Урок литературного чтения во 2 классе по учебнику Л.А. Ефросининой «Начальная школа 21 века» Тема: И. Суриков «Детство» (отрывок)
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Урок литературного чтения во 2 классе по учебнику Л.А. Ефросининой «Начальная школа 21 века» Тема: И. Суриков «Детство» (отрывок)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detstvo_surikov.docx | 32.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения во 2 классе
по учебнику Л.А. Ефросининой «Начальная школа 21 века»
Тема: И. Суриков «Детство» (отрывок)
Цель урока: создать условия для полноценного восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
В достижении этой цели планировались следующие личностные результаты:
- формирование чувства гордости за свою Родину;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Метопредметные результаты:
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- овладение навыками смыслового чтения; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачей;
- готовность слушать собеседника, изложение своего мнения и аргументация своей точки зрения.
Предметные результаты:
- формирование представлений о малой Родине, понятие о нравственности; формирование потребности в систематическом чтении;
- понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
Оборудование: портрет И.З.Сурикова, учебник Л.А.Ефросининой «Литературное чтение», рабочая тетрадь по литературному чтению; мультимедийная установка, компьютер, экран, презентация к уроку; выставка книг.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Ребята, добрый день! Какое у вас настроение?
- Вы настроены на работу?
- Я хочу поделиться с вами своим хорошим настроением и пожелать вам дружной работы. Пусть доброжелательная атмосфера царит у нас в течение всего урока!
II. Речевая разминка
1) Прочитай предложение, выделяя голосом отмеченное другим цветом слово.
Вот и проведём такой тренинг.
Падают с неба снежинки.
Падают с неба снежинки.
Падают с неба снежинки.
2)Представьте, что странные звёздочки с неба упали.
Вам на ладошку легли, не растаяли.
Поймали? А теперь полюбуйтесь красотой снежинок. Вам очень захотелось
отпустить их на волю. Наберите полные лёгкие воздуха и сдуньте снежинки с
руки! (Повторите 3 раза)
Наши снежинки вместе. Давайте и мы вместе дружно поработаем на уроке.
3) Прочитайте молча запись на доске.
Что здесь написано? Докажите.
Вез на горку Саня
За собою сани.
Ехал с горки Саня,
А на Сане сани.
- Прочитаем хором, выделяя голосом часто повторяющийся звук.
- Почему слово «Саня» и «сани» написаны по-разному?
Определите смысл прочитанного.
- Прочитайте с вопросительной интонацией, выделяя голосом глаголы. .
- Прочитайте с восклицательной интонацией на глаголах.
- Прочитайте скороговоркой друг другу в парах, оцените
III. Актуализация опорных знаний. Слайд № 3
1)Вспомните, над какой темой сейчас работаем на уроках литературного чтения? («Снежок порхает, кружится…»)
– С какими произведением из этого раздела мы уже познакомились, назовите?
Слайд № 4-5
Зинаида Александрова “Зима”,
С. Иванов “Каким бывает снег”,
И. Соколов-Микитов “Зима в лесу”,
Эдуард Шим “Всем вам крышка”,
Константин Дмитриевич Ушинский “Мороз не страшен”,
русская народная сказка “Дети Деда Мороза”,
Михаил Михайлович Пришвин “Деревья в лесу”.
– Что помогло вспомнить вам все эти произведения?
IV. Проверка домашнего задания
1.Чтение в лицах русской народной сказки «Дети Деда Мороза»
2.Чтение рассказа наизусть М.М. Пришвина «Деревья в лесу»;
Литературная викторина. Слайд № 6-7
- Вы готовы проверить себя, свою память?
- Сейчас мы узнаем, кто самый внимательный читатель класса.
- Ваша задача: назвать жанр произведения, автора и из какого произведения взяты эти строчки.
1.«Позвал Дед Мороз своих детей и говорит: «Скоро зима. Кто из вас лучше людям поможет? Дети пошли к людям”.
(Рус. нар. сказка «Дети Деда Мороза»)
2.«… Первый снег. Он лежит словно просто для красоты… Силён и спокоен январский снег. Тяжёлым, холодным одеялом накрывает он поля»
(научно-познавательное, художественное произведение о природе, автор
С. Иванов «Каким бывает снег»)
3.«…Снежная пороша. В лесу очень тихо и так тепло, что только вот не тает. Деревья окружены снегом, ели повесили громадные тяжёлые лапы…» (Рассказ, автор М.М. Пришвин, «Деревья в лесу»)
4.«Снежок порхает, кружится,
На улице бело,
И превратились лужицы
В прозрачное стекло».
(Стихотворение, автор Зинаида Александрова «Зима»)
5.«Пушистым снегом покрылись деревья, побелели лесные полянки. Обрадовались беляки-зайцы. Теперь никто не увидит их белую зимнюю шубку» (Рассказ, автор И. Соколов-Микитов «Зима в лесу»)
6.«Похваляется Морозко, идёт по лесу, ледком похрустывает, по деревьям постукивает.
- Я один тут властелин!»
(Сказка, автор Эдуард Шим «Всем вам крышка»)
7.«Ребятишки катаются на коньках да на санках, в снежки играют, снежных баб лепят, горы строят, водой их поливают, да ещё просят мороза: «Приди-ка, помоги!»
(Рассказ, автор К. Ушинский «Мороз не страшен»)
Слайд № 8
Физкультминутка
1, 2, 3, 4
С вами мы снежок слепили!
Крепкий.
Круглый.
Очень гладкий,
Но совсем-совсем не сладкий!
Раз - подбросим,
Два - поймаем,
Три – уроним и сломаем!
V. Работа по теме урока .
1.Определение темы урока.
– Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с разделом “Снежок порхает, кружится”, где будем знакомиться с новым стихотворением.
- Чтобы узнать фамилию автора этого произведения, вы отгадайте загадки на индивидуальном листе и впишите в клеточки кроссворда. Но одно условие: каждый работает сам, ни в коем случае не выкрикиваем ответ, даём всем возможность поразмыслить.
1. Выгляну в оконце
Лежит белое суконце.
Всю зиму лежит,
А весной убежит. (снег)
2. Белый дед – белее нет.
Старый, горбатый,
Лежит возле хаты.
Лежит всю зиму -
Никто не поднимает.
Весна придёт -
Он сам уйдёт. (сугроб)
3. Стали звёздочки кружиться,
На землю стали ложиться,
Нет, не звезды, а пушинки,
Не пушинки, а….(снежинки)
4. Гуляет в поле,
Да не конь.
Летает на воле,
Да не птица. (вьюга)
3. | ||||||
2. | ||||||
1. С | У | Р | И | К | О | 4. В |
VI. Знакомство с автором. Слайд № 9-10
-Скажу вам по секрету: одна ученица в нашем классе знала заранее тему нашего урока, т.к. я попросила её приготовить небольшое сообщение о жизни поэта. (заранее подготовленный ученик читает сообщение)
- Спасибо за сообщение. Действительно, многие песни, которые часто считаются народными, написаны на стихи Сурикова.
- Трудная жизнь была у поэта, но до 8 лет, пока жива была его мама, ему жилось очень хорошо. И детство своё он считал счастливым:
- Семейный вечер в те времена сильно отличался от наших вечеров. Тогда не было электричества, а, значит, не было света, телевизоров, компьютеров. Но люди находили себе занятия: пряли, при этом пели русские народные песни, рассказывали разные истории, сказки, общались друг с другом.
У детей 19 века не было игрушек, которые есть у вас сейчас. Но самым увлекательным занятием детишек были зимние забавы. (Рассматривание самодельных игрушек: куклы тряпичной и лошадки.)
- Ваня очень любил свою деревню. В городе он тосковал по родным местам, вспоминал свое детство в деревне. И в 24 года Иван Захарович написал произведение, которое так и назвал “Детство”.
- О чем может идти речь в этом произведении?( Автор писал о детях, об играх, о друзьях.)
- Какая же тема нашего урока?
VII. Знакомство с произведением
1. Чтение стихотворения учителем.
- Сядьте удобнее. Постарайтесь не только услышать, но и увидеть, и почувствовать.
2. Беседа после слушания.
- Какое настроение вызывает это стихотворение? (Радостное)
Хороши, конечно, сани,
Только хитрые они.
Вниз под горку едут сами,
А на горку – ты тяни! (А. Шибаев)
- Какие чувства испытали, слушая его?
- Что увидели?
- Что услышали?
- Голоса ребят, скрип снега.
- Что почувствовали?
- Сначала было весело, а потом грустно.
3. Физкультминутка для глаз.
VII. Закрепление знаний и способов действий.
1.Самостоятельная работа.
Чтение стихотворения про себя.
-Какие непонятные слова и выражения встретились вам, когда вы читали стихотворение?
Слайд № 11
2.Словарная работа: кубарем – кувырком, (Стремительно переворачивается).
крутая гора - обрывистая гора
3.Моделирование обложки. Слайд № 13
Работа в парах. Моделирование обложки и сравнение её с готовой моделью.
- А теперь давайте проверим.
4.Работа над пословицами. Слайд № 14
В зимний холод всякий молод.
Друг познается в беде.
Слезами горю не поможешь.
Знаем сами – кривы сани.
- Прочитайте пословицы и поговорки. Какая из них отражает главную мысль стихотворения?
Дети. Друг познается в беде – главная мысль стихотворения.
5.Анализ содержания. Подготовка к выразительному чтению.
Чтение детьми по четверостишиям.
- От имени кого ведется рассказ? (Мальчик рассказывает о себе.)
- Какое настроение было у мальчишки в начале стихотворения? (Радостное).
- Что в этот радостный момент он нам говорит? Прочитайте.
(Вот моя деревня, вот мой дом родной).
- А когда человек говорит такие слова, что мы про него можем сказать?
(Он любит свою деревню и дом).
- Каким словом в первой строчке автор показал это? (Словом “моя”).
- Во второй строке какое слово выделим голосом? (Родной).
- Прочитаем следующие две строки. Что еще можно сказать о мальчике?
(Он смелый, потому что гора крутая, а он не боится).
- Какие слова говорят о том, что мальчик смелый? (Качусь, по горе крутой).
- Ребята, вы хотите это стихотворение прочитать вслух выразительно?
- Когда мы читаем “про себя” или шепотом, мы читаем только для себя.
Когда мы читаем вслух, это чтение для слушателей. А чтобы слушатели поняли, о чем мы хотим им сказать, поняли настроение героев, мы должны при чтении голосом, настроением, интонацией показать радость или грусть, шум или тишину. Это и будет выразительное чтение.
- Что мы должны показать слушателям, читая первое четверостишие? (Радость).
- Представим себя на месте мальчика. Мальчик неожиданно и резко упал. Что он испытал в самый первый момент после такого падения? (Испуг)
- Гора крутая, мальчик ударился и почувствовал… (Боль).
- Что значит “кубарем качуся”. (Стремительно переворачиваются).
- Какое слово выделим голосом в первой строке? (Свернули).
- Удар был сильным. Какое слово об этом говорит? (Хлоп).
- Подчеркните главные слова в 3 и 4 строчках. (Кубарем, под гору).
- Мальчик находился в сугробе, ему больно. В этот момент ему нужна… (Наша помощь).
- И мы с вами отправляемся на горку, чтобы помочь мальчику.
- Мальчик в сугробе. И как же ведут себя друзья? Прочитайте.
- Что вы скажете о поведении товарищей? Можно ли их назвать друзьями?
- Что мы слышим в голосе мальчика? (Обида).
- Какими словами поэт показал обиду? (Стоя надо мной, весело хохочут).
- Почему в сугробе горе? (Не может выбраться, так как сугроб рыхлый).
- В сугробе нет опоры, поэтому трудно встать. Руки и ноги проваливаются в пушистом, рыхлом снегу. И в таком состоянии, когда человек не может себе помочь, он чувствует… (Беспомощность).
- А какими словами автор говорит о душевном состоянии мальчика?
“Мне в сугробе горе, а ребятам смех!..”
- Какое настроение у мальчика? (Тоска)
- Посмотрите, как меняется настроение мальчика. Даже изменение цвета слов помогает нам это увидеть.
– А вам самим доводилось быть в подобной ситуации: кататься с горы и падать в сугроб?
– И от этого вы были несчастливы? И после падения никогда больше не катались с горы?
– А как вы думаете: авторские воспоминания связаны с радостным чувством или с огорчением?
– Значит, мы можем сделать вывод из этой части, что мальчик был счастлив?
- Ребята, когда Иван Захарович в 24 года писал эти строки, вспоминая историю из детства, он, наверно, улыбался, ни на кого не обижаясь.
А вот мальчишкой в этой ситуации ему было не до смеха. Об этом говорят последние строчки стихотворения. Прочитайте их.
1 четверостишье Радость.
2 четверостишье Испуг. Боль.
3 четверостишье Обида.
4 четверостишье Тоска.
6. . Самостоятельная дифференцированная работа в тетрадях с последующей проверкой. Слайд №15
1-я группа выполняет задания № 1
- Какое настроение вызывает у тебя это стихотворение?
Отметь + или напиши свой ответ.
Бодрое грустное
Весёлое радостное
2-я группа – задания № 3;
Фамилия | Заголовок | Герои | Настроение | Время |
К.Д. Ушинский | «Мороз не страшен» | Ребята | Весёлое | Зима |
И.З. Суриков | Детство | Ребята | Весёлое. Немного грустное. | Зима |
VII. Итог урока.
-Что же самое главное из того, что вы унесете с урока?
( Самое главное – внимательно относиться к людям, понимать их.
Главное – думать не только о себе, но и о других.)
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
- Молодцы, ребята! Спасибо за работу.
VIII. Домашнее задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения "Н.Носов "Ступеньки"", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века".
Конспект урока литературного чтения "Н.Носов "Ступеньки"", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века"....
Урок литературного чтения в 3 классе по программе" Перспективная начальная школа" по теме: Венгерская народная сказка "Два жадных медвежонка"
Урок литературного чтения разработан по технологии" Развитие критического мышления через чтение и письмо"...
Урок литературного чтения во 2-м классе по программе «Начальная школа ХХI». Тема урока: «Сказки народные и литературные. Русская народная сказка «Снегурочка».
Конспект урока можно использовать при закреплении материала....
Урок литературного чтения во 2 классе по учебнику Л.А. Ефросининой «Начальная школа 21 века» Тема: И. Суриков «Детство» (отрывок) презентация
Презентация уроку...
Литературное чтение УМК «Школа 21 века». Тема: И. Суриков « Детство» (отрывок).
Литературное чтение УМК «Школа 21 века». 2класс МБОУ СОШ с.Камышки , Александрово-Гайский район, Саратовская областьТема: И. Суриков « Детств...
Презентация к уроку литературного чтения "Дети Деда Мороза" 2 класс УМК "Начальная школа XXI века"
Презентация к уроку литературного чтения "Дети Деда Мороза" 2 класс...
Конспект урока литературного чтения "Рассказы о природе. Г. Скребицкий «Жаворонок» (Начальная школа XXI века, 2 класс)
Тема: Рассказы о природе. Г. Скребицкий «Жаворонок»Цели деятельности учителя: знакомство с произведением Г. Скребицкого «Жаворонок»; формирование умений: анализировать художест...