Урок литературного чтения И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак».
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Урок литературного чтения на тему И.А. Крылов "Лебедь,рак и щука". Главная задача урока ознакомить учащихся с произведениями И.А. Крылова, расширять читательский кругозор детей, научить определять басню как жанр литературы по характерным признакам (мораль, поучительность), находить мораль в произведении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Тема: И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак».
Цели:
1. Ознакомить учащихся с произведениями И.А. Крылова, расширять читательский кругозор детей, научить определять басню как жанр литературы по характерным признакам (мораль, поучительность), находить мораль в произведении.
2. Развивать внимание, навыки выборочного и выразительного чтения.
3. Воспитание.
Оборудование: портрет И.А. Крылова, картина к басне И.А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак», выставка книг с произведениями И.А. Крылова.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Речевая разминка
У тридцати трех полосатых поросят
Тридцать три хвостика висят.
-Прочитайте «птичьим базаром».
-Прочитайте с вопросительной интонацией, с утвердительной, с интонацией удивления, с огорчением, скороговоркой (Читают несколько раз).
III. Постановка цели урока.
-Прочитайте, что написано на доске, только справа налево. (Тренировка произвольного внимания.)
КАР И АКУЩ, ЬДЕБЕЛ
-Правильно, сегодня мы с вами прочитаем басню Ивана Андреевича Крылова «Лебедь, Щука и Рак».
IV. Изучение нового материала.
1. Тренировка навыка чтения. (Тренировка по слоговым таблицам 3-5 мин.)
2. Актуализация знаний.
-Кто из вас знает, что такое басня?
-Правильно. Это небольшой рассказ в стихах или прозе, в котором действуют звери или птицы. Обычно они умеют говорить.
-На какой жанр литературы похожа басня, если животные там разговаривают и действуют, как люди? (на сказку)
-Еще в басне всегда есть поучение или мораль, поступки. В морали осуждаются глупые и плохие поступки. Мы должны сегодня найти в басне мораль и понять, что же хотел сказать нам своей басней И.А. Крылов.
-Какие басни И.А. Крылова вы читали? (Обращаем внимание на выставку книг.)
-Посмотрите на портрет Крылова. Каким творчеством И.А. Крылов вам представляется по характеру? (Добрый, умный и т.д.)
-Дедушка Крылов, так его называли, был добрым человеком. Он боролся с недостатками и пороками, которые мешают жить людям в мире и согласии, счастье. Его оружием были басни маленькие произведения, которые учили жить по справедливости.
-Иван Андреевич был еще и очень трудолюбивым.
Дайте прочитаем текст на стр. 102. (дети читают текст по цепочке).
-Что нового узнали из этой заметки?
-А сейчас посмотрите на рисунки на стр. 103.
Вспомните названия басен. Расскажите, что перепутал художник.
-Посмотрите на иллюстрацию. (Изображены Лебедь, Рак и Щука.)
-Это герои басни. Что общего между ними? (Живут в воде.)
-Что они делают? (Пытаются сдвинуть телегу с места.)
-Получится у них сдвинуть воз или нет?
-А вот что рассказал об этом И.А. Крылов.
3. Чтение басни учителем. (Читаю басню, выделяя голосом мораль.)
4. Первичная проверка понимания.
-Понравилась ли вам басня?
-Что заставило вас улыбнутся? (Глупые герои – тянули воз в разные стороны.)
-Каким был ваш смех? (Добрым.)
-Что узнали из басни? (Краткий пересказ событий, произошедших в басне.)
-Есть ли незнакомые слова? (Лад, поклажа, воз, впряглись, ныне.)
-Как вы думаете, случайно ли подобрал Крылов именно этих героев? (Все живут в воде, должны быть друзьями и могли бы сдвинуть воз)
-«Однако воз и ныне там».
V. Физминутка.
VI. Закрепление изученного материала.
1. Выборочное чтение.
- Прочитайте басню про себя.
-Есть ли в басне слово, которое подсказывает, что воз они могли бы свезти? (Это слово товарищи.)
-Подтвердите это. (Аргументируем чтение вслух.)
-Прочитайте, про какой случай написал Крылов.
(«Однажды Лебедь, Рак да Щука»
Везти с поклажей воз взялись».)
-А сейчас давайте найдем слова, которые помогают увидеть образ каждого героя.
-Какой Лебедь? Что о нем говорит автор?
«Лебедь рвется в облака»- он стремительный, упрямый, быстрый.
«Рак пятится назад»– неповоротливый видит только свою дорогу, нерасторопный, идет назад.
«А Щука тянет в воду» – упрямая, только свое дело знает.
-Вы видите, как с помощью только одного слова рвется, пятится, тянет можно создать точный образ героев.
-Какими словами описал их усердие, (старательность) автор? («Из кожи лезут вон»)
-Посмотрите на иллюстрацию в книге. Какие строчки к ней подходят? (Учащиеся читают по, что на их взгляд больше подходит к иллюстрации.)
-Как, по вашему мнению, нужно читать, эту басню: быстро, легкомысленно или неторопясь, раздумывая и рассуждая?
2. Выразительное чтение басни.
3.
–Какое чувство вызывают у вас герои?
-Как автор относится к героям басни? (Он сожалеет, что в товарищах согласия нет.)
-Как вы думаете для чего и зачем написана эта басня? (Крылов подсказывает человеку, как надо поступить, учит жить, учит видеть чужие ошибки.)
-Давайте найдем главную часть басни – мораль. (Учащиеся выразительно читают мораль басни. Открываю запись на доске «Да только воз и ныне там»)
-Ребята, это выражение стало крылатым. Когда так говорят?
(Когда люди делают общее дело, но между ними нет согласия, договоренности. Между ними разлад. В итоге ничего не получается.)
-Была ли когда-нибудь у вас в жизни такая ситуация?
-На доске записаны пословицы, как вы думаете, какая из них подходит к басне?
VII. Итог урока.
-С каким писателем мы сегодня познакомились?
-С каким произведением?
-Что такое басня?
-Для чего и зачем написана басня?
-Какая мораль была в этой басне?
Домашнее задание.
с. 104-105 читать выразительно; с. 105 № 6письменно «Прочитай первые три строки. Придумай свой рассказ на эту тему»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение: И.А.Крылов « Лебедь, Щука и Рак» 4 класс
Цели:1. Познакомить учащихся с новой басней И.А. Крылова,вспомнить другие изучаемые ранее, расширять читательский кругозор.Научить определять басню как жанр литературы по...
Конспект урока литературного чтения "И. А. Крылов "Лебедь, рак и щука"
Цель урока: Познакомить детей с басней И.А. Крылова "Лебедь, Рак и Щука», дать понятие о басне....
Урок литературного чтения.И.А.Крылов "Лебедь,Щука и Рак". Л.Н.Толстой "Страшный зверь"
Данный урок литературного чтения во 2 классе (автор Ефросинина Л.А. УМК"Начальная школа 21 века") знакомит обучающихся со спецификой басни как жанра....
Конспект урока по литературному чтению " И.А. Крылов Лебедь, щука и рак"
Конспект Урока литературного чтения Учитель: КорневаЕ.Н.Класс:1гТема учебного занятия: И.А Крылов «Лебедь, Рак и Щука»Продолжительность учебного занятия:45 мин.Цель урока: позна...
Открытый урок по литературному чтению. И.А. Крылов "Лебедь, Щука и Рак"
Представлена работа в парах....
Презентация к уроку литературного чтения И.А. Крылов "Лебедь, Щука и Рак"
Представлен видеоматериал...
Урок литературного чтения "И.А.Крылов "Лебедь, Щука и Рак"
На уроке литературного чтения обучающиеся знакомятся с басней И.А.Крылова "Лебедь, Щука и Рак", учатся определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, ...