Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ОС "Школа 2100"
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ОС "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ОС "Школа 2100" | 43.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №75
с углубленным изучением немецкого языка
Петроградского района Санкт-Петербурга
«УТВЕРЖДАЮ» Директор школы _____________Е.В.Короткая «_____»______________2012г. |
Учебная рабочая программа
1 класса начальной школы,
разработанная на
основе типовой программы «Школа 2100»
Учитель: Лосева Т.Ю.
Литературное чтение.
Образовательная рабочая программа начальных классов по литературному чтению для 1 класса..
Образовательная область – филология.
Содержание:
- Пояснительная записка.
- Цель и задачи курса.
- Стандарт начального общего образования по литературному чтению.
- Содержание обучения.
- Основные требования к знаниям, умениям и навыкам к концу обучения в 1 классе.
- Система контроля и учёта знаний обучающихся, нормы оценки знаний.
- Тематическое планирование на 2012 – 2013 учебный год.
Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта начального образования и обеспечена учебником « Литературное чтение», авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева.
Пояснительная записка.
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.
Цель уроков чтения в начальной школе – научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель в нашем понимании – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
- Формирование техники чтения и приемов понимания текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать.
- Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением.
- Приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.
- Развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря); развитие творческих способностей детей.
В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом русского языка:
- овладение функциональной грамотностью;
- овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текстов;
- овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Чтение и начальное литературное образование»:
- определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
- приобщение к литературе как искусству слова;
- приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.
- Для достижения целей обучения и решения поставленных задач подготовлена серия учебников по литературному чтению: (1 класс – «Капельки солнца*»; 2 класс – «Маленькая дверь в большой мир», в 2-х ч.; 3 класс – «В одном счастливом детстве», в 2-х ч.; 4 класс – «В океане света», в 2-х ч.), а также методические рекомендации для учителя и рабочие тетради для учащихся
В основе учебников заложен традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. Все учебники объединены внутренней логикой. Суть ее заключается в следующем:
Первоклассник познает себя и мир вокруг: людей, их взаимоотношения, природу; усваивает нормы отношения к этому миру и поведения, действования в нем – через стихи и маленькие рассказы современных детских писателей. В 1 классе дети читают об игрушках и играх, о друзьях, родителях и детях, о животных и природе, узнают, что человек может делать интересные открытия, если научится вглядываться в окружающий его мир.
Во 2 классе мир, который открывают для себя дети, расширяется. Читая произведения фольклора народов России и мира (сказки, былины, загадки, песенки, пословицы и поговорки) и авторские сказки, второклассники как бы обнаруживают себя в «едином духовном пространстве» и узнают, что мир велик и многообразен и в то же время един.
В 3 классе дети, которые уже знакомы с двумя интереснейшими источниками чтения – фольклором и современной детской литературой. На этом этапе реализуются принцип жанрового разнообразия и принцип оптимального соотношения произведений детской литературы и текстов, вошедших в круг детского чтения из литературы «взрослой».
В 4 классе дети получают целостное представление об истории русской детской литературы, о писателях и их героях, о темах и жанрах.
Интерес к самому процессу чтения тесно связан с его мотивированностью. Как же сделать чтение мотивированным? Как реализовать в отношении ребенка принцип идейно-художественной значимости того, что он читает, то есть связать литературу с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями? С нашей точки зрения, это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения учебников, а значит, и системы уроков литературного чтения в форме эвристической беседы.
В 1 классе героем учебника стал заяц Пус, который превращается в мальчика Петю Зайцева и идет учиться в первый класс. Петя почти ничего не знает и не умеет, и первоклассники помогают ему учиться: объясняют, отвечают на его вопросы, т.е. занимают «позицию учителя», которая является лучшим способом самим понять предмет объяснения. Поскольку есть тот, кто «не понимает простых вещей», дети учатся не только читать, но и понятно объяснять, аргументированно рассуждать. Таким образом, мотивированными становятся и уроки вежливости, включенные в учебник, и последовательность разделов, и порядок расположения текстов внутри них: герой и его друзья познают себя и окружающий мир. Естественными становятся и вопросы, задания, предлагаемые в такой форме: «Как бы вы Пете это объяснили?», «Помогите малышу и расскажите...» и т.п.
Во 2 классе «сквозные герои» учебника – второклассник Саша и сказочный персонаж – младший домовой Афанасий. Афанасий – знаток и любитель книг, они с Сашей путешествуют в сказки; Саша задает Афанасию вопросы, а младший домовой отвечает или помогает найти ответ, рассказывает, читает веселые стихи, песенки и считалки, загадывает загадки. Таким образом, система уроков литературного чтения во 2 классе – это игра-путешествие в сказки.
В 3 классе последовательность текстов и тем, в которые они объединены, связаны с жизнью в семье третьеклассницы Насти. Настя вместе с папой читает учебник, размышляет, задает вопросы. И вместе с Настей читают и думают ученики.
При составлении учебника для 3 класса авторы в большей мере, чем во всех остальных, учитывали принцип актуализации тематики чтения.
В учебнике 4 класса форма подачи текстов – диалоги постоянно действующих героев – профессора Николая Александровича Рождественского и близнецов-четвероклассников Игоря и Оли. С помощью современной машины времени они путешествуют по страницам истории русской детской литературы в далекое и не очень далекое прошлое, видят не только реалии былого, но и живых писателей, разговаривают с ними, задают вопросы. В учебнике содержится обширный дополнительный материал: биографические сведения о писателях, воспоминания современников, отрывки из писем и дневников.
Настоящая программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с хрестоматией, а с детской книгой. Ключевая особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», т.е. другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков – индивидуальное дело учителя. В конце каждого учебника приводится примерный список книг для самостоятельного чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения. Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включенные в учебники, а также небольшие (от 3–4 до 7–8 предложений) отрывки прозы по выбору учителя. В случае если количество и объем стихотворений для заучивания наизусть покажутся учителю слишком большими, дети могут учить одно из 2–3 стихотворений по собственному выбору.
Программа по литературному чтению для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
- Тематика чтения.
- Техника чтения.
- Формирование приемов понимания прочитанного.
- Элементы литературоведческого анализа текста. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного.
- Практическое знакомство с литературоведческими понятиями.
- Развитие устной и письменной речи.
В соответствии с базисным учебным планом литературное чтение изучается с 1 по 4 класс.
В первом классе в послебукварный период обучающиеся проходят курс литературного чтения по учебнику « Капельки солнца» 1 класс.
По учебному плану начального общего образования на 2011- 2012 учебный год в 1классе отведено на уроки литературно чтения
32 часа (4 часа в неделю).
В соответствии с данной расчасовкой в программе представлено тематическое планирование уроков на 2011-2012 у.г.
Результаты обучения представлены в таблице основных требований к результатам обучения учащихся к концу 1-го класса
Стандарт начального общего образования по литературному чтению.
Изучение литературного чтения на ступени начального общего образования в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:
- овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников4 формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
- развитие художественно – творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;
- воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле ; развитие нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России.
Содержание программы. 1 класс -32 часа(4 часа в неделю)
1. Тематика чтения
«Попрыгать, поиграть...» (12 или 8 ч). Стихи и маленькие рассказы А. Барто, Я. Акима, С. Маршака, И. Демьянова, В. Берестова, Ю. Мориц, И. Токмаковой, В. Драгунского, Э. Успенского, Е. Чарушина, Н. Носова об играх, игрушках, увлекательных занятиях.
Наш дом. (8 или 6 ч). Стихи и маленькие рассказы А. Барто, Я. Акима, Г. Граубина, Б. Заходера, О. Григорьева, В. Бирюкова, М. Зощенко, В. Драгунского, М. Коршунова о детях и родителях, их взаимоотношениях, о любви и взаимопонимании, о младших сестренках и братишках и отношении к ним.
Ребятам о зверятах. (12 или 9 ч). Стихи и маленькие рассказы Б. Заходера, С. Михалкова, Г. Граубина, Ю. Мориц, М. Пришвина, Е. Чарушина, М. Коршунова, Ю. Коваля о дружбе людей и животных, о взглядах взрослого и ребенка на мир природы.
Маленькие открытия. (13 или 9 ч). Стихи и небольшие рассказы о мире природы, о его красоте, о маленьких открытиях, которые делает человек, умеющий вглядываться и вслушиваться. Произведения Э. Успенского, Г. Граубина, В. Бирюкова, Т. Золотухиной, И. Токмаковой, В. Лапина, В. Пескова, Н. Сладкова.
2. Техника чтения.
В государственных образовательных стандартах указываются следующие составляющие техники чтения на момент завершения начального образования:
- способ чтения – чтение целыми словами;
- правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
- скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;
- установка на постепенное увеличение скорости чтения.
О чтении вслух говорится в разделе «Общеучебные умения и навыки»: формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.
В «Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу» указано, что выпускник начальной школы должен уметь читать осознанно текст про себя без учета скорости.
В 1 классе необходимо формировать сознанное, правильное, плавное слоговое чтение отдельных слов, предложений, маленьких текстов. Постепенный переход к чтению целыми словами.
3. Формирование приемов понимания прочитанного .
Развитие умения разъяснять заглавие текста.
Обучение прогнозированию содержания текста по заглавию, иллюстрациям, ключевым словам.
Работа над пониманием значения каждого отдельного слова, словосочетания; семантизация незнакомых слов.
Развитие внимания к оттенкам лексического значения слов.
Обучение ответам на вопросы учителя по содержанию прочитанного.
Обучение озаглавливанию небольших частей текста, составлению простого плана, пересказу прочитанного с опорой на план из картинок.
4. Элементы литературоведческого анализа, эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного
Учитель показывает особенности авторского употребления слов, выражений; красоту, яркость и точность слова в художественном тексте (например, различные случаи употребления слов в переносном значении). Дети наблюдают, как поэты и писатели видят и рисуют словами мир.
Учитель объясняет, что свои мысли и чувства писатель передает через героев – их характеры, поступки, чувства и переживания – и через главную мысль произведения (это то, что хотел сказать читателям автор, для чего он написал это произведение). Результатом понимания характеров и поступков героев является формулирование главной мысли с помощью учителя. Дети высказывают свое отношение к прочитанному.
5. Практическое знакомство с литературоведческими понятиями
На уроках учитель знакомит детей со следующими понятиями:
- стихотворение.
- рифма, ритм и настроение в стихотворении.
- Рассказ. Герои рассказа, рассказчик и автор.
- Словесное рисование в рассказах и стихах..
6. Развитие устной и письменной речи
Развитие устной речи:
- обучение ответам на вопросы по содержанию текста (формулирование ответов, подбор наиболее подходящих слов);
- обучение подробному пересказу по вопросам или картинкам*, составлению устных рассказов по картинкам (комиксам);
- работа над грамматически правильным построением устного высказывания;
- показ способов заучивания наизусть стихотворений, обучение выразительному чтению с соблюдением соответствующей интонации, громкости речи, темпа речи.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам к концу обучения в 1 классе.
Для удобства проведения контроля и оценивания учебных достижений детей по чтению и начальному литературному образованию ниже приводится сводная таблица требований по предмету
Таблица требований
к умениям учащихся по чтению (программный минимум)
(1 класс)
Линии развития учащихся средствами предмета «Чтение и начальное литературное образование»: | ||
|
|
|
1 класс | ||
|
|
|
Система контроля и учёта знаний обучающихся, нормы оценки знаний.
В оценочной деятельности используются три вида оценивания:
- Стартовая диагностика основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению.
- Текущее оценивание использует субъективные методы (наблюдение, самооценку и самоанализ) и объективизированные методы, основанные на анализе устных ответов, работ учащихся, деятельности учащихся, результатов тестирования.
- Итоговое оценивание происходит в конце обучения в 1 классе в форме целенаправленного сбора данных, в том числе, по итогам комплексной работы для 1 класса.
Оценивание предметных умений происходит через систему проверочных работ, включенных в тетради по литературному чтению. В методических рекомендациях для учителя предлагается психологически комфортный подход к оцениванию техники чтения и понимания текста: предлагается проводить контроль техники чтения и читательских умений в той же технологии, в какой ведется обучение (например, техника чтения вслух и выразительность чтения проверяются после предварительного прочтения ребенком текста). Большое внимание уделяется развитию и проверке умения читать про себя Технология продуктивного чтения, реализованная в УМК Р.Н. и Е.В.Бунеевых, предусматривает, например, ведение диалога с автором по ходу чтения текста: умения видеть прямые и скрытые авторские вопросы в тексте, самостоятельно прогнозировать ответы и проверять себя по тексту. Также для самоконтроля и контроля учителя специально разработаны и включены в тетради по литературному чтению комплексные итоговые работы по проверке читательских умений Контроль предметных знаний и умений обеспечивают проверочные работы, также включенные в тетради. Работы проводятся после завершения чтения произведений каждого раздела учебника с 1 по 4 классы.
Тематическое планирование уроков литературно чтения в 1 классе на 2012 – 2013 учебный год.
Тематическое планирование для 1 класса составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта начального образования и соответствует обязательному минимуму содержания образования . Планирование рассчитано на 45 учебных часов( март, апрель, май).
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа 2100" 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа 2100" 2 класс...
Рабочая программа по литературному чтению (ОС "Школа 2100") в 4 классе
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС на 2014/15 учебный год. Она включает в себя все основные разделы: титульный лист, пояснительную записку, учебно-тематический план, содер...
Рабочая программа по литературному чтению ОС Школа 2100 3 класс
Данная программа по структуре и по содержанию полностью соответствует требованиям ФГОС ....
Рабочая программа по литературному чтению ОС Школа 2100 3 класс
Данная программа по структуре и по содержанию полностью соответствует требованиям ФГОС ....
Рабочая программа по литературному чтению УМК Школа 2100 3 класс
Рабочая программа по литературному чтению 3 классОбразовательная система "Школа 2100"по учебнику "В одном счастливом детстве" Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевойв неделю 2 часа, за год 68 ч....
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа 2100" (2 класс)
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа 2100" Авторы: Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева (2 класс)...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа 2100" (3 класс)
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа 2100" Авторы:Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина (3 класс)...