Урок литературного чтения К.И.Чуковский "Путаница" 2 класс.
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Конспект урока по литературному чтению К.И.Чуковский "Путаница" 2 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon -putanitsa-lit.-chtenie-2-klass.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: К. Чуковский «Путаница»

Цели: 

-продолжить знакомство учащихся с биографией К. Чуковского;

- повторить литературоведческую терминологию (рифма), сведения о малых жанрах фольклора;

- развивать образное и ассоциативное мышление, память, внимание.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; воспринимать на слух художественный текст, читать выразительно, передавая настроение стихотворения; читать по ролям; объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря; определять особенности юмористического произведения.

Ход урока

I.         Организационный момент

II.         Речевая разминка. Постановка целей урока

—         Прочитайте загадку, отгадайте ее. (Яйцо и цыпленок.)

Чудесный дом Был белый дом,

Чудесный дом,

Но что-то застучало в нем,

И он разбился, и оттуда Живое выбежало чудо —

Такое теплое, такое Пушистое и золотое.

—         Прочитайте медленно «жужжащим» способом, а также с во-просительной интонацией (еще: утвердительно, сердито, весело, с удивлением, сожалением, скороговоркой).

—         Прочитайте только русские буквы, и вы узнаете автора этой загадки.

WSKLOPVIHLSEilW SL4YLMKOLSBVCWKHLSflS.

(Корней Чуковский.)

Сегодня мы будем читать стихи этого замечательного детского поэта, а также узнаем о его жизни и творчестве.

III.         Проверка домашнего задания

—         Какие высказывания запомнили или записали ваши родители, когда вы были маленькие? (Дети читают записи.)

—         Какие книги Корнея Чуковского вы принесли на урок?

(Дети выставляют книги, рассказывают о них.)

IV.         Работа по теме урока

—         Что вы узнали о жизни К.И. Чуковского? Поговорим о нем подробнее.

Материал для учителя

Корней Иванович Чуковский (1882-1969) - русский писатель, переводчик. От рождения его имя и фамилия — Николай Васильевич Корнейчуков. Он родился в Петербурге. Вскоре его мать, крестьянка из Полтавской губернии, переехала в Одессу. Мальчика отдали учиться в гимназию, но из 5 класса он был несправедливо исключен.

Чуковский перепробовал много профессий, пока в 1901 г. не начал печататься в «Одесских новостях». Через два года газета направила его в Лондон. Там он самостоятельно выучил английский язык и целые дни проводил в библиотеках. Позднее он занялся переводами с английского. Благодаря его переводам все мы прочитали «Приключения Тома Сойера» Марка Твена и «Приключения Робинзона Крузо» Д. Дефо.

В 1906 г. Чуковский поселился в финском местечке Куоккала, где подружился с художником И.Е. Репиным. Там же он познакомился с писателем А.Н. Толстым, певцом Ф.И. Шаляпиным и другими замечательными людьми. В Куоккале он написал свои первые стихи для детей. У Корнея Ивановича было четверо детей, и общение с детьми, своими и чужими, он считал лучшим отдыхом.

Знаете ли вы, что Корней Иванович был критиком, литературоведом, а сказочником стал совершенно случайно?

Случилось это так. Заболел его сынишка. Мальчик стонал, плакал, долго не засыпал. Корней Иванович, чтобы как-то развлечь его, стал рассказывать сказку:

Жил да был крокодил,

Он по улицам ходил,

Крокодил, Крокодил Крокодилович...

Это первые строки его сказки «Крокодил». Мальчик затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил папу снова рассказать вчерашнюю сказку. Оказалось, что мальчик запомнил ее всю, слово в слово.

И второй случай. Работая в своем кабинете, Корней Иванович услышал, как рыдает его младшая дочь, не желая мыться. Он вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя сказал ей: Надо, надо умываться По утрам и вечерам.

А нечистым трубочистам Стыд и срам! Стыд и срам!

Так появился «Мойдодыр».

Кроме сказок и стихотворений, у Чуковского есть еще и переводы с английского языка. Вспомните дразнилку «Робин Бобин Барабек». Это английская народная песенка. Есть у него и загадки. С двумя из них мы уже познакомились во время речевых разминок.

V.         Физкультминутка

VI.         Продолжение работы по теме урока

1.         Актуализация знаний

—         Помните строчку: «Вдруг из-под собаки лают ворота»? Ка-кой это жанр устного народного творчества? (Небылица.)

Сегодня мы прочитаем авторскую небылицу.

2.         Стихотворение «Путаница»

(Читают учитель и учащиеся. Если есть возможность, — прослушать запись в исполнении автора, посмотреть мультфильм.)

 — Что вам показалось смешным? Вы улыбались при чтении?

3.         Словарная работа

(Значение выделенных слов и выражений дети находят в словарике на с. 214 учебника.)

4.         Обсуждение стихотворения

—         Назовите персонажей сказки.

—         Кто из них самый серьезный? Как его называет автор?

—         Чем путаница похожа на небылицу?

—         Соотнесите иллюстрации и текст. Прочитайте текст так, чтобы было понятно, кто как разговаривает.

—         Какое настроение создает поэт?

5.         Чтение стихотворения

(Учащиеся читают стихотворение по цепочке, а затем по ролям.)

6.         Игра «Подберите рифмы»

—         Подберите рифмы к словам: пирожок, котенок, глаза, золотой.

7.        Рифмованные загадки

1.         Капризные сандалии Однажды мне сказали:

— Боимся мы щекотки Сапожной строгой... (щетки).

2.         Зима ушла за тридевять земель,

Над лугом загудел мохнатый... (шмель).

3.         На палочке, в бумажке,

В шоколадной рубашке,

В руки просится само.

Что же это? (Эскимо.)

4.         Шло по лугу молоко,

Пес бежал недалеко.

Стадо ринулось в атаку,

Защитить сумел собаку

 Только ров. Не зли... (коров).

5.         Я — хозяйка разных снов:

Про дельфинов, про слонов,

Про дворцы хрустальные

И про звезды дальние.

Вы ложитесь, и на ушко Вам нашепчет сны... (подушка).

VII.         Рефлексия

—         Что вы узнали на уроке?

—         За что вы похвалили бы себя?

—         Что у вас особенно получилось?

VIII.         Подведение итогов урока

—         Что из работы на уроке больше всего запомнилось?

—         Какие произведения К. Чуковского вы знаете?

—         Какое произведение вы сегодня изучали?

Домашнее задание

1.         Выучить отрывок из «Путаницы».

2.         Нарисовать иллюстрацию к этому отрывку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 4-м классе по теме: Нравоучительная статья Н.И.Новикова «Крестьянское состояние» из журнала «Детское чтение для сердца и разума»

Урок литературного чтения в 4-м классепо теме:  Нравоучительная  статья Н.И.Новикова «Крестьянское состояние»из журнала «Детское чтение для сердца и разума»...

Урок литературного чтения, презентация в 1 классе КРО "Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ш, ш"

Конспект урока по литературному чтению для 1 класса и презентация  для учащихся коррекционых школ,  детей с ОВЗ....

Урок литературного чтения, презентация в 1 классе КРО "Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ш, ш"

Конспект урока по литературному чтению для 1 класса и презентация  для учащихся коррекционых школ,  детей с ОВЗ....