Урок литературного чтения К.И.Чуковский "Путаница" 2 класс.
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Конспект урока по литературному чтению К.И.Чуковский "Путаница" 2 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
-putanitsa-lit.-chtenie-2-klass.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: К. Чуковский «Путаница»
Цели:
-продолжить знакомство учащихся с биографией К. Чуковского;
- повторить литературоведческую терминологию (рифма), сведения о малых жанрах фольклора;
- развивать образное и ассоциативное мышление, память, внимание.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; воспринимать на слух художественный текст, читать выразительно, передавая настроение стихотворения; читать по ролям; объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря; определять особенности юмористического произведения.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка. Постановка целей урока
— Прочитайте загадку, отгадайте ее. (Яйцо и цыпленок.)
Чудесный дом Был белый дом,
Чудесный дом,
Но что-то застучало в нем,
И он разбился, и оттуда Живое выбежало чудо —
Такое теплое, такое Пушистое и золотое.
— Прочитайте медленно «жужжащим» способом, а также с во-просительной интонацией (еще: утвердительно, сердито, весело, с удивлением, сожалением, скороговоркой).
— Прочитайте только русские буквы, и вы узнаете автора этой загадки.
WSKLOPVIHLSEilW SL4YLMKOLSBVCWKHLSflS.
(Корней Чуковский.)
Сегодня мы будем читать стихи этого замечательного детского поэта, а также узнаем о его жизни и творчестве.
III. Проверка домашнего задания
— Какие высказывания запомнили или записали ваши родители, когда вы были маленькие? (Дети читают записи.)
— Какие книги Корнея Чуковского вы принесли на урок?
(Дети выставляют книги, рассказывают о них.)
IV. Работа по теме урока
— Что вы узнали о жизни К.И. Чуковского? Поговорим о нем подробнее.
Материал для учителя
Корней Иванович Чуковский (1882-1969) - русский писатель, переводчик. От рождения его имя и фамилия — Николай Васильевич Корнейчуков. Он родился в Петербурге. Вскоре его мать, крестьянка из Полтавской губернии, переехала в Одессу. Мальчика отдали учиться в гимназию, но из 5 класса он был несправедливо исключен.
Чуковский перепробовал много профессий, пока в 1901 г. не начал печататься в «Одесских новостях». Через два года газета направила его в Лондон. Там он самостоятельно выучил английский язык и целые дни проводил в библиотеках. Позднее он занялся переводами с английского. Благодаря его переводам все мы прочитали «Приключения Тома Сойера» Марка Твена и «Приключения Робинзона Крузо» Д. Дефо.
В 1906 г. Чуковский поселился в финском местечке Куоккала, где подружился с художником И.Е. Репиным. Там же он познакомился с писателем А.Н. Толстым, певцом Ф.И. Шаляпиным и другими замечательными людьми. В Куоккале он написал свои первые стихи для детей. У Корнея Ивановича было четверо детей, и общение с детьми, своими и чужими, он считал лучшим отдыхом.
Знаете ли вы, что Корней Иванович был критиком, литературоведом, а сказочником стал совершенно случайно?
Случилось это так. Заболел его сынишка. Мальчик стонал, плакал, долго не засыпал. Корней Иванович, чтобы как-то развлечь его, стал рассказывать сказку:
Жил да был крокодил,
Он по улицам ходил,
Крокодил, Крокодил Крокодилович...
Это первые строки его сказки «Крокодил». Мальчик затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил папу снова рассказать вчерашнюю сказку. Оказалось, что мальчик запомнил ее всю, слово в слово.
И второй случай. Работая в своем кабинете, Корней Иванович услышал, как рыдает его младшая дочь, не желая мыться. Он вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя сказал ей: Надо, надо умываться По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам Стыд и срам! Стыд и срам!
Так появился «Мойдодыр».
Кроме сказок и стихотворений, у Чуковского есть еще и переводы с английского языка. Вспомните дразнилку «Робин Бобин Барабек». Это английская народная песенка. Есть у него и загадки. С двумя из них мы уже познакомились во время речевых разминок.
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Актуализация знаний
— Помните строчку: «Вдруг из-под собаки лают ворота»? Ка-кой это жанр устного народного творчества? (Небылица.)
Сегодня мы прочитаем авторскую небылицу.
2. Стихотворение «Путаница»
(Читают учитель и учащиеся. Если есть возможность, — прослушать запись в исполнении автора, посмотреть мультфильм.)
— Что вам показалось смешным? Вы улыбались при чтении?
3. Словарная работа
(Значение выделенных слов и выражений дети находят в словарике на с. 214 учебника.)
4. Обсуждение стихотворения
— Назовите персонажей сказки.
— Кто из них самый серьезный? Как его называет автор?
— Чем путаница похожа на небылицу?
— Соотнесите иллюстрации и текст. Прочитайте текст так, чтобы было понятно, кто как разговаривает.
— Какое настроение создает поэт?
5. Чтение стихотворения
(Учащиеся читают стихотворение по цепочке, а затем по ролям.)
6. Игра «Подберите рифмы»
— Подберите рифмы к словам: пирожок, котенок, глаза, золотой.
7. Рифмованные загадки
1. Капризные сандалии Однажды мне сказали:
— Боимся мы щекотки Сапожной строгой... (щетки).
2. Зима ушла за тридевять земель,
Над лугом загудел мохнатый... (шмель).
3. На палочке, в бумажке,
В шоколадной рубашке,
В руки просится само.
Что же это? (Эскимо.)
4. Шло по лугу молоко,
Пес бежал недалеко.
Стадо ринулось в атаку,
Защитить сумел собаку
Только ров. Не зли... (коров).
5. Я — хозяйка разных снов:
Про дельфинов, про слонов,
Про дворцы хрустальные
И про звезды дальние.
Вы ложитесь, и на ушко Вам нашепчет сны... (подушка).
VII. Рефлексия
— Что вы узнали на уроке?
— За что вы похвалили бы себя?
— Что у вас особенно получилось?
VIII. Подведение итогов урока
— Что из работы на уроке больше всего запомнилось?
— Какие произведения К. Чуковского вы знаете?
— Какое произведение вы сегодня изучали?
Домашнее задание
1. Выучить отрывок из «Путаницы».
2. Нарисовать иллюстрацию к этому отрывку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 4-м классе по теме: Нравоучительная статья Н.И.Новикова «Крестьянское состояние» из журнала «Детское чтение для сердца и разума»
Урок литературного чтения в 4-м классепо теме: Нравоучительная статья Н.И.Новикова «Крестьянское состояние»из журнала «Детское чтение для сердца и разума»...
Урок литературного чтения во 2-м классе по программе «Начальная школа ХХI». Тема урока: «Сказки народные и литературные. Русская народная сказка «Снегурочка».
Конспект урока можно использовать при закреплении материала....
Урок литературного чтения, презентация в 1 классе КРО "Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ш, ш"
Конспект урока по литературному чтению для 1 класса и презентация для учащихся коррекционых школ, детей с ОВЗ....
Урок литературного чтения, презентация в 1 классе КРО "Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ш, ш"
Конспект урока по литературному чтению для 1 класса и презентация для учащихся коррекционых школ, детей с ОВЗ....
Формирование навыков продуктивного чтения средствами ИКТ на уроках литературного чтения в 1-х классах
Инструкция по проведению урока с интерактивной доской...
Урок литературного чтения в 3 «Б» классе с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» На тему «Андрей Платонов «Разноцветная бабочка»
Урок литературного чтения с использованием технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"...
Урок литературного чтения в 3 «Б» классе с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» На тему «Андрей Платонов «Разноцветная бабочка»
Урок литературного чтения с использованием технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"...