Возрождение духовно-культурных ценностей через уроки литературного чтения
статья по чтению (4 класс) на тему

Данная статья показывает особенность уроков литературного чтения в 4 классе из раздела "Летописи. Былины. Сказания. Жития."

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВОЗРОЖДЕНИЕ ДУХОВНО-КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЧЕРЕЗ УРОКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Маковлева Е.Н.,

учитель начальных классов,

МБОУ «Основная общеобразовательная Владимировская школа»

         Курс литературного чтения призван ввести школьника в мир художественной литературы, в кoтором сочетаются интеллектуальные, нравственные и эстетические аспекты. Ученик осмысливает образность словесного искусства, посредством чего художественное произведение раскрывается во всей его полноте и многогранности. Недаром А.Т.Твардовский, определяя значимость уроков литературы, писал: «Литература в школе – этo то же самое, что литература в жизни, только в школе она является процессом планомерного, систематического воздействия на душу ученика пoд ответственным наблюдением и руководством преподавателя».

         Таким образом, цель литературного образования в школе – это становление духовного мира человека и  высоких эстетических вкусoв, внутренней потребности личности к самосовершенствованию и реализации творческих возможностей ребенка.

Остановлюсь на уроках литературного чтения в 4 классе из раздела «Летописи. Былины. Сказания. Жития».

         Хочется отметить, что важной особенностью раздела является его  целевая установка – это формирование у школьников исторических представлений, устойчивого интереса и желания  узнавать о православной культуре России, воспитание чувства гордости за свою Родину, ее историю, народ.

        Дети познакомились с уникальными литературно-историческими произведениями – летописями, с краеведческими фактами и материалами из «Жития святых», со сказаниями, составляли документальные портреты великих исторических деятелей. Выразительно читая былины, рассказывающие о событиях давно минувших векoв, школьники заметили, что кроме неожиданного, удивительного и невероятного, кроме фантазии и вымысла,  былины достоверно описывают реальную жизнь наших предков и, что многие  персонажи былин – крупные исторические деятели нашей Родины. Например, князь киевский Владимир Святославович. Детей очень заинтересовал этот исторический перoнаж.

         Направляя учащихся на самостоятельную активность, вовлекая их в поисковую деятельность в соответствии с их возможностями и способностями, дети получили дополнительное задание: собрать информацию о князе Владимире как реформаторе,  объяснить  роль  принятия христианства на Руси  в истории русского государства.

        Учащиеся работали группами. В течение недели четвероклассники готовили сообщения и затем представили в виде презентации.

          Первая группа детей познакомила с биографией князя, его родословной и  детством Владимира.

                

        

        

        

        

         В 972 году умер князь Святослав. Началась междоусобная война между братьями. К Владимиру власть перешла в 980 году. Он стал княжить в Киеве.

         Дети отметили в своем выступлении, что во всех произведениях народного этноса князь предстает очень милостивым и ласковым, всегда выступает защитником земли русской и народа от злых врагов. Вероятно поэтому,  князя так и называли Красное солнышко.

         Очень интересным было выступление второй группы детей. Они рассказали о языческой Руси.

         Что же такое «язычество»? Ученики  дали полный ответ на этот вопрос. Язычество – вера до крещения. Эта вера была связана с обожествлением сил природы. Например, славянские боги: Даждьбог – бог солнца, Перун – бог грома и молнии, Стрибог – бог ветра, Сварог – бог огня и др. Окружающий мир у древних славян был населен сверхъестественными существами - лешими, водяными, домовыми, русалками. Люди верили в приметы, соблюдались жертвоприношения.

         Третья группа выступила с сообщением о выборе веры и принятии христианства на Руси.

Ученики самостоятельно обозначили причины принятия христианства:

1.Укрепление княжеской власти.

2.Объединение племен.

3.Улучшение международного положения Руси.

          Князь понимал, что  только единая вера по всей стране укрепит его власть и власть церкви. И тогда Владимир принял важное решение: принятие христианства в форме православия в качестве государственной религии Киевской Руси. Знаменитое крещение состоялось  в 988 году на Днепре.

         Очень интересно представлен момент сообщения о «выборе веры» этой группой: после того, как послы объехали все регионы, они отдали предпочтение православию из-за красоты его храмов и того душевного подъема, который они ощутили. (Дети представили презентацию «Храмы Белогорья»).  

 

         Учащиеся под руководством учителя делают вывод: принятие христианства – важнейшая веха на пути становления русского этноса. Стали исчезать границы между славянскими племенами, появилась единая духовная основа. Важным культурным переворотом стало введение единой письменности. Развивалось храмное строительство, книжное дело, литература, история, философия.

         В конце урока была проведена викторина.

1.Каковы причины принятия христианства.

2.Кто крестил Русь?

3.Где крещён Владимир?

4.Что такое «язычество»?

5.В чём культурное значение принятия христианства?

         Работая над произведениями данного раздела, изучая дополнительную литературу, учащиеся свободно и легко стали оперировать историческими датами и фактами, пользоваться справочниками, словарями, тематическими и алфавитными каталогами.

         Проделанная работа способствовала воспитанию в душе каждого ребенка святых чувств к истории своего народа, стала основой для создания устойчивой базы  развития русской духовности.

Литература

  1. Гужова И.В. Уроки литературного чтения в начальной школе//Нач.шк.2003№2.
  2. История России (Россия в мировой цивилизации):Учебное пособие для вузов/сост. И отв.ред.А.А.Радугин.-М.:Центр,1998.
  3. Ильенко Л.П, Орлова С.Н. Курс литературного чтения для начальных классов глазами словесника //Нач.шк.1997 №11.
  4. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению к УМК Л.Ф.Климановой и др.., 4 класс. –М:«ВАКО», 2014г.
  5. Школьная энциклопедия «Руссина». История России, 9-17вв.-М.:ОЛМА-ПРЕСС; Образование, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание младших школьников через уроки литературного чтения.

В наши дни многие говорят о падении нравственных ценностей у детей. Так ли это? Может ли учитель повлиять на этот процесс, если может, то как? Я попыталась в своей статье ответить на эти вопросы....

Развитие творческих способностей учащихся начальных классов через уроки литературного чтения

«Развитие  творческих способностей учащихсячерез уроки литературного чтения  в  начальных  классах»Проблемынизкий уровень интеллектуального развития учащихся;низкий  педагогич...

Формирование ценностного мира ребёнка через уроки литературного чтения в начальной школе.

Одна из форм  работы с текстом на уроке литературного чтения в начальной школе - акцентное вычитывание. Главная цель уроков акцентного вычитывания художественного текста заключается в том, ...

Духовно - нравственное воспитание младших школьников через уроки литературного чтения и внеурочную деятельность

Духовно - нравственное воспитание младших школьников через уроки литературного чтения и внеурочную деятельность...

Духовно- нравственное развитие детей через уроки литературного чтения по системе А.В. Занкова 2 класс

Уроки литературного чтения содержат огромный потенциал для воспитания культуры чувств у учащихся. Произведения  писателей знакомят детей с таким сложными явлениями и чувствами, как жизнь и смерть...

Использование современных инновационных образовательных технологий для формирования духовно-нравственных ценностей на уроках литературного чтения

laquo;Чтение – это упражнение в нравственном чувстве,  поэтому наиглавнейшая задача уроков чтения –  нравственное воспитание, становление личности ребенка,  обогащени...

Методическая разработка. Достижения личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных результатов в образовательном процессе через уроки литературного чтения в начальной школе.

Методическая разработка рассматривает вопросы достижения личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных результатов в образовательном процессе через уроки литературного чтения в начальной ...