Е. Пермяк "Торопливый ножик"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 1 «В» классе (УМК «Начальная школа ХХI века»)
Тема: «Е.Пермяк «Торопливый ножик». Пословицы».
Цель урока: формирование положительной мотивации предмету.
Предметные УУД: чтение рассказа Е.Пермяка «Торопливый Ножик». Выполнение заданий в учебнике и тетради. Работа с пословицей, выразительное чтение, определение её смысла, соотнесение пословицы с главной мыслью рассказа Е.Пермяка «Торопливый ножик».
Познавательные УУД: развивать навык чтения, уметь определять тему, жанр, соотносить пословицу с содержанием произведения, выполнять задания в учебнике и тетради.
Регулятивные УУД: сознательное чтение текста.
Коммуникативные УУД: формирование приёмов мыслительной деятельности.
Личностные УУД: осознают значимость рассказа Е.Пермяка «Торопливый ножик», его поучительный смысл, высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника.
Методические приёмы: метод динамических поз, методика зрительно-координационных упражнений; методика сенсорно - координаторных упражнений «Четыре угла», экологическое панно.
Материально-техническое оснащение урока:
Общеклассная работа: классная доска, выставка книг Е.Пермяка,
Каждому: учебники: Ефросинина,Л.А. Литературное чтение: 1 класс. – М.: Вентана-Граф, 2011г. Рабочие теради: Ефросиниа, Л.А.: Литературное чтение: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ Л.А. Ефросинина . – М.: Вентана-Граф,2011, ручки, простые и цветные карандаши, резинки, смайлики для рефлексии.
Парная работа: карточки.
Ход урока
- Организационный момент.
- Громко прозвенел звонок, начинается урок.
Внимание! Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?
- Пожелайте друг другу удачи.
Смена динамических поз по сигналу учителя: «Ручеёк течёт, учебник, тетрадь, пенал с собой берёт». Часть учащихся работают за конторками Базарного.
- Введение в тему урока. Целеполагание урока.
- Ребята, скажите, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
В результате обсуждения формулируем план урока (работа с «сенсорным крестом»):
- Речевая разминка.
- Знакомство с автором.
- Выставка книг.
- Чтение рассказа.
- Пословицы.
- Работа в паре.
- Работа в тетради.
- Речевая разминка.
Чижик в клеточке сидел,
Чижик в клетке громко пел:
«Чу-чу-чу, чу-чу-чу,
Я на волю улечу».
- Прочитайте:
а) глазами,
б) шепотом,
в) громче,
г) прочитать в быстром темпе.
- Молодцы!
- Ребята, давайте теперь сформулируем тему нашего урока.
- Знакомство с автором. Выставка книг.
- Жизнь и творчество Е. Пермяка.
- Много писателей посвятили свои произведения детям и писали о детях, рассказывали о жизненных историях ребят - ваших ровесниках. Познакомимся с жизнью и творчеством еще одного писателя, с героями его произведений. Узнаете, как они трудились, и что из этого получалось.
Евгений Андреевич Пермяк родился на Урале в г. Перми. Этот город сыграл большую роль в его творческой биографии: недаром писатель своей настоящей фамилии - Виссов- предпочел псевдоним Пермяк. Отец его умер, когда ему было 3 года. Детство провел в обществе бабушки, дедушки и тети, окруживших мальчика заботой, теплотой и вниманием. На Урале он прожил более 30 лет, изучил 5 ремесел: столярное, слесарное, сапожное, кузнечное и токарное. Окончив педагогический факультет Пермского университета, переехал в г. Москву и начал писательскую карьеру. Он написал 30 книг. Это повести, рассказы, сказки.
- А теперь посмотрите на наши таблички. Прочитайте.
- Как вы думаете, что означают эти записи? (Методика сенсорно-координаторных упражнений «Четыре угла».) (Названия рассказов.)
- Перечислите их.
- Посмотрите на выставку его книг. Они есть в библиотеке. Почти все книги - о людях- тружениках, мастерах своего дела, о людях, украшающих своим трудом землю. Е. А. Пермяку очень хотелось, чтобы юные читатели поняли: красота человека « не в одежде, не в кудрях на пустой голове, не в холеной руке». А в том, что руки эти делать могут.
Зачитывание небольшого отрывка из рассказа Е.Пермяка.
- Физминутка зрительная. (Презентация).
- Работа над рассказом.
- Ребята, давайте прочитаем фамилию автора, заглавие текста.
- Ребята, а как вы понимаете выражение «торопливый»? Кто у нас может торопится? Человек или животное – живое существо, а как же тогда может торопиться неодушевленный предмет - ножик?
- А теперь я буду читать текст, а вы внимательно следите. (Вторую половину рассказа зачитывает хорошо читающий ребенок.)
- Сейчас вы самостоятельно прочитайте текст.
- Скажите, произошло с ножиком что-то волшебное? (Нет). – Так, может быть, это сказка? (Нет.) - А тогда что? (Рассказ.) - Почему? (Потому что ножик не сам строгал, а Митя строгал ножиком).
- Почему Митя бросил работу?
- Какой совет дал отец сыну?
- Что значит терпению учить?
- Как вы думаете, какое настроение было у Мити, когда он увидел результат своего труда?
- Работа в парах.
- Какие качества стремился воспитать отец у сына?
- У вас на партах лежат карточки. Вам необходимо выбрать нужные качества из предложенных и подчеркнуть их.
Карточка. Аккуратность Терпение Лень Усидчивость Старание Небрежность Поспешность Усердие |
- Когда эти качества пригодятся любому человеку?
- Продолжение работы над рассказом. Пословицы.
- Ребята, скажите, а как строгал ножик, когда он был торопливым? ( То вкривь, то вкось. )
- А как ножик стал строгать, когда он стал терпеливым? (Потихонечку, полегонечку, осторожно, ровно, красиво, послушно).
- Ребята, скажите, пожалуйста, чему нас учит этот рассказ?
- Ребята, а теперь давайте прочитаем пословицы. (Первую пословицу читает учитель, а вторую и третью – хорошо читающие дети).
- Ребята, а какая из представленных пословиц подходит к нашему рассказу? (Ответы детей.)
- Физминутка (двигательная).
Любопытная Варвара
Смотрит влево,
Смотрит вправо,
Смотрит вверх,
Смотрит вниз,
Чуть присела на карниз,
А с него упала вниз!
- Работа в печатной тетради.
- Ребята, а теперь мы будем работать в рабочей тетради.
- Итак, на какой странице мы начнем свою работу? (Стр.11).
Задание 1.
- Ребята, что мы будем выполнять в первом задании? (Дети самостоятельно ориентируются в тетради, хорошо читающие дети озвучивают задание и вместе с остальными ребятами начинают его выполнять, предварительно проанализировав его).
- Итак, нам необходимо сравнить модели обложек. Но чтобы вы не ошиблись, давайте обратимся к памятке в конце тетради, которая нам поможет выполнить наше задание.
- Что общего в обложках? (Обе имеют автора, название и одинаковы по жанру, жанр произведения – рассказ (обозначается прямоугольником).)
- Ребята, а давайте обратимся к памятке. Скажите, о ком этот рассказ? (О детях).
- Какой цвет нам необходим, чтобы закрасить обложку, которая походит к нашей теме? (Коричневый.)
Задание 2.
Чтение отрывка из текста; подчёркивание в нем нужных слов.
Задание 3.
Чтение задания хорошо читающими детьми.
- Обратите внимание на значок, который расположен рядом с номером задания. На что он нам указывает? (Выполнение творческой работы.)
- Закрепление изученного материала.
- Ребята, а сейчас я вам хочу предложить небольшой тест-опрос по нашему рассказу. Я буду задавать вопросы по тексту, а вы слушайте внимательно, если услышите ошибку, то обязательно исправьте меня.
+ 1. Митя строгал палочку да бросил?
- 2. Палочка получилась ровная, красивая? (Неровная, некрасивая)
+ 3. Митя сказал, что палочка получилась косая, потому что ножик плохой?
- 4. Папа посоветовал Мите заточить ножик? (Его нужно терпению учить)
+ 5. Папа строгал палочку потихонечку, помаленечку, осторожно?
+ 6. Митя понял, как нужно ножик терпению учить?
- 7. Быстро Митя научил ножик слушаться? (Долго)
+ 8. Ножик сначала торопился, спешил?
+ 9. Митя заставил ножик терпеливым быть?
- 10. Это ножик научился терпению? (Митя)
- Итог урока.
- Ребята, ответьте, мы сегодня хорошо поработали на уроке? Что на уроке запомнилось? Чему научились?
- Я хочу предложить вам небольшое задание. Работа на экологическом панно.
- Давайте повернёмся и посмотрим на наше панно. На нем вы видите слова. Если вы их правильно сложите, то у вас получится целое предложение.
- Что у вас получилось?
БЕЗ ТРУДА НЕ ВЫТАЩИШЬ И РЫБКУ ИЗ ПРУДА.
- Рефлексия.
- Оцените свою работу с помощью смайлика. Улыбающийся смайлик – я молодец, был активным на уроке, у меня все получилось, я все понял. Грустный – мне было грустно на уроке, мне нужна помощь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Е. Пермяк «Торопливый ножик»
Презентация разработана для урока чтения в первом классе...
Урок Е.Пермяк "Торопливый ножик" 1 класс
Урок по литературному чтению в 1 классе. Программа "Начальная Школа 21 века"....
Е. Пермяк "Торопливый ножик"
Знакомство учащихся с новым произведением Евгения Пермяка "Торопливый ножик"...
конспект урока по литературному чтению Е. ПЕРМЯК «ТОРОПЛИВЫЙ НОЖИК»
Конспект урка по литературному чтению Е. Пермяк "Торопливый ножик". урок изученмя нового материала...