Конспект урока по литературному чтению на тему: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Хасанова Татьяна Викторовна
Конспект урока по литературному чтению на тему: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu_na_temu.docx24.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению    на тему:

 А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Цель урока:

- познакомить учащихся с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»,

-углубить знания о жизни и творчестве поэта;

- пробудить интерес к чтению художественных произведений.

Формирование УУД:

Познавательные: Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные: Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Личностные: Способность к самооценке.

1.Организационный момент

- Встали красиво, выровнялись. Садитесь.

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

2. Введение в тему.

- Чтобы  узнать тему урока,  посмотрите фрагмент мультфильма.

 Просмотр видеофрагмента.

- По мотивам какого произведения  создан этот мультфильм? Кто автор этой сказки?

- Как вы считаете,  эта сказка  народная или авторская?

(Ответы детей)

3.Работа в парах

Поработайте в парах

- Соберите из карточек полное название сказки.

4. Составление плана урока

-  Составим плана урока. Чем мы будем заниматься?

Выберите подходящие пункты плана

5.Сведения о биографии А.С.Пушкина

- Ребята, вы любите путешествовать? А читать сказки?

- Сегодня на уроке мы совершим необычное путешествие, мы отправимся в гости к А.С. Пушкину и познакомимся со сказкой, которая называется "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди".

- В чем отличие авторской сказки от народной?

-  Ребята напомнят некоторые  сведения из  биографии А.С.Пушкина

Выступают 3 ученика.

-  Теперь ответьте на вопросы

- В каком городе родился А.С. Пушкин?

(А.С. Пушкин родился в Москве.)

- К какому роду принадлежала семья Пушкиных?

(Семья Пушкиных принадлежала к старинному дворянскому роду.)

- На каком языке, в то время, было принято разговаривать в дворянском обществе?

(В дворянском обществе было принято разговаривать на французском языке.)

- Кем был дядя А.С. Пушкина - Василий Львович?

(Дядя Пушкина был известным поэтом того времени.)

- Кто в семье занимался воспитанием и образованием детей?

(Воспитанием и образованием занимались иностранцы - гувернёры.)

- Кто помог Саше понять красоту русского слова, родной природы, силу простого русского народа?

(Его бабушка Мария Алексеевна, няня Арина Родионовна и крестьяне семьи Пушкиных.)

- Куда А.С. Пушкина отдали учиться в 12 лет?

6. Работа с текстом

- Откройте учебник на стр.118.   Сегодня мы познакомимся с 1 частью сказки со с.118 до с.121

Работа с текстом проведем  в группах

Задание 1 группе

Прочитать 1 часть по ролям

Задание 2 группе

- В тексте сказки много слов, которые мы сейчас не употребляем в нашей речи.

 Они называются устаревшие.

- Значения некоторых слов нам понятны, а с другими значениями слов нам помогут разобраться словари.

(Толковый словарь Ожегова, этимологический словарь и словарь устаревших слов, на доске карточки со словами.)

Задание 3 группе

Составить цитатный  план 1 части

Задание 4 группе
Задание: найти строчки подходящие к  сказке.

7.Физминутка

8.Ответы групп

Слова из первого отрывка сказки.

Молвить (говорить)

Крещёный мир (в то время все люди верили в бога и принимали обряд крещения)

Позадь забора (за забором)

К исходу сентября (к концу сентября)

Светлица (см. словарь Ожегова)

Сени (см. словарь Ожегова)

Красная девица (красивая)

- Почему слово "красный" обозначало "красивый"? На этот вопрос нам поможет ответить этимологический словарь.

2 группа

Читает по ролям

3группа составила цитатный  план

4 группа подобрала подходящие отрывки

9. Работа в рабочих тетрадях  (дополнительно)

Стр. 42, задание1,2

10.Итоговый тест

-  В каком городе родился  А.С.Пушкин?

1) Киев  2) Санкт-Петербург 3)  Москва

- На  каком  языке он написал свое первое стихотворение?

1)  на французском   2)  на  русском  3) на немецком

-  В каком учебном заведении учился   А.С.Пушкин?

1)  академия   2)  лицей   3) университет

- Где сидели три девицы?

1) в сенях 2) в зале  3) в светлице

- Кем был Салтан?

а) королем    б)князем       в) царем

- Когда обвенчался царь Салтан?
а) в  тот же вечер б)  через месяц в)  через неделю

- Как вы считаете похож ли царь Салтан на обычного царя? Что в его поведении необычно? Какой у него характер?

9. Итог (рефлексия учебной деятельности)

- Посмотрите на план урока. Все ли задания мы выполнили?

10.Оцените свою работу на уроке

а)  на уроке я все понял, со всем справился        

б) на уроке я понял не все, не смог выполнить  все задания

в) на уроке  многого не понял,  не  справился с заданиями

11.Домашнее задание: Продолжить чтение сказки стр.121-130

Найти и выписать из текста устаревшие слова, объяснить значение этих слов, используя в работе словари.

12.Оценки учителя

- За работу на уроке оценки получают:

- Вы очень хорошо поработали, все молодцы!

Задание  3 группе
Задание: найти строчки к подходящей сказке.

А

Князь Гвидон ей отвечает:

«Грусть-тоска меня съедает
Пуще прежнего старуха вздурилась
Не дает старику мне покою»
Князю Лебедь отвечает:
«Не печалься, ступай себе с богом…»

Б

В ноги он к старухе поклонился,

Молвил: «Государыня родная!
Выбрал я жену себе»
Старуха сидит под окошком
На чем свет стоит мужа ругает:
«Распроклятая ты, мошка!»

В

Видит: весь сияя в злате,

Царь Салтан сидит в палате
В дорогой собольей душегрейке,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотне перстни,
На ногах красные сапожки
На престоле и в венце
С грустной думой на лице.

Г

Князь Гвидон тогда вскочил,

Громогласно возопил:
«Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь,
Насмешишь ты целое царство»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы для 3 класса: А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..."

Интересный и лёгкий по восприимчивости урок.Детям очень понравился!...

Конспект урока по литературному чтению по теме «А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане» 3 класс

Урок по литературному чтению по теме «А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане» 3 класс (10.11.2015г.) с использованием новых образовательных технологий (в том числе электронных образовательных ресурсов и ИК...

Конспект урока по литературному чтению на тему "А. С.Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебедь" 3 класс "ПНШ"

Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: научить детей давать характеристику героям произведения, оценивать их поступки с точки зрения моральных ценностейПланируемые результаты:·...

Конспект урока по теме "А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …» Особенности волшебной сказки. Герои литературной сказки."

Тема: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …» Особенности волшебной сказки.  Герои литературной сказки.Цель:а) показать элементы анализа сказки с точки зрения жанра, сюжета, комп...