Инсценирование басен И. А. Крылова
план-конспект занятия по чтению (3 класс) на тему
Продолжить знакомство учащихся с творчеством И. А. Крылова, c басней «Кукушка и петух»; расширить читательский кругозор, учить определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль); развивать навыки выборочного и выразительного чтения, творческий потенциал, умение слушать; воспитывать интерес к чтению басен, ответственность за принятые решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Инсценирование басен И. А. Крылова | 20.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Инсценирование басен И. А. Крылова
Цели:
- продолжить знакомство учащихся с творчеством И. А. Крылова, c басней «Кукушка и петух»;
- расширить читательский кругозор, учить определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль);
- развивать навыки выборочного и выразительного чтения, творческий потенциал, умение слушать;
- воспитывать интерес к чтению басен, ответственность за принятые решения.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Гимнастика для глаз.
2. Речевая разминка.
Скороговорка:
Кукушка кукушонку купила капюшон.
-Давайте прочитаем скороговорку медленно.
-А теперь прочитайте быстрее.
-О ком эта скороговорка?
-Прочитайте еще раз, выделяя голосом слово кукушка.
-Кому купила капюшон кукушка?
-Прочитайте, выделяя голосом слово кукушонок.
-А что купила кукушка кукушонку?
-Прочитайте, выделяя голосом слово капюшон.
3. Введение в тему.
-С баснями Крылова мы уже с вами знакомились. Давайте вспомним, какие басни вы читали?
( «Квартет», «Лебедь, щука и рак», «Стрекоза и муравей»,)
-Кто являются героями этих басен?
(животные, птицы, рыбы)
-А на какой жанр похожа басня, если животные там разговаривают, как люди? (на сказку)
- Ребята, послушайте отрывки и постарайтесь вспомнить из каких они произведений и кто автор?
«Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука». ( «Лебедь, Щука и Рак»)
«Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза». ( « Стрекоза и Муравей»)
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней –
Им отвечает Соловей, -
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь.» («Квартет»)
4. Сообщение темы, цели.
- Сегодня мы познакомимся с новыми баснями. Будем учиться выразительно читать басни, находить главную мысль – мораль басни.
5. Изучение нового материала.
1. Беседа.
- Ребята, вспомним, что такое басня?
Басня – это короткий стихотворный рассказ, где герои чаще животные, растения и предметы, иногда люди, рассказывается об их жизни.
Человек, который пишет басни, называется баснописцем.
Целью каждой басни является нравоучение, поучение, совет – мораль.
Иван Андреевич Крылов был добрым человеком и он считал, что недостатки человека следует искоренять смехом, поэтому в баснях высмеиваются жадность, невежество, глупость, зло и приписываются эти недостатки животным – такой прием называется аллегорией (автор высмеивает человеческие пороки, приписывая их животным).
В баснях, как в сказках, используется еще один художественный прием – олицетворение, когда животные, растения, предметы, явления природы наделяются качествами человека: даром речи, чувствами, мыслями.
Крылов широко использует в баснях пословицы и поговорки. Басни написаны живым, разговорным языком.
2. Знакомство с басней «Кукушка и петух».
Сегодня, мы с вами будем работать над басней Ивана Крылова. А какие животные будут басне вы должны отгадать загадки.
1.Хвост с узорами, сапоги со шпорами,
Ночью распевает, время считает. (Петух).
2.Мать-отца не знаю, но часто называю,
Детей знать не буду, чужим сбуду. (Кукушка).
3.Мальчишка в сером армячишке,
По дворам шныряет, крохи собирает,
По полям ночует, зёрнышка ворует. (Воробей).
- О каких птицах мы будем читать в басне?
- Что вы знаете о кукушке? О петухе?
- Какие орфограммы в словах воробей, петух.
Чтение басни.
Словарная работа.
-Я бы хотела выяснить, как вы понимаете значение следующих слов:
протяжно – длительно
божусь – клянусь
невелички – маленькие
примолвил – сказал
Анализ басни.
3. Работа над выразительностью.
-Понравилось вам исполнение актера?
-Сейчас мы будем учиться выразительно читать басню. Для этого нам нужно проанализировать ее.
-Какими словами обращалась Кукушка к Петуху?
- Милый Петушок.
- Мой куманек, кум .
-Какими словами обращался Петух к Кукушке?
- Кукушечка, мой свет
- Красавица.
-Эти слова еще раз подтверждают, что они относились друг к другу доброжелательно.
-Ребята, как поет петух?
- Ку-ка-ре-ку!
-А как начала Кукушка хвалить его пение?
- «Поешь ты громко, важно».
«Век слушать я готова».
«Поешь ты лучше райской птички» («Райский сад», «райская жизнь» - значит очень хорошо.)
-А вы согласны, ребята, с тем, что Петух может петь лучше райской птички?
-Значит, ее слова обманны, лживы.
-А почему она хвалит его? (Да потому что он тоже хвалит ее).
-А как поет кукушка? (Ку-ку, ку-ку!)
-Как Петух хвалит пение Кукушки?
«Как тянешь плавно и протяжно».
«Во всем лесу у нас такой певицы нет».
Божусь, лишь только замолчишь,
то жду я, не дождусь, чтоб начала бы снова...»
«Отколь такой берется голосок?
И чист, и нежен, и высок!»
«А песни, что твой соловей».
-Вы согласны с тем, что Кукушка поет как соловей?
-Итак, Петух поет лучше райской птички, а Кукушка поет, как Соловей.
И неизвестно до чего бы дошли в своей похвале Петух и Кукушка, если бы не пришел Воробей.
Прочитайте, что сказал он об их пении.
«Друзья! Хоть вы охрипните,
хваля друг дружку, - все ваша музыка
Плоха!..
-Он прав? Вот в этих словах Воробья и автора содержится главная мысль басни - мораль.
-Какие недостатки людей высмеиваются в этой басне? (лесть , лживость )
-Мы с вами могли бы прокукарекать, как петух, прокуковать, как кукушка. А вот если бы я попросила вас спеть по-соловьиному, навряд ли кто-нибудь бы смог. Соловей - непревзойденный певец леса (показ картинки с его изображением).
4. Выразительное чтение по ролям.
-Теперь я думаю, вам не составит труда прочитать эту басню выразительно.
-Вспомним, что значит читать выразительно?
-читать не торопясь
-выделять голосом отдельные слова
-останавливаться на знаках препинания
-С какой интонацией нужно читать слова автора? (спокойно)
-Петуха и кукушки? (льстиво)
- Воробья? (насмешливо)
(Выходят 4 ученика: автор, Кукушка, Петух, Воробей надевают ободки на голову с рисунками героев и читают по ролям).
5. Итог урока.
Обобщение:
- Итак, И. А. Крылов в своих баснях давал нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит и мы с вами, стали умнее, добрее, лучше. Многие слова и выражения из его произведений стали крылатыми, то есть со страниц книг перешли в нашу речь. Это произошло еще и потому, что Крылов обладал великим даром: он умел в одной строчке передать основную мысль басни, ее мораль.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по басне И.А. Крылова "Волк и ягнёнок",2 класс
Урок, посвящён творчеству И. А. Крылова и способствует пониманию различий литературных жанров. Дети учатся работать по памятке сравнения, понимать мораль басни, а также сопоставлять творчество Эзопа ...
басни Крылова
проект "Басни Крылова", создан учеником 3 "а" класса ...
Урок-презентация басни И.А.Крылова
Урок-презентация Басни И.А.Крылова Цели:совершенствовать известные данные, расширить их;совершенствовать умение выразительно и осознанно читать;активизировать ...
В гостях у дедушки Крылова
Открытое занятие кружков «Грамотей» и «Затейники» по теме: «Вспомним басни И.А. Крылова»...
Проверочный тест по басням И.А.Крылова
Проверочный тест по басням И.А. Крылова...
Конспект занятия "Путешествие в страну басен Крылова"
Соревнование двух команд по басням И.А. Крылова....
Литературная гостинная к юбилею И.А. Крылова "В гостях у дедушки Крылова".
Обобщение знаний воспитанников о жизни и творчестве И.А. Крылова. Знакомство с интересными фактами его биографии и творчества. Занимательная викторина, которая может использоваться, как материал для и...