Согласный звук ш и обозначение его буквами ж,ш.
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Фисунова Нина Александровна

Урок разработан по УМК "Планета знаний" в 1 классе в период обучения грамоте по предмету "Литературное чтение". Ведущей является "Технология критического мышления через чтение и письмо". Использованы индивидуальные, парные и групповые формы работы обучающихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya.docx21.88 КБ

Предварительный просмотр:

Технология развития критического мышления через чтение и письмо

Урок обучения чтению и письму (чтение),

проведённый в 1- В классе МБОУСОШ №1 (2016-2017 уч. год)

г. Минеральные Воды Ставропольского края

Сотрудничество: учащиеся 1 «В» класса, учитель: Фисунова Нина Александровна

Тема: Согласный звук ш и обозначение его буквами ж,ш. Закрепление изученного

Предмет: литературное чтение

Класс: 1 В

Учебник: букварь, 1 класс. Автор: Андрианова Т.М., Рабочая тетрадь

 Цель урока: создать условия для тренировки учащихся в определении правописания слов с буквами ж, ш; повторить правила правописания слов с сочетаниями жи-ши.

Задачи:

образовательные:

Формировать умения  определять на слух наличие в словах звука ш в разных позициях; способствовать обучению осмысленного чтения , формировать понятия многозначности слов. Различать слова, отвечающие на вопросы «кто?» и «что?».

Развивающие:

развивать познавательные процессы (мышление, воображение, внимание, речь); Классифицировать (в процессе совместной работы) сказки: народная – авторская, русская – зарубежная

воспитывающие:

  • прививать любовь к литературному чтению посредством сказок, различных по жанру

Тип урока: закрепление изученного

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, парная.

Техническое оборудование: учебник, рабочая тетрадь, проектор и интерактивная доска, таблицы «Звуки и буквы», выставка книг, бортовой журнал, кластер, презентация.

Структура и ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение к деятельности.

Придумано кем-то просто и мудро.
При встрече здороваться «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам.
Пусть каждый становится добрым, доверчивым
И доброе утро длится до вечера.

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

Вежливые слова

Личностные (мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений.

Буква Ш- Шипящая,
Иногда-Шуршащая,
Часто- Шелестящая,
Изредка- Шкварчащая.

Заполняют бортовой журнал

Коммуникативные (оформляют свои мысли в устной форме)

Регулятивные (принимают учебную задачу, соотносят свои действия с этой задачей, ищут способы ее решения, осуществляя пробы)

3. Постановка учебной задачи.

Сегодня на уроке мы продолжим наблюдать над согласным звуком ш в разных позициях

Шубку, Шапку, Шарф, ШтаниШки
Баба Шура сШила миШке,
Чтобы миШка не замерз,
В стужу в Шапку прятал нос.

2. Чистоговорки:

Ши-ши-ши - шевелятся камыши.

Жи-жи-жи - заползают  в них ужи

Слушают учителя, участвуют в

Произношении скороговорки, чистоговорки

Регулятивные (принимают учебную задачу, соотносят свои действия с этой задачей, ищут способы ее решения, осуществляя пробы)

4. Открытие нового. Построение выхода из затруднения.

1.Наблюдение над словами в тексте буквар: жар-шар

- отличаются ли произнош. звуков ж-ш? Почему?

- В каких словах произношение ж, ш мы ставим под сомнение?Почему?

2.повторение  правила жи-ши.

3. Работа с текстом с. 69

- о ком идёт речь в стихотворении? Как догадались?

- самостоятельное чтение с заданием: подтвердите свой ответ текстом.

- Работа над выразительностью.Чтение стих. детьми

-Выборочное чтение.

- Работа над многозначностью слов: кошки, мышки

Потому что они стоят в сильных позициях.

Шалаш, гараж. Они стоят в слабой позиции.

Читают текст по заданию учителя.

Коммуникативные: (оформляют свои мысли в устной форме)

Познавательные: (извлекают необходимую информацию из текста,, рисунка; приводят примеры из личного опыта; строят рассуждения)

5. Физминутка.

Электронная физминутка

Выполняют упражнения

Регулятивные(осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем)

6. Первичное закрепление. Проговаривание во внешней речи.

Работа по учебнику с. 69. Сказка про мышонка.

Коммуникативные: (учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве)

7. Включение в систему знаний и повторение.

Работа в рабочей тетради с. 33

№4. Составить слова: налим, лак, луна,Мила,Нина

Выполняют задания №4 в рабочей тетради.

Познавательные:(воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи)

9. Развитие речи.

Из каких сказок иллюстрации?

Кратко пересказывают сказки.

Регулятивные: (оценивают совместно с учителем результаты своих действий, вносят соответствующие коррективы)

10. Рефлексия.

- Какой была тема урока?

- Что нового узнали?

- С каким правилом познакомились?

- Возьмите смайлик и покажите свое настроение на уроке.

- Урок окончен. Спасибо всем!

Ответы детей, анализ работы.

Выстраивают кластер:

Ш-согласный,

Парный, шипящий
всегда твёрдый

Регулятивные (оценивают результаты своей работы)

Дополнительный материал

Жили-были буквы Ж и Ш, и дружили они с гласной Ы. Буквы весело вместе проводили время: играли в догонялки, прятки, грелись на зелёной травке под солнышком. Однажды буквы решили пойти в лес, чтобы насобирать вкусной земляники.  Ж, Ш и Ы взяли корзинки, и ,весело напевая песенку, зашагали к лесу. По дороге они встретили букву И. Она спросила: « Буквы, возьмите меня с собой?». Буквы ей ответили: «Пойдём, вместе веселее». И снова весело напевая,  Ж, Ш, Ы и И отправились за земляникой.

В лесу они старались держаться друг друга. Но вот случилось так, что Ж  и Ш  провалились в яму.  «Помогите нам!» -закричали они. Буквы Ы и И  подбежали к краю ямы, заглянули вниз. Яма оказалась глубокой, и буквы не смогли вытащить Ж и Ш. Гласные Ы и И побежали домой за верёвкой.

Когда они возвращались в лес, начало темнеть. Буква Ы  испугалась: «Ой, становится темно. Я боюсь возвращаться в лес. Я не пойду».

«Но там же наши друзья! Им нужна наша помощь!»  - сказала буква И.

«Нет, я не пойду!»- сказала Ы  и убежала домой.

Буква И, запинаясь за коренья, торчавшие из земли, добежала до ямы.  Ж и Ш уже дрожали от холода. И  бросила им верёвку  и по одному вытащила их из ямы. Буквы, взявшись за руки, побежали домой.

С тех пор дружба у Ж и Ш с гласной Ы разладилась. Лучшей подругой для них стала буква И.

Поэтому просьба: ЖИ и ШИ всегда пиши с гласной И.

анимацию обучающую «Сказка про Жи -  Ши Ячменева М. А.»

Ссылка  ...ndqUL-K9uHI&feature=related


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Заглавная буква Я. Обозначение мягкости согласных звуков на письме при помощи буквы Я. Чтение слов и предложений. Написание слов с заглавной буквой Я. Списывание с печатного образца.

На уроке дети знакомятся с интересными фактами об Якутии,Японии,реке Яузе и др. Читают текст "Старик и яблони",на основе котрого делают вывод,что жизнь дана на добрые дела....

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Твёрдые и мягкие согласные звуки и их обозначение на письме" (УМК "Перспектива")

Урок представлен в виде технологической карты в соответствии с требованиями ФГОС. Проведён с использонием презентации. Состоит из шести этапов. Цель урока : систематизировать знания детей о парных и н...

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Твёрдые и мягкие согласные звуки и их обозначение на письме" (УМК "Перспектива")

Урок представлен в виде технологической карты в соответствии с требованиями ФГОС. Проведён с использонием презентации. Состоит из шести этапов. Цель урока : систематизировать знания детей о парных и н...

Конспект урока по русскому языку для 2 класса по теме "Твердые и мягкие согласные звуки и их обозначение на письме" (УМК "Перспектива") + презентация

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Твердые и мягкие согласные звуки и их обозначение на письме».Цели деятельности учителя: формирование знаний о твёрдых и мягких согласных звуках и раз...

Конспект к уроку Русского языка 2 класс тема - «Твердые и мягкие согласные звуки и их обозначение на письме».

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Твердые и мягкие согласные звуки и их обозначение на письме».Цели деятельности учителя: формирование знаний о твёрдых и мягких согласных звуках и раз...

Конспект русского языка "Мягкие согласные звуки и их обозначение на письме" УМК "Перспектива" 2 класс

Конспект урока русского языкаТема: «Мягкие согласные звуки их обозначение на письме»  Цели деятельности учителя: систематизирование знаний учащихся о твёрдых и мягких согласных з...