Е. Пермяк "Торопливый ножик"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Боброва Ирина Михайловна

Знакомство учащихся с новым произведением Евгения Пермяка "Торопливый ножик"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Е. Пермяк «Торопливый ножик»

Цель: познакомить с новым произведением, добиваться понимания смысла текста.

Задачи:

  • - познакомить с биографией писателя, учить читать и воспринимать произведение, эмоционально отзываться на прочитанное, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
  • - развивать специальные читательские умения: правильно называть произведение, находить и называть фамилию автора и заголовок; развивать навыки самостоятельной деятельности с помощью заданий на установку причинно-следственных связей, анализа информации;
  • - воспитывать через произведение нравственные качества личности: трудолюбие, терпение.

Оборудование: учебники, презентация, выставка книг с произведениями Е. Пермяка, карточки, аудиозапись.

Ход урока

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

- Сегодня у нас гости на уроке. Мы всегда рады гостям. Повернитесь и улыбнитесь им. Вот видите, и они вам улыбнулись. Сразу в классе стало светлее от ваших улыбок. Я желаю вам доброго настроения на весь урок.

- Кто у нас дежурный?

- Какой у нас сейчас урок?

- Чтение – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк.

Стих это будет, сказка, рассказ –

Вы учите их – они учат вас.

Итак, начинаем урок чтения.

II. Речевая разминка.

- Урок начнем с речевой разминки (Слайд 1).

Скороговорка:

Зимним утром от мороза на заре звенят березы.

а) Закрыли ротики и глазками прочитаем скороговорку.

б)  - // - шепотом.

в) - // - громче.

г) - // - быстро.

III. Проверка домашнего задания.

Что было задано на дом? Скажет …. . Давайте посмотрим на ваши рисунки

(с обратной стороны доски).

- К какому произведению посвящены эти рисунки?

- Кто автор этого произведения?

- О чём произведение?

- Кто главный герой?

IV. Постановка учебной задачи.

(Написать на доске тему урока)

  1. Давайте поставим перед собой задачи, что мы должны сделать на уроке:
  • Узнать название произведения и его автора.
  • Познакомиться с автором.
  • Прочитать произведение.
  • Разобрать его, проанализировать.
  • Развивать свои умения, речь.

V. Работа над новым материалом.

2. Для того, чтобы узнать тему урока мы сначала узнаем кто автор.

1) Введение в тему.

- Ребята, давайте вспомним, с какими произведениями мы познакомились на предыдущих уроках. Для кого написаны они и о ком эти произведения? (для детей, о детях). Многие писатели посвящали свои произведения детям и писали о детях. Сегодня мы познакомимся с еще одним писателем. А фамилию его узнаем, разгадав кроссворд (Слайд 2).

1.  

     е

2.  

3.

    я

4.

  1. В какой деревне жил кот Матроскин и пес Шарик? (Простоквашино)
  2. Из какой сказки строки «… Тянут, потянут, вытянуть не могут» («Репка»)
  3. Герой русских сказок: косолапый, неуклюжий (медведь).
  4. Кому принадлежат слова « Ребята, давайте жить дружно» (кот).

- Прочитайте, какая фамилия у нас получилась?

Сообщение темы урока.

- Правильно, и сегодня тема нашего урока рассказ Е. Пермяка «Торопливый ножик» (открыть тему на доске) (Слайд 3)

2) Знакомство с автором. Выставка книг. (Слайд 4)

  1. Портрет писателя.
  2. Выставка.

- Посмотрите на выставку его книг. Почти все книги о людях-труженниках, украшающим своих трудом землю. Евгению пермяку очень хотелось, чтобы юные читатели поняли: красота человека «не в одежде, не в кудрях на пустой голове, не в холенной руке». А в том, что эти руки могут делать.

3) Знакомство с произведением. Прослушивание рассказа.

- Сегодня мы прочитаем рассказ Е. Пермяка «Торопливый ножик».

- Ребята, а как вы понимаете слово торопливый? Кто может торопиться? (Человек или животное – так как это живые существа). А как же может торопиться ножик, ведь он неживой? Мы сразу не можем ответить на этот вопрос, нужно прочитать рассказ, но не просто мы его прочитаем, а услышим в записи. (Учащиеся слушают чтение текста по аудиозаписи).

4) Проверка первичного восприятия текста.

- Вам понравилось произведение?

Назовите героев рассказа.

5) Подготовительные упражнения к чтению.

5.1. Физминутка (для глаз.) (Слайд 4)

5.2. Словарная работа.

Читаем по слогам, потом целым словом (на доске сначала целыми словами, а рядом по слогам через черточку) :

Терпеливый – тер-пе-ни-е

Осторожно – ос-то-рож-но

Торопливый – то-роп-ли-вый

6) Чтение текста учащимися по цепочке.

- А сейчас мы прочитаем с вами произведение, но не просто прочитаем, а узнаем каким Митя был в начале рассказа и каким стал в конце?

7) Анализ произведения.

  1. Работа по карточкам.

- Каким Митя был в начале рассказа?

Выберите слова на карточке.

Торопливый                                Аккуратный

Нетерпеливый                           Поспешный

Медлительный                          Терпеливый

- Какие качества стремился воспитать отец у сына?

Аккуратность                             Терпение

Лень                                             Усидчивость

Старание                                    Небрежность

Поспешность                            Усердие

- Когда эти качества пригодятся  любому человеку?

- Как строгал Митя, когда был торопливым?

8) Физминутка(двигательная)

Любопытная Варвара

Смотрит влево,

Смотрит вправо,

Смотрит вверх,

Смотрит вниз,

Чуть присела на карниз,

А с него упала в низ!

9) Чтение произведения по ролям.

- Назовите героев рассказа. Сколько чтецов нужно для чтения по ролям?

Найдите диалог папы с сыном. Прочитайте по ролям.

10) Работа с пословицами в парах.

- Ребята, посмотрите, у вас на партах лежат секретные конверты. Секрет их в том, что в них есть ответ, как правильно выполнять работу, чтобы был хороший результат.

Найдите пословицу, которая подходит к нашему произведению. (Индивидуальная работа с Вовой по карточке)

«Были вишни, да все вышли»

«К большому терпению придёт и умение»

«Зима без мороза не бывает».

VI. Закрепление изученного материала.

- Я буду задавать вопросы, а вы слушайте внимательно и находите в тексте  правильные ответы:

1. Палочка получилась ровная, красивая (неровная, некрасивая).

2. Митя сказал, что палочка получилась косая, потому что ножик плохой?

3. Митя понял, как нужно ножик терпению учить?

4. Быстро Митя научил ножик слушаться? (Долго)

5. Это ножик научился терпению? (Митя)

VII. Рефлексия деятельности. Итог урока.

- Давайте вернемся к нашим задачам и посмотрим, выполнили ли мы все задачи, поставленные на уроке.

- Оказывались ли вы в ситуации, когда торопливость мешала вам сделать что-то хорошо?

- Чему научило вас это произведение?

- Закончите предложение: «Я хочу воспитать в себе…».

VIII. Выставление оценок.

IХ. Домашнее задание.

Подготовить чтение по ролям.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Е. Пермяк "Торопливый ножик"

УМК "Начальная школа 21 века", ФГОС...

Е. Пермяк «Торопливый ножик»

Презентация разработана для урока чтения в первом классе...

Урок Е.Пермяк "Торопливый ножик" 1 класс

Урок по литературному чтению  в 1 классе. Программа "Начальная Школа 21 века"....

конспект урока по литературному чтению Е. ПЕРМЯК «ТОРОПЛИВЫЙ НОЖИК»

Конспект урка по литературному чтению Е. Пермяк "Торопливый ножик". урок изученмя нового материала...