Конспект урока по литературному чтению на тему: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu_na_temu.docx | 24.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению на тему:
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
Цель урока:
- познакомить учащихся с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»,
-углубить знания о жизни и творчестве поэта;
- пробудить интерес к чтению художественных произведений.
Формирование УУД:
Познавательные: Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные: Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Личностные: Способность к самооценке.
1.Организационный момент
- Встали красиво, выровнялись. Садитесь.
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
2. Введение в тему.
- Чтобы узнать тему урока, посмотрите фрагмент мультфильма.
Просмотр видеофрагмента.
- По мотивам какого произведения создан этот мультфильм? Кто автор этой сказки?
- Как вы считаете, эта сказка народная или авторская?
(Ответы детей)
3.Работа в парах
Поработайте в парах
- Соберите из карточек полное название сказки.
4. Составление плана урока
- Составим плана урока. Чем мы будем заниматься?
Выберите подходящие пункты плана
5.Сведения о биографии А.С.Пушкина
- Ребята, вы любите путешествовать? А читать сказки?
- Сегодня на уроке мы совершим необычное путешествие, мы отправимся в гости к А.С. Пушкину и познакомимся со сказкой, которая называется "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди".
- В чем отличие авторской сказки от народной?
- Ребята напомнят некоторые сведения из биографии А.С.Пушкина
Выступают 3 ученика.
- Теперь ответьте на вопросы
- В каком городе родился А.С. Пушкин?
(А.С. Пушкин родился в Москве.)
- К какому роду принадлежала семья Пушкиных?
(Семья Пушкиных принадлежала к старинному дворянскому роду.)
- На каком языке, в то время, было принято разговаривать в дворянском обществе?
(В дворянском обществе было принято разговаривать на французском языке.)
- Кем был дядя А.С. Пушкина - Василий Львович?
(Дядя Пушкина был известным поэтом того времени.)
- Кто в семье занимался воспитанием и образованием детей?
(Воспитанием и образованием занимались иностранцы - гувернёры.)
- Кто помог Саше понять красоту русского слова, родной природы, силу простого русского народа?
(Его бабушка Мария Алексеевна, няня Арина Родионовна и крестьяне семьи Пушкиных.)
- Куда А.С. Пушкина отдали учиться в 12 лет?
6. Работа с текстом
- Откройте учебник на стр.118. Сегодня мы познакомимся с 1 частью сказки со с.118 до с.121
Работа с текстом проведем в группах
Задание 1 группе
Прочитать 1 часть по ролям
Задание 2 группе
- В тексте сказки много слов, которые мы сейчас не употребляем в нашей речи.
Они называются устаревшие.
- Значения некоторых слов нам понятны, а с другими значениями слов нам помогут разобраться словари.
(Толковый словарь Ожегова, этимологический словарь и словарь устаревших слов, на доске карточки со словами.)
Задание 3 группе
Составить цитатный план 1 части
Задание 4 группе
Задание: найти строчки подходящие к сказке.
7.Физминутка
8.Ответы групп
Слова из первого отрывка сказки.
Молвить (говорить)
Крещёный мир (в то время все люди верили в бога и принимали обряд крещения)
Позадь забора (за забором)
К исходу сентября (к концу сентября)
Светлица (см. словарь Ожегова)
Сени (см. словарь Ожегова)
Красная девица (красивая)
- Почему слово "красный" обозначало "красивый"? На этот вопрос нам поможет ответить этимологический словарь.
2 группа
Читает по ролям
3группа составила цитатный план
4 группа подобрала подходящие отрывки
9. Работа в рабочих тетрадях (дополнительно)
Стр. 42, задание1,2
10.Итоговый тест
- В каком городе родился А.С.Пушкин?
1) Киев 2) Санкт-Петербург 3) Москва
- На каком языке он написал свое первое стихотворение?
1) на французском 2) на русском 3) на немецком
- В каком учебном заведении учился А.С.Пушкин?
1) академия 2) лицей 3) университет
- Где сидели три девицы?
1) в сенях 2) в зале 3) в светлице
- Кем был Салтан?
а) королем б)князем в) царем
- Когда обвенчался царь Салтан?
а) в тот же вечер б) через месяц в) через неделю
- Как вы считаете похож ли царь Салтан на обычного царя? Что в его поведении необычно? Какой у него характер?
9. Итог (рефлексия учебной деятельности)
- Посмотрите на план урока. Все ли задания мы выполнили?
10.Оцените свою работу на уроке
а) на уроке я все понял, со всем справился
б) на уроке я понял не все, не смог выполнить все задания
в) на уроке многого не понял, не справился с заданиями
11.Домашнее задание: Продолжить чтение сказки стр.121-130
Найти и выписать из текста устаревшие слова, объяснить значение этих слов, используя в работе словари.
12.Оценки учителя
- За работу на уроке оценки получают:
- Вы очень хорошо поработали, все молодцы!
Задание 3 группе
Задание: найти строчки к подходящей сказке.
А
Князь Гвидон ей отвечает:
«Грусть-тоска меня съедает
Пуще прежнего старуха вздурилась
Не дает старику мне покою»
Князю Лебедь отвечает:
«Не печалься, ступай себе с богом…»
Б
В ноги он к старухе поклонился,
Молвил: «Государыня родная!
Выбрал я жену себе»
Старуха сидит под окошком
На чем свет стоит мужа ругает:
«Распроклятая ты, мошка!»
В
Видит: весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате
В дорогой собольей душегрейке,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотне перстни,
На ногах красные сапожки
На престоле и в венце
С грустной думой на лице.
Г
Князь Гвидон тогда вскочил,
Громогласно возопил:
«Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь,
Насмешишь ты целое царство»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы для 3 класса: А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..."
Интересный и лёгкий по восприимчивости урок.Детям очень понравился!...
Конспект урока по литературному чтению на тему: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» 3 класс УМК «Школа России»
Технологическая карта....
Урок литературного чтения для 3 класса по теме "А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди». Язык народной и литературной сказки. Характеристика героев"
Урок литературного чтения для 3 класса по УМК "Перспектива"...
Конспект урока по литературному чтению по теме «А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане» 3 класс
Урок по литературному чтению по теме «А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане» 3 класс (10.11.2015г.) с использованием новых образовательных технологий (в том числе электронных образовательных ресурсов и ИК...
Конспект урока по литературному чтению на тему "А. С.Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебедь" 3 класс "ПНШ"
Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: научить детей давать характеристику героям произведения, оценивать их поступки с точки зрения моральных ценностейПланируемые результаты:·...
Конспект урока по теме "А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …» Особенности волшебной сказки. Герои литературной сказки."
Тема: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …» Особенности волшебной сказки. Герои литературной сказки.Цель:а) показать элементы анализа сказки с точки зрения жанра, сюжета, комп...
Конспект урока по литературному чтению на тему: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» 3 класс. УМК «Школа России»
Методическая разработка урока....