_kl.doc | 263 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№5 Г.ТАЙШЕТА
«Рассмотрено» Руководитель МО
___________/ ___________ Протокол №1 от «___» _________ 2016г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _____________/ ___________
«_____» _________ 2016г. | «Утверждено» Директор школы ___________/Л.В.Головня «_____»___________ 2016г. |
Рабочая программа
по литературному чтению
для 1-4 класса
(базовый уровень)
Учитель Байкова Алена Юрьевна
Рабочая программа составлена на основе
Примерной государственной программы по литературному чтению для общеобразовательных школ О.В.Кубасовой по УМК «Гармония».Смоленск: Ассоциация ХХ1 век, 2011 г.
2016/2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе:
- Закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», с изменениями и дополнениями от 26.11.2010 № 1241, от 22 сентября 2011 №2357;
--Федеральный перечень учебников, утверждённых, рекомендованных (допущенных) к использованию к образовательной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
- учебного плана МКОУ СОШ № 5 г.Тайшета на 2016/2017 учебный год;
-Примерной государственной программы по литературному чтению для общеобразовательных школ О.В.Кубасовой по УМК «Гармония».Смоленск: Ассоциация ХХ1 век, 2011 г.
Литература является одним из самых мощных средств приобщения детей к общечеловеческим ценностям, формирования их мировоззрения. Отсюда следует ведущая роль уроков чтения в системе начального обучения. Для того чтобы книга стала для детей другом, наставником, необходимо прежде всего пробудить у них интерес к чтению, а затем научить школьников с помощью книг приобретать новые знания, извлекать пользу из жизненного опыта людей разных стран и эпох.
Целью обучения чтению в начальных классах является формирование «талантливого читателя» (С. Маршак), т.е. читателя, адекватно, полноценно и творчески постигающего литературное наследие человечества. Сотворчество писателя и читателя состоится, если ребенок будет читать высокохудожественные произведения, способные затронуть его душу, и овладеет специальными читательскими умениями и навыками.
Обучение чтению по данной программе предполагает реализацию следующих задач:
1. Формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу. (Мотивационная сторона читательской деятельности.)
2. Совершенствование у детей навыка чтения: осмысленности, правильности, беглости, выразительности. (Техническая основа процесса чтения.)
З. Формирование способности к полноценному (адекватному и всестороннему) восприятию литературного текста. (Содержательная сторона чтения: непосредственный эмоциональный отклик, обдумывающее восприятие, постижение подтекста, авторского замысла и собственного отношения к тому, что и как написано.)
4. Усвоение различных способов творческой интерпретации художественного текста: выразительного чтения по книге и наизусть, драматизации, словесного рисования, творческого пересказа, музыкального иллюстрирования, составления диафильма и др.
5. Обучение практическим умениям преобразования текста: определению главного и второстепенного, нахождению опорных слов, выделению смысловых частей, озаглавливанию, составлению плана, пересказу и др. (Общеучебные умения работы с текстом, позволяющие логически перерабатывать и усваивать познавательную информацию.)
6. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой принадлежности, и на этой базе практическое освоение элементарных литературоведческих понятий. (Основы литературного развития.)
7. Овладение детьми умением пользоваться определенным программой набором средств вне текстовой информации (обложка, титульный лист и др.), превращающих текст в книгу и позволяющих ориентироваться в ней.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Выпускники начальной школы осознáют значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам на основе осознания и развития дошкольного и внешкольного опыта, связанного с художественной литературой. У обучающихся будет формироваться потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. Младшие школьники будут с интересом читать художественные, научно-популярные и учебные тексты, которые помогут им сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор.
Учащиеся получат возможность познакомиться с культурно-историческим наследием России и общечеловеческими ценностями для развития этических чувств и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать художественную литературу, воспроизводить в воображении словесные художественные образы, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они получат возможность воспринимать художественное произведение как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства как источниками формирования эстетических потребностей и чувств, познакомятся с некоторыми коммуникативными и эстетическими возможностями родного языка, используемыми в художественных произведениях, научатся соотносить собственный жизненный опыт с художественными впечатлениями.
К концу обучения в начальной школе дети будут готовы к дальнейшему обучению и систематическому изучению литературы в средней школе, будет достигнут необходимый уровень читательской компетентности, речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы, основы элементарной оценочной деятельности.
Выпускники овладеют техникой чтения (правильным плавным чтением, приближающимся к темпу нормальной речи), приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приемами анализа, интерпретации и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и справочниками, осознают себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Школьники научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях); устно передавать содержание текста по плану; составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Выпускники научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
Выпускники начальной школы приобретут первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, будут находить и использовать информацию для практической работы.
Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится:
- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
- прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;
- читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
- различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
- читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
- использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
- ориентироваться в содержании художественного, учебного и научнопопулярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
- для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
- для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
- использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:
- для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;
- для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;
- использовать различные формы интерпретации содержания текстов:
- для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа;интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;
- для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;
- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (толькодля художественных текстов);
- различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);
- передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
- участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).
Выпускник получит возможность научиться:
- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;
- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
- высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
- устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;
- составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).
Круг детского чтения (для всех видов текстов)
Выпускник научится:
- осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;
- вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
- составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.
Выпускник получит возможность научиться:
- работать с тематическим каталогом;
- работать с детской периодикой;
- самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).
Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
- распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
- отличать на практическом уровне прозаический текст
от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов; - различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;
- находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).
Выпускник получит возможность научиться:
- воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);
- определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.
Творческая деятельность (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
- создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
- восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание или пополняя его событиями;
- составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;
- составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Выпускник получит возможность научиться:
- вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;
- писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
- создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;
- создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;
- работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).
Содержание учебного предмета
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научнопознавательному и художественному произведению.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книгапроизведение, книгасборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.
Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
Говорение (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.
Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.
Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.
Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклор и авторские художественные произведения (различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Из них | Занятия по «Основам духовно- нравственной культуры народов России», вопросы охраны труда, здоровьесбережения, основы безопасности жизнедеятельности, исторические аспекты предмета и развитие практических навыков по информатике | |
Теоретическое обучение | Практические и творческие работы, проектная деятельность | ||||
1 класс | |||||
1 | Звенит звонок – начинается урок | 6 часов | 2 часа | 4 часа | Уроки здоровьесбережения, основы безопасного поведения в школе, на дороге |
2 | Час потехи | 9 часов | 3 часа | 6 часов | Безопасность поведения во время игр, перемен, в школьном дворе |
3 | Что такое хорошо и что такое плохо | 11 часов | 3 часа | 8 часов | Занятия по духовно-нравственному воспитанию, правила для учащихся |
4 | Там чудеса… | 12 часов | 4 часа | 8 часов | Устное народное творчество русского народа. Правила безопасности во время летних каникул |
Итого: | 38 часов | 12 часов | 26 часов | ||
2 класс | |||||
1 | Учимся читать читая- думаем | 29 часов | 3 часа | 26 часов | Здоровьесбережение, правила безопасного поведения, правила для учащихся |
2. | Учимся читать: читаем правильно | 10 часов | 1 час | 9 часов | История возникновения книги |
3 | Учимся читать: читаем быстро | 8 часов | 1 час | 7 часов | Учимся печатать на клавиатуре компьютера |
4 | Учимся читать : читаем выразительно | 20 часов | 3 часа | 17 часов | Занятия по «Основам духовно-нравственной культуры русского народа» |
5. | Учимся работать с текстом: автор и его герои | 21 час | 4 часа | 17 часов | Занятия по «Основам духовно-нравственной культуры русского народа» |
6. | Учимся работать с текстом: слова, слова, слова | 9 часов | 1 час | 8 часов | Занятия по «Основам духовно-нравственной культуры русского народа» |
7 | Учимся работать с текстом: план и пересказ | 19 часов | 3 часа | 16 часов | Вопросы безопасного поведения, охраны труда |
8. | В мире книг | 20 часов | 3часа | 17 часов | Безопасное поведение во время летних каникул |
Итого: | 136 часов | 20 часов | 116 часов | ||
3 класс | |||||
Труд человека кормит, а лень портит | 12 часов | 2 часа | 10 часов | Здоровьесбережение, правила безопасного поведения, правила для учащихся | |
Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца. | 8 часов | 2 часа | 6 часов | Занятия по «Основам духовно-нравственной культуры русского народа» | |
Много хватать – своё потерять. | 4 часа | 2 часа | 2 часа | Вопросы нравственного поведения | |
Тайное всегда становится явным. | 11 часов | 3 часа | 8 часов | Занятия по «Основам духовно-нравственной культуры русского народа» | |
Унылая пора! Очей очарованье!… | 6 часов | 3 часа | 3 часа | Занятия по «Основам духовно-нравственной культуры русского народа» | |
«Ежели вы вежливы….» | 3 часа | 1 час | 2 часа | Вопросы правильного поведения в школе, дома, в обществе | |
Каждый своё получил | 18 часов | 5 часов | 13 часов | Занятия по «Основам духовно-нравственной культуры русского народа» | |
Жизнь дана на добрые дела | 8 часов | 2 часа | 6 часов | Занятия по «Основам духовно-нравственной культуры русского народа» | |
Снег летает и сверкает | 9 часов | Вопросы безопасного поведения на каникулах | |||
За доброе дело стой смело | 9 часов | Занятия по «Основам духовно-нравственной культуры русского народа» | |||
Итого | 136 часов | ||||
4 класс | |||||
1 | Гимн Российской Федерации | 1 час | 1 час | Здоровьесбережение, правила безопасного поведения, правила для учащихся | |
1 | Что за прелесть эти сказки? | 26 часов | 6 часов | 20 часов | Занятия по «Основам духовно-нравственной культуры русского народа» Устное народное творчество |
2 | «О подвигах, о доблестях, о славе» | 5 часов | 1 час | 4 часа | Занятия по «Основам духовно-нравственной культуры русского народа» |
3 | «Уж сколько раз твердили миру…» | 5 часов | 1 час | 4 часа | История возникновения басни, как жанра.Эзоп |
4 | «Оглянись вокруг» Рассказы | 26 час | 6 часов | 20 часов | Здоровьесбережение. Вопросы охраны труда и безопасного поведения |
5 | «Золотая колесница» Мифы Древней Греции | 5 часов | 1 час | 4 часа | Экскурс в историю Древней Греции. История возникновения мифов |
6 | «В начале было слово..» Библейские сказания | 10часов | 2 часа | 8 часов | История возникновения христианства на Руси |
7 | «Самого главного глазами не увидишь» | 15 часов | 3 часа | 12 часов | Уроки безопасности |
8 | «Мир – театр, люди – актёры» | 7 часов | 2 часа | 5 часов | Знакомство с историей театра. |
9 | «Мир волшебных звуков» | 16 часов | 4 часа | 12 часов | Занятия по «Основам духовно-нравственной культуры русского народа» |
10 | Когда, зачем и почему? Познавательная литература. | 20 часов | 5часов | 15 часов | Вопросы безопасного поведения на каникулах |
11 | Итого: | 136 часов | 31 час | 105 часов |
Календарно- тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов | Дата | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Проектная деятельность | Формы контроля |
Звенит звонок – начинается урок | 7 часов | |||||
1 | Л. Дьяконов «Первоклассникам»; А. Барто «Стали грамотными». | 1 | Знакомятся с литературными произведениями школьной тематики. Учатся осознанному чтению доступных по объёму и жанру произведений. Отрабатывают правильное произношение и употребление слов. Учатся объяснять значение каждого слова. Отвечать на вопросы; комментировать чтение; читать текст по ролям, воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся, читать вслух плавно по слогам или целыми словами. | Устный фронтальный опрос | ||
2 | Г. Новицкая «Книжки» Р. Сеф «Учись читать!»; | 1 | Упражняются в умении целостного и дифференцированного восприятия слов. Игра «Радиотеатр». Учатся читать по ролям, отвечать на вопросы. Осваивать игру «Радиотеатр». | Выбор темы проекта «Потешки наших предков» | Устный фронтальный опрос Взаимоконтроль | |
3 | Л. Пантелеев «Ау»; | 1 | Учатся выразительному чтению, использованию интонации, соответствующей смыслу текста. Упражняются в интонационно-выразительном чтении. | Коллективный «Потешки наших предков» | Устный фронтальный опрос | |
4 | Л. Пантелеев «Ау»; | 1 | Учатся выразительному чтению, использованию интонации, соответствующей смыслу текста. Упражняются в интонационно-выразительном чтении. | Работа над среднесрочным коллективным проектом «Потешки наших предков» | Устный фронтальный опрос Взаимоконтроль | |
5 | В. Голявкин «Болтуны» | 1 | Учатся вдумчивому чтению целыми словами; совершенствуют навык смыслового чтения. Самостоятельное чтение; описание иллюстрации; умение отвечать на вопросы; осваивать игру «Радиотеатр». Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. Умение читать текст с интонационным выделением знаков препинания. | Работа над среднесрочным коллективным проектом «Потешки наших предков» | Устный фронтальный опрос Самоконтроль | |
6 | С. Маршак «Угомон» | 1 | Готовятся к выразительному чтению стихотворения. | Работа над среднесрочным коллективным проектом «Потешки наших предков» | Устный фронтальный опрос | |
7 | В. Орлов «Оправдался» | 1 | Подбирают пословицы, подходящие к содержанию стихотворений раздела, объясняют смысл пословиц. Учатся соотносить название произведения с его содержанием, соотносить пословицы с произведениями. | Работа над среднесрочным коллективным проектом «Потешки наших предков» | Проверочная работа Чтение наизусть | |
Час потехи | 9 часов | |||||
8 | В. Смит «Час потехи» | 1 | Учатся воспринимать на слух и понимать художественные произведения разных жанров. Упражняются в интонационно-выразительном чтении. Совершенствуют навык смыслового чтения. | Работа над среднесрочным коллективным проектом «Потешки наших предков» | Устный фронтальный опрос Взаимоконтроль | |
9 | Русские народные побасенки | 1 | Учатся пояснять, что такое побасёнка; определение темпа и интонационной выразительности чтения, учатся читать выразительно, передавая эмоциональный характер текста и соблюдая знаки препинания, сравнивать фольклорные произведения малых форм. | Защита проекта «Потешки наших предков» | Устный фронтальный опрос Взаимоконтроль | |
10 | Загадки. С. Маршак | 1 | Осваивают способы составления и разгадывания загадок, выполняют упражнения, вырабатывающие правильность и беглость чтения. Учатся различать народные и авторские загадки, приводить примеры загадок. | Выбор темы среднесрочного коллективного проекта «Загадки» | Устный фронтальный опрос Взаимоконтроль | |
11 | Г. Цыферов «В среду решили они играть в прятки» | 1 | Знакомятся с литературными произведениями школьной тематики. Обогащение словарного запаса. Умение читать осознанно текст художественного произведения. Объяснять значение слов: ссора, спор, мир, дружба. Умение читать по ролям, используя интонационные средства выразительности, отвечать на вопросы по содержанию литературного текста, корректировать картинный план. | Работа над среднесрочным коллективным проектом «Загадки» | Устный фронтальный опрос Взаимоконтроль | |
12 | В. Берестов «Искалочка»; русские народные считалочки; В. Берестов «За игрой» | 1 | Знакомятся с русским фольклором. Учатся различать жанры произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка, литературная сказка. Умение различать жанры устного народного творчества, приводить примеры. Тренироваться в выразительности чтения. Умение обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений, ранжировать произведения по их тематике. | Работа над среднесрочным коллективным проектом «Загадки» | Устный фронтальный опрос Взаимоконтроль | |
13 | Словесные игры: скороговорки, небылицы; С. Маршак «Я видел» | 1 | Упражняются в беглости чтения. Уметь выразительно читать стихотворение, доказывать, что это небылица, подбирать к рисункам строчки из стихотворения. Умение соотносить фрагменты текста и иллюстрации, элементарно иллюстрировать текст. | Работа над среднесрочным коллективным проектом «Загадки» | Устный фронтальный опрос | |
14 | С. Маршак | 1 | Обсуждают понятия: настроение стихотворения, авторская интерпретация смеха. Умение доказывать при помощи текста авторскую позицию в описании смеха. Умение составлять рассказ по иллюстрации и на основе собственных впечатлений. | Работа над среднесрочным коллективным проектом «Загадки» | Устный фронтальный опрос | |
15 | С. Маршак | 1 | Работают над выразительным чтением с передачей смешного настроения. Учатся работать с деформированным картинным планом. Выполняют проверочную работу. Умение находить отрывки произведения к картинкам, составлять описание к картинкам. Умение корректировать картинный план, элементарно иллюстрировать текст, соотносить название произведения с его содержанием. | Работа над среднесрочным коллективным проектом «Загадки» | Устный фронтальный опрос | |
16 | С. Маршак | 1 | Защита проекта «Загадки» | Устный фронтальный опрос Взаимоконтроль | ||
Что такое хорошо и что такое плохо | 11 часов | |||||
17 | Л. Толстой «Правда всего дороже» | 1 | Участвуют в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Совершенствуют навык чтения целыми словами. Учатся подробному пересказу текста. Умение объяснять значение слов; читать текст самостоятельно; отвечать на вопросы; подробно пересказывать текст; составлять план рассказа; различать слова действующих лиц в тексте и читать по ролям. Умение воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся, читать вслух плавно по слогам или целыми словами. | Выбор темы среднесрочного группового проекта «Мир пословиц и поговорок» | Устный фронтальный опрос | |
18 | В. Орлов «Кто первый»; | 1 | Упражняются в интонационно-выразительном чтении. Учатся сравнению содержания двух рассказов. Обосновывают выбор симпатичного героя. Умение читать текст выразительно, отвечать на вопросы; подбирать пословицу к тексту; читать и объяснять пословицы. Умение определять эмоциональный характер текста, высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств, соотносить пословицы с произведениями. | Работа над среднесрочным групповым проектом «Мир пословиц и поговорок» | Устный фронтальный опрос | |
19 | В. Осеева «Все вместе» | 1 | Отрабатывают правильное произношение и употребление слов. Активизация словаря, автоматизация разных звуков. Умение читать текст выразительно; подбирать пословицу к тексту; соотносить пословицы с текстом; редактировать текст. Умение отвечать на вопросы по содержанию литературного текста, характеризовать литературного героя, определять собственное отношение к персонажу. | Работа над среднесрочным групповым проектом «Мир пословиц и поговорок» | Устный фронтальный опрос | |
20 | Е. Пермяк | 1 | Рассматривают и соотносят иллюстрации с текстом. Знакомятся с новым видом жанра – басней. Отрабатывают умение пересказывать текст. Умение читать текст выразительно; подбирать пословицу к тексту; соотносить пословицы с текстом. Умение соотносить пословицы с произведениями, озаглавливать текст, иллюстрацию. | Работа над среднесрочным групповым проектом «Мир пословиц и поговорок» | Устный фронтальный опрос | |
21 | Эзоп «Собрался старик помирать…» Л. Толстой «Два раза | 1 | Учатся сравнению содержания двух рассказов. Обосновывают выбор симпатичного героя. Умение находить в тексте главную мысль произведения; соотносить пословицы с текстом; находить главную мысль в произведении. Умение характеризовать литературного героя, определять отношение автора к персонажу, соотносить название произведения с его содержанием. | Работа над среднесрочным групповым проектом «Мир пословиц и поговорок» | Устный фронтальный опрос | |
22 | Л. Толстой «Два товарища» | 1 | Работа над среднесрочным групповым проектом «Мир пословиц и поговорок» | |||
23 | В. Росин. «Друзья познаются в беде» | 1 | Работают над содержанием произведений, анализируют их, отвечают на вопросы. Умение находить в тексте главную мысль произведения; выбирать название рассказа из предложенных вариантов. Умение ранжировать небольшие произведения по тематике, жанровой принадлежности, обобщать прочитанное, инсценировать прочитанное. | Работа над среднесрочным групповым проектом «Мир пословиц и поговорок» | Устный фронтальный опрос | |
24 | С. Михалков «Ошибка» | 1 | Отрабатывают умение читать выразительно по ролям. Умение объяснять значение термина «басня»; пересказывать текст; составлять план басни; отвечать на вопросы; находить в тексте слова, выражающие главную мысль басни. Умение читать литературные произведения по ролям, используя интонационные средства выразительности, обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. | Работа над среднесрочным групповым проектом «Мир пословиц и поговорок» | Устный фронтальный опрос Взаимоконтроль | |
25 | С. Михалков «Прививка» | 1 | Выполняют упражнения, вырабатывающие правильность и беглость чтения. Умение читать выразительно, передавая эмоциональное состояние героя; отвечать на вопросы. Умение отвечать на вопросы по содержанию литературного текста, характеризовать литературного героя, составлять небольшой рассказ о герое. | Работа над среднесрочным групповым проектом «Мир пословиц и поговорок» | Устный фронтальный опрос | |
26 | Л. Яхтин «Силачи» | 1 | Осваивают чтение по ролям, соотносят название и содержание произведения. Умение отвечать на вопросы по содержанию текста; находить в тексте главную мысль произведения. Умение высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств, определять собственное отношение к персонажу, определять отношение автора к персонажу. | Работа над среднесрочным групповым проектом «Мир пословиц и поговорок» | Устный фронтальный опрос Взаимоконтроль | |
27 | М. Пляцковский «Добрая лошадь» | 1 | Работают с деформированным картинным планом, учатся пересказу по плану. Умение читать сказку. Работать с деформированным картинным планом. Пересказывать текст по плану. Умение ранжировать небольшие произведения по тематике, жанровой принадлежности, обобщать прочитанное, инсценировать прочитанное. | Защита проекта «Мир пословиц и поговорок» | Устный фронтальный опрос Взаимоконтроль | |
Там чудеса | 11 часов | |||||
28 | А. Шибаев «Сказки | 1 | Совершенствуют навык чтения целыми словами. Литературная мини-викторина «Знатоки сказок». Рассматривают иллюстрации и соотносят их с текстом. Знание содержания произведения; умение отвечать на вопросы литературной викторины; рассказывать о знакомых сказках, отгадывать их. Умение соотносить название произведения с его содержанием, иллюстрации – с фрагментами текста, пословицы – с произведениями, участвовать в литературной викторине. | Выбор темы среднесрочного группового проекта «Мечты народа в сказках» | Устный фронтальный опрос | |
29 | Русские народные сказки «Лиса и рак» | 1 | Знакомятся с героями произведений, осваивают подробный пересказ текста. Озаглавливают прочитанный текст, иллюстрации. Умение приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки); выразительно читать произведение. Выбирать заголовок к произведению. Умение выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения, выразительно читать литературные произведения по ролям, разыгрывать сценки. | Работа над среднесрочным групповым проектом «Мечты народа в сказках» | Устный фронтальный опрос | |
30 | «Петушок и бобовое зёрнышко» | 1 | Работают над скоростью чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Чтение сказки с использованием предметов-персонажей. Умение отвечать на вопросы по содержанию сказки; читать выразительно. Кратко и подробно пересказывать сказку; выражать свое отношение к ее героям; подбирать заголовок к произведению. Корректировать картинный план; пересказывать сказку по картинному плану. | Работа над среднесрочным групповым проектом «Мечты народа в сказках» | Устный фронтальный опрос Взаимоконтроль | |
31 | Ингушская сказка «Заяц и черепаха» | 1 | Знакомятся со сказками других народов. Прогнозируют содержание сказки. Выявляют подтекст читаемого произведения. Умение читать выразительно текст художественного произведения; пересказывать его и инсценировать; различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня). Умение составлять рассказ по иллюстрации, иллюстрировать прочитанное, определять тему, идею произведения. | Работа над среднесрочным групповым проектом «Мечты народа в сказках» | Устный фронтальный опрос | |
32 |
| 1 | Знакомятся со сказками других народов. Работают с картинными иллюстрациями к произведению. Соотносят содержание сказки с пословицей. Умение отвечать на вопросы по содержанию сказки; выражать свое отношение к героям сказки. Оценивать поступки героев сказки. Умение выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения, выразительно читать литературные произведения по ролям, разыгрывать сценки. | Работа над среднесрочным групповым проектом «Мечты народа в сказках» | Устный фронтальный опрос Взаимоконтроль | |
33 | Армянская сказка «Заказчик и мастер» | 1 | Знакомятся со сказками других народов. Работают с картинными иллюстрациями к произведению. Соотносят содержание сказки с пословицей. Выявляют подтекст сказки. Умение находить главную мысль в тексте; соотносить содержание сказки с пословицей. Умение составлять рассказ по иллюстрации, иллюстрировать прочитанное, определять тему, идею произведения. | Работа над среднесрочным групповым проектом «Мечты народа в сказках» | Устный фронтальный опрос | |
34 | Сказки А.С. Пушкина | 1 | Готовятся к выразительной декламации стихотворения, учатся ориентироваться в содержании книги. Умение различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня). Различать авторскую и народную сказку. Умение читать вслух плавно по слогам или целыми словами, определять эмоциональный характер текста, высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств. | Работа над среднесрочным групповым проектом «Мечты народа в сказках» | Устный фронтальный опрос | |
35 | Викторина Х.-К. Андерсен; | 1 | Выполняют упражнения, вырабатывающие правильность и беглость чтения. Учатся осознанному и выразительному чтению. Знакомятся с авторскими сказками зарубежных писателей. Осваивают навык пересказа. Умение отвечать на вопросы викторины, обосновывать своё мнение; выразительно читать; пересказывать текст близко к тексту. Умение обобщать прочитанное, сравнивать произведения схожей тематики, соотносить иллюстрации с фрагментами текста, участвовать в литературной викторине. | Работа над среднесрочным групповым проектом «Мечты народа в сказках» | Викторина | |
36 | Промежуточная аттестация. Комплексная работа | 1 | Итоговый Самостоятельная работа | |||
37 | В. Орлов «Абрикос в лесу» | 1 | Выявляют подтекст читаемого произведения. Осваивают чтение по ролям. Определяют тему текста. Работают с картинным планом. Радиотеатр. Умение объяснять, какая мудрая мысль высказана в сказке; различать сказки народные и литературные. Умение пересказывать прочитанное в опоре на схему, картинный план; используя языковые выразительные средства из прочитанного текста, составлять рассказ по иллюстрации. Учатся пересказу текста. Учатся давать характеристику герою, обосновывая свой ответ (подтверждение черт персонажа нужными местами в сказке). Умение различать сказки народные и литературные; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения. Высказывать оценочное суждение о прочитанном произведении; ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Умение читать «про себя», осознавая содержание текста, отвечать на вопросы по содержанию литературного текста, определять тему, идею произведения, обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. | Работа над среднесрочным групповым проектом «Мечты народа в сказках» | Устный фронтальный опрос | |
38 | А. Курляндский «Первое сентября попугая Кеши» | 1 | Работа над среднесрочным групповым проектом «Мечты народа в сказках» | Устный фронтальный опрос | ||
39 | А. Курляндский «Первое сентября попугая Кеши» | 1 | Взаимоконтроль | |||
40 | Обобщающий урок «Там чудеса…» | 1 | Выполняют итоговую работу, оценивают её, анализируют результаты своей учёбы в первом классе. Знание литературных жанров; умение ориентироваться по содержанию книги, обложке; давать характеристику героям; находить главную мысль в тексте. Умение обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений, характеризовать персонаж в опоре на текст, определять тему, идею произведения, выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения. | Защита проекта «Мечты народа в сказках» | Итоговый |
Лист внесения коррективов в рабочую программу
№ п/п | Дата внесения | Изменения, которые внесены | Основание для внесения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. Программа Л.В.Занкова.
Рабочая программа содержит:пояснительную запискусодержание программытребования к уровню подготовки к концу третьего классакалендарно-тематическое планированиекритерии и нормы оценок...
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс.Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различн...
рабочая программа по литературному чтению, 4 класс, программа "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа + развернутое тематичекое планирование...
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями инструктивно-методического письма....
рабочая программа по литературному чтению 3 класс, рабочая программа по физической культуре 3 класс
рабочая программа по литературному чтению 3 классрабочая программа по физической культуре 3 класс...
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...